Почему поправки не было до 1898 г.?

Кто-то, возможно, удивиться: «Если пионеры ошибались в таком основополагающем вопросе, почему Бог не вдохновил Елену Уайт поправить их в самом начале?» Этот вопрос состоит из трёх: время действий Божьих; метод Его действия через Елену Уайт; и отношение времени и метода к единству церкви.

Относительно времени общепризнано,(21) что у Бога был определённая иерархия приоритетов для открытия церкви новой истины. Указание печатать материалы пришло в 40-х гг. XIX в., призыв к «организации церкви» пришёл в 50-х гг., а всего чрез две недели после завершения долгой и вздорной борьбы, приведшей к юридическому оформлению церкви (май 1863 г.), Бог послал всеобъемлющее видение касательно реформы здорового образа жизни.(22) Возможно, Бог увидел, что молодая церковь могла сохраняться без разрушения её единства только при определённом уровне неопределённости и полемики, и поэтому Он умерил скорость открытия нового света, чтобы не ошеломлять верующих.

Время было важно не только в организационном развитии, но и в развитии и исправлении вероучения. Исправляя доктринальные ошибки, Елена Уайт была очень осторожна, чтобы не нарушить без необходимости церковное единство по вопросам, которые, возможно, и нуждались в поправках, но не были так существенны для практического благочестия, как это думали некоторые. Даже относительно важнейшего вопроса об оправдании по вере, который разрывал церковь на части в 80-х и начале 90-х гг. XIX в., Елена Уайт первоначально старалась воздерживаться от того, чтобы выступить перед церковью со спорной, производящей разделение позицией. Только после того, как и Г. И. Батлер, и Э. Дж. Ваггонер публично выступили в печати со своим несогласием, Елена Уайт решила, что поскольку вредное разделение уже было произведено, единственным выходом будет полное обсуждение с целью открытия истины по спорным вопросам.

Она так никогда и не написала статьи, прямо выступающей против неверных взглядов на Божество. Но в «Желании веков» и в других работах она публиковала высказывания, которые нельзя устранить путём истолкования их в ином смысле и которые должны были, в итоге, изменить позицию церкви.

Таким образом, время и метод водительства Божьего через Елену Уайт отражал не только её заинтересованность в церковном единстве, но и оберегал духовную жизнь церкви и её укоренённость в личном изучении Библии. Если бы каждый раз, когда кто-то изучал Библию и приходил к неполному пониманию истины, его исправляла бы Елена Уайт, то адвентисты вскоре бы вообще перестали что-нибудь делать, а только сидели бы и ждали, пока она что-то напишет. Исторически прогрессирующее понимание истины всегда включало в себя нащупывание её вслепую, написание трудов с частичным пониманием, которые другие люди должны были впоследствии исправить и продолжить.

В истории адвентистов седьмого дня представляется правилом то, что Бог редко давал свет посредством видений, пока Его народ не делал всего возможного для исследования того, что было сказано по данному вопросу в Писании. Редкими исключениями были те случаи, где Бог, возможно, видел, что на кону стояло слишком много, чтобы ждать, пока естественное развитие событий поставило всё на место. Намного чаще Он допускал, чтобы частичная истина или прямая ошибка держалась месяцами или годами, пока люди изучали этот вопрос и оценивали его на основании Писания. Если ошибку можно было опровергнуть по Писанию, Богу не нужно было посылать видение для того, чтобы её поправить.

Хотя первые адвентисты избегали термина «Троица», многое из того, во что они верили, было совместимо с тринитарным догматом, как они время от времени признавали(23) . Пионеры в 40-х и 50-х гг. XIX в. подходили к Библии с точки зрения чрезвычайно важных доктрин, таких как земное и небесное святилища, которые имеют непосредственное отношение к характеру Бога. В цели, поставленной для этого движения Богом, понимание характера Бога было более высоким приоритетом, чем понимание Его природы.

После того, как обширное изучение Библии, подтверждённое откровением, заложило основания учений о святилище и относящихся к нему доктрин, Бог побудил Елену Уайт посвятить больше времени изучению вопросов о жизни и характере Христа. В связи с этим повторным раскрытием / откровением характера Христа, как в полной Его человечности, так и в полной Его божественности, Он привёл её к тому, чтобы исправить две преобладающие ошибки относительно Христа и Святого Духа. Христа считали менее вечным, чем Отец, а Святого Духа считали просто силой или влиянием, исходящим от Христа и от Отца, а не божественной ипостасью, соравной Христу и Отцу.

Принятие полной вечности Христа и Святого Духа как «Третьей Ипостаси Божества» устранило две главнейшие причины для противления учению о Троице. С новой точкой зрения, изложенной в «Желании веков» адвентисты вновь обратились к своим Библиям и открыли целый спектр информации о Божестве, который они не замечали ранее. Они убедились, что Отец, Сын и Святой Дух были тремя ипостасями Божества. Однако они также обнаружили ясное учение Писания о том, что они были едины по сущности, характеру и волеизъявлению. Таким образом, они составляют из себя одного Бога, а не являются тремя богами. Вера в три ипостаси Божества, составляющие одного Бога, и есть именно то, что обозначает термин «Троица».

По этим причинам лидеры второго поколения пионеров и многие другие после 1898 г. приняли учение о Троице как дальнейшее развёртывание библейских истин, принятых первыми пионерами. Это развёртывание проливает свет на определённую Богом причину того, что первые пионеры неохотно излагали свои догматы официально и абсолютно отказывались голосовать за символ веры – они признавали, что будет открыто больше истины и не хотели препятствовать ей, слишком жёстко определяя свои верования.

Адвентисты седьмого дня и сейчас придерживаются этого принципа. Хотя в 1980 г. они и приняли Изложение Фундаментальных Догматов, они всё же утверждают, что Библия является единственным мерилом их вероучения. Фундаментальные Догматы могут и будут уточняться по мере того, как дальнейшие прозрения будут прояснять старые истины или по мере того, как новые ситуации будут создавать нужду в новых объяснениях миру того, чему учит Библия и того, во что верят адвентисты седьмого дня.