22. Крещение и исполнение Духом

Нам необходимо рассмотреть такие аспекты библейского учения о Святом Духе, которых мы раньше не касались. Некоторые понятия, раскрывающие отношения между Святым Духом и верующим, мы уже вскользь упоминали и теперь можем перейти к их подробному рассмотрению.

Это очень важные и поэтому в определенном смысле трудные понятия. Я должен сказать даже, что они весьма трудные, и их непонимание иногда приводит к ожесточенным дискуссиям и полемикам. Как я уже упоминал ранее, с важными доктринами всегда связаны серьезные трудности по той простой причине, что диавол, враг душ человеческих, понимая их значение, сосредотачивает на них особое внимание. Так было в случае с доктринами об искуплении и Личности нашего Господа, и неудивительно, что то же самое происходит и с настоящей доктриной.

Итак, первое понятие — крещение — крещение Святого Духа или Святым Духом. На мой взгляд, вокруг него ведутся дискуссии и возникают недоразумения потому, что все мы склонны быть немного догматиками. В равной мере благочестивые христиане подходят к этому вопросу по-разному. Это неизбежно в отношении любого аспекта истины, и мы должны, избегая крайностей, поступать осторожно, с благоговением и страхом Божьим. Безусловно, для некоторых людей не представляет никакой трудности говорить уверенно и красноречиво. Они заявляют: «В вопросе крещения для меня нет ничего непонятного: одно крещение, но многократное и многообразное исполнение Святым Духом. Вот и все!» Но такой упрощенный подход к столь важной и священной теме означает в какой-то мере пренебрежение учением о Святом Духе. Речь идет не о том, как легче и удобнее классифицировать данные понятия. Важнейший вопрос заключается в следующем: что они означают и как они относятся лично к нам?

Позвольте мне снова напомнить, что, излагая библейские доктрины, я не стремлюсь прежде всего расширить ваш кругозор. Я излагаю их по одной причине: глубокое и реальное переживание спасения зависит от знания доктрин, причем не только на интеллектуальном или теоретическом уровне. Всякий, кто останавливается на этом, рано или поздно столкнется с огромными трудностями и закончит катастрофой. Теоретические знания важны при условии, что мы приобретаем их верным путем и понимаем, что они должны обогатить нас духовным опытом. Особенно это касается темы, к рассмотрению которой мы приступили.

Давайте начнем с вопроса: кто, где и как говорит о крещении? Итак, данное слово использовалось Иоанном Крестителем. Вы можете увидеть это, например, в Лук. 3:16, 17 и в других параллельных отрывках. В них повествуется о людях, которые слушали проповедь Иоанна у реки Иордан «и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он». Иоанн же, зная их мысли, повернулся к ним и сказал:

«Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым».

Таким было предсказание Иоанна. Сам Господь также говорил о крещении. В Д. Ап. 1:5 читаем: «Ибо Иоанн крестил вас водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». Эти слова были произнесены за десять дней до Пятидесятницы.

В других случаях слова крещеные, креститься также используются в данном смысле, хотя, наверное, не все согласятся с таким утверждением. Например, в Рим. 6:3 апостол говорит: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?». Трудно предположить, что. здесь подразумевается водное крещение, потому что оно не погружает нас в Христову смерть. Мы крещены Духом Святым во Христа и в Его смерть.

Безусловно, важное утверждение апостола Павла записано в 1 Кор. 12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины…». В Гал. 3:27 читаем: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» и в Еф. 4:5: «Один Господь, одна вера, одно крещение». Без сомнения, здесь имеется в виду крещение Святым Духом, наше крещение во Христа.

Таковы примеры использования слова крещеные, имеющего отношение к Святому Духу. Важно отметить, что в аналогичных случаях могут использоваться и другие, взаимозаменяемые слова, синонимы. Например, нам говорится об излиянии Святого Духа. Это событие предсказывал пророк Иоиль, которого апостол Петр процитирует в Д. Ап. 2:17. В Д. Ап. 8:16 сказано, что Святой Дух еще не сходил на самарян. Обратите внимание на вопрос, заданный апостолом Павлом ученикам в Ефесе: «…приняли ли вы Святого Духа, уверовав?..» (Д. Ап. 19:2). Также Петр, оправдывая присоединение Корнилия и других язычников к церкви, сказал: «…сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале» (Д. Ап. 11:15). Он ясно видел, что происшедшее с Корнилием и его домашними точно повторяет то событие, которое произошло в горнице в Иерусалиме на день Пятидесятницы. Кроме него, его свидетелями были другие апостолы и еще сто двадцать человек, поэтому Петр сказал: «…то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» (Д. Ап. 11:15-17). Он не посмел не преподать этим людям крещения, видя, что на них сошел Дух Святой.

Мне кажется, что эти слова употреблены здесь в одном и том же смысле, и тогда перед нами встает вопрос: что такое крещение Святым Духом? Как мы уже видели, для некоторых людей в этом вопросе все предельно ясно. Они говорят, что здесь речь идет лишь о возрождении и ни о чем более. Крещение Духом Святым — это то, что происходит с людьми, когда они возрождаются и соединяются со Христом, как учит Павел в 1 Кор. 12:13: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело…». Невозможно быть христианином, не являясь членом тела, в которое мы крестимся Духом Святым. Следовательно, крещение Святым Духом якобы является просто возрождением.

Но лично я не могу принять такое объяснение, иначе сразу же возникнет проблема. В этом случае мне пришлось бы согласиться с тем, что ученики и апостолы не были возрождены до дня Пятидесятницы, но для меня это совершенно невероятное умозаключение. Точно так же вы могли бы сказать, что ни один ветхозаветный святой не имел вечной жизни или не был дитем Божьим. Но, как мы знаем, Писание ясно учит, что они были возрождены. И мы, подобно им, получая возрождение, становимся детьми Авраама. Мы являемся сонаследниками тех же самых, а не каких-то особых благословений, потому что существует только один великий завет — завет спасения и искупления.

Далее, приняв такое объяснение, мы должны были бы прийти к выводу, что самаряне, которым проповедовал Филипп, не были возрождены до тех пор, пока Петр и Иоанн не посетили их. В восьмой главе книги Деяний мы читаем, что Филипп проповедовал в Самарии и многие, уверовав, были крещены во имя Господа Иисуса Христа. Но эти люди приняли Святого Духа, были крещены Им только тогда, когда пришли Петр и Иоанн и помолились над ними с возложением рук. Мне кажется, что вся эта глава опровергает приведенное выше предположение о возрождении. Эти люди были возрождены, но еще не получили Святого Духа. То же самое можно сказать и о евнухе из Эфиопии, которому благовествовал Филипп. Таким образом, я не могу принять идею о том, что крещение является тем же, что и возрождение.

Но тогда что это такое? Это то, о чем предсказывали Иоанн Креститель и наш Господь, то, что Петр называет обетованием Отца: «Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Д. Ап. 2:33). Выражение «обетование Отца» используется и в других местах (Лук. 24:49). Исполнения данного обетования должны были ожидать сыны Израиля.

О чем идет речь? В самом начале рассмотрения доктрины о Святом Духе я подчеркнул, что в день Пятидесятницы прежде всего была образована и объявлена Телом Христа христианская Церковь. Верующие, возрожденные люди были и ранее, да. Но они стали телом Христа только в день Пятидесятницы. Они крестились в одно тело Святым Духом, одним Духом. В этом, без сомнения, заключается основное значение Пятидесятницы.

Но мне кажется, что мы не должны на этом ставить точку. Есть и дополнительное значение дня Пятидесятницы. Оно включает осознание факта крещения Духом. Давайте вернемся к вопросу, с которым апостол Павел обратился к своим слушателям в Ефесе: «…приняли ли вы Святого Духа» уверовав?..» (Д. Ап. 19:2). Из этого обращения следует, что человеку известно, принял ли он Святого Духа. Почти такой же вопрос апостол задает Галатам: «…через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере?» (Гал. 3:2). Тем самым Павел как бы говорит: «Вы имеете Святого Духа и знаете об этом, но как вы Его получили? Благодаря делам праведности, делам, совершенным под законом, или благодаря наставлению в вере?». Галаты знали, что они получили Духа, иначе вопрос Павла не имел бы смысла. Действительно, все учение о печати и залоге Духа Святого должно быть согласовано. Апостол также упоминает и о нас, имеющих «начаток Духа» (Рим. 8:23). Мы знаем, что получили Его.

Итак, что я имею в виду, когда говорю, что крещение включает осознание человеком того, что он крестился в Тело Христа? В этом пункте часто возникают недоразумения, потому что некоторые верующие связывают получение Духа только с определенными дарами. Они заявляют, что единственным доказательством того, что мы имеем Духа, является проявление этих даров. Это взгляд основывается на 1 Кор. 12, но в этой же главе говорится, что верующие не обладает одними и теми же дарами: кто-то имеет один дар, кто-то — другой. Поэтому нет основания утверждать, что, пока мы не получили какой-либо определенный дар, мы не крещены Святым Духом или не имеем Его. Данная поясняет: «…Все ли имеют дары исцеления? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (ст. 30) и т. д. Ответ очевиден: «Нет!»

Существует опасность, что мы можем понимать под крещением Духом Святым только получение даров, упуская что-то гораздо более важное. Признаком, решающим доказательством получения Духа является нечто такое, что происходит в области нашего духовного опыта. Читая в Новом Завете о людях, которые получили Святого Духа подобно галатийским христианам, мы не можем не заметить, что они воспламенялись духом. Господь Иисус Христос становился для них таким реальным, как никогда раньше. Когда Господь Иисус Христос духовно являл Себя людям, у них появлялась великая любовь к Нему, изливаемая в сердца Святым Духом.

Действительно, это нечто такое, что заставляет нас остановиться и серьезно задуматься. Как я понимаю, это переживание обладает «правом первородства» в жизни каждого христианина. Апостол Петр говорит: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним…» (Д. Ап. 2:39). Обетование распространяется не только на людей, присутствовавших в Иерусалиме день Пятидесятницы, но и на всех христиан. Это означает, что мы осознаем приход Духа Божьего, Божью славу, реальность Его бытия, реальность Господа Иисуса Христа; мы любим Его. Вот почему новозаветные авторы могли сказать о христианах следующее: «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1 Пет. 1:8), и так было на самом деле. Они радовались о Господе, прославляли Его, считали для себя честью пострадать за Его имя. Ради Него они шли на любые страдания, готовы были лишиться крова, потерять семью. Почему? Не просто потому, что они умом понимали некоторые истины или доктрины, но потому, что Господь Иисус Христос стал для них реальным, дорогим, любимым — всем во всем.

Из Писания следует, что такие переживания являются неизбежным результатом крещения Святым Духом. Более того, о них свидетельствуют святые на протяжении многих столетий. Вы помните историю о том, как произошла встреча с Богом у Джона Уесли на Альдерсгейт-стрит в Лондоне в 1738 году? Но, наверное, не все знают, что еще более поразительные переживания имел Джордж Уатфилд. Мы знаем, как Муди, идя однажды по улице Нью-Йорка, неожиданно осознал славу Божью и был ею потрясен настолько, что почувствовал, что может не пережить этого явления, и, воздев руки к небу, попросил Бога остановиться. Подобное произошло и в жизни Финнея, Джонатана Эдвардса и Давида Брейнерда. О таких переживаниях свидетельствовали и многие простые христиане, чьих имен мы не знаем. И они возблагодарили Бога за осознание Его славы и реальности, за любовь к Нему, за неизреченную радость, сопутствующую всему этому.

Итак, я хочу предложить следующее определение. Крещение Святым Духом — это первоначальное переживание славы, реальности и любви Отца и Сына. Разумеется, в дальнейшем у вас будут другие духовные переживания, но это, первое, на мой взгляд, и является крещением Святого Духа. Благочестивый Джон Флетчер Мадлейский выразился так: «Каждый христианин должен иметь свою Пятидесятницу».

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Только Дух Святой может дать нам это знание. Итак, крещение Святым Духом отличается от уверования, принятия учения, практического осуществления веры. Все это мы знаем только благодаря Святому Духу. Первое подобное переживание, как я полагаю, является крещением, или сошествием, или принятием Святого Духа. Именно это замечательное и необычайное переживание часто описывается в книге Деяний, и оно, как мы ясно видим из посланий, наверняка было у каждого члена первоапостольской церкви.

Но между первоапостольской и современной церковью нет принципиального различия, и вы не можете не заметить, читая новозаветные повествования о ранней церкви, что ее члены были людьми духовными, имеющими реальный духовный опыт. Они не были формальными членами церкви; в них был живой Дух, они знали, в Кого уверовали, и радовались этому. Эти христиане без колебаний могли бы ответить на вопрос: «…через дела ли закона вы получили Духа или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:2). А если спросить об этом вас? Можете ли вы сразу же ответить? Благословенное познание через Духа Святого реальности Бога, нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, духовное присутствие Сына Божия в сердцах верующих — все это предназначено для нас, для наших детей, для всех людей.

Далее давайте кратко остановимся на слове «исполнение», которое всегда стоит рядом со словом «крещение» и в каком-то смысле дополняет его. Обратите внимание, что после великого события утром в день Пятидесятницы «исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках…». Это сказано в Д. Ап. 2:4 и повторяется в Д. Ап. 4:31: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением». О ком идет речь? Об учениках и апостолах, о тех же самых людях. Они исполнились Духа в день Пятидесятницы, и то же самое произошло буквально несколько дней спустя. Еще один пример мы находим в Д. Ап. 13:9, 10, где описывается столкновение апостола Павла с Елимой волхвом: «Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал…».

Об исполнении Духом говорится также в Еф. 5:18: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» и в Д. Ап. 6:3, 5: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу… И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого…».

Итак, возникает вопрос: что значит быть исполненным Святым Духом? Очевидно, есть, по крайней мере, два аспекта данного понятия. Это нечто такое, что дает власть, силу и способность для служения и свидетельства. Апостолы в самом начале исполнились Духа и начали говорить на иных языках. Петр, исполнившись Духа, произнес проповедь. После молитвы ученики вновь исполнились Святого Духа и стали говорить слово Божье с дерзновением. Когда искусный волхв Елима противостал Павлу, апостол исполнился Духом, чтобы вынести приговор этому человеку, и его слово сбылось. Итак, ясно, что люди исполняются Духом Святым для служения, получая необходимые силу и власть.

Я подчеркиваю, что это абсолютно необходимо для истинного служения. Даже наш Господь не приступал к Своему служению до тех пор, пока на Него не сошел Святой Дух. Он повелел даже ученикам, которых готовил три года, которые постоянно пребывали с Ним в тесном общении, видели Его чудеса и слышали Его слова, видели как Он умер, был похоронен и воскрес, даже этим исключительным людям с необычайными способностями Иисус повелел оставаться на местах, не начинать своего служения и не пытаться свидетельствовать о Нем до тех пор, пока они не примут силу Духа Святого.

Таким образом, исполнение Духом — нечто крайне необходимое для нашего свидетельства. Секрет служения апостола Павла заключался в том, что он проповедовал «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4). Он был исполнен Духа для выполнения своей миссии. Не побуждает ли это всех нас задуматься? Каким бы ни было наше служение, оно имеет ценность только тогда, когда мы исполнены силы Духа. Поэтому, прежде чем приступать к какому-либо служению, мы должны это ясно понимать.

Позвольте мне выразить это следующим образом: существует большая разница между истинным свидетельством и защитой истины. Люди могут защищать ее, не имея Святого Духа. То есть они могут понимать доктрины, принимать истину, рассуждать и спорить о ней, защищать ее. Да, они могут действовать, как адвокаты, но мы, христиане, призваны быть свидетелями Господа Иисуса Христа как Сына Божия, как Спасителя мира, как нашего личного Спасителя и Спасителя всех тех, кто принял Его верой и возложил на Него все упование. Сделать нас таковыми способен лишь Дух Святой. Вы можете обращаться к людям и действовать как защитники истины, но при этом никого не убедить. Если же вы исполнены Духом и в силе Духа свидетельствуете об истине, которую лично испытали в своей жизни, тогда ваше свидетельство будет плодотворным. Таким образом, исполнение Духом крайне важно для всякого христианского служения.

Но в равной степени это важно и для истинно христианской жизни, поэтому нам заповедано исполняться Духом. Следующая заповедь относится к каждому верующему: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Она дана для того, чтобы мы могли приносить плоды Духа такие же явные для всех людей, каким было наше подражание миру сему. Исполнение Духом необходимо для истинного поклонения. Вы обратили внимание, что говорит об этом Павел: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…»; далее он продолжает: «…назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».

Можно проверить, исполнены мы Духа или нет, с помощью таких вопросов: наполняет ли нас чувство благодарности? Исполнены ли мы хвалы? Воспеваем ли мы в сердцах своих и устами своими псалмы, славословия и песнопения духовные? Славим ли мы Господа наедине и находясь среди людей? С такой же радостью мы прославляем Бога в обществе, с какой прославляем Его в уединении? Исполнены ли мы духа благодарения, поклонения и прославления? Если да, то это указывает на исполнение Духом Святым, которое может происходить множество раз. Крещение Духом, как уже было сказано, происходит однажды, а исполнение может происходить часто.

Итак, есть два фундаментальных понятия: быть крещенным Духом Святым и быть исполненным Духа Святого. Без сомнения, для нас нет более важной темы, чем эта. Что такое пробуждение? Это Божье излияние Духа и исполнение Им большого числа людей одновременно. Но нам не нужно ожидать пробуждения — каждому из нас дано повеление стремиться к нему, иметь его и быть уверенным в нем. Итак, во время пробуждения Бог одновременно исполняет Духом множество людей, и почти всегда они воспринимают это как сошествие на них Духа. Это и есть пробуждение, в котором так нуждается современная церковь. Оно произойдет только тогда, когда и вы, и я лично убедимся в его реальности, познаем его силу и славу, будем всегда стремиться к исполнению Духом. Когда мы будем не только благодарить Бога, но и молить Его послать пробуждение и вновь посетить Церковь, как это было в прошлые века, чтобы угасающие угольки вновь превратились в мощное пламя жизни и силы. В этом все мы нуждаемся, но только при условии верного понимания данной библейской доктрины мы сможем рассчитывать на Божий ответ и Его благословения, сможем ходатайствовать перед Ним за более успешное служение. Пусть же Он просветит нас Своим Духом, чтобы мы могли познать истины о крещении и исполнении Духом.