16. Оправдание верой

Это уже пятидесятая лекция, которую я имею честь читать вам по этой исключительно важной, славной и захватывающей теме. Я очень рад, что мы приступаем к рассмотрению основополагающей библейской доктрины об оправдании верой. Нет лучшего теста, с помощью которого мы, христиане, могли бы оценить свою жизнь во Христе, чем вопрос: «Как вы относитесь к слову оправдание?» Этот тест должен использовать каждый христианин, особенно в наше время, так как великое слово оправдание занимает исключительное место в истории протестантизма. Именно доктрина об оправдании верой коренным образом изменила жизнь великого Мартина Лютера, что послужило толчком к протестантской Реформации, привело к славным переменам, которые ознаменовали историю протестантизма. Но по каким-то непонятным причинам мы не относимся к этому должным образом. С нашим протестантизмом происходит что-то неладное. Я имею в виду не антикатолицизм, а нечто совершенно другое — позитивный протестантизм. Протестантизм — волнующее слово, особенно для тех, кто знает его историю.

Очень важно понимать, на что была направлена протестантская Реформация. Какое открытие сделал Мартин Лютер, обратившись к Писанию? Мы должны четко ориентироваться в этом вопросе. Я предлагаю вам очень хороший метод испытать самих себя. Представьте себя студентом, сидящим на экзамене. Перед вами лежит билет с вопросом: «Изложите доктрину об оправдании верой». Как вы ответите на него? Знаете ли вы, что делает вас протестантом? Чем вы отличаетесь от католика? Вот в чем состоит испытание.

Поэтому давайте вместе рассмотрим эту доктрину, и, наверное, лучше всего нам использовать исторический подход. Почему Мартин Лютер так страдал до своего обращения, до тех пор, пока его неожиданно не осенила истина об оправдании верой? В чем заключается проблема тех людей, которые не имеют четкой позиции, не сведущи в этом вопросе? И дело здесь не в том, что Лютер до определенного момента вообще никогда не слышал слова «оправдание». Он его слышал множество раз, однако имел неверное представление о нем. Другими словами, Лютер придерживался чисто католического взгляда на оправдание верой. Католики также исповедуют эту доктрину, но они никогда не говорят об оправдании только верой. Они считают такой подход протестантской ересью.

Во-первых, давайте обратим внимание на это католическое заблуждение, на его сущность. Римско-католическая церковь смешивает два понятия: оправдание и освящение. В этом заключалась и проблема Мартина Лютера до его обращения. Согласно католическому взгляду, оправдание прежде всего включает прощение грехов, и здесь все на своем месте. Католики считают, что первородный грех снимается с нас ради Христа, но не останавливаются на этом и заявляют, что оправдание предполагает излияние на нас благодати. По их мнению, это происходит, конечно же, посредством водного крещения. Итак, католики утверждают, что во время акта крещения на человека снисходит благодать, что является частью оправдания. Кроме прощения, снятия греха, при крещении человек получает праведность, и не только праведность, но и саму жизнь Божью.

Далее католики учат, что оправдание имеет прогрессивный характер. В этом они очень последовательны. Если полученная благодать должна расти и умножаться, то и оправдание должно быть прогрессивным. Они заявляют, что его можно утратить, совершив так называемый «смертный грех», и вернуть обратно, пройдя таинство покаяния. Окончательно же этот процесс будет завершен в чистилище.

Итак, мы вкратце рассмотрели взгляд католиков на оправдание, которого придерживался Мартин Лютер до своего обращения. Но затем, как вы помните из истории его жизни, он неожиданно увидел в Священном Писании одно утверждение. Лютер перечитывал его множество раз, но теперь это утверждение предстало пред ним в новом свете. Вот оно: «…праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). Эти слова потрясли Лютера. В его жизни произошел переворот, и он стал абсолютно другим человеком. Лютер вдруг увидел, что все его представления об оправдании были совершенно небиблейскими, ложными, и, осознав это, он пережил великое освобождение своей души. С проповеди истины об оправдании началась великая Реформация.

Что же именно увидел Лютер? То, что оправдание — это юридический акт, совершая который Бог объявляет уверовавших в Господа Иисуса Христа праведными на основании заслуг Христа. Бог вменяет и приписывает нам праведность Христа, и мы принимаем это верой. Вот что увидел Лютер. В одно мгновение он понял, что праведен пред Богом. Раньше перед Лютером стоял тот же вопрос, что и перед Иовом: «…как оправдается человек пред Богом?» (Иов 9:2). Как может устоять человек в присутствии Божьем? Эти мысли томили ум и сердце монаха Лютера. Сидя в своей келии, он размышлял: «Как я могу оправдаться пред Богом?». Он постился, молился, работал физически, делал много добра людям, но при этом постоянно осознавал всю безысходность и отчаянность своего положения, мрак сердца и невыразимую праведность и святость Бога. Он пытался угодить Богу, своими силами достигнуть праведности, следуя католическим обрядам, но, конечно же, не мог этого сделать. И вот Лютер увидел истину. Бог объявляет его праведным. Он праведен, потому что так говорит Бог, Который вменяет ему праведность Господа Иисуса Христа.

Таким был исторический фон этого великого и славного открытия. Однако серьезная ошибка, которую все мы склонны допускать, как это было и с Лютером, заключается в понимании оправдания как процесса, в результате которого мы делаемся благочестивыми, праведными или святыми. Но это совершенно неверно. При оправдании мы не делаемся праведными, но Бог объявляет нас таковыми. А это совсем не одно и то же. Заявлять, что оправдание производит в нас праведность, — значит смешивать оправдание с освящением. Оправдание — это акт, который носит юридический или судебный характер. Только Бог, как единый Судия, имеет право, применяя Свой закон, заявлять, что Он удовлетворен нами на основании праведности Христа. Оправдание — чисто декларативный акт. Он ничего не меняет в нас, но лишь объявляет наше положение. При этом ничего не говорится о нашем действительном, внутреннем состоянии. Речь идет лишь о статусе, позиции, возможности войти в присутствие Божье. В этом суть библейской доктрины об оправдании. Именно эту истину открыл для себя Лютер и посвятил ее проповеди всю оставшуюся жизнь. Это великая и центральная доктрина всего протестантизма, и нетрудно обнаружить, что она стала главным символом всякого духовного пробуждения. Ее проповедовали Уайтфилд и Джон Уэсли.

Итак, давайте рассмотрим содержание этой доктрины. Как можно доказать, что библейское учение об оправдании противостоит католическому заблуждению? (Я думаю, вы заметили, что это заблуждение присуще не только католицизму). Позвольте мне привести библейские доказательства того, что оправдание носит юридический и декларативный характер. Сначала обратимся к Ветхому Завету. Мы читаем в Исх. 23:7: «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника». Это заповедь Господа, данная сынам Израиля. Она означает: «Я не оставлю безнаказанным виновного, не объявлю такого человека невиновным».

Возьмем также Втор. 25:1: «Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят». Обратите внимание на контекст слова «оправдать». Между двумя людьми возник конфликт, и они приходят в суд. Судьям дана заповедь правого оправдать, а виновного осудить. Очевидно, что здесь речь идет о юридических отношениях. Судьи не изменяют характер людей, вступивших в конфликт, но их долг — вынести заключение, судебный приговор, объявив одну сторону правой, а другую — виновной. Сам акт такого объявления называется оправданием правого. Это чисто судебное действие.

Обратимся к следующему стиху: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Пр. 17:15). Здесь оправдание вновь противопоставляется осуждению, и это также юридический акт. Ни в том, ни в другом случае речь не идет об изменении самого человека. Бог не запрещал нам делать человека лучше, чем он есть, и если оправдание — это то же самое, что и освящение, то Бог никогда бы не сказал: «Оправдывающий нечестивого… — мерзость пред Господом»! Нет, осуждение тому, кто заявляет, что нечестивый человек прав и что виновный не имеет вины. И снова мы сталкиваемся с юридическими понятиями.

Давайте еще раз посмотрим, как это слово используется в Новом Завете: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу (по тексту английской Библии — «оправдали Бога». — Прим. перев.) (Лук. 7:29). Это может значить лишь то, что люди объявили Бога праведным и истинным. Они не изменили ни природу, ни бытие Бога, но сделали определенное заявление о Нем, оправдали Его. И когда вы будете исследовать Писание и находить там ссылки на учение об оправдании, вы обнаружите, что это слово в данном значении применяется повсюду. Прочитайте, например, Д. Ап. 13:39:«И во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий».

Далее, в классическом отрывке на эту тему, записанном в Рим. 3:20-28, слово «оправдание» также имеет указанное значение: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия чрез веру в Иисуса Христа…». И наконец, обратите внимание на великолепное завершение этих стихов: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (ст. 28). Не менее важные утверждения содержатся в гл. 4:5-7, особенно в пятом стихе: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Бог оправдывает человека не потому, что он прав; в этом стихе речь идет о неправедном. Люди не изменились, не стали благочестивыми до того, как Бог оправдал их; Он оправдал неправедных.

То же самое учение мы находим в Рим. 5:1: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа…», а также в девятом стихе этой главы. Важное утверждение содержится также в Рим. 8:30-34: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Далее следует: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?.. Кто будет обвинять избранных Божиих?». И вот ответ: «Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». И снова мы видим, что оправдание противопоставляется осуждению. Никто не может обвинить тех, кого Сам Бог объявил праведными.

Исследуя Писание, вы обнаружите, что об оправдании говорится как о судебном или юридическом понятии. «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). В Гал. 2:16 имеется утверждение, параллельное тому, которое записано в Послании к Римлянам: «Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Послание к Галатам — это то замечательное послание, которое дало Мартину Лютеру свободу. Вы должны обязательно прочитать его комментарии к этому посланию, и чем больше вы будете углубляться в них, тем больше получите удовольствия. Пусть вас не пугает полемика Лютера с католической церковью. Цель этой полемики — показать, что есть истина, а что — заблуждение. Сегодня люди не желают знать истину, но Лютер вынужден был отстаивать ее, и я думаю, что мы должны поступать так же. Итак, прочитайте комментарии Лютера на это послание и проследите великолепное изложение и толкование таких ключевых текстов, как 2:16 и 3:11.

Подведем некоторые итоги. Примеры, которые я привел, показывают, что Бог выносит юридическое решение: все требования закона, имеющие жизненно важное значение, полностью удовлетворены по отношению к тем, кто верует в Господа Иисуса Христа. Мы уже более не находимся в состоянии осуждения. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…» (Рим. 8:1). Почему? Потому что это объявлено Богом. Он есть Законодатель, и Он говорит, что Христос удовлетворил закон. «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). В этом Божьем заявлении заключается суть оправдания по вере.

Но мы пойдем дальше, так как необходимо указать еще два аспекта этого важного заявления. В оправдании содержится два элемента. Это очень важный момент. Первый элемент можно назвать негативным. Он заключается в том, что Бог объявляет наши грехи прощенными. Мы нуждаемся в этом в первую очередь. Закон осуждает всех нас: «…Законом познается грех» (Рим. 3:20); «…нет праведного ни одного» (Рим. 3:10); «…весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19). Мне нужно прощение. Необходимо что-то делать с моей виной. Итак, при оправдании я, во-первых, получаю уверенность в том, что, благодаря подвигу Христа, мои грехи покрыты и, следовательно, прощены и удалены от меня.

Но (что крайне важно), оправдание не оканчивается прощением. Это не одно и то же, однако множество людей отождествляют оправдание и прощение, и ради справедливости следует отметить, что среди них есть и евангельские верующие. Они делают это потому, что их доктрина об искуплении ошибочна, о чем мы уже говорили на предыдущих лекциях[5] Они не понимают, что частью искупления было послушание Христа закону еще до того, как Он проявил послушание Своей смертью на кресте. Другими словами, в оправдании присутствует второй, позитивный элемент. Вдобавок к тому, что наши грехи были прощены, нам вменилась или была отнесена на наш счет праведность Самого Господа Иисуса Христа. Он исполнил, почтил закон, и, следовательно, праведен перед лицом закона. И Бог передал праведность Христа нам.

Это важно по следующим причинам. Некоторые люди безумно полагают, что оправдание означает только прощение грехов, вследствие которого состояние человека становится подобным состоянию Адама до грехопадения. Если бы это было так, то мы оправдывались бы своей праведной жизнью. Придерживающиеся этого взгляда говорят: «Бог ради Христа прощает ваши грехи, и, получив прощение, вы должны жить благочестивой жизнью. Если вам удастся это, Бог зачтет эту праведность на ваш счет».

Но это совершенно ошибочный взгляд. Я ничего не могу сделать для своего оправдания. Оно зависит только от Бога. Он вменяет мне праведность Господа Иисуса Христа, если можно так выразиться, «переводит ее на мой счет». Я не только восстановлен в догреховном состоянии Адама, но занимаю гораздо высшее положение. Адам не имел праведности Христа. Я же, будучи христианином, имею ее. Бог передал мне ее. Это прекрасно выражено в гимне графа Цинцендорфа:

«Иисус, Твое облачение праведности —

Это моя красота, моя славная одежда».

Мы покрыты праведностью Христа.

«О, пусть мертвые услышат Твой глас!

Повели, Господи, возрадоваться Твоим изгнанникам;

Ибо их красота, их славная одежда, о, Иисус, —

Это Твоя праведность!».

Вы видите, что слово «оправдание» имеет более широкое значение, чем слово «прощение». Оно включает не только негативный, но и позитивный аспект. Мы облачены в чистые одежды совершенной праведности Христа.

В этом заключается суть доктрины об оправдании, и об этом свидетельствуют уже рассмотренные тексты Священного Писания. Прекрасно сказано в Рим. 3:20-22: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих…». Эту праведность дает нам Бог, и она является позитивной праведностью. Та же самая мысль прослеживается в Рим. 4:6: «Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Давид не говорит о прощении. Он пророчески, благодаря откровению Духа Святого увидел эту истину. Мы находим ее также в великом аргументе Павла, который приводится во второй половине важнейшей пятой главы Послания к Римлянам:

«Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (ст. 17-19).

Здесь говорится не только о пассивном, но и об активном послушании Христа, об исполнении Им закона. Христос противопоставляется Адаму, который, нарушив закон, пал.

Мы уже рассмотрели Рим. 10:4: «Потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего»; 1 Кор. 1:30: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением…» и 2 Кор. 5:21: «Ибо не знавшего греха Он (Бог) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Мы получаем не только прощение, но и позитивную праведность пред Богом. И наконец, в Фил. 3:9 читаем: «И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере».

Этих стихов вполне достаточно, чтобы раскрыть суть учения о праведности. Позвольте мне для большей ясности кратко остановиться на различии между оправданием и освящением. Давайте отметим следующее: оправдание, как мы уже видели, — это действие Бога Отца; освящение же является работой Бога Святого Духа. Вы помните, что между Лицами благословенной Троицы существует разделение труда[6] Отец объявляет человека святым и праведным, Святой Дух освящает его.

Во-вторых, оправдание происходит вне нас, как на суде, а освящение — внутри нас, в нашей душе. Я стою перед судом, когда меня оправдывают, и судья выносит приговор: свободен. Это утверждение относится ко мне, но оно вне меня. Освящение же — это нечто такое, что происходит внутри меня.

В-третьих, оправдание снимает вину за грех, а освящение устраняет осквернение грехом и обновляет нас по образу Божьему.

И наконец, по определению, оправдание — это не длительный процесс, а одноразовый акт. В его повторении нет необходимости. Это заявление о том, что мы раз и навсегда объявляемся Богом праведными. Освящение же — долговременный процесс. Мы будем возрастать в благодати и познании Господа до тех пор, пока в вечности не станем совершенными.

Нет ничего более ошибочного и небиблейского, чем незнание существенных различий между оправданием и освящением. Как мы уже видели, путаница в этом вопросе характерна для римско-католического вероучения. Следуя ему, Лютер томился в рабстве, пока ему не открылась истина. Он осознал, что свободен и праведен пред Богом, и начал прославлять Его и радоваться. В этом заключается сущность протестантской теологии. Благодаря этому открытию, как мы уже отмечали, Лютер приобрел уверенность в спасении. Но если вы не видите различия между освящением и оправданием, вас будут одолевать сомнения в том, что вы оправданы. Это будет происходить всякий раз, когда вы согрешите. Но если вы поймете, что оправдание — это акт юридический, внешний и декларативный, вы будете уверены в том, что оправданы.

Каким же образом происходит оправдание? Ответ заключается в том, что оно, бесспорно, полностью зависит от Бога. Оправдание производит Он, и только Он. Библия очень ясно выражается на этот счет, утверждая, что оно «не от дел» (Еф. 2:9). Павел повторяет эту мысль в Рим. 4:5: «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Мы совершенно ничего не можем сделать для своего оправдания. Праведными объявляет нас Бог; мы знаем это и принимаем верой.

И вот мы подходим к решающему пункту. Что означает утверждение, что мы оправдываемся только верой? Какова связь между ею и оправданием? Это очень важный вопрос, так как некоторые считают, что мы оправдываемся за счет своей веры. Но такой взгляд — настоящая ересь, и мы должны в корне пресекать любые его проявления. Если я оправдываюсь благодаря своей вере или потому, что забочусь о ней, тогда спасение зависит от дел, и Бог оправдывает меня на основании того дела, которое я называю верой. Но Писание не говорит, что я оправдываюсь за счет своей веры или потому, что я укрепляю ее. Оно утверждает, что я оправдан по вере. Это означает, что вера является лишь орудием, с помощью которого я могу принять праведность, которую дает мне Бог.

Очень важно, чтобы вы понимали, о чем здесь идет речь. Некоторые люди утверждают, что до пришествия Господа Иисуса Христа и Его смерти на кресте Бог судил людей по закону. Но теперь, заявляют они, закон упразднен, и Бог не требует от нас его соблюдения. Единственное, что от нас требуется, — веровать в Господа Иисуса Христа. Если мы это делаем, Он объявляет нас праведными. Но это полное извращение апостольского учения! Библия нигде не говорит этого, потому что в таком случае нас спасала бы наша вера в Господа Иисуса Христа.

Библейское учение заключается в том, что основанием нашего оправдания является не вера, а праведность Господа Иисуса Христа, которая вменяется нам. Христос — моя праведность. Он, а не вера моя, спасает меня. Итак, вы видите, как опасно рассматривать веру как основание спасения.

Чем же является вера? — спросите вы. Это своего рода канал, по которому к нам приходит праведность Христа. Как мы уже видели, рассматривая доктрину о вере, Бог совершает это следующим образом. Он дает нам рождение свыше, силу и способность верить и затем позволяет применить их. Таким образом мы получаем праведность, которую Бог вменяет нам. Все зависит от Бога. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Если бы нам не был дан дар веры, мы не смогли бы получить праведность Христа. Мы оправдываемся ею, а не своей верой.

«Одну минутку, — может сказать кто-либо из вас. — Не забывайте, что говорит о вере Иаков в главе 2:14-26! Не противоречит ли он тому, чему учит Павел в Рим. 4? Павел говорит — „только верой”, а Иаков — „по делам”. Что все это значит?»

Ответ заключается в том, что ни Павел, ни Иаков не говорят здесь об оправдании как таковом. Они лишь описывают характер веры и различные типы людей. Павел говорит о людях, которые считают, что они могут оправдать себя своими делами, жизнью и благочестием. Именно к ним он обращается: «Нет, оправдание получают только по вере. Только вера спасла Авраама».

Иаков же говорит о людях, которые, подобно некоторым нашим современникам, утверждают: «До тех пор, пока я верую в Господа Иисуса Христа и являюсь спасенным, не имеет значения, что я делаю. Если я христианин и имею веру, то я могу делать все, что захочу, и мои грехи будут прощены».

«Ни в коем случае!» — заявляет Иаков и начинает доказывать, что спасающая вера включает послушание и дела. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Нет никакого смысла рассуждать о вере и об оправдании верой, — говорит Иаков, — если вы не имеете настоящей веры. А самый лучший метод проверки истинности веры заключается в том, чтобы задать себе вопрос: ведет ли моя вера к соответствующим поступкам в жизни?

Таким образом, Павел не противоречит Иакову. Его вера не была мертвой, она активно проявляла себя. В Рим. 6 Павел делает то же самое заявление, что и Иаков: «Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью?..» (ст. 15). Вся эта глава перекликается с Иак. 2. Павел и Иаков рассматривают две разные проблемы и исправляют два вида заблуждений.

Но, я повторяю, очень важно понять, что вера не является нашей праведностью. Бог не говорит, что Он зачтет мне веру как праведность. Совсем нет! Вот что Он говорит: «Я дам тебе праведность Моего Сына, Который вместо тебя в совершенстве исполнил закон и умер за твои грехи. Он абсолютно праведен перед законом и является твоим представителем. Он исполнил закон до малейшей йоты, и поэтому Я даю тебе Его праведность». Бог призывает меня веровать в Него и дает мне в качестве дара способность верить. Я начинаю надеяться не на себя, не на свою веру, а на Христа Иисуса, Господа нашего, так как только в Нем я имею праведность. Бог сделал Его «премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). Итак, я ни в чем не полагаюсь на себя, на свою веру. Она побуждает меня прилепиться к Господу Иисусу Христу, и зная, что Бог вменяет мне Его праведность, я получаю мир с Богом. Я верю в то, что Он говорит. Я принимаю Его слова верой. Бог облек меня в совершенную, чистую и безупречную одежду праведности Своего возлюбленного Сына. В этом заключается библейская, протестантская доктрина об оправдании верой.