17. Справедливость Бога

Отец наш, мы любим Тебя за Твою справедливость. Мы признаем, что Твои суждения полностью истинны и праведны. Твоя справедливость поддерживает порядок во Вселенной и гарантирует безопасность всем, кто доверяет Тебе. Мы живем, потому что Ты справедлив и милосерден. Свят, свят, свят Господь Бог Всемогущий, праведный во всех Своих путях и святой во всех Своих делах. Аминь.

В написанном по Божьему вдохновению Священном Писании справедливость и праведность очень слабо отличаются друг от друга. Одно и то же слово оригинала по-английски переводится то как «справедливость», то как «праведность» (пожалуй, можно заподозрить, что это происходит по прихоти переводчика).

В Ветхом Завете справедливость Бога выражена ясным, богатым языком и так прекрасно, как нигде более в литературе всего человечества. Когда было объявлено о разрушении Содома, Авраам заступился за праведных людей, живших в этом городе, зная, что Бог в этой чрезвычайной для людей ситуации будет действовать как Ему присуще: «Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25).

Авторы Псалмов и пророки Израиля представляли себе Бога как всемогущего правителя, возвышенного и справедливого. «Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его» (Пс. 96:2). О долгожданном Мессии предсказывали, что Он будет судить людей праведно и к бедным будет справедлив. Святые, исполненные нежности и сочувствия к другим людям, возмущаясь несправедливостью мирских правителей, молились: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93:1-3). Это следует понимать не как мольбу о личном отмщении, но как желание увидеть, что моральная справедливость торжествует в человеческом обществе.

Такие люди, как Давид и Даниил, признавали свою неправедность по сравнению с праведностью Бога, и поэтому их покаянные молитвы обретали великую силу и действенность. «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд» (Дан. 9:7). А когда долго не наступавший суд Божий начинает спускаться на мир, Иоанн видит победоносных святых, стоящих на поверхности моря из стекла, смешанного с огнем. В руках они держат Божьи арфы; песнь, которую они поют, — это песнь Моисея и Агнца, и тема этой песни — Божественная справедливость. «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Отк. 15:3-4).

Справедливость воплощает идею морального равенства, а неравенство — прямо противоположное; неравенство — отсутствие равенства в человеческих мыслях и делах. Суд — это применение справедливости и равенства по отношению к моральным ситуациям, и этот суд может быть благосклонным или неблагосклонным к подсудимому в зависимости от того, справедлив или несправедлив был подсудимый в своем сердце и в своем поведении.

Иногда говорят: «Справедливость требует, чтобы Бог сделал это», словно мы знаем намерения Бога. Это ошибка и в мыслях, и в словах, ибо здесь выдвигается принцип справедливости, не зависящей от Бога, справедливости, которая заставляет Бога вести Себя определенным образом. Конечно, такого принципа не существует. Если бы он существовал, то был бы выше Бога, ибо только высшая власть может требовать повиновения. Истина в том, что нет и никогда не может быть ничего за пределами природы Бога, что могло бы повлиять на Него хотя бы в малейшей степени. Все Божьи помыслы проистекают из Его несотворенной сущности. Ничто не вошло в существо Бога из вечности, ничего из Него не было взято и ничто в Нем не было изменено.

Справедливость применительно к Богу — это название, которое мы даем тому, что есть Бог, и не более того; и когда Бог действует справедливо. Он делает это не для того, чтобы соответствовать какому-то независимому критерию, но просто поступает так, как Он поступил бы в данной ситуации. Подобно тому как золото само по себе является химическим элементом и никогда не может ни изменяться, ни идти на компромисс, а остается золотом, где бы его ни находили, так и Бог есть Бог, всегда единственный, во всей полноте Своего существа, и Он никогда не может быть кем-то, кроме Самого Себя. Все во Вселенной хорошо настолько, насколько оно соответствует природе Бога, и настолько плохо, насколько не соответствует ей. Бог — это Его собственный независимый принцип моральной справедливости, и когда Он выносит приговор злым людям и вознаграждает праведных, Он просто действует, исходя из Своих внутренних побуждений, подчиняясь только Самому Себе.

Все это, кажется (но только кажется!), разрушает надежду на оправдание вернувшегося к Богу грешника. Христианский философ святой Ансельм, архиепископ Кентерберийский, искал разрешения этого кажущегося противоречия между справедливостью и милостью Бога. «Как Ты щадишь злых, — спрашивал он у Бога, — если Ты полностью справедлив, и архи-справедлив?» Потом он посмотрел прямо на Бога в поисках ответа, ибо он знал, что ответ — в том, что есть Бог. Ответ, который получил святой Ансельм, можно перефразировать следующим образом: существо Бога едино; не состоит из гармонично взаимодействующих частей, а просто едино. В Его справедливости нет ничего такого, что препятствовало бы действию Его милости. Думать о Боге как о некоем добром судье вынужденным соблюдать закон, со слезами и с извинениями приговаривающим человека к смертной казни, — это значит думать о том, что недостойно истинного Бога. Бог никогда не противоречит Сам Себе. Ни одно из свойств Бога не находится в противоречии с каким-то другим свойством.

Сочувствие Бога проистекает из Его доброты, а доброта без справедливости — это не доброта. Бог щадит нас, потому что Он добр, но Он не мог бы быть добрым, если бы не был справедливым. Святой Ансельм приходит к выводу, что Бог наказывает злых людей только потому, что они заслужили это; а когда Он щадит злых людей, это происходит только потому, что это согласуется с Его добротой; таким образом, Бог делает то, что приличествует Ему как сверхдоброму Богу. В этом причина, и понять ее может человек лишь после того, как поверит Богу.

Христианское учение об искуплении грехов более просто объясняет, как Бог может быть справедливым и все-таки оправдывать несправедливых. Именно благодаря искупительной жертве Христа справедливость не попирается, а, наоборот, соблюдается, когда Бог щадит грешника. Богословие учит, что милосердие не будет эффективным до тех пор, пока справедливость не сделает свое дело. Справедливое наказание за грех было осуществлено тогда, когда Христос умер вместо нас на кресте. Тем не менее для обычного человека это событие может ничего не значить, а у верующего оно вызывает радость. Миллионы людей морально и духовно преобразились благодаря этой вести, прожили жизнь, исполненную великой нравственной силы, и спокойно умерли, доверяя этой вести.

Эта весть о совершившемся правосудии и о действующем милосердии — не просто приятная богословская теория; она объявляет о событии, которое стало необходимым потому, что человечество в нем глубоко нуждалось. Из-за нашего греха нам всем вынесен смертный приговор, таково было бы решение

суда, если бы суд рассмотрел нашу нравственную ситуацию. Когда бесконечная справедливость столкнулась с нашей хронической и умышленной несправедливостью, между ними вспыхнула жестокая война, война, которую выиграл Бог и которую Он должен был выиграть. Но когда кающийся грешник бросается к Христу в поисках спасения, моральная ситуация изменяется на противоположную. Справедливость сталкивается с изменившейся ситуацией и объявляет верующего человека справедливым. Таким образом, справедливость на самом деле переходит на сторону доверяющих Богу Божьих детей. В этом и заключается значение смелых слов апостола Иоанна: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Но Божья справедливость всегда будет направлена против грешника. Смутная и призрачная надежда на то, что Бог слишком добр, чтобы наказывать безбожников, стала смертельным наркотиком для совести миллионов людей. Эта надежда заглушает их страхи и позволяет им ради собственного удовольствия совершать любую несправедливость, в то время как смерть с каждым днем приближается, а на призыв к покаянию не обращают внимания. Если мы ответственные и нравственные существа — мы не посмеем так легкомысленно относиться к нашему вечному будущему.

Иисус, Твоя кровь и Твоя праведность —

Моя краса, мое славное одеяние;

Среди пылающих миров, в этих одеждах,

С радостью я высоко подниму голову.

Смело буду я стоять в Твой великий день;

Ибо кто обвинит меня в чем-нибудь?

Благодаря этому я полностью прощен —

Мне прощены грех и страх, вина и стыд.

Граф Н. Л. фон Цинцендорф