1898 г. — Поворотный момент

Поворотный момент для адвентистского понимания Троицы наступил в 1898 г. В этом году Елена Уайт опубликовала свой монументальный труд «Желание веков», в котором она резко разошлась с позицией большинства пионеров по поводу предсуществования Христа. Она сразу же заявила о сути своих представлений. В третьем предложении говорилось: «От дней вечности Господь Иисус Христос был един с Отцом» [курсив наш]. Однако даже эта фраза не была достаточно однозначной для прояснения её позиции относительно божественности Иисуса. Позднее в своей книге, говоря о воскрешении Лазаря, она процитировала слова Христа «Я есмь воскресение и жизнь» и добавила к ним комментарий из семи слов, которое должно было остановить прилив антитринитарного богословия среди адвентистов: «Во Христе есть жизнь, изначальная, неприобретённая, несотворённая» [стр. 530, выделение наше]. Божественная жизнь Христа не была получена им в конечном счёте от Отца. Как человек на земле, Он подчинил Свою волю воле Отца (Ин. 5:19, 30), но как самосущий Бог, он имел власть отдать Свою жизнь и вновь принять её. Таким образом, комментируя воскресение Христа, Елена Уайт снова утверждала, что он обладает полнотой божественности и равен Отцу, заявляя: «Спаситель восстал из гроба силой той жизни, которую Он имел в Себе Самом» [стр. 785, см. также два следующих абзаца].

Эти заявления шокировали богословов, руководивших церковью. М.Л. Андреасен, который стал адвентистом всего четырьмя годами ранее, в возрасте 18 лет, и впоследствии стал преподавателем в главной адвентистской семинарии Северной Америки, говорил, что новое представление настолько сильно отличалось от прежнего понимания, что некоторые видные лидеры сомневались, действительно ли это было написано Еленой Уайт. После того, как Андреасен в 1902 г. начал своё служение, он специально ездил в Калифорнию, к Елене Уайт домой, чтобы выяснить для себя этот вопрос. Елена Уайт приняла его и «дала ему доступ к своим рукописям». Он привёз с собой «ряд цитат», о которых он «хотел убедиться, были ли они в оригинале, написанные её собственным почерком», – вспоминал он позднее.

«Я был уверен, что сестра Уайт никогда не писала “Во Христе есть жизнь, изначальная, неприобретённая, несотворённая”. Но теперь я нашёл это написанным её собственным почерком, как это и было потом напечатано. Проверив, я выяснил, что это сестра Уайт выразилась именно так».(19)

В «Желании веков» имелись в равной степени бескомпромиссные высказывания относительно божественности Святого Духа. На страницах 669-671 Елена Уайт неоднократно употребляет в отношении к Святому Духу английское местоимение He [относится к существам, наделённым личностью. – Прим. пер.], и наилучшим образом об этом сказано во впечатляющем заявлении: «Дух должен действовать как возрождающая сила, а без Него жертва Христа была бы напрасной… Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте Божественной силы, очищающей сердце» [курсив автора статьи].

Результатом этих и подобных высказываний стало расхождение во мнениях среди служителей и руководителей церкви адвентистов седьмого дня. Некоторые, такие как президент Генеральной Конференции А.Г. Дэниэллс, редактор «Ривью энд Херальд» Вильям Прескотт и Андреасен, приняли эти высказывания как боговдохновенную доктринальную поправку для церкви. Другие, не веря в то, что могли так много лет неправильно мыслить, по-прежнему повторяли старые доводы.

Свидетельство Елены Уайт, привлекшее внимание к тем местам Писания, значение которых недооценивалось ранее, произвело необратимый сдвиг парадигмы. Когда адвентисты, как верийцы в Деян.17:11, обратились к Писаниям, чтобы посмотреть, «точно ли это так», они стали приходить к растущему консенсусу о том, что базовое понятие о Троице было библейской истиной, которую надлежит принять и усвоить. Эта перемена произошла не за одну ночь, но после 1898 г. в деноминационной прессе не выходило никаких новых антитринитарных публикаций.(20) Такие взгляды ещё содержались в некоторых перепечатках старых книг и статей, но и они были, в конце концов, сняты с печати или отредактированы в свете нового понимания.

Бог редко давал свет посредством видений, пока Его народ не делал всего возможного для исследования того, что было сказано по данному вопросу в Писании. Если бы Елена Уайт исправляла каждое неполное понимание истины, то некоторые адвентисты не делали бы ничего, а только бы сидели и дожидались, пока она что-нибудь напишет.