13. Покаяние

Мы уже говорили о том, что покаяние как отклик на Евангелие всегда предшествует вере, и сейчас подробнее остановимся на этом. Лучшим методом изучения доктрин (и мы всегда стараемся применять его) является рассмотрение значения и коннотации используемых понятий. Итак, слово покаяние означает «переосмысление», «изменение мнения». Если вы упустили из виду этот важнейший элемент всей религии, обратите на него внимание. В нашем языке очень часто встречается данное выражение, однако древнегреческое слово metanoia, использованное в оригинальном тексте Нового Завета, имеет гораздо более глубокий смысл, чем наш эквивалент. Metanoia, покаяние, означает не просто переосмысление чего-либо. Это более сильное выражение, которое подразумевает, что данное переосмысление обязательно должно привести к коренному преобразованию ума человека. Это принципиальное различие очень хорошо отражено в притче, которую рассказал Иисус:

«…У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: „сын! пойди сегодня работай в винограднике моем”. Но он сказал в ответ: „не хочу”; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: „иду, сударь”, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». (Матф. 21:28-32).

Мою мысль очень ярко иллюстрирует случай с первым сыном. Когда отец попросил его пойти в виноградник, сын отказался, но после раскаялся и пошел работать. Что же с ним произошло? Очевидно, что его намерения изменились. Ответив грубо и резко: «Не хочу» и отправившись по своим делам, возможно, пылая гневом на отца, который стал у него на пути, сын позже все же вернулся к данному ему поручению и переосмыслил ситуацию. Это первый шаг. Вы возвращаетесь и делаете переоценку тех принципов, которых придерживались ранее. Но не только это: сын уже мыслил иначе. Он изменил свою позицию: вернулся и пошел работать в виноградник.

Но и это не далеко не полное значение важнейшего слова «покаяние». Вы изменили свои взгляды, да, но при этом вы должны сознательно сожалеть о том, что до сих пор их придерживались и неверно себя вели. Итак, ясно, что в покаянии присутствует элемент сожаления. Должно быть, этот молодой человек говорил в своем сердце: «Как нехорошо ответил я отцу!». Сын не только изменил свои планы, но и очень пожалел о том, что так плохо думал и высказывался. Итак, чтобы лучше понять значение новозаветного понятия, нужно не столько копаться в словарях, сколько хорошо изучить контекст. Наш Господь дал понять, что Он имеет в виду, употребляя эти слова в подобных притчах.

Следующим важным элементом истинного покаяния является изменение поведения: «…после, раскаявшись, пошел». Действие было частью его покаяния. Если бы сын изменил лишь свое отношение к просьбе отца и пожалел о своих словах, но остался на месте или пошел веселиться с друзьями, то это не было бы истинным покаянием. Это было бы всего-навсего проявлением сентиментальности. Итак, важнейшей частью покаяния являются определенные действия, которые для человека ранее были неприемлемы. Таким образом, мы рассмотрели существенные элементы нового состояния, характерного для человека, который слышит призыв Евангелия и отвечает на него действенным образом.

Следующий вопрос: что приводит нас к покаянию? В каком-то смысле мы уже ответили на него, сказав, что к покаянию ведет действенный призыв. Но этого не достаточно. Мы должны продолжить наше исследование. Что же побуждает нас к покаянию? Библейским ответом на этот вопрос является чудесное слово благодать. Покаяние — это дар Божий, который побуждает человека к действию. Возьмите Зах. 12:10, где Бог обещает излить «дух благодати и умиления» на Свой народ. Вот что это такое. Без благодати и умиления не бывает покаяния.

А теперь перейдем к Новому Завету. Апостол Петр говорит: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Д. Ап. 5:31). Вы заметили, что Христос в одинаковой мере дает покаяние и прощение грехов? Далее в Д. Ап. 11:18 мы читаем, как люди восприняли рассказ Петра об обращении Корнилия. Они пришли в изумление, когда узнали, что Дух Святой сошел в день Пятидесятницы не только на иудеев, но и на язычников: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». Итак, покаяние — это проявление Божьей благодати, Божий дар.

Далее, Павел пишет Тимофею: «…с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2:25). Он учит Тимофея, как вести себя с теми, кто впал в ересь, заблудился. Апостол говорит, что в отношениях с такими людьми необходимо быть кротким, и объясняет почему: «…не даст ли им Бог покаяния…». Вы обратили внимание на то, что покаяние приходит извне?

Таким образом, покаяние — это дар Божьей благодати, который побуждает нас к действию. Мы получаем его через учение, через проповедь Слова. Библия изобилует примерами этого. Проповедь Евангелия, провозглашение Слова Божьего призывает людей к покаянию: «…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…» (Д. Ап. 17:30). Каким образом? Посредством проповеди. Яркий пример этого мы находим в книге пророка Ионы, проповедь которого произвела покаяние в ниневитянах. Также в Д. Ап. 2 мы читаем, что Петр, исполнившись Святого Духа, начал проповедовать в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Во время его проповеди Дух Святой так действовал через слово, что люди воскликнули: «Мужи братия, что нам делать?» (Д. Ап. 2:37). Этот вопрос был признаком покаяния, и произвело его проповедуемое слово. Именно проповедь истины создает необходимые условия для покаяния.

Апостол Павел, напоминая Фессалоникийцам о том, что случилось с ними, подчеркивает, что проповедуемое Евангелие пришло «не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением». К чему это привело? Они «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1 Фес. 1:5; 9), покаялись.

Далее мы подходим к третьему принципу. Мы рассмотрели, что такое покаяние и как оно происходит, и теперь нам необходимо ответить на вопрос: «Какая составляющая человеческого естества принимает участие в покаянии?». Мы попытаемся измерить и исследовать величие покаяния, и будем это делать не только потому, что об этом ясно учит Священное Писание, но и потому, что настоящие лекции названы (мною самим) речами и проповедями, и я стараюсь постоянно помнить, что я прежде всего проповедник. Человек, который, преподавая Слово Божие, забывает, что он проповедник, нуждается в покаянии, потому что это область не теоретическая, а весьма практическая. Мы должны рассматривать этот вопрос и потому, что, без сомнения, на состояние как Церкви, так и современного мира более всего влияет наша неспособность понять истинное содержание слова «покаяние». Нам очень недостает этого. Зачастую люди принимают решение покаяться, не представляя, что на самом деле это значит. Мы далеко не полностью усвоили библейский взгляд на покаяние, всю его глубину, широту и высоту.

Давайте же рассмотрим, какая составляющая человеческой личности принимает участие в этом процессе. Без сомнения, ответом будет: вся личность. Покаяние должно затронуть все естество человека, иначе это не покаяние. Классическое утверждение этой истины записано в Рим. 6:17: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». Можно сказать также — образу здравых слов.

Итак, давайте проведем исследование. Во-первых и прежде всего, в процессе покаяния участвует ум человека, его интеллект. Очень много людей полагают, что лучший метод призвать к покаянию — заставить сделать что-либо. Они обращаются только к воле. Но воля не сразу вступает в действие. Еще одно утверждение мы находим в Рим. 3:20: «…ибо законом познается грех». Вот для чего дан закон. Надеюсь, вы не устали от напоминаний о пуританах. Будет печально, если однажды людям надоест слушать о них! Я вспоминаю пуритан потому, что они всегда верили в действие «скрупулезной работы закона», как они выражались. Эта работа происходит до того, как Евангелие начнет применяться на практике. Другими словами, необходимо время, чтобы увидеть, действительно ли люди обличены во грехе. Предварительная работа закона была обычной темой проповедей Джорджа Уайтфильда, Джона и Чарльза Уэсли. Более того, эта тема звучала во всякой истинной евангельской проповеди вплоть до конца XIX века.

Под «работой закона» подразумевалось следующее: «законом познается грех». В этом заключается функция закона. Закон был «дан после по причине преступлений» (Гал. 3:19). Его целью никогда не было спасение людей. Закон не может спасать, потому что он, «ослабленный плотию, был бессилен» (Рим. 8:3). Тогда зачем он был дан? Чтобы показать крайнюю «греховность греха» (Рим. 7:13). Люди не любят слушать истину о грехе, восстают против нее, ненавидят ее. Вот поэтому они должны находиться под законом. Их нужно было убедить в греховности, необходимо было обратиться к их разуму и просветить его, чтобы они увидели свое действительное состояние. Итак, проповедь о покаянии касается в первую очередь интеллекта и разума. Исключив их, вы тем самым исключите и закон, а это уже страшно, так как он был дан Самим Богом, и на то были особые причины.

«Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле», — говорит Иов (42:6). Посмотрите также Пс. 50 и обратите внимание, какие глубокие чувства выражает Давид. Затем возьмите известную притчу о фарисее и мытаре, рассказанную нашим Господом. В ней говорится, что мытарь ударял себя в грудь (Лук. 18:13). Он не смел даже поднять глаз на небо, не то что говорить, и только стоял вдали и ударял себя в грудь. В Рим. 7:24 сказано: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?», и в 2 Кор. 7:11 приводится чудесное описание чувств, которые проявляются при истинном покаянии. Также в Нагорной проповеди наш Господь говорит о некоторых блаженствах: «Блаженны плачущие…» (Матф. 5:4). Эти люди не только нищие духом, но и плачущие.

Встречали ли вы таковых? Как часто в наше время люди от всего сердца оплакивают свои грехи? Многие ли обращенные знают хоть что-нибудь о душевной тоске? Многие ли сегодня сокрушаются, слыша обличения во грехе? Многие ли скорбят о своей греховности? Что можно сказать о нас самих? Но обо всем этом мы читаем в Писании.

Покаяние затрагивает сердце и чувства. Это не просто проходящая тоска, желание чего-либо лучшего. Нет и нет. Работа закона ведет к гораздо более глубоким переживаниям. Как я уже сказал, сила проявления чувств может варьировать от случая к случаю. Все мы отличаемся друг от друга эмоциональными, как и любыми иными свойствами, но я хочу подчеркнуть, что покаяние всегда должно сопровождаться сильными чувствами и оно не может быть подлинным, если человек остался совершенно невозмутимым. Вспомним великий гимн Чарльза Уэсли: «Иисус, возлюбленный моей души!». Никогда не будем забывать, что этот благочестивый и высоконравственный молодой человек сказал:

«Праведно и свято Имя Твое.

Я же полон нечестия,

Суеты и греха».

Вы видите, как глубоко этот человек осознал свое состояние. Такие чувства, как страх Божий, томление души и трепет всегда сопровождают покаяние. Апостол Павел говорит о «печали ради Бога» (2 Кор. 7:10).

Далее, в-третьих, покаяние всегда затрагивает волю. Это чрезвычайно важно. «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник помыслы свои…», — сказал Исаия (Ис. 55:7). Человек должен не только чувствовать печаль, не только видеть свой грех, но и оставить его. «Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему…» (Иоиль 2:13). Поступайте так. После того, как вы увидели грех, после того, как закон просветил ваш разум, — действуйте! Я с таким же успехом мог бы включить отрывок из Иолия 2 и в рассуждения о чувствах. Христиане, наш недостаток заключается в том, что мы очень самодовольны. Мы никогда по-настоящему не стенали от своей греховности, никогда не осознавали ее глубоко. Мы слишком легкомысленно относимся к ней, и в этом проблема Церкви. Но Библия дает именно такое определение покаяния.

Это возвращает нас к Лук. 3, к проповеди Иоанна Крестителя: «Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: „отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лук. 3:8). «Вы должны действовать, — говорит Иоанн. — Проповедь должна влиять не только на ваши чувств — „сотворите же достойные плоды покаяния”». Затем Иоанн переходит к подробным объяснениям. Люди приходили к нему целыми делегациями и спрашивали: «Что же нам делать?» (Лук. 3:10, 12, 14). Иоанн отвечал им очень конкретно. Его ответы заслуживают тщательного рассмотрения. Он так говорил людям: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же».

Пришли к нему с вопросом также и мытари, и «он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам». Наконец, пришли солдаты, и Иоанн «сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». Итак, воля также должна быть задействована в покаянии.

Вы найдете эту же истину в притче о двух сыновьях в Матф. 21. Существует некий поворотный пункт, который играет важную роль в покаянии. В действие вступает воля, и она направляет нас от того, что греховно, к: тому, что праведно. Господь дал Павлу поручение по дороге в Дамаск, повелев ему идти к язычниками и учить их, «чтобы они обратились от тьмы к свету» (Д. Ап. 26:18). Итак, действие — важнейшая часть покаяния. Павел напоминает Фессалоникийцам, как они «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1 Фес. 1:9).

Итак, мы получили некоторое понятие о всеобщем действии покаяния: оно затрагивает всю личность человека.

Четвертый принцип заключается в следующем: каких вопросов или областей касается покаяние? И снова мы видим его всеобъемлющий характер. Как он проявляется? Во-первых, покаяние касается Самого Бога. Оно предполагает изменение отношения к Нему. Мы начинаем переосмысливать свои убеждения. Ранее у нас было ошибочное представление о Боге, а теперь мы совершенно по-другому относимся к Нему, а также к людям.

Следующая область — это отношения между Богом и человеком. Мы видим, что они нуждаются в коренном изменении. С точки зрения душевного человека нет повода для печали, потому что Бог есть любовь. Если такой человек вообще верит в Бога, то он говорит: «Бог есть любовь. Я сделаю немного добра, и все будет прекрасно». Но когда люди каются, у них формируется совершенно новый взгляд на отношения с Богом, на саму жизнь, ее цель, на то, как следует жить. Большие изменения происходят также во взглядах человека на смерть и вечность. Другими словами, покаяние не только затрагивает всю личность человека, но и все его мировоззрение, жизненные ценности и стремления в этом мире.

Пятый принцип: как конкретно, на опыте проявляется покаяние. Как узнать, произошло ли покаяние на самом деле? Прежде всего, у нас должны измениться взгляды на Бога. Только раскаявшись, мы можем по-настоящему увидеть святость и величие Бога. Если эти божественные качества открываются нам, значит мы покаялись. Человеческие представления о Боге совершенно ошибочны, «потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8:7). «Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога”» (Пс. 13:1). Есть люди, которые заявляют, что верят в Бога, но они верят в какого-то своего бога, являющегося продуктом их воображения, некой проекцией их самих и их идей. Часто люди, заявляющие: «Я верю в Бога», не имеют о Нем библейского представления. Их понимание Бога совершенно негодно. Оно ложно и нуждается в коренном изменении. Не находимся ли мы сами в таком печальном состоянии? Все ли мы ходим в страхе Божьем? Являемся ли мы теми людьми, о которых можно сказать, что они хоть в какой-то мере познали величие Божье? Люди, приближающиеся к Богу, имеют кроткий дух. В Д. Ап. 9:31 нам говорится, что верующие ходили «в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа…». В последнее время бытует мнение, что христианская радость означает полное отсутствие страха перед Богом. Однако в Новом Завете мы находим повеление служить Господу «с благоговением и страхом» (Евр. 12:28), потому что Он велик и свят. Да, вы можете радоваться в Господе и в то же время ходить в страхе Божьем. Это святой страх, в котором нет «мучения» (1 Иоан. 4:18), а не животный. Чем ближе мы становимся ко Христу и Богу, чем больше в нас отображается образ Христа, тем глубже наше понимание Бога и смирение. Но почему-то страх Божий покинул нас. Мы стали беззаботными и поверхностными. Мы говорим об обращении и т. д., но мы забываем, что приближаемся к святому Богу.

Итак, мы потеряли благоговение пред Богом и, следовательно, перед жизнью, праведностью и истиной Божьей. Но все это подводит нас к познанию милости Божьей, Его сострадания, милосердия и любви. Все это неразрывно связано. Христианин одновременно познает праведность и любовь Божью. Праведность и милость встречаются, и в этом суть христианства. Только христианин может сочетать в себе эти два качества.

Действительно, в наше время распространено искусственное, ошибочное понятие о дихотомии, которое явно противоречит Библии. Люди настолько озабочены тем, чтобы подчеркнуть любовь Божью, что забывают о Его праведности. Но во Христе любовь и праведность объединились. На Голгофском кресте праведность была полностью удовлетворена и любовь излилась на весь мир, но вместе с тем, христианская любовь к Богу — это святая любовь и христианская радость — святая радость. Итак, эти новые мысли и представления о Боге появляются у людей, которые покаялись, пришли в себя.

Следующая перемена заключается в том, что эти люди уже далеко не так удовлетворены собой, как ранее. У них появляется чувство вины и собственной негодности, они осознают, что согрешили против Бога, и чувствуют свою испорченность. Это прекрасно выразили Давид в Пс. 50 и Павел в Рим. 7: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце..; омой меня…» (Пс. 50:7-9). Я должен быть омыт. Я — негодный, падший человек. «…Не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе», — говорит Павел (Рим. 7:18). Касается ли это и вас? Увидели ли вы свое состояние? Как бы мы ни толковали эту главу, в какой-то момент своей жизни мы должны сами пережить это.

Вопрос заключается в следующем: испытали ли вы чувство собственной негодности? Знаете ли вы себя достаточно хорошо, чтобы признать это? Знаете ли вы, что не живет в вас ничего доброго? «Я же полон нечестия, суеты и греха», — писал Чарльз Уэсли. Чем более человек освящается, тем полнее он осознает эти истины. Другими словами, покаяние должно быть глубоким. Кающийся человек знает об испорченности своего сердца, о своей негодности, которая стала результатом грехопадения и первородного греха. Ему открываются его собственные слабость и беспомощность. Люди, которые думают, что они сами по себе способны жить так, как учит Нагорная проповедь, — просто невежды. Это единственное, что о них можно сказать, потому что первое утверждение этой проповеди: «Блаженны нищие духом» (Матф. 5:3), т. е. те, кто понимают, что сами не могут делать ничего.

Что еще происходит при покаянии? Меняются взгляды на жизнь и образ жизни. Покаявшиеся люди начинают ненавидеть грех. Они не просто знают о своих греховных поступках и греховной природе, но ненавидят сам грех. Они испытывают глубокое отвращение к нему, как к чему-то такому, что мерзко в глазах Бога, чего не должно быть в этом мире. В то же время они наслаждаются красотой святости, совершенства и праведности, видят красоту и славу в святом законе Божьем. Теперь это не вызывает у них неприятия. Они признают, что закон Божий совершенен, свят и праведен. Для них он более не является бременем. Они уже не считают христианский путь слишком узким. В каком-то смысле они даже хотят, чтобы он был еще уже. Их больше не влечет мир сей. Они ненавидят все мирское и хотят быть святыми.

К чему же все это приводит? Позвольте мне подвести итоги. Покаяние вызывает печаль и скорбь. Оно включает отвращение к самому себе, ненависть к своей греховной природе. Ненавидим ли мы самих себя? «Бедный я человек!» — восклицает Павел в Рим. 7:24. Результатом покаяния является также страх перед святым и праведным Богом, Владыкою всего сущего и вечным Судией, против Которого мы согрешили.

Чувство отвращения к самому себе в свете Божьей праведности и святости делает желанным избавление, и мы прилагаем все усилия, чтобы сделать его возможным. Кающиеся люди готовы на все, чтобы обрести спасение. Они могут при этом заблуждаться, но эта готовность является хорошим признаком.

Далее следует исповедание грехов перед Богом и горячее желание угодить Ему. При покаянии люди не только осознают, что они нищи духом, и плачут, но и вопиют к Богу о милости: «Помилуй меня, Боже» (Пс. 50:3). Наш Господь прекрасно это выразил в притче о фарисее и мытаре: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лук. 18:13). Вот что переживают люди во время покаяния. Они не говорят и не могут сказать в этот момент ничего другого. Они сокрушаются, осознав свое положение, и возлагают надежду только на милость Божью. Они могут просить только о ней и более ни о чем. В каком-то смысле это и есть определение покаяния.

В заключение давайте кратко рассмотрим разницу между сожалением и покаянием, так как это не одно и то же. Вы можете сожалеть о своих недостатках, огорчаться, если совершили нечто плохое или запретное. Более того, сюда можно отнести и страх последствий. Не будем забывать об этом, но это совсем не то, что Павел называет «печалью ради Бога». Давайте вспомним его слова:

«Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию: ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание!..»

(2 Кор. 7:9-11).

Вы видите, какие глубокие чувства испытали коринфяне. У них произошло осознание вины, что вызвало переживания и побудило к действиям.

В чем же заключается различие между покаянием и сожалением? Настоящее покаяние, в отличие от сожаления, включает все вышеперечисленные элементы. Мы начинаем чувствовать, что оскорбили и огорчили Бога, причинили Ему боль, сознавать, я повторяю, свою негодность и крайнюю испорченность. Покаяние заставляет нас сказать:

«Я ненавижу все грехи, которые заставили Тебя страдать,

Которые оттолкнули Тебя от моего лица».

Уильям Купер

У нас появляется решимость и страстное желание избавиться от греха. Эти жажда, ревность, усердие и взыскание, о которых говорит Павел, и являются печалью ради Бога.

Мы можем представить данные качества как одно из блаженств. Это прекрасный тест на истинность покаяния. Больше всего отличает сожаление от покаяния то, что покаяние дает нам жажду праведности. Оно порождает в нас желание быть подобными Христу, все более и более уподобляться Ему, быть праведными, святыми и чистыми. Мы просто не чувствуем угрызений совести, потому что снова и снова падаем, страдаем и все время катимся вниз. Сожаление негативно, покаяние же позитивно.

«О! Мое сердце славит Бога —

Сердце, освобожденное от греха;

Сердце, которое всегда чувствует то,

Как Твоя кровь щедро пролилась за меня».

Чарльз Уэсли

Это и есть покаяние.