6. Работа Святого Духа в искуплении

Я не могу представить себе лучшего текста по этой теме, чем 1 Кор. 2:6, 7, где апостол Павел говорит: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей…». Итак, я полагаю, что мы относимся к народу, о котором здесь говорится, потому что мы, без сомнения, хотим познавать премудрость Божью. Апостол утверждает, что ранее он не мог это проповедовать в Коринфе, потому что коринфяне были «плотскими» и «младенцами» (1 Кор. 3:1), а мудрость, по его словам, проповедуется «между совершенными». Это не та мудрость, которой увлекались древние греки, но сокровенная мудрость Божия. Итак, сейчас мы попытаемся проникнуть в нее, чтобы обозначить все то, что необходимо для нашего спасения и вечной жизни.

Исследуя служение Святого Духа, мы остановились на Его общей работе. На последней лекции мы рассмотрели утверждение нашего Господа о работе Святого Духа, записанное в Иоан. 16: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде». Мы сказали, что в общем здесь речь идет не о той работе, которую Святой Дух выполняет в душе человека, а о той, которая является следствием Его присутствия в этом мире. Когда в прошлую пятницу я сошел с кафедры, у меня появились новые мысли; я хочу предложить их вам для дополнительного размышления. Иисус сказал: «…о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден». Итак, как мы видели, три части данного утверждения относятся к Господу Иисусу Христу. Ранее мне никогда не приходила в голову такая мысль: наш Господь имел в виду, что присутствие Святого Духа станет окончательным доказательством того, что Он, Христос, действительно сошел от Бога, чтобы просветить нас. Сам Сын Божий является Пророком, Учителем и Тем, Кто принес откровение о Боге. Да, Он также является Священником, заботящимся о нашей праведности и дающим ее единственно возможным путем — путем искупления грехов. Наконец, Он Царь, владычествующий над всем сущим, победивший сатану — бога мира сего, князя, господствующего в воздухе. Наш Господь воссел одесную Бога. Он правит и будет править всегда. Ему дана вся власть. Итак, присутствие Святого Духа является окончательным доказательством того, что Господь Иисус Христос есть Пророк, Священник и Царь.

Мы уже говорили о том, что Святой Дух делает общий призыв Евангелия, и подчеркнули, что этот призыв относится ко всем без исключения. Святой Дух заботится о том, чтобы Благая Весть провозглашалась, чтобы все услышали ее.

Но сразу же возникает проблема. Этот призыв или предложение Евангелия приводит к разделению. В Д. Ап. 2 говорится, что одни люди уверовали, а другие — нет. Об этом пророчествовал наш Господь: «Ибо много званых, а мало избранных» (Матф. 22:14). В церковь приходят люди и слушают проповедь Евангелия, но одни спасаются, а другие — нет. Эту истину открывает Библия, о ней говорил Господь, и она ярко подтверждается всей историей Церкви Христовой. Кто-то из детей одних и тех же родителей, воспитанных в одной и той же семье, посещающих одну и ту же церковь спасется, а кто-то — нет.

И сразу же возникает вопрос: почему так происходит? Исследуя работу Святого Духа, мы неизбежно сталкиваемся с этой проблемой. Это одна из самых загадочных тем, касающихся христианской жизни, христианской веры, но у нас нет никаких оснований пренебрегать ею. Это насущная проблема, объективная реальность, и, безусловно, наше дело — исследовать ее со всей тщательностью, стремясь познать истину, а не искать подтверждения своим взглядам. На данный вопрос было дано множество ответов, предложено множество решений, объясняющих этот поразительный факт, но, несмотря на то, что общий призыв звучит для всех одинаково, откликаются на него по-разному.

Мне кажется целесообразным вначале разобрать некоторые исторические ответы на этот вопрос. Один из них известен как ответ Пелагия — человека, выросшего в Британии (я привожу это просто как исторический факт). С ним успешно дискутировал великий Августин Блаженный. Я весьма признателен Пелагию только за то, что его заблуждения вынудили Августина написать столь много.

Пелагий учил, что такого понятия, как первородный грех, вообще не существует. Люди рождаются и живут как бы в нейтральном состоянии. Они имеют совершенную, свободную волю, могут выбирать между добром и злом, могут принять или отвергнуть слово Божье. Святой Дух не имеет никакого отношения к человеку. Согласно этому учению, единственное, что сделал Святой Дух, — вдохновил людей написать Священное Писание, и на этом Его полномочия закончились. Каждый человек, читающий Писание, может сам решить, соглашаться с ним или нет. Итак, это взгляд Пелагия, и даже в наши дни он имеет множество последователей, как в церкви, к сожалению, так и вне нее.

Следующий взгляд называется иногда полупелагианским, так как его приверженцы не являются такими экстремистами, как Пелагий. Они считают, что Пелагий зашел слишком далеко. Согласно этому взгляду, Святой Дух помогает людям, но любовь рождается в сердцах самих людей. Они желают познавать Бога, хотят знать истину, и поэтому Святой Дух приходит к ним и помогает им. Сами люди не в состоянии познать истину, они нуждаются в помощи, и Дух Святой оказывает ее. Теперь вы видите, почему этот взгляд назван полупелагианским, — он предполагает некое сотрудничество в деле благодати. Святой Дух сотрудничает с нами и милостиво помогает нам дойти до познания истины и получить спасение.

Далее следует так называемая арминианская теория (я привожу теории в порядке их появления, возможно, с небольшими неточностями). Ее основателем был человек по имени Арминий, голландец, живший в начале XVII века. Арминий учил, как и один из его великих учеников Джон Уэсли, что люди имеют совершенно испорченную природу, и их участь абсолютно безнадежна, если они предоставлены сами себе. Особенность арминианской теории заключается в том, что, согласно ей, Святой Дух дает достаточно благодати каждому человеку, рожденному в мир, чтобы он мог принять Евангелие и уверовать в него. Следовательно, людям нужно только стремиться к этому.

— Хорошо, — может сказать кто-то, — если благодать дана всем людям, то почему лишь некоторые из них становятся верующими, а большинство — нет?

— Увы! — отвечают арминиане. — Объяснение заключается в том, что способность верить дана Духом Святым всем людям, но лишь немногие решаются использовать ее.

Вы видите, что речь опять идет о неком сотрудничестве. Согласно полупелагианской теории, у человека появляется духовная жажда, после чего к нему приходит Святой Дух и помогает ему. Арминианская же теория учит, что человек не может желать ничего хорошего, что он мертв по своим преступлениям и грехам и крайне испорчен, но через Дух к нему приходит благодать Божья и дает способность желать, верить и принимать Евангелие. И здесь все зависит от того, будет ли человек сотрудничать с Духом или нет. Если да, то он спасется, если нет — погибнет. Этого взгляда придерживался Джон Уэсли и его последователи.

Теперь рассмотрим лютеранский взгляд. Хотя он появился ранее арминианского, но я отвел ему это место, потому что он ближе к так называемому реформированному богословию. Лютеране учат, что люди совершенно негодны, мертвы по своим грехам и преступлениям и сами по себе не способны ни на что доброе, но, опять же, благодать Божья действует в них на ранних стадиях возрождения. Почему же тогда одни спасаются, а другие нет? По той причине, — говорят лютеране, — что люди обладают способностью противодействовать Божьей благодати. Противясь ей, они остаются неверующими и осужденными. Если же они не противятся ей, то будут спасены. Вы видите разницу между этим взглядом и арминианским? Арминиане говорят, что люди должны сотрудничать. Лютеране же утверждают, что люди не способны к позитивному сотрудничеству, что они склонны к противодействию. В этом заключается сущность традиционного лютеранского учения по данному вопросу, и его придерживаются все ортодоксальные лютеране во всех частях мира.

Итак, мы рассмотрели четыре взгляда, которые имели место в истории церкви. Пятый, последний взгляд характерен для так называемого реформированного богословия. Давайте обратим на него особое внимание. Этот взгляд ясно изложен в Тридцати девяти статьях Вестминстерского исповедания веры и в великих реформатских символах веры церквей Европы, таких как Гейдельбергский, Голландский или Бельгийский, а также в других классических утверждениях реформатской доктрины. Согласно этому взгляду, все люди совершенно негодны, крайне грешны и неспособны к добру. Почему же тогда одни спасаются, а другие нет? Причина заключается в особой работе Святого Духа, совершаемой в спасенных. Только в них Он выполняет определенную работу. Речь идет о предваряющей благодати — той, которая идет впереди и совершает в людях соответствующую работу, делая их способными уверовать. Другими словами, все сводится к доктрине о первостепенной и абсолютной необходимости возрождения.

Вот основные классические утверждения, касающиеся проблемы, с которой все мы знакомы: «Много званых, а мало избранных». Я хотел бы еще отметить, что теория, которой мы придерживаемся и которую будем исследовать, предопределяется нашим взглядом на грехопадение и его последствия для всего человечества. Итак, когда мы касались данных доктрин[2] я, конечно же, придерживался реформатского взгляда.

При исследовании этого вопроса мы, возможно, более чем когда-либо должны осознавать ограниченность своего разума и необходимость подхода к Библии с открытым умом, свободным от собственных идей и философии. Обращаясь к Слову Божьему, мы должны задавать себе такие вопросы: почему я в это верю? Может быть, эту доктрину придумали люди? Излагается она в Писании или нет? К счастью, мы не предоставлены сами себе в поисках ответов на эти вопросы. Я благодарен за это Богу и уверен, что на небесах будут и пелагиане, и арминиане, и лютеране. По Божьей милости те люди, которые не понимают всех тонкостей механизма спасения, все же могут быть спасены. Как это чудесно! Если бы мы спасались благодаря своему пониманию, то одни люди, обладая более высоким интеллектом или лучшими способностями, имели бы преимущества перед другими. Но мы спасаемся не этим.

Кто-то может спросить: «Если наше спасение не зависит от понимания этих вопросов, то зачем тогда ломать над ними голову?». О, какой безумный вопрос! Мы «ломаем» над ними голову потому, что Писание очень много говорит на эту тему. И не только поэтому. Все дети Божьи должны стремиться к такому пониманию, которого они способны достичь. Я пойду еще дальше. Если бы меня попросили выразить свое мнение на этот счет, я сказал бы следующее: ничто другое не подкрепляет так мою веру и убежденность, не оживляет так мою надежду, как понимание христианской доктрины, пути или механизма спасения. Вот почему я сам «ломаю голову» над этими вопросами. И здесь речь идет не о познавательном интересе, хотя сами по себе эти вопросы чрезвычайно любопытны. Честно признаюсь, что я занимаюсь ими в основном с практической целью: чтобы получить утешение, назидание и благословение.

Вы обнаружите, что, как я уже неоднократно подчеркивал, «колеблющиеся и увлекающиеся всяким ветром учения» (Еф. 4:14) — это те люди, которые ленятся изучать доктрины Библии. Они говорят: «Мы не увлекаемся доктринами», и это одна из причин, почему они не могут устоять перед заблуждениями и лжеучениями. У них нет метода исследования, мерила, которым можно было бы оценить любое учение. Они говорят: «Единственное, что нас беспокоит, — это наше спасение», и мы видим, как они увлекаются очередным культом или ересью. Итак, мы рассматриваем эти вопросы потому, что они имеют очень большое значение в практической жизни и христианском хождении, хотя от их понимания и не зависит спасение.

На основании всех этих рассуждений можно сделать вывод, что Святой Дух выполняет особую работу в тех людях, которые спасаются.

И теперь я перехожу к вопросу, который в определенном смысле является еще более запутанным и сложным. Вот почему я вначале сказал, что мог бы процитировать слова Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными…» (1 Кор. 2:6). Надеюсь, вы находитесь именно в таком состоянии и имеете соответствующие возможности и желание познавать истину. Не знаю, заметили ли вы, что я сделал вам большой комплимент! Итак, мы рассматриваем следующий вопрос: если в душах спасенных совершается особая работа, то как Дух Святой ее выполняет?

Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? Самые великие авторитеты, самые выдающиеся богословы Церкви, теологи с мировым именем, святые мужи Божии написали много томов рассуждений о так называемом ordo salutis — порядке спасения. Я снова признаюсь, что нахожу эту тему весьма захватывающей и посвятил ей много времени, готовясь к этой лекции. Мне трудно понять людей, которые разгадывают кроссворды и всевозможные головоломки, увлекаясь поиском закономерностей и логических связей! Но задумайтесь: каковы шаги или этапы на пути к спасению? Какая роль Святого Духа в этом деле? На эти вопросы получено бесчисленное количество ответов, однако само Писание точно не говорит об этом. В определенном смысле самый подходящий отрывок на эту тему — Рим. 8:28-30, где мы читаем: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».

Вот вам и порядок, в котором совершается спасение, не правда ли? Предузнание, предопределение, призвание, оправдание, прославление. Да, это так, но, к сожалению, это не полный перечень, потому что апостол в данном случае преследовал другую цель. Его интересовал вопрос прославления, и он пытался обосновать его, поэтому лишь в общем коснулся последовательности, в которой совершается спасение. Вы заметили, что Павел вообще не говорит об освящении?

Есть и другие тексты, касающиеся этой темы, и лютеране с радостью находят их. В поручении, данном Господом Иисусом Христом апостолу Павлу по дороге в Дамаск, вы видите следующий порядок: «Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Д. Ап. 26:17, 18). Но и здесь приводится не полный и не совершенный перечень этапов спасения. Этим списком не исчерпывается данная тема. Здесь представлена определенная последовательность шагов к спасению, но она далеко не полная.

Итак, как я уже заметил, едва ли найдутся два человека, которые бы имели одинаковое представление о порядке, в котором совершается спасение. Но что интересно, даже представители каждой из пяти школ, которые я упомянул ранее, не соглашаются между собой. Вы можете просмотреть труды авторитетных теологов реформатской школы, но вряд ли вы найдете двух авторов, которые бы поставили все этапы спасения в одном и том же порядке. Итак, в этом вопросе отсутствует полное единодушие. Почему? В чем основная трудность? Трудность заключается в том, что решение этого вопроса полностью зависит от нашего подхода к нему.

В общем существует два основных подхода к решению данного вопроса. Вы можете рассуждать о порядке спасения как бы со стороны Бога: святой Бог взирает на людей, пребывающих после грехопадения во грехе, и обдумывает Свой план спасения. Должен быть какой-то порядок осуществления этого плана. Если хотите, существует некий логический порядок в уме Господа. Еще один подход, который почти противоположен первому, — рассматривать спасение с временной точки зрения, так как оно происходит во времени и пространстве, в которых живет человек.

Можно подойти к рассмотрению этого порядка чисто теоретически. Вместо того чтобы рассматривать происходящее через призму опыта, вы можете поставить вопрос: «Итак, что необходимо человеку для спасения, и как оно должно осуществляться?». Это объективный подход. Но вы можете использовать и чисто субъективный: «Я могу сказать, что на опыте все происходит так-то и так-то». Таким образом, наша точка зрения опять же будет зависеть от нашего взгляда на грехопадение и состояние людей, пребывающих вследствие него во грехе. Я советовал бы вам выполнить интересное упражнение и самостоятельно составить план спасения, имея в виду доктрину о грехопадении. Было бы очень интересно посмотреть на то, что у вас получится!

Я еще раз подчеркиваю, что знание плана спасения не является чем-то совершенно необходимым для спасения. Никто из нас не будет спасен только потому, что правильно определил последовательность, в которой совершается спасение, и причинно-следственную связь между его элементами. Однако это знание, хотя оно и не влияет на спасение, очень полезно, ценно и является прекрасным духовным упражнением.

А теперь позвольте мне предложить вам некоторые разновидности плана спасения. Я не буду придерживаться ни одной из них, но, взглянув на них с логической и объективной точки зрения, вы, возможно, придете к следующим выводам. Может быть, вы скажете, что первое и главное — это союз со Христом, что мы спасены только благодаря этому союзу, и поэтому с него следует начинать. Исходя из этого, вы ставите следующим оправдание, а затем — возрождение. Потом идет вера, а после нее — усыновление. Далее вы ставите обращение, которое включает покаяние, оставление греха и упование, а затем — освящение и пребывание в Боге.

С другой стороны, если вы хотите подчеркнуть субъективный характер и выдержать какой-то теологический порядок плана спасения, вы можете составить следующую последовательность. Вы можете начать с так называемого «действенного призыва», который производит в людях необходимые изменения. Это первое. Далее можно перейти к возрождению и вере, за которой идут оправдание, союз со Христом, покаяние и обращение, усыновление, освящение и пребывание в Боге.

Но если вы хотели бы подойти к этому вопросу чисто субъективно и практически, то весьма вероятен следующий порядок: осознание своей греховности, обращение, вера, оправдание, возрождение, усыновление, освящение, союз со Христом и пребывание в Боге. Хотя это три главные разновидности плана спасения, их элементами, я подчеркиваю, можно варьировать почти до бесконечности. Я еще раз повторяю, что это духовное упражнение имеет огромное значение.

Позвольте мне в заключение сказать следующее: при выполнении этого упражнения существует опасность расположить все элементы плана спасения в строго хронологическом порядке, т. е. особо выделить временной фактор и считать, что каждый элемент автоматически должен следовать за другим в жесткой временной последовательности. Но такой подход может привести к ошибке, так как в конечном счете деяния Бога происходят вне времени, что для нас трудно постижимо. Мы склонны рассматривать все с точки зрения своего опыта, ограниченного временем. Но то, что мы переживаем определенные события во времени, в определенном порядке, отнюдь не означает, что именно в таком порядке они произошли на самом деле.

Позвольте мне привести иллюстрацию. Первым доказательством того, что ребенок родился, может послужить его плач и крик, но исходя из этого мы не можем сказать, что первым элементом процесса рождения человека является плач. Это ложное заключение. Чтобы заплакать, нужно родиться. Другими словами, мы склонны обращать внимание на доказательства жизни и заявлять, что они следуют перед жизнью, но очевидно, что это не так. Лично я почти не сомневаюсь, что некоторые из этапов спасения осуществляются одновременно, и, следовательно, мы не можем сказать, что один из них предшествует другому. Но, конечно же, мы не можем говорить об этих этапах, не соблюдая никакого порядка в их изложении.

На этой лекции я уже сделал множество признаний, но позвольте мне сделать еще одно! Я сомневался, стоит ли все это говорить. Сначала я изложил эти идеи своей жене, и она ответила: «Ты знаешь, если все это сказать людям, у них может начаться в голове неразбериха, — слишком трудно и непонятно». Это было поздно вечером, и жена созналась, что она сама не может разобраться во всем этом! Я согласен, что это трудная тема, но видите ли, я не мог иначе начать лекции о работе Святого Духа в спасенных.

Но, я предполагаю, кто-то может заявить: «Первое, безусловно, — это осознание своей греховности. Совершенно невозможно поставить возрождение перед верой!» Такой человек может прийти в смущение: «Почему это он начал не с того края? Почему он это поставил на первое место, а то на третье?»

Поэтому я и предложил вам эти рассуждения, этот краткий анализ плана спасения, чтобы обосновать свой подход. Лично я считаю неправильным стоять за кафедрой и излагать свои идеи, не объясняя их суть и значение. Другими словами, я не Папа Римский. Я не верю в непогрешимость Папы и в силу заявлений ex cathedra. Долг каждого человека, излагающего библейские истины и доктрины, — обосновать, что он говорит, и поэтому для меня было важно рассмотреть вопрос о порядке, в котором осуществляется спасение. И теперь, когда мы начнем рассматривать элементы плана спасения, я надеюсь, вы поймете, что мы не тратим время впустую, а обосновываем этот план нашим пониманием того, что произошло в момент грехопадения человека, пониманием первородного греха и состояния греховного человека. Мы не можем утверждать, что предложенная нами последовательность элементов плана спасения является самой совершенной по сравнению с другими, но в то же время, я считаю, что наш долг — увидеть, что эта последовательность соответствует учению Писания.