9. Новое рождение

Итак, мы рассмотрели, каким образом призыв Евангелия становится действенным в некоторых людях. На прошлой лекции мы начали говорить о том, что это происходит благодаря возрождению, которое совершается Святым Духом. Призыв Евангелия становится действенным, потому что в человеке появляется некий принцип, который позволяет ему откликнуться на духовную, божественную истину. В этом и заключается различие между верующими и неверующими, спасенными и неспасенными. Последние имеют «плотской ум», пребывают во плоти, не являются духовными людьми, поэтому духовные истины для них ничего не значат. Для духовных же людей эти истины — все, потому что они возрождены. Итак, мы рассматриваем учение Библии о возрождении. Мы остановились на некоторых библейских понятиях и начали исследовать их реальное значение. Возрождение — не просто изменение каких-то свойств души. Это нечто качественно иное, что мы определили как изменение фундаментальной направленности личности.

Продолжая изучение данной темы, я хотел бы снова подчеркнуть глубинный характер преобразований, которые происходят в возрожденном человеке. Об этом много говорится в Библии, и эти перемены сравниваются с получением «сердца нового» (Иез. 36:26). Обычно в Библии под сердцем подразумевается не только центр чувств, как принято считать, но и центр всей личности. Поэтому, когда в Писании говорится о новом или чистом сердце, то имеется в виду то, что мы назвали ведущей направленностью, фактором, контролирующим и определяющим внутренний мир человека и характер его изменений.

Безусловно, возрождение является великой тайной, и мы уже отмечали это, когда касались беседы нашего Господа с Никодимом. Это чудо, сверхъестественное явление. Наш Господь сравнил его с дуновением ветра, чтобы дать понять Никодиму, а вместе с ним и всем нам, что в определенном смысле мы не можем уразуметь этого явления полностью и до конца. «Дух (в английской Библии — «ветер». — Прим. ред.) дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3:8).

Но я не устану повторять, что нам все же нужно стремиться понять библейскую истину настолько, насколько это возможно. Чтобы доступнее объяснить, как происходит это чудесное изменение, я хочу предложить вам лучшее, на мой взгляд, сравнение. Оно приводится в самом Писании. Речь идет о прививке одного растения к другому.

Предположим, вы хотите вырастать определенный сорт груш. Обычно это делается так. У вас есть отросток или побег того сорта, который вам нужен. На дереве обычной дикой груши вы делаете надрез и вставляете туда черенок. Затем вы закрепляете его и через время получаете чудесные груши. Они будут именно того сорта, который вы выбрали.

Однако вам предстоит еще много труда, останавливаться рано. Что же происходит далее? Сила и энергия, если можно так выразиться, жизнь и сок, которые текут в дикой груше, входят в привитый побег и производят плод. Да, но ниже уровня черенка дикая груша по-прежнему питает дикие ветви и плоды, поэтому необходимо обрезать, очищать дерево. Если вы будете это делать, то настанет время, когда на нем будут расти груши только того сорта, который вы хотели иметь.

Итак, мы имеем дерево с двумя природами. Если его старательно очищать от старых ветвей, то новых будет становиться все больше и больше, и в конце концов мы получим такое дерево, на котором будут расти груши только выбранного сорта. Мне кажется, что это самая лучшая иллюстрация к нашей теме. Вы прививаете новую жизнь и какое-то время имеете одно дерево с двумя природами: культурной и дикой. Очищая и обрезая дикие ветви, вы тем самым направляете силу дерева к привитому побегу, и он не только начинает расти и плодоносить, но и постепенно вытесняет другие ветви, пока все дерево не станет тем прекрасным грушевым деревом, которое вы и хотели получить.

Безусловно, ни одно сравнение не может быть совершенным, но лично мне эта иллюстрация кажется наиболее удачной. Нечто подобное происходит и при возрождении. В человеке только одно «я», но никак не два. Новая природа помещается внутрь нас, и мы призваны умерщвлять свои земные члены. Мы должны очищать и держать под контролем свою ветхую природу, и если проявить настойчивость, то новая жизнь будет развиваться, давать плод, а новая природа проявляться все больше. Я уделяю этому вопросу так много внимания, потому что, к большому сожалению, есть люди, считающие себя евангельскими верующими, которые полностью отвергают истину и доктрину о возрождении. Вот поэтому я говорю об этом так настойчиво. При возрождении в человеке происходят глубокие перемены. Это не просто изменение отношения к чему-либо или кому-либо. Изменение происходит в нашем сердце, и оно такое же явное, как и результат прививки черенка к дереву груши.

Как это изменение связано с нашим пребыванием во Христе? Существует всем нам знакомое учение об освящении. Для его иллюстрации используется кочерга. Она холодная, черная и настолько прочная, что ее невозможно согнуть руками. Но мы помещаем ее в раскаленную печь и оставляем там. В огне кочерга раскаляется, краснеет и становится такой мягкой, что ее можно согнуть. О, да, — говорят нам, — все это так, но кочерга остается раскаленной, красной и может гнуться до тех пор, пока вы держите ее в огне. Как только ее вытаскивают из огня и охлаждают, она снова становится черной, холодной и прочной. Это иллюстрация нашего пребывания во Христе. Согласно этой точке зрения, пока мы пребываем во Христе, в нас есть новая жизнь.

Эту иллюстрацию приводят, чтобы показать значение пребывания во Христе: если мы не будем в Нем, то вернемся в положение, в котором пребывали ранее. Но это, я подчеркиваю, есть явное отрицание доктрины о возрождении! Христиане и рожденные свыше люди могут отойти, могут не пребывать во Христе в данном мистическом смысле, но даже тогда они не возвращаются в свое прежнее состояние. Они рождены свыше, в них помещен новый принцип жизни, в них произошло изменение. Это реальный факт. В этих людях новая жизнь может не проявляться явно, но она есть, и мы не должны воспринимать их как пребывающих в точно таком же состоянии, в котором они находились ранее.

То же самое можно сказать и по поводу иллюстрации со спасательным кругом. Грешник сравнивается с человеком, который не умеет плавать. Он якобы в безопасности, пока находится внутри спасательного круга. Если же он окажется вне круга, то сразу же пойдет на дно. И здесь, мне кажется, мы снова сталкиваемся с явным отрицанием доктрины о возрождении, потому что, как нам доказывают, если человек не пребывает в «спасательном круге», он оказывается в точно таком положении, в котором находился ранее, как будто с ним не произошло никаких изменений.

Но, как мы уже выяснили, доктрина о возрождении учит, что изменения происходят не только в нашем отношении к Господу и к истине, но и внутри нас самих, и их совершает Сам Бог. В нас помещается новая жизнь, новый принцип жизни и повиновения, и, следовательно, эта жизнь развивается и проявляется все полнее. Апостол Павел говорит: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу…» (2 Кор. 3:18). Итак, вы видите, что здесь сказано о развитии и росте. Почему они происходят? Потому что в нас был внедрен принцип жизни. Как выразился Чарльз Уэсли, комментируя этот стих, «мы преображаемся от славы в славу, пока не займем свои места на небесах». В нас происходят изменения, поэтому мы уже не такие, какими были ранее. Указанные библейские понятия (мы имеем в виду возрождение, новое рождение, рождение свыше, новое творение) должны уберечь нас от ошибок, которые допускаются при использовании иллюстраций с кочергой и спасательным кругом. Каждый из нас фактически является новой личностью.

Невозможно переоценить значение этой истины, так ясно изложенной в Писании. Когда мы приступим к доктрине об освящении, мы увидим, насколько важно иметь правильное понимание учения о возрождении. Не разобравшись в нем, мы неосознанно сведем его к увещеванию людей пребывать во Христе. Без сомнения, призывать людей пребывать во Христе необходимо, и мы будем говорить об этом, когда подойдем к соответствующей доктрине. Но при этом нельзя утверждать, что возрождение представляет собой только новые отношения со Христом. Это приведет к серьезной путанице.

Итак, мы отметили глубинный характер изменений, которые происходят при возрождении. Позвольте мне теперь задать вопрос: почему эти изменения так необходимы? Что дает нам право настаивать на их необходимости? Во-первых, этому учит Писание. Вы помните, что сказал наш Господь Никодиму: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3); и далее: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (ст. 5). Возрождение необходимо и обязательно. Человек не сможет даже увидеть Царствие, не то что войти в него, если не будет рожден свыше.

В Гал. 6:15 Павел говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Имеет значение лишь одно: новая тварь, новое творение, а не обрезание или отсутствие его. И снова в Еф. 4:24 Павел делает подобное утверждение, описывая нового человека, «созданного по Богу, в праведности и святости истины».

Но во многих отношениях самым важным отрывком на эту тему является Евр. 12:14: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». Святость совершенно необходима, и отметьте, что здесь имеется в виду не просто освящение, которое вы можете получить или не получить. Без святости никто не сможет увидеть Господа. Поэтому нет смысла говорить о том, что все христиане, независимо от того, получили они освящение или нет, идут на небеса. Без святости невозможно достичь небес. Мы получаем ее во время возрождения. Новая, святая жизнь, святой принцип помещаются в нас.

Таковы ясные утверждения Священного Писания. Есть и другие отрывки, из которых логически вытекает то же самое. Вечная жизнь определятся как знание Бога: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Наш Господь говорит, что Он пришел «для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан. 10:10). Он пришел дать нам вечную жизнь, которая включает знание Бога и посланного Богом Иисуса Христа. Уже одно это делает возрождение совершенно необходимым. Бог свят. Он есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Поэтому жизнь вечная состоит в том, чтобы знать Его и иметь общение с Ним. А это значит, что моя природа должна соответствовать Его природе. Во мне должно быть нечто такое, что соответствует Божьему и радуется ему.

Да, но мы знаем, что в падшей человеческой природе нет ничего подобного. Вот почему наш Господь так ясно говорит об этом в беседе с Никодимом, который полагал, что может просто перейти из одного состояния в другое. Нет и нет, — говорит наш Господь, — «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Между ними нет ничего общего. Невозможно смешать плоть и Дух — не получится. Духовное и греховное, плотское невозможно объединить. Мы должны быть рождены свыше, должны стать духовными.

Природа Бога делает возрождение оскверненного грехом человека совершенно необходимым, потому что в человеке изначально не существует божественного начала. Безусловно, люди, верящие в существование такого начала, не верят в возрождение, и они последовательны в своих взглядах. Было бы странно отрицать доктрину о божественном начале в человеке и в то же время считать, что в человеческой природе есть нечто великое, что делает возрождение не обязательным.

Итак, возрождение должно стоять на самом первом месте, потому что если я могу совершить нечто, что приведет меня в конце концов к нему, то я не нуждаюсь в нем. Если я, будучи таким, каким я являюсь после грехопадения, могу оценить по достоинству духовную истину, понять Евангелие и сказать: «Да, я буду следовать ему», после чего получу рождение свыше, то тогда мне не нужен никакой дар жизни. Если я имею способность, силу, возможность различать истину и стремиться к ней, то мне не нужно никакое возрождение. Но все дело в том, что, безусловно, у меня нет таких сил и способностей. Люди, имея падшую, греховную природу, не желают познавать истину. Они пребывают во вражде с Богом, противятся Ему. «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам…», — пишет Павел (Кол. 1:21). Такие люди ненавидят закон Божий. Они не хотят иметь с Богом ничего общего. Они плотские и думают о плотском (Рим. 8:5). Поэтому возрождение не только важно, но жизненно важно. Все начинается с него. В нас самих нет ничего, что было бы способно сделать нас христианами прежде, чем произойдет возрождение.

Итак, мы подходим к следующему вопросу: каким образом происходит возрождение? Это очень интересная тема. Здесь речь не идет о простом нравственном влиянии. Некоторые верующие утверждают, что люди, слушая проповедь Евангелия, попадают под его влияние и изменяются к лучшему. Им начинают нравиться евангельские истины, они стремятся следовать им, вследствие чего становятся совершенно другими людьми. Но на самом деле все обстоит иначе. Мы говорим о том, что в самой человеческой личности происходит нечто, что приводит к изменению.

Бесспорно, нравственное воздействие бывает весьма эффективным. Оно может заставить человека пересмотреть приоритеты, изменить образ жизни. Убедительные слова находят отклик у слушателей, и, внимая им, кто-то может стать, к примеру, абсолютным трезвенником и сторонником сухого закона (что нередко и происходит). При этом имя Иисуса Христа вообще не упоминается. Нравственное воздействие, истина, высокие идеалы могут преображать людей. Но сейчас у нас другая тема.

Во-вторых, возрождение не достигается посредством крещения. Дискуссии на этот счет ведутся уже давно. Римско-католическая церковь учит, что человек становится возрожденным только в результате водного крещения. Для того, чтобы получить рождение свыше, вы должны сначала креститься. Я не хочу забегать наперед и касаться темы следующих лекций, но все же давайте кратко остановимся на этом вопросе. Благодаря крещению, как учит католическая церковь, мы получаем прощение грехов, и наша нравственная природа изменяется и обновляется. Крещение якобы очищает нас и избавляет от рабства первородного греха. Вы помните, что после грехопадения Адама мы унаследовали его падшую природу; сила греха вошла в нас и господствует над нами. Согласно учению католической церкви, ребенок во время крещения освобождается от власти первородного греха. Все то, что было получено от Адама, омывается, очищается, но главное — посредством крещения люди становятся детьми и наследниками Божьими.

Англо-католики также исповедуют возрождение через крещение, и, как ни странно, этому же учат и лютеране. Ни Лютер, ни его последователи не смогли избавиться от этой идеи. Однако между взглядами лютеран и католиков есть одно различие. Католики считают, что без водного крещения не бывает возрождения, а лютеране говорят, что в принципе это возможно, но, как правило, возрождение происходит именно через крещение. Но мы не согласны с этой точкой зрения. В книге Деяний содержится множество библейских доказательств тому, что у людей, которым преподавалось крещение, проявлялись признаки рождения свыше. Действительно, они были крещены потому, что получили возрождение. Крещение было знаком и печатью того, что они рождены свыше, о чем свидетельствовала их жизнь.

Но для нас гораздо важнее и интереснее такой вопрос: какова связь между возрождением и проповедуемым словом?

Существует целый ряд библейских текстов, которые показывают, что возрождение происходит через слово. Позвольте мне предложить вам два таких отрывка: Иак. 1:18: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» и 1 Пет. 1:23: «…возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (курсив автора. — Прим. ред.). Как вы помните, на последней лекции я сказал, что возрождение и рождение — не одно и то же, эти процессы может разделять длительный промежуток времени. Итак, я заявляю, что в приведенных мною отрывках имеется в виду рождение, причиной которого является, конечно же, слово. Действенный призыв, выраженный в словесной форме, как бы пробуждает саму жизнь, и таким образом происходит рождение. Если вы поняли, в чем заключается различие между зачатием и рождением на свет, то, надеюсь, поймете, как действует слово. Оно вызывает к жизни то, что ранее уже было заложено внутрь.

Здесь некоторые могут привести притчу о сеятеле, подчеркивая, что жизнь пребывает в слове и т. д. Но, безусловно, вся притча говорит о свойствах почвы, в которую помещается семя. Может быть, это каменистая почва? Может, на ней растут сорняки?.. Или же это хорошая почва? Другими словами, эта притча показывает, что в человеке есть некий фундамент, который мы назвали направленностью. И если направленность изменяется и становится правильной, то слово будет действенным, приведет к положительным результатам, принесет хороший плод.

Действительно, этому учит Писание. Возьмите, например, слова Иисуса, записанные в Иоан. 6:65: «…никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». Итак, люди слушают то же самое слово, но одни, как мы уже видели, веруют, а другие — уходят прочь. Какая же разница между этими людьми? Наш Господь говорит: «…если то не дано будет ему от Отца Моего». И снова я хочу вам напомнить о Лидии. Она прислушалась к словам Павла, потому что Господь «открыл ее сердце». Это было действие Бога, благодаря которому Лидия приняла слово. Таков порядок. Об этом ясно говорится в 1 Кор. 2, особенно в ст. 12 и 15.

Но я хочу привести в заключение еще два аргумента по этой теме, которые, возможно, не очень важные, но, как мне кажется, довольно интересные. Что можно сказать о ветхозаветных святых? Рассматривая доктрину о завете, мы особо подчеркнули, что ветхозаветные святые находятся в том же положении, что и мы. Как в ветхом, так и в новом домостроительствах есть только один завет. И вы, и я сегодня являемся детьми Авраама. Он — наш отец, потому что мы дети веры. Разумеется, существует различие между устройством завета в обоих домостроительствах, но есть только один завет благодати. Наш Господь говорит нам, что Авраам, Исаак и Иаков возлягут в царстве и что другие верующие придут к ним от востока и запада, в то время как неверующие иудеи будут извергнуты вон (Лук. 13:28, 29). Другими словами, ветхозаветные верующие были рождены свыше, в том числе Давид. Он был новым творением, новым человеком, как и другие патриархи и пророки.

В Послании к Евреям об этом говорится в конце главы 11. Автор упоминает некоторых ветхозаветных святых, которые не получили всего, что им было обещано. Исполнение обетований, данных им, было как бы приостановлено, чтобы они не оказались впереди нас: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39, 40). Итак, мы становимся совершенными вместе с ними. Но если ветхозаветные святые были возрожденными людьми, а они должны быть таковыми, то ясно, что не слово привело их к возрождению. Возрождение — нечто такое, что совершается непосредственно, а не через слово. Дух Божий воздействовал на этих мужей и управлял ими.

Другой аргумент касается детей, особенно младенцев. Все мы верим, что дети, умершие в раннем возрасте, пошли на небеса, чтобы вечно пребывать в Божьем присутствии, не правда ли? Как же ребенок может спастись? Конечно же, каждый младенец нуждается в спасении. Если вы верите в доктрину о грехопадении и первородном грехе, то должны признать, что каждый ребенок зачат в беззаконии и рожден во грехе (Пс. 50:7). Каждый ребенок мертв по преступлениям и грехам (Еф. 2:5). Первородный грех Адама и вина за него лежит на каждом рожденном ребенке. Как же он может спастись? Как может попасть на небеса?

Если вы настаиваете на том, что слышание слова, принятие его и вера всегда предшествуют возрождению, то как же может спастись младенец? Он не может принять истину — у него нет необходимых способностей, разума взрослого человека, он еще не созрел для этого. Так что же, для детей нет никакой надежды? Конечно же, мы так не считаем. Ответ заключается в том, что ребенок возрождается точно так же, как и любой другой человек, благодаря всемогущей Личности. Сам Господь Бог воздействует на него Святым Духом. Он может внедрить семя духовной жизни в бессловесного младенца с такой же легкостью, как и во взрослого человека. Следовательно, вы видите, почему так важно уяснить, совершается ли возрождение через слово или оно исходит непосредственно от Бога. И снова, как и на прошлой лекции, я утверждаю, что оно является прямым, непосредственным действием Бога, таким как сотворение мира из ничего.

Как важно знать доктрины и ясно понимать учение Писания! А оно говорит, что возрождение — это работа Самого Бога, совершаемая в глубине нашей души. «…Никто не может похитить их из руки Отца Моего», — пишет Иоанн (Иоан. 10:29). Апостол Павел утверждает: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38, 39). Здесь Павел показывает, что такое возрождение. Речь идет не просто о наших взаимоотношениях с Богом, а о том, что Он дал нам жизнь, поэтому ничто не может нас разделить. Мы, безусловно, будем говорить о мистическом союзе с нашим Господом и увидим справедливость этих слов. Бог проводит в нас непрерывную работу, и ничто не может помешать ей.

Давайте рассмотрим некоторые стихи из Первого послания Иоанна: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха…». Это значит, что возрожденный человек не будет оставаться во грехе. Почему? «…Потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 3:9). Уясним себе это. Человек, рожденный от Бога, рожденный свыше, просто не может пребывать во грехе. Он может оступиться, упасть, но он не остается во грехе, потому что в нем есть жизнь. Она сама проявляет себя и доказывает свое существование, как мы увидим далее.