Сдвиг парадигмы (1898-1913)

Период с 1898 по 1913 гг. был свидетелем почти полного переворота в адвентистком мышлении о Троице. Я говорю «почти», потому что этот сдвиг парадигмы не привёл к единодушию по этому вопросу. Как указал Мерлин Бёрт, некоторые признанные лидеры, которые тяготели к прежним взглядам, «не умолкали ещё много лет, хотя их влияние ослабевало».[38]

Тем не менее, публикация «Желания веков» Елены Уайт в 1898 г. стала для адвентистского понимания Троицы разделением континентов. Начиная с первого абзаца книги, она поставила под вопрос господствующее среди ранних адвентистов мнение об отношении Христа к Отцу. В третьем её предложении в главе 1 говорилось: «От дней вечности Господь Иисус Христос был един с Отцом» (выделение наше). Но даже это не было достаточно недвусмысленным, чтобы прояснить её позицию относительно божественности Иисуса, ибо, как мы видели, другие пользовались сходными выражениями, не веря в безначально вечное предсуществование Христа. Далее в этой книге, говоря о воскрешении Лазаря, она цитировала слова Христа: «Я есмь воскресение и жизнь», «и прокомментировала их затем словами, которым было суждено повернуть прилив антитринитарной теологии среди адвентистов вспять: «Христос обладает жизнью самобытной, незаимствованной, изначальной» (выделение наше).[39] Христос не принимал своей божественной жизни от Отца. Как человек на земле, он подчинил Свою волю воле Отца (Ин. 5:19, 30), но как самосущий Бог он имел власть положить Свою жизнь и опять принять её. Таким образом, комментируя воскресение Христа, Елена Уайт вновь утверждала Его полную божественность и равенство с Отцом, говоря: «Спаситель вышел из гроба посредством той жизни, которую Он имел в Себе».[40]

Эти высказывания были шокировали богословское руководство церкви. М.Л. Андресен, ставший адвентистом всего за 4 года до этого в возрасте 18 лет и впоследствии преподававший в Северо-американской семинарии этой церкви, заявлял, что новая концепция настолько отличалась от прежнего понимания, что некоторые видные лидеры сомневались, действительно ли это написала Елена Уайт. После того, как Андрисен в 1902 г. вышел на служение, он специально ездил домой к Елене Уайт в Калифорнию, чтобы разобраться в этом вопросе самому. Елена Уайт приняла его радушно и предоставила ему «доступ к рукописям». Он привёз с собой «ряд цитат», чтобы «посмотреть, были ли они написаны в оригинале её личным почерком». Он вспоминал: «Я был уверен, что сестра Уайт никогда не писала, что “Христос обладает жизнью самобытной, незаимствованной, изначальной.” Но теперь я нашёл, что это было напечатано так, как было написано её собственной рукой. То же самое касалось и других мест. Проверив всё, я нашёл, что сестра Уайт говорила именно так». [41]

В «Желании веков» содержались в равной степени бескомпромиссные утверждения относительно божественности Святого Духа. В книге неоднократно употреблялось личное местоимение he в отношении к Святому Духу, пиком чего является внушительное заявление: «Духу должно было прийти как средству возрождения, и без этого жертва Христова не имела бы смысла… Греху можно было оказать сопротивление и преодолеть его только посредство могущественного действия Третьей ипостаси Божества, которому надлежало прийти не с видоизменённой энергией, но в полноте божественной силы (выделение наше).[42]

Это и подобные высказывания привели некоторых к новому изучению библейских свидетельств о Божестве. Другие, не веря, что они могли столько лет ошибаться, изучали их же для того, чтобы подкрепить старые доводы. Однако свидетельство Елены Уайт, привлекшее внимание к текстам Писания, значения которых не замечали,[43] произвело сдвиг парадигмы, который нельзя было повернуть вспять. Когда адвентисты вернулись к Писанию, чтобы посмотреть, «точно ли это так» (Деян. 17:11), они в конечном итоге пришли к возрастающему консенсусу о том, что основополагающее понятие о Троице было библейской истиной, которую следовало принять и усвоить.

Хотя «Желание веков» дало толчок сдвигу парадигмы относительно адвентистского понимания Божества, последнее слово по данному вопросу принадлежало не Елене Уайт. Впоследствии, во время кризиса Келлогга в 1902-1907 гг., она неоднократно употребляла такие выражения как «три живых личности небесного трио», продолжая при этом утверждать, что Божество сущностно едино. Таким образом, она утверждала множественность и единство, троичность и единичность, фундаментальные элементы простого, библейского понимания Троицы.[44]

Свидетельством того, что по крайней мере часть руководителей церкви признала, что сказанное в «Желании веков» снимает возражение против библейского учения о Троице, является краткое изложение адвентистской веры, опубликованное Ф.М. Уилкоксом в «Ривью энд Хералд» в 1913 г. Уилкокс, редактор самого влиятельного периодического издания деноминации, писал, что «адвентисты седьмого дня верят: 1) в божественную Троицу. Эта Троица состоит из вечного Отца, …Господа Иисуса Христа, и …[и] Святого Духа, третьей ипостаси Божества.[45]