Принципы интерпретации

В любом случае, мы не должны забывать, что в контрасте к двум или трём цитатам из книги Духа Пророчества, а также Патриархи и Пророки, есть и целый ряд выдержек, в которых она делает ударение на то, что Христос был равен Отцу от начала, (15) и что Он был Богом, по своей сущности в наивысшем понимании этого слова.

В случае с двусмысленными, не понятными сразу текстами в Писании, мы нуждаемся в том, чтобы выяснить эти не понятные отрывки в трудах Елены Уайт ясными утверждениями по этой теме. Как мы увидим это в период 1890 года из пера Елены Уайт вышло несколько утверждений, которые ясно поддерживают Тринитарийскую позицию о Боге.

В продолжение ХIX ст. в произведениях других адвентистских авторов произошли перемены в понимании Божества. Приблизительно к 1880 г., идея о Христе, как сотворённом существе, постепенно уходила, а концепция о Христе как «единородном» Сыне Божьем становилась стандартной позицией. Слово «единородный» понималось буквально, что означало, что Христос в определённое время, в вечности произошел от Отца, и потому был подчинённый Ему.

Время изменений

Первая позитивная ссылка в адвентистской литературе о Троице появилась в студенческой библейской библиотеке в 1892 г. Библейская студенческая библиотека была серией памфлетов, задуманных для изучения с людьми Библии. Они содержали краткие и целенаправленные очерки по Библейским доктринам, исполнению пророчеств и других вопросов учения АСД. Памфлет с номером 90 был озаглавлен: «Библейская доктрина о Троице». Что существенного в этом, это то что автором этого памфлета бы Самуэль Спиар, который не был Адвентистом. Этот памфлет был перепечатан из статьи «Нью-Йорк независимый», 14 ноября 1889 года.

Существовало учение о «Едином Боге, существующем и действующим в трёх Личностях» (19). Спиар настаивал на вечном подчинении Сына по отношению к Отцу. «подчинённость Христа, как это открыто в Библии, — писал он, — не совсем ясно объяснена, — это он говорил ссылаясь не только на Его человеческую природу…Эго подчинённость распространяется как на Божественную, так и на человеческую природу». Хотя эта брошюра на самом деле была улучшением предыдущих взглядов, она всё же не соответствовала истинной картине о Троице. Тем не менее, сам факт, что она была издана в Пасифик пресс говорит о том, что этот взгляд на Троицу вначале принимался в Церкви.

Переломный момент наступил с публикации статьи Елены Уайт «Христос – Податель жизни» в Знамение Времени в 1897г. и Желании Веков в 1898 г. В статье «Христос – Податель жизни» после цитирования (Иоанна 18:18) она писала: «Никто не отнимает ее (жизни) от Меня, но Я отдаю ее Сам», она говорит, «в Нем была жизнь изначальная, незаимствованная, первичная». (22). В книге «Желание веков» в главе «Свет жизни», она цитирует ответ Иисуса иудеям в (Ин. 8:58) «Истинно, истинно, говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь».

Дальше она комментирует: «Молчание воцарилось во всем собрании. Имя Божье, данное Моисею, в котором выражалась идея о том, что Бог – Вечносущий, этот галлилейский Учитель относил к Себе. Он провозгласил Себя Сущим (самосуществующим прим. ред.), тем Обещанным Израилю, «которого происхождения от начала, от дней вечных» (Мих. 5:2)». (23 стр. 469-470 ориг.).

Несколько страниц дальше, в этой же книге, в главе «Лазарь, иди вон», она повторила утверждение 1897 г., «Христос обладает жизнью – самобытной, незаимствованной, изначальной». Эти утверждения ясно описывают Христа как Бога в наивысшем смысле. Он не заимствовал от Отца, божественность, как к этому времени большинство адвентистов верили, и Он не был наделен им. Он самосуществующий, равный Отцу во все отношениях. Фактически Елена Уайт сказала еще раз то, что уже было сказан ею в 1987 г. «Он равный Богу, бесконечный и всемогущий… Он есть вечный самосуществующий Сын» .

Несмотря на эти ясные утверждения, которые вышли из-под пера Елены Уайт, прошло еще много времени до того, как эта истина была принята большинством в Церкви. И не только Урия Смит издатель Ревью енд Геральд вплоть до своей смерти в 1903 году верил, что Христос имел начало, но в первые десять лет ХХ тысячелетия было много таких, кто придерживался мнения, что каким-то образом Иисус произошел от Отца, и таким образом, Он имел начало, и поэтому Он низший за Отца.

Во время Библейской Конференции в 1919 г., например, пастор В.В. Прескот сделал презентацию о Личности Христа. Во время дискуссии был поднят вопрос о Троице. Л.Л. Кавинис высказал свою озабоченность следующим образом: «Я не могу поверить, что две личности Божества, Отец и Сын, являются равными – один является Отцом, а другой Сыном, и по другому не может быть… В молитве Он (Христос) сказал, что это Его желание, чтобы ученики могли увидеть славу, которую Он имел с Отцом, которую Отец дал Ему. Это не было тем, что Он имел на протяжении всей вечности, но Отец в определенное время дал ему Божественную славу. Христос Божественен, но Он Божественный Сын. Я не могу объяснить больше, чем это объяснения, но я не могу и верить в так называемую тринитарианскую доктрину о вечно существующих трех личностях» (26).

Пастор Прескот тогда спросил: «Можем ли мы тогда верить в Божественность Христа и не верить в бесконечность Христа?». Некоторые из присутствующих ответили: «Да». В.Т. Нокс предложил, что Христос был вечным Сыном, точно так, как Левий был порожденным от Авраама. Он сказал: «Пришло время – которое мы не можем понять и тот способ, который мы не можем постичь, когда Бог-Отец через таинственные деяния воссоздал Сына из середины Себя и наделил Его отдельным существованием…».

Это рассуждение показывает, что 20 лет спустя, после того как Елена Уайт сделала ясное утверждение о вечной Божественности Христа и Его абсолютном равенстве с Отцом, многие в Церкви все еще придерживались идеи том, что Христос, хотя и Божественен, но имел начало Своего существования.

1931 г. «Изложение основных библейских доктрин».

В 1930 году церковные администраторы попросили, чтобы Генеральная Конференция включила утверждение в ежегодник то, во что верят адвентисты. «Такое утверждение, они говорили «Поможет правительству и другим лучше понять нашу работу». (29).

Комитет состоящий из 4 человек (М.И. Керн, И.Р. Палмер, С.Х. Ватсон, Ф.М. Вилкокс были назначены, чтобы утвердить эти утверждения. Они выработали 22 пункта утверждений, который в 1931 году были напечатаны в Адвентистском ежегоднике как основные библейские доктрины.

«Божество или Троица состоит из Вечного Отца, личностного, духовного Существа, всемогущего, вездесущего, всезнающего, безграничного в мудрости и любви. Господь Иисус Христос, Сын Вечного Отца, через которого было всё сотворено. Через него спасение искупленных воинств будет совершено. Святой Дух, третья Личность божества, великая трансформирующая сила в деле в деле искупления. Мф. 28:19 Иисус Христос настоящий Бог, будучи той же природы и сущности кок и Вечный Отец. Имея Божественную природу, Он взял на Себя человеческую природу — жил на земле как человек, стал примером в Своей жизни и как пример принципов праведности Он подтвердил Свои отношения с Богом многими чудесами, умер на кресте за наши грехи, был восхищен из мёртвых и взошел к Отцу где Он всегда пребывает ходатайствуя за нас». (Ежегодник АСД, 1931 г.)

Иоан. 1:1,14; Евр. 2:9-18; 8:1,2; 4:14-16; 7: 25.

Эти утверждения полностью выражают библейскую доктрину о Троице. Христос представлен «как настоящий Бог», самосуществующий и вечный, а Святой Дух представлен как третья Личность Божества.

Изложение основных библейских доктрин принятых в Далласе 1980 году.

На Генеральной Конференции в Далласе 1980 года были предложены утверждения состоящие из 27 основных библейских доктрин и разосланы по дивизионам всего мира. На конференции эта пересмотренная версия, вместе с другими предложениями с полей всего мира, была обсуждена и фактически проголосована как выражение основных вероучений Адвентистской Церкви. Основная библейская доктрина — номер два, — о Божестве. Она утверждает следующее:

Бог один. Отец, Сын и Святой Дух – единство трёх взаимовечных Личностей. Бог бессмертен, всемогущ, всеведущ, превыше всего и вездесущ. Он безграничен и выше человеческого понимания, однако познаваем посредством Его откровений о Самом Себе. Он вовеки достоин поклонения, чести и смирения всего творения.

Основная библейская доктрина, номер 4, — о «Сыне» включает фразу «Бог Вечный, Сын воплотился в Иисусе Христе». А основная библейская доктрина, номер пять, озаглавленная «Святой Дух» начинается с предложения : «Бог Вечносущий Дух действовал совместно с Отцом и Сыном при сотворении, воплощении и искуплении». Таким образом, изложение основных библейских доктрин 1980 года полностью поддерживает доктрину о Троице.