III. Категории неисполнившихся пророчеств:

А. Писание:

1. Одним из библейских указаний об истинности пророка является исполнение его пророчеств; на сходное свидетельство указывают Иеремия и Моисей, хотя они говорят о разных сторонах одного вопроса.

а. Иеремия представляет позитивную сторону: «…тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (Иер. 28:9). б. Моисей говорит о негативной: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей…» (Втор. 18:22).

2. Означает ли это, что предсказания пророка, если он истинный пророк, должны сбываться со стопроцентной точностью? Писание отвечает:«нет».

а. Те же самые пророки, которые открыли нам признаки истинности пророка, напоминают также о необходимости учитывать в некоторых случаях (хотя и не во всех) элемент условности:

1) Иеремия в гл. 28:9 указывает на условие истинности пророка, а в гл. 18:6-10; 26:2-6 записаны его пророчества, в которых есть элемент условности.

2) Моисей во Втор. 18:22 также указывает на признак истинности пророка , а в 4:9; 8:19 и 28:1-15 мы также находим элемент условности.

б. Другие авторы Библии также указывают на элемент условности:

1) Обращение к царю Асе: «…Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» (2 Пар. 15:2).

2) См. также Зах. 6:15; Исх. 19:5, 6; 3 Цар. 9:4-7.

3. Библейские примеры неисполнившихся условных пророчеств:

а. Иона и Ниневия:

1) Пророчество Ионы (4 Цар. 14:25) о восстановлении северной границы Израиля через 150 лет после царствования Соломона и разделении его царства было исполнено в начале царствования Иеровоама II (см. БК АСД, с. 753-793).

2) Одной из основных причин, почему Иона не хотел передавать Божью весть Ниневии, был его страх, что Господь не совершит обещанного. Если хотя бы одно пророчество Ионы оказалось неисполнившимся, то люди отнеслись бы к нему как к лжепророку. Он был «озабочен своей репутацией» больше, чем судьбой 120000 душ! («Пророки и цари», 271:1). б. Предсказание национальной славы Израиля, возвещенное семью ветхозаветными пророками — Моисеем, Исайей, Иеремией, Иезекиилем, Иоилем, Софонией и Захарией:

1) Всемирная миссия Израиля.

2) Собрание язычников.

3) Вечный покой в Ханаане.

4)Избавление от политических врагов.

а) Буквальный Израиль не выполнил условий, определенных Богом, поэтому Бог не исполнил обетования, данные в пророчествах.

б) Некоторые из этих пророчеств имеют сегодня вторичное применение к «духовному Израилю» и таким образом обретают ограниченное исполнение; но остальные никогда не будут исполнены, хотя и были предсказаны истинными пророками Божьими.

4. Некоторые консервативные богословы, ошибочно верующие в то, что истинность пророка зависит от исполнения каждого его пророчества, и не распознавшие элемент условности в некоторых пророчествах, совершили две грубейшие герменевтические ошибки в вопросах, связанных со Вторым пришествием Христа. В результате этого мы имеем ложное понятие, обозначаемое выражением «тайное восхищение»:

а. Они отрезали 70-ю неделю от предыдущих 69 и переместили ее в далекое будущее.

б. Все неисполнившиеся условные пророчества в отношении буквального Израиля они отнесли к этой 70-й неделе в будущем.

в. Они применяют эти предсказания к современному буквальному Израилю, создавая ложную доктрину.

Б. Елена Уайт:

1. Видение о «пище для червей» (1856): Критики Е. Уайт любят указывать на это видение в доказательство того, что Е. Уайт была ложным пророком, так как ее предсказание не только совершенно не исполнилось, но и никогда не может исполниться в будущем:

а. Контекст событий: «Свидетельства», т. 1, с. 127- 137 (особенное. 131,132).

б. В видении, данном ей 27 мая 1856 года, Е. Уайт была показана группа, присутствующая на конференции в Батл-Крике.

в. Ангел сказал ей:

1) Некоторые из этой группы умрут («пища для червей») до возвращения Христа.

2) Некоторые переживут завершение времени испытания и подвергнуться семи последним язвам.

3) Некоторые живыми встретят Второе пришествие и будут вознесены, не познав смерти.

г. В течение многих лет пионеры движения хранили различные списки тех, кто был на этой встрече.

1) Е. Уайт, однако, не поддерживала такую практику, понимая, что члены церкви концентрируют свое внимание на списках, а не на совершении Божьей работы для того, чтобы Христос мог скорее прийти. 2) Она также понимала элемент условности в этом пророчестве.

д. На сегодняшнее время все, кто присутствовал на этом собрании в 1856 году, стали «пищей для червей», включая и самого юного участника этой конференции — Уильяма Уайта (1 год 9 месяцев), сына Е. Уайт. Он умер в 1937 году.

2. Предсказания приближающегося возвращения Христа: а. Ле Рой Эдвин Фрум собрал 45 утверждений

Е. Уайт, сделанных с 1850 по 1915 годы, в которых она говорит: «Если бы мы совершили нашу работу, то Господь уже пришел бы» («Движение, предначертанное Богом», с. 571-588).

1) Время Второго пришествия Христа условно.

2) Но сам факт пришествия Христа не условен: «Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится…» (Наум. 1:9).

3. Очевидно, следует отметить несколько условных пророчеств, находящихся в основных произведениях Е. Уайт. Некоторые из них, возможно, кажущиеся сегодня условными (как, например, предсказание о существовании в США рабства до Второго пришествия), могут иметь буквальное исполнение.

4. Принимая во внимание элемент условности некоторых пророчеств, нельзя назвать Е. Уайт лжепророком больше, чем Иону или семь ветхозаветных пророков, пророчествовавших относительно древнего буквального Израиля.