1. Личность Святого Духа

Наша методика изучения библейских доктрин предусматривает определенный порядок, который соответствует порядку изложения в Писании плана спасения, и теперь мы логически приблизились к великой доктрине о Святом Духе. Я не могу приступить к рассмотрению этой доктрины, не выразив восхищения и удивления этим планом. Я считаю, что люди, которые не интересуются планом спасения как таковым, обкрадывают самих себя. Когда с высоты нашего времени мы взираем на него как на единое целое, нас поражает слава, величие и совершенство каждой его отдельной части. Каждая отдельная доктрина ведет к следующей, пока не образуется единое целое.

Очень важно, чтобы мы в своей христианской жизни периодически останавливались и взирали на этот великий план. Вот почему, на мой взгляд, так необходимо соблюдать праздники Рождества, Пасхи и проповедовать в эти дни. Это прекрасная возможность еще раз исследовать весь план спасения и его отдельные части. При этом будем всегда помнить, что они должны рассматриваться во взаимодействии с целым.

Это очень важный подход к изучению Библии. Я всегда рекомендую читать Библию подряд, главу за главой. Но вдобавок я настоятельно рекомендую, считая, что это имеет огромное значение, брать отдельные основополагающие доктрины, изложенные в Библии, и рассматривать их согласно плану или схеме спасения. Церковь делала так с момента своего возникновения, и настоящей трагедией нашего времени является то, что сегодня это делается крайне редко. Если мы довольствуемся простым чтением Писания, то существует большая опасность за деревьями не увидеть леса. Когда вы читаете все подряд, вы настолько увлекаетесь деталями, сравнением различных переводов, что можете не заметить очень важные доктрины. Итак, цель наших лекций — напомнить, что предназначение Библии заключается в том, чтобы рассказать людям о Божьем плане спасения этого мира.

Далее я хотел бы отметить, что, на мой взгляд, ничто так прекрасно не доказывает богодухновенность Писания, как христианские доктрины, потому что благодаря их изучению мы видим, что Библия — единая книга, имеющая одну тему, несмотря на то, что она писалась в разные времена, разными людьми и в разных обстоятельствах. Мы видим поразительную целостность ее содержания, общую тему, прослеживающуюся от начала до конца. С момента грехопадения человека Бог начал осуществлять Свой план спасения, и мы при помощи Библии можем шаг за шагом проследить его осуществление. Итак, когда мы приближаемся к доктрине о Святом Духе, мы видим, что она, как и другие доктрины, излагается и в Ветхом и в Новом Завете. Указание на Святой Дух имеется уже во втором стихе Библии, и далее на протяжении всего Писания мы находим учение о Нем. Эта уникальная гармония, я повторяю, является прекрасным доказательством богодухновенности и непогрешимости Писания.

Итак, мы видим, что Святой Дух участвует в спасении. Его служение заключается в том, чтобы принести и сделать для нас реальным великое спасение, ради которого, как мы уже говорили, пришел в этот мир Сын Божий. Среди трех Лиц Божества Святой Дух является исполнителем. Мы еще вернемся к этому, когда будем детально рассматривать Его работу, а сейчас я лишь упомянул о великой роли Духа Святого в Божьем плане спасения.

Как ни странно, доктрина о Святом Духе, Его Личности и работе очень часто пренебрегается Церковью, и это исторический факт. Совершенно ясно, что первые христиане верили в эту доктрину и воспринимали ее почти как аксиому. В последующие века христианской эры к ней проявлялось все меньше почтения. И это неудивительно, более того, в какой-то мере это было неизбежно, так как в первые века Церковь была вовлечена в дискуссии о Сыне. Воплотился Сын Божий. Он был в этом мире, о Нем проповедовали, и, конечно же, враг постоянно нападал на Личность Христа. Доктрина о Личности нашего Господа является фундаментом всего Евангелия, и если бы его удалось разрушить, то провалился бы весь план спасения. Поэтому главный удар диавола был направлен на Личность Сына, и Церковь вынуждена была посвятить себя защите данной доктрины, чтобы сохранить ее неповрежденной.

К сожалению, в результате этого доктрина о Святом Духе находилась в относительном пренебрежении до времен протестантской Реформации. Принято считать, что протестантская Реформация была такой эпохой в истории Церкви, когда в Библии была заново открыта великая доктрина об оправдании верой, что совершенно справедливо. Однако не будем забывать, что это касается и доктрины о Святом Духе, которая также замечательным образом была вновь открыта, и великий доктор Б. Б. Уорфилд абсолютно прав, утверждая, что Жан Кальвин был великим богословом Святого Духа. Святой Дух пренебрегался римско-католической церковью; Его место заняли папы, священники, мессы, культ Марии и святых.

Итак, протестантская Реформация заново открыла эту великую доктрину, и давайте мы, христиане, будем с почтением относиться к ней. Доктрина о Святом Духе, без всякого сомнения, лучше всего была разработана пуританским теологом, который жил в нашей стране в XVII веке. До сих пор нет более фундаментальной работы о Духе Святом, чем двухтомник благословенного доктора Джона Оуэна, который проповедовал в Лондоне и был какое-то время при Кромвеле вице-канцлером Оксфордского университета. Томас Гудвин и другие пуритане также внесли большой вклад в развитие доктрины о Святом Духе. После них никто так тщательно ее не разрабатывал, и, конечно же, никто не делал этого до них.

Сейчас же, говоря кратко, доктрина о Святом Духе либо игнорируется, либо в ней делаются такие акценты, которые искажают ее смысл. Лично у меня нет сомнений, что второе отчасти является причиной первого. Нередко доктриной о Святом Духе пренебрегают и потому, что люди настолько боятся ее искаженных, ложных и извращенных форм, что предпочитают вообще держаться от нее подальше. Без сомнения, по этой же причине люди избегают и доктрин о пророчествах, последнем времени и втором пришествии. «Как только вы начнете ими заниматься, — говорят они, — вы сразу же столкнетесь с различными отклонениями и противоречиями», и поэтому они предпочитают вообще их не касаться.

То же самое происходит с доктриной о Святом Духе. Из-за злоупотреблений, неумеренности и различных крайностей, из-за нарушения границы между духовным и научным в сторону последнего, между духовной и эмоциональной сферой множество людей вообще боятся приближаться к доктрине о Святом Духе, боятся зайти слишком далеко в этой области и поэтому игнорируют ее. Я также полагаю, что некоторые люди пренебрегают ею потому, что имеют ложные представления об истинном учении о Личности Святого Духа.

Учитывая все вышесказанное, мы должны с особым вниманием рассмотреть доктрину о Духе Святом. То, что она является частью великой доктрины о Святой Троице, является достаточным основанием для этого. Позвольте мне выразиться еще более ясно. Вы согласитесь, что пренебрегать доктриной о Боге Отце недопустимо. Все согласятся с тем, что так же недопустимо пренебрегать доктриной и истиной о благословенном и вечном Боге Сыне. Но всегда ли мы осознаем, что не менее греховно отвергать или упускать из виду доктрину о благословенном Святом Духе? Если доктрина о Троице истинна (а она действительно является таковой), то тогда мы виновны в том, что не проявляем такого же внимания и почтения к доктрине о Святом Духе, как к доктринам о Сыне и Отце. Поэтому, независимо от того, есть у нас такое желание или нет, наш долг христиан, верующих в богодухновенность Писания как Слова Божьего, — исследовать все, что оно говорит о Духе. Более того, согласно учению Писания, Святой Дух есть Тот, Кто применяет спасение в жизни, и для нас в высшей степени практично познавать истину о Нем. Я готов согласиться с мнением, что низкий уровень духовности Церкви сегодня и в любое другое время объясняется тем, что многие не понимают всю истину о Личности и работе Святого Духа.

И еще одно замечание на эту тему. Интересно, обращали ли вы когда-нибудь внимание, просматривая сборники гимнов и песенники, как относительно слабо представлен в большинстве сборников раздел, посвященный Святому Духу? Эти гимны обычно поверхностны, сентиментальны и субъективны. По этой причине я всегда испытываю трудности в праздник Троицы. Нам так недостает серьезных доктринальных гимнов о Святом Духе и Его служении. Более того, некоторые люди утверждают (и я готов с ними согласиться), что большинство гимнов, посвященных Святому Духу, в которых Его призывают прийти в Церковь, сойти на нас и выполнить то или иное действие, совершенно противоречат Писанию. Это еще раз подтверждает, что важнейшая доктрина о третьем Лице Божества находится в пренебрежении, что люди избегают ее и что в этой области имеется путаница.

Лучший подход к изучению доктрины о Святом Духе — начать с имен и характерных титулов Этой благословенной Личности. Прежде всего следует отметить, что множество имен указывают на связь Духа с Отцом.

Позвольте мне привести некоторые из них: Дух Божий (Быт. 1:2); Дух Господень (Лук. 4:18); Дух Бога нашего (1 Кор. 6:11). В Ис. 61:1 говорится о Духе Господа Бога, в Матф. 10:20 наш Господь произносит слова: «Дух Отца вашего» (здесь и ниже имена и титулы Святого Духа выделены автором. — Прим. ред.), и Павел упоминает о Духе Бога живого (2 Кор. 3:3). «Духу Моему…», — говорит Бог в Быт. 6:3, и псалмопевец спрашивает: «Куда пойду от Духа Твоего..?» (Пс. 138:7). В Чис. 11:29 также сказано о Духе Господнем, и в Рим. 8:11 Павел пишет: «…Дух Того (Бога Отца), Кто воскресил из мертвых Иисуса..». Все эти титулы указывают на связь Святого Духа с Богом Отцом.

Ко второй группе относятся титулы, указывающие на связь Святого Духа с Сыном. В Рим. 8:9 мы находим очень важное утверждение: «…Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Здесь слово «Дух» относится к Святому Духу. В Фил. 1:19 Павел говорит о Духе Иисуса Христа, и в Гал. 4:6 он пишет: «…Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего…’». И наконец, в Д. Ап. 5:9 Святой Дух описывается как Дух Господень.

Третья группа включает непосредственные или личные титулы, первым из которых является, бесспорно, Святой Дух. Второй титул этой группы —Дух святыни. Рим. 1:4 гласит: «…И открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых…». Следующий титул — Святой: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого…» (1 Иоан. 2:20). В Евр. 9:14 Дух Святой представлен как вечный Дух (в английской Библии. — Прим. перев.), и в Рим. 8:2 Павел говорит: «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». В Иоан. 14:17 Дух святой назван Духом истины, и в главах 14, 15 и 16 Евангелия от Иоанна Он описан как Утешитель.

Таковы главные имена или характерные титулы, применимые к Богу Духу. Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему Он назван Святым Духом? Если вы спросите об этом кого-либо, то, я думаю, вам ответят: «Он назван этим именем потому, что Он свят». Но этот ответ нельзя признать удовлетворительным, потому что имя подчеркивает нечто особенное в его носителе, но Бог Отец и Бог Сын в такой же мере святы, как и Бог Дух.

Так почему же Дух назван Святым? Без сомнения, ответ заключается в следующем: Его особое служение — производить святость и порядок во всем, что Он делает, применяя Христово спасение. Его цель — производить святость, и Он делает это как в природе, творении, так и в людях. Но Его конечная цель — сделать нас святыми, какими являются дети Божьи. Возможно, Бог Дух назван Святым и с целью отличить Его от других, нечистых, духов. Поэтому нам заповедано испытывать духов и проверять, от Бога они или нет (1 Иоан.4:1).

Следующий важнейший вопрос — Личность Духа. Это очень важная и существенная тема. Личность Святого Духа находится в забвении не только у тех, кого мы называем либералами или модернистами (это им было свойственно всегда), но зачастую данные обвинения можно предъявить и нам. Мне приходилось слышать от самых ортодоксальных верующих, что Дух Святой — это некая сила или влияние, и в некоторых гимнах также допускается аналогичная ошибка. В вопросе о Святом Духе есть определенные неясности, и я уверен, что многие из нас испытывают большие трудности в понимании третьей Личности благословенной Троицы, чем Личностей Отца и Сына. Почему так происходит? Почему появилась тенденция рассматривать Дух Святой как некую силу, или влияние, или эманацию?

На этот вопрос существует множество ответов. Мы должны остановиться на них, хотя и не со всеми ими можно согласиться. Первый из них заключается в том, что работа Духа Святого кажется безличной, потому что она осуществляется как бы мистическим или тайным образом. Дух производит благодать и плоды, дает нам дары и различные способности, вследствие чего мы склонны думать о Нем, как о некоем влиянии. Без сомнения, в этом ответе содержится большая доля истины.

Кроме того, само имя и титул наталкивают на эту идею. Какое значение имеет слово Дух? Оно означает дуновение, или порыв ветра, или какую-то силу — понятия весьма сходные, поэтому, на мой взгляд, если мы не бодрствуем, то неизбежно приходим к мысли, что Дух Святой является определенной силой, а не Личностью.

Далее, в-третьих, сама символика, используемая при описании Духа Святого, подталкивает нас к такому мнению. Дух сошел на нашего Господа в виде голубя во время крещения Его Иоанном в Иордане (Матф. 3:16). Для описания Личности Бога Духа и Его служения используются также такие символы, как елей, вода и огонь. В частности, пророк Иоиль предсказывал об излиянии Духа, и это пророчество повторил Петр в своей проповеди в Иерусалиме при наступлении дня Пятидесятницы (Д. Ап. 2:17). Эти слова ассоциируются в нашем сознании с водой, жидкостью, но не с личностью. Итак, если мы не будем бодрствовать и помнить, что имеем дело с символами, то придем к ошибочному выводу, что Дух Святой не является Личностью.

Следующая причина затруднений в понимании Личности Святого Духа заключается в том, что очень часто во вступительных приветствиях различных новозаветных посланий упоминаются только Отец и Сын. Наш Господь в Своей первосвященнической молитве говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Он не делает никакого упоминания о Святом Духе. Апостол Иоанн делает подобное утверждение в своем первом послании: «…наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Иоан. 1:3). Здесь также нет упоминания о Духе.

Далее, слово Дух в греческом языке имеет средний род, что также способствует тому, что Дух Святой и Его работа воспринимаются как нечто безличное. Вследствие этого в некоторых английских переводах Библии вместо местоимения «Он» (Дух Святой) используется местоимение среднего рода.

Таковы, на мой взгляд, основные причины, почему людям трудно согласиться с тем, что Святой Дух является Личностью. Некоторые люди (в том числе и теологи) ссылаются на то, что само Писание говорит: «Дух Христов». Следовательно, — утверждают они, — Святой Дух не является отдельной Личностью, Он — Дух Христа, Дух Сына или Дух Отца.

Что же сказать на это? Каким будет библейский ответ на эти столь часто приводимые доводы? Прежде всего необходимо отметить, что в Библии по отношению к Святому Духу в большинстве случаев используется личное местоимение «Он» (В греческом языке слово «дух» является существительным среднего рода. — Прим. ред.). Возьмите, например, Иоан. 16:7, 8 и 13-15, где это делается двенадцать раз. Просто поразительно! Иисус говорит: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» (ст. 13). Это очень интересная тема, и мы видим, как важно понимать, что в Писании даже такие малые слова, как местоимения, богодухновенны! Это первый аргумент, и те, кто не верят в Личность Святого Духа, должны объяснить, почему в Библии в указанных случаях используется местоимение мужского рода.

Второй ответ тем, кто отрицает Личность Святого Духа, заключается в том, что Дух приравнивается к Отцу и Сыну и, таким образом, является Личностью.

И здесь мы имеем два важнейших доказательства. Первое — это формула крещения: «…крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19). В данном случае Дух находится в таких отношениях с Отцом и Сыном, которые ясно предполагают, что Он — Личность. Кстати, обратите внимание на то, что здесь не сказано «крестя их в имена», но «во имя». Это указывает на единство трех Лиц Божества: одно имя, один Бог, но при этом Отец, Сын и Дух Святой — Трое в Одном. Итак, если вы не верите в Личность Святого Духа и думаете, что Он — лишь сила или дуновение, то вы должны говорить: «…крестя их во имя Отца и Сына и дуновения (или силы)», и сразу же становится очевидной абсурдность этого выражения. Второе доказательство представляет 2 Кор. 13:13, где приводится апостольское благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами…». Итак, ясно, что Дух Святой является Личностью, равной Личностям Отца и Сына.

Третье доказательство заключается в том, что Дух удивительным образом соотносится с нами, христианами, показывая, что Он является Личностью. В Д. Ап. 15:28 мы читаем: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого». Речь идет о решении, принятом членами первоапостольской церкви, и если они — личности, то и Дух Святой также является ею. Невозможно сказать: «Ибо угодно силе и нам», потому что в таком случае сила действовала бы внутри нас, но здесь действует Некто вне нас — «угодно Ему и нам».

Четвертое доказательство того, что Дух Святой является Личностью, состоит в том, что Ему в Писании приписываются свойства личности. К примеру, сказано, что Он имеет знания. Павел пишет: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11).

Далее очень важно отметить, что Дух Святой имеет Свою волю. Прочитайте внимательно 1 Кор. 12, где Павел говорит о духовных дарах и их разнообразии: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (ст. 11). Это очень важное утверждение, проливающее свет на вопрос духовного исцеления, волнующий многих людей. Они спрашивают: «Почему мы в церкви не имеем дара исцеления? Почему его нет у каждого христианина?», на что мы должны ответить очень просто: на дар не могут претендовать все христиане. Только Дух дает и распределяет дары, согласно Своей воле. Он есть Владыка Господь, и Он Сам решает, кому, где, когда, как и сколько дать даров.

Следующее доказательство заключается в том, что Дух Святой имеет разум. В Рим. 8:27 мы читаем такие слова, касающиеся молитвы: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа…». Он обладает способностью любить: «Плод же Духа: любовь…» (Гал. 5:22), и в Его служение входит изливать любовь Божию в наши сердца (Рим. 5:5). Далее, мы знаем, что Его можно оскорбить, и Еф. 4:30 увещевает нас «не оскорблять» Святого Духа. Доктрина о Нем, особенно тот ее аспект, который подчеркивает, что Дух Святой является Личностью, имеет огромное значение. Ее практическое значение заключается в том, что тело христианина есть храм Святого Духа, и куда бы он ни пошел, что бы ни делал, Святой Дух будет в нем пребывать. Я не знаю ничего иного, что так бы способствовало освящению и стремлению к святости, как осознание этого факта. Если бы мы действительно уразумели, что всегда и во всем, во всех наших делах участвует Святой Дух! Помните предостережение апостола Павла против блудодеяния. Он пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы..?» (1 Кор. 6:19). По этой причине блуд считается недопустимым грехом для христианина. Бог пребывает в нас Духом Святым, и это не влияние, не сила, а Личность, Которую можно оскорбить.

Итак, мы исследуем все эти детали не из-за академического интереса и не потому, что у меня, скажем, теологический тип мышления. Нет, я вникаю в это как человек, который пытается жить по-христиански, как призванный Богом пастор душ, осознающий ответственность за эти души. Не дай Бог, чтобы кто-либо подумал, что этот материал является чисто теоретическим. Нет, это очень живая и практическая доктрина. Что бы вы ни делали, где бы вы ни находились, если вы христианин, в вас пребывает Святой Дух; и если вы действительно хотите наслаждаться благословениями спасения, вы должны всегда помнить, что ваше тело является Его храмом.