23. Открытый секрет

Если посмотреть на это в масштабах вечности, то на сегодняшний день нужнее всего, чтобы Церковь вернули из долгого вавилонского плена и чтобы имя Бога снова прославляли в ней, как прежде. Но мы не должны думать о Церкви как о некоей безличной структуре, как о мистической религиозной абстракции. Мы, христиане, — это Церковь, и то, что мы делаем, делает Церковь. Следовательно, это личное дело каждого из нас. В Церкви каждый шаг вперед должен начинаться с отдельного конкретного человека.

Что могут сделать простые христиане, чтобы вернуть ушедшую славу? Есть ли тут какой-то секрет, который мы можем узнать? Есть ли какая-то формула личного возрождения, которую мы могли бы применить в сегодняшней ситуации, в нашей собственной ситуации? Ответ на этот вопрос — да.

И все же этот ответ вполне может разочаровать некоторых людей, потому что он совсем не сложен. Я не привожу ни тайной криптограммы, ни мистического кода, который с трудом можно расшифровать. Я не обращаюсь ни к какому-то скрытому закону подсознания, ни к оккультному знанию, рассчитанному лишь на немногих. Этот секрет открыт, и любой, кто в этом заинтересован, может прочесть его. Это просто старый и вечно новый совет: познакомься с Богом. Чтобы вернуть утраченное могущество. Церковь должна видеть небеса открытыми, и перед ней предстанет видение Бога, которое преобразует ее.

Но Бог, Которого мы должны увидеть, это не Тот утилитарный Бог, Который так популярен сегодня. Который привлекает к Себе внимание людей лишь Своей способностью принести успех их различным начинаниям и Которому по этой причине угождает и льстит каждый, кто хочет что-то получить. Бог, Которого мы должны узнать, — это Величие в небесах, Бог-Отец, Вседержитель, Создатель небес и земли, единственный мудрый Бог, Спаситель наш. Тот, Кто восседает на орбите земли, Кто раздвигает небеса, как занавес, и развертывает их, как шатер, чтобы обитать в них, Кто знает счет сонмам сияющих, как звезды, ангелов и Кто всех их называет по именам благодаря Своему могуществу. Кто видит, что дела человеческие — тщеславие. Кто не доверяет князьям и не спрашивает совета у царей.

Знания о таком существе нельзя получить только путем изучения. Эти знания приходят через мудрость, о которой естественный человек ничего не знает, да и не может знать, потому что она осознается только духом. Знать Бога — это одновременно и самое легкое, и самое трудное, что есть в мире. Это легко, потому что знание получают не путем тяжелого умственного труда, а просто и свободно. Подобно тому как солнечный свет освещает открытое поле, знание о святом Боге дается людям как дар, если они открыты, чтобы получить его. Но это знание дается с трудом, потому что есть определенные условия, которые нужно при этом соблюдать, а упрямая натура падшего человека противится этим условиям.

Позвольте мне кратко изложить эти условия — те, о которых учит Библия и которые повторяли на протяжении столетий святейшие и праведнейшие из всех святых, которых когда-либо знал мир.

Во-первых, мы должны отказаться от своих грехов. Вера в то, что святой Бог не может быть познан людьми, ведущими неправедную жизнь, не является чем-то новым, характерным только для христианства. В древнееврейской книге Премудрости Соломона, написанной за много лет до христианства, есть такой фрагмент: «Любите праведность, судьи земли, право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите Его, ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святый Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (1:1-5).

Та же мысль неоднократно звучит в написанном по Божьему вдохновению Священном Писании; и, пожалуй, наиболее известными являются слова Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Во-вторых, нужно полностью посвятить всю свою жизнь Христу в вере. «Верить в Христа» — значит иметь волевую и эмоциональную привязанность к Нему и вместе с тем твердое решение повиноваться Ему во всем. Для этого необходимо, чтобы мы соблюдали Его заповеди, несли свой крест, любили Бога и людей.

В-третьих, мы должны посмотреть на себя как на людей, умерших для греха и живых для Бога во Христе Иисусе, а затем открыть настежь нашу душу, чтобы в нее вошел Святой Дух. Далее, мы должны подчиняться той самодисциплине, которая необходима для того, чтобы быть в Духе, и попирать ногами наши вожделения плоти.

В-четвертых, мы должны смело отказаться от дешевых ценностей падшего мира, полностью обособиться в духе от всего, к чему стремятся сердца неверующих людей, и позволять себе только простейшие естественные удовольствия, которые Бог даровал и праведным, и неправедным.

В-пятых, мы должны применять на практике искусство долгого и исполненного любви размышления о величии Бога. Для этого потребуются некоторые усилия, ибо представление о величии у людей полностью исчезло. Сейчас интересы человека сосредоточены на нем самом. Гуманизм в своих различных формах вытеснил богословие, став вместо него ключом к пониманию жизни. Когда в XIX веке поэт Суинберн написал: «Слава человеку в вышних! ибо человек — хозяин вещей», он дал современному миру новый вариант молитвы «Тебя, Бога, славим». Все это надо поставить в прежнее положение целенаправленным действием воли и держать в таком положении усилием ума, исполненным терпения.

Бог — Личность, с Ним можно знакомиться все ближе и ближе, подготавливая сердца к чуду. Может быть, нам придется поменять нашу привычную веру в Бога, по мере того как слава, покрывающая золотом Священное Писание, подобно восходящему солнцу, будет подниматься над нашей внутренней жизнью. Может быть, нам также необходимо будет спокойно и с достоинством отойти от безжизненного буквализма, доминирующего в евангелических церквях, и протестовать против легкомысленности многого из того, что считается среди нас христианством. Может быть, в результате этого мы на какое-то время потеряем друзей и прослывем «святошами»; но человек, который в таком важном деле страшится неприятных последствий, недостоин Царства Божьего.

В-шестых, по мере того как знания о Боге становятся все более чудесными, обязательным для нас становится все большее служение другим людям. Благословенные знания даются не для того, чтобы мы эгоистично наслаждались ими. Чем совершеннее наши знания о Боге, тем сильнее становится желание преобразовать эти только что приобретенные знания в дела милосердия по отношению к страждущему человечеству. Бог, Который дал все нам, будет продолжать давать все через нас, по мере того как мы будем лучше узнавать Его.

До сих пор мы рассматривали личное отношение человека к Богу, но подобно притиранию на правой руке человека, которое своим благоуханием «выдает себя», любое углубленное знание о Боге вскоре начнет воздействовать на тех, кто окружает нас в христианском сообществе. И мы должны стремиться к тому, чтобы разделить тот свет, который возрастает в нас, с другими членами Божьей семьи.

Это мы сможем сделать лучше всего, если будем постоянно сосредоточиваться на величии Бога, служа Ему в присутствии других людей. Не только наши личные молитвы должны быть наполнены Богом, но и наше свидетельство, наше пение, наши проповеди и то, что мы пишем, — все это должно концентрироваться вокруг личности нашего святого, святого Господа, и мы должны постоянно превозносить величие Его, достоинства и могущество. На небесах, по правую руку Великого, во славе восседает Человек, с верностью представляя там наши интересы. Мы оставлены среди людей на недолгий срок; давайте же будем верными Его представителями здесь.