Золотой век антихриста, или время скорби

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фес. 5:1-4).

Тропа человеческой истории усеяна соблазнами и опасностями с тех самых пор, как люди согрешили. Само слово «соблазн» соответствует греческому слову «скандалон» и обозначает «крючок в западне, к которому прикрепляется приманка». Так действует любая ловушка и капкан. Образно говоря, соблазн всегда снабжен приманкой, которая скрывает крюк капкана.

Люди издревле использовали разного рода ловушки и капканы для ловли зверей, птиц, рыб и даже насекомых, но животные нередко разгадывали коварные замыслы и умело обходили расставленные сети. Поэтому охотникам приходилось придумывать все новые и новые более хитроумные ловушки.

Так и дьявол — величайший охотник всех времен, охотящийся за душами человеческими, постоянно развивает свое искусство обольщения из века в век, из поколения в поколение. И его «наживка» на крючке всегда имеет безобидный и привлекательный вид. Вот почему Священное Писание многократно предостерегает верующих: «Бодрствуйте во всякое время и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

Невозможно перечислить или описать все соблазны и заблуждения — ловушки, которые возникли в мире от Адама и до наших дней. Мы постараемся раскрыть только некоторые, особенно опасные аспекты, касающиеся заключительной драмы всемирной истории.

Как могут такие величайшие социальные и этические ценности, как «мир и безопасность», стать соблазном для человеческого рода во время, предшествующее возвращению Христа? Человечество безумно устало от войн и различного рода опасностей, и вполне естественно, что оно жаждет покоя, мира и безопасности.

У каждого поколения существовали свои особые проблемы, и враг рода человеческого предлагал людям пути разрешения этих проблем. Так, в XIX веке человечество с особой силой потянулось к идеалам свободы и равенства. А в ответ на это возникла «теория революционной борьбы за освобождение рабочего класса». В 1848 году вся Европа была объята восстаниями: в Париже, Берлине, Вене, Праге и Будапеште люди убивали друг друга без пощады; французы -французов, немцы — немцев, австрийцы — австрийцев и т. д. Двадцатый век умножил братоубийство в России, Китае и по всему миру.

Как это ни парадоксально, но в тех странах, где за свободу было пролито особенно много крови, эта свобода зачастую оборачивалась несвободой и насилием. К концу XX века большая часть человечества стала жить в условиях «демократических свобод», и хотя есть немало претензий к демократии, зыбкая «свобода» все же, кажется, достигнута. Но более актуальными, чем свобода, становятся на Земле «мир и безопасность». И если для «достижения свободы» требовалось вооружить пролетариат против буржуазии, «разрушить весь мир до основания» и потом построить «свой мир», то теперь для достижения мира требуется разоружение и безопасность.

К созданию нового мирового порядка на Земле подталкивают надвигающиеся экономический кризис и голод, перенаселение и экономическая нестабильность, межнациональные и межрелигиозные конфликты, международная преступность и множество других глобальных проблем. Возникают новые экономические теории, которые рассматривают все природные ресурсы земли не просто как национальные, принадлежащие тому или другому народу, но как общечеловеческие. Поэтому ставится вопрос о создании такой международной экономической системы, которая учитывала бы нужды всех, нормируя и распределяя мировую продукцию в масштабах «общего мирового рынка». А с ним тесно связана мировая финансовая система.

Мировые финансы и экономика направляют и моделируют мировую политику. Старое политическое мышление разделяло мир на противоборствующие политические системы — мир социализма, мир капитализма, на противоборствующие блоки. Новые же политические теории, в противовес старым, нацелены на объединение человечества и требуют нового политического мышления.

Одним из тех, кто провозгласил «новое мышление», был М. С. Горбачев, бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС Советского Союза. Новое мышление как проект глобалистской системы, от кого бы оно ни исходило, есть порождение духа времени. Все явственнее звучат призывы руководствоваться общечеловеческими нравственными ценностями, и на первом месте стоит лозунг: «Мир и безопасность». Объединенная Европа кажется несомненным достижением человеческой цивилизации и служит как бы моделью и примером для других народов, если они хотят избавиться от бремени войн, бедности и нестабильности.

Наш обзор объединительных тенденций века будет неполным, если мы не обратим особого внимания на положение в религиозном мире. Мы видим, что и в религиозном сознании происходят перемены. Старое религиозное сознание разделяло людей по конфессиональному признаку. Доктринальные противоречия были поводом для религиозной конфронтации и межрелигиозной вражды, выражавшихся в преследованиях и гонениях, в межрелигиозных столкновениях и войнах. Блез Паскаль не зря сказал, что религиозная нетерпимость — самая беспощадная из всех, которые свойственны людям.

Двадцатый же век ознаменовался зарождением «нового религиозного сознания», выразившегося в экуменическом движении, в стремлении установить диалог, посредством которого можно постепенно прийти к религиозному единению церквей и народов. Объединительные тенденции свойственны не только христианству, но и религиозно-философским движениям Востока. Особенно они сильны в теософии, в новых оккультных теориях, известных как направление Новый век. Кажется, что не только люди, но и духи охвачены непреодолимым стремлением к религиозному взаимопониманию.

Чтобы преодолеть межрелигиозное противостояние, «преподобный Сан Мюн Мун, основатель международного религиозного фонда… предложил создать «Всемирное Писание». Главная цель этого проекта — обратить внимание на богатство и всеобщность религиозной истины, содержащейся в великих Священных Писаниях нашей планеты. Другая же цель — помочь делу мира на Земле. Проблема мира — в центре внимания всех видов деятельности международного религиозного фонда, посвятившего себя достижению мира во всем мире через религиозный диалог и гармонию»1.

Конечно, немало религиозных деятелей с подозрением относятся к экуменизму, усматривая в этом опасность для их религиозной самобытности, но составители «Всемирного Писания» приготовились и к этому. «Всемирное Писание» — как они утверждают, — это только сравнительная онтология святейших текстов всех основных религий — иудеев, христиан, мусульман, буддистов, конфуциан, теософов и т. д.Каждый может и должен оставаться при своих традиционных верованиях, но также должен познакомиться с верованиями остальных, найти общее и оценить.

Старые учебники «Сравнительного богословия» старались показать преимущество собственной системы и недостатки других религий. «Теологи всех конфессий теперь признают позитивное значение других теологии и пытаются отойти от предубеждений прежних времен»2. «Сегодня призыв к «мировой религии» (World Theology) поддерживают многие ученые, в том числе Ульфред Кантвел Смидт, Джон Хик и Раймундо Паниккар, считающие, что религиозные учения отнюдь не узки и согласуются с философскими»3.

«Поэтому сейчас было бы неправильно рассматривать религии как обособленные и независимые сущности. Мы должны искать новые, более совершенные модели для описания религиозного человеческого опыта. Можно даже, следуя Хику, говорить о наступлении «коперниковской революции» в изучении религии, поскольку многие исследователи ныне признали наличие единой основы всех религий»4. Так убедительно звучат следующие из этого выводы: «Действительно, если каждая религия — это свидетельство истины, превосходящей частности каждой из них, то все религии составляют ценностные фрагменты нашего общего понимания любого вопроса»5. И, наконец, вывод практический: «Фундаменту плюралистического общества, его культуре, законодательной системе, образованию необходимы ценности, заложенные в опыте всего человечества, а не в учении какой-либо одной конфессии»6.

Итак, что можно возразить на это? Всякое возражение — это уже «старое религиозное сознание», и чем дальше будет идти история, тем оно будет «старее», а новое будет все новее, все «прогрессивнее».

В новой теологии, которая является революцией в религиоведении, всех «усадили» наконец за один круглый стол: и Конфуция, и Будду, и Моисея, и Лао-Цзы, и Иисуса Христа, и Мухаммеда, не спросив, конечно, у них согласия. Все они по-своему великие. «Это подтверждает и учение о единстве Бога как высшей реальности, которая в различных обликах обнаруживается в различных эпохах и разных культурах».

Есть ли теперь нужда проповедовать «вечное Евангелие» каждому племени, народу и языку? Кажется, это уже устаревает. Нужно исследовать «Всемирное Писание», если вы хотите иметь современное видение, ибо мир и согласие превыше всего. В этом направлении и ориентируют мировое общественное сознание на пороге третьего тысячелетия. А теперь обратимся к удивительному пророчеству апостола Павла: «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5:3).

«Новый мировой порядок», к которому движется история, станет исполнением вышеупомянутого пророчества в том случае, если этот порядок будет установлен. И на какое-то время он, судя по контексту пророчества, все же будет установлен, ибо «мир и безопасность» говорят об этом, как о свершившемся факте. Наступление новой эпохи можно будет считать началом «тысячелетнего царства на земле», когда «сатана будет скован».

Но вместе с тем, как ни парадоксально, это и будет кульминационной эпохой антихриста. Все пророчества Библии говорят о наступлении «великой годины искушения», которая придет для «всех живущих на земле». Враг человеческого рода всегда использует господствующие тенденции века для того, чтобы продвигать свои адские планы. Поэтому антихрист придет и на сей раз, лукаво используя идеи мира и безопасности. И это будет величайшая западня для человеческого рода. «И поклонятся ему все живущие на земле» (Откр. 13:8).

Современные комментаторы христианских религий утверждают на основании 13-й главы книги Откровение, что придет антихрист. Но представляется он им как открытый богоборец, который будет богохульствовать и истреблять христиан. Необходимо, однако, учесть один очень важный аспект. В 13-й главе книги Откровение действительно говорится о богохульной природе антихриста, но там не сказано, в какой форме он придет. Когда Откровение изображает его монстром — зверем с семью головами и десятью рогами, речь идет о его истинной сущности, а не форме появления в мире. Нам показан символ церковно-государственного союза глобального масштаба во главе с папством. Живущие на земле поклонятся ему не потому, что очень испугаются его, а потому, что, не разумея его подлинной сущности, будут восхищаться его внешними свойствами, говоря: «Кто подобен зверю сему, и кто может сразиться с ним?» В этих словах чувствуется подобострастная похвала и преклонение. Преклонение перед его идеями, его бесподобной стратегией, преклонение не столько перед личностью, сколько перед успешной системой, как бы уладившей, наконец, великие проблемы мира.

Что же необходимо сделать, дабы совершить исторически достоверную библейскую идентификацию антихриста? Чтобы назвать антихриста, не погрешая ни перед Богом, ни перед историей, ни перед людьми, нужно вспомнить, что он антихристос, он Его противник. Для этого требуется, прежде всего, знать Самого Христа таким, каким Он представлен в Священном Писании.

Для Своих современников Христос был «камнем преткновения и скалою соблазна» (Исаии 8:14). Он не соответствовал их взглядам, представлениям и политическим чаяниям. Иисус всегда говорил «нет», когда по понятиям «здравого смысла» нужно было сказать «да». О Его современнике, императоре Августе, можно сказать, что он был величайшим политическим деятелем, ибо умело использовал все существовавшие в обществе тенденции, не противопоставляя себя им, а лишь направляя их в нужное русло. Август был звездой римской дипломатии. Христос же стал «скалой соблазна и камнем преткновения» на пути всех популярных тенденций века. Август принес мир «римскому миру», Христос же сказал: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех…» (Луки 12:51-53, Матф. 10:34, 35).

Август и Тиберий были царями века сего, Христос же заявил, что Его Царство не от мира сего. Тиберий был жутким тираном-извращенцем, порабощавшим иудеев, а Христос творил чудеса, «исцеляя всякую болезнь и немощь в людях». Вместо того чтобы избрать корону, Он принял терновый венец. И все же иудеи кричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря». Крест и Голгофа стали «скалою соблазна» на пути всего мира. Об эту скалу можно или разбиться, или обойти ее, насмешливо кивая головой, но не заметить ее нельзя.

Что значит пасть на скалу и разбиться? Добровольно падая, человек повергается во прах с осознанием своей гордыни, эгоизма, самомнения. В этом отчаянном падении на Скалу слышится вопль сокрушенного сердца, которое осознает свою смертельную греховность: «Бедный я грешник, но Иисус для меня — все». Разбиться — значит принять Дух Христа, Его волю, Его самоотверженную любовь. Это, наконец, принять Его как своего Спасителя и всецело подчиниться Его любви.

Христос принес не мир, а меч. Что это значит? Это значит: когда человек принимает Христа, внутри него начинается борьба с эгоизмом, самомнением, со всяким притворством и лицемерием. Такой человек и сам становится камнем преткновения для других, ибо не заискивает, не льстит, не поступает, как все.

Такой призвана быть и Его Церковь в мире: не господствующей, но служащей, не гонящей, а гонимой, не популярной, а презираемой. Таковым было христианство первых веков. Римские историки Тацит и Плиний Младший называли христианство «отвратительным суеверием», хотя христиане были «светом и солью» земли. Но пророчество утверждало, что в Церкви произойдет «отступление», что «отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1). Дух антихриста существовал в мире еще в апостольское время. Он тайно проникал в Церковь. Это «тайна беззакония», и она была «уже в действии», как говорит апостол Павел (2 Фес. 2:4-8). В средние века «тайна беззакония» развернула свою работу, когда Церковь стала господствующей в мире.

А. Шмеман утверждает, что при императоре Юстиниане завершился «синтез христианской церкви и Римской империи, начатый в эпоху Константина Великого»7. Далее он говорит: «В «синтезе» Юстиниана Церковь как бы растворяется, из государственной психологии окончательно исчезает сознание ее коренной «иноприродности» миру и царству. Первая глава в истории христианского мира завершается победным возвратом в него языческого абсолютизма»8.

На Западе также начался «синтез», то есть слияние Церкви и государства. Шестой век положил начало успешному развитию папства в Италии. «В ходе этого печального «синтеза» возникла теория политической власти папства, претендующего на непререкаемый авторитет над государством»9.

Здесь нет необходимости перечислять все опасности, возникшие для христианской Церкви в ходе истории. Хочется заметить только одну из них — соблазн соединить учение Христа с языческой философией, который существовал во все века, начиная со времен раннего христианства, в средневековье и в новое время. Но христиане ранних веков дали отпор гностицизму, да и в средние века ему продолжали с переменным успехом сопротивляться. Ныне же этот начавшийся в прошлом синтез усиливается все более и более и завершится не поглощением одной из сторон, а слиянием государства с Церковью, христианства с язычеством и восточными культами, созданием если не «новой теологии», то «нового религиозного сознания» с его всеядностью и вседозволенностью, с его удивительной способностью размывать четко обозначенные Иисусом Христом духовные истины. Это и будет «Вавилон великий» из Откр. 17. Это и будет торжеством тайны беззакония, которая воспринимается как высшее достижение мировой культуры и насущнейшее требование времени.

Экуменизм — навязанная миру псевдорелигия, ставящая своей целью объединение всех уже существующих религий. Термин «экуменизм» (вселенский) был предложен в 1910 году масоном Джоном Мотом. Экуменическое движение преследует политические, антидемократические цели во исполнение идей нового мирового порядка.

Возглавляет это движение Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), который в настоящий момент объединяет 342 церкви практически всех христианских конфессий из 120 стран мира.

На II Ватиканском соборе (1965 г.) Католическая церковь издала декрет об экуменизме и примкнула к ВСЦ. Римские историки Тацит и Плиний Младший называли христианство «отвратительным суеверием», хотя христиане были «светом и солью» земли. Но пророчество утверждало, что в Церкви произойдет «отступление», что «отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1). Дух антихриста существовал в мире еще в апостольское время. Он тайно проникал в Церковь. Это «тайна беззакония», и она была «уже в действии», как говорит апостол Павел (2 Фес. 2:4-8). В средние века «тайна беззакония» развернула свою работу, когда Церковь стала господствующей в мире.

А. Шмеман утверждает, что при императоре Юстиниане завершился «синтез христианской церкви и Римской империи, начатый в эпоху Константина Великого»7. Далее он говорит: «В «синтезе» Юстиниана Церковь как бы растворяется, из государственной психологии окончательно исчезает сознание ее коренной «иноприродности» миру и царству. Первая глава в истории христианского мира завершается победным возвратом в него языческого абсолютизма»8.

На Западе также начался «синтез», то есть слияние Церкви и государства. Шестой век положил начало успешному развитию папства в Италии. «В ходе этого печального «синтеза» возникла теория политической власти папства, претендующего на непререкаемый авторитет над государством»9.

Здесь нет необходимости перечислять все опасности, возникшие для христианской Церкви в ходеистории. Хочется заметить только одну из них — соблазн соединить учение Христа с языческой философией, который существовал во все века, начиная со времен раннего христианства, в средневековье и в новое время. Но христиане ранних веков дали отпор гностицизму, да и в средние века ему продолжали с переменным успехом сопротивляться. Ныне же этот начавшийся в прошлом синтез усиливается все более и более и завершится не поглощением одной из сторон, а слиянием государства с Церковью, христианства с язычеством и восточными культами, созданием если не «новой теологии», то «нового религиозного сознания» с его всеядностью и вседозволенностью, с его удивительной способностью размывать четко обозначенные Иисусом Христом духовные истины. Это и будет «Вавилон великий» из Откр. 17. Это и будет торжеством тайны беззакония, которая воспринимается как высшее достижение мировой культуры и насущнейшее требование времени.

Экуменизм — навязанная миру псевдорелигия, ставящая своей целью объединение всех уже существующих религий. Термин «экуменизм» (вселенский) был предложен в 1910 году масоном Джоном Мотом. Экуменическое движение преследует политические, антидемократические цели во исполнение идей нового мирового порядка.

Возглавляет это движение Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), который в настоящий момент объединяет 342 церкви практически всех христианских конфессий из 120 стран мира.

На II Ватиканском соборе (1965 г.) Католическая церковь издала декрет об экуменизме и примкнула к ВСЦ. Особенно представительным был съезд в 2000 году в Риме, где хозяином и руководителем был папа Иоанн Павел II, который принимал и чествовал около 2000 гостей — религиозных представителей из всех частей света. Так постепенно, но верно папство осуществляет свою заветную мечту: возглавить и соединить под своей эгидой не только всех христиан, но и все нехристианские и даже языческие верования. При этом религиозные разногласия в вопросах вероучения не столь уж принципиальны, главное — объединение во имя мира и признание главенства Римского первосвященника, полный титул которого: «Епископ Рима, Наместник Иисуса Христа, Преемник князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской церкви, патриарх Запада, — архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх Ватикана, раб рабов Божьих — папа».

В апреле 2000 года в Швейцарии состоялся семинар ВСЦ под названием «Этика гуманитарной интервенции». Он выработал доктрину, которая практически дает разрешение США вмешиваться в любой конфликт в какой бы то ни было стране без санкций ООН (мы видели, как воплотилась эта доктрина в «разрешении» Югославского конфликта).

Во всемирных съездах ВСЦ участвуют как представители христианских конфессий, так и языческих культов — индейские шаманы, каннибалы с островов Океании, служители сатанинского культа Изиды и многие другие. Все они принимают участие в одном общем служении. Нет сомнения, что создателем и главным дирижером этих экуменических спектаклей является дьявол.

Одним из величайших компромиссов является принятие многими христианскими учеными теории эволюции, переосмысление и истолкование истины о сотворении мира через эту призму. В короткое время эволюционная теория стала главной философской основой современного естествознания во всех странах мира. Поражает доверие, с которым отнеслись к этой, в сущности, антирелигиозной гипотезе не только ученые, но и многие богословы. А между тем известный теоретик науки К. Р. Поппер говорит: «Достоверное знание нам не дано. Наше знание есть критическое угадывание, сеть гипотез, сплетений, предположений. Мы не знаем, а гадаем. Наше гадание руководствуется ненаучной, метафизической верой в то, что существуют закономерности, с которых мы можем снять завесу, которые мы можем сделать очевидными»10.

Сторонник теории эволюции сэр Артур Кейт соглашается с этим, но по-своему: «Эволюция не доказана и недоказуема. Но мы верим в нее, потому что ее единственной альтернативой является акт сотворения мира Богом, а это немыслимо»11. Так что сбываются пророчества, говорящие о «…погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи» (2 Фес. 2:10, И).12

Весь предыдущий исторический и культурный опыт человечества с высоты нежданно наступившего «золотого века» антихриста будет казаться только цепью сплошных неудач, печальными сумерками человеческого рода, ибо в те времена еще не созрело «новое мышление», «новое религиозное сознание», еще не было «всемирной теологии». Вот каково потрясающее самообольщение, которое поможет утвердиться «новому порядку». Пророк Даниил предупреждал, что «…при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его», «среди мира погубит многих» (Дан. 8:25), «он будет повергать истину на землю, действовать и успевать» (Дан. 8:12).

Что значит «среди мира погубит многих»? Это не просто истребление людей физическим способом, это именно успех коварства, когда души прельщены обманом в условиях мира (в еврейском оригинале стоит «погубить их по их беспечности»).

Что значит «повергать истину на землю»? Это не прямое отвержение Христа и Его Истины, а изощренное переистолкование учения в его практическую противоположность. Это приспособление истин Евангелия для прикрытия и реабилитации всякого порока. Это его приспособление ко всему плотскому, греховному и земному. Это выхолащивание его духовной сущности. Это то, чем и занимается уже сегодня новая «ситуационная этика». Рим всегда занимался этикой. «Цель оправдывает средства» — иезуитский принцип.

Какими нам мыслятся иной раз «люди последних дней»? Будет ли последнее время торжеством бескультурья? Отнюдь! «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы…». Но при всем этом «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1-5). «Имеющие видблагочестия» — нет худшей испорченности, чем та, которая облечена внешним «благочестием». Но «благочестие» — это понятие религиозное, оно говорит о том, что в последние дни будет господствовать религиозная по виду идеология, а не открытый атеизм.

Что значит: «Отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе» (Откр. 13:6)? Нечто похожее было в истории уже дважды: во время Французской революции 1793 года в Париже и в эпоху советского атеизма XX века.

Но такого рода атеизм не только не привлек мировое общество, но, наоборот, оттолкнул большую часть человечества. И потому от атеистической пропаганды сегодня отходят даже коммунисты. Видимо, речь здесь идет о богохульстве как сущности идеологии антихриста, ставящей его выше Бога. Но это богопротивление лицемерно скрыто от обыкновенного обывателя. Да и Господь Иисус неоднократно предостерегал, что многие придут под Его именем (Марка 13:5; Луки 21:8; Матф. 24:3-5).

Апостол Павел видит антихриста подобным ангелу света, который в храме Божьем сядет как Бог, выдавая себя за Бога (2 Кор. 11:14, 15; 2 Фес. 2:4-7).

В заключение наших размышлений приведем мнение Φ. Μ. Достоевского. Достоевский выдвигает на первый план идею будущего Рима, идею, которая найдет полное завершение в «Великом Инквизиторе». Райнхард Лаут по этому поводу пишет: «Чтобы суметь окончательно завладеть человечеством, необходимо учитывать все его глубочайшие интересы и потребности, управляя всеми ими; но к последним относится не только потребность в хлебе и всеобщем равенстве, но и потребность религиозная. Социалистическому государству недостает многого, государству сверхчеловека недостает по меньшей мере одного — удовлетворения ненасытного религиозного томления человека. Поэтому обе системы терпят поражение в достижении окончательного господства над человеком. А римский католицизм, выполняющий все предписания «злого духа», может оказаться господином положения потому, что он один в состоянии воспользоваться истинно-мистическим учением, а именно, учением Христа, и, опираясь на чудовищный обман, на тайное переистолкование этого учения в его практическую противоположность, добиться полной власти над человеком.

С помощью чуда, лишенного его христианского смысла, поражающих воображение достижений техники, с помощью авторитета и тайны эта система достигнет будущего тотального господства над людьми — не только политического и экономического, но и идеологического, причем не просто политически-идеологического, а «религиозного».

В «Легенде о Великом Инквизиторе» Достоевский с невероятной проницательностью раскрыл не только сущность этой будущей системы, но и предвидел, изобразил также и форму ее явления»13. Вот оно — пророческое видение и предсказание нового мирового порядка.

Несмотря на все свидетельства Слова Божьего и предупреждения Духа пророчества, несмотря на то, что тема антихриста раскрыта у целого ряда протестант-ских и русских религиозных философов14, несмотря на непрерывную цепь исторических свидетельств, существует все-таки соблазн рассматривать антихриста как некоего злого гения, действующего силой магии и колдовства, который истребит сначала христиан, а затем мусульман и иудеев, опираясь на бесчисленные орды азиатов. Как будто полтора миллиарда христиан и почти миллиард магометан — безоружные овечки, которые дадут себя перерезать неким ордам с востока, возглавляемым антихристом.

Однако антихрист, согласно Откровению Иоанна, — это не новоявленный Чингисхан, завоевывающий весь мир огнем и мечом. Это система, которая охватит «все племена, языки и народы» (Откр. 13). Система, которая развивалась в ходе всей истории и является величайшим заключительным плодом основных духовных тенденций в человеке и во всем человечестве со времен грехопадения.

Главный инструмент антихриста — обольщение. Оторвавшись от Бога, люди пошли по пути самоопределения в вопросах веры и морали. Люди сами устанавливают критерии добра и зла. Воля человека не желает всецело и полностью покорить себя Богу, Его воле, Его Закону. Это является общим для всех народов и всех времен. И поэтому была потеряна связь народов и культур, возникли национальные, религиозные, культурные противоречия. И какими бы благими ни были наши намерения найти общие критерии, используя общечеловеческие ценности — свободу и права человека, мир для всех землян, взаимоуважение и религиозную терпимость — эти порывы не достигают цели.

Бог не будет препятствовать общечеловеческому порыву установить «новый миропорядок» с участием всех ведущих исторических религий мира. Это будет окончательный экзамен на зрелость земной цивилизации. Именно тогда исполнятся слова пророчества: «Жатва на земле созрела». Подобно тому как во время жатвы созревает урожай, так созреет поле человеческой истории. Это будет проба на зрелость величайшего проекта мировой истории — ее «нового мышления», «нового экономического порядка», «нового религиозного сознания», «всемирной теологии», «нового миропорядка» — его философии и его морали. Испытание на зрелость великих традиционных религий мира, благословивших и вдохновивших человеческое сообщество на создание этого миропорядка.

О прошлой истории Н. А. Бердяев в замечательной главе «Мессианизм и история» своей книги15 говорит: «Все осуществления в истории производят впечатление неудачи. Осуществлено не то, что было задумано в творческом идеале. Не удалось христианство в истории. Есть трагическое несоответствие между христианами в катакомбах и христианами в папском и императорском величии и силе, между христианами гонимыми и христианами, совершающими гонения.

Не удались все религии. Все грандиозные замыслы мировых империй оказались кратковременными… Так будет и с осуществлением социалистического царства. Власть принадлежит князю мира сего, и он шутит с человеческими замыслами плохие шутки».

Именно это менее всего учитывают строители «нового порядка». Князь мира сего, дьявол, встретился с Иисусом Христом и предложил Ему все царства мира и славу их, но только на одном условии: «Падши, поклонись мне». Если бы можно было согласиться на такой компромисс Истины и лжи, то в конечном итоге победила бы ложь и полностью проиграла бы Истина.

В основе всех человеческих неудач лежит неосознанный и неисповеданный грех. Христос не принял корону из рук соблазнителя, не принял и царственного венца из рук народа, который хотел сделать Его царем. Прежде чем ставить вопрос о царстве и мировом владычестве, Он поставил вопрос об искоренении внутренней неправды в каждом человеке. Господь для того и пришел в наш мир, чтобы решить вопрос спасения человека от его внутренней неправды. Это основной вопрос свободы и нравственного Закона. И сам по себе ни один человек не может обрести свободу и быть праведным, минуя спасение, которое дарует Бог. Христос умер за грехи мира, и только через Него мы обретаем свободу.

Эта истина вечного Евангелия должна идти впереди истины о царстве добра и свободы, о царстве мира и безопасности. Евангелие, как оно есть во Христе, — это скала на дороге каждого человека и всего человеческого рода. Ее невозможно взорвать. Легче разрушить до основания мир, чем исторгнуть эту скалу. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись»(Деян. 4:12). В том-то и состояла трагедия иудейского народа времен Христа, что они жаждали политической свободы вместо свободы от пороков. Они искали земного царства и думали, что Мессия-политик поможет им утвердить это царство силой и чудом.

Так и историческое христианство терпит неудачи потому, что проповедь вечного Евангелия заменена идеей христианского царства на земле, а в последнем варианте ,-· идеей экуменического всеединства ради земного царства. Об этом Н. А. Бердяев пишет: «Ложным является отождествление Царства Божия с Церкойъю. Так учил блаженный Августин, и мнение это стало господствующим в католичестве. Этим утверждается авторитет исторической церкви и предотвращается возможность всякого проеретизма. Ожидания, обращенные к грядущему, признаются опасными. О втором явлении Христа-Мессии предпочитают не говорить. Апокалипсис замалчивается. Это есть в православии, хотя менее выражено, чем в более организованном католичестве. Но ведь Евангелие есть Благая весть о наступлении Царства Божьего»16.

И все же «новый мировой порядок» восторжествует на короткое время и окончится так же неожиданно, как и начался. «Ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5:3). Здесь снимается покров с тайны, «снимается покрывало, покрывающее все народы». Грех, на время закупоренный, вырвется с огромной силой. Последуют ужасной силы столкновения и все виды борьбы.

Тогда станет ясно, что мир и безопасность даже на короткое время не были делом человеческим. И не антихрист давал людям мир. Даже внешнее сохранение мира, не говоря уже о внутреннем, духовном мире, было делом Божьим. Это Он всегда удерживал и удерживает вихри страстей и бурь. Но пророчество говорит, что это удержание прекратится. «Будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:7, 8).

Тайна беззакония раскроется окончательно только в конце. Открытый атеизм, язычество, магия, оккультизм и все другие формы прямого отрицания Христа не есть тайна беззакония. Тайна беззакония проникла в дом Божий, то есть в христианскую церковь, под видом благочестия, прикрываясь внешней религиозностью. И не просто проникла, но и усилилась в ней «как Бог». Это происходило постепенно, с апостольских времен, но достигнет апогея в последнем явлении антихриста. Это не заезжий супераферист, который ночью переоделся в первосвященнические одежды. Это даже не просто плохие епископы или папы. Плохих епископов и патриархов церковь обличает в ходе истории. Антихрист выходит на свое поприще в соответствии со всеми требованиями избирательного ритуала. Он хорошо известен, почитаем, любим. Это тот, который придет во имя свое и его примут (Иоан. 5:43). Он беззаконник, человек греха, сын погибели, но об этом его почитатели узнают слишком поздно, только при Втором пришествии. Будет ли он тайной для тех, кто, рискуя своей жизнью, не поклонится ему? Нет, «вы братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать».

Тайна беззакония — это система взглядов и идей, которая обосновывает земную власть церкви, делает ее практику, ее опыт и предание высшим критерием самооценки. Незаметно смещаются акценты, преувеличивается и абсолютизируется ее авторитет. Не живое Слово Божье, не Библия, а сама церковь стоит в центре религиозного сознания. Иерархия и соборы отождествляются с Божественностью откровения. Так же было и в дни Христа в период исторического иудейства, когда ученый раввин и первосвященник вытеснили пророка, а предание старцев превознеслось над Заповедями Божьими (Марка 7:7).

Христос показал иудеям, в чем состояло их тайное беззаконие, ибо по виду и понятиям они были праведниками. «Хорошо ли вы делаете, заменяя заповедь Божью преданием вашим?» Эта церковная, религиозная гордость не хочет смирить себя перед Словом Божьим.

Христос стоял связанный перед Пилатом. Пилат был язычником, он не знал Писания, но, вглядываясь в Иисуса, признал, что перед ним стоит Праведник. Иудеи, зная Писание и видя Праведника, не могли смирить свою религиозную гордыню. Не упали на Скалу, не разбились об нее. Они решили разбить Скалу. Они распяли Его, но Скала ожила и вновь стала на пути истории народов. Так и современный мир не желает добровольно разбить о Скалу, Христа, свою гордость, свою премудрость, свой соборный опыт.

Грядет краткое время «мира и безопасности». Эта эпоха необходима в истории мира. Христос говорит: «Ибо надобно прийти соблазнам». Это тоже парадокс, но такая необходимость есть плод и результат неверного выбора, неверного использования свободы. И только через полное созревание плода, однажды сорванного в Едеме, приходит опыт раскрытия зла. Только созревшее зло может быть изжито. Оно будет изжито на уровне сознания, оно будет изжито для всего мироздания, для ангелов и людей. Но, может быть, этого довольно? Нет. Оно будет полностью истреблено Богом, ибо это зло воплотится не в добровольно раскаявшихся, а в использовавших свою свободу для делания зла.

Эпохи гуманизма и просвещения XVI-XVII вв. поставили перед человечеством вопрос, который актуален и сегодня: «Может ли человек, получивший широкое образование, имеющий доступ к ценностям мировой культуры, живущий в условиях свободы и материального достатка, знакомый с разными религиозными системами мира, исполненный энергии и успешной деятельности, но не разбившийся о Скалу, Христа, быть свободным от древних пороков? Свободным от эгоизма и себялюбия, зависти и ненависти, лицемерия и всего, что кочевало, как тень, за человеком из века в век, из эпохи в эпоху?» Сегодня мы знаем ответ. И это — величайшая истина настоящего времени. Ответ — «Нет и еще раз нет». Об этом говорят философия и социология, литература и психология.

Но таких свидетельств, по-видимому, мало. Поэтому нужно еще довершить широкопанорамный просмотр всемирной цивилизации, которая обобщит весь предшествующий опыт и достроит «Вавилонскую башню» всемирной империи. Бог на сей раз не будет ее разрушать, как однажды сделал в Сеннаарской долине. «Башня» будет достроена, освящена и явлена всем. Но она неожиданно и стремительно рухнет — падет под собственной тяжестью. Так говорит пророчество Откровения (главы 14, 18). Ангел показывает ее стремительное падение, подобное падению мельничного жернова в морскую пучину (Откр. 18 гл.). Но люди, которые останутся после ее падения, будут плакать о ней! Однако этот плач не есть плач раскаяния, это плач ожесточенного отчаяния. И только после этого придет Христос, чтобы собрать Своих и ввести в подлинное вечное Царство мира и безопасности.

Теперь необходимо сказать о тех, кто не поклонится зверю и его образу. О тех, которые оказали сопротивление антихристу «и не возлюбили души своей даже до смерти». Каково им будет во время так называемого «мира и безопасности»? Нет лучших слов, чем те, которые написал пророк Даниил: «Настанет время тяжкое, какого не было с тех пор, как существуют люди на земле». В то время будет испытана вера рабов Божьих. И так было во все времена, «ибо все, желающие жить благочестиво, будут гонимы».

«Они несли весть предостережения, взирая только на Бога и доверяясь Его Слову. Дух Божий руководил их сердцем, побуждая их говорить. Вдохновленные Богом, они со священным усердием выполняли свой долг и проповедовали народу слово, вверенное им Господом, не думая о последствиях»17.

Каково будет им переносить насмешки, издевательства, ненависть и презрение? Одним из изощренных способов, которым можно сломать душу, является отвержение. Тяжек неправедный суд общественного мнения, которое сформировали средства массовой информации. Инквизиция средних веков использовала не только пытки и казни. Человека убивали сначала морально, объявляя его еретиком, предавая анафеме и вечному проклятию. Человеку внушали, что он по своему неразумению лишается не только временной, но и вечной жизни, вечного спасения. Пророчество говорит о времени антихриста: «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13:15).

Возможно ли такое в эпоху, когда «права человека» начертаны на всех знаменах мира? Но наступающая эпоха привнесет «уточнение» в само понятие «прав человека», деформировав саму духовную сущность человека, преобразив ее в «образ зверя». Страшен и несчастен не гонимый, а гонитель — цивилизованный запрограммированный человек-зверь. Он получился не сразу, его слепила современная лженаука, убеждая еще школьников, что люди вышли в ходе эволюции из обезьяньего стада, что ум человека обострила борьба за существование, сделав его искусным создателем машин, компьютеров и всех средств коммуникации, обладателем власти над природой. Он принял ложь, что человека можно воспитать «общечеловеческими ценностями культуры» и науки. Он уверовал в самоутверждение через технотронную цивилизацию, в которой человек получает свою пайку, став винтиком мировой супермашины. Его развратили и очаровали, крепко сковав ум, душу и тело невидимыми нитями. Он несчастен не только потому, что не может, но и потому, что не хочет разорвать всемирную паутину. Контролируемый «великим инквизитором», он променял свою свободу на хлеб. И потому гонит и ненавидит всех, кто еще напоминает о Человеке и Боге, о Законе любви и свободе совести перед Богом.

Наступает «время тяжкое, какого не было с тех пор, как существуют люди на земле», но спасутся в это время все, которые записаны в книгу жизни. Вера в праведность Божью восторжествует в дни агонии доживающего зла. Зло себя исчерпало, оно себя изжило, оно себя раскрыло и само себя осудило на земле. Дни его сочтены. Оно исполнило все, что могло, — оно разрушило все и всех, кто его впустил и практиковал в своей жизни. Оно больше не нужно. Оно перестало нести с собой загадку. Христос придет для того, чтобы убрать его поверженный труп с дороги мироздания. Он придет, чтобы собрать жатву человеческой нивы. Он не потеряет ни одного зернышка, ни одной души, возлюбившей Правду и Его свет. Его очи бодрствуют над каждым человеком, несущим бремя борьбы. Он не даст сломаться никому, кто на Него уповает. Все окончится решительно и скоро. Слова «Се, гряду скоро» содержат всю полноту правды. Образ Божий · будет запечатлен во всяком, любящем Заповеди Его, любящем Бога. «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Мал. 3:17).