11. Союз со Христом

Рассуждая о работе Святого Духа в применении искупления, которое было совершено только одной Личностью — нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом, мы подошли к доктрине о союзе верующего со Христом. На последней лекции я пытался подчеркнуть, что эту доктрину необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с доктриной о возрождении, так как оно происходит почти одновременно с появлением союза верующего и Христа. Логически, но не хронологически, союз должен предшествовать возрождению. Мы получаем рождение свыше лишь вступив в союз со Христом. Именно от Него мы получаем жизнь, от Него получаем все. Итак, мы подошли к одной из самых славных доктрин всего христианского вероучения. Никакая другая доктрина так ярко не свидетельствует о том, что мы являемся сопричастниками Христа и божественной природы, и это неизбежно приводит нас к доктрине о возрождении. На последней лекции я объяснил, почему мы останавливаемся на этой доктрине именно сейчас, а не в конце наших занятий. Мы рассмотрели ряд духовных понятий, используемых для описания этого союза и теперь приступаем к более подробному исследованию данной доктрины.

Безусловно, в первую очередь мы должны рассмотреть природу этого союза. Библия дает нам ключ к пониманию его характера. И снова я хотел бы начать с отрицательных утверждений. Мы не должны рассматривать союз между верующим и Христом как некое слияние личностей и думать, что в каком-то смысле наше бытие или сущность нашей личности как бы погружаются и растворяются в бытии или сущности нашего Господа. Я подчеркиваю это, имея в виду учение мистиков, которые именно так и понимают этот союз. В конечном итоге их концепция спасения заключается в том, что мы должны раствориться в вечности.

Это основная идея многих восточных культов, и между ними и мистицизмом, маскируемым под христианство, имеется много общего. В них мы находим идею о так называемой нирване. Вы растворяетесь в божестве, перестаете существовать как отдельная личность, сливаясь с божеством и вечностью. Библейская же доктрина о союзе верующего со Христом весьма далека от таких воззрений. Библия ясно учит, что и вы, и я будем существовать как личности во веки веков. Мы не сливаемся с Богом и не растворяемся в Нем. Как личности, мы будем не только существовать вечно, но и наслаждаться созерцанием Бога и Его славным присутствием.

Рассматривая доктрину о Личности нашего Господа, мы уже подчеркивали это. Две природы нашего Господа — человеческая и божественная — не сливаются воедино, но и не разделяются. Не существует какой-либо новой, частично человеческой и частично божественной природы. Иисус Христос — истинный Бог и истинный Человек, обладающий божественной и человеческой природами, единосущными и нераздельными. Они не смешиваются и не сливаются в физическом смысле. Точно так же и союз верующего со Христом нельзя рассматривать как слияние или объединение субстанций.

Я хотел бы привести еще одно отрицательное утверждение, чтобы подчеркнуть истину о том, что союз верующего со Христом является не просто союзом двух личностей, любящих друг друга или интересующихся друг другом. Это не просто свободное, неформальное объединение лиц, у которых появились общие интересы или цели. Нет и нет. Это важно отметить, потому что часто люди в своем стремлении удалиться от заблуждений мистицизма представляют союз со Христом именно таким образом. Вы понимаете, что я имею в виду? Некоторые люди вступают в определенные ассоциации. Например, их может интересовать музыка или какой-либо композитор. Есть общество Бетховена, Моцарта и т. д. Люди, увлекающиеся живописью, также создают соответствующие общества. У них есть общие интересы, на основании которых они объединяются в союзы, но я хочу подчеркнуть, что совсем не в такой союз вступает Господь с каждым Своим последователем. Речь идет не только о том, что мы интересуемся спасением, Богом и Его Царством. Это все на своем месте, но союз со Христом имеет гораздо более глубокий смысл. Поэтому я постарался подчеркнуть важность этих двух отрицательных утверждений.

Какова же природа или характер этого союза? Во-первых, это духовный союз, и здесь мы не можем обойтись без доктрины о Святом Духе. Мы соединяемся со Христом и вступаем с Ним в союз благодаря пребыванию в нас Святого Духа. Его особое служение, особая работа заключается в том, что Он соединяет нас со Христом. Мы прилепляемся ко Христу посредством Святого Духа. Позвольте мне привести вам некоторые стихи Священного Писания, чтобы подтвердить эту мысль. Возьмите 1 Кор. 6:17: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Здесь апостол Павел напоминает коринфянам, что их тела являются храмом Святого Духа, поэтому они должны избегать грехов плоти. Он указывает на некоторые из них: «…совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею…» (ст. 16) и далее приводит противоположную истину: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Итак, речь идет о духовном, а не о физическом союзе. Давайте еще раз обратимся к 1 Кор. 12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все напоены одним Духом». Здесь прослеживается та же идея. Святой Дух соединяет нас со Христом чудесным и таинственным образом.

Во-вторых, это мистический союз. Что же мы понимаем под этим трудным выражением? Лучше всего его рассмотреть в свете последней части 5-й главы Послания к Ефесянам. Эти стихи иногда читают на бракосочетании, что вполне оправдано. Во время таких богослужений говорят, что отношения между мужем и женой символизируют мистический союз Христа с Его Церковью. Бесспорно, здесь апостол сравнивает союз Господа и верующего с союзом мужа и жены. Вот какой смысл я вкладываю в понятие мистического союза. Его очень трудно выразить словами. Есть союз, и больше всего для его характеристики подходит определение мистический. Двое становятся одной плотью. Они соединяются интимным образом, действительно становясь одной плотью. Это и есть мистический союз.

Следующее определение — живой союз. Оно весьма существенно, так как показывает, что наша духовная жизнь исходит прямо от Господа Иисуса Христа. Нет ничего более важного в христианской вере, чем осознание того, что наш союз с Ним является живым, животворным союзом. Это не что-то искусственное или абстрактное, это не голая мысль или идея, но действительно живой духовный союз.

Давайте в качестве доказательства рассмотрим некоторые тексты Писания. Возьмем, например, великое утверждение в Иоан. 1:16, которое является одним из самых удивительных и чудесных во всем Священном Писании: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…». Здесь Иоанн раскрывает сущность наших взаимоотношений с Иисусом. Нечто от Его полноты и жизни переходит к нам, и мы это принимаем. Многие другие утверждения Писания свидетельствуют о том же. Возьмите, например, Иоан. 14:19, 20, где приведены слова нашего Господа: «…Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас». Вы видите всю важность этих отношений, которые становятся возможны благодаря Святому Духу. Вспомните Иоан. 17:22, 23: «…да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино…». Какое чудесное учение!

К сожалению, мы не понимаем до конца значение этой истины, данной нам Самим Господом. В молитве за Свой народ Иисус просил, чтобы мы познали живые духовные отношения с Богом. Он не колеблясь сравнивает их со Своими отношениями с Отцом. Как Отец пребывает в Нем, так и Он пребывает в нас и мы в Нем. Давайте посмотрим, как утверждает эту истину апостол Павел в Гал. 2:19, 20: «…Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос…». Нет более великой истины. Она открывает нам, что отношения со Христом дают нам жизнь, что они являются союзом жизни: «…и уже не я живу, но живет во мне Христос». Далее Павел продолжает: «…А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня».

Следующее определение, которое я должен использовать, — органический. Оно, в отличие от определения живой, предполагает двухсторонний характер наших отношений со Христом. Мы не только получаем, но и даем. Одним из лучших утверждений на эту тему является Еф. 4:15, 16: «…но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Какие слова! Вы видите органическую взаимосвязь нашего Господа и верующих в Него. Мы должны возрастать во Христе, Который является главой. Далее Павел говорит о теле, «составляемом и совокупляемом посредством всяких взаимно скрепляющих связей». Итак, мы не только получаем, но и даем. Все мы активные члены. Каждая часть тела играет важную роль в жизни всего организма. Мы не должны быть пассивными. Существует органическая связь, органический союз. Члены так же, как и глава, выполняют свои функции.

В этом заключается концепция Церкви как Тела Христова, и это уникальная истина. Без сомнения, ничто не укрепляет так нашу веру, не вдохновляет и не призывает нас к практической святости, как осознание этой чудесной и возвышенной истины о самих себе. Я все больше убеждаюсь, что одной из главных причин низкой духовности современной христианской церкви является неспособность уяснить данные доктрины. Мы так привыкли мыслить субъективными понятиями и тратить столько времени на какие-то дела, что не видим главного пути к святости, который заключается в том, чтобы понять истину о самих себе и увидеть свое высокое призвание и привилегированное положение.

Другое утверждение об органическом союзе со Христом мы вновь находим в Еф. 5, где Павел сравнивает его с отношениями между мужем и женой. У каждого супруга есть свои обязанности, свои функции, своя роль, и таковы отношения между Христом и Церковью. Каждый из нас должен вносить свой вклад в этот союз.

Следующее определение: наш союз со Христом является личным союзом. Каждый из нас имеет личные отношения с Ним. Я делаю на этом особое ударение, так как существует учение, довольно популярное среди римских католиков и англикан, а также тех, кто любит именовать себя либеральными христианами, согласно которому каждый из нас соединен с нашим Господом не напрямую, а через Церковь. При этом пренебрегается личностный и преувеличивается коллективный аспект наших взаимоотношений со Христом. Согласно данному учению, мы в определенном смысле можем родиться свыше только через Церковь, что является полным отрицанием не только библейского учения, но и всего евангельского вероисповедания. Согласно евангельскому вероисповеданию, все мы имеем личные отношения с нашим Господом и только на этом основании являемся членами Его Тела.

Конечно, в каком-то смысле это невозможно разделить, но сейчас я стараюсь подчеркнуть, что христианин не обязан своей духовной жизнью Церкви. Он получил ее от Господа. Так как все мы являемся причастниками Его жизни, то мы являемся членами Его Тела и пребываем в Его Церкви. Вы не можете быть христианином, не будучи членом мистического Тела Христа. Но верный порядок заключается в том, чтобы на первое место ставить личность, индивидуум, а на второе место — сообщество, коллектив. Таким образом, я рожден не Церковью, и она не является моей духовной матерью. Я рожден от Духа. С момента моего духовного рождения я вхожу в невидимую, мистическую Церковь. Поэтому будем всегда помнить о том, что наш союз со Христом имеет личный характер, и не позволим никакому лукавому учению похитить у нас эту истину. Нет никакой необходимости приближаться ко Христу через Церковь. Мы можем прийти прямо к Нему, и каждый из нас должен прилепиться к Нему как лично, так и в сообществе с другими верующими.

Итак, давайте теперь рассмотрим, как формируется этот союз, какова его природа и характер. Мы приступаем к великой тайне и должны быть очень осторожными. По крайней мере, мы можем сделать следующие два утверждения. Во-первых, совершенно ясно, что этот союз появляется благодаря действию Святого Духа. В Еф. 2:5 это выражено так: «…и нас, мертвых по преступлениям, (Бог) оживотворил со Христом…». Именно Дух оживотворил нас, как мы уже отмечали; оживотворил «со Христом», и в этом состоит союз. Итак, действенное призвание, возрождение и все то, что мы уже рассмотрели, является главной работой Святого Духа.

Мы также должны подчеркнуть, что далее вступает в действие наша вера, которая является жизненно важным элементом союза со Христом. Таким образом, мы естественно подходим к рассмотрению библейской доктрины о вере. Вера помогает нам поддерживать союз со Христом, развивать и укреплять его, но заключается он благодаря действию Святого Духа. Лишь когда вера становится активной, мы начинаем осознавать наш союз и наше возрождение, а также все то, что связано с ними. Лишь тогда, когда появляется вера, мы начинаем радоваться этому союзу и стремимся к нему все больше и больше. Поэтому в библейских отрывках, в которых говорится о союзе верующего со Христом, обязательно подчеркивается элемент веры. Так и должно быть. Дух создает союз и ведет к вере, которая затем поддерживает этот союз и делает его желанным. Поэтому, когда мы символически едим плоть и пьем кровь нашего Господа, союз между нами становится все теснее, прочнее и глубже. Вера все больше и больше открывает нам полноту Христа, и чем лучше мы понимаем истину о союзе с Ним, тем ближе к Нему подходим. Вы видите, как трудно и даже почти невозможно установить точный хронологический порядок установления этого союза, но именно так он образуется и поддерживается.

Давайте вновь обратимся к отрицательным утверждениям, касающимся этой темы. Союз со Христом, я повторяю, не устанавливается посредством церкви или через нее. Мы уже останавливались на учении римских католиков, согласно которому без матери-церкви невозможно родиться свыше, невозможно стать христианином. Они утверждают, что церковь играет решающую роль в этом вопросе. Мы категорически отвергаем это учение. Оно не имеет никакого библейского основания. Точно так же мы должны настаивать на том, что этот союз не образуется при помощи церковных таинств. Снова подчеркнем, что причиной его образования отнюдь не является крещение. Мы не принимаем учение о возрождении через водное крещение. Не устанавливается союз со Христом также и вечерей Господней. Невозможно переоценить значение этих двух таинств в его поддержании. Они побуждают нас все больше углублять и укреплять союз с нашим Господом, но никак не служат причиной его возникновения.

Вы встретитесь с лжеучением о таинствах, согласно которому благодать механически передается через воду или хлеб с вином и что эти обряды действуют — я использую специальный термин, потому что он применяется очень часто, и вам следует его знать — ex opere operate, т. е. от себя и сами по себе. Мы полностью отвергаем этот взгляд. Без веры обряды ничего не стоят. Сам акт водного крещения младенца не передает ему никакой жизни и не соединяет его со Христом. Нет и нет. Это невозможно. Нигде в Писании вы не найдете такого учения, поэтому мы должны самым решительным образом противодействовать ему.

Итак, мы рассмотрели, каким образом устанавливается данный союз. А теперь мы подходим к тому, что должно всем нам давать радость, за что мы должны благодарить Бога, — к результатам союза со Христом. Какая это славная и необъятная тема! Ей необходимо уделять в проповедях гораздо больше внимания, чем это делается сегодня. Мы так редко слышим о следствиях союза верующего с Господом.

К рассмотрению этой важнейшей темы можно подойти объективно и субъективно. Позвольте мне предложить параллельные понятия: объективный подход связан с федеральной точкой зрения, субъективный — с духовной. Сейчас я могу привести лишь тезисы. Когда мы приступим к доктрине об освящении, надеюсь, мы остановимся на этом подробнее, но сейчас давайте лишь в целом рассмотрим, что для нас должен значить союз со Христом.

Что говорит об этом Писание? В первую очередь давайте обратим внимание на федеральный, объективный аспект. Мы должны начать именно с него. Я просто не могу не сделать здесь небольшое отступление! Мы всегда должны отдавать приоритет объективному. Но нам не всегда это нравится. Всех нас интересует прежде всего субъективное значение. Мы стремимся к чувственному опыту и различным переживаниям и в погоне за этим не уделяем должного внимания главному. В результате наши чувства приходят и уходят, мы становимся несчастными, и все потому, что не основывали свое понимание на объективной истине. Некоторые следствия союза с Господом не затрагивают сферу чувств, и это касается нашего статуса, положения.

Федеральный аспект имел в виду Павел в Рим. 5. По природе все мы федеративно соединены с Адамом. Бог сделал Адама представителем всего человечества, федеральным главой. В качестве иллюстрации возьмем Соединенные Штаты Америки. Эта страна состоит из ряда штатов, каждый из которых имеет свою собственную законодательную власть, в определенном смысле свое правительство, но вдобавок к этому существует еще так называемое федеральное правительство, которое охватывает региональные власти, соединенные в федеральном союзе. Согласно учению Писания, все человечество находится в подобном федеральном союзе с Адамом, и, как мы уже говорили, на этом основании грех Адама вменяется всем нам. Так как мы соединены с Адамом федерально, то в юридическом смысле его действия касаются и нас. Согрешил он — согрешили и мы; пал он — вместе с ним пали и мы. В этом заключается доктрина о первородном грехе и первородной вине.

С другой стороны, нам сообщается (вы увидите эту параллель в учении), что мы, христиане, находимся точно в таких же отношениях с Господом Иисусом Христом. Мы федеративно соединены с Ним. Что это значит? То, что мы были распяты с Ним. Мы не должны толковать Рим. 6:6 субъективным образом. Это объективный факт. Согласно этой истине, вместе со Христом был распят и я, будучи соединенным с Ним федеративно. Именно так смотрит на это Бог. Нам говорится, что мы соединены со Христом «подобием смерти Его» (Рим. 6:5). В Рим. 6:8 сказано, что «мы умерли со Христом». Более того, «мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6:4). В Рим. 6:11 апостол Павел продолжает: «…почитайте себя… живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Итак, все это касается христиан, тех, кто пребывает во Христе. Федеральные отношения со Христом должны быть основанием моей веры в то, что я был распят с Ним. Как при согрешении Адама я согрешил, так я распят был при распятии Христа. Я умер, был похоронен и воскрес с Ним. Обратим внимание на Еф. 2:6: «И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Здесь Павел не говорит о будущих событиях. Он указывает, что с федеральной точки зрения мы, христиане, пребывающие во Христе, уже сейчас посажены с Ним на небесах, хотя находимся на земле.

Но это еще не все. Нам сказано, что мы имеем «полноту в Нем, Который есть глава…» (Кол. 2:10). Это еще одно утверждение о федеральных отношениях, юридическая или правовая формулировка. Я надеюсь, всем понятно. Дорогие друзья, перед нами самая великая истина, которую мы можем услышать! Благодарение Богу, она касается вас и меня. Не пренебрегайте этими библейскими утверждениями. Безусловно, они трудны, но всё, имеющее цену, дается нелегко. Если же вас не интересует этот вопрос только потому, что он сложен для понимания, то я посоветовал бы вам проверить себя, действительно ли вы настоящий христианин. Мы посажены на небесах и имеем полноту во Христе. Апостол Павел говорит: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением…» (1 Кор. 1:30). Это уже произошло. Конечно, в действительности данное утверждение касается не всех. Но лично я уверен, что окончательно искуплен во Христе. Вот почему в Рим. 8 Павел переходит от оправдания к прославлению и говорит, что те, кто были призваны, уже прославлены. Но давайте рассмотрим эти утверждения по порядку. Христос «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Это учение утверждает примерно следующее: наши грехи были вменены Иисусу Христу, и Его праведность вменяется нам. Когда мы подойдем к доктрине об освящении, я подробно остановлюсь на этом вопросе, а сейчас лишь отметим, что на основании нашего союза со Христом нам вменяется все, касающееся Его.

Во-вторых, я должен подчеркнуть, что мы запечатлены Святым Духом благодаря нашему союзу со Христом. В определенном смысле именно запечатление делает правомочным данный союз, но это два разных понятия: так как я соединен со Христом, я запечатлен Святым Духом; так как я одно с Ним, я получаю Духа, Которого наш Господь получил без меры.

Следующее следствие союза со Христом — усыновление. Это целая доктрина, и мы еще дойдем до нее. Союз верующего со Христом и усыновление — не одно и то же, как мы увидим далее, однако усыновление является одним из его результатов.

И последнее: так как мы усыновлены, говорит Павел в Рим. 8, мы являемся «наследниками Божиими» и, следовательно, «сонаследниками… Христу» (ст. 17). Христос является наследником, следовательно, мы — Его сонаследники и сонаследники славы, которую Бог приготовил любящим Его. Итак, я представил вам федеральные и объективные результаты нашего союза с Господом Иисусом Христом.

И наконец, позвольте мне привести перечень субъективных, духовных результатов. Речь идет о нашем общении со Христом. Об этом говорится в Иоан. 1:16 и в Первом послании Иоанна. В Иоан. 1:16 читаем: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…». Это также значит, что мы «преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Какая истина! Так как мы соединены со Христом, мы становимся подобны Ему! Цель спасения заключается в том, чтобы «быть подобными образу Сына» Божия (Рим. 8:29). Так как мы соединены с Ним и взираем на Него с открытым лицом, мы становимся подобны Его образу.

В этом суть христианской жизни. Вот что происходит с каждым из нас. Точнее, все это должно произойти с каждым из нас, если мы действительно являемся истинными христианами. Мы не должны стоять на месте. Безусловно, я имею в виду наше уподобление Христу в Его человеческой природе. Мы не становимся богами, но становимся такими, каким был Иисус, когда жил в мире сем. Мы становимся подобными возлюбленному Сыну Божию, Который является первородным среди многих братий. И, конечно же, вследствие этого мы начинаем приносить плод и становимся такими людьми, которых Бог может использовать. В этом заключается суть великого учения Иоан. 15.

И последнее, на чем я хотел бы остановиться, — это наша причастность к страданиям Христа и, более того, к Его смерти. В Фил. 3:10, 11 Павел пишет: «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуюсь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Какие великие мысли! Мы должны серьезно отнестись к ним и молитвенно поразмышлять над ними. В Кол. 1:24 Павел также говорит: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь…». Я не претендую на полное понимание этих слов, но уверен, что не существует более высокого утверждения доктрины о союзе верующего с Господом. Апостол Павел рассматривает свои собственные страдания в плоти и теле как продолжение страданий и мучений Христа. В результате мистического союза со Христом он мистическим образом приобщился к страданиям Христа. В средневековье были люди, которые настолько проникались страданиями Господа, настолько стремились постичь все то, что Он совершил для них, что у них на теле появлялись раны как будто от гвоздей, которыми наш Господь был прибит ко кресту, — стигматы. Вероятно, такие феномены имели место.

Но я сейчас хочу подчеркнуть, что чем глубже мы понимаем истину о нашем союзе с Господом, тем больше мы постигаем Его страдания. В мире сем Он был «муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3). Причиной этого был грех мира. Сын Божий видел в человеческом сердце враждебность по отношению к Своему Отцу. Его это очень ранило, огорчало и заставляло страдать. Лучше всего свидетельствует о наших отношениях со Христом и о реальности нашего союза с Ним глубина познания этих страданий. И это не громкая фраза, типа: «Мы горим желанием приводить души ко Христу». Нет и нет. Все гораздо глубже. Такие чувства могут быть чисто плотскими, а здесь речь идет исключительно о духовных переживаниях. Мы действительно испытываем страдания из-за греха людей и его последствий. Если мы вступили в союз со Христом, мы можем познать то томление духа, которое Он познал, глубину Его переживаний, Его боль и душевные муки. Это одно из субъективных следствий нашего союза с благословенным Господом и Спасителем.

Пусть Бог Духом Святым откроет наши глаза на эту чудесную доктрину о союзе верующего с Господом и поможет познавать ее все больше, применять в своей жизни, чтобы мы могли сказать: «Я сораспялся со Христом, крещен в подобие Его смерти, умер, похоронен, воскрес и посажен с Ним на небесах. Это мое положение. Это действительно так, потому что я во Христе, я соединен с Ним».