Заключение

Хотя трудно нечто утверждать относительно причинно-следственных отношений между исцелением адвентистов от арианских и антитринитарных взглядов и сотериологического дисбаланса, имеется ряд факторов, которые, как представляется, сыграли в этом свою роль.

Прежде всего, не чувствуется, что было много сознательных теологических размышлений, которые проходили каким-либо научным или систематическим образом. Представляется, что эти движения были на самом деле очень «к месту», почти настолько, что кажутся «чудесными совпадениями». Ясно то, что супруги Уайт занимали лидирующее положение и в основном, как кажется, извлекали темы своих богословских изысканий из своей пасторской озабоченности о низком уровне видимого духовного опыта деноминации адвентистов седьмого дня. Когда они стали замечать, что законнические подходы совсем затемняли первостепенную важность Христа как искупительной жертвы и оправдывающего Спасителя, они начали практически размышлять о том, как вновь вернуть движение к видению центрального положения Христа и Его искупительной жертвы. Другими словами, именно практические/богословские интересы, прежде всего, относящиеся к несбалансированной теологии, как кажется, привели их к более критическим размышлениям по поводу полной божественности Христа. Это стало особенно очевидным в случае с Еленой Уайт, поскольку она уделяла более глубокое, намеренное и постоянное внимание доктрине оправдания одной верой и служению Христа как непрестанно ходатайствующего Первосвященника. Такой Посредник не только считает верных прощёнными за грехи прошлого, но и служит постоянно, считая, что они находятся в правильном положении перед праведным и Святым Богом. Такое оправдывающее действие могло совершаться только Тем, кто полностью божествен. Здесь она шла почти параллельно классической полемике Афанасия с Арием. Очень сходным было не только богословие, но и метод умозаключений: в обоих случаях речь шла о практическом влиянии ереси в контексте богослужения и личного переживания спасения.

На другом уровне есть много обстоятельств, свидетельствующих о том, что успех евангелизационной и прозелитической деятельности движения собрал жатву тринитариев, которые просто не подвергались арианским влияниям, которые продолжали формировать развитие адвентистской доктрины. Странным образом, несколько изолированные, антиэкуменически настроенные адвентисты, благодаря своему прозелитическому успеху стали экуменичными в том смысле, что они смогли через этих обращённых коснуться великой традиции символов веры вселенских соборов первых четырёх веков.

Наконец, представляется, что богослужения, особенно песнопения, давали интересные богословские уроки несколько невольной компании участников.

Это кажется очень похожим на развёртывание очень «спонтанной» теологии, выкованной в потоке и водовороте растущего евангелизационного движения, которому очень не хватало и сотериологических, и тринитарных взглядов, сбалансированных более классически и евангельски. Именно в контексте широкомасштабной проповеди, постоянного изучения библейских тем и богослужения движение двигалось к никейской ортодоксии в богословской интеграции этих великих истин веры. Для меня это похоже на классическое веслианство!!