18. Освящение: различные взгляды

Я хотел бы снова напомнить, что, говоря о доктринах, очень важно видеть взаимосвязь различных аспектов истины. Сегодня мы будем рассматривать доктрину, которая в большей степени требует такого подхода. Итак, мы подошли к доктрине об освящении. Ранее было сказано, что мы имеем новую природу, рождены свыше, пребываем в союзе со Христом, объявлены праведными, усыновлены Богом и стали членами Его семьи. Да, но как же быть с грехом? Мы не можем мгновенно стать совершенными. В жизни верующего остается проблема греха, и доктрина об освящении раскрывает действия Бога в связи с этим.

Это очень спорная доктрина. Существует множество различных взглядов и теорий, касающихся освящения, причем больше споров возникает о том, как оно происходит, нежели о том, что оно собой представляет. По этому поводу, особенно в последние два столетия, идет оживленная дискуссия, и начало ей положил никто иной, как сам Джон Уэсли. Он предложил теорию об освящении и святости, которую считал очень важной. Уэсли сам распространял ее и побуждал к этому своих последователей, что привело к ожесточенным спорам и, более того, даже к неприязненным отношениям между в равной степени искренними евангельскими христианами.

Интересующиеся теологией и историей могут прочитать, какие дебаты велись между Джоном Уелси и его помощником, благословенным Джоном Флетчером Мадлейским, с одной стороны и такими людьми, как Джордж Уайтфилд, Август Топлдей и т. д. — с другой. Это будет полезно не только для людей, интересующихся историей, но для всех, кто серьезно относится к христианской вере. Эти дебаты в какой-то мере продолжаются до сих пор, так как Джон Уэсли, можно сказать, является основоположником различных взглядов на освящение, распространяющихся с того времени. Концепция «Армии Спасения», например, исходит непосредственно от него. Уильям Бут был методистом и разработал методистское учение, которое является некоторой модификацией теории Уэсли. Многие другие течения девятнадцатого и двадцатого веков, делающие акцент на святости, основываются на учении Джона Уэсли.

Я понимаю, что некоторые христиане, которые слышат или читают о чем-либо подобном, могут сказать: «Какая разница, что об этом думает один человек?». Они могут спросить: «Вы уверены, что Джон Уэсли был таким же благочестивым христианином, как и Джордж Уайтфилд?». На это я отвечаю: «Да». Более того, я хочу привести ответ, данный Джорджем Уайтфилдом одному из своих очень пылких и даже ярых сторонников, который спросил: «Мистер Уайтфилд, как вы думаете, мы увидим мистера Уэсли на небесах?». Мистер Уайтфилд ответил: «Наверное нет. Он будет превознесен на такую высоту по сравнению с нами, что мы с вами не сможем его увидеть». Таков правильный подход к рассмотрению данной темы.

Конечно же, наше спасение не находится в прямой зависимости от взглядов на освящение. Но это не повод заявлять, что не важно, кто и как понимает этот вопрос. Постоянный долг христианина — изучать Писание и стремиться к пониманию библейского значения каждой доктрины. Если вы не делаете этого или говорите, что вас это совсем не касается, то на самом деле заявляете, что истина вам не нужна. И такое встречается довольно часто. Люди иногда говорят: «Конечно же, мы не согласны с теологией такого-то и такого-то человека, но это не столь важно, если он собирает толпы народа и приводит множество людей ко Христу».

Таких людей на самом деле совершенно не интересует истина. Им подавай только результаты. Как только вы занимаете такую позицию, вы широко распахиваете свои двери для всякого обольстительного культа. Более того, появляется опасность, что вы можете принять любое учение, потому что у вас нет четких стандартов для его оценки. Многочисленные ереси и секты процветают сегодня потому, что христиане не удосуживаются изучить свое вероисповедание. Люди же, которые стучат в наши двери, посылают нам книги или отстаивают свои теории, очень хорошо усвоили основы своего учения, прошли хорошую подготовку и знают, во что верят. Позор нам, христианам, если мы не знаем своих доктрин. Если мы займем позицию: «Зачем мне это нужно?», то обязательно придем к плачевным результатам. Однако я надеюсь вам доказать, что даже серьезные заблуждения относительно освящения в конечном итоге не помешают ему.

Итак, давайте снова начнем с определения. Что такое освящение? Если вы просмотрите всю Библию, то найдете, что это слово много раз встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете, и я сейчас кратко определю его значение. Авторитетные исследователи не согласны между собой относительно значения этого слова в Ветхом Завете. Одни говорят, что оно означает «сиять», подобно яркому свету, в то время как другие утверждают, что оно означает «отрезать», «отделять». Я готов согласиться с обоими этими значениями, так как считаю, что они хорошо вписываются в общую концепцию освящения. Отрезание, отделение имеет место, да, но истинное освящение предполагает и сияние, подобное тому, которое было на лице Моисея после общения с Богом на вершине горы. Святость включает некий свет, который напоминает саму славу — шехину. Итак, обе эти идеи имеют место в Ветхом Завете, но в Новом Завете мы увидим, что значение слова «освящение» в основном отражает идею отделения.

Итак, понятие «освящение» имеет два основных значения. Во-первых, оно означает «отделить для Бога и для служения Ему» и в этом смысле используется как в Ветхом, так и в Новом Завете. Интересно отметить, что это слово применяется не только по отношению к людям, но и по отношению к неодушевленным предметам. Гора, на которой Бог дал Моисею десять заповедей, называется «святой горой» или освященной. Она была отделена для этой особой цели и поэтому стала святой. Здание храма считалось святым, и в нем было святилище и святое святых. Вся утварь храма, все инструменты и предметы также были освященными, то есть отделенными, ставшими святыми (Исх. 28:29 и т. д.). Сама идея отделения имеет двоякий смысл. Во-первых, это отделение от чего-либо оскверненного, нечистого или греховного. Храмовая утварь никогда не использовалась в бытовых целях. С момента освящения она была отделена для особого употребления. Во-вторых, в позитивном смысле идея отделения заключается в том, что все освященное полностью посвящается, отдается, жертвуется для Бога, чтобы Он мог использовать это в Своих целях. И здесь интересно отметить, что слово «освящать» применяется и по отношению к Самому Господу Иисусу Христу. Об этом два раза говорится в Евангелии от Иоанна. Первый отрывок — Иоан. 10:36. Наш Господь отвечает иудеям на вопрос, Кто Он: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: „богохульствуешь”, потому что Я сказал: „Я Сын Божий”?» Иисус говорит, что Его освятил Отец, т. е. «отделил для служения Ему». В Иоан. 17:19 сказано: «И за них Я посвящаю (в английском тексте Библии — «освящаю». — Прим. перев.) Себя, чтобы и они были освящены истиною». Без сомнения, это значит, что Он отделил Себя в распоряжение Богу, чтобы Бог мог совершить через Него и в Нем на кресте тот труд, который был необходим для прощения наших грехов. Итак, слово «освящение» в значении отделения от чего-либо и полного посвящения Богу используется и по отношению к Господу Иисусу Христу.

Вы также обнаружите, что оно очень часто используется в этом смысле и по отношению к верующим. Позвольте мне привести некоторые примеры. По дороге в Дамаск апостол Павел получил от Господа великое поручение (оно записано в Д. Ап. 26, в частности, в ст. 18). Господь повелел Павлу идти к язычникам «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». Итак, основное значение слова «освящение» — отделение людей для Бога и посвящение их Богу.

Еще один интересный и важный стих — 1 Кор. 6:11. По нашей человеческой логике освящение должно следовать за оправданием, не правда ли? Но вот что мы читаем в Писании: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Обратите внимание, что здесь освящение стоит перед оправданием. Что это значит? То, что коринфские верующие были взяты из мира, из греховного коринфского общества и отделены для Бога — омыты и освящены. Они стали народом Божьим, отделенным для служения Богу.

В таком же значении это слово используется в Евр. 10:10: «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». В данном контексте оно означает только одно — отделены. Или возьмите ст. 14 этой же главы: «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» — та же самая идея. Своей смертью на кресте Иисус сделал совершенными освященных, и это слово здесь значит только одно — они отделены для Бога в качестве народа Божьего.

Возьмем еще один пример из послания Петра: «…избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа…» (1 Пет. 1:1, 2). В этом случае освящение также означает отделение от мира и посвящение Богу. То же самое мы видим в 1 Пет. 2:9: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас…». Здесь Петр по отношению к Церкви применяет то же слово, какое использовалось по отношению к народу Израиля в Исх. 19. Сыны Израиля были святым народом, освященными людьми. Бог отделил их для Себя, и в равной мере это относится к христианам. В этом смысле все мы раз и навсегда освящены посредством крестного подвига Господа Иисуса Христа, о чем говорит автор Послания к Евреям.

Но слово «освящение» имеет и другое, более глубокое значение. Оно обозначает не столько то, что мы отделены для Бога, сколько то, что в нас происходят перемены, делающие нас достойными нового положения. Этическое значение слова «освящать» — «делать святым». Отделение для Бога не делает нас святыми; мы рассматриваемся как таковые. Но второе значение этого слова указывает на то, как мы становимся святыми. Следовательно, оно предполагает определенную работу по очищению и совершенствованию, которая осуществляется внутри нас, делая нас все более и более подобными Господу Иисусу Христу и преображая нас в Его образ от славы в славу. Именно это значение имеют в виду люди, когда говорят об освящении, и оно является главным. Когда вас спрашивают: «Как вы понимаете освящение? Как, на ваш взгляд, освящается человек?», то, вероятнее всего, имеется в виду именно это значение: внутреннее очищение, совершенствование, уподобление образу возлюбленного Сына Божьего.

Итак, я предлагаю вам следующее определение освящения. Это благодатное и постоянное действие Святого Духа, Который избавляет оправданного грешника от осквернения грехом, обновляет всю его природу по образу Божьему и дает силы совершать добрые дела. Позвольте мне пояснить. Оправданный грешник — это тот, кто получил оправдание. Он избавляется от осквернения грехом, а не от вины, которая была снята при оправдании. Далее говорится, что Святой Дух обновляет по образу Божьему всю природу оскверненного грехом грешника и дает ему силы совершать добрые дела.

Как мы уже говорили, оправдание лучше всего определить следующим образом: нам вменяется, переводится на наш счет праведность Христа. Как вы помните, Бог оправдывает нечестивых. Он не ожидает, пока люди полностью освятятся, чтобы их оправдать. В непонимании этой истины заключается заблуждение католической церкви. Но Бог вменяет людям, находящимся во грехах, праведность Христа, объявляет их праведными. Это вмененная праведность. Но в данном случае мы говорим о произведенной, т. е. созданной, выработанной праведности. Между этими двумя видами праведности есть существенное огромное различие. Отцы Церкви делали на нем особый акцент, и то, что сегодня мы не разбираемся в данном вопросе должным образом, указывает лишь на степень нашей деградации. Истине о произведенной и вмененной праведности уделялось огромное внимание в XVII, XVIII и даже XIX веках. Что же произошло в нашем веке? Почему мы забыли эти важные понятия?

Итак, освящение — это Божий метод обращения с грехом после нашего возрождения и оправдания. Сделаем еще одно важное замечание, прежде чем идти дальше. Мы должны следить, чтобы освящение определялось не просто нашим нравственным состоянием, но нашим нравственным состоянием по отношению к Богу. Это крайне важно. Люди могут быть очень нравственными и порядочными, но это не значит, что они освящены. Освящение всегда необходимо представлять в контексте наших отношений с Богом, нашего положения в Его присутствии. Поэтому освящение — это не высокая нравственность и чистота сами по себе, но результат наших отношений с Богом. Следовательно, существует принципиальное различие между самым высоконравственным в мире человеком и христианином, который освящается.

Итак, от определения освящения перейдем к следующему вопросу, на который нам очень важно получить ответ: как происходит процесс нашего совершенствования, очищения от осквернения грехом и постоянного уподобления образу Иисуса Христа? Мы рассмотрим различные теории и школы, которые можно подразделить на три основные группы. Прежде всего остановимся на теории, которую я назвал бы перфекционистской (от латинского слова «совершенство». — Прим. перев.). Согласно ей, христианин в некотором смысле и в определенной степени уже в этом мире может достичь совершенства. Я привожу эти формулировки, пытаясь максимально точно передать идеи приверженцев данного взгляда. Буквально сразу вы обнаружите, что перфекционисты, несмотря на то, что они по-разному определяют совершенство, считают, что его можно достичь в этом мире.

Мы, конечно же, не можем детально рассматривать все разновидности этого течения, поэтому я попытаюсь представить его в общем виде. Некоторые его представители учат, что грех полностью искореняется из жизни христианина. В качестве иллюстрации они приводят сад, который очищают от сорняков. Вы ведь не срываете только верхушки и цветы сорного растения, но выпалываете его с корнем. Таким образом, под освящением подразумевается, что мы якобы достигаем такой степени совершенства, которую могут обеспечить наши искренние усилия в каждый отдельный момент. Перфекционисты утверждают, что за год или десять лет мы можем достигнуть многого, но совершенство заключается в том, чтобы каждый миг стремиться жить как можно совершеннее. То есть имеется в виду нечто вроде шкалы совершенства. Этой концепции придерживались, к примеру, знаменитый Чарльз Дж. Финей и его великий помощник Езра Мейхем из так называемой Оберлинской школы в США. В этом заключается суть их учения, и они имели множество последователей.

Джон Уэсли придерживался иной точки зрения, считая, что христианское совершенство заключается в том, что верующие сознательно не совершают никакого известного им греха. Он допускал, что они могут совершать грех по неведению, но очень настойчиво (поблагодарим его за это) подчеркивал, что христиане не совершают умышленно никакого известного им греха. В этом состоянии вы пребываете каждый отдельный момент, как утверждал Уэсли. Вы можете согрешить в следующий момент, но в данный момент вы совершенны. Все это касается только сознательных грехов. По мнению Уэсли, неосознанный грех не представляет большой опасности. Позже он вам откроется, и как только это произойдет, вы должны оставить этот грех, и тогда будете совершенны в данном отношении. Итак, освящение — это относительное, а не абсолютное совершенство.

Другие, говоря об освящении, подразумевают чистое сердце, совершенно очищенное от греха, но и в данном случае имеется в виду сознательный, умышленный грех. Некоторые выражают это по-другому. Я снова обращаюсь к Джону Уэсли, который определял освящение как «совершенную любовь». Он говорил, что христиане могут совершить грех по неведению, не считая его грехом, так как во многих вопросах они еще незрелы и несведущи. Уэсли спрашивали: «Как же вы называете таких людей святыми и совершенными?», на что он отвечал: «Если человек может сказать, что он любит Бога всем своим сердцем, всем разумением, всей душей и крепостью, то, хотя он и не совершенен в своей жизни, он совершенен в любви». В данный момент он любит Бога всей своей душой, всей своей сущностью. Уэсли утверждал, что это и есть совершенная любовь. Может быть, в будущем она возрастет еще больше, но в данный момент она совершенна. Как мы уже видели, он настойчиво подчеркивал, что процесс совершенствования и освящения продолжается непрерывно.

Согласно всем перфекционистским взглядам, освящение является чем-то таким, чего можно достигнуть за одно мгновение. Это нечто такое, что Бог совершает для нас Святым Духом, и единственное, что нам необходимо делать — стремиться к совершенству, верить, что его можно достичь, и возрастать в вере. Нам нужно только верить, что, если мы попросим Бога освятить нас, Он ответит нам. Бог может ответить немедленно. Перфекционисты любят повторять: «Как вы получили оправдание, точно так же вы можете получить и освящение». Это может произойти мгновенно.

Ко второй группе теорий, объясняющих процесс освящения, относится теория, согласно которой люди освящаются посредством так называемого принципа противодействия. Она была довольно популярна в семидесятые годы девятнадцатого столетия и не утратила своего значения до наших дней. Люди, придерживающиеся этой теории, не верят в искоренение греха. Они очень ясно высказываются на этот счет и рассматривают учение об устранении греха как очень опасное. Так что же, христианин всю свою жизнь обречен на борьбу с грехом, которая оканчивается поражением? О, нет, говорят они. Существует новый принцип. Их любимый текст, на котором основывается это учение, записан в Рим. 8:2: «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». «Да, — утверждают они, — грех остается в верующем, но если человек взирает на Христа, пребывает в Нем и с верой уповает на Него, Христос сохранит его от греха. В христианине действительно есть сила греха, но сила Христа противостоит ей». В этом заключается смысл противодействия, и далее приводится множество иллюстраций.

Многие из них взяты у почтенного Эвана Хопкинса. Вспомним его излюбленные сравнения, например, сравнение с кочергой. Сама по себе она холодная, черная, прочная. Но поместите ее в огонь, и что с нею произойдет? Кочерга станет красной, раскаленной и мягкой. Вытащите ее из огня, и она вновь станет холодной, черной и твердой. Эта иллюстрация раскрывает суть учения данной школы об освящении. Пока вы пребываете во Христе, вы остаетесь как бы красными, горячими и мягкими — удерживаетесь от греха. Но если вы не пребываете во Христе, то снова возвращаетесь в свое прежнее состояние.

Следующая иллюстрация — спасательный круг. Под воздействием закона тяготения тяжелые предметы тонут в воде. Не умеющий плавать человек, оказавшись в воде, начинает тонуть. И тут вступает в силу закон противодействия. Что произойдет, если человеку бросить спасательный круг? Он ухватится за него, и круг начнет противодействовать закону тяготения, удерживая тонущего на плаву. Как только человек бросит круг, он опять начнет тонуть, так как снова вступит в силу данный закон. Христианин должен пребывать в определенном состоянии: должен взирать на Христа, полагаться на Него и доверять Ему. Если же он находится не в должном состоянии или допустил какой-то грех, то достаточно исповедаться и оставить грех, и Христос даст победу. Итак, подобно перфекционистам, приверженцы второй группы теорий утверждают, что освящение обычно появляется в виде отдельного опыта и продолжается как процесс. Другими словами, его нужно получить, причем это можно сделать в одно мгновение, а потом пребывать в данном состоянии.

В третьей, и последней группе теорий освящение рассматривается как процесс, который начинается с момента возрождения, продолжается всю жизнь и заканчивается только после нашей смерти. Принципиальное отличие этой точки зрения от остальных заключается в том, что, согласно ей, освящение — это не опыт, который можно пережить после оправдания. Оно начинается в момент возрождения, продолжается всю жизнь и завершится только тогда, когда наши тела будут окончательно прославлены и избавлены от тления. Павел говорит в Рим. 8:22, 23 о том, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». Только после того, как наше тело будет окончательно искуплено, мы сможем достигнуть совершенства в освящении.

Я очень бы рекомендовал вам прочитать книгу епископа Райла «Святость», где излагается это учение. В ней представлены различные взгляды и теории, о которых я вкратце здесь упомянул. Итак, как я уже говорил вначале, наш долг — исследовать данную тему, но не ради того, чтобы защитить свои позиции и раскритиковать других. Как уже говорилось, я многим обязан Джону Уэсли, в том числе с учением о святости. Конечно, я не принимаю всего, что в нем содержится. С некоторыми пунктами я не могу согласиться, но должен сказать, что много размышлял над книгами об освящении и святости, написанными перфекционистами — приверженцами первой названной мной группы теорий. Я рад засвидетельствовать к славе Божьей, что, хотя и не принимаю главных постулатов этих книг, их чтение согревает мое сердце, способствует процессу освящения, за что я благодарен Господу.

Итак, давайте будем читать книги, в которых объясняется Священное Писание, и сами будем почаще возвращаться к Библии. Давайте стремиться исследовать их как можно беспристрастнее, чтобы прийти к истине в вопросе освящения. Тогда наши души получат благословение и обогатятся, и мы возблагодарим Господа за то, что Он дал нам возможность изучать доктрину об освящении.