События 1888 г., их причины и последствия

Дата 1888 г. и город Миннеаполис (Миннесота) стали в адвентистской истории синонимами возрождения ясно выраженных акцентов на первостепенности оправдания одной верой в доктринальном учении церкви, роста личной духовности и углубляющегося посвящения христианскому служению и свидетельству. Миннеаполис и 1888 г. были местом и временем возникновения заметного возрождения того, что адвентисты седьмого дня называют началом подлинного и непрекращающегося интереса к вопросу «оправдания по вере».

Продолжая основываться на выраженной ею и её покойным мужем ранее, в 70-х – начале 80-х гг. XIX в., озабоченности, Елена Уайт непрестанно призывала к возрождению и реформации, когда встревоженная деноминация приближалась в октябре 1888 г. к городу Миннеаполис.

Ключевыми действующими лицами в этом знаменательном возрождении интереса к возрождению, и на пути к Миннеаполису, и в последовавших за ним событиях были Елена Уайт и два молодых адвентистских издателя из Калифорнии по имени Эллет Ваггонер (1855-1916) и A.T.Джонс (1850-1923). Им противостояла довольно хорошо укрепившая свои позиции «старая гвардия» управленцев и издателей, базировавшихся к церковной штаб-квартире в Бэттл-Крике (Мичиган). Основными противниками Уайт, Джонса и Ваггонера были Урия Смит (1832-1903), уважаемый редактор официального церковного журнала “Advent Review and Sabbath Herald” и Джордж Батлер (1834-1918), бывший президентом Генеральной Конференции адвентистов седьмого дня.

Из-за недостатка места мы не можем изложить здесь подробно события, разыгравшиеся в Миннеаполисе, и их последствия. Достаточным будет сказать, что сопротивление новому акценту на оправдание по вере и праведности Христа было очень сильным, а также очень искусным и пагубным. Елена Уайт видела во всём происходящем ужасный кризис, и ей казалось, что на карту поставлена сама судьба деноминации. Она признавалась своим близким, что сопротивление в Миннеаполисе вызвало самую жестокую внутреннюю борьбу в её жизни.

Хотя в Миннеаполисе не было совершено никаких официальных действий, ни утверждающих, ни отрицающих новые подходы, сопротивление было таким суровым и ловким, что Елене Уайт казалось, что ей надо образовать единую команду с Джонсом и Ваггонером и предпринять интенсивную кампанию разъездных выступлений по всей Северной Америке. Это привело к одной из наиболее согласованных и знаменательных проповеднических акций за историю деноминации и за долгую жизнь и служение Елены Уайт.

В течение трёх последующих лет она вместе с Джонсом и Ваггонером совершала поездки, выступая на встречах в лагерях, на институциональных неделях молитвы, евангелизационных собраниях, в местных церквах (особенно в крупнейших общинах в важных институциональных центрах, таких как Бэттл-Крик (Мичиган) и Саут-Ланкастер (Массачусетс), и проводила многочисленные длительные семинары по служению для обучения служителей. Всё это предпринималось с очевидной целью донести более ясное понимание динамики личного спасения.

Хотя Уайт, Джонс и Ваггонер не ослабляли акценты, делавшиеся на послушании закону и субботе (чего боялись такие решительные противники как Урия Смит и Джордж Батлер), они сильно подчёркивали первостепенность и важность оправдания по вере как основы всякого живого христианского опыта.

Одним из наиболее знаменательных показателей такого акцента является то, что в течение 4-летней интенсивной проповеднической кампании после Миннеаполиса (за 70 лет общественного служения) Елена Уайт сказала и написала примерно 40% всего того, что она когда-либо говорила об оправдании по вере и вменении праведности Христовой.

Привлекает внимание не только объём материала, исходившего из её уст и из-под её пера, но и качество и примечательная ясность этого материала. (2) Этот период был временем, когда она изложила, наверно, взгляды на оправдание одной верой, наиболее близкие к позиции Павла и Лютера за всё своё служение.

Несмотря на все усилия Елены Уайт, двух её главных помощников и их союзников, приём был несколько неоднозначным. Постоянно сопротивлялся Урия Смит и его сторонники. Затем, в первой половине 90-х гг., без всякой очевидной причины, Елену Уайт отправили почти на десять лет на служение в Австралию, а Ваггонер провёл почти весь остаток этого десятилетия в Европе. Джонс был единственным защитником «праведности по вере», оставшимся в Штатах, и его служение в 90-х гг. XIX в. стало несколько проблематичным.

Ваггонер и Уайт, конечно, сохраняли доступ к страницам ключевых периодических изданий адвентистов седьмого дня в Северной Америке, но в эти годы явно наблюдался откат в акцентировании оправдания одной верой.

Несмотря на этот явное ослабление акцентирования, вероятно, самое сильное влияние, оказанное Миннеаполисом и событиями, непосредственно последовавшими за ним, на дальнейшее развитие сотериологии, заключалось в том, что удалось вдохнуть новый интерес к поиску более чёткого теологического и практического смысла доктрин о спасения и его переживания. Интерес к этим вопросам не утихает в адвентизме седьмого дня и по сей день.