4. Значение Пятидесятницы

Итак, напоминаю, мы рассматриваем на первый взгляд противоречивое библейское повествование о сошествии Духа Святого и изучаем библейские доказательства того, что Он действовал в мире до дня Пятидесятницы. Мы рассмотрели три аспекта Его деятельности: участие в творении, поддержание порядка во Вселенной и распространение общей благодати.

Позвольте мне предложить вам еще одно, четвертое доказательство. Писание ясно учит, что Дух Святой дает отдельным людям особые дары. Возьмите, например, Самсона. Этот человек обладал необычайной физической силой и мощью. Мы узнаем, что эту силу дал ему Святой Дух (Суд. 13:25), но после того, как волосы Самсона были острижены, Господь оставил его. Не знавший об этом Самсон был побежден и взят в плен своими врагами филистимлянами (Суд. 16:20). Можно также вспомнить очень интересный случай из жизни Моисея. Он жаловался на непосильное бремя, и Бог ответил ему: «Я… возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них», т. е. на семьдесят мужей из старейшин, чтобы они трудились вместе с Моисеем (Чис. 11:17). Поразительно! Дух давал Моисею силы выполнять служение, и Бог возьмет от этого Духа и возложит на семьдесят старейшин, чтобы они помогали Моисею.

Показательна история человека по имени Веселеил, который был весьма искусен в строительстве и изготовлении оснащения скинии. Вы можете прочитать об этом в Исх. 31:2-5. Сам Дух Святой дал ему способности для этой работы. Безусловно, то же самое можно сказать об Иисусе Навине. Его военное мастерство было результатом влияния Святого Духа. Я привожу первые пришедшие мне на ум примеры, чтобы показать, что еще во время старого домостроительства Дух Святой сходил на людей и давал им особые дары.

Далее, в-пятых, мы сталкиваемся с таким даром, как пророчество. Повсюду в Писании можно найти утверждения о том, что способность к пророчеству дается Святым Духом. Первым примером этого является случай с двумя людьми по имени Елдад и Модад. Эти мужи начали пророчествовать, что привело некоторых людей в замешательство, вследствие чего Моисей сделал одно из своих величайших утверждений. Он признал, что Елдад и Модад могут пророчествовать только потому, что Бог послал Духа Своего на них, и успокоил своих приверженцев: «…о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29).

То же самое касается, бесспорно, даже такого пророка-наемника, как Валаам. У него было что сказать, и он сказал это, потому что Дух Божий был на нем (Чис. 22-24). Кроме того, мы читаем, что на Саула — первого царя Израиля — сходил Дух Божий, и люди говорили: «Неужели и Саул во пророках?» (1 Цар. 10:12). Саул пророчествовал, находясь под воздействием и влиянием Святого Духа. Очевидно, это касается всех пророков, деяния которых записаны в ветхозаветном каноне. Рассматривая доктрину о богодухновенности Писания, мы пошли еще дальше. Мы сказали, что все писатели Библии — как Ветхого, так и Нового Завета — находились под влиянием Святого Духа. «Святые Божии человеки» (пророки) изрекали свои пророчества, «будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Мы читаем, что «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16) — все Писание. Эти слова касаются и пророчеств, являясь еще одним сильным аргументом в пользу того, что и до дня Пятидесятницы Святой Дух сходил на людей, делая их способными к определенной деятельности.

В качестве шестого доказательства я приведу выражение, которое, видимо, может применяться нами в более широком плане. В Пс. 50:13 Давид говорит: «…и Духа Твоего Святого не отними от меня». Этот человек, живший во время ветхозаветного домостроительства, задолго до дня Пятидесятницы умолял Бога не отнимать от него Духа Своего. Это в равной степени касается и других ветхозаветных верующих: Авраама, Исаака, Иакова и т. д. Все ветхозаветные святые были верующими, гражданами Царства Божия, и очевидно, что таковыми невозможно стать без содействия Святого Духа. Поразительное утверждение Давида обращает внимание на эту истину: «…и Духа Твоего Святого не отними от меня».

Далее, в Новом Завете (как вы видите, я придерживаюсь хронологического порядка) мы встречаемся с Иоанном Крестителем. Вот что сказал ангел Захарии, отцу Иоанна о будущем ребенке: «…и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лук. 1:15). Это важное утверждение, но есть еще одно, не менее важное: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Матф. 11:11). Итак, мы видим, что Иоанн был исполнен Духа Святого еще в утробе матери своей.

Также о матери Иоанна говорится: «…Елисавета исполнилась Святого Духа» (Лук. 1:41). Не забывайте, что все это происходило до дня Пятидесятницы, поэтому мы должны сверять всякую теорию о сошествии Святого Духа в этот день с Писанием. То же самое нам говорится в Лук. 1:67 о Захарии: «И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря…». Мы находим похожее утверждение о Симеоне — старце, который взял на руки Младенца Иисуса. В Лук. 2:25 мы читаем: «…и Дух Святой был на нем», в ст. 26: «Ему было предсказано Духом Святым…» и в ст. 27: «И пришел он по вдохновению в храм…».

Читая в Евангелиях об учениках, посланных Господом проповедовать и изгонять бесов, мы понимаем, что они могли выполнить это поручение только при содействии Святого Духа, что через Него они получили от Господа способность проповедовать и изгонять бесов. Итак, все свои деяния ученики совершали благодаря силе Духа.

Наконец, обратимся к утверждению, записанному в Иоан. 20:22. Его очень важно учитывать при изучении доктрины о Пятидесятнице. После воскресения наш Господь явился ученикам в горнице. Двери были заперты, но неожиданно Он стал среди них. Мы читаем, что Иисус «дунул, и говорит им: примите Духа Святого». Это еще одно доказательство. Выше говорилось, что день Пятидесятницы еще не наступил, и на учениках «еще не было… Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7:39). Наш Господь также говорит: «…лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам…» (Иоан. 16:7), и далее Он дает ученикам такое повеление: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49). В Д. Ап. 1 Лука пишет: «…Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня» (ст. 4). Итак, перед нами парадокс: согласно одним утверждениям, Святой Дух еще не сошел, согласно другим, Он действовал, и в Нем и через Него совершались великие чудеса.

Как же нам разобраться в этом? Безусловно, в Библии не может быть противоречий, и эти две группы утверждений согласованы между собой. Давайте попробуем решить проблему следующим образом. Нам известны истины, которые ясно и четко изложены в Писании. Во-первых, пришествие в мир нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа существенным образом изменило характер служения и деятельности Святого Духа. Мы должны пойти еще дальше и заявить, что смерть и, особенно, воскресение и вознесение Христа произвели еще большие изменения. Как только мы обращаемся к Новому Завету, как только начинаем говорить о пришествии нашего Господа, сразу же замечаем, что появляется нечто особенное, чего раньше не встречалось. Сам Иисус, как мы знаем, часто говорил о каком-то новом явлении. Мы также имеем пророчество Иоанна Крестителя: «…Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф. 3:11).

Во-вторых, давайте обратим внимание на пророчество Иоиля, процитированное апостолом Петром на день Пятидесятницы, особенно на слово изливать: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Д. Ап. 2:17). Это очень важные слова. Они показывают, что Святой Дух будет дан в гораздо большей мере, что Он сойдет на людей различных сословий и возрастов: сынов и дочерей, юношей и старцев; «…на рабов… и на рабынь… в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Д. Ап. 2:17,18). В Ветхом Завете сошествие Святого Духа было чрезвычайно редким явлением, и люди, на которых Он сходил, были людьми особыми. В указанных же стихах говорится о самой природе излияния, о масштабах, свободном получении и полноте дара Духа, а также подчеркивается его всеобщий характер. Более того, сказано, что отныне Дух будет изливаться не только на еврейский народ. Об этом пророчествовал Иоиль, и в книге Деяний Апостолов показано, что данное пророчество полностью осуществилось. Отныне дар Духа распространяется не только на иудеев, но и на все народы земли. Каждый может получить этот дар, Бог изливает Свой Дух на всех людей. Таким образом, дар Святого Духа имеет всеобщий характер.

Мы рассмотрели целый ряд убедительных доказательств, но есть еще одно, на которое необходимо обратить внимание. Речь идет о словах, сказанных Самим Господом. Они записаны в Иоан. 14:17, где Иисус так говорит о Святом Духе: «…Он с вами пребывает и в вас будет». Здесь проводится серьезное и очень важное разграничение. «Он с вами пребывает», — говорит Господь, и, конечно же, это подтверждается делами учеников, которые стали возможными благодаря действию Духа. Но Иисус сказал: «Он с вами пребывает и в вас будет», что пророчески указывает на день Пятидесятницы.

Для того, чтобы сделать наши доказательства еще полнее, мы должны обобщить эти две группы утверждений, и я хочу обратить ваше внимание на следующие три случая. Один произошел в доме Корнилия (Д. Ап. 10), другой — в Самарии (Д. Ап. 8) и третий — в Ефесе (Д. Ап. 19). Итак, мы параллельно исследуем главы 8 и 19, а на главе 10 остановимся отдельно. Но вначале я хотел бы в целом рассмотреть указанные случаи, потому что их объединяет один общий элемент, который также подчеркивается в Д. Ап. 2 при описании дня Пятидесятницы.

В этой главе сделан акцент на единстве, не так ли? В Иерусалим на день Пятидесятницы собрались самые разные люди. Там были «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппакадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киренее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

Критяне и Аравитяне» (ст. 9-11). Итак, мы видим представителей различных национальностей, языков и наречий, но все они свидетельствовали: «…слышим их (апостолов), нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (ст. 11). Нас поражает это удивительное явление, это единство, и, конечно же, единство мы видим и среди самих апостолов. Они собирались вместе и имели все общее. Вы видите такое же единство в Самарии среди язычников в доме Корнилия и среди верующих в Ефесе.

Именно здесь мы находим ключ к решению нашей проблемы. Когда в день Пятидесятницы сошел Дух Святой, Которым Господь Иисус Христос крестил, исполнив Свое пророчество, тогда возникла Церковь как Тело Христа. Но верующие были и раньше. Безусловно, апостолы были верующими и до дня Пятидесятницы — иначе не может быть. Мы прекрасно знаем, что они, даже будучи во многом несовершенными и непостоянными, все же искренно веровали в Иисуса Христа. Наш Господь явился ученикам в день Своего воскресения из мертвых, дунул на них и, как мы помним, произнес: «Примите Духа Святого». Поэтому мы не можем считать, что ученики были неверующими до дня Пятидесятницы.

Так что же произошло в этот день? Я бы выразился так: все верующие стали членами одного Тела Христа. До этого они существовали сами по себе, как и ветхозаветные верующие и граждане Царствия: Авраам, Исаак, Иаков, Давид, патриархи и т. д., которые не были членами Тела Христа. Но в день Пятидесятницы произошло величайшее событие — все они объединились. Мы увидим, что такое единство стало возможным после вознесения нашего Господа. Пока Он находился на земле во плоти и учил Своих последователей, Церковь как единый организм еще не существовала. В книге Деяний мы находим утверждение о том, что Иисус Христос «приобрел Себе (Церковь) Кровию Своею» (Д. Ап. 20:28). Таким образом, Церковь не могла появиться до того момента, пока наш Господь не завершил работу, ради которой Он пришел в этот мир. Он закончил необходимый труд по приобретению Церкви только тогда, когда вошел в присутствие Отца. Иисус Христос стал главою Церкви и, как глава, получил Святой Дух, чтобы дать Его Церкви — Своему Телу.

Итак, я подчеркиваю, что все это могло произойти и произошло только после вознесения Христа. Вознесшись, наш Господь — теперь уже глава Тела, которое есть Церковь, через десять дней послал Свой Дух в Тело, чтобы наполнить его. Он дал Его как дар, обещанный Отцом, и сделал возможным его получение. Итак, в день Пятидесятницы появилась Церковь как единое целое, как Тело Христа.

Позвольте мне привести вам стих, чтобы пояснить эту мысль: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). Итак, «одним Духом» — Святым Духом — мы «крестились в одно тело». Все верующие были крещены в одно тело в день Пятидесятницы: апостолы и три тысячи людей из разных стран мира, услышавших проповедь апостолов. Позже в доме Корнилия, в Самарии и Ефесе все люди — иудеи и язычники — также были крещены в одно тело. Существует одна, и только одна невидимая Церковь, мистическое Тело Христа, и важно видеть различие между видимой и невидимой Церковью. Здесь, однако, я хочу остановиться на единстве Церкви, которое появилось тогда, когда верующие были крещены в одно тело в день Пятидесятницы.

Позвольте мне выразиться иначе. Можно сказать, что день Пятидесятницы был днем официального представления Церкви как Тела Христа. Появилось нечто новое, чего ранее никогда не существовало. В определенном смысле Церковь существовала и в ветхозаветные времена, но это была не та Церковь, которая возникла в день Пятидесятницы. В этот день было установлено единство. Теперь вы понимаете значение того, что случилось в доме Корнилия. Петру, как ортодоксальному иудею, было очень непросто поверить в то, что и язычники могут войти в это единство. Вот почему ему было дано видение, когда он находился на крыше дома. Во время молитвы Петр увидел сходящее с небес большое полотно, в котором находились чистые и нечистые животные, и услышал глас Божий, повелевший ему заколоть их и есть. Господь сказал: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Д. Ап. 10:15). Достаточно ли было этого видения? Безусловно, оно могло побудить Петра пойти в дом Корнилия и проповедовать там, что и случилось. Мы читаем, что еще во время проповеди Святой Дух сошел на Корнилия и его домашних. Петр и иудеи крайне изумились. Они не могли понять происходящего: язычники говорили на иных языках и величали Бога. «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Д. Ап. 10:45).

Кроме того, в следующей главе говорится, что, когда обо всем этом узнали в Иерусалиме, местные верующие пришли в недоумение и устроили Петру настоящий допрос. «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные (т. е. верующие христиане из иудеев) упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Петр же начал пересказывать им по порядку…» (Д. Ап. 11:2-4). Он поведал о том, что во время его проповеди на язычников сошел Дух Святой:

«Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: „Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым”. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь».

(Д. Ап. 11:15-18)

Итак, вы видите, что произошло. Бог объявил ученикам, что они будут крещены в одно тело, что Церковь будет состоять из иудеев и язычников. Именно эта тема раскрывается в Послании Павла к Ефесянам, не так ли? Тайна, сокрытая от предыдущих поколений, заключалась в том, что язычники также станут наследниками обетований, войдут в Царство, будут крещены в одно тело с иудеями, и, следовательно, через них Бог будет теперь действовать в этом временном мире.

Я хочу завершить свое доказательство еще одним очень важным библейским отрывком — на этот раз из Послания к Евреям 11:39, 40. Вы, наверное, помните, что в этой главе приведен перечень, галерея героев веры Ветхого Завета. Вот что пишет Павел: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». О, да, это были верующие, — как бы говорит автор, — но при их жизни не исполнились все обетования. Эти святые были как бы ограничены до определенного времени, чтобы «не без нас достичь совершенства». Они были верующими, но не были крещены в Тело Христа. В этом смысле Церкви еще не существовало, потому что Христос еще не был восхищен, еще не выполнил Своей работы, еще не вернулся к Отцу. Но ветхозаветные верующие были хранимы, находились под защитой. Когда Христос вознесся, они были объединены, крещены в одно тело. Церковь стала единой, и она будет единой вовек. Итак, на мой взгляд, в этом заключается реальное значение событий, происшедших в день Пятидесятницы, а также того, что произошло в доме Корнилия. По сути, это были события одного и того же порядка, как доказывает Петр в Д. Ап. 11, и вы видите, что этот же аргумент он выдвинул на церковном соборе в Иерусалиме (глава 15).

И наконец, коснемся событий, записанных в Д. Ап. 8 и 19. Вы видите, что я рассматриваю эти две главы отдельно от Д. Ап. 10, и делаю это по следующей причине: в доме Корнилия во время проповеди Петра на слушающих сошел Святой Дух. Но этого не произошло в Самарии и Ефесе. В Самарии Филипп проповедовал и благовествовал, в результате чего некоторые люди уверовали и были крещены во имя Господа Иисуса Христа. Но Петру и Иоанну пришлось пойти и помолиться над ними с возложением рук, прежде чем они получили дар Святого Духа. Когда Павел посетил Ефес, он спросил там учеников: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?». Они же ответили: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой» (Д. Ап. 19:2). Другими словами, они были крещены только иоанновым крещением, и тогда Павел начал проповедовать им и крестил их во имя Христа. Он возложил на них руки, и они приняли дар Святого Духа.

Вы видите, что мы должны отдельно рассмотреть эти события, так как их участники имели разные отношения со Святым Духом. Часто задают вопрос: «Почему в Самарии и Ефесе все произошло не так, как в случае с Корнилием и его домашними?». Я предлагаю следующий ответ: Корнилий и его домашние были язычниками. Они не были прозелитами, перешедшими в истинную веру, но богобоязненными, ищущими истину людьми. А в Д. Ап. 8 речь идет о самарянах. Вы можете прочитать историю возникновения Самарии в Ветхом Завете. В определенном смысле самаряне не были ни иудеями, ни язычниками. Из всех книг Ветхого Завета они верили только в Пятикнижие Моисея и считали себя равными иудеям. Женщина-самарянка сказала нашему Господу: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Иоан. 4:20). Разногласия в вопросе поклонения привели к непримиримой вражде между иудеями и самарянами. Самаряне считали свою религию самой правильной, но иудеи знали, что это не так. Мне кажется, это является ключом к пониманию происшедшего.

Святой Дух не сошел на самарян во время проповеди Филиппа, поэтому из Иерусалима, где образовалась церковь, должны были прийти посланники, чтобы передать дар Святого Духа. Для чего? Для того, чтобы стала явной зависимость самарян от Иерусалимской церкви, которая явилась логическим следствием и результатом ветхозаветной веры в ее полноте и завершенности. Самаряне должны были увидеть, что их религия не совершенна и что христианская церковь как бы вышла из иудейской церкви, церкви Ветхого Завета. Чтобы стать истинными христианами, они должны были признать учение всего Ветхого Завета и увидеть единство Божьего пути спасения. Нет иного пути к Новому Завету, к Царству, кроме Божьего. Поэтому самаряне должны были принять все учение и подчиниться Иерусалимской церкви, которая состояла прежде всего из иудеев, а затем уже и язычников. Только после этого они могли получить дар Святого Духа.

То же самое произошло с ефесянами (Д. Ап. 19). Их религия была истинной только до определенного времени. Как ученики Иоанна Крестителя, они крестились в его имя, но не имели ясности относительно Евангелия, поэтому необходимо было все прояснить и поставить на свои места. В случае с Корнилием и его семьей исправлять было нечего — эти люди вообще не имели никакого учения, поэтому во время проповеди Петра на них сошел Святой Дух. В других же случаях мы встречаемся с несовершенной религией, неполным пониманием истины. Некоторых людей нужно было наставить, прежде чем они могли получить дар Святого Духа, и это очень важное различие. В жизни Корнилия и его домашних Бог сотворил великое чудо, свидетельствующее о том, что и язычники должны стать членами Тела Христа, креститься в это Тело, но что касается других людей, им необходимо было уверовать в истину и избавиться от некоторых предубеждений и заблуждений.

Подводя итоги, можно сказать следующее: великая цель Пятидесятницы — предоставить миру окончательное доказательство того, что Иисус из Назарета является Сыном Божьим и Спасителем мира, была достигнута. Во-вторых, в день Пятидесятницы состоялось великое представление Церкви как Тела Христа. В-третьих, было доказано, что разные люди, присоединившиеся к Церкви, являются членами одного тела. Кроме того, есть еще некоторые пункты, на которых мы остановимся позже, но главный из них заключается в следующем: в Ветхом Завете говорится, что Святой Дух был с людьми или пребывал на них. Он действовал как бы извне, и даже Давид произнес, как вы помните, такие слова: «Духа Твоего Святого не отними от Меня» (Пс. 50:13). Другими словами, Святой Дух был с Давидом. В Новом же Завете говорится, что Дух Святой действует изнутри и обитает в самом человеке. В Ветхом Завете Он сходил на людей и уходил от них, в Новом — Он приходит потому, что мы являемся членами Тела Христа, и потому, что Дух пребывает во Христе во всей полноте и исходит от Него ко всему телу. Так как мы являемся членами тела, Дух обитает в нас совершенным образом, и в этом, на мой взгляд, заключается суть данного учения.

У многих вызывает недоумение тот факт, что в день Пятидесятницы, кроме всего прочего, ученики, собранные в горнице, исполнились Духом и начали свидетельствовать. Обратите внимание, что это повторялось несколько раз. Позже мы еще вернемся к учению об исполнении Святым Духом. Исполнение Духом, очевидно, должно происходить после оправдания и освящения, и здесь я только упоминаю о нем. Часто возникают трудности в понимании слова исполнение. Ученики исполнились Духом, но это происходило с ними неоднократно, благодаря чему они были способны свидетельствовать с дерзновением.

При описании дня Пятидесятницы особо подчеркиваются такие явления, как несущийся сильный ветер и разделяющиеся языки, как бы огненные. Это было знамение крещения в единое тело, знамение возникновения Церкви, но не исполнения Духом. О разделяющихся огненных языках больше нигде не говорится. В другом случае сотрясались стены, но особый звук и шум, уникальные феномены, ознаменовавшие день Пятидесятницы, больше никогда не повторялись. В этом не было нужды; это произошло раз и навсегда. Исполнение Духом — явление, которое может и должно повторяться, но не оно было самым важным в день Пятидесятницы. Как мы уже сказали, центральное событие этого дня стало возможным только тогда, когда наш Господь завершил работу для Своего народа, воскрес и стал Главой Церкви. Она стала Его Телом, и Дух был дан, чтобы наполнять его, — вот главное значение Пятидесятницы. Итак, рассмотрев этот вопрос, мы можем теперь более подробно остановиться на работе Святого Духа в применении искупления, совершенного нашим Господом и Спасителем.