12. Всемогущество Бога

Отец наш Небесный, мы слышали, как Ты говорил: «Я — Всемогущий Бог, ходите предо Мною и будьте совершенны». Но если Ты не поможешь нам безмерным величием Твоей силы, то как мы, слабые и грешные по своей природе, сможем идти совершенным путем? Сделай так, чтобы мы могли научиться использовать действие той могущественной силы, которая действовала внутри Христа, когда Ты воскресил Его из мертвых и поместил Его по правую сторону от Себя на небесах. Аминь.

В своем видении Иоанн — автор «Откровения» — слышал как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, гремящих по всей Вселенной, и эти голоса, и этот шум возвещали верховную власть и всемогущество Бога:

«Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Отк. 19:6).

Верховная власть и всемогущество должны идти вместе. Одно не может существовать без другого. Для того чтобы царствовать, Бог должен иметь власть, а для того, чтобы царствовать над всем и над всеми, Он должен иметь всю власть. Иметь всю власть — это и значит быть всемогущим. В английском переводе Библии это слово встречается 56 раз, и употребляется оно только по отношению к Богу. Только Он один всемогущ.

Бог обладает тем, чем не может обладать ни одно сотворенное Им существо — бесконечной полнотой власти, могуществом, которое абсолютно. Мы узнаем об этом с помощью Божественного откровения, но вместе с тем это логичный вывод из того, что нам уже известно. Если мы примем как должное, что Бог бесконечен и существует Сам по Себе, то мы сразу же увидим, что Он должен быть также и всемогущим, и мы склоним колени перед Божественным всемогуществом.

«…сила у Бога», — говорит автор Псалма (Пс. 61:12), а апостол Павел заявляет, что сама природа представляет доказательства вечной власти Божества (Рим. 1:20). Зная это, мы рассуждаем о всемогуществе Бога следующим образом: Бог обладает властью. Поскольку Бог также и бесконечен, все, чем Он является, не имеет границ; поэтому Бог имеет безграничную власть. Он всемогущ. Далее мы видим, что Бог — существующий Сам по Себе Создатель — является источником всей существующей силы и власти, а поскольку источник должен быть, по крайней мере, равным тому, что проистекает из него, это еще раз подтверждает, что Он всемогущ.

Бог передал могущество Своим творениям, но при этом Его могущество не убавилось даже на самую ничтожную часть. Он дает, но не отдает. Все, что Он дает, остается в Его собственности и снова возвращается к Нему. Он всегда будет тем же, кем был, — Господом Богом Вседержителем.

Если внимательно читать Священное Писание, то нельзя не заметить той огромной разницы, которая существует между взглядами людей, описанных в Библии, и взглядами наших современников. Сегодня мы страдаем оттого, что наше мышление стало светским. Там, где авторы Священного Писания видели Бога, мы видим законы природы. Мир авторов Священного Писания был живым и личностным, наш мир безличен и мертв. Их миром правил Бог; нашим миром правят законы природы, и мы всегда удалены от Бога.

Что это за законы природы, которые вытеснили Бога из умов миллионов людей? Слово «закон» имеет два значения. В одном значении это слово обозначает внешнее правило, установленное властями, например, закон, направленный против грабежа и насилия. Это слово употребляется также для обозначения единообразия явлений, происходящих во Вселенной, но это, второе, значение ошибочно. То, что мы видим в природе, — это просто пути, которыми могущество и мудрость Бога действуют через Его творение. На самом деле это явления, а не законы, но мы называем их «законами» по аналогии с субъективными законами общества.

Наука наблюдает, как действует могущество Бога, находит в этом какую-то закономерность и называет ее «законом». Единообразие действий Бога в том, что Он создал, позволяет ученому предсказать ход явлений природы. Надежность поведения Бога в Его мире — основа научной истины. На этом ученый основывает свою веру, и благодаря этому появляются великие и полезные достижения в таких сферах, как навигация, химия, сельское хозяйство и медицина.

С другой стороны, религия обходит природу и идет к Богу. Ее интересуют не следы Бога на путях творения, а Тот, Кто идет этими путями. Религию интересует прежде всего Тот, Кто является источником всего, управляющим всеми явлениями. В философии Он известен под разными названиями, самое устрашающее из них, насколько я знаю, было высказано Рудольфом Отто: «Абсолютный, гигантский, никогда не стихающий, активный мировой стресс». Христианин с радостью вспоминает, что этот «мировой стресс» когда-то сказал: «Я ЕСМЬ» (Исх. 3:14) и что величайший из учителей наставлял Своих учеников, чтобы они обращались к Нему как к личности: «Когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» (Лк. 11:2). Люди, описанные в Библии, всегда разговаривали с этим «абсолютным и гигантским» на глубоко личном языке, и с Ним пророк и святой ходили в восторге теплой, близкой преданности, приносящей глубокое удовлетворение.

Всемогущество обозначает не сумму всего могущества, но свойство личности Бога, которого мы, христиане, считаем Отцом Господа нашего Иисуса Христа и всех, кто верит «в Него к жизни вечной» (1 Тим. 1:16). Для человека, почитающего Бога, знание об этом становится источником необычайной силы в его внутренней жизни. Его вера поднимается вверх, делая огромный прыжок для того, чтобы достичь братства с Тем, Кто может сделать все, что захочет, для Которого ничто не трудно и не тяжело, потому что Он обладает абсолютным могуществом.

Поскольку Господь Бог Вседержитель управляет всеми силами во Вселенной, Он может сделать все с одинаковой степенью легкости. Все Его действия осуществляются без малейшего усилия. Он не расходует энергию, которую нужно пополнять. Он независим ни от кого, и поэтому Ему не нужно возобновлять Свою силу, черпая ее вне Самого Себя. Вся сила, которая нужна для того, чтобы сделать то, что Он хочет, находится в неубывающей полноте Его собственного бесконечного бытия.

Пресвитерианский пастор А. Б. Симпсон, будучи уже пожилым, больным, глубоко подавленным и готовым оставить свое служение, вдруг случайно услышал простую негритянскую духовную песню:

Ничто не трудно для Иисуса,

Ни один человек не может действовать, как Он.

Смысл этих слов, как стрела, пронзил его сердце, принеся веру, и надежду, и жизнь для тела и души. Он удалился в уединенное место и, пробыв несколько месяцев наедине с Богом, полностью исцелился от своей болезни, а затем уехал, полный радости, чтобы основать одно из крупнейших миссионерских обществ в мире. В течение тридцати пяти лет после этой встречи с Богом, он делал очень многое, служа Христу. Его вера в Бога, обладающего безграничным могуществом, давала ему все силы, которые были необходимы для того, чтобы продолжать работу.

Всемогущий! Я в прахе склоняюсь пред Тобой;

И даже скрытые покровом херувимы

склоняются пред Тобой;

В тихой и спокойной преданности я поклоняюсь Тебе,

Обладающий всей мудростью и присутствующий всюду Друг

Ты дал земле изумрудное одеяние.

Или накрыл ее снежным покровом;

И яркое солнце, и нежная луна на небесах

Склоняются перед Твоим присутствием.

Сэр Джон Боурин