25. Дары Святого Духа

Рассматривая доктрину о Святом Духе, мы подошли к теме о духовных дарах. Это также довольно трудная тема, которая вызывает множество споров. Многие вообще предпочитают ее не касаться, однако это важная часть библейского учения. Классический отрывок на эту тему записан в 1 Кор. 12, где говорится о дарах, которые свидетельствуют о получении Духа Святого.

Мы отчетливо видим некоторые принципы данного библейского учения. Первый заключается в том, что необходимо различать дары духовные и природные. Мы все обладаем природными дарами, но духовный дар, который может получить каждый человек, в корне отличается от них. Он дается Самим Святым Духом. Более того, духовный дар не является развитым природным даром. Некоторые люди впали в заблуждение, полагая, что духовные дары — это природные способности, усиленные, умноженные Святым Духом. Но Писание говорит нам иное. Духовный дар — это нечто новое, совершенно отличное от того, что было ранее.

В одном известном энциклопедическом богословском словаре приводится определение духовных даров, с которым нам полезно будет познакомиться. Они описываются как «необычайные способности, отличающие определенных христиан и позволяющие им служить Церкви Христовой. Их получение обусловлено божественной благодатью, действующей в душах Святым Духом». Из определения видно, что это новые и особенные дары, которые даются непосредственно Святым Духом. Они называются харизмата, поэтому существует выражение «харизматические дары».

Второй и очень важный принцип заключается в том, что духовные дары распределяются Святым Духом по Его суверенной воле. Об этом очень ясно говорится в 1 Кор. 12. Обратите внимание, например, на ст. 11: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». Подчеркиваю, как Ему угодно. Только Дух Святой определяет, какой дар дать человеку. Более того, Святой Дух, обладая суверенной волей в распределении даров, решает не только, что и кому дать, но также и когда дать. Это преимущественное право Святого Духа как одного из Лиц благословенной и святой Троицы. Он решает не только кому и какой дать дар, но и когда это сделать. Он есть Господь. Это очень важно иметь в виду. Как мы уже видели, Его суверенность выражена в ст. 11, и в ст. 7 также подчеркивается: «Но каждому дается проявление Духа на пользу». Итак, духовный дар дается непосредственно Святым Духом.

Далее мы переходим к третьему принципу, который ясно изложен в данной главе. Он заключается в том, что каждому христианину дается определенный духовный дар: «Но каждому дается проявление Духа на пользу» (ст. 7). В ст. 11 снова повторяется: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». Отсюда вытекает, что всякий христианин получает какой-то дар. На мой взгляд, в этой главе проводится совершенная аналогия между природой Церкви и природой человека. Как в теле человека, так и в Церкви каждый член выполняет определенную функцию. Далее Павел говорит, что одни члены тела более важные, другие — менее, но все они необходимы. Некоторые члены тела кажутся несовершенными, но они, как и каждый отдельный член, каким бы малым и скромным он ни был, имеют свое место и выполняют свою функцию, получая силу от Святого Духа. На этом основании мы заключаем, что каждый истинный член Тела Христова, каждый истинный христианин, крещенный в Тело Христово одним Духом, имеет какой-то определенный духовный дар.

Далее, четвертый принцип, изложенный в 1 Кор. 12, заключается в том, что дары различаются по своему достоинству. «Тело же не из одного члена, но из многих», — говорит Павел (ст. 14). И еще более ясно сказано в ст. 28: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых (обратите внимание), Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». И здесь Павел приводит сравнение с различными частями тела: «Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечение» (ст. 22, 23). Далее он продолжает: «…Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение» (ст. 24).

Итак, мы имеем ясное учение о том, что дары различаются по своей ценности. Если вы обратитесь к четырнадцатой главе, то обнаружите, что Павел говорит об этом еще более ясно в ст. 5: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали, ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание». Далее, в знаменитом утверждении в ст. 18 и 19 он говорит: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке». Обратите внимание (мы об этом будем еще говорить), какое место отводится дару языков. Безусловно, этот порядок имеет смысл.

Пятый принцип заключается в том, что каждый дар должен использоваться с любовью. Это главная мысль знаменитой тринадцатой главы: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Павел особо подчеркивает, что всякий дар нужно применять с любовью, поэтому мы не вправе судить о духовности человека только по тому, какими дарами он располагает. Между духовностью и наличием даров не всегда существует прямая зависимость, их нельзя отождествлять. Брат или сестра могут иметь выдающиеся духовные дары и все же проявлять определенные слабости.

Писание учит, что такие люди впоследствии лишатся своих даров, но совершенно ясно, что какое-то время их одаренность может намного превосходить их духовное состояние. Эту истину можно выразить иначе: часто в истории Церкви, особенно в период пробуждений, Бог избирал людей с очень скромными природными данными и давал им выдающиеся духовные дары. Я повторяю, что мы никогда не должны поспешно судить о людях, принимая во внимание только дары, которыми они обладают. Следует учитывать и другие факторы. Итак, все дары нужно применять с любовью, иначе в них нет никакой ценности. Бог может использовать людей, подобных ветхозаветному Киру, но это ничего не говорит о состоянии их души.

Мы подходим к последнему общему принципу, на котором я хотел бы остановиться. Есть учение, согласно которому вы не можете утверждать, что крещены Духом или познали полноту Духа до тех пор, пока не получите определенный дар и он не проявится в вас. Но любая из трех глав 1 Кор. 12-14 полностью опровергает такое учение. Ни один дар здесь не назван обязательным, однако подчеркивается, что каждый человек имеет свой дар, и никто не знает, какой дар Бог даст тому или иному человеку. Нет универсального дара, который был бы обязательным для всех. Утверждать обратное — значит противоречить Писанию и, более того, полностью отвергать учение апостола Павла, записанное в двенадцатой главе, особенно в той части, где используется аналогия с человеческим телом.

Таковы общие принципы, и с ними в целом согласно большинство христиан, однако есть одна проблема, которая в наше время, возможно, имеет особо острый характер. Какое значение имеют эти дары для христианской церкви? О чем идет речь в данной главе? Относится ли сказанное только к первоапостольской церкви или также и к современной? Являются ли дары постоянными или носят временный характер? Можно ли применить указанные принципы ко всем дарам или их необходимо разбить на определенные категории? Все это весьма спорные вопросы, и каждую точку зрения отстаивают авторитетные лица, что неизбежно в подобных случаях. Лично мне кажется, что человеку невозможно абсолютно истинно ответить на данные вопросы. Поэтому, как и в других случаях, следует избегать догматизма и стремиться подходить к Писанию без предубежденности и с искренним желанием понять, чему оно учит. Я хотел бы предложить для вашего рассмотрения ряд утверждений.

Во-первых, существуют некоторые тексты Писания, которые, на мой взгляд, проливают свет на эту проблему. Например, в Еф. 2:20 апостол Павел говорит о том, что Церковь утверждена «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». Обратите внимание на выражение «основание Апостолов и пророков». Само слово «основание» предполагает нечто долговечное. Вы закладываете основание только раз, а затем воздвигаете на нем здание. По определению, основание не может закладываться бесконечно долго, это ограниченный во времени процесс.

Апостолы и пророки являются основанием, которое, естественно, не могло закладываться до сего дня. Они были особыми людьми, избранными Богом для особого служения в период образования Церкви. Это нетрудно понять. Апостолы и пророки должны были учить и проповедовать, а также наставлять Церковь до того времени, пока не будет составлен канон Нового Завета и пока не будут написаны Евангелия и послания. Мы часто склонны забывать тот факт, что около двадцати лет христиане жили без текста Нового Завета. Они имели только устное учение и наставление апостолов и пророков, которые, будучи водимы Духом Святым, говорили с властью и безошибочно.

После того, как появились рукописи Нового Завета, эта необходимость отпала сама по себе. Свидетельство и учение апостолов и пророков, записанное на страницах Нового Завета, является основанием, и ничто другое нам теперь не требуется. Поэтому в определенном смысле уже нет необходимости в апостолах и пророках. Интересно заметить, что христиане первоапостольской церкви не объявляли себя таковыми, а ссылались на апостолов и пророков прошлого. Когда церковь вырабатывала канон Нового Завета, главным тестом, как мы видели в начале наших лекций, была проверка на апостольское авторство книги. Можно ли проследить, что авторство данной книги принадлежит апостолу или хотя бы человеку, находившемуся под непосредственным влиянием апостола?

Я всегда считал, что Евр. 2 является очень интересным отрывком на эту тему. В ст. 3 и 4 мы читаем: «…то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?». Здесь автор как бы говорит: «Я обращаю ваше внимание на великое спасение; и вы не должны пренебрегать им по следующим причинам. Вначале о нем говорил Сам Господь, и мы имеем подтверждения тех, кто лично Его слушал, то есть апостолов. Бог дал им власть свидетельствовать с чудесами и знамениями…». Без сомнения, особые дары и способности были даны апостолам для того, чтобы подтвердить их апостольское достоинство. Следовательно, получив завершенное учение Нового Завета, мы уже не нуждаемся в дарах, которыми обладали апостолы.

Мне кажется, что именно об этом идет речь в Евр. 2:3, 4. Некоторые полагают, что то же самое имеет в виду апостол Павел в 1 Кор. 13:8, где мы читаем: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Но лично я не могу согласиться с таким мнением. Я думаю, что здесь Павел говорит о том, что превосходит всё перечисленное, о вечной славе, которая откроется нам, когда мы увидим Господа лицом к лицу. Там будет пребывать только любовь, и даже вера и надежда упразднятся. Существует множество других отрывков Писания, согласно которым вышеназванные дары имеют временный характер. Они имели место только в период основания Церкви.

Далее мы подходим ко второму, очень важному пункту. Дело в том, что после смерти апостолов эти дары перестали встречаться. Мне могут возразить на это, но данное утверждение можно обосновать. Если вы обратитесь к историческим источникам, то увидите, что эти дары имели место только во времена апостолов. Кто-то может сказать, что Церковь стала менее духовной и современное положение ее таково, что дары ей не даются и в ней не проявляются. На это можно дать ясный и определенный ответ: дары, как уже было сказано, распределяются Духом по Его суверенной воле, независимо от нас. Это Его прерогатива.

Но имеется и еще более сильный аргумент. Если считать, что низкая духовность предполагает отсутствие даров, а высокая — их наличие, то как объяснить, что в Коринфянской церкви встречались практически все духовные дары, в то время как она, без сомнения, была наименее духовной поместной церковью новозаветного периода? В ней велись споры, она отличалась крайностями и в целом находилась в плачевном состоянии, но все же там явно проявлялись духовные дары. Мне кажется, что это послание является достаточным аргументом против такого взгляда, которого мы никогда не должны придерживаться.

Следующий аргумент предоставляет история. Вы обнаружите, что, как правило, пробуждения происходили на фоне очень слабой духовной жизни. Когда некоторые святые почти впадали в отчаяние, тогда являлась сила. Вот почему глубоко ошибаются те, кто считают, что можно подготовить или запланировать пробуждение. Именно тогда, когда кажется, что все идет под откос, Бог посещает Свою Церковь пробуждением. Это также очень важный для факт.

Далее я добавил бы следующее: если вы считаете, что эти дары были предназначены только для апостольских времен, то это вовсе не значит, что с тех пор не произошло ни одного чуда. Это означает только то, что сам дар чудес был отнят. Если вы утверждаете, что дар исцелений был отнят, то это отнюдь не означает, что с тех пор никто не был исцелен по молитвам христиан. Совершенно ясно, что в истории Церкви происходили чудеса.

Другими словами, мы должны хорошо усвоить, что речь идет об особых дарах, данных в самом начале для подтверждения авторитета апостолов. Но Бог, будучи Богом, силен сотворить чудо, когда и где Ему будет угодно. Он может ответить на молитвы таким образом, каким сочтет нужным. Поэтому утверждать, что данными дарами характеризовался только определенный период, совсем не означает отрицать возможность чудесных ответов на молитвы и таких явлений, которые однозначно относятся к сверхъестественным.

Итак, вы видите, что, по крайней мере, некоторые из даров, данных апостолам, носили временный характер. Но вместе с тем существуют и другие, постоянные дары. Я не хочу занимать крайнюю позицию в этом вопросе: либо все, либо ничего. Ни в коем случае! Я пытаюсь лишь показать, что какие-то дары были временными, а какие-то встречаются и поныне. Итак, я предложил бы следующую классификацию.

Прежде всего, коснемся временных даров. Что они собой представляют? Первый из них, безусловно, — дар апостольства. Апостолы были поставлены на служение только один раз в истории, поэтому дар, который делает человека способным к данному служению, больше не встречается. То же самое касается и дара пророчества. Что мы читаем о нем в Новом завете? Как и в Ветхом Завете, дар пророчества подразумевает два аспекта. Первый: передача Божьего откровения. Человек при этом становится как бы каналом, через который откровение поступает к людям. Второй аспект — предсказание будущего.

Совершенно ясно, что новозаветные пророки использовали дар пророчества в обоих его аспектах, но, как мы уже видели, это было необходимо до момента появления новозаветного канона. С тех пор в этом даре нет нужды, и мы придерживаемся точки зрения, что на протяжении последующих веков не было никакого дополнительного откровения.

Мы отвергаем всякое заявление о том, что кто-либо в наше время или ранее получал его. Исходя из этого, мы не считаем авторитетными подобные заявления католической церкви. Она утверждает, что получает откровения от Бога точно таким же образом, как апостолы и пророки, что она такая же богодухновенная, и ей продолжают открываться определенные истины и после составления канона. На этом основании она включила в свое вероучение доктрины о непорочном зачатии и, сравнительно недавно, о телесном вознесении Девы Марии. Согласно учению католической церкви, епископы являются преемниками апостолов и богодухновенные явления имеют место и сегодня. Вы видите, как важно уяснить себе, что дар пророчества, как и дар апостольства, был временным и перестал существовать после того, как в нем исчезла необходимость.

Я отнес бы к этой же категории и дар исцелений. И снова я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Говоря о даре исцелений, я имею в виду людей, которые получили от Святого Духа способность лично исцелять больных. Это не значит, что они молились, и в результате их молитв человек выздоравливал. Это значит, что они на самом деле, буквально, прямо и непосредственно могли исцелять больных. Вот почему я считаю, что дар исцелений был временным. Я, конечно же, слышал, что и сегодня люди претендуют на него. Да, но некоторые из этих людей являются спиритами, другие же, не будучи ни спиритами, ни христианами, просто утверждают, что обладают способностью исцелять. Сейчас я не буду рассматривать этот феномен, но лишь скажу, что дар исцелений, полученный от Святого Духа, не встречается со времен апостолов.

Это также относится и к дару чудотворения. Как вы помните, уже было сказано, что чудеса имели место и в послеапостольский период, но этот факт не следует связывать с даром чудотворения, которым, без сомнения, обладали апостолы Петр и Павел. Им были даны особые поручение и способность совершать чудеса, где бы они ни находились. Католическая церковь заявляет, что она и сегодня обладает этим даром, но ее предполагаемым чудесам можно дать иное объяснение. Повторяю еще раз, я не ставлю под сомнение возможность чудес, а лишь утверждаю, что дар чудотворения имели только апостолы.

То же самое касается дара различения духов и дара языков. Последний особенно часто является источником недоразумений и споров. О даре языков сказано во 2, 10 и 19 главах Деяний Апостолов, а также в 1 Кор. 12, 13 и 14. На протяжении столетий горячо обсуждается вопрос: об одном и том же или о разных явлениях идет здесь речь? Существует мнение, что во время событий, описанных в Деяниях, апостолы и другие люди буквально говорили на иностранных языках, а не на своем родном греческом или арамейском. Возможно, это был латинский или какой-то другой из языков и наречий тех народов, представители которых собрались в Иерусалиме на день Пятидесятницы. Но в 1 Кор. Павел имеет в виду некое экстатическое состояние, в котором произносятся не слова какого-то конкретного языка, а некие звуки, смысл которых не понимает даже человек, на которого сошел Святой Дух.

Но лично для меня очень трудно принять этот взгляд, потому что мне кажется нецелесообразным трактовать по-разному одни и те же слова в 1 Кор. и в Деяниях. «Но, — могут мне тут же возразить, — нам сообщается, что в день Пятидесятницы каждый слышал апостолов, говорящих на их собственном наречии». Безусловно. Мне кажется, что это и было частью происшедшего чуда. Другими словами, люди, слушающие апостолов, получили от Духа Святого способность понимать их, хотя те говорили на незнакомом языке. В тот день в Иерусалиме апостолам пришлось бы говорить по крайней мере на пятнадцати языках одновременно, и мне кажется невероятным, чтобы в таком случае их слушатели смогли различить свой родной язык, да еще и ясно понять, о чем идет речь. Однако весьма вероятно, что апостолы говорили на каком-то определенном языке, и Святой Дух как бы передавал эту речь всем людям, так что каждый слышал свой родной язык и понимал, что апостолы возвещают о великих делах Божьих.

Поэтому я считаю, что различие в проявлении дара языков в Д. Ап. и 1 Кор. заключается в следующем. В Деяниях описывается, что на день Пятидесятницы в доме Корнилия и в Ефесе дар говорения на иных языках был проявлен во всей славе и полноте. В Коринфе же человек, говорящий на ином языке, иногда сам не понимал, что он произносит, и его слушатели не могли понимать сказанное без истолкователя. Конечно же, эту способность понимать говорящих на иных языках не все получили и в Иерусалиме. Как вы помните, некоторые люди считали, что апостолы напились крепкого вина. Так что способностью понимать иные языки обладали не все, но в Коринфе были «переводчики», способные объяснить сказанное.

Другой важный аспект: дар языков не был предназначен для всех. Апостол спрашивает: «…Все ли говорят языками?..» (1 Кор. 12:30), и ответ, конечно же: «Нет, не все говорят языками, не все истолковывают их, не все имеют дар исцелений…». Вы обнаружите, что Павел всегда ставит дар языков на последнее место в своем перечне даров. В гл. 14 он настойчиво подчеркивает, что у святых «все должно быть благопристойно и чинно» (ст. 40, 33). Поэтому, попав на собрание, где практикуется говорение на языках, вы увидите сумятицу и беспорядок, вы можете с полным правом на основании библейского учения сказать, что это может быть что угодно, но только не дар языков, описанный в Послании к Коринфянам. Апостол всегда подчеркивал значение порядка и самоконтроля при говорении на языках. Это трудная тема, но мы избежим многих скорбей, если будем придерживаться советов и предостережений Писания.

Позвольте мне, исходя из 1 Кор. 12, привести перечень постоянных даров: слово мудрости, знания, дары учительства, вспоможения, управления, проповеди, увещания и веры, способность к служению пастора, диакона, старейшины. В отношении дара веры, упомянутого в ст. 9, часто возникают вопросы. «О чем идет речь?» — спрашивают люди. Ответ прост. Очевидно, это дар, которым обладали такие люди, как Джордж Мюллер или Хадсон Тейлор. Оба эти мужа подвизались в служении, рассчитывая исключительно на Бога в вопросах получения средств, удовлетворения материальных нужд и так далее. Джордж Мюллер основал приюты для детей, Хадсон Тейлор — китайскую миссию, известную сегодня под названием «Заморская миссия». В данном случае речь не идет о даре веры в Иисуса Христа, так как каждый христианин имеет его, но не каждый христианин обладает даром веры, упомянутым в 1 Кор. 12. Этот особый дар позволяет людям так доверять Богу, как доверяли Ему названные мужи, благодаря чему Бог в них и через них являл Свои силу и славу.

И завершая рассмотрение библейской доктрины о Святом Духе, я хотел бы кратко остановиться еще на одном вопросе. Хотя он непосредственно и не относится к данной доктрине, но все же весьма беспокоит многих людей. Речь идет о хуле на Святого Духа. Позвольте мне добавить следующее, чтобы помочь этим людям. О данном грехе говорится в Матф. 12:31, 32 и в параллельных отрывках Марк. 3 и Лук. 11.

Итак, я предельно просто отвечаю на вопрос о хуле на Святого Духа. Христиане часто обеспокоены, не совершили ли они этот грех. Мой ответ таков: если вы обеспокоены этим, ничуть не сомневайтесь: вы не виновны в хуле на Духа. Прочтите вышеуказанные отрывки, Евр. 6:4-6 и 10:26, а также 1 Иоан. 5, где апостол Иоанн говорит: «…Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (ст. 16). Эти отрывки показывают, что человек может сознательно отвергать Христа, хвалиться этим и даже приписывать силу Христа веельзевулу, то есть диаволу, как это делали фарисеи, когда говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Матф. 12:24). Следовательно, люди, виновные в данном грехе, не только не веруют во Христа, но и не желают в Него веровать. Они высмеивают Его, относятся к Нему с презрением, отворачиваются от Него и не желают даже слышать о Нем.

Итак, если вы боитесь согрешить против Святого Духа, стремитесь быть в правильных отношениях с Богом и Христом, не желая их омрачать своими грехами, если вы скорбите, что по вашей вине нарушается связь с Богом, то вы не только не виновны в грехе против Святого Духа, но находитесь от него так далеко, как никто другой. Хулители торжествуют, хвалятся своим грехом, гордятся и превозносятся в своей хуле. Вы же пребываете в противоположном состоянии. Грех печалит, тревожит вас; вы отдали бы все, чтобы познавать Бога и быть в правильных с Ним отношениях. Дорогие мои друзья, не внимайте лжи диавола, который хочет ввергнуть вас в уныние и украсть у вас радость. Вы можете смело сказать: «Мое желание познавать Господа и быть в правильных отношениях с Ним является лучшим доказательством того, что я не похулил Духа Святого».

После этих слов, я уверяю вас, вы получите избавление, обретете мир, и ваша радость о Господе и спасении будет восстановлена. А затем обратитесь к Богу и поблагодарите Его за благодать Святого Духа.

[1] Эта лекция была прочитана 11 декабря 1953 г.

[2] См. том 1 «Бог Отец, Бог Сын», главы 16-18

[3] В первом томе «Бог Отец, Бог Сын»

[4] См. том 1, «Бог Отец, Бог Сын»

[5] См. том 1, «Бог Отец, Бог Сын»

[6] См. том 1, «Бог Отец, Бог Сын»