Свидетельства об изменении

В центре полемики находится вопрос о позиции Елены Уайт и её роли в процессе изменений. Некоторые полагают, что Елена Уайт не меняла своего мнения, что она или всегда была сторонницей тринитаризма, или никогда.[9] Однако, имеются многочисленные подтверждения того, что представления Елены Уайт менялись по ряду других вопросов, так что вполне вероятно и то, что так же менялось её понимание Божества. Когда она в 1849 г. провозгласила: «Мы знаем, что у нас истина»,[10] она говорила о взглядах субботствующих адвентистов, отличающих их от других христианских групп. Она не имела в виду того, что никакой другой истины больше открыть нельзя, или что адвентистам никогда не нужно будет менять какие-либо свои взгляды.[11]

Довод о том, что её взгляды изменялись, базируется на признании того факта, что на каждом этапе жизни её знание Бога и Его воли было сочетанием знаний, полученных обычными средствами, такими как родительские наставления, посещение церкви и личный опыт, со – после декабря 1844 г. – знаниями, полученными через видения. Далее, она сама рассматривала свои видения как процесс обучения, который продолжался годами, накапливая у неё знания.[12] Следовательно, в её личное понимании, особенно в ранние годы, содержалось много элементов, не вполне увязывающихся с её более поздними взглядами, потому что ни её личное изучение Библии, ни её видения ещё не привлекли тогда её внимания к этим моментам.

Например, после её первого видения в декабре 1844 г. она продолжала соблюдать воскресенье как субботний день ещё почти три года. Она ещё не узнала о субботе в седьмой дне.[13] Вторым примером изменившегося мнения было открытие «времени начала субботы» в 1855 г. В течение девяти лет после того, как они приняли субботу в седьмой день, Уайты и большинство субботствующих адвентистов соблюдали субботу с 18:00 в пятницу до 18:00 в субботу. Только когда Дж. Н. Эндрюс в 1855 г. показал из Писания,[14] что библейская суббота начинается на закате, Елена Уайт очень неохотно признала, что в течение девяти лет адвентисты не знали о библейском времени начала субботы.[15]

Третий пример – это то, что адвентисты исторически называли реформой здорового образа жизни. До 1863 г. большинство их, включая Джеймса и Елену Уайт, ели много мяса, даже забивали своих свиней. Только после того, как была достигнута цель базового оформления деноминации, внимание движения было привлечено к более широкой платформе принципов здорового образа жизни, включая полный запрет на продукты из свинины и настоятельную рекомендацию вегетарианства.[16]

Учитывая эти и другие сферы развития представлений, нет ничего особенно удивительного в том, что у Елены Уайт проявлялось и развитие, и изменения в представлениях о Божестве. В её работах о Божестве ясно виден прогресс, прежде всего не от антитринитаризма к тринитаризму, а от относительной двусмысленности к большей конкретности. Некоторые из её ранних высказываний могут быть истолкованы по-разному, но её более поздние высказывания, в 1898-1906 гг., ясны вплоть до догматичности. Очевидно то, что её перемена во взглядах была вызвана ростом и прогрессом, а не полным переворотом, потому что в отличие от своего мужа и других её сотрудников она никогда прямо не нападала на то понятие о Троице, которое она впоследствии ясно поддерживала.