Человек более звезды

(Истоки человеческого авторитета)

«Ибо все из Него…» (Рим. 11:36). В этих словах заключен исходный момент всего бытия. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле…» (Колос. 1:16). «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:3).

Смысловое единство всего мироздания заключается именно в том, что все существующее берет свое начало от единого Первоисточника. Этим Первоисточником является живая действующая Личность — Бог, создавший все Иисусом Христом.

Тот, Кто создал Землю, имел определенную цель: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он — Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее; не напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства; Я — Господь, и нет иного» (Исаии 45:18).

Цель творения Земли: создание сферы обитания не только для людей, но и для миллионов видов животных, птиц, рыб и всего, что населяет Землю (Псал. 103:26; Иова 40:10; Быт. 1:25, 30; 2:19). Но при всем неизмеримом величии созданной Богом природы человек справедливо выделяется как тот, кто имеет сходство с Богом «по образу и подобию» и особое общение с Богом: «Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Псал. 8:4-7).

Эти простые, но глубокие истины о сотворении мира, о месте человека в мире природы, о цели его существования не были плодом открытий человеческой мудрости. Это плод Божественного откровения, принимаемый человеком верою. И в древности, и в наши дни человек, оставляющий Слово Божие, погружался в тьму язычества (как это было в прошлом) или еще большую тьму современного научного блуждания (как это происходит в настоящем). Почему современное неведение — еще большая тьма, чем тьма язычества древних? Язычники древнего мира, хотя и в искаженном виде, все же представляли, что за стихиями мира стоят боги, а сами по себе «стихии инертны», как утверждал Платон. Их разум был порабощен поклонением стихиям мира, но не настолько, чтобы ничего более, кроме природы, не видеть. Наблюдая целесообразность устройства своего тела и тел живых существ, они способны были сделать простой, но логически безукоризненный вывод, что за всем этим стоит творческая сила. Библейское откровение о Боге, Творце всего сущего, было светом, нисшедшим свыше, и потому разительно отличалось от возможности и ограниченности постижения божеств язычниками. Вот как говорит об этом академик-литературовед С. Аверинцев: «Если каждый языческий бог Египта, Вавилонии, Ассирии, Финикии или Греции имел пестро расцвеченную народной фантазией историю своего происхождения, своих браков, своих деяний и страданий, то у библейского Бога ничего подобного нет и по самой сути этого образа быть не может. О Яхве (в Библии Иегова — Сущий) нечего рассказывать, кроме того, что Он сотворил мир и человека, а затем вступил со Своим творением в драматические перипетии союза и спора.

Это единственная в своем роде черта, обнаруживающая качественный рубеж между мифологической традицией и новой религиозной идеологией… Уже на ранних этапах Бог этот несопоставим и несоединим с другими богами. Это не глава патриархальной большой семьи, вовлеченный в сложные родовые отношения с себе подобными, как рисует Зевса греческий эпос; у Яхве (Иеговы) нет Себе подобных, и это делает личностно мотивированным Его пристальное и ревнивое отношение к человеку. Так понятые отношения человека и Бога — новая ступень в становлении человеческого самосознания; лицом к лицу с таким образом Бога человек острее схватывал свои собственные черты личности, противостоящей со своей волей всему строю мирового целого» (История всемирной литературы. — М., 1983, т.1, с.275).

Что же совершается в современном мире в связи с отвержением библейского откровения о Боге, Творце всего сущего?

Поскольку началом всего представлен безличностный эволюционный процесс, протекающий в природе миллионы лет, то как можно определитьличностный статус человека? Это парадокс философии безбожия. Он унижает человеческую природу, снова погружая ее в неведение, и лишает человека понимания тех смыслообразующих истин, которые открыл людям Бог. Если Бога нет, то нет смысла в мироздании, нет смысла в истории, нет смысла и в человеческом бытии, как это засвидетельствовали и сами авторитеты философии материализма. Личность человека обесценена и не может подняться над стихийными процессами, которые становятся все более разрушительными.

Наступает не только мировоззренческий, но и моральный коллапс человечества. «А если Бога нет, то человеку все дозволено» (Φ. Μ. Достоевский «Братья Карамазовы»).

Личность человека обесценена; человек с большой буквы может возрастать только в условиях признания великой Перволичности Бога, Творца неба и земли, Который направляет историю к великой цели — Царствию Божию, Который искупил человеческий род от греха и Который является личным Спасителем всякого человека, свободно избирающего и покоряющегося воле и Закону Бога. Формирование человека (личности) — это взирание верою на Христа — Бога, пришедшего во плоти. Он есть свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир (Иоан. 1:9). Статус человека, созданного по образу Божьему несоизмерим ни с одним животным, ни с каким великим или малым материальным телом. В этом смысле человек больше звезды, больше солнца. Первая Заповедь Десятисловного Закона определяет положение человека перед Богом и взаимосвязь между Личностью Бога и личностью человека. Человек предстоит непосредственно перед Богом как существо, созданное по Его подобию. Человек не должен обожествлять ни другого человека, ни ангелов, ни святых и не должен поклоняться и служить перед ними, тем более не должен служить солнцу, луне, звездам и стихиям мира сего. Вот почему, придя в мир, Иисус Христос — истинный Бог, не говорил людям: «Придите и поклонитесь Моей Матери» (или апостолам, или ангелам Божьим). Он сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28).

Он учил молиться, обращаясь только к Отцу Небесному, во Имя Его Сына, но ни к ангелам, пи к Своей Матери, ни к Своим апостолам. Это наставление Христа игнорируется в католицизме и православии, где преизобилует многочисленный небесный сонм святых ходатаев за род людской, возглавляемый Девой Марией — матерью Иисуса. Кроме них, введен земной эшелон посредников за грешника перед Богом — духовенство. Таким образом, прежде чем прийти к Богу, обычному человеку приходится пробираться через плотно стоящую толпу земных и небесных ходатаев. Подобным образом толпа часто мешала страждущим приблизиться к Иисусу во дни Его жизни.

Хорошо сказал по этому поводу известный в России священник Борисов, что верующему человеку трудно пробиться к Богу через плотные облака святоотеческого предания. Такой взгляд на взаимоотношения Бога и человека сформировался в средние века, где доступ к земным монархам был запружен целой челобитной иерархией: бояр, приказных дьяков, дворецких и прочих сановников.

Новое время еще усугубило доступ к президентам системой секретарей, заместителей, референтов и канцелярских служащих, не считая плотной охраны особы правителей. Так укоренилось представление «до царя далеко, до Бога высоко».

Библия открывает нам совершенно другой порядок во взаимоотношениях Бога со Своим творением. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Псал. 144:18). «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом» (Исаии 57:15). «В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» (Псал. 17:7).

Еще во время Ветхого Завета, за века до Первого пришествия Господа Иисуса Христа в мир, люди, ищущие Бога, имели прямой доступ и живую непосредственную связь со своим Создателем. Ни один из приведенных выше текстов не говорит о том, что между человеком и Богом должна быть целая лестница посредников. Никто не призывает умерших праведников, чтобы они молили Бога о живущих в мире. А ведь и Енох, и Илья были живыми взяты на Небо. И уже кто-кто, как не они должны были бы стать ходатаями перед Богом за грешников.

Именно потому, что Христос стал жертвой за грехи людей, только Он один является полноправным Посредником перед Богом и доказательством того, что человеческие существа весьма ценны и значимы в очах Божиих. То, что они созданы по образу Божьему, не утратило значения в очах Божиих и после грехопадения человеческого рода.

Итак, что необходимо для утверждения личностного достоинства человека? Что необходимо, дабы человеческая личность осознала себя уникальным творением, созданным по образу и подобию Божию? Необходимо признание Бога своим Творцом, своим личным Спасителем, своим нравственным Судьей, признание Христа своим Первосвященником и Царем. Признание Его Слова — Библии — истиной, животворящей и преобразующей человека, восстанавливающей в нем, при глубоком ее изучении и посвящении, образ Христа. Вот те великие духовные силы, которые формируют мировоззренческие и нравственные основы человечества в целом и каждого человека в отдельности.