«Мыслящий тростник» в эпоху научно-технических революций

Еще древние греки называли человека «мыслящим тростником». Это удачное сравнение дает точную характеристику человеческой личности, сочетающей в себе краткодневность, хрупкость жизни и желание постигнуть и объять умом необъятный мир. И по сей день человек остается хрупким, краткодневным и столь же пытливым. Со времен французской буржуазной революции конца XVIII века европейская культура развивалась в основном в светском, безрелигиозном духе. Отодвинув в сторону изрядно скомпрометировавшую себя церковную опеку, общество уверовало во всесилие человеческого разума и научного метода. Можно было бы предположить, что только научный прогресс даст когда-то ответ на вечные вопросы: что есть человек и каково его место в мире природы. Однако научный и философский методы познания необходимы в своей сфере исследования, но недостаточны для раскрытия вечных вопросов. Даже расшифровка генома человека не раскрывает тайны его бытия. Поэтому неизменно остаются в силе слова известного философа XX века Карла Ясперса (1883-1969 гг.), который писал: «Нам неизвестен даже окончательный удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек? Исчерпывающий ответ на него мы дать не можем. Мы, собственно говоря, не знаем, что такое человек, и это относится к сущности нашего человеческого бытия» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994, с.62).

Подобные высказывания можно встретить в различных сферах естествознания и истории. Известный теоретик науки Карл Р. Поппер достаточно четко обозначил относительные возможности научного метода в естествознании. Я вспоминаю одну статью из журнала «Наука и жизнь» академика В. Л. Гинзбурга. Я благодарен Виталию Лазаревичу за откровенное признание, что на основании современной науки о Вселенной невозможно ни доказать, ни отрицать бытие Бога. Это смелое заявление было сделано в эпоху махрового атеизма, когда на всех уровнях советской науки на вопросы бытия Бога было положено давать только однозначный отрицательный ответ. Ставить вопрос о самопознании и самоопределении человека в зависимости только от научных открытий — значит навсегда оставить без ответа самые животрепещущие и жизненно необходимые людям вопросы.

На наш взгляд, именно библейское откровение о сотворении мира и человека дает ответ на вопрос, кто есть человек. Этим жизненно необходимым знанием обладали люди прошлых тысячелетий, но доступ к нему возможен и для современного человека. Оно не зависит от поступательного движения и умножения научных знаний о мире природы. Было бы уместно упомянуть двух Авраамов: Авраама, сына Фарры из Ура Халдейского (XIX-XVIII вв. до н.э.), и Авраама Линкольна (XVIII в. н.э.), а также двух Исааков: Исаака, сына того же Авраама из Ура, и Исаака Ньютона, величайшего физика нового времени. Что общего между этими двумя Авраамами и двумя Исааками? Ведь они жили в разных исторических и культурных мирах; их отделяет друг от друга тридцать шесть веков (за это время в мир пришло и ушло 140 поколений людей). Общим для них является то, что они верили в Бога, Который сотворил мир и создал человека по Своему образу и подобию. Они знали Бога, чувствовали свою нравственную ответственность перед Создателем и имели надежду на будущее Царствие Божье на Земле, которое обретут по воскресении мертвых.

Именно знание, данное свыше Богом и принятое верою, создает единство человеческой истории, раскрывает смысл и назначение людской жизни, независимо от того, в каком веке и где живет человек. Было бы очень печально и поистине трагично, если бы ответы на эти насущные вопросы были поставлены в зависимость от достижений и открытий естествознания.

Духовное здоровье последних поколений жителей Земли изрядно подорвано именно отсутствием живой личной связи с Богом. Иисус Христос пророчески предсказал, точно определил эпоху маловерия, в которую мы живем: «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Луки 18:8).

Динамизм современной исторической жизни сопровождается и в значительной степени стимулируется умножением объема научных знании. Об этом также говорит библейское пророчество: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12:4).

Однако, к великому сожалению, с умножением знаний зло не уменьшается, наоборот, разрушительные силы на Земле возросли до чудовищных размеров. А человек остается тем же хрупким и колеблющимся «мыслящим тростником». Но это метафорическое определение древних только отчасти справедливо. Есть более древнее и более адекватное определение человека: человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1:27). И Тот, Кто сотворил его, вдохнул в него также искру жизни и жажду познания. Человек от начала имеет личностный статус, потребность свободы выбора. Его путь омрачен грехопадением, которое везде и всюду дает о себе знать и о котором мы нынче вовсе не слышим ни в педагогике, ни в социологии, ни через средства массовой информации. Хотим мы этого или нет, но сам ход истории делает актуальными вопросы о выживании человеческого рода. Становится все более очевидным, что своими силами, умом и знаниями мы не в состоянии спасти жизнь на Земле и спастись сами. Все это делает чрезвычайно актуальной весть Евангелия о Спасителе, Которого Бог послал в мир в лице Иисуса Христа.

Лимит жизненных сил человека и природных ресурсов говорит нам о том, что нет уже времени ни сопоставлять, ни противопоставлять данные науки и библейские постулаты о происхождении мира. Перед людьми остро стоят не только «проклятые вопросы бытия» (Достоевский), но и вопросы спасения. Утопающий, как говорится, хватается за соломинку, и кто может судить его за это? Но Творец жизни предлагает нам во спасение не соломинку, а Свое вечное Слово, в котором есть «…сила Божия ко спасению всякому верующему…» (Рим. 1:16).

Выступление в Институте Западной Европы в Москве на заседании круглого стола по поводу дискуссии «Большой взрыв во Вселенной, или сотворение мира».