Введение

Сорок лет прошло с тех пор, как Эрвин Р. Гейн установил, что большинство лидеров самых первых адвентистов седьмого дня придерживались антитринитарной теологии. Он также привёл сильные доводы в пользу второй гипотезы: что Елена Г. Уайт была на этом фоне исключением. Она, как выразился он, была «тринитарной монотеисткой».[1] Гейн не пытался реконструировать историю перехода от отвержения тринитарианства к его принятию, и не рассматривал широко вопрос о роли Елены Уайт в этом теологическом сдвиге. Но, дав документальное подтверждение двух основных отправных точек, он заложил фундамент для продолжения его работы другими исследователями.

С тех пор несколько авторов занимались различными аспектами этих двух главных вопросов. Рассел Холт в 1969 г. основывался на диссертации Гейна, добавив дальнейшие значительные подтверждения относительно Джеймса Уайта, Дж. Н. Эндрюса, А.Л. Бурдо, Д.Т. Бурдо, Р.Ф. Коттрелла, А.Т. Джонса, В.В. Прескотта, Дж. Эдсона Уайта и М.Л. Андрисена. В заключение Холт утверждал, что до 1890 г. «на поле господствовали» антитринитарии; с 1890 по 1900 гг., «движение деноминации определялось высказываниями Елены Г. Уайт», а в период с 1900 по 1930 гг., большинство ведущих антитринитариев умерло, и к 1931 г. тринитарианство победило и стало нормальной позицией деноминации». Таким образом, Холт начертил приблизительную историческую траекторию данного исследования, хотя размер его работы не позволял рассмотреть вопрос более глубоко.[2]

Двумя годами позже Л.Э. Фрум в работе «Судьбоносное движение» доказывал более раннее начало тринитарианства, утверждая, что Э.Дж. Ваггонер стал по сути тринитарием или по меньшей мере антиарианином ещё в 1888 г., но он смог подкрепить эту сторону свое гипотезы только с помощью «особой защиты».[3] Тем не менее, «Судьбоносное движение» предлагает более детальное рассмотрение первоисточников по тринитарианству и антитринитарианству в адвентизме, чем то, что можно найти в любом другом месте. Из-за одного только объёма его труд является большим вкладом в историографию адвентистской теологии Божества. Мерлин Бёрт в 1996 г. добавил столь необходимой глубины и детальности к пониманию доктринального развития в первой половине ХХ века.[4] Вудро Уидден расширил обсуждение систематического богословия, связав развитие сотериологии с новой открытостью для тринитарианства в 1888-1898 гг.[5]

Все эти вклады в основном подкрепляют исходный тезис Гейна. В результате его утверждение о том, что большинство вождей пионеров АСД были в своём богословии антитринитариями, стало общепринятым фактом адвентистской истории. Однако в 2003 г. значение этой истории для вероучения и практики обсуждается жарче, чем когда-либо. С одной стороны, некоторые адвентисты обернули антитринитарианство пионеров в теорию экуменического заговора, утверждая, будто адвентистские руководители продали первоначальную «истину» за общественные связи, как средство лишить деноминацию образа секты.[6] С другой стороны, вопрос о том, является ли представление о Боге как о Троице библейским, приобретает дополнительную силу из-за того, что некоторые современные богословы в более широком протестантском сообществе заново начинают историческую проверку традиционного тринитарианства.[7]

Целью этой статьи является рассмотрение процесса изменения адвентистских взглядов на Троицу для того, чтобы раскрыть причины этих перемен, а также выяснить, происходили ли они из-за углубления понимания Библии или были вызваны желанием казаться правоверными в глазах более широкого христианского сообщества.

Развитие доктрины о Божестве у адвентистов седьмого дня можно разделить на 6 периодов: 1) господство антитринитарианства (1846-1888); 2) неудовлетворённось антитринитарианством (1888-1898); 3) сдвиг парадигмы (1898-1913); 4) упадок антитринитарианства (1913-1946); 5) господство тринитарианства (1946-1980); и 6) новый виток напряжённости и продолжение споров (с 1980 г. до наших дней).

Первые три периода рассматривались Гейном, Холтом и Фрумом, а эпоха с 1888 по 1957 гг. – Мерлином Бёртом, но только Фрум касается тринитарных вопросов кризиса Келлогга[8], и никто не занимался широко периодом с 1980 г.[9]