15. Уверенность в спасении

Тема, к которой мы приступаем, не очень часто затрагивается в Писании, но с практической точки зрения она имеет большое значение. Я имею в виду отношение между верой и уверенностью в спасении или, как иногда говорят, убежденностью веры. И это не только практический вопрос. Он часто смущает людей, являясь причиной многих недоразумений. Мы рассматриваем его потому, что он относится к доктринальным вопросам, но я хочу еще раз напомнить вам, что мы не исследуем доктрины из одного интеллектуального любопытства.

Цель этой серии лекций заключается в том, чтобы углубить наше познание Бога. Итак, мы имеем дело с тем, что можно познать на своем опыте, а также из Писания.

Некоторые христиане утверждают, что в этой жизни невозможно обрести уверенность в спасении. К примеру, римско-католическая церковь рассматривает данную доктрину как одну из самых разрушительных и опасных доктрин протестантизма. Эта позиция католической церкви, как я полагаю, обусловлена пониманием ею доктрины о вере и других доктрин. Она заключается в том, что христиане не могут иметь уверенности в спасении в этой жизни, и им остается лишь вверить себя в руки «матери-церкви». Но это не есть уверенность, иначе люди постоянно зависели бы от церкви и ее таинств. Идея о том, что христиане могут иметь внутреннюю уверенность в спасении, совершенно неприемлема для католической церкви и рассматривается ею как опаснейшая ересь.

Однако этого взгляда придерживаются не только католики. Представители теологического движения, связанного с именем профессора Карла Барта из Швейцарии, одного из самых выдающихся теологов двадцатого века, в этом пункте придерживаются учения римско-католической церкви. Барт категорически отвергает идею об уверенности в спасении, и такой подход согласуется со всей его теологической системой. Я считаю, что мы должны знать об этом, потому что встречаются искренние евангельские верующие, которые приветствуют учение Барта и его проповедников, не подозревая, что существенной частью этого учения является отрицание уверенности в спасении. Полностью пренебрегая личным опытом, Барт считает, что все попытки выразить свою веру неизбежно ошибочны и неверны.

С другой стороны, отцы протестантизма (я имею в виду Лютера и Кальвина) придерживались полярных взглядов, утверждая, что уверенность в спасении является важнейшим элементом веры. Без сомнения, они заняли эту позицию отчасти в противовес взглядам римско-католической церкви. Они зашли так далеко в своем стремлении освободить людей от уз и тирании церкви, что заявили, что без уверенности в спасении вера человека вообще ничего не стоит.

Эту точку зрения разделяли не только отцы Реформации. Ее придерживался и Джон Уэсли, особенно в ранние годы. После пережитого им на Альдерсгейт-стрит он многие годы учил, что вера должна давать человеку такую уверенность в спасении, которую получил он сам. Только такая вера является истинной. Позже Уэсли частично изменил свое мнение.

Интересно отметить, что данный взгляд на уверенность в спасении не мешает разным учителям иметь расхождения во многих других вопросах. Джон Уэсли, арминианин, учил, что эта уверенность очень важна. В XVIII веке некоторые методисты, не являющиеся арминианами и придерживающиеся реформатских взглядов, также считали, что эта уверенность является существенным элементом веры. К примеру, это касается основоположников методизма в Уельсе, принимающих в церковь только тех людей, которые имели уверенность в спасении. Они иногда заходили настолько далеко, что требовали от человека сказать, когда точно он получил эту уверенность, как это произошло, какого проповедника он слушал и на какой стих Писания была сказана проповедь!

Мы видим, в какие крайности могут иногда впадать люди, но нет сомнения в том, что в целом взгляд реформатского богословия на этот вопрос соответствует, к примеру, Вестминстерскому Исповеданию веры. Согласно этому вероисповеданию, уверенность в спасении не является критически важным элементом веры. В то же время она не только возможна, но и желательна, и верующему не следует успокаиваться до тех пор, пока он не обретет этой уверенности. Такого взгляда придерживается большинство евангельских верующих со времен протестантской Реформации.

Следовательно, если действительно можно иметь веру без уверенности в спасении (хотя она и желательна), то мы имеем право сказать, что сомнения сами по себе не являются несовместимыми с верой. Как вы видите, они относятся к уверенности в спасении, а не к вере. Даже глубоко верующих людей могут одолевать сомнения. Например, Петр, идя по воде навстречу нашему Господу, испугался бушующих волн и начал тонуть. Господь обратился к нему: «…маловерный! Зачем ты усомнился?» (Матф. 14:31). Он не сказал, что Петр, усомнившись, потерял веру, следовательно, сомнение не исключает веры как таковой, но оно обычно проявляет ее слабость, на что может быть много причин.

Ослабить веру может грех. Если христианин согрешил, у него возникает чувство вины, что, в свою очередь, может привести к сомнениям. Но это не значит, что человек потерял веру; он может находиться в состоянии сомнения и неуверенности до тех пор, пока грех не будет исповедан, очищен. Когда это произойдет, тогда все станет на свои места. В таких случаях вера ослабевает, угасает, хотя не исчезает совсем, и человек на время становится жертвой сомнений.

Причиной сомнений может быть и непонимание истинной природы веры. Некоторые люди не знают, что вера имеет активный характер, что она нуждается в применении. С каким вопросом обратился наш Господь к плывшим с Ним в лодке ученикам? Когда Он спал, ученики подумали, что они близки к гибели. Своим вопросом Иисус как бы говорил: «Где ваша вера? Она у вас есть, но почему же вы ее не применяете?» (Матф. 8:26). Итак, если люди не понимают, что веру следует применять, что она должна проявляться в жизни, то временно они могут стать жертвой сомнений. В равной степени мы должны разуметь, что к вере необходимо стремиться, что она должна быть живой и основываться на истине. Если же мы пассивно ожидаем каких-либо событий, то весьма вероятно, что сомнения начнут заглушать веру. Если же мы осознаем, что у нас есть живая вера и будем держаться ее, то избавимся от сомнений, и наша вера укрепится.

Следующее утверждение заключается в том, что, согласно Писанию, можно иметь веру без уверенности в спасении. Обратите внимание на 2 Пет. 1:10: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание…». Ни вы, ни я не можем предопределить свои звание и избрание, но мы можем сделать их твердыми, и из данного отрывка следует, что мы должны стремиться к этому. Петр призывает нас: «…покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (ст. 5-7). Мы войдем в вечное Царство нашего Господа, если принадлежим к Его народу. Но если мы желаем, чтобы нам открылся туда свободный вход (ст. 11), если хотим иметь благословенную уверенностью в этом, то должны все более и более стремиться делать твердыми свои звание и избрание. Таким образом, можно иметь веру и без уверенности в спасении, но Петр увещает нас обрести эту уверенность.

У Иоанна мы читаем: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Иоан. 5:13). Мы видим, что Иоанн обращается к верующим, а не к неверующим. Послание было адресовано не людям мира сего, а членам церкви, верующим. Иоанн написал им для того, чтобы они знали, что имеют жизнь вечную. Он хотел, чтобы они были полностью уверенны в этом. Следовательно, можно иметь веру, но не иметь уверенности в спасении, иначе не было бы смысла писать это послание.

Следующее утверждение, на мой взгляд, очень интересно. Какой бы слабой и незрелой ни была вера, мы должны иметь определенные знания и, следовательно, уверенность.

Кто-то может возразить: «Но это же противоречит тому, что вы только что сказали».

Действительно, на первый взгляд и может так показаться, но позвольте мне объяснить. На предыдущей лекции мы согласились с тем, что, по определению, вера предполагает наше согласие с чем-либо. Это согласие с истиной, представленной в Слове Божьем. Невозможно иметь абстрактную веру, не знать, во что веришь. Итак, принимая истины о Боге, о нашем Господе и о спасении, в определенном смысле мы должны иметь какой-то минимум доверия, уверенности и упования, но все же я не называю это истинной уверенностью.

В чем же суть? Можно сказать, что выше была описана объективная уверенность, но она отличается от субъективной. И опять же, классическим примером этого является случай с Джоном Уэсли. Этот человек верил в истину и знал ее, то есть имел объективную уверенность. Однако до происшествия на Альдерсгейт-стрит, когда он почувствовал «удивительный трепет» в своем сердце, у него не было субъективной уверенности — внутреннего свидетельства.

Я вспоминаю, как один старый, тяжело больной проповедник очень ярко продемонстрировал мне это. У него был несчастный вид, и я спросил, что его беспокоит.

— Как тебе сказать, — ответил он. — Я от всего сердца согласен с истиной, которую всегда проповедовал.

— Так в чем же дело? — спросил я.

— Хотя я и согласен с ней, — сказал он, — я не испытываю умиления от того, что она запечатлена здесь, — он указал на сердце.

Вот в чем дело. Этот проповедник имел абсолютную объективную уверенность, но у него не было блаженства, которое дает субъективная уверенность в спасении. Это очень важно. Я встречаю множество людей, находящихся в подобном состоянии. Они заявляют, что нисколько не сомневаются в истине как таковой и в то же время справедливо замечают: «Да, но я не испытываю внутренней радости, у меня нет уверенности в спасении».

Конечно же, истинная уверенность предполагает оба аспекта: как объективный, так и субъективный.

Это подводит нас к следующему важнейшему вопросу: на каком основании зиждется наша уверенность? Я имею в виду полную уверенность: как субъективную, так и объективную, как внутреннюю, так и внешнюю. Первый элемент этого основания — учение Слова Божьего. Иоанн говорит: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь — в Сыне Его» (1 Иоан. 5:10, 11). Итак, первым элементом основания уверенности является свидетельство Слова Божьего. Об этом также говорится в Иоан. 3:33: «Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен». Итак, веруя, мы как бы ставим нашу печать и говорим: «Бог истинен, и то, что Он говорит — правда. Мы скрепляем это своей печатью». В противном же случае мы как бы говорим, что Богу нельзя верить, представляем Его лживым.

Так что же сказал Бог? В чем заключается Его свидетельство? Позвольте мне напомнить некоторые тексты Писания. Например, Иоан. 3:36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную (не «будет иметь», а «имеет»), а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Или Иоан. 5:24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет (а не «будет иметь») жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Сказано совершенно определенно. А теперь обратимся к Иоан. 6:47: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную». Возьмите стих из Д. Ап. 10:43. «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его», — говорит Петр. В тот момент, когда вы уверуете в Иисуса Христа, вы получите прощение грехов. Апостол Павел, проповедуя в Антиохии Писидийской, говорит: «И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Д. Ап. 13:39).

Итак, мы рассмотрели первый элемент основания нашей уверенности в спасении. В Писании, которое мы приняли как Слово Божье, прямо говорится, что верующие в Иисуса Христа имеют жизнь вечную. На основании этого я делаю вывод: «Итак, я имею жизнь вечную, потому что так говорит Писание. Если бы я не верил в то, что оно говорит, то представлял бы Бога лживым».

Но я хочу подчеркнуть, что это только первый камень основания уверенности. К сожалению, некоторые люди утверждают, что его вполне достаточно, и отказываются идти дальше. Лично я считаю такой взгляд очень опасным. Позже мы остановимся на ложной уверенности в спасении, и, возможно, данный взгляд является одним из ее проявлений. Да, мы непременно должны начинать с этого, однако существует и другой подход. Вам говорят: «Так учит Писание… Вы согласны с этим?». Если вы отвечаете утвердительно, то вас уверяют, что теперь все прекрасно, что этого достаточно. Но Писание идет дальше. Мы уже обращались к Первому посланию Иоанна, где говорится о людях, которые были членами церкви, но вышли из нее, потому что на самом деле и не принадлежали ей. Было время, когда они произносили правильные слова, заявляли, что верят в евангельские истины и, без сомнения, по-своему были счастливы. Иоанн говорит: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Иоан. 2:19).

Второй элемент основания уверенности по праву можно назвать испытанием жизнью. Писание говорит мне, что если я верую, то имею вечную жизнь. Есть ли какие-то тесты, с помощью которых я могу убедиться в истинности этих слов? Они представлены здесь же, в Первом послании Иоанна. Прежде всего, это вера в то, что Иисус есть Христос: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден…» (1 Иоан. 5:1). Это доказательство рождения от Бога (несколько позже я более подробно остановлюсь на этом).

Второе важнейшее доказательство, которое приводит Иоанн, — любовь к братьям: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев…» (1 Иоан. 3:14). Как это прекрасно, не правда ли? Я предпочитаю провести время с другими христианами, а не идти в кино, потому что я люблю братьев, и с ними мне хорошо. Но не торопитесь! Будьте осторожны! Иоанн объясняет, что значит «любить братьев». Это включает все, о чем мы уже сказали, но этого недостаточно. Иоанн продолжает: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Иоан. 3:16). В этом проявляется любовь к братьям. «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (ст. 17, 18). Речь идет не только о приятном общении и дружбе с нашими братьями, но также и об участии в их нуждах. Любовь практична и всегда действенна. Поэтому будем внимательно следить за тем, чтобы правильно применять Писание во всей его полноте.

Третье доказательство — соблюдение заповедей Божьих. Иоанн выражает это так: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоан. 2:3). В пятой главе Иоанн продолжает данную мысль: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (ст. 3). Итак, угнетают ли вас библейские повеления делать одно и не делать другого? Кажутся ли они вам скучными и неприемлемыми? Следуете ли вы Божьим заповедям? Ответы на эти вопросы помогают определить, имеем ли мы вечную жизнь или нет.

И наконец, последним доказательством того, что я имею вечную жизнь, является обладание Святым Духом. Иоанн говорит: «…А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Иоан. 3:24). И сразу же, согласитесь, возникает большой вопрос: как узнать, получили мы Духа или нет? Это практически важный вопрос, так как Писание учит нас, что дар Святого Духа является залогом наследия, в которое мы вступим. Павел говорит: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф. 1:13, 14). Как узнать, войду ли я в это славное наследие? Мой ответ таков: Святой Дух, подобно печати на документе, подтверждает, что я — наследник. Во 2 Кор. 1:22 Павел также говорит о залоге Духа. Залог — это полученная гарантия. Он свидетельствует о том, что позже будет получена и остальная часть.

Но все-таки, могу ли я точно знать, дал мне Бог дар Духа или нет? Вот что говорит об этом Писание. Уже сама вера в то, что Иисус есть Христос, в доктрины о Нем (например, о Личности Христа, об искуплении и т. д., которые мы уже рассматривали) является доказательством того, что мы приняли Духа. «…Плотские помышления суть вражда против Бога…» (Рим. 8:7); «…Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). В восьмой главе Послания к Римлянам показано, что душевный, плотской человек не может верить, да и не хочет.

В 1 Кор. 2 мы находим такой же аргумент: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия…» (ст. 14). Власти «века сего» не признали Христа, иначе они «не распяли бы Господа славы» (ст. 8). Почему они не признали Его? Потому что у них не было Духа, а нам Бог дал «не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (ст. 12). «…Мы имеем ум Христов» (ст. 16). Итак, если вы действительно верите в эти истины, то можете быть совершенно уверены, что имеете Духа, потому что, как говорит Павел в 1 Кор. 12:3, «…никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Только Дух открывает это. Итак, первым доказательством того, что Бог дал мне Духа, — является моя вера.

Во-вторых, если я желаю, чтобы Дух больше действовал в моей жизни, то это является верным доказательством того, что я имею Его. Павел в Рим. 8:14 говорит: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Итак, если вы хотите быть водимыми Духом, если вы изнемогли и ваши силы на исходе, если видите ограниченность человеческого разума и разочаровались во всех философских школах, если говорите: «Я хочу быть просвещенным, находиться под водительством Духа», то это также подтверждает, что вы обладаете Им. Только люди, в которых обитает Дух, желают быть водимыми Им и подчиняются Его водительству.

В-третьих, о присутствии Духа свидетельствует работа, которую Он совершает внутри нас. Что же это за работа? Во-первых и прежде всего, это обличение во грехе. Святой Дух всегда начинает с этого. Он освещает сокрытое во мраке — грехи, о которых мы даже не подозревали. По мере духовного возрастания мы становимся все более чувствительными ко греху и начинаем считать греховным то, на что раньше не обращали внимания. Это важное доказательство работы Духа. Он открывает нам мерзость греха и побуждает освободиться от него.

Далее, четвертое доказательство — это плод Духа. Обратимся к известному отрывку Гал. 5: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (ст. 22, 23).

И пятое доказательство — Дух усыновления. Мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!”» (Рим. 8:15).

Надеюсь, вам понятна эта классификация. Мы рассмотрели доказательства пребывания в нас Духа, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что мы имеем вечную жизнь. Испытание жизнью — это второй элемент нашей уверенности в том, что мы — христиане, и четыре доказательства этого записаны в Первом послании Иоанна.

Третий элемент, на котором основывается наша уверенность в спасении, — свидетельство Святого Духа нашему духу. «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Иногда стихи 15 и 16 этой главы объединяют, но в них говорится совершенно о разном. Дух усыновления пребывает в нашем духе. На самом деле Павел говорит: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!”» (ст. 14, 15). Свидетельство же Святого Духа нашему духу — нечто иное, дополнительное. Обратите внимание, Павел говорит здесь не о действиях нашего духа, а: «Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему». Наш дух вопиет: «Авва, Отче!», но мы не должны говорить, что это Святой Дух свидетельствует во мне. Мой дух вопиет: «Авва, Отче!», но кроме этого Святой Дух свидетельствует моему духу. Мой дух делает одно, а Святой Дух — нечто другое.

Как я уже отмечал, предмет наших рассуждений очень важен. Он является для меня одним из самых драгоценных сокровищ христианской жизни. Этому весьма сложному вопросу наш Господь уделяет особое внимание. Например, в Иоан. 14 Иисус начинает преподавать учение о Святом Духе. Он говорит, что придет к нам с Отцом, и Они сотворят в нас обитель (ст. 23). Речь идет о деяниях Духа. Когда приходит Святой Дух, Утешитель, то это значит, что к нам приходят Отец и Сын и поселяются в нас. Наш Господь использует другое выражение, которое очень показательно. Он говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и (обратите внимание) явлюсь ему Сам» (ст. 21). Иисус Христос обещает явиться духовным образом, и Он делает это через Святой Дух, на Который указывал ранее.

Далее, в первых главах Откровения говорится о «сокрытой манне» и «белом камне», предназначенных для верующих, а также о новом имени, которого никто не знает. Это закрытая тема, и неверующие ничего не знают об этом в отличие от верующих, которые имеют свидетельство Духа. Действительно, Павел говорит в Рим. 5, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (ст. 5). Что здесь имеется в виду? Это довольно трудно выразить словами. Речь идет о явном и определенном действии в нас Святого Духа, благодаря которому мы можем понимать и осознавать присутствие живого Господа. Христос является нам, и мы не только принимаем Его верой, но имеем внутреннее познание о Нем. Он становится для нас реальным. Я всегда любил цитировать следующую молитву Хадсона Тейлора:

«Господь Иисус, яви мне Себя.

Стань для меня живой и яркой реальностью,

Чтобы я мог узреть Тебя верой, а не глазами.

Чтобы Ты стал для меня дороже и несравненно ближе

Всего сущего на земле».

Вот в чем суть дела. Мы сталкиваемся с чем-то таким, о чем постоянно свидетельствует народ Божий.

Итак, мы остановились на последнем и высшем проявлении уверенности. Это конкретное знание, потому что Бог для нас реален, потому что Он явил нам Себя по Своему обетованию. Интересно вспомнить святых, свидетельствующих об этом. И снова мы касаемся феномена, который не знает никаких теологических границ. Личную встречу с Богом пережили Лютер, Джонатан Эдвардс, Уайтфилд, Уэсли, Финней, Муди… По многим вопросам их теологические взгляды не совпадали, но все они однажды получили свидетельство Святого Духа их духу, и это было весьма яркое переживание.

Муди шел по улицам Нью-Йорка, когда это произошло с ним. Воздев руки к небу, он умолял Бога избавить его, так как испугался, что не выдержит славы и величия происходящего. Это и есть окончательное основание уверенности, хотя переживания, возникающие при этом, могут быть порой невыносимыми. В аналогичном случае Финней ощущал некие волны, накатывающие на него одна за другой, пока он весь не покрылся испариной. Почитайте воспоминания этих людей. Подобный опыт Джона Уэсли не был столь ошеломляющим. В его сердце появился «удивительный трепет». Мы могли бы продолжать.

Как же человек может получить такую уверенность? Вот некоторые из ответов Писания. Во-первых, укрепляйте свою веру. Если у вас нет уверенности, убедитесь, что вы действительно не полагаетесь на самих себя в вопросах спасения. Убедитесь, что вы рассматриваете свою праведность, как запачканную одежду, и понимаете, что никогда своими силами не достигнете такой праведности, которая удовлетворила бы Бога. Убедитесь, что вы полагаетесь только на Христа, распятого на кресте, и полностью зависите от Его праведности. Применяйте Писание в своей жизни, читайте и познавайте его. Запомните стихи, которые я процитировал, и пусть они будут основанием вашей уверенности в спасении. Скажите себе: «Я был распят и умер со Христом. Так говорит Слово Божие. Я верю ему и стою на этом». Живите новой жизнью. Пусть вас ведет Святой Дух, ищите Его присутствия. Если вы попросите Его выполнить обетование и явить Себя вам, Он сделает это.

И наконец, позвольте мне сказать несколько слов о различии между истинной уверенностью и ложной. Ложная уверенность обычно является результатом ложного учения, неевангельской проповеди, вынуждающих людей предпринять важный шаг веры до того, как в них начнет действовать Дух Святой. Наш Господь говорит о людях, которые подойдут к Нему и скажут: «Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?.. и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». В ответ они услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:22, 23). Этим людям казалось, что с ними все в порядке. Они имели твердую уверенность в спасении, но она оказалась ложной. Данное учение содержится в трех притчах, записанных в Матф. 25. Это притча о неразумных девах; о человеке, закопавшем свой талант; о людях, которые недоумевали, как это они не сделали добра Иисусу. Они думали, что всегда угождали Господу, но Он сказал им: «Так как вы не сделали этого Моим братьям, то не сделали и Мне. Вы не спасены, не принадлежите Мне». Все эти люди имели ложную уверенность.

Как же определить, истинная у нас уверенность или ложная? Первая и обязательная характеристика истинной уверенности — смирение. Христиане, имеющие ее, никогда не станут заявлять, что жизнь прекрасна и от нее нужно взять все, что можно. Дети Божьи имеют смирение Христово, потому что знают, кем они являются и Кому всем обязаны. Если ваша уверенность в спасении не смиряет вас, я умоляю, исследуйте основание, на котором стоите, обратитесь к Писанию. Истинная уверенность всегда ведет к смирению, которое отражается в характере и образе жизни и делает их соответствующими тому стандарту, который дан в Первом послании Иоанна.

Еще одно верное свойство истинной уверенности — стремление к самопознанию. Люди, уверенность которых ложна, не любят вникать в себя, потому что это делает их несчастными; они боятся увидеть себя в истинном свете. Но люди, которые имеют подлинную уверенность, заботятся о возрастании в праведности и непрестанно исследуют себя. Павел говорит: «…усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27). Он постоянно исследовал себя и во 2 Кор. 13:5 наставлял коринфян: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте…». В 1 Пет. 4 сказано: «Ибо время начаться суду с дома Божия… И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (ст. 17, 18).

Итак, истинные христиане благоговеют пред Богом и ходят в страхе Божьем. Они не идут на поводу у своей плоти, но смиренно ходят в свете Божьих истин. Но, главное, люди, имеющие истинную уверенность, всегда стремятся еще более уподобиться Христу. Павел пишет: «…чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я… забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели…» (Фил. 3:10, 12-14). Это характеристика истинного христианина. Люди, обладающие истинной уверенностью в спасении, постоянны в своем желании все более и более уподобляться Христу. Апостол Иоанн пишет: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1 Иоан. 3:3).

И наконец, давайте обратим внимание на свидетельство Уайтфилда о том, как ему была дана эта удивительная уверенность, прямое подтверждение Святого Духа, к чему он стремился долгое время. Вот что он пишет:

«Приступ болезни длился уже семь недель, и это было славное посещение. Благословенный Дух все это время очищал мою душу. Все мои большие, явные и даже скрытые грехи ясно предстали, всплыли в моем сознании, и я сразу же записал их и начал исповедывать перед Богом утром и вечером. Несмотря на слабость, по вечерам я часто проводил два часа в уединении и молился над моим греческим Новым Заветом и прекрасными размышлениями епископа Холла. Если позволяло здоровье, я занимался этим каждый час. К концу семи недель я почувствовал какое-то бремя, невыразимую тяжесть как в теле, так и в душе, которая накопилась во мне за целый год. Богу было угодно освободить меня следующим образом. Однажды у меня возникло необыкновенное чувство жажды и неприятный привкус во рту, и я испробовал все доступные средства, чтобы избавиться от этого, но все было напрасно. Мне сказали, что когда Иисус Христос возопил: «Жажду!», Его страдания приближались к концу. Тогда я распластался на кровати и закричал: «Жажду! Жажду!». Вскоре после этого мне стало легче, и я почувствовал, что избавился от тяжкого груза, который меня так угнетал. Дух стенания был взят от меня, и я понял, что значит по-настоящему радоваться в Боге, моем Спасителе, и некоторое время не мог удержаться от того, чтобы не петь псалмы повсюду, где я находился. Этот восторг постепенно сменился тихой радостью, которая, благодарение Богу, всегда наполняет мою душу, не принимая во внимание случайные эпизоды».

Вот еще одно свидетельство человека из «Армии спасения». Он также уверовал в истину, имел объективную уверенность в спасении, но не имел внутренней, субъективной, к которой так сильно стремился. Он пишет:

«В то утро я проснулся с жаждой жить новой жизнью общения с Богом, никогда не грешить против Него ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, с огромным стремлением быть святым мужем, угодным Богу. С этим желанием я открыл Библию. Когда я читал слова Иисуса, Он мне дал такое блаженство, которое я даже не мечтал испытать по эту сторону небес. Это было откровение, которое не передать словами. В сердце снизошла небесная любовь. Моя душа растаяла как воск на огне, а я рыдал, рыдал… Я ненавидел себя за то, что грешил против Него, сомневался в Нем и жил для себя, а не для Его славы. Все мои эгоистические помыслы ушли. Они были сожжены чистым огнем любви, подобно тому как пылающее пламя сжигает моль. На смену рыданиям пришла радость, душа славила Бога. О, как я любил Его! В тот час я познал Иисуса (не забывайте, что этот человек был верующим многие годы). Я так сильно любил Его, что мне казалось, что мое сердце вот-вот разорвется от любви. Меня переполняла любовь ко всему творению. Я любил чирикающих воробьев. Увидев, как маленький червячок извивается на тропинке, я обошел его — не хотелось причинять вреда никакой твари. Я полюбил собак, лошадей, мальчишек, бегающих по улицам, прохожих, спешивших по своим делам и шедших рядом со мной, неверующих -всех. Это совершил во мне Бог, да будет благословенно Его святое имя! О, как мне хотелось быть чистым! Как я жаждал и алкал Бога, живого и вечного, и Он исполнил желание сердца моего, ублажил меня. Он стал моим учителем, советником, путеводителем — всем во всем».

Когда пришло время покидать землю, наш Господь сказал, что пошлет Духа: «явлюсь… Сам» (Иоан. 14:21). И Он выполняет Свое обещание с помощью Духа Святого. Верующие, ставшие свидетелями «духовного явления Сына Божия», как сказал Джон Флетчер Мадлейский, имеют абсолютную убежденность и уверенность в спасении, которую ничто не может поколебать. Если же мы не имеем этого удостоверения, то можем приобрести. Оно предназначено для нас. Самым надежным тестом, который мы можем применить, является свидетельство Духа нашему духу. Это наследие всех детей Божьих, желающих и жаждущих его, стремящихся к нему.

Явил ли Бог вам Себя? Помолитесь Ему короткой молитвой Хадсона Тейлора, и Бог ответит вам так, как Ему будет угодно. Вы обратили внимание, что два человека, о которых мы говорили, имели различные переживания? Другие верующие также по-своему переживают встречу с Богом, но пусть вас это не смущает. Когда Дух придет к вам, вы узнаете об этом. Не верьте тем, кто говорят: «Веруйте, что вы спасены, и не обращайте никакого внимания на чувства». Мужи веры имели чувства и переживания! Когда нам духовно явится Сын Божий, не нужно будет убеждать себя в этом — мы будем знать наверняка. Здесь не может быть ошибки, и это особая милость Божья.