23. Дальнейшие размышления о крещении Духом

Мы приступили к рассмотрению некоторых новых библейских понятий, которые относятся к работе Святого Духа. Мы лишь кратко коснулись учения Священного Писания о крещении и исполнении Святым Духом, а также их различия.

Теперь мы переходим к более подробному изложению этой темы. Вначале позвольте мне еще раз напомнить, что это очень трудная доктрина. Она вызывает много споров и дискуссий, и ее исследованием занимаются различные теологические школы. То же самое, как вы видите, касалось и других, рассмотренных ранее доктрин. Если бы данные истины можно было изложить просто и ясно, то не было бы никаких трудностей. На мой взгляд, доктрина о крещении Духом Святым во многих отношениях является самой трудной, потому что она наиболее подвержена преувеличениям, и люди склонны впадать в крайности в данном вопросе. Поэтому я попросил бы вас оставить все предубеждения и по возможности беспристрастно, с открытым умом и сердцем рассмотреть утверждения Писания.

Позвольте мне еще раз повторить свою просьбу. Это важно, так как устоявшиеся взгляды и опыт, который мы имеем или имели в прошлом, часто побуждают нас занимать крайние позиции. Все мы подвержены влиянию экстремизма, и нам очень трудно держаться золотой середины. Всегда легче занимать крайнюю позицию, не правда ли? Как говорят люди: или — или; либо вы здесь, либо — там! Но такой подход не всегда оправдан, особенно когда ваш экстремизм выходит за рамки Писания или когда вы бросаетесь из одной крайности в другую.

По отношению к данной доктрине также имеют место крайние подходы. Некоторые люди свидетельствуют о крещении Духом Святым, но мы знаем, что за этим иногда стоит не что иное, как бурное проявление эмоций или даже действие нечистых духов, потому что, несмотря на свои заявления, эти люди ведут образ жизни, полностью противоречащий Писанию. По причине того, что настоящая доктрина затрагивает сферу личных переживаний человека, она особенно подвержена разного рода искажениям и преувеличениям, что подтверждается всей историей церкви. Итак, опасность заключается в том, что иногда мы, желая избежать одной крайности, впадаем в другую. Мы проходим мимо истины, которая может находиться где-то посредине, и вновь занимаем небиблейскую, экстремистскую позицию. Мне кажется, что такое нередко происходит и в наше время. Опасаясь крайностей и бурного выражения эмоций, которые действительно могут быть несовместимы с работой Духа, многие люди, как мне кажется, виновны в том, что угашают Его.

Рассмотрим классический пример. События происходили в семнадцатом веке. Они имели отношение к пуританству, которое возникло как единое течение и затем разделилось на две школы. На одной стороне были Джордж Фокс и квакеры, а на другой — некоторые великие пуританские учителя, такие как Джон Оуэн и доктор Томас Гудвин в Лондоне. Возвращаясь в прошлое и перечитывая историю в свете Писаний, я вижу, что обе партии вышли за рамки истины. Джордж Фокс уделял много внимания действительно важным вопросам, но он зашел слишком далеко и почти свел на нет значение Писания, так как для него решающую роль играл «внутренний свет» и Дух. Как следствие, современные квакеры («Общество друзей») занимают совершенно небиблейские позиции и порой рассуждают и ведут себя так, что их вообще нельзя назвать христианами. Их интересует лишь хорошее настроение и самочувствие.

Также следует отметить, что приверженцы противоположной школы, представленной великими мужами, которых мы назвали, были очень напуганы эксцессами квакеров. Эта школа постоянно подвергалась опасности стать чисто умозрительной и превратиться в некий новый протестантский вид схоластики, лишенный жизни и Духа.

Интересующимся биографиями я могу сказать, что заслуга благословенного американца Джонатана Эдвардса заключалась в том, что он объединил обе школы. Он настаивал на том, чтобы сохранить доктринальные достижения великих пуританских мужей, но при этом чутко относиться к работе Святого Духа в душе, к чему призывали квакеры. Сам он не присоединился ни к одной из этих двух противоположных школ, но старался сблизить их, к чему, по моему мнению, призывает сама Библия.

Итак, давайте отложим устаревшие стереотипы и лозунги и не будем раздавать ярлыки. Будем бодрствовать, чтобы не впадать в крайности и не совершать плотских выходок «во имя Святого Духа», а также не угашать Духа Святого и не лишать себя того, что уготовил во Христе нам Бог.

А теперь, учитывая вышесказанное, давайте вернемся назад и попытаемся сделать некоторые определения. Прежде всего мы должны подчеркнуть, что материал предыдущей лекции является дополнением к теме, касающейся работы Святого Духа при возрождении, которую мы уже рассматривали. Повторяю, что мы рассуждали о переживаниях, не являющихся возрождением. В Рим. 8:9 апостол Павел говорит: «…Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Вы не можете быть христианином, не имея Святого Духа. Не будем останавливаться на этом, так как по данному вопросу уже было много сказано. Как мы видели, Святой Дух обличает нас. Он дает нам новую жизнь, возрождает и соединяет со Христом.

Далее, в 1 Кор. 2 Павел говорит о духовном человеке, противопоставляя ему душевного. Этот человек, без сомнения, получил Духа, иначе он не мог бы уразуметь и принять того, «что от Духа Божия» (ст. 14). Он христианин. Обратите внимание на стих, где Павел говорит, что «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины…» (1 Кор. 12:13). Есть и еще одно важнейшее доказательство в Евангелии от Иоанна: «Иисус же сказал им (ученикам) вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого» (Иоан. 20:21, 22).

Не забывайте, что события происходили в горнице. В Д. Ап. 1:4, 5 мы читаем: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». Итак, эти слова были произнесены спустя несколько дней после того, как Иисус дунул на учеников и сказал: «Примите Духа Святого». Здесь речь не идет о возрождении или получении Святого Духа. Мы видим людей, которые уже были возрождены и имели Святого Духа, но им Христос сказал: «…вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым», что и произошло через десять дней.

Итак, надеюсь, с этим вопросом все понятно. Я не утверждаю, что без особых переживаний, сопровождающих крещение Духом, вы вообще не христиане. Вы можете быть ими, как эти ученики и другие люди, но дело не в этом. Позвольте мне внести ясность: я не говорю, что между уверованием и подобными переживаниями обязательно должен быть временной промежуток. Это может происходить и зачастую происходит одновременно. Но иногда бывает иначе. Поэтому давайте отличать одно от другого.

Далее я хочу отметить, что речь не идет об освящении. Доктрину о нем мы уже рассмотрели на предыдущих лекциях, и крайне важно не смешивать эти два понятия. По моему мнению, за последние семьдесят лет ничто не принесло такого ущерба, как постоянное смешение понятий освящения и крещения Духом, о котором мы ведем речь. Как мы уже видели, утверждение, что можно получить освящение во время крещения Духом Святым, порождает множество недоразумений. Согласно этому взгляду, освящение рассматривается как переживание, что мне кажется совершенно ошибочным. Освящение, как мы уже видели, является процессом, который начинается в момент нашего возрождения и оправдания. Вы не можете быть оправданными до начала освящения.

Мы уже говорили об этом, когда изучали доктрину о союзе верующего со Христом. Если вы соединены со Христом и пребываете в Нем, тогда все благословения Христа распространяются на вас и процесс освящения уже начался. Я повторяю, освящение не является переживанием, в то время как крещение Духом, о котором мы говорим, по своей сути есть переживание, и мы должны в этом четко разобраться. Личные переживания помогают освящению, но они не являются его сущностью. Поэтому я не говорю о так называемом «втором благословении» или еще о чем-либо подобном. Все это относится к освящению лишь косвенно.

В то же время следует различать крещение Духом и исполнение Духом. Согласно учению апостола Павла, мы должны всегда исполняться Духом. Вы помните Еф. 5:18: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». Другими словами: «Так и продолжайте, пребывайте в этом состоянии, будьте исполнены Духом». Но в данном случае речь идет о состоянии, которое не является постоянным. Это нечто более уникальное и специфическое. Мы уже видели, что исполнение Духом часто происходит для особого служения, для решения особых задач, поставленных перед детьми Божьими.

Итак, после этих отрицательных утверждений, которые должны прояснить ситуацию, вы вправе спросить: «Так о чем же вы говорите?». Мой ответ: о том, о чем говорил наш Господь в Иоан. 14, и, в частности, в Иоан. 14:21: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». На мой взгляд, это ключевой стих. Я имею в виду духовное явление Господа Иисуса Христа Своим ученикам. Он является им, а не миру сему. Это нечто большее той уверенности в спасении, о которой мы говорили ранее. Вероятно, люди могут быть возрожденными верующими, иметь уверенность в спасении и все же не знать духовного явления Христа.

Я попытался как можно более просто и ясно объяснить этот вопрос, но, может быть, полезно будет привести некоторые классические примеры удивительных явлений, которые Господь обещает в Иоан. 14:21. Возьмите, например, пуританина по имени Джон Флавел. Он не относился к числу так называемых «великих пуритан». Скорее, он был тихим и скромным человеком, которого Бог использовал в малом, но весьма поразительным образом. Вот что с ним случилось, когда он, путешествуя в одиночестве, был занят глубоким самоисследованием и молитвой.

«Ничто из того, что видел или слышал во время путешествия Джон Флавел, не привлекало его внимания. Все было привычно, но вот его мысли начали сосредотачиваться и подниматься все выше и выше, подобно водам в видении Иезекииля, пока не заполнили все его существо. Он так ясно предвкушал вкус небесной радости, настолько был поглощен этими переживаниями, что мир сей перестал для него существовать. В течение нескольких часов он не сознавал, что с ним происходило, находясь как бы в забытьи.

В полном изнеможении добравшись до какого-то источника воды, Флавел опустился на землю и умылся, искренне желая узнать, собирается ли Бог взять его от мира сего на этом месте. Смерть казалась ему вожделеннее всего на свете, кроме лица Иисуса Христа. Он совершенно не помнил, были ли у него мысли о дорогой жене, детях или вообще о чем-либо земном. Ему казалось, что он умирает.

В этом состоянии Флавел добрался до гостиницы, но не мог уснуть. Радость в Господе переполняла его, и ему казалось, что он стал обитателем иного мира. Через несколько часов чувства начали ослабевать, и уже ночью, хотя его дух и пребывал в небесной безмятежности и глубоком покое, которые еще долго не оставляли его, приливы радости стали появляться все реже и реже, и восторг прошел. Многие годы спустя Джон Флавел назвал этот день днем небес и говорил, что тогда он понял о небе больше, чем сообщили ему все книги, которые он прочитал, и все рассказы, которые он слышал».

Вот что это такое.

Позвольте мне привести следующий пример. Мы переходим от Джона Флавела к Джонатану Эдвардсу. Смею заметить, что это был человек величайшего ума, который когда-либо знал мир. Без сомнения, этот великий американец, блестящий, выдающийся философ менее, чем кто-либо другой, мог быть увлеченным ложными чувствами. Он написал великий труд под названием «Религиозные переживания», чтобы научить людей отличать работу Духа от душевных переживаний, которые часто сопровождают ее. Итак, Джонатан Эдвардс менее других рисковал ошибиться в этом вопросе. Вот что он говорит:

«Это было в 1737 году. Я выехал в лес на прогулку, поставил лошадь в укромном месте и, как обычно, удалился для духовных размышлений и молитвы. Неожиданно предо мною предстало весьма необычайное видение — слава Сына Божия, посредника между Богом и человеком, Его чудесная, великая, чистая и всеобъемлющая благодать и любовь. Явленная благодать была такой нежной и мирной, что превосходила сами небеса. Я увидел Личность Христа, Которая была такой превосходной и великой, что поглощала все мысли и рассуждения. Все мое внимание сосредоточилось на Ней. Это длилось, насколько я могу судить, около часа. У меня потоком полились слезы, и я громко зарыдал. Я почувствовал в душе такой огонь, который невозможно выразить словами. Опустошенный и уничтоженный, я лежал во прахе. Меня переполняла любовь ко Христу; мне хотелось любить Его святой и чистой любовью, доверять Ему, жить для Него, служить Ему и быть святым и чистым, обладать этой божественной, небесной чистотой».

Это Джонатан Эдвардс.

Далее, от Джонатана Эдвардса мы переходим к совершенно другому человеку — Д. JI. Муди. Он не был ни великим мыслителем, ни великим философом, и вообще не был гением в полном смысле этого слова. Он всегда считал себя самым обычным человеком, и был прав. Но он пережил то же самое. Вот что он говорит:

«Я мысленно возвращаюсь почти на двадцать лет назад и с благодарностью вспоминаю двух благословенных сестер, которые часто приходили на мои собрания. Когда я проповедовал, по их лицам было видно, что они молятся за меня. После завершения одного субботнего собрания они сказали мне: «Мы молились за вас». Я спросил: «А почему вы не молитесь о других людях?». Они ответили: «Вам нужна сила». «Сила?» — подумал я. Мне казалось, что она у меня есть.

У меня были большие субботняя школа и поместная церковь в Чикаго. Иногда люди каялись, и в некотором смысле я был удовлетворен. Но с тех пор, как эти две благочестивые сестры начали молиться обо мне и после того откровенного разговора о помазании на служение, я начал задумываться. Я пригласил их для разговора, и мы опустились на колени. В сердечной молитве они просили о моем помазании Святым Духом, и в моей душе появилась доселе неведомая жажда. Я начал рыдать, как никогда еще не рыдал. Чувство голода увеличивалось. Я почувствовал, что не хочу более жить без этой силы для служения. Я продолжал плакать и просить Бога исполнить меня Своим Духом. И вот настал этот день. Это было в Нью-Йорке. О, я не могу описать его! Я редко говорю об этом — для меня это слишком свято. С апостолом Павлом произошло нечто такое, о чем он не говорил четырнадцать лет. Я могу лишь сказать, что Бог явил мне Себя и Свою любовь настолько, что я вынужден был попросить Его остановиться. Я снова начал проповедовать, и мои проповеди были такими же, как раньше; я не говорил никаких других истин, но сотни людей начали каяться. Я не хотел бы снова оказаться в том положении, в котором находился до этого благословенного события в моей жизни».

Подобные события произошли также с великими баптистскими проповедниками Кристмасом Эвансом, Уесли, Уайтфилдом…

«Конечно, — скажете вы, — все эти люди были великими проповедниками, и для них, видимо, предназначалось нечто особое, чтобы они могли выполнять свое служение». Но я уже говорил, что Джон Флавел, как и многие другие люди, не имел выдающегося служения, но свидетельствовал о таком же духовном опыте.

Действительно, в Писании говорится, что это удел всех христиан. Вы помните, что сказал апостол Петр в день Пятидесятницы в Иерусалиме? Люди вопрошали: «Что нам делать?», и Петр ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Д. Ап. 2:38, 39). Это утверждение относится к каждому христианину.

Так что такое крещение Духом? Его, повторяю, нельзя отождествлять с исполнением Духом, потому что люди, которые вспоминали это великое событие в своей жизни, впоследствии исполнялись Духом множество раз. Я бы дал такое определение: крещение Духом — это первое или, может быть, исключительное, выдающееся переживание исполнения Духом. Для его описания некоторые люди использовали библейское слово «изливаться». Финней свидетельствовал об излиянии в виде волн, накатывающихся одна за другой. Пережившие крещение Духом говорят, что они будто побывали на небесах. Впоследствии эти люди многократно исполнялись Духом, но тот первый опыт был уникальным и неповторимым. Им открывалась реальность небесного бытия, причем таким неповторимым образом, что они ни с чем не могли сравнить это славное событие. Итак, мы должны пережить крещение Духом. Но очень многие люди, остерегаясь крайностей, никогда в жизни не стремились к нему. Они считают такое стремление ошибочным и опасным и тем самым исключают себя из той категории великих мужей Божьих, чьи воспоминания мы только что рассмотрели.

Однако, это не то, что мы можем, как принято говорить, получить по вере. Некоторые люди учат: «Вы открываете Писание, читаете его, верите в него — это хорошо. А теперь просите Бога и верьте, что дано будет вам. Ни в чем не сомневайтесь, не обращайте внимания на чувства и верьте, что получили просимое».

Но мне кажется, что это полностью противоречит данному учению. Когда происходит крещение Духом, вам не нужно убеждать себя в реальности этого события — вы знаете, что это произошло. Когда Бог Духом изливает Свою любовь в ваши сердца, вам не нужно говорить: «Да, я получил ее по вере». Любовь — это всегда любовь, и не нужно убеждать себя в том, что вы кого-то любите, если это действительно так. Вы знаете о своей любви, вас переполняют чувства. Когда Бог изливает Свою любовь в ваши сердца, вы чувствуете и знаете это и, подобно многим другим людям, свидетельствуете: «Бог излил в мое сердце любовь, и оно преисполнено любовью к Нему».

Такого духовного опыта часто не хватает человеку. Если вы любите Господа Бога нашего, вы не нуждаетесь в доказательствах. Вы говорите о своей любви, хотя не видели Его. Апостол Петр пишет: «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною…» (1 Пет. 1:8). Здесь говорится о глубоких переживаниях, но мы так боимся слишком пылкого выражения чувств, что вообще от них отказались. Поэтому сегодня люди не знают, что такое чувство греха и печаль о грехе. Есть христиане, которые никогда в жизни не оплакивали свои грехи и которые заявляют: «Я не верю чувствам».

Но чувства должны быть! Если вы увидите всю испорченность своего сердца и узнаете, что такое грех, вы будете плакать и рыдать подобно Джонатану Эдвардсу и другим святым. Ваша любовь ко Христу не будет легкой и поверхностной: ваше сердце будет сокрушено и переполнено глубокими, пламенными чувствами. Так было с апостолом Павлом, новозаветными верующими, с теми мужами, воспоминания которых мы приводили, а они лишь немногие из тех, кто пережил подобное.

Знаем ли мы хоть что-нибудь об этом? Некоторым людям библейские доктрины кажутся такими же сухими, как опавшие листья. Но, изучая доктрины, мы слушаем не просто лекции, а проповеди! Знаете ли вы хоть что-нибудь о реальности Христа? Исполнялись ли вы такой любовью к Нему, что ваше сердце было готово выскочить из груди? Испытывали ли вы восторг и изумление от такой любви? Как христиане, мы не имеем права довольствоваться меньшим. Если мы однажды познали Бога, мы будем любить Его именно таким образом. Явил ли вам Себя Господь?

Но будьте осторожны! Берегитесь, чтобы не оказаться обманутыми сатаной, который может подсунуть совсем не то, что вы ищете. Но как отличить истинные чувства от ложных? Вот последний тест. Не ищите переживаний ради самих переживаний, но ищите Господа, Его присутствия, стремитесь познать Его как можно ближе и любить как можно больше. Ищите, как умереть для себя и всего мира, чтобы жить только для Него и в Нем, полностью посвящая себя Ему. Если в центре будет Бог, вы — в безопасности. Но если вы ищете только острых ощущений, сенсаций и чудес, тогда вы отворяете двери для всякой неправды, и, возможно, она придет к вам.

Позвольте мне привести свидетельство еще одного человека, который имел такой опыт:

«Вы, придерживаясь определенной концепции о Духе, просите Его прийти. Предположим, что Его проявления абсолютно соответствуют той концепции, которую вы составили. Например, вы ожидаете, что Он будет вашим утешителем и проводником в полный благоухания рай. Вам кажется, что Он должен поднять вас в эфир, где вам явятся прекрасные видения островов блаженства, окружающих вас. Но Дух есть истина, и Он должен прийти либо так, как угодно Ему, либо вообще не прийти. Вы пренебрегали Его служением, не обращая на него никакого внимания, но почему-то удивляетесь, когда Он берет вас за руку, чтобы увлечь вниз в какие-то глубокие и мрачные пещеры вашего воображения, вместо того, чтобы мгновенно вознести на небеса. Напрасно вы пытаетесь освободиться и броситься назад. Вы только убеждаетесь в Его железной хватке. Он вынуждает вас всмотреться в отвратительные образы и увидеть в них главные черты вашей прошлой жизни.

Вот мерзкий идол, называемый себялюбие. На его высоком пьедестале выгравированы многие даты. Ваш проводник удерживает вас, и, всматриваясь в эти даты, вы обнаруживаете, что здесь отмечены события, которые вы рассматривали как самые прекрасные и счастливые в своей жизни.

Вот еще один отвратительный идол, названный похоть, и вы гордо заявляете: «Я уверен, что моих дат здесь нет!». Увы, великое множество.

О некоторых из них вы думали, что они связывают вас с небом. Злость, гнев, коварство… Смотрите, эти ужасные звери рвутся к вам из своего логова как к хорошо знакомому другу. На этом пьедестале картина вашей жизни выглядит довольно мерзко.

Вы видите неверие и хмуро говорите, что оно не имеете к вам отношения. Какие бы у вас ни были ошибки, вы никогда не были атеистом. Но Дух удерживает вас, чтобы вы услышали свидетельство неверия, и ему есть что сказать о вас. Глубокое уничижение и сокрушение пронзает ваше сердце.

„По крайней мере, я не лжец и всем сердцем ненавижу всякую неправду”, — говорите вы перед идолом лжи. Но Дух Божий приводит доказательства обратного. Вы рассматриваете надписи и видите, что некоторые из них даже соответствуют вашим молитвенным часам. И вот, мучимые совестью, в полном уничижении и отчаянии вы понимаете, что именно здесь, в ужасных подземных залах среди этих отвратительных идолов и есть ваше законное место. Вы вспоминаете со стыдом мысли, с которыми ожидали Духа и падаете к Его ногам, исповедуя свое безумие. И вот в таком состоянии Он поднимает вас к отверстию вверху, где виднеются благословенные небеса. Вы видите колесницу, в которой можете беспрепятственно занять место возле Духа и посетить неземные места блаженства и радости».

Таким образом, Дух всегда уничижает и смиряет. Он приводит нас к отвержению самих себя, дает откровение о грехе. Если мы хотим получить силу Духа, оставаясь такими, какие мы есть, если ищем захватывающих переживаний, у нас ничего не получится. Сначала мы должны полностью подчиниться Духу, чтобы Он провел нас через те залы. Когда же мы осознаем всю безысходность своего положения, Он, как мы видели, подаст нам чудесную колесницу, которая доставит нас в самые небеса. Там нам откроется славная реальность Сына Божия, пред нашим взором предстанет Христос по Своему верному обещанию; и эти переживания охватят все наше существо, исполнят чувством восхищения, любви и хвалы.