16. Доброта Бога

Делай добро в Твоем благоволении к нам, О Господь. Действуй по отношению к нам не так, как мы того заслуживаем, а так, как это пристало Тебе, Богу, Которым Ты являешься. Тогда нам нечего будет бояться ни в этом мире, ни в мире грядущем. Аминь.

Слово добрый значит для разных людей столь многое, что это краткое исследование Божественной доброты начинается с определения. Понять значение этого слова можно, только используя большое количество синонимов, уходя и вновь возвращаясь различными путями на одно и то же место.

Когда христианское богословие говорит, что Бог добр, оно говорит нечто иное, чем то, что Он праведен или свят. Святость Бога громко прославляется на небесах, и эхо этого прославления — голоса святых и мудрецов на земле, раздающиеся всякий раз, когда Бог являет Себя людям; однако сейчас мы рассматриваем не Его святость, но Его доброту, а это нечто совсем иное.

Доброта Бога — это то, что располагает Его к тому, чтобы быть добрым, радушным, благожелательным и исполненным доброй воли по отношению к людям. Сердце Его излучает нежность и живое сочувствие, и Его отношение ко всем моральным существам неизменно остается открытым, искренним и дружеским. По природе Своей Он склонен давать людям блаженство, и Он получает святое удовольствие от счастья Своего народа.

На каждой странице Библии прямо или косвенно говорится о том, что Бог добр, и это следует принять как составную часть веры, столь же непоколебимую, как престол Бога. Это краеугольный камень всякой нормальной мысли о Боге и необходимое условие нравственного здоровья. Допустить, что Бог может быть недобрым, — это значит отрицать ценность всякой мысли и в конечном счете отрицать всякое нравственное суждение. Если Бог не является добрым, то не может быть различия между добротой и жестокостью, и небеса могут быть адом, а ад — небесами.

Доброта Бога — это механизм, приводящий в действие все те благословения, которые Он ежедневно нам посылает. Бог создал нас, потому что Он добр в Своем сердце, и по той же причине Он искупил наши грехи.

Юлианна Норвичская, жившая шестьсот лет назад, ясно видела, что основа всякого блаженства — доброта Бога. Шестая глава ее невероятно прекрасной и проникновенной маленькой книжки, ставшей классикой, — «Откровения Божественной любви» — начинается со следующих слов: «Это было показано для того, чтобы научить наши души мудро прокладывать себе путь к доброте Бога». Затем она перечисляет несколько великих дел, сделанных ради нас Богом, и после каждого из них она добавляет: «По Своей доброте». Она видела, что вся наша религиозная деятельность и все способы проявления милосердия, какими бы правильными и полезными они ни были, — ничто до тех пор, пока мы не поймем, что за всеми делами Бога стоит Его непринужденная доброта, которую Он проявляет по отношению к людям вне зависимости от их заслуг.

Божественная доброта как одно из свойств Бога не имеет другой причины, кроме Самого Бога, она бесконечна, совершенна и вечна. Поскольку Бог неизменен, Он никогда не изменяет степень Своей любви и доброты. Он никогда не был более добрым, чем сейчас, и Он никогда не будет менее добрым. Он не проявляет уважение к отдельным личностям, но заставляет лучи Своего солнца светить и злым, и добрым и посылает дождь на головы и справедливых, и несправедливых. Причина Его доброты — в Нем Самом: те, кто получают Его доброту, получают Его благодеяния независимо от своих заслуг и независимо от того, как они воздают Богу за Его доброту.

Рассудок соглашается с этим, также и нравственная мудрость, которая признает, что причина не в человеческом поведении, даже если это поведение самое лучшее и самое безупречное. В основе наших ожиданий — всегда доброта Бога. Покаяние, хотя оно и необходимо, не придает человеку заслуг, а является условием принятия милостивого дара прощения, который Бог дает по Своей доброте. Молитва сама по себе не является заслугой. Она не обязывает Бога ни к чему и не оставляет Его ни перед кем в долгу. Он слышит молитву, потому что Он добр, и ни по какой иной причине. Также и вера не заслуга человека; это просто доверие к доброте Бога, а отсутствие доверия — это порицание святого характера Бога.

Все взгляды людей на мир могли бы измениться, если бы они поверили, что живут под дружественным небом и что Бог на небесах хотя и высок в Своем могуществе и Своем величии, очень хочет быть нашим другом.

Но грех сделал нас робкими и застенчивыми, и в этом нет ничего удивительного. Годы бунта против Бога породили в нас страх, который не преодолеть за один день. Арестованный бунтарь не входит добровольно в присутствие царя, которого он долго и безуспешно пытался свергнуть. Но если он действительно раскаялся, он может подойти, доверяя только любви и доброте своего Господа, и его не обвинят в том, что он совершил в прошлом. Господин Экхарт воодушевляет нас, напоминая, что когда мы возвращаемся к Богу, даже если количество наших грехов столь же велико, как численность всего человечества, Бог все равно не будет обвинять нас в этих грехах, но отнесется к нам с таким доверием, как будто бы мы вовсе Никогда не грешили.

Человек, который, несмотря на свои прошлые грехи, искренне хочет помириться с Богом, возможно, спросит с осторожностью: «Если я приду к Богу, как Он поведет Себя по отношению ко мне? В каком Он будет настроении? Каким я Его увижу?»

Он будет точно таким, как Иисус. «Видевший Меня, — сказал Иисус, — видел Отца» (Ин. 14:9). Христос ходил по земле вместе с людьми, чтобы показать им, каков Бог, и чтобы раскрыть истинную природу Бога людям, которые имели о Нем неправильное представление. Это было лишь одно из тех дел.

которые Он сделал, будучи здесь во плоти, но Он сделал это с чудесным совершенством.

От Него мы узнали, как Бог действует по отношению к людям. Лицемеры, неискренние по сути своей, увидят Его хладнокровным и отчужденным, каким они увидели когда-то Иисуса; но те, кто покается, увидят Его милосердным; те, кто осуждает себя, увидят Его великодушным и добрым. Для испуганных Он приветлив, для нищих духом — снисходителен, для незнающих — тактичен, для слабых — нежен, для чужестранцев — гостеприимен.

По нашему собственному отношению к Нему мы можем определить, как Он примет нас. Хотя доброта Бога бесконечна и подобна гигантскому потоку радушия, Бог не будет навязывать нам Свое внимание. Если мы хотим быть так же хорошо принятыми, как был принят блудный сын, то должны прийти так, как он пришел; а когда мы придем так же, как он, то пусть даже за дверями будут сердиться фарисеи и законники, все равно внутри будет праздник в честь нашего возвращения и будут музыка и танцы, когда Отец снова прижмет Свое дитя к Своему сердцу.

Величие Бога пробуждает в нас страх, но Его доброта дает нам возможность не бояться Его. Быть в страхе и не бояться — таков парадокс веры.

О Боже, моя надежда, мой покой на небесах.

Все мое счастье на земле.

Ответь на мою настойчивую просьбу,

Ко мне, ко мне прояви Свою доброту;

Покажи Свое блаженное лицо,

Сияние вечного дня.

Перед просветленными глазами моей веры

Пусть пройдет вся Твоя исполненная милости доброта;

Твоя доброта — это зрелище, которое я так высоко ценю,

О если бы я мог видеть Твое улыбающееся лицо,

Расскажи моей душе о Твоей природе.

Открой Твою любовь, Твое славное имя.

Чарлз Уэсли