14. Спасающая вера

Рассмотрев великую библейскую доктрину о покаянии, мы можем перейти к соответствующей ей доктрине о вере, учение о которой красной нитью проходит через всю Библию. Мне кажется, что о вере в Священном Писании сказано больше всего, потому что именно через нее мы получаем все благословения спасения. Мы спасены, освящаемся и ходим верою: «…сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан. 5:4).

Итак, все эти благословения приходят к нам через веру, поэтому мы должны знать о ней как можно больше. Более того, при знакомстве с многовековой историей Церкви нетрудно обнаружить, что на эту тему велось множество споров. И это не случайно. Следовало ожидать, что на центральную истину вероисповедания противник, диавол, будет более всего нападать, и он это делает. Действительно, великая протестантская Реформация в определенном смысле была ничем иным, как новым открытием и определением этой великой доктрины.

Рассматривая ее, мы соприкасаемся с фундаментальными истинами. О вере можно долго рассуждать, но мы должны коснуться еще многих вопросов, поэтому остановимся лишь на самом главном. Итак, вера — это канал, через который спасение во Христе Иисусе входит в нас, становится для нас реальностью. Она соединяет нас с полнотой, пребывающей в нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе. В этом заключается суть веры.

Читая Библию, мы находим, что слово «вера» используется для обозначения ряда различных понятий и имеет различные коннотации. В нашем исследовании мы остановимся только на спасающей вере, но я кратко коснусь еще двух случаев использования этого слова.

В 1 Кор. 12 содержится перечень духовных даров — чудотворения, исцеления и т. д., среди которых упоминается дар веры. В этом случае не имеется в виду спасающая вера, так как в данной главе апостол Павел доказывает, что каждый христианин не может обладать всеми этими дарами Духа; кто-то имеет один дар, а кто-то — другой.

Следовательно, эта вера не может быть спасающей, так как каждый истинный христианин имеет спасающую веру. Поэтому в 1 Кор. 12 речь идет об особой способности, которую Бог дает через Святого Духа некоторым людям, чтобы они могли жить в абсолютной зависимости от Него. Такой дар был дан Джорджу Мюллеру и Хадсону Тейлору для осуществления их особого служения. Действительно, Джордж Мюллер известен как «муж, который верил Богу». Другими словами, он имел исключительный дар веры.

Другое значение слова «вера» встречается в перечне плодов Духа, записанном в Гал. 5:22, 23. В нашем переводе сказано так: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…». Но это не лучший перевод, потому что в данном случае слово «вера» означает «верность». Она не может быть спасающей верой, которая не является одним из плодов Духа. Вы убедитесь в этом, если внимательно исследуете контекст.

Итак, вернемся к спасающей вере: что она собой представляет? Прежде всего мы должны в общем ответить на этот вопрос, и я начал бы с отрицательного утверждения. Мы должны отметить, что вера не является чем-либо естественным. Люди часто дают такое определение: «Вера — это естественная способность человека. Он постоянно проявляет ее в жизни и без нее не мог бы прожить и дня». Далее приводятся следующие иллюстрации. Вы едете на поезде из Лондона в Брайтон. При этом очевидна ваша вера в поезд, в машиниста, в железную дорогу и т. д. Когда человек садится в самолет, в этом также проявляется его вера.

Я совершенно не согласен с таким аргументом и думаю, важно его опровергнуть. Начнем с того, что в этих примерах речь вообще не идет о вере. Поездка на поезде из Лондона в Брайтон не является ее проявлением. Мы всего лишь руководствуемся математическим законом вероятности. Это принципиальное различие. Сознательно или подсознательно мы думаем: «Весьма вероятно, что поезд дойдет до Брайтона без происшествий. Я знаю, что на железной дороге иногда случаются аварии, но это происходит не каждый день. Исходя из теории вероятности, этот поезд, скорее всего, благополучно доставит меня в Брайтон». Итак, здесь нет никакой веры.

Или выразимся иначе: садясь в поезд, мы поступаем так же, как другие пассажиры. Мы видим, что многие люди делают это каждый день, и небезуспешно. Опыт подсказывает нам, что, в общем, на поезде ездить безопасно. Можно сказать, что мы действуем, исходя из выводов, сделанных на основании общих наблюдений.

Но это, я повторяю, вовсе не вера в библейском понимании, и это очень важно уяснить, потому что иногда проводят такую параллель: «Если вы доверяете поезду и машинисту, то неужели вы не поверите Господу Иисусу Христу? Вам нужно лишь применить эту обычную способность по отношению к своему спасению, и вы будете спасены. Почему бы вам не попробовать?». В ответ можно возразить: это невозможно, потому в данном случае речь идет не об одной и той же вере.

Вера, описанная в Библии, представляет собой нечто уникальное. Вы видите ее совершенное проявление в случае с Авраамом и рождением Исаака. Чарльз Уэсли сказал об этом в своем гимне так:

«Ты видишь, что я имею веру в Твою силу,

Ибо Ты ее сотворил».

Вера — это не просто естественная способность, присущая человеку. Ее творит Бог.

«Мертвые души Ты поднимаешь из могил

И словом вызываешь миры из небытия».

И еще:

«Вопреки всякой человеческой надежде»

Я отчаянно верю».

Вы не садитесь в поезд в таком состоянии, не правда ли? Вероятнее всего, вы надеетесь благополучно прибыть в Брайтон? Но когда Авраам поверил Богу, он сделал это вопреки всякой надежде. Он не действовал по закону математической вероятности. Ему было уже девяносто девять лет, а Саре — девяносто. Против него были человеческая логика, закон математической вероятности, жизненный опыт, здравый смысл. Но Авраам поверил вопреки надежде и стал отцом всех верующих. Вот это и есть библейская вера. Следовательно, совершенно неверно думать о вере как о некой естественной человеческой способности, которую имеют все люди. У нас нет такой способности. Чарльз Уэсли прекрасно выражает эту мысль, когда говорит, что веру сотворил Бог.

Это подводит нас ко второму пункту. Что является источником веры? Ответ: это дар от Бога. И снова мы видим, как важно исследовать доктрины в правильном порядке. Необходимо было рассмотреть доктрину о возрождении перед тем, как переходить к вере! Это также дар Божий.

Но здесь мы сталкиваемся с проблемой. Возьмите утверждение Еф. 2:8: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар…». Итак, вопрос заключается в том, к какому слову относится местоимение «сие»? Некоторые считают, что оно указывает на спасение. Но это, конечно же, не так, иначе Павла можно было бы упрекнуть в повторе. Он уже сказал: «…благодатью вы спасены…». Зачем ему было повторяться? Нет. Местоимение «сие» относится к вере, а не к спасению. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие (вера) не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Да, вера является Божьим даром, и это очень легко доказать на основании предыдущих доктрин. Вспомните 1 Кор. 2 и все то, что мы уже узнали о душевном человеке, для которого все Божие является «безумием» (ст. 14), и Рим. 8, где плотские помыслы названы «враждой против Бога» (ст. 7). Плотской человек не может самостоятельно прийти к вере, как мы уже убедились. Другими словами, семя веры закладывается в нас при возрождении и вызывается к жизни действенным призывом.

В качестве доказательства давайте отметим следующее: вера в конечном итоге зависит от того, что мы назвали направленностью личности. Наша фундаментальная ориентация предопределяет, имеем мы веру или нет. Автор Послания к Евреям в Евр. 3:12 говорит о «сердце лукавом и неверном» (в английской Библии: «неверующем». — Прим. перев.). Вот в чем суть. Вера — это не только интеллектуальная способность, как мы увидим дальше. Человек с лукавым сердцем никогда не будет верующим. Наша вера зависит от нашей фундаментальной направленности.

Сам Господь сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Иоан. 5:44). «Вы, люди, не можете верить, — как бы говорит Господь. — У вас совершенно неправильные ориентиры. Вы ищете славы друг у друга, и до тех пор, пока будете делать это, у вас не будет веры. Как вы можете уверовать?» Далее Он снова повторяет вопрос: «…почему вы не верите Мне?» (Иоан. 8:46). И снова тот же ответ: причина заключается в неверной ориентации. Можно сказать, что в конечном итоге это вопрос нравственности. Он затрагивает все нравственное бытие личности. Таким образом, мы не должны думать о вере как о некой естественной способности человека, которую можно применить по отношению к Богу. Нет, это Божий дар.

Откуда же берется вера? Что приводит ее в действие? Это тоже очень важные вопросы, и ответ заключается в том, что веру приводит в действие Священное Писание, Слово Божье. Истина порождает веру, вызывает ее к жизни. Можно привести множество доказательств этому. Возьмите, например, великое поручение, которое наш Господь дал ученикам после Своего воскресения. Прощаясь с ними, Он сказал: «Итак, идите, научите все народы…» (Матф. 28:19). Другими словами, сделайте из них учеников, принесите им истину, проповедуйте слово, расскажите правду.

Далее обратите внимание на поручение, данное Павлу по дороге в Дамаск. Наш Господь сказал ему, что Он призвал его и теперь собирается послать к язычникам. С какой целью? «Открыть глаза им…» (Д. Ап. 26:18). Павел должен научить их. Он должен показать язычникам их рабскую зависимость от сатаны и рассказать о той ужасной участи, которая их ожидает.

Но, возможно, лучшим отрывком на эту тему является классический отрывок Рим. 10, ст. 10-17, где Павел пишет о проповеди Евангелия и о том, как люди приходят к вере: «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (ст. 17). Вот таким образом вера появляется и начинает действовать. Ее вызывает к существованию слово Божье, истина, Евангелие, проповедь. Поэтому Павел наставляет Тимофея: «Проповедуй слово…» (2 Тим. 4:2); Иаков пишет: «Восхотев, родил Он нас словом истины…» (Иак. 1:18). Вера всегда порождается словом. Эта мысль снова и снова повторяется в Писании.

Теперь мы можем перейти к следующему важному вопросу: из каких элементов состоит вера? От рассуждения о вере в целом мы переходим к анализу ее составных частей. Очевидно, вера, как показывают приведенные цитаты, предполагает доверие. Невозможно верить, не доверяя. Эти понятия взаимосвязаны и взаимодополняемы. Доверие означает согласие с истиной, со Словом Божьим, которое нам предлагается. Однако отметьте, что в Евр. 11 вера описывается не как общее, слепое доверие. В ст. 13 использовано слово «убеждены» (по тексту английской Библии. — Прим. перев.), проясняющее суть дела. Люди, о которых идет речь, «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и были убеждены в них» (по тексту английской Библии. — Прим. перев). Итак, утверждая, что вера предполагает доверие, мы имеем в виду не только знание и принятие истины, но и твердое убеждение в ее правильности, полное доверие ей.

Да, но вера не останавливается на этом, и это очень важно отметить, потому что некоторые люди определяют веру как простое согласие с истиной. Безусловно, это важнейший вопрос всего благовестия. Когда человек обращается в справочное бюро, ему дают соответствующую информацию, и он верит ей. Некоторые люди согласие с истиной выдают за веру, но это не так. Вера включает элемент доверия, готовность действовать. Снова обратимся к Евр. 11:13: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». В вере неизбежно присутствует элемент доверия, и проблемы в духовной жизни людей часто возникают потому, что они делают акцент на согласии с истиной и недооценивают значение доверия и упования. Но это важнейшие составные веры.

Мы должны сделать следующий шаг и отметить, что вера также включает элемент решимости. Вы не только проявляете согласие и доверие, но и принимаете решение действовать определенным образом: «…и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле».

В Рим. 10 сказано о людях, которые призывали Бога. Их вера и упование приводили к тому, что они призывали Бога: «Ибо „всякий, кто призовет имя Господне, спасется”. Но как призывать Того, в Кого не уверовали?..» (Рим. 10:13, 14). Результатом веры является обращение к Богу, упование на Него, посвящение Ему своей жизни.

Данное разграничение очень важно, потому что существует такое понятие, как интеллектуальное согласие с истиной. Но это не вера. Иногда это называют исторической верой. Увы, я знаю людей, занимавших такую позицию. Честно говоря, я не уверен, что сам одно время не заблуждался, придерживаясь исторической веры и принимая ее за истинную. Историческая вера может иметь место, когда человек воспитывается в религиозной атмосфере, посещает в детстве воскресную школу, изучает Библию и, как следствие, принимает христианство чисто интеллектуально. Более того, он может видеть, что христианство целесообразно, что оно дает единственно разумное объяснение жизни и т. д., и принимает его разумом, как систему взглядов. Но это еще не вера и никогда не будет ею, если на этом остановиться. Можно занять такую позицию, но не иметь упования, не решаться на дальнейшие шаги. Увы, во все времена были люди, которых считали знатоками Библии, но их жизнь ясно показывала, что они никогда не уповали на Христа. Они имеют «вид благочестия, силы же его отрекаются» (2 Тим. 3:5). История Церкви показывает, что множество людей приняли христианство интеллектуально, однако их сердца остались незатронутыми, неизмененными. Они никогда не принимали решения следовать за Христом. Поэтому необходимо быть очень осторожными, чтобы не принять за истинную веру историческую.

Я очень люблю один пример и всегда его привожу, потому что он ясно показывает различие между интеллектуальным согласием и верой-упованием. Один человек переходил через пропасть по натянутому канату, а затем стал ездить по нему на велосипеде. На одной стороне обрыва стоял маленький мальчик, которого канатоходец спросил:

— Как ты думаешь, можно по этому канату на велосипеде переехать пропасть?

— Да, — ответил мальчик.

— Хорошо, — сказал человек, — тогда садись ко мне, и я перевезу тебя на другую сторону.

— О, нет! — закричал мальчик.

Вот в чем суть! Этот простой рассказ очень хорошо иллюстрирует рассматриваемую нами истину. Вера означает нечто большее, чем интеллектуальное согласие. Она включает в себя доверие и упование, не являясь исключительно вопросом разума.

Что же задействовано в человеке, имеющем истинную веру? Это еще один важный вопрос, позволяющий разграничить веру историческую, описанную в Библии как временную, и истинную. Семя, падая на каменистую почву, сразу же всходит, но вскоре, не имея корня, засыхает. Подобно этому есть люди, которые, слыша слово, тотчас принимают его с радостью, но не имеют в себе корня, и со временем их вера умирает. В Евр. 6 говорится о людях с временной верой. Поэтому так важно ответить на поставленный выше вопрос. Вера касается всей личности человека, его разума, чувств и воли. Она не является одним их видов убеждения. Мы не можем сами управлять ею, демонстрировать или прятать ее по своему желанию. Вера — нечто такое, что затрагивает всю нашу личность.

На эту тему есть два ключевых отрывка. Первый записан в Рим. 6:17: «…вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя». Следовательно, на первом месте стоит ум, как и должно быть. Если истина порождает веру, то она в первую очередь касается разума. Однако римские католики не соглашаются с этим. Они говорят, что простые верующие не понимают истин, в которые верят. Познание истин является прерогативой церкви, поэтому все люди должны целиком положиться на нее, если хотят стать христианами. При этом ум, утверждают они, не имеет принципиального значения. Итак, вы видите важность определений. В противовес католикам мы должны заявить, что ум играет активную роль в вопросах веры.

Но существует и другая точка зрения. На рубеже XVIII-XIX вв. человек по имени Сандеман посеял большую смуту в церкви. Его последователи встречаются и поныне, и более того, его сторонниками является множество людей, ничего не подозревающих об этом. Извращая смысл стиха Рим. 10:9, Сандеман учил, что вера затрагивает только ум человека, и не более. Он заявлял, что нужно лишь произнести: «Да, я верю в это», и все будет прекрасно. Согласно его теории, человек спасается словами: «…если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом.., то спасешься». В этом заключается суть учения Сандемана, сумевшего убедить в своей правоте множество людей. В результате они, не заботясь о своих чувствах, сердце и воле, сосредотачивали все свое внимание на разуме. Множество людей попало в сети этого лжеучения. Мы должны согласиться, что вера действительно касается ума, интеллекта, но она также включает работу сердца.

Я еще раз приведу слова апостола Петра: «Итак, Он для вас, верующих, драгоценность…» (1 Пет. 2:7). Обратите внимание на слово итак. Невозможно уверовать во Христа, не испытав чувства умиления. Мало чего стоит так называемая вера, если она не ведет к любви. Если вы не любите Господа Иисуса Христа, то это не что иное, как интеллектуальное согласие с фактами, касающимися Его жизни. Петр указывает, что если вы действительно верите в Господа, то Он для вас наибольшая драгоценность, вы любите Его. Это совершенно естественно и неизбежно. Таким образом, чувства в вере также занимают определенное место.

Вы можете удивиться, почему я это говорю. Множество людей гордятся бесстрастностью своих проповедей, но в них должны выражаться чувства. Естественно, не одни лишь чувства, но если их нет, значит что-то не в порядке. Евангелие должно сокрушить сердце человека, и тогда он не останется без слез покаяния и радости. Если же вера не затронула сердце, то это не вера. Конечно, необходимо избегать сентиментальности, но не дай Бог, чтобы мы вообще отказались от чувств.

Далее остановимся на воле. Вера без дел мертва. Это очевидно. Бесполезно говорить, что вы верите в Господа Иисуса Христа, если ваша жизнь осталась прежней. Неважно, какие чувства переживают люди, живущие такой жизнью. Их заявления о том, что они имеют веру, ничего не стоят. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). «Любящие Господа, ненавидьте зло!..» — говорит псалмопевец (Пс. 96:10). Невозможно любить Господа, не испытывая ненависти ко злу. Доказательства этому вы найдете в Псалмах Давида 50 и 138 и во многих других местах Священного Писания.

Поразмышляйте о людях, описанных в Евр. 11. Когда Авраам услышал обращенное к нему слово Божье, он уверовал и оставил свою родину, хотя не знал, куда направляется. Вера имеет действенный характер. Она всегда связана с волевой активностью человека. Если же ваша воля в вопросах веры пассивна, нет смысла говорить: «О да, я верую, я согласен с этим». Другими словами, сегодня необходимо делать ударение на том, что вера не должна быть слепой, потому что в таком случае не задействованы сердце и воля человека. Но истинная вера, я повторяю, касается всей личности. Христос спасает человека во всей его полноте. Итак, вы видите, что вере, упованию и решимости соответствуют ум, сердце и воля.

Таково наше принципиальное определение веры. Но в стороне остались некоторые вопросы, и мы должны их рассмотреть, так как они интересуют многих людей и часто служат причиной споров.

Первый вопрос касается соотношения веры и разума. Лучший ответ, который я могу дать, заключается в следующем: вера не является предметом логики, как учат некоторые люди. Они утверждают, что если бы люди научились логически мыслить, они непременно стали бы христианами, логически пришли бы к христианству. Но это совершенно небиблейский взгляд, потому что и ум, и логика человека пострадали вследствие грехопадения. Более того, вера предполагает определенные сверхъестественные и чудесные элементы, к которым логика не имеет никакого отношения. Итак, истинную веру нельзя отнести исключительно к сфере разума. Я хочу вспомнить высказывание великого Блеза Паскаля, возможно, самого великого математика, которого знал мир. Он был евангельским верующим и утверждал, что высшее достижение разума — понимать то, что разум ограничен.

Так как же быть с разумом и верой? Вера не ограничивается разумом, но, с другой стороны, она не противоречит ему и здравому смыслу. Она не иррациональна, хотя именно в этом ее обвиняют.

«Но ведь вы преподаете какое-то мистическое учение, — утверждают некоторые люди. — Вы говорите, что вера не входит в сферу разума, следовательно, она противоречит ему».

Но это не так. Вера не ограничивается разумом и не вступает с ним в противоречие. Она не иррациональна, а сверхрациональна. Это значит, что в один прекрасный момент мы начинаем понимать, что одного разума не достаточно и что нам не остается ничего другого, как положиться на Божье откровение. Это и есть вера, т. е. принятие данного откровения.

Я все более и более склоняюсь к данной точке зрения. Вера означает, что я сознательно принимаю всю Библию. Я отказываюсь философствовать и задавать какие-то вопросы. Люди очень любят спрашивать. Они хотят полностью понять доктрину о Троице, но это невозможно. Мы никогда не постигнем ее до конца — эта задача непосильна для нашего ума. Истина о Троице слишком велика, божественна, вечна, поэтому мы принимаем ее и не задаем лишних вопросов. Одним из главных признаков того, что человек имеет истинную веру, является то, что он прекращает задавать некоторые вопросы. Возможно, вам будет полезно поразмышлять о вере с этой точки зрения. Вы подходите к Библии с детской доверчивостью, принимаете ее, а затем уже начинаете постигать, что она исполнена премудрости. Разум не может привести вас к такому открытию, но если оно произошло, вы начинаете понимать, что все в Священном Писании имеет смысл и является единым целым. Через всю Библию красной нитью проходит одно послание. Ее части гармонично сочетаются, подобно совершенной мозаике. В мире нет ничего рациональнее Библии, однако разум никогда не приведет вас к этому выводу.

Уверовав, мы обращаемся к Библии и начинаем понимать, какая глубокая мудрость сокрыта в ней. Христос — не только сила Божия, но и Его премудрость (1 Кор. 1:24), и когда вы пребываете в вере, вы понимаете, что только это — истинная мудрость, которая превыше всего в мире. Если бы вера ограничивалась сферой разума, то христианами могли бы стать только люди с определенными умственными способностями. С другой стороны, если бы вера противоречила разуму, то люди с выдающимися умственными способностями не приняли бы христианство. Но благодаря тому, что вера такова, какова она есть, все люди поставлены в равные условия. Сначала мы принимаем откровение, а потом уже начинаем понимать его умом. Таково соотношение между верой и разумом.

Как же соотносятся вера и знания? Это также очень важный вопрос. Позвольте мне отметить следующее. В вере должен содержаться элемент знаний, потому что она появляется в результате воздействия истины. Если вера начинается с познания истины, то мы должны знать, во что мы верим. Поэтому Петр призывает христиан: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Однако между знанием и познанием существует огромное различие. Познание означает постижение сущности, полное понимание чего-либо, в то время как знание предполагает лишь общее ознакомление. Таким образом, элемент знания в вере не является элементом познания. Когда я спрашиваю людей, являются ли они верующими, и они отвечают, что да, то я вправе задать еще один вопрос: «А во что вы верите?». Истинные христиане должны удовлетворительно ответить на него. В Рим. 10:14 сказано: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» Далее Павел объясняет, что «вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (ст. 17). Итак, в вере присутствует элемент знания и понимания, который предполагает скорее общее ознакомление, чем абсолютное проникновение в сущность. Вот почему все послания призывают нас возрастать в познании. Усилия их авторов были направлены на то, чтобы читателю все более и более открывалась истина, чтобы с каждым днем увеличивались его познания и углублялось понимание.

Кто-то может спросить: «Так что же нам необходимо понять? В познании чего мы должны возрастать? Вы хотите сказать, что мы не станем христианами до тех пор, пока не поймем все положения христианской веры, пока не станем экспертами каждой доктрины? Вы утверждаете, что если человек не может объяснить все до мелочей в христианской теологии, то он не христианин?» Нет, конечно, нет! Я имею в виду лишь то, что существуют определенные истины, которые играют исключительную роль в понимании Евангелия, в утверждении веры. Но есть и другие истины, которые, может быть, не столь важны в этом плане, но они делают Евангелие законченным и гармоничным.

Позвольте мне объяснить, что я имею в виду. Существует некий необходимый минимум, которым мы должны довольствоваться. Но есть определенные доктрины и аспекты вероисповедания, которые не являются обязательными для спасения, но их необходимо знать для более полного, гармоничного и упорядоченного понимания этой концепции, для четкого и грамотного ее выражения. Другими словами, в одни доктрины мы обязаны верить, в других мы можем сомневаться, в отношении третьих вполне оправдано разномыслие.

Какие же истины для нас жизненно важны? Во-первых, мы должны верить в Бога, понимать Его природу. Если мы не верим, что Бог свят, праведен и справедлив, то мы не христиане. Веруя в любовь Божию, мы должны верить и в другие атрибуты Бога, которые были рассмотрены на предыдущих лекциях[4] Таким образом, библейское откровение о святом и праведном Боге, Который есть Судия Вселенной, является основополагающим.

Также важно верить, что мы пребываем в греховном, погибшем состоянии. Это очевидно и не должно служить предметом дискуссий. Если мы не знаем, кто такой грешник, если не осознаем, что сами являемся грешниками и нуждаемся в покаянии, то мы не христиане и не можем быть ими. В этом случае нет никакого смысла в наших заявлениях о вере в Господа Иисуса Христа. Как можно веровать в Господа Иисуса Христа, не осознавая, что только Он является нашим Спасителем и Искупителем? Но от чего мы должны быть спасены? Мы нуждаемся в избавлении от вины за грех в присутствии святого Бога. Итак, мы должны ясно понимать доктрину о грехе, о падшем, беспомощном состоянии человека, о Личности и служении Христа.

Апостол Павел пишет об этих важнейших истинах в первых стихах 1 Кор. 15: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию…» (ст. 3). Личность Христа, Его крестный подвиг, служение священника и посредника, искупление — вот что стоит на первом месте. Но это еще не все. Меня могут назвать ограниченным человеком, но я не могу считать христианами тех людей, которые не понимают, что они спасаются только посредством крови Христа. Это имеет принципиальное значение. «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого…» — пишет апостол Павел коринфянам (1 Кор. 2:2). Павел объявил Галатам о смерти Христа. Это центральная тема. Вне сомнения, доктрина о крестной смерти нашего Господа является фундаментом нашей веры, а не неким дополнением к ней, равно как и некоторые аспекты важнейшей доктрины о Личности и служении Святого Духа, которые мы сейчас рассматриваем. Если вы не верите в возрождение, не видите в нем абсолютной необходимости, то тогда я не имею права называть вас христианами, и вы сами не можете так именовать себя. Если вы не понимаете, что находитесь в погибшем состоянии и ничто, кроме новой жизни, исходящей от Бога, не может примирить вас с Ним и открыть для вас небо, то вам не хватает жизненно важного элемента, являющегося незыблемым основанием веры.

Без этих доктрин невозможно обойтись. Я думаю, следует убедиться, что человек понимает их, прежде чем сказать ему: «Да, у тебя истинная вера». Вера — это не какие-то неопределенные чувства, не смутное желание получать благословения от Христа, а понимание Евангелия, которое является словом Божьим, посланием, истиной, проповедуемой и записанной апостолами. Вера — принятие этой истины и согласие с ней, убеждение, которое приводит нас в умиление и побуждает к действию. Я должен знать, во что и в кого я верю. Вот тот необходимый минимум важнейших истин, который является фундаментом веры.