До 1890 г. — Антитринитарные споры

Среди причин, которыми ранние адвентисты обосновывали своё отвержение Троицы, было неправильное представление о том, что в Троице Отец отождествлялся с Сыном. Джозеф Бейтс в 1827 г. писал о своём обращении: «Относительно триединства я заключил, что не могу верить, будто Господь Иисус Христом, Сын Отца, также был и Всемогущим Богом-Отцом, что это было одно и то же существо». Д. У. Халл, Дж. Н. Лауборо, С. Б. Уитни и Д. M. Кэнрайт были того же мнения.(12) И они были правы, отвергая представление о том, что Отец и Сын – это одна и та же личность. Такая идея является древней ересью, отвергающей триединство Бога и утверждающей, что Отец, Сын и Святой Дух неразличимы как отдельные личности.(13)

Ещё одно возражение против Троицы проистекало из неверного представления, будто она подразумевает существование трёх Богов. «Если все они – и Отец, и Сын и Святой Дух – являются по отдельности Богом, то выходит, что есть три Бога», – писал Лауборо в 1861 г.(14)

Третье мнение состояло в том, что вера в Троицу принижает ценность искупления.(15) Поскольку «вечноживущий, самосущий Бог» не может умереть, то если бы Христос был самосущим Богом, Он не мог бы умереть на Голгофе, – рассуждали они. Если же умерла лишь его человеческая природа, то Его жертва была всего лишь человеческой, недостаточной для искупления [см. на полях].(16)

Полагали, что раз Христос назван Сыном Божьим и «началом создания Божьего» (Откр. 3:14), то это доказывает, что Он менее древен, чем Бог-Отец. (17) Утверждалось также, что «имеются различные выражения относительно Святого Духа, которые показывают, что его [в английском тексте употреблено местоимение it, относящееся к предметам и существам, не наделённым личностью. – Прим. пер.] нельзя считать личностью в собственном смысле слова, такие как “любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым” (Рим. 5:5) и “изолью от Духа моего на всякую плоть” (Иоиль 2:28)».(18)

Большинство этих возражений Троицы или основано на недопонимании доктрины о троице, на её крайних искажениях, или умозрительных внебиблейских добавлениях к ней. Ни одно из них не является действительным возражением против подлинного библейского взгляда на единого Бога в трёх ипостасях. Однако все возражения были основаны на библейских текстах. Это показывает, что хотя определённую роль могли сыграть недопонимания и предрассудки, пионеры были едины в том, что они обосновывали свои доводы на Писании. Поскольку они аппелировали к самому Писанию, а не к символу веры как мерилу их вероучения, они должны были рано или поздно раскрыть истину.