18. Милосердие Бога

Святой Отец, Твоя мудрость приводит нас в восхищение, Твое могущество наполняет нас страхом. Твоя вездесущность превращает каждый клочок земли в святое место; как нам в достаточной мере отблагодарить Тебя за Твое милосердие, которое снисходит до самых глубоких наших нужд, чтобы дать нам красоту, вместо пепла, бальзам радости, вместо траура, вместо духа тягости одежды хвалы? Мы благословляем и прославляем Твое милосердие благодаря Иисусу Христу нашему Господу. Аминь.

Когда через кровь вечного завета мы, дети мрака, достигнем наконец нашего дома, который во свете, у наших арф будут тысячи струн, но лучше всего зазвучат те струны, которые будут настроены на совершенную хвалу милосердию Бога.

Ибо по какому праву мы будем там? Разве мы, с нашими грехами, не приняли участие в нечестивом бунте, опрометчиво пытаясь свергнуть с престола славного Царя творения? И разве в прошлом мы не ходили мирскими путями, повинуясь воле лукавого, царствующего в мире, — духа, который действует сейчас в сынах неповиновения? И разве не жили мы никогда в похоти нашей плоти? И разве по природе своей мы не такие же дети гнева, как другие люди?

Но мы, бывшие когда-то враждебными и чуждыми Богу, предстанем перед Ним, и на челе нашем будет Его имя. Мы, заслужившие изгнание, будем наслаждаться общением с Богом; мы, заслужившие страдания ада, будем наслаждаться блаженством небес. И все это благодаря чуткому милосердию нашего Бога, с помощью которого небесная заря осенила нас.

Когда все Твое милосердие, о мой Бог,

Обозрит моя поднимающаяся вверх душа,

Очарованный этим видом, я буду поглощен

Изумлением, любовью и хвалой.

Джозеф Эддисон

Милосердие — это атрибут Бога, бесконечная и неисчерпаемая энергия внутри Божественной природы, располагающая Бога к активному сочувствию. И в Ветхом, и в Новом Завете провозглашается милосердие Бога, но в Ветхом Завете об этом говорится в четыре с лишним раза больше, чем в Новом.

Мы должны навсегда изгнать из наших умов общепринятое, но ошибочное представление о том, что справедливость и праведный суд характерны для Бога Израиля, в то время как милосердие и благосклонность характерны для Господа Церкви. На самом деле здесь нет принципиального различия между Ветхим Заветом и Новым. В Священном Писании Нового Завета более полно раскрывается истина об искуплении грехов, но в обеих частях Священного Писания говорит один и тот же Бог, и то, что Он говорит, согласуется с Тем, чем Он является. Где бы и когда бы Бог ни появлялся перед людьми, Он действует подобно Самому Себе. Будь то в Эдемском саду или в Гефсиманском саду, Бог одинаково милосерден и справедлив. Он всегда был милосерден по отношению к человечеству и всегда будет справедлив, проявляя милосердие. Так Он делал до всемирного потопа, так же было и когда Христос ходил среди людей; так Он делает и сейчас и так будет делать всегда только по той причине, что Он — Бог.

Если бы мы могли помнить, что Божественное милосердие — это не временное настроение, но свойство вечного существа Бога, мы не боялись бы, что когда-нибудь это милосердие прекратится. Милосердие никогда не началось, оно существовало вечно; и оно никогда не прекратится. Оно никогда не возрастет, поскольку оно само по себе бесконечно; и оно никогда не уменьшится, потому что бесконечное не может уменьшаться. Ничто из того, что произошло или произойдет на небесах, или на земле, или в аду, не может изменить чуткое милосердие нашего Бога. Его милосердие остается навечно — бесконечная, несметная необъятность Божественной жалости и Божественного сочувствия.

Суд — это Божья справедливость, предстающая перед моральной несправедливостью, а милосердие — это милость Бога, предстающая перед страданием и виной людей. Если бы в мире не было вины, боли и слез, Бог все равно был бы бесконечно милосерден; но Его милосердие могло бы оставаться скрытым в Его сердце и неизвестным сотворенной Им Вселенной. Не раздалось бы ни одного голоса, чтобы прославить милосердие, в котором не было бы нужды. Божье милосердие вызывают человеческие несчастья и человеческие грехи.

«Господи, помилуй! Христос, помилуй!» — умоляла Церковь на протяжении столетий; но, если я не ошибаюсь, в этой мольбе я слышу ноту печали и отчаяния. Умоляющий крик, так часто повторяемый таким тоном, будто умоляющие уже примирились со всеми обстоятельствами и впали в уныние, заставляет подумать, что, пожалуй, они молят о даре, который на самом деле никогда не ожидают получить. Церковь может с сознанием выполненного долга воспевать величие Бога и читать символ веры бесконечное число раз, но ее мольба о милосердии звучит как очень слабая надежда, и не более того, как будто бы милосердие — это небесный дар, о котором можно только мечтать, но никогда на самом деле не воспользоваться.

Может быть, мы не можем постичь чистую радость сознательно испытанного милосердия в результате нашего неверия или нашего незнания, или же того и другого?

Когда-то так было с народом Израиля. «Ибо свидетельствую им, — говорил апостол Павел о народе Израиля, — что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10:2). Народ Израиля не постиг Бога, потому что не знал, по крайней мере, одной вещи, той самой, которая дала бы возможность понять различие. А о народе Израиля в пустыне автор Послания к Евреям говорит: «Но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2). Для того чтобы принять милосердие, мы должны сначала знать, что Бог милосерден. И недостаточно просто верить, что когда-то Он явил Свою милость Ною, или Аврааму, или Давиду и что когда-нибудь, в некий счастливый день в будущем, Он вновь явит Свое милосердие. Мы должны верить, что милосердие Бога беспредельно, свободно и через Иисуса Христа нашего Господа доступно нам сейчас, в нашей теперешней ситуации.

Мы можем всю жизнь молить о милосердии, не веря, и к концу наших дней мы будем лишь в печали надеяться на то, что где-то когда-то мы это милосердие получим. Это то же самое, что умереть от голода рядом с залом, в котором идет пир, на который нас радушно пригласили. Или мы можем, если захотим, с верой довериться милосердию Бога, войти в зал и сесть рядом со смелыми и алчущими душами, которые не позволят робости и неверию не пустить их на пир, где для них приготовлены обильные яства.

Поднимись, моя душа, поднимись;

Стряхни с себя страх вины;

Кровоточащая Жертва

Появляется ради меня:

Перед престолом стоит моя Уверенность,

Мое имя написано на Его руках.

Мой Бог примирен;

Я слышу Его прощающий голос:

Я принадлежу Ему как Его дитя;

Я могу больше не бояться:

С доверием я теперь приближаюсь к Нему

И кричу: «Отче, Авва, Отче!»

Чарлз Уэсли