3. Творение и общая благодать

Теперь мы подходим к вопросу о работе Святого Духа как Личности. Главной трудностью здесь является классификация или систематизация, так как в данном вопросе не существует единого общепринятого мнения. Лично я считаю лучшей, хотя и не совершенной, ту из них, которая разделяет работу Духа Святого на общую работу и особую работу по применению спасения.

Однако прежде чем мы перейдем к этому, мы должны рассмотреть один важный аспект учения о Святом Духе, который нередко вызывает затруднения. Это так называемый диспенсационный аспект. Без сомнения, Пятидесятница стала поворотным пунктом, но в каком смысле? Здесь мы можем впасть в две крайности: или уделять этому событию слишком много внимания или, напротив, недооценивать его.

Давайте обратимся к фактам. Во-первых, в Ветхом Завете содержится пророчество о Пятидесятнице, записанное в Иоил. 2:28, которое цитируется Петром в Д. Ап. 2. Есть и другие пророчества, например, Иез. 32:26, 27.

Во-вторых, в Новом Завете мы находим, что Иоанн Креститель говорил о сошествии Святого Духа, и в Лук. 3:16,17 и в Иоан. 7:39 читаем: «…ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». Есть также многочисленные утверждения в Иоан. 14-16. Далее, в Лук. 24:49 наш Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Такое же повеление Христа мы находим в Д. Ап. 1:4: «…не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня». Наконец, в Д. Ап. 1:8 Он говорит: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой…».

Далее, в-третьих, о самом дне Пятидесятницы мы читаем в Д. Ап. 2.

Итак, все эти утверждения ясно указывают на то, что до определенного времени на земле еще не было Духа Святого, Его приход только ожидался. Он должен был прийти вскоре, и вот великий день сошествия Духа Святого наступил. Утверждения об этом становятся все более настойчивыми. Кажется, ход времени ускоряется, и, наконец, Петр возвещает: «Случилось то, о чем пророчествовал пророк Иоиль…». Но здесь возникает серьезная проблема. Этот вопрос беспокоит верующих со дня Пятидесятницы и доныне. Приведенные утверждения показывают, что какое-то время Духа Святого не было на земле, Он еще не сходил, но, с другой стороны, существует множество утверждений, которые описывают Его могущественную деятельность и до дня Пятидесятницы. Поэтому давайте остановимся на них.

Однако прежде позвольте мне сказать несколько слов о методе. Возможно, наши лекции помогут некоторым людям хотя бы тем, что укажут им общий подход или метод решения проблемы. Когда вы сталкиваетесь с такой трудной задачей, как эта, то первое, что следует сделать, — собрать все факты. Прежде, чем вы начнете теоретизировать, выдвигать гипотезы и предположения, соберите воедино всю информацию, все факты и детали. Мы сделали полдела — рассмотрели все утверждения, касающиеся будущего, и теперь должны приступить ко второй части. Сейчас мы напомним, что сказано в Писании о деяниях Святого Духа до дня Пятидесятницы.

Вначале мы остановимся на сотворении мира. Второй стих Библии, Быт. 1:2 гласит: «…и Дух Божий носился над водою» — Он действовал во время сотворения мира. Бог Отец сотворил все через Сына посредством Святого Духа. Как мы уже видели, благословенная Троица принимала участие в творении, но при этом существовало определенное разделение труда, и, конечно же, вы помните, что Святой Дух особым образом был задействован в создании человека.

Во-вторых, работа Святого Духа заключается в сохранении, поддержании творения. Это утверждается во многих стихах, но я приведу лишь два из них. В Ис. 40:7 мы читаем: «Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа» (в английском тексте Библии короля Иакова — «потому что дух Господа дует на него». — Прим. перев.). В Пс. 103 вы видите поразительное описание творения, являющееся, наверное, непревзойденным во всей Библии. Псалмопевец говорит, что когда Господь скрывает лицо Свое или отнимает силу Духа Своего, то все творение начинает ослабевать и угасать, приходить в упадок и исчезать. Но Бог снова посылает Дух Свой, и все оживает. Таким образом, Дух Святой поддерживает творение, однако вы можете найти в Писании утверждения, что это делает Сын. Да, но Он заботится о творении, безусловно, посредством Духа Святого. С самого начала Дух Святой занят поддержанием и сохранением Вселенной.

А теперь я перехожу к третьему, самому важному вопросу, который часто упускают из виду. Именно Святой Дух ответственен за так называемую общую благодать. Позвольте мне кратко объяснить, что это значит. Под общей благодатью подразумеваются благословения, которые Бог по Своему благоволению изливает на всех людей без исключения, а не только на Свой народ. Общая благодать означает общие действия Святого Духа, благодаря которым Он, не возрождая сердца, осуществляет нравственное влияние, что сдерживает грех, поддерживает в обществе порядок и гражданскую справедливость. Это общие определения. Святой Дух действует в этом мире от начала и оказывает влияние на неспасенных, погибающих людей. Пока они пребывают в мире сем, они подпадают под действие общего, не спасающего влияния Святого Духа. Вот что мы понимаем под общей благодатью.

Как же Святой Дух совершает это? На данный вопрос существуют различные ответы. Вы помните, что в первых стихах Евангелия от Иоанна говорится: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9). Не имеет значения, предпочитаете вы традиционный перевод: «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» или более современный: «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходит в мир». Сейчас нас интересует не это. Мы рассматриваем фразу: «Свет истинный, Который просвещает всякого человека…». Итак, такой Свет есть. Он является разновидностью естественного света или так называемого естественного понимания. Этот свет — наша совесть. Каждый человек, рожденный в этот мир, имеет ее. Итак, мы рассмотрели один из примеров общей благодати, посылаемой Святым Духом. Свет исходит от Христа, потому что Он есть Глава рода человеческого, но дает его каждому человеку именно Дух Святой.

Далее, этот же общий свет проявляется в законах и установлениях, в действии различных «высших властей», как говорит Павел в Рим. 13:1. Вы видите, что не человек решил создать государство и власти, но «…власти от Бога установлены», — пишет в этом же стихе Павел. Бог устанавливает границы между странами. Он определил, чтобы были правители, начальства и служащие, которые не напрасно меч носят (Рим. 13:4). Это работа Бога, дело Его рук, которое Он осуществляет посредством Святого Духа.

Наверное, вы сами видите, что многие христиане весьма заблуждаются в этом вопросе. По их мнению, Бог не имеет ничего общего с неспасенным миром. Но это не библейский взгляд. Даже не возрожденные от Духа Святого люди пребывают под Его воздействием. Это не спасающее и не искупляющее воздействие, но оно является частью Божьего промысла.

Общая благодать проявляется также в том, что мы называем общественным мнением. Существуют некие общепринятые моральные критерии, определенные общечеловеческие ценности. Люди, которые вовсе не являются христианами, считают некоторые поступки неправильными и запретными, а другие — правильными и достойными поощрения. Людям известно чувство справедливости, понятие добра и зла, а это не что иное, как проявление общей благодати. Если бы Дух Святой не действовал в людях таким образом, они бы давно уже деградировали и опустились до животного уровня.

Далее следует сказать о культуре. Под этим понятием я подразумеваю науку и искусство, все интеллектуальные достижения, литературу, архитектуру, скульптуру, живопись и музыку. Нет никакого сомнения в том, что развитие культуры является благом. Культура не спасает, но все же делает людей лучше и их жизнь богаче. Как появляются культурные шедевры? Чем объяснить достижения таких людей, как Шекспир и Микеланджело? Библейский ответ заключается в том, что они получили свои таланты и возможность их реализовать благодаря действию общей благодати, общему влиянию Святого Духа.

Теперь вы видите, что не только грешники и неверующие в Бога отрицают общую благодать, но часто это делают и христиане. К примеру, люди склонны прославлять самого Шекспира, как будто от него зависели все его способности, но это не так. Он имел только то, что ему было дано. Все таланты и дары, которыми обладают люди, получены от Бога. Вот почему истинные христиане, обращая внимание не только на творение, но и на культурные произведения, обнаруживают еще одну причину для прославления и восхваления Бога.

Итак, вы видите, что не в культуре как таковой содержится зло, а в людях, которые преклоняются, благоговеют перед создателями шедевров, а не перед Богом, дающим таланты. Если вы посмотрите на все это через призму общей благодати, то увидите, что культурные достижения человечества прославляют Бога, потому что именно Он через Духа раздает общие дары людям. Позже мы остановимся на словах Господа о том, что Бог посылает Свой дождь на праведных и неправедных, повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми — все это проявления общей благодати. Бог, управляя солнцем и дождем, дает урожай как нечестивому, так и благочестивому земледельцам, без лицеприятия наделяет художественными и научными талантами злых и добрых, спасенных и неспасенных. В этом заключается работа Святого Духа.

Есть еще один способ проявления общей благодати. В Ис. 45:7 мы читаем: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия…». Как понять эти слова? Они, бесспорно, свидетельствуют не о том, что Бог является творцом зла и греха, а о том, что Он контролирует последствия определенных проступков. Он господствует над всем и в этом смысле «делает мир и производит бедствия». Другими словами, Сам Дух Святой следит за тем, чтобы злые поступки сопровождались болезненными, пагубными последствиями. Таким образом, мы рассмотрели некоторые проявления общей благодати.

А теперь давайте взглянем на результаты действия общей благодати. Первый заключается в том, что суд над человеком за грехи был отложен. Возникал ли у вас когда-нибудь вопрос: почему Бог сразу же не уничтожил мир в Едемском саду? Ответ заключается в том, что Господь Бог по Своему непостижимому и предвечному изволению решил не делать этого.

Но тогда возникает следующий вопрос: как мир может существовать во грехе? Ответ: силой Духа Святого. Бог продлевает жизнь всего человечества и каждого отдельного человека. Павел говорит в Рим. 2:4: «…благость Божия ведет тебя к покаянию». Петр высказывает такую же мысль во Втором послании: «Не медлит Господь… но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Бог сострадателен и долготерпелив; для Него один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Он содержит мир Святым Духом и медлит с вынесением окончательного приговора.

Второй результат действия общей благодати заключается в том, что люди пока еще могут пренебрегать Духом Святым. Возьмите утверждение в Быт. 6:3: «…не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Эти слова означают, что наступит время, когда Бог прекратит действие общей благодати, не будет сохранять жизнь грешников, но наведет на землю потоп, который их всех уничтожит. Слово «пренебрежение», таким образом, как бы указывает на присутствие Бога, Который через Духа Святого умоляет людей опомниться и понять весь ужас греха и своих злых дел, пока еще не поздно. Вы найдете эту же мысль в проповеди Стефана, которая записана в Д. Ап. 7. Он говорит: «…вы всегда противитесь Духу Святому…» (ст. 51). Общее служение Святого Духа — увещевать людей, но они противятся Ему вместо того, чтобы подчиниться.

Эта же мысль прослеживается в Рим. 1. Павел пишет: «…предал их Бог превратному уму…» (Рим. 1:28). Во второй половине этой главы говорится о моральном разложении, мерзких извращениях во времена апостола Павла. Почему такое стало возможным? Павел отвечает: «…предал их Бог постыдным страстям…» (ст. 26). До какого-то времени Бог не делал этого; до какого-то времени Он посредством Духа Святого удерживал людей от постыдных страстей, что не позволяло миру окончательно развратиться. Посредством Духа Святого Бог удерживает людей от наихудших проявлений греха, но рано или поздно наступит время, когда Он предоставит их самим себе. Я хотел бы знать, не живем ли мы в такое время? Сравните двадцатый век с девятнадцатым. Налицо падение нравственности. Это не значит, что в викторианскую эпоху каждый человек был христианином, но это значит, что в то время даже далекие от христианства люди в целом были гораздо лучше, чем наши современники. Почему? По причине общего влияния Святого Духа. Все выглядит так, как будто сегодня Бог вновь предал человечество «постыдным страстям», как выразился Павел в Рим. 1.

Итак, я делаю вывод: одно из проявлений общей благодати заключается в том, что Бог через Духа Святого удерживает людей от греха. Он особым образом ограничивает грех. Он устанавливает власть, назначает начальников, служащих, чтобы удерживать грех в узде. Хотя Бог и знает, что некоторые люди никогда не будут спасены, Он не позволяет им беспрепятственно грешить и жить так, как им хочется.

Другими словами, помимо спасающего познания Господа Иисуса Христа мир имеет общее представление о добре и зле и даже религию. Есть множество религиозных людей, не являющихся евангельскими верующими, не так ли? Они заявляют, что верят в Бога, и весьма озабочены соблюдением ритуалов. Некоторые из них идут даже на большие жертвы ради своей религии, но не верят в то, что они — погибшие грешники, и только смерть Христа может спасти их. Они не являются христианами в нашем понимании, но мы вынуждены признать, что они весьма набожны. Что же делает человека религиозным? Не что иное, как общая благодать. Религия является одним из способов ограничения греха и удержания его в определенных рамках. Следовательно, нравственность, справедливость, религиозность, вера в добро, красоту и истину, которые мы находим у греческих философов, — все это результат действия Святого Духа. Павел говорит об этом очень ясно в Рим. 2:14: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон». Эти слова являются авторитетным основанием для всего вышесказанного.

И наконец, благодаря общей благодати мы получаем, я повторяю, такие общие Божьи благословения, как солнце и дождь. Наш Господь говорит об этом в Нагорной проповеди (Матф. 5:44, 45), и Павел произносит подобные слова в Листре после исцеления хромого человека:

«Мужи!.. мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши».

Д. Ап. 14:15-17

Наконец, мы имеем утверждение апостола Павла в 1 Тим. 4:10, где он говорит о Христе как о «Спасителе всех человеков, а наипаче верных». Здесь слова «Спаситель всех человеков» указывают не на вечное спасение всех людей, а на то, что Христос оберегает души, что Он добр по отношению к каждому человеку.

Позвольте мне напомнить, что мы исследовали важнейший вопрос о том, что же произошло в день Пятидесятницы. Этот день стал поворотным. При чтении Библии может сложиться впечатление, что какое-то время на земле не было Святого Духа, что Его приход только ожидался. Однако обратившись к началу Библии, мы обнаружим, что Святой Дух действовал в мире задолго до дня Пятидесятницы. Итак, рассмотрев эти два доказательства, мы попытаемся дать библейское объяснение важному и решающему событию, описанному в Д. Ап 2.