19. Освящение: работа Бога и наша работа

Итак, мы перечислили три главных взгляда на доктрину об освящении. Их необходимо иметь в виду, приступая к непосредственному и более подробному рассмотрению данной темы. В Писании ясно представлены определенные принципы, в свете которых мы должны оценить эти три группы взглядов и теорий.

Первый основополагающий принцип, который мы находим повсюду в Библии, как в Ветхом, так и в Новом Завете, заключается в том, что освящение есть воля Божья о нас. В 1 Фес. 4:3 четко выражено: «Ибо воля Божия есть освящение ваше…». Это исходный, имеющий наибольшее значение пункт нашего исследования. Конечной целью всего того, что Бог совершил во времена Ветхого Завета, было наше освящение. «Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону», также для нашего освящения. (Гал. 4:4). Христос умер на кресте, чтобы мы стали совершенными, ради этого сошел на землю и Дух Святой. Действительно, все, что Бог делает для нас и нашего спасения, имеет своей целью наше освящение.

Итак, очень важно, чтобы мы усвоили этот принцип. Если вам нужны его доказательства, вы можете найти их в Иоан. 17:17. Наш Господь накануне Своего отхода к Отцу молился о Своих учениках. О чем была Его молитва? «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина». Далее Он продолжает: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (ст. 19). Словами: «Я посвящаю Себя» (в английском тексте Библии — «Я освящаю Себя». — Прим. перев.) наш Господь как бы говорит Отцу: «Я отдаю Себя в Твое распоряжение, отделяю Себя для той окончательной работы, которую Ты уготовал Мне». Ею было не что иное, как крестная смерть. Иисус пошел на крест ради нашего освящения. Это было Его главной целью. Апостол Павел так пишет Титу: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14). Ради этого, и только ради этого одного наш Господь умер на кресте. В одном гимне это выражено очень хорошо:

«Он умер для того, чтобы мы могли быть прощены, —

и далее следует:

Он умер для того, чтобы сделать нас благими».

Сесил Френсис Александр.

Мы склонны забывать о второй части и связывать смерть на кресте только лишь с прощением, о чем мы будем говорить дальше. Но Библия никогда этого не делает.

Итак, первый принцип, который мы должны усвоить, заключается в том, что освящение является итогом всего процесса спасения. Если это так, то мы должны признать, что существуют определенные опасности, которых необходимо избегать любой ценой. Позвольте мне указать на них. Первая большая опасность заключается в рассмотрении каждой отдельной доктрины в отрыве от других доктрин. Мы часто подчеркиваем, что при исследовании библейских доктрин становится очевидной их взаимосвязь. Все доктрины составляют единое целое и не являются отдельными, разрозненными учениями, которые мало что объединяет. Между ними имеется живая связь, и мы убеждались в этом на протяжении всех наших занятий.

Итак, необходимо различать доктрины, но это совсем не значит отделять их одну от другой. В учебных целях, не вступая, конечно же, в противоречие с Писанием, мы особое внимание уделили доктринам об оправдании и освящении, но это вовсе не значит, что мы разделили их. Такой подход недопустим, потому что, согласно учению, это части одного и того же процесса, одного великого деяния Божия — спасения. Поэтому мы никогда не должны думать, что можно ограничиться чем-то одним, получить оправдание без освящения, а затем уже освятиться. Это совершенно небиблейский подход.

Возьмите, например, великое утверждение Павла в Рим. 8:30: «…а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Апостол говорит, что процесс спасения представляет собой одно целое. Если Бог начал эту работу в человеке, то в определенном смысле она уже закончена, и человек пройдет весь путь от оправдания до прославления. Таким образом, крайне неверно проводить разделение и разграничение между этими понятиями. Или возьмите другое утверждение апостола в 1 Кор. 1:30: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Это звенья одной цепи, и мы не должны разделять их по одной важной причине: Господа Иисуса Христа разделить невозможно! Либо вы во Христе, либо вне Христа. Если вы христианин, вы соединены со Христом и обладаете всеми Его благословениями.

Мы убедились в этом, когда рассматривали великую доктрину о союзе верующих со Христом, изложенную в Рим. 5 и 6. Павел говорит римлянам, что они были распяты со Христом, умерли, были погребены, воскресли и уже восседают с Ним на небесах. Если мы во Христе, то Он сделался для нас не только оправданием, но и освящением и искуплением. Он — все во всем, и поэтому я считаю, что люди, отделяющие оправдание от освящения и утверждающие, что эти два явления не имеют существенной внутренней связи, виновны в разделении Христа. Мы имеем полное право спросить у них: «Разве разделился Христос?..» (1 Кор. 1:13). Отсюда вытекает первый вывод: Божья воля, Божья цель относительно спасения и всего того, что Он совершил в Своем Сыне посредством Духа, — это наше освящение.

Таким образом, следующая опасность заключается в том, что можно отодвинуть освящение на задний план, сосредоточив свое внимание лишь на прощении и снятии грехов. «О, да, — говорят некоторые люди. — Такой-то человек обрел спасение. Он уверовал в Господа Иисуса Христа, получил прощение грехов, но пока еще не дошел до освящения. Он находится на первом этапе — оправдания и прощения грехов». Такие люди считают, что их долг — попытаться вовлечь этого человека в процесс освящения и побудить принять его так, как он принял оправдание.

Но, конечно же, это совершенно ошибочное мнение. Достаточно задать вопрос: почету люди стремятся к прощению, почему хотят получить его? На него может быть только один ответ: конечно же, некоторые люди делают так ради чувства внутреннего комфорта, но это нельзя назвать истинным стремлением к прощению. Искать прощения — значит увидеть святость Бога и Его закона и осознать себя грешником. Человек должен возненавидеть грех, разделивший его с Богом, и поэтому, если он хочет получить истинное прощение, он должен всеми силами избавляться от того, что сделало его несчастным и греховным перед Богом, привело к такому опасному состоянию. Без сомнения, это и есть главный мотив стремления к прощению. Я не вижу никакого смысла в слове «прощение», если оно не подразумевает всего вышеперечисленного. Нет и нет. Если вы беспокоитесь о своем спасении, вы признаете себя грешником, достойным ада.

Рассуждая о покаянии, мы определили, что такое прощение, и отметили, что в истинном покаянии задействована вся личность человека: ум принимает истину, и сердце чувствует ее. Мы подчеркнули, что сравнительно до недавнего времени покаяние связывалось с осознанием бессилия, с сокрушением и воплем отчаяния человека, которому не удалось найти мира. Вот в чем суть библейского покаяния, и на протяжение столетий так учила Церковь. Если человек не пережил всего этого, то нет основания говорить о его прощении; если же пережил, то процесс его освящения начался. С того момента, когда мы начинаем видеть нечто отвратительное в грехе, желаем удаляться от него и приближаться к Богу, радоваться о Нем, начинается наше освящение, то есть отделение для Бога.

Далее, в-третьих, существует реальная опасность ложного евангелизма, который направлен лишь на то, чтобы дать людям временное облегчение и успокоение, но не открывает жизненной важности освящения. Евангелизм, который останавливается на прощении, — это не библейский евангелизм, потому что всякая проповедь должна раскрывать сущность греха — разделение с Богом. Итак, если мы верно проповедует примирение, мы должны проповедовать и освящение.

Согласно нашей главной концепции, мы — не свои, мы куплены дорогою ценою. Этот аргумент приводит Павел. Он говорит об освящении в контексте крестной смерти: «Не знаете ли, что… вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою…» (1 Кор. 6:19, 20). Проповедуя об освящении, апостол проповедует не только о Святом Духе, но и о кресте. Все это взаимосвязано. Во время проповеди Фессалоникийцам, например, некоторые люди «обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» (1 Фес. 1:9). Служение Богу и есть освящение. Эта тема раскрывается в Первом послании апостола Павла к Фессалоникийцам. Итак, конечной целью всякого евангелизма должно быть примирение людей с Богом и отделение их для Бога. Мы должны помнить старую истину о «делах закона», говоря о Христе как о Спасителе, и не забывать, что освящение является частью евангельской проповеди.

Позвольте мне сказать следующее. Все трудности вопроса об освящении связаны с тем, что люди допускают фатальную ошибку, стремясь начинать с самих себя, а не с Бога. Они думают о себе, о своих проблемах, грехах, нуждах, которые и побуждают их говорить об освящении. Но это явное заблуждение. Апостол Петр проповедует обратное: «Посему, [возлюбленные], препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети (именно ваше отношение к Богу определяет это)… по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят”» (1 Пет. 1:13-16).

Может сложиться впечатление, что собрания и встречи, на которых речь идет о святости, являются своего рода терапией, и их нужно посещать, когда беспокоит какой-то грех. Если люди не могут избавиться от него сами, им предлагают пройти такое «лечение». Но Библия говорит о другом. Мы должны освящаться и быть святыми не для того, чтобы обрести счастье и избавиться от проблем. Мы должны стремиться к этому исключительно потому, что Бог свят, потому, что мы народ Божий, и Христос умер за нас и искупил нас. Мы уже не принадлежим себе. Мы не имеем права жить во грехе.

Вот так мы должны подходить к освящению. Спасение — это работа, которую от начала до конца выполняет Сам Бог, и в ней не может быть никаких пробелов и интервалов. Спасение начинается, продолжается и завершается Богом. Следовательно, в тот момент, когда мы возрождаемся и соединяемся с Господом Иисусом Христом, начинается процесс освящения. В тот момент, когда я получаю божественную природу и рождаюсь свыше, во мне появляется нечто, что отделяет меня от греха. Вспомните утверждение Иакова, которое часто толкуют неверно: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: „до ревности любит дух, живущий в нас”?» (Иак. 4:5). Расширенный перевод этого отрывка гласит: «Не знаете ли вы, что Дух, Который вам дал Бог, Который пребывает в вас, с великой ревностью желает обратить вас от мира сего и его духа к Богу?» Вот о чем идет речь. Итак, в момент рождения свыше я получаю Святой Дух, и во мне начинается процесс освящения. Конфликт между плотью и Духом начался, и борьба за отделение меня от мира к Богу происходит в каждой области моей жизни, на каждом шагу.

Это подводит нас ко второму важному принципу. Благодаря чему происходит освящение? Если это продолжительный процесс, если на это есть воля Божия, если к освящению ведет все спасение, то как оно происходит, как совершается в нас? И здесь необходимо быть очень осторожными. Рассматривая целый ряд доктрин, мы видели, что в некоторых духовных процессах участвует только Бог. Например, возрождение полностью зависит от Него. Точно так же мы ничего не делаем для своего оправдания, оно полностью совершается Богом. Только Он провозглашает нас праведными. То же самое касается и нашего усыновления, которое является действием, декларацией Бога. Но, с другой стороны, рассуждая о покаянии и вере, мы отметили, что, хотя к этому побуждает Святой Дух, на нас также лежит ответственность. Мы должны исповедать свои грехи и оставить их. Мы веруем в Господа Иисуса Христа, но не сами пришли к этому. Бог начал в нас работу, которую мы должны продолжить, выражая свою веру. Точно так обстоит дело с освящением.

Классическое утверждение о необходимости нашего активного участия в этом процессе записано в Фил. 2:12,13: «…со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». В этих стихах говорится о неком совершенном балансе. Поэтому, рассуждая о том, кто участвует в процессе нашего освящения и как оно происходит, мы должны начинать с того, что, в основном, это действие Бога. Сам Бог производит в нас и желания, и действия.

Священное Писание ясно выражает эту мысль, причем в самой совершенной форме. Освящение в Писании связано с действиями Отца, Сына и Святого Духа. Позвольте мне привести некоторые отрывки. В 1 Фес. 5:23 говорится, что освящение является работой Отца: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Далее в Послании к Евреям мы также видим очень важное утверждение: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], да усовершит вас (в английской Библии — «сделает совершенными». — Прим. перев) во всяком добром деле, к исполнению воли Его…» (Евр. 13:20, 21). Это будет делать Сам Бог мира, Отец. Тот, Кто воскресил Господа Иисуса Христа, Сына Своего из мертвых, сделает нас совершенными.

Но точно так же Писание говорит, что освящение является работой Сына. Обратили ли вы внимание, исследуя доктрины, что часто одна и та же работа приписывается всем Лицам благословенной Троицы? Ничто меня так не воодушевляет, как сознание того, что три Лица благословенной Троицы заботятся о том, чтобы такой ничтожный человек, как я, был спасен и искуплен, сделался совершенным и смог устоять в присутствии Божьем на судилище. Вот отрывки о Сыне: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» (Еф. 5:25, 26). Сын Божий умер для того, чтобы освятить Церковь. В Тит. 2:14 также говорится, что Иисус Христос «дал Себя за нас». Для чего? Не только для того, чтобы наши грехи были прощены, чтобы мы могли иметь чистую совесть и избежать геенны. Наш Господь пошел на крест, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам».

Но освящение является также работой Святого Духа. Павел пишет коринфянам в 1 Кор. 6:11: «…но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (курс, автора. — Прим. ред.). Есть и многие другие отрывки, указывающие на роль Духа в нашем отделении: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению…» (2 Фес. 2:13). Итак, мы можем сказать, что в освящении участвуют три Лица Троицы, однако главную роль в нем играет третье Лицо Божества — Святой Дух. Как мы видели, именно Он является посредником между нами и Христом, применяет в жизни то, что совершил для нас Христос, уподобляет нас Христу и соединяет с Ним.

Очень важно понимать, что освящение прежде всего и в основном является работой Бога в нас, осуществляемой посредством Святого Духа. Следовательно, заявление, что, будучи верующим, христианином, вы можете обойтись без освящения или сами заняться им, лишено библейского основания. Освящение является Божьей работой, целью, волей; это то, что Бог совершает в каждом человеке, которого Он отделил для Себя. Ради этого умер наш Господь, и совершенно недопустимо полагать, что освящение не происходит в том, за кого Он заплатил цену Своей крови. Поэтому мы с самого начала делаем на этом особое ударение. Далее мы переходим ко второй части утверждения Павла в Фил. 2:12, 13: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Вот почему нам дано повеление: «…со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Будьте внимательны к тому, что вы делаете, не забывайте, кто вы есть, уразумейте, что значит «со страхом и трепетом».

И наконец, мы подошли к главному различию между оправданием и освящением. При оправдании, как уже было сказано, мы не делаем ничего и не можем делать, так как это декларативный акт Бога. Но при освящении мы призваны к действию. Это очень важный момент данной доктрины. Многие люди испытывают большие затруднения в этом пункте, особенно те, кто придерживаются двух крайних взглядов. Некоторые полагают, что, как только человек рождается свыше, деятельность Бога в нем прекращается. Человек получает новую природу, и теперь ему якобы остается только заботиться о ней через чтение, понимание и применение Писания. Все, что касается освящения, человек делает сам. Я уже показал вам, что это ошибочный взгляд. Освящение — это Божья работа в нас. Бог побуждает и направляет к этому, сила Божья производит в нас «и хотение и действие».

Да, но некоторые люди, стараясь избежать одной крайности, впадают в другую. Согласно второму взгляду, нам вообще ничего не нужно делать, кроме пассивного созерцания Иисуса и пребывания в Нем. Вся работа, касающаяся освящения, совершается в нас и за нас. На прошлой лекции мы рассмотрели в качестве примеров раскаленную кочергу и спасательный круг. Напрашивается вывод, что нам ничего не надо делать, что вся работа выполняется исключительно Господом, если мы взираем на Него. Ответом на это является Фил. 2:12, 13: «…совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас…».

Сторонники вышеупомянутой теории ссылаются на Иоан. 15, где наш Господь призывает нас взирать на Него. Он использует образ лозы и ветвей: «Я есмь лоза, а вы ветви…» (ст. 5). На основании этого отрывка делается вывод, что ветви почти ничего не значат, на них только держатся плоды. Но это, конечно же, явное извращение учения нашего Господа. Ветви на лозе не бездейственны, они полны жизни. Конечно же, они не смогут плодоносить, если не получат от дерева сока. Да, но получив сок, ветвь проявляет жизнь. Она берет из воздуха необходимые вещества и выделяет продукты обмена. Каждый листочек ветви полон жизни и активности.

Итак, вы видите опасность искажения иллюстраций. Писание очень ясно говорит о том, чтобы мы совершали свое спасение. Мы не смогли бы этого сделать, если бы Бог первый не произвел в нас Свое действие. Но Он сделал первый шаг, чтобы мы могли сделать ответный. Бог воздействует на нашу волю, побуждая нас действовать и давая нам такую возможность. «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению», но и с нашей стороны также должны быть желания и действия.

Нам необходимо очень четко понять данное учение. Оно содержится во многих отрывках Священного Писания. Например, в Рим. 6 есть целый ряд стихов на эту тему. Павел говорит: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога…» (Рим. 6:11). Это относится лично ко мне. Только я могу «почитать себя мертвым для греха». Святой Дух, действующий во мне, побуждает меня к этому, а Писание увещевает совершать действие. Данный призыв относится ко мне, являясь частью моего освящения. Теперь давайте посмотрим, как Павел выражает эту мысль в отрицательной форме: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле…» (ст. 12). Вы не должны позволять греху царствовать в вас. Это увещевание касается лично вас. Также Павел выражает данную мысль в положительной форме: «…и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу… и члены ваши Богу в орудия праведности» (ст. 13). Мы постоянно должны заботиться об этом.

Далее Павел говорит в Рим. 8: «…если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (ст. 13). Без Духа мы не можем выполнить данное условие. В непонимании этого заключается ошибка монашества и слабое звено всякой морали. Только получив Дух, действующий в нас, только с помощью этого Духа мы можем умерщвлять дела нашей плоти. Павел в Кол. 3:5 говорит: «Итак, умертвите земные члены ваши…». Мы должны сделать это. Есть и другие отрывки: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13). «Подвизайся добрым подвигом веры…» (1 Тим. 6:12). Павел увещевает нас подвизаться! Это не пассивное состояние, не правда ли? Далее он прямо повелевает Тимофею: «Юношеских похотей убегай…» (2 Тим. 2:22). Тимофей должен убегать, а не ожидать избавления, должен делать что-то конкретное. В 1 Тим. 6:11 Павел говорит: «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде…». Тимофей должен был стремиться к правде и бороться за нее. Нам дано повеление отложить прежний образ жизни ветхого человека и облечься в нового (Еф. 4:22, 24).

Но иногда мне кажется, что самый важный текст записан в 2 Кор. 7:1: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (курсив автора. — Прим. ред.). Как еще иначе можно истолковать данное утверждение? Все рассмотренные нами отрывки указывают на одну истину. Действительно, как я уже подчеркивал, если бы все сказанное не являлось истиной, то ни одно из этих новозаветных посланий не было бы написано. Если бы для нашего освящения достаточно было пассивно взирать на Иисуса, то апостолы напрасно потратили столько чернил, времени и сил, доказывая нам обратное и убеждая применять Писание, делать одно и не делать другое, очищаться. Зачем нужно было все это писать, если бы от нас требовалось только пассивное ожидание, созерцание и пребывание?

Нет, давайте бодрствовать, чтобы не извращать Писания, ибо это ведет если не к погибели, то, по крайней мере, к замешательству. Писание ясно учит, что Бог действует в нас, потому что Он спас нас, но Он хочет, чтобы мы также совершали свое спасение. Мы должны к этому стремиться, почитать себя мертвыми для греха, понимать и применять открытые нам истины, умерщвлять земные члены и т. д. — очищать себя. Священное Писание в высшей мере гармонично. Освящение является главной и преимущественной работой Бога, которую Он совершает Своим Духом. Писание увещевает нас как новорожденных, возлюбленных, детей Божиих быть святыми, потому что Тот, Кто действует в нас, свят, и Он совершил искупление, чтобы мы могли стать детьми Божьими, достойными этого звания.