Вечные вопросы бытия

В глубокой нише за окном Идут и исчезают люди И шепчут мысли мне о том, Что так столетиями будет… Что я пройду, как в полусне, Ни целей, ни причин не зная, Скользящей тенью на стекле Своих следов не оставляя…

Читая эти строки, невольно подумаешь, что они принадлежат умудренному опытом, прошедшему нелегкий жизненный путь человеку.

На самом же деле их написала совсем молодая девушка, моя младшая сестра, в студенческие годы.

Похожие мысли посещают каждого человека, приходящего в этот мир. Всех нас тревожат вечные вопросы бытия: в чем смысл человеческой жизни, откуда и зачем мы пришли в этот мир, какое будущее нас ожидает и есть ли вообще будущее у человеческой цивилизации?

Древние мудрецы честно признавали, что не могут разрешить эти мировые загадки. Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 гг. до Р.Х.): «Мы не знаем, что такое жизнь; можем ли мы знать, что такое смерть?»

— Сократ (ок. 469-399 гг. до Р.Х.), а вслед за ним Платон (427-347 гг. до Р.Х.) утверждали: «Я знаю, что ничего не знаю». «Мы, в действительности, ничего не знаем».

Спустя два тысячелетия то же самое повторяют выдающиеся мыслители нового времени.

«В нашей позиции относительно философии новым является то, что мы не обладаем истиной» (Ницше Ф.В., 1844-1900 гг.).

«Никто не может знать, что же действительно старое и что, собственно говоря, будущее. Эпоха неясна в своей сущности, поэтому, не понимая ни себя, ни ситуацию, люди борются, быть может, против подлинного смысла». «К тому же нам неизвестен даже окончательный удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек? Исчерпывающий ответ на него мы дать не можем. Мы, собственно говоря, не знаем, что такое человек, и это относится к сущности нашего человеческого бытия» (Карл Ясперс, 1883-1969 гг.).

Вслед за этими известными философами то же утверждает и современный английский ученый: «Достоверное знание нам не дано. Наше знание есть критическое угадывание» (Поппер Карл Раймунд, 1908-1994 гг.).

«Человек не делает историю, он в ней живет, блуждает без всякого ведения, для чего и к чему» (Розанов В.В., 1856-1919 гг.).

Итог подводит современное издание «Краткой философской энциклопедии»: «На последний вопрос, стоящий перед философией истории, — имеет ли смысл человеческая история — в настоящее время отвечают, в общем, отрицательно».

Но если мудрецы древнего Востока и знаменитые философы Греции справедливо говорили об ограниченности человеческого разума и невозможности понять мировые вопросы бытия, то это объяснимо: им было неведомо Божье откровение, данное в Библии. Но как понять тот факт, что и в современном мире люди не имеют в своем большинстве этих жизненно необходимых знаний?

Почему христианская цивилизация Европы пришла к постмодернизму, отрицающему вообще возможность постижения общечеловеческих истин? Потому что не знает Слова Божьего и основополагающих истин. А не зная Слова, нельзя знать Христа.

Эволюционная теория, приложенная к учению о возникновении Вселенной, к зарождению и развитию жизни на земле, стала тем «лженаучным затмением», которое погрузило современную цивилизацию во мрак неведения, и оставила вечные вопросы бытия без ответа. С отвержением библейского учения о сотворении мира Богом человеческий род потерял историческую память своего происхождения. Это повлекло за собой потерю глубинного смысла жизни и потерю смысла истории. О том, как враг ополчается на незыблемое Слово Бога, свидетельствует факт, что библейская история происхождения мира, изложенная в первых одиннадцати главах книги Бытие, была объявлена Католической церковью мифом, заимствованным у древних вавилонян, а дарвиновская эволюция — «лучшим объяснением происхождения человека».

Фундамент всей Библии — это истина о сотворении и начало истории человечества (1-11 гл. книги Бытие). Подобно тому, как в ДНК помещается вся информация о человеке, так в Четвертой Заповеди Закона Божия (о субботе) отражена основополагающая истина о сотворении мира. Бог предвидел разрушение этого основания в ходе истории: «… Закон Твой разорили» (Псал. 118:126), но Он также предвидел, что свет Истины не погаснет во тьме: «Ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить…» (Исаии 58:12, 13).

Именно в Божьей Заповеди о субботе сосредоточена истина о сотворении мира Богом, как об этом и говорит Библия (Быт. 2:1, 2).

Кроме того, Господь поместил истину о сотворении мира в Десятисловный Закон, начертав его Своей рукой (Исх. 20:8-11).

Именно это человек должен был «помнить, чтобы хранить». Сохраняя эту истину, люди сохраняли историческую память своего происхождения. С потерей этой Заповеди произошла потеря четкого понимания абсолютной власти Христа как Творца. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит… ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота» (Колос. 1:16-19).

Он есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний (Опер. 1:8-10). Многие готовы видеть во Христе самоотверженного страдальца, но только человека и не более. Но Он есть Бог, творящий мир, — это исходная и смыслообразующая истина всего библейского повествования. И поскольку Он — Творец, то именно Он имеет власть и право быть законодателем созданного Им мира.

Смысл человеческого бытия не может быть раскрыт ни на богословском, ни на философском уровне, если мы не примем тот факт, что у начала всего стоит Личность Создателя. Безличное «Начало» не раскрывает смысла человеческого бытия, ни смысла исторического процесса, не раскрывает ни одного из вечных вопросов, о которых мы говорили в начале. Тот, Кто дал начало человеческой истории, дал время каждому на то, чтобы найти ответы на эти вопросы. И только Бог имеет на них ответы.

У К.С. Льюиса в «Сказках Нарнии» есть эпизод, в котором дети после долгих поисков находят Льва (символический образ Христа). И они говорят Ему: «Мы так долго Тебя искали». На что Лев отвечает: «Прежде чем вы начали искать Меня, Я вас позвал».

Так Христос стучит в сердца людей и зовет их, задавая им эти извечные вопросы, возбуждая желание осознать свою роль в мире и желание найти Его, и Он же помогает ответить на все вопросы через Слово Божье. Христос дарует Свои откровения через Слово, Сам Бог вступает в диалог с человеком. И если человек включится в этот диалог, то он продлится вечность.

Таким образом поиск ответов приводит человека к Богу, а Бог открывает Свои тайны через Слово. Но есть и обратная связь: так называемый христианский мир, не зная Слова Божия, не знает и Христа. А именно к Нему, как к смыслообразующему Началу, сходятся все вечные вопросы, и от Него же исходят на них ответы.«Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36).

Знающие Никейский символ веры (325 г. по Р.Х.) могут возразить: ведь историческое христианство определенно исповедует: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого». (Так говорит первое положение Никейского символа веры). Да, бесспорно так! Но здесь умалчивается то, как и когда Он это совершил. Библия не только указывает на Бога Творца (Быт. 1:1), но и показывает Его во временном действии, последовательно творящим всю нашу среду обитания, что имеет прямое отношение и к нашей вере, и к повседневной жизненной практике. Это не просто информация к нашему сведению, но и пример, возведенный в закон постоянного подражания из года в год, из века в век. Заповедь Десятисловного Закона гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11). Здесь истина о сотворении мира Богом представлена не просто как умозрительная догма, но как святая обязанность, вытекающая из Закона. Таким образом, два важнейших жизненных процесса — производительный труд и богопоклонение — определены навечно Самим Богом в недельном цикле.

Закон памяти сотворения мира сопряжен с регулярной еженедельной практикой подражания Богу. Это нечто несравнимо более значимое, чем рассуждения некоторых богословов о том, какими были дни творения: длительными периодами или же обычными днями.

И совершенно ни к чему не обязывают рассуждения о том, что Бог творил мир посредством эволюции. Подобного рода рассуждения отнюдь не безобидные, ибо они создают неопределенную картину сотворения мира и лишают людей чувства ответственности по отношению к исполнению Божьих Заповедей.

Поэтому перед Вторым пришествием Христа провозглашаются три ангельские вести (Опер. 14:6-12). И здесь снова четко предписано убояться Бога, воздать Ему славу и поклонение как Творцу мира и Верховному Судье всех живущих.

Эта весть вызвала к жизни всемирное адвентистское движение — Церковь Адвентистов Седьмого Дня. В этом названии присутствуют два основных библейских учения: о Божьем сотворении мира в семь дней и о Втором пришествии Христа. Это два основных библейских смыслообразующих факта. Если история человеческого рода помещена между этими истинами, то тогда она имеет определенный Богом смысл и назначение.

При таком подходе становится очевидным, что в Библии присутствует непрерывный ритм исторического движения от сотворения до Второго пришествия и что каждая историческая эпоха связана с предыдущими и последующими. Господь говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний». Это не безликое природное начало и не бессмысленный конец из ниоткуда в никуда. Историческому процессу заданы как личностное Начало, так и Божия окончательная цель во Христе Иисусе. Это значит, что Он стоит над всем ходом истории как Тот, к Кому восходят все вечные вопросы и от Которого нисходят все ответы на эти вопросы.