2. Божество Святого Духа

Мы рассмотрели доказательства того, что Дух Святой является Личностью. Как мы видели, по отношению к Нему используются личные местоимения, во-первых; Он приравнивается к Отцу и Сыну, во-вторых; Он имеет личные отношения с христианами, в-третьих; и в-четвертых, Библия приписывает Ему такие свойства Личности, как разум, воля, свобода выбора, любовь, способность огорчаться и т. д.

Наш пятый аргумент в пользу того, что Дух Святой является Личностью и индивидуальностью, заключается в том, что Ему приписываются такие действия, которые могут совершаться только Личностью. Например, в 1 Кор. 2:10 сказано, что «Дух все проницает, и глубины Божии» (в английской Библии — исследует. — Прим. перев.). Нам также ясно сообщается, что Он говорит. В Откр. 2:7 мы читаем: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам…». Далее Он ходатайствует за нас. «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, — говорит Павел в Рим. 8:26, — но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».

Дух Святой также свидетельствует. Наш Господь говорит: «…Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 15:26). Дух свидетельствует о Господе, что может делать только личность. Далее мы читаем: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» (Иоан. 16:13). Действительно, даже в Ветхом Завете мы находим, что Дух учит и наставляет в истине: «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их…» (Неем. 9:20). Здесь слово «Дух» написано с заглавной буквы.

Следующее действие Духа Святого как Личности записано в Д. Ап. 16:6, 7: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их». Это также очень важное утверждение, которое является особым откровением. Все спутники Павла желали идти и проповедовать в Асии, но Дух не позволил им; затем они решили пойти в Вифинию, и снова Дух воспрепятствовал им. Это было явное действие Самого Духа Святого, из чего явно следует, что Он является Личностью.

Шестым доказательством того, что Дух Святой — это Личность, является служение, которое Ему было поручено и которое Он выполняет. Он назван Утешителем. В Иоан. 14:16 наш Господь говорит о «другом Утешителе», а утешитель — это тот, кто находится рядом с нами и помогает нам. Греческое слово «утешитель» иногда переводится как адвокат, другими словами, наш Господь как бы говорит: «Я находился с вами эти три года, учил и наставлял вас, посылал на служение, а теперь Я собираюсь послать вам другого Утешителя, так что вы не останетесь безутешными. Вам нечего бояться, вы не останетесь сиротами». Святой Дух — это Тот, Кто занял место нашего Господа. Он пребывает внутри нас, чтобы вести нас, руководить нами, и поэтому наш Господь мог сказать: «…лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам…» (Иоан. 16:7). Ясно, что такое служение может выполнять только личность.

Далее, наше седьмое доказательство заключается в том, что, согласно учению Писания, со Святым Духом можно иметь личностные отношения, то есть Он реагирует на какие-то наши действия по отношению к Нему. Во-первых, нам говорится, что Святому Духу можно солгать. Читая в Д. Ап. 5 ужасную историю об Анании и Сапфире, обратите внимание на слова Петра: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (ст. 3). Анания и Сапфира заявили, что отдали все, но Петр обвинил их в том, что они солгали Святому Духу — не какому-то влиянию, не какой-то силе, а живой Личности.

Далее нам говорится о том, что можно похулить Святого Духа. Наш Господь предупреждает: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам… ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:31, 32).

В-третьих, мы видим, что Дух Святой может быть оскорблен. В Евр. 10:29 сказано о человеке, который «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (курсив автора. — Прим. ред.). См. также Еф. 4:30.

Итак, очевидно, что Дух Святой является Личностью. А сейчас мы должны обратить внимание на Его божественность. Это также важная часть доктрины о Троице, и без преувеличения можно сказать, что она является первой и очень важной доктриной христианского вероисповедания. Только христиане веруют в эту доктрину, в отличие от представителей других религий и лжеучений. Троица — это ключ ко всякой истине. Поэтому давайте обратимся к доказательствам.

Во-первых, само Писание особым образом подчеркивает божественную природу Духа. Я снова хочу напомнить страшный случай с Ананией и Сапфирой. Задав вопрос: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?», Петр продолжает: «…Ты солгал не человекам, а Богу» (Д. Ап. 5:3, 4). «Весь ужас заключается в том! — как бы говорит Петр, — что вы солгали не нам, апостолам, или другим христианам, а Самому Богу». Эти слова следуют после обличения Анании в том, что он солгал Святому Духу. Отсюда мы делаем ясный вывод, что Святой Дух есть Бог.

Имя Духа, как уже упоминалось, связано с именем Бога, что является подтверждением не только Его Личности, но и Его божественности. Эта связь прослеживается в формуле крещения, в апостольском благословении и, конечно же, в 1 Кор. 12, где Павел пишет: «Дары различны, но Дух один и тот же… И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (ст. 4, 6). В этом отрывке сказано о действиях Духа и о Боге, Который производит все во всех, и Который есть Дух. Таким образом, Дух есть Бог, Его божественная природа доказана.

Далее, в-третьих, мы видим, что Святому Духу приписываются определенные атрибуты, и это самое главное. Нам говорится, что Он вечен, а вечным может быть только Бог. Например, Он назван «вечным Духом» в Евр. 9:14 (по тексту английской Библии короля Иакова. — Прим. перев.). Мы читаем, что Дух Святой вездесущ и пребывает повсюду. И это свойство присуще только Богу. В Пс. 138:7 псалмопевец восклицает: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?». Дух всесилен, Его власть не имеет границ, и этот атрибут также принадлежит Богу. Когда архангел посетил Марию и сообщил ей, что она родит «Святое», Сына Божия, он произнес такие слова: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя…» (Лук. 1:35). Наш Господь был «рожден от Духа Святого». Всемогущая сила Всевышнего осенила Марию, и она стала матерью Господа.

Далее, Дух Святой всеведущ, Он знает все. В 1 Кор. 2:10 мы читаем: «…Дух все проницает…» и в ст. 11: «…Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Никто не может понять человека, кроме духа, живущего в нем, и точно так же, никто не может понять Божьего, кроме Духа Божия. Только Духу все известно, и, следовательно, Его знания равны знаниям Бога. Или возьмите такие слова нашего Господа об Утешителе: «…Дух Святой… научит вас всему…» (Иоан. 14:26). Следовательно, Он знает все. Далее наш Господь говорит, что Дух Святой «наставит… на всякую истину» (Иоан. 16:13). Его способность учить и наставлять нас безгранична, потому что Он знает всякую истину.

Четвертое доказательство заключается в том, что Дух Святой выполняет божественную работу. Он совершает такие дела, которые, согласно Писанию, может совершить только Бог. Прежде всего, это касается творения. В Быт. 1:2 мы читаем: «…Дух Божий носился над водою». Это было в самом начале. Иов также говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4). Здесь речь идет об участии Святого Духа в творении, что также является доказательством Его божественности. И, безусловно, мы должны отметить, что особым деянием Святого Духа является то, что мы называем возрождением. В третьей главе Евангелия от Иоанна решительно утверждается: «…должно вам родиться свыше» (ст. 7), а также: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (ст. 5, курсив автора. — Прим. ред.). Таким образом, Дух Святой дает возрождение. Как первозданное, так и новое творения являются особыми результатами действий Духа. «Дух животворит…» (Иоан. 6:63), — сказал наш Господь.

Далее нам со всей ясностью говорится, что вдохновение является работой Духа: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою… но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы (водимы, управляемы — не имеет значения, какой перевод вы используете) Духом Святым» (2 Пет. 1:20, 21). Святой Дух вдохновлял писателей Библии и управлял ими так, что они не допустили ни единой ошибки. Отсюда вытекает наша доктрина о непогрешимости Писания, и это является позитивным доказательством того, что Святой Дух есть Бог. Только Бог может открыть истину и вдохновить людей ее записать.

И наконец, Святому Духу приписывается заслуга воскресения. Очень часто люди удивляются, услышав об этом, но в Рим. 8:11 ясно сказано: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». То же самое учение представлено в Рим. 1:4, где Павел говорит, что Христос «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых».

Итак, мы пришли к следующим выводам: Святой Дух является Личностью и эта Личность божественна. Очевидно, далее мы должны поразмышлять над тем, каковы Его отношения с другими Личностями Божества. В первом томе мы говорили о Боге Отце и Боге Сыне, а сейчас вплотную подошли к очень важному утверждению, что Святой Дух также является одним из благословенных Лиц Божества. Мы уже рассмотрели доктрину о Троице, поэтому я не буду на ней останавливаться подробно. Однако необходимо отметить, что Писание сообщает две великие истины. Первая заключается в том, что есть только один Бог, и мы должны всегда помнить об этом. Вторая: Бог существует в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец есть истинный Бог. Бог Сын есть истинный Бог. Бог Святой Дух есть истинный Бог. Не пытайтесь понять сие — это невозможно, это превыше нашего понимания. Мы должны довериться Писанию, признать его авторитет, сознавая ограниченность своего разума. Пусть не станут для вас ловушкой различные иллюстрации и аналогии, используемые людьми. Ни одна из них не является точной или полной. Подлинная мудрость заключается в том, чтобы просто исповедовать ясные библейские утверждения и признавать, что Бог един в трех Лицах, которые являются равновеликими и вечными.

Но давайте попытаемся выяснить, что говорит Писание о взаимоотношениях между тремя Лицами Божества. Мы сразу же видим, что о Сыне и Духе говорится не одно и то же. Мы читаем о Единородном Сыне Отца (Иоан. 3:16, 18), но вы нигде не прочитаете этого о Святом Духе. О Нем говорится — исходящий от Отца. В Иоан. 15:26 приводятся очень важные слова: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Это существенное и очень важное отличие, на которое мы должны обратить внимание.

Интересующиеся теологией знают, что великие богословы на протяжении веков пытаются постичь различие между словами исходит и рождается. Я не буду углубляться в этот вопрос. Мне кажется, что он никогда не будет до конца раскрыт — это нам не под силу. Истина настолько велика и непостижима, что человеческий ум просто не может ее охватить, но мы должны иметь в виду значение слов единородный, рождаться, исходить. «Дух истины, Который от Отца исходит, — говорит наш Господь, — Он будет свидетельствовать о Мне».

Далее я должен отметить следующее. В Иоан. 15:26 приводятся слова нашего Господа: «…Дух истины, Который от Отца исходит…» (курсив автора. — Прим. ред.). Христос не говорит, что Дух исходит и от Него. Все западное христианство — я имею в виду римское католичество и протестантизм — считает, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Это очень интересный момент в истории Церкви. Причиной первого великого раскола христианской церкви (до него были и более мелкие) были разногласия по данному вопросу, и если вам скажут, что он произошел во время протестантской Реформации, то посоветуйте таким людям почитать историю церкви. Расколы и разделения имели место в христианской церкви уже в самом начале ее существования, но первый крупный раскол произошел именно по данному вопросу в XI веке.

В церкви велась ожесточенная дискуссия относительно того, от кого исходит Святой Дух: только от Отца или от Отца и Сына. Согласно учению всего западного христианства, Он исходит от Отца и от Сына. Но на востоке это учение не было принято, вследствие чего произошло разделение церкви на восточную и западную, как мы их сейчас называем.

Это очень важно знать. Греческая и русская православные церкви, представляющие восточное христианство, отказались сказать: «и от Сына». Все дебаты велись до 589 года нашей эры, почти до конца VI века. Это различие между греческой православной и римско-католической церквями сохранилось до наших дней. Они обе одинаково почитают деву Марию и даже верят в так называемое вознесение Марии. Безусловно, православная церковь не верит в непогрешимость Папы Римского, но именно вопрос о Духе Святом стал главной причиной раскола.

Почему же мы, представители западной церкви, считаем, что Дух Святой исходит от Сына так же, как и от Отца? Почему протестанты соглашаются в этом вопросе с католиками? Ответ заключается в следующем: все аргументы, которые мы привели, доказывая божественность Духа, а также тот факт, что Он назван «Духом Христа» и «Духом Сына», заставляют нас делать это. Действительно, в этом же стихе (Иоан. 15:26) наш Господь говорит, что Он пошлет Духа. Он Сам общается с Отцом и говорит нам, что будет действовать посредством Духа, подобно Своему Отцу. Более того, Писание показывает, что там, где пребывает Дух, пребывают Отец и Сын. В Иоан. 14 наш Господь говорит, что Он «пошлет Утешителя», и тогда и Отец, и Он будут обитать в нас. Три Лица Божества всегда действуют вместе.

Интересно отметить, что в Библии, за исключением единственного утверждения в Иоан. 15:26, в одних и тех же выражениях описываются взаимоотношения между Сыном и Духом и между Отцом и Духом. Вот почему текст Иоан. 15:26 имеет огромное значение с точки зрения доктрины. Я уделил так много внимания этому вопросу потому, что, по моему мнению, драматическое событие в истории церкви стоит того.

Однако позвольте мне перейти к еще более важному вопросу. Писание учит, что Дух подчинен Отцу и Сыну. Как вы помните, изучая доктрину о Сыне, мы отметили, что Сын подчинил Себя Отцу. Он сказал: «…Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий в» Мне, Он творит дела» (Иоан. 14:10). Дела Сына не были Его личными делами, но Он выполнял поручение Отца. Здесь же нам сообщается, что Дух подчинил Себя как Отцу, так и Сыну. Именно это имеется в виду в Иоан. 16:13. Наш Господь подчеркивает, что Дух истины «не от Себя говорить будет», и это означает, что Духу, как и Сыну, дано будет, что сказать. И, конечно, задача Духа, как мы знаем, — прославлять Христа (Иоан. 16:14). Он прославляет не Себя Самого, а Сына.

Разве это не прекрасно? Какое взаимодействие! Какое разделение труда! Сын говорит, что пришел прославить Отца, а работа Духа — прославлять Сына. Каждое Лицо Божества отражает славу другого Лица. Мы проникаем в тайну удивительной доктрины о благословенной Троице: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:14). Для меня это одна из самых замечательных истин библейской доктрины о Святом Духе. Кажется, что Святой Дух скрывает Себя и остается в тени. Он всегда сосредотачивает внимание на Сыне, и поэтому у меня есть основания считать, что лучшим показателем, приняли мы Святого Духа или нет, является то, что мы думаем и знаем о Сыне. Реален ли Он для нас? Это работа Святого Духа. Он прославляется косвенно и всегда указывает на Сына.

Теперь вы видите, как легко сбиться с пути и впасть в ересь, сосредотачиваясь сверх меры, вопреки Библии, на одном лишь Духе. Да, мы должны признавать, что Он пребывает в нас, но Его задача — прославлять Сына и давать нам благословенные знания о Нем и Его чудесной любви к нам. Именно Дух укрепляет нашего внутреннего человека (Еф. 3:16), чтобы мы могли познать любовь Христа.

Итак, позвольте мне завершить эту тему следующим образом. Писание учит нас, что ради нашего спасения между Отцом, Сыном и Святым Духом существует разделение труда и субординация. Отец — полнота Божества, и Его «никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16); Он не имеет границ. Сын — полнота Божества, явленная видимым образом, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…» (Кол. 2:9). И далее идет поразительное утверждение! Святой Дух есть полнота Божества, и Он воздействует непосредственно на творение. Вы видите различие? Есть полнота Божества невидимая, полнота Божества видимая и полнота Божества, действующая непосредственно и прямо в нас. Таким образом, мы можем сказать, что Дух Своей силой являет Отца в образе Сына.

В этом и заключается весь смысл славного утверждения: «Которого (Бога) никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). Итак, есть ли для меня какая-либо надежда? Да, в Сыне. Он стал видимым и, благодаря Духу, реальным для меня, поэтому я иду к Отцу с уверенностью и доверием. Бог Сын — это явленный, открывшийся Бог. Бог Дух есть Божественная Личность, Которая изливает на меня Свою силу. Вы можете назвать Духа Богом животворящим, Господом.

Поэтому, приближаясь к празднику Рождества[1] и размышляя о рождестве нашего Господа и великом Евангелии, которое является результатом этого замечательного и решающего события в истории человечества, мы должны понимать, что оно не будет иметь и не имеет никакого значения вне доктрины о благословенном Святом Духе. Павел говорит: «…Которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2:8). Он входит в нас, и мы должны бодрствовать, чтобы Его не угашать и не оскорблять.

Поставьте эту доктрину рядом с доктриной о воплощении и помните о смирении, которое необходимо, чтобы стать искупленным, спасенным, воскрешенным дитем Божьим. Да будет благословен Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой! Аминь.