7 глава

1. Не судите: — Иисус здесь в частности касается обсуждения мотивов ближнего, не суждение о правильности или неправильности его поступков. [355] Компетенция судить о мотивах человека принадлежит одному Богу потому, что Он один может читать «сокровенные мысли человека (см. Евр. 4:12; ЖВ 314). Так, рассматривая сердце человеческое, Бог любит грешника, но ненавидит грех. Будучи в состоянии разглядеть только «внешность человека» 1Цар. 16:7 люди неминуемо допускают ошибки. Иисус здесь не говорит о способности христианина тонко отличать добро от зла (Откр. 3:18; ср. 5СЦ 233), но о привычке недоброжелательно, резко и обычно несправедливо критиковать.

2. каким судом: — Сравните Марк 4:24; Лук. 6:38. Мера, которою даем, будет мерою, которою получим, потому что несправедливость вызывает несправедливость. Более того, несправедливость человека по отношению к своему ближнему, вызывает Божественный суд, как учил Иисус в притче о двух должниках Матф. 18:23-35. Мы можем осуждать обиду, но подобно Богу, мы всегда должны быть готовы простить обидчику. Мы можем оказать милость обидчику без того, чтобы в малейшей степени оправдать содеянное им зло.

3. что ты смотришь: — Сравните Лук. 6:41. Английская пословица «живущий в стеклянном доме не должен бросаться камнями», имеет такой же смысл. Арабская пословица гласит: «Как ты видишь щепку в глазу брата и не видишь коромысла в своем глазу?»

сучек: — Греч. karphos, простой «обломок» или «щепка» древесины, или же соломы. В глазу такая щепка очень раздражала бы, хоть она и малого размера. «Сучок» безусловно изображает меньшую вину. Человек, расположенный к осуждению, всегда готов обнажить любую, даже малейшую ошибку в другом человеке.

бревна: — Греч, dokos, «бревно» или «доска», «кусок дерева», употребляемый в конструкции дома.

4. как скажешь: — Сравните Лук. 6:42.

«дай, я выну: — Это предложение происходит не столько от желания помочь, сколько от стремления обратить внимание окружающих на наличие сучка и на предполагаемую находчивость и ловкость человека, предлагающего его вынуть.

бревно: — Совершенно забывая о времени, когда он сам заблуждался и о своих собственных слабостях, лицемер делается нетерпеливым к своему заблуждающемуся брату. Как часто так называемые христиане глубоко возмущены действиями или предполагаемыми действиями других, а впоследствии обнаруживается, что они сами виновны в тех же самых грехах, в которых они обвиняют других. Это случилось с фарисеями, которые привели к Иисусу женщину, «взятую в прелюбодеянии» (Ин. 8:3-11; ЖВ 461), и также с Симоном, который осуждал Марию (лук. 7:36-39; ЖВ 566). Христианин, который обнаруживает в своем брате ошибку, должен исправлять такового «в духе кротости», сознавая, что он сам мог быть искушен и мог пасть в этом же пункте, и что это еще может с ним случиться в будущем Гол. 6:1.

5. Лицемер: — Человек склонный к критике и осуждению, — всегда лицемер, и его критика в частности направлена на то, чтобы прикрыть свое собственное лицемерие. См. на гл. 6:2.

тогда увидишь: — Только тогда, когда человек готов сам пострадать, если нужно для того, чтобы помочь своему заблудшему брату, он «действительно может видеть» как помочь (см. НПХ 128). Помочь другому увидеть и преодолеть недостатки в его характере и жизни — самая деликатная операция в области человеческих взаимоотношений, которая требует наиболее отчетливой и проницательной зоркости от того, кто собирается такую операцию провести.

6. Не давайте: — От мелких и мнимых ошибок в жизни и характере других Христос обращается к отношению христианина к тем, которые явно и полностью пребывают во зле, и не имеют желания избегать греха.

святыни: — Возможно, это относится к обетам и жертвоприношениям, доставляемым в храм, и посвященным для святого употребления. Мишна говорит: «Не позволительно выкупать посвященных [животных] с целью скармливания их псам» (temurah 6. 5, Талмуд издания Сончино, 224 стр. ; ср. Талмуд Behoroth 15а, издания Сончино, 105 стр. ). Работник Евангелия не должен тратить время с людьми, которые «из Евангелия делают лишь предмет спора и насмешек» (см. НПХ 129; ЗСЦ45О).

псам: — На востоке собаки даже сегодня питаются падалью и отбросами больших и малых городов и ведут полудикий образ существования. [356] Для Евреев пес был также животным нечистым по обрядовому закону и, принося лишь незначительную пользу в хозяйстве, крайне презирался (см. на Иов. 30:1).

жемчуга: — Греч, margaritae, от которого происходит такое женское имя Маргарита. Возможно, что Христос имеет в виду мелкий жемчуг, по виду и цвету похожий на крупу, который поначалу мог быть принят свиньями за пищу.

7. Просите: — Изложив возвышенные идеалы Царства Небесного от гл. 5:21 по 7:6, Иисус, в оставшейся части беседы, обращается к средствам, при помощи которых граждане Его царства могут превратить эти добродетели в часть своей жизни гл. 7:7-12. Он приводит своих слушателей к разделению путей и обращает их внимание на то, что гражданство Его царства включает в себя большую личную жертву (Матф. 7:13, 14; ср. Лук. 14:27-33), и что его не следует принимать необдуманно. Он предупреждает от философии и совета тех, которые претендуют быть религиозными руководителями, от волков в овечьей шкуре Матф. 7:15-20, и заканчивает с серьезным призывом жить согласно принципам царства 21-27 спи

Признавая неспособность грешника своими силами согласовать свою жизнь с принципами Божественного закона, Христос указывает своим служителям на источник силы для христианской жизни. Все, в чем граждане царства нуждаются, дается просящим. То, чего они не могут совершить собственными силами исполняется, когда человеческие усилия объединяются с Божественным могуществом. Просящие не будут разочарованы 9-11 ст. Бог не жалеет даров неба; Он не поступает с людьми так, как они поступают друг с другом 1-6 ст. , Он благ и милосерд.

9. Есть ли: — Ни один из присутствующих отцов ни на миг не мог бы быть настолько бессердечен и жесток. И если они, даже в своем человеческом несовершенстве, не решились бы на такой образ действия, то насколько менее можно было ожидать, что их Отец небесный решится на это.

11. даяния благие давать: — Дети обычно не медлят обращаться к родителям с просьбой о чем-либо. Нам также не нужно медлить приходить к Тому, Кто дает «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный» Иак. 1:17.

тем более: — В Своем наставлении Христос часто применяет способ перехода от меньшего к большему, в данном случае, от любви человеческих родителей, к неизмеримо большей любви небесного родителя (см. гл. 6:30). Иисус берет человеческую природу в самом лучшем ее проявлении и затем указывает на несравненно более возвышенный характер Божий.

12. Итак: — См. на Матф. 7:7; ср. Лук. 6:31. Отношение христианина к своим ближним является серьезным испытанием искренности его веры (1Ин. 4:20; ср. Матф. 25:31-46).

Золотое правило подводит итог предписаний второй скрижали закона Божия и является выражением великого принципа любви к ближнему (см. Матф. 19:16-19; 22:39, 40; ср. 1Ин. 4:21). Только те, которые делают золотое правило законом своей жизни, и деятельности, могут рассчитывать на доступ в Царство славы. Наше отношение к ближним является безошибочным доказательством нашего отношения к Богу (см. 1Ин. 3:14-16).

Глубокие мыслители других веков и других культур открывали и выразили величественную истину золотого правила, хотя большей частью, в отрицательной форме. Например: Гиллелу, знаменитейшему раввину, предшествовавшему Христу поколению приписываются следующие слова: «То что, отвратительно для тебя не делай твоему соседу; в этом вся Тора, остальное же — толкование к сему» (Талмуд Shabbath 31а, издания Сончино, 140 стр. ). Золотое правило находится также в Апокрифической книге Товит гл. 4:15: «Не делай никому того, что ты ненавидишь», а также в так называемом Письме Аристы (издание и перевод Моисея Хадаша 181 стр. ): «Как ты не желаешь, чтобы тебя постигало зло, но хочешь пользоваться всем добром, так ты должен поступать с подчиненными твоими и с обидчиками».

Следует заметить, что Иисус превратил отрицательное положение в положительное. В этом заключается существенное различие между христианством и всеми ложными религиями, и также между истинным христианством и пустой религиозной формой, отрицающей живительную силу Евангелия. Золотое правило берет высшее самолюбие, [357] то, чего мы желали бы, чтобы другие делали нам, и превращает его в высшее самоотречение, что нам следует делать другим. Это величие христианства. Это жизнь Христа, проявленная в жизни Его последователей, носящих Его имя (см. на гл. 5:48).

в этом закон: — Христос подчеркнуто отрицает, что принцип, предложенный в золотом правиле, является чем-то новым; это сама сущность закона, данного через Моисея (Торы) и Писаний пророков, иными словами всего ВЗ (см. на Матф. 5:17; Лук. 24:44). Тот, кто усматривает закон любви в одном только НЗ, а ВЗ определяет в архив, как использованную уже религиозную систему, становится критиком учителя, Который специально объявил, что Он не пришел с мыслью отменить великие принципы, открытые «в законе и пророках» (см. на Матф. 5:17, 18; Лук. 24:27, 44). Вся Нагорная Проповедь от Матф. 5:20 до 7:11, изображает эту великую истину. Указав, что Он не пришел, чтобы отменить учение Моисея и пророков, Христос подробно излагает свое отношение к закону, который Он пришел возвеличить и прославить (см. Ис. 42:21).

13. Входите: — В 13 и 14 ст. Иисус формально приглашает Своих слушателей принять Его принципы, как курс своей жизненной деятельности и указывает им, как начать и с чего начать. Он «дверь» Ин. 10:7, 9 и «путь» Ин. 14:6. Желающий войти в Царство небесное, желающий «иметь жизнь и жизнь с избытком», должен войти Им: другого пути нет Ин. 10:7-10. Сравните Лук. 13:24.

тесными: — Греч, stenos, «узкий». Врата находятся в начале пути, а не в конце его. Они тесны и через них может пройти только то, что существенно для путешествия по узкому пути. В древности городские ворота часто закрывались при заходе солнца, и поскольку города часто располагались на вершине холма или отвесной скалы, то путь вверх к воротам часто бывал узким. Желающий успеть войти до закрытия, должен был прилагать упорные усилия, возвращаясь домой, чтобы «успеть вовремя» (см. Лук. 13:24).

пространен путь: — Представление о двух путях встречается часто (см.

Втор. 11:26; 30:15; Иер. 21:8; ср. Пс. 1 гл. ).

14. Потому что: — Важность текстового свидетельство (ср. 146 стр. ) может

цитироваться «как».

тесны врата: — Сравните гл. 19:24. Теснота врат требует самоотверженности со стороны желающего пройти.

УЗОК: — Форма Греч. thlibo, «сжимать», «сдавливать». Итак, путь сжатый или суженый, например, в ущелья между высокими скалами, в противоположность «широкому» или «легкому» пути.

немногие находят — По простой причине, что они не желают его находить, так как каждый, кто желает, войдет (см. Откр. 22:17).

15. лжепророков: — Сравните Матф. 24:5, 11, 24; Марк 13:22. Истинный пророк — это пророк, который говорит от Бога. Соответственно ложный пророк, -это тот, кто объявляет, что он говорит от Бога, но на самом деле он рассказывает превратные мысли своего извращенного сердца (ср. Ис. 30:10; Иер. 14:13-15; 23:16, 17, 21, 25, 30-32, 38; 29:8, 9; Иез. 13:2, 3, 10, 11). Сравните опыты Иеремии с лжепророками его времени Иер. 27-29 гл.

Лжепророки это те, которые внушают, что можно войти и широкими вратами и пространным путем. Это «воры», которые приходят украсть, убить и погубить Ин. 10:7-10. Относительно предупреждения апостолов от лжепророков (см. Деян. 20:28-31; 2Пет. 2 гл. ; 1Ин. 2:18, 19; 2Фес. 2:3, 7;).

в овечьей одежде: — Сходство между «волками» и «овцами» — только наружное. Не имела места перемена сердца, а лишь перемена внешности, причем цель, безусловно, преследовалась лишь такая, чтобы ввести в заблуждение овец, убаюкать их ложной уверенностью в безопасности и затем поглотить с еще большей легкостью. Народ Божий часто изображается как стадо овец; и Бог как их Пастырь Пс. 22:1, 2; 77:52; 79:2; 99:3; Ис. 40:11; 53:6; Иез. 34:10-19; Ин. 10:1-16; и т. д.

хищные: — Греч. harpax, «жадный», «хищный». Эти «волки» не только злы в сердцах своих, но они сопротивляются истине и тем, которые ее твердо держатся. Их цель — причинить вред овцам, и этим добиться выгоды себе. Жадные и тщеславные, они [358] опаснее «псов» или «свиней» 6 ст. См. на Мих. 3:5-11.

волки: — Сравните Соф. 3:3; Матф. 10:16; Ин. 10:12.

16. узнаете: — Греч, epiginosko, «знать в совершенстве». Символика меняется: «овцы» вовсе не беззащитны, в их власти распознать «волков» по их делам и образу действия. Привлекательные притязания этих лжепророков не открывают их истинного характера. Их красивые слова и пламенные декларации не отражают их истинную суть, не открывают ее и их чудеса 22 см Слова — «узнаете их», -должны быть восприняты, как обетование, что «овцы», которые знают голос пастыря Ин. 10:4, не будут обмануты льстивыми словами «волков» (см. 5СЦ 233). Те, которые искренно любят Господа и полностью преданы Его воле, не должны опасаться заблуждения, если они слушают голоса Божия, говорящего их душе изо дня в день, через Его слово и Его советы (ВБ 598; 8СЦ 298). В великий час испытаний, ожидающий нас, только те будут недоступны для хитростей сатаны, которые знают истину и любят ее (Ос. 4:6; 2Фес. 2:9, 10; 6СЦ 401). Сравните Матф. 12:33-35; Лук. 6:43-45.

Собирают ли с терновника виноград: — Сравните Иак. 3:11, 12.

17. Так всякое дерево доброе: — Сравните гл. 12:33, 34.

плоды добрые: — Т. е. , плод хороший по виду, ароматный и приятный на вкус. Он привлекателен со всех сторон. «Плод Духа» описан в Гал. 5:22, 23.

худое: — Греч, sapros, «гнилой», «разлагающийся». Это же слово встречается в гл. 13:48.

плоды худые: — Дела плоти, перечисленные в Гол. 5:19-21. Сравните «дикие ягоды» из притчи Исайи о винограднике Господа Ис. 5:1-7, и также смоквы настолько худые, что их нельзя было есть Иер. 24:2, 8.

18. дерево доброе: — Сравните Лук. 6:43. Человек с неиспорченным характером невольно проявит свой характер в своих словах и делах.

19. срубают: — Иоанн Креститель говорил «о секире» лежащей у корня дерева (см. на гл. 3:10). В дальнейшем Христос снова приводит сравнение со срубом бесплодного дерева Лук. 13:6-9.

бросают в огонь: — См. на гл. 3:10. В огне последнего дня худые плоды

«дела» будут «сожжены» 2Пет. 3:10-12.

20. Итак: — Или, «таким образом».

по плодам: — См. на 16 ст. Положение, с которого была начата притча, о фруктовом дереве и его плодах, здесь в конце сравнения, снова повторяется для усиления этой истины.

21. Не всякий: — Слова «не» и «но» выдвигают на первый план резкий контраст между говорящим только о воле Божией и действительным исполнением ее. Обычная профессия не имеет никакой ценности. Кто выдает себя за знающего Бога, но не повинуется Его заповедям «тот лжец, и нет в нем истины» 1Ин. 2:4, несмотря на благочестивую внешность.

«Господи! Господи!»: — Называть Христа «Господом», — значит исповедать веру в Него, как в Миссию. Такое обращение заставляет думать, что говорящий присвоил себе роль ученика.

исполняющий: — Т. е. , исполняющий волю Божию, как только он ее узнает. Исполнение должно сопровождаться верою, или же дела будут одной лишь формой. Верно, что «вера без дел мертва сама по себе» Иак. 2:17, но правда и то, что дела не исходящие от искренней и живой веры, также «мертвы» в Евр. 11:6. Незнающие воли Божией не ответственны за ее выполнение, Лук. 12:47, 48, но те, которые слышали голос Божий, говорящий к их сердцу, и все же продолжают оставаться на путях собственного выбора «не имеют извинения о грехе своем» Ин. 15:22.

22. Многие скажут: — Здесь Христос впервые намекает на факт, что Он в «тот день» явится как судия всех людей (ср. гл. 26:64). Такими словами ко Христу будут обращаться христиане по исповеданию. Они в этой жизни назывались Его последователями, но были взвешены на весах и найдены слишком легкими.

тот день: — Это последний великий день суда (ср. гл. 25:32, 33, 41). «Тот день» или день Господень, часто упоминается [359] пророками ВЗ (см. Ис. 2:11, 17; Иоил. 2:1; 3:14; Ам. 5:18, 20; Соф. 1:15; ср. Мал. 3:17; 4:1; Лук. 10:12; 2Фес. 1:10; 2Тим. 4:8).

от Твоего ли имени мы пророчествовали: — Форма вопроса свидетельствует о том, что вопрошающие ожидают утвердительного ответа. Они говорят: «Разве мы не пророчествовали от Твоего имени?» Вряд ли они заявляли бы перед великим Судьей вселенной, что они это делали, если их заявление не подтверждалось бы фактами. Это показывает меру их самонадеянности и самообмана. Получается, что они заявляют Судье протест, считая его приговор несправедливым, так как он, по их мнению, не вправе обращаться с ними, как с отступниками. Ведь они проповедовали от Его имени! Но они забыли, что показное богослужение, основанное на человеческих преданиях, напрасно.

бесов изгоняли: — Вероятно это наиболее трудное из всех чудес (см. на Марк 1:23), и поэтому этим чудом символически представлены все другие чудеса, неупомянутые здесь. Когда семьдесят учеников вернулись со своего первого миссионерского путешествия, то именно тот факт, «что даже бесы» им повиновались, казался им особенно знаменательным Лук. 10:17. См. Дополнительное Примечание к Марк 1 гл.

многие чудеса: — В том числе, возможно, и действительные чудеса (ср. ВБ 553, 588), совершенные для удостоверения, что Бог с ними и что Он подтверждает истинность их учения (см. Откр. 13:13, 14; 2Фес. 2:9, 10). Из Писаний известно, что чудеса сами по себе еще не позволяют заключить об участии в них Божественной силы. Величайшее чудо мира сего и вечности — это жизнь, преобразованная в Божественное подобие» (см. ЖВ 406, 407). Те, которые говорят о себе, что они пророки, должны быть испытаны по своей жизни (см. на Матф. 7:16), а не по представленным ими чудесам. См. 208, 209 стр.

23. объявлю: — Греч, homologeo, что здесь значит «явно скажу».

«Я никогда не знал вас: — Или, в соответствии с Греческим глаголом «Я никогда не был знаком с вами». Этим подтверждается, что их учение и чудеса не были произнесены и совершены по воле Божией или Его силой.

отойдите от Меня: — Сравните гл. 25:41. Итог греха — окончательное и совершенное отделение от Бога.

беззаконие»: — Греч, anomia, «беззаконие» или «несоответствие с законом». Нечестивые и являются беззаконниками, потому что они отказались согласовать свою жизнь с совершенным образцом, явленном в законе небесного Царства, — и грех есть беззаконие [anomia] 1Ин. 3:4. На Елеонской горе Христос говорил, что в последние дни «беззаконие», anomia, умножится Матф. 24:12, и несколько десятилетий спустя Павел замечает, что «тайна беззакония [anomia]» уже в действии 2Фес. 2:7.

24. Итак: — Заключение и призыв нагорной проповеди представлен в виде двойного сравнения. Сравните Лук. 6:47-49.

слушает: — Здесь Христос, безусловно, имеет в виду больше, нежели обыкновенное слышание. По-видимому, слушающие эти слова осмысливают их значение, по крайней мере настолько, что они получают достаточно света, чтобы действовать если они решатся на это и, таким образом, становятся ответственными перед Богом (см. на 21 ст. ).

исполняет: — См. на 21 ст. ; ср. гл. 5:19. Опасно слышать Божественное повеление, если слышанное не превращается в действие так, как слышание неизбежно возлагает ответственность за соответствующее действие. «Сыны Божий» это те, которые следуют руководству Его Духа Рим. 8:14. Послушание превращает слова Христа в личный характер. См. на Ин. 5:24.

уподоблю: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) склонно к чтению «он уподобиться».

дом свой: — Т. е. , «дом» своего характера.

на камне: — Господь Иисус Христос, это тот «камень», на котором каждый отдельный христианин и христианская церковь, как содружество строителей характера, должны строить (см. на гл. 16:28). Согласно Лук. 6:48, строитель «копал и углубился», чтобы положить прочный фундамент. Прочное строительство требует много времени и усилий, много проще построить дом, не заботясь о прочном основании.

25. пошел дождь: — Обращает на себя внимание обрывистый [360] стиль и краткие предложения, описывающие бурю, что создает живой литературный образ.

ветры: — «Ветры» искушения, испытания (ЖВ 314), возможно также ветры ложных учений, направленные на то, чтобы сдвинуть человека с крепкого основания веры Ефес. 4:14.

он не упал: — Блажен человек, который в борьбе «против мироправителей тьмы века сего», «сможет противостать в день злой и, все преодолевши, устоять» Ефес. 6:12, 13. Блажен тот человек, который после бурь жизни находит, что по милости Христа, его характер устоял против всех «раскаленных стрел лукавого» Ефес. 6:16. Его душа обоснована на якоре великого христианского упования (Евр. 6:19; Turn. 2:13; ср. Евр. 10:35), и он не может упасть.

основан был на камне: — Т. е. , на словах Христа. Здесь преимущественно на словах нагорной проповеди 24 ст. Слова Христа никогда не пройдут так гл. 24:35, но прибудут вовек Ис. 40:8; 1Пет. 1:25. Ни в каком другом имени нет спасения Деян. 4:12.

26. не исполняет их: — Сравнение теперь повторяется в отрицательном виде для усиления его. Ведь повторение является характерной особенностью всего учения Христа. В этих двух случаях разница лишь в фундаменте. Все остальное предполагается таким же. Достоверно, что здесь представлен человек, знающий лучшее (см. на 24 ст. ).

безрассудному: — «Безрассудный» потому, что делал меньшее, чем он знал, что следует делать. Сравните человека без брачной одежды гл. 22:11-13 и пять неразумных дев гл. 25:2, 3.

на песке: — Тот, кто отвращает свое ухо от Евангелия, строит на сыпучем песке своего «я» своих собственных усилий (НПХ152) и человеческих теорий, и изобретений (ЖВ 314).

27. пошел дождь: — Сухой песок, который выглядел так прочно и заманчиво при хорошей погоде, превращается в мутный поток при крупных дождях.

он упал: — См. на 25 ст.

было падение его великое: — Сравните падение тех, которые сделали ложь своим убеждением (см. Ис. 28:16-18), и тех, которые обмазывают стену своих характеров грязью (ср. Иез. 13:10-16).

28. окончил: — О подобном впечатлении, произведенном учением Христа в

других случаях (см. Марк 1:22; Лук. 4:31, 32).

слова сии: — Сделанная запись в гл. 5-7.

учению: — Греч, didache, «учение» (см. на Марк 1:21, 22). Народ был изумлен; Его учение было так непохоже на учение книжников в синагогах.

29. власть имеющий: — Не догматически, но своим собственным авторитетом более, нежели цитатами более ранних толкователей закона, как это делали раввины в своих наставлениях. Обратите внимание на часто встречающиеся в Евангелиях выражения «истинно говорю вам» (см. на гл. 5:18), и на смежное ему выражение «имеющий уши слышать, да слышит» гл. 11:15.

книжники: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) склонно к чтению «книжники их», подразумевая именно тех книжников, которых слышали присутствующие (ср. «их» в Лук. 5:30). Учение книжников было догматично и основывалось на преданиях старцев. Животворная сила была как в способе наставления, так и в самих истинах, предложенных Христом, в отличии от сухого формализма учения книжников. Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) может также цитироваться с добавлением «и фарисеи».

Дополнительное примечание к 7 главе.

В писаниях раввинских ученых имеются многочисленные параллели к религиозным и нравственным наставлениям Иисуса в нагорной проповеди и в других местах. Возникает вопрос: в какой мере одни зависимы от других?

Современные Еврейские учения утверждают, что Иисус главным образом заимствовал из Иудейских преданий современных Ему школ Т. Таль (Ееп Blik in Talmoed en Evangelie, Амстердам 1881) утверждает, что нравственные положения НЗ все без исключения встречаются в Талмуде и более того, что Талмуд является тем источником из которого Евангелия почерпнули свои нравственные наставления. Другой, более современный Еврейский ученый заявляет, «что во всем Евангелии нет ни одного пункта нравственного учения которому не нашлось бы [361] параллели либо в Ветхом Завете, либо в Апокрифах, либо в Талмудической и Мидрашной литературе, периода близкого ко дням Иисуса» (Джозеф Кляузнер, Иисус из Назарета [перевод Герберта Данби], 384 стр. ). Далее он полагает, что «Иисус едва ли ввел какое-либо нравственное учение, которое было бы в основном чуждо Иудейству. Сходство настолько поразительно, что создается впечатление, будто Евангелие просто напрасно составлено из материала содержащегося в Талмуде и Мидраше» (там же, 388, 389 стр. ). Многие христианские комментаторы, хотя и не следуют за крайностью Еврейских учений все же отмечают многочисленные параллели в раввинской литературе, что создает впечатление будто Иисус почти не учил ничему, что было бы незнакомо Еврейскому духу. См. 96-100 стр.

Эти поразительные параллели существуют, никто этого не может отрицать. Но то, что Иисус заимствовал из раввинской литературы отсюда отнюдь не следует. Наиболее обширное, пожалуй, сравнение между Новым Заветом и Иудейской литературой, сделано Штраком и Биллербеком, в труде «Комментарий на Новый Завет» из Талмуда и Мидраша», монументальной книги из 4102 страниц. Поскольку авторы, безусловно, являются ведущими специалистами в этой области, интересно отметить их наблюдение из заключения. Они содержатся в заключительном слове к нагорной проповеди (1 том, 470-474 стр. ). Они отмечают, что за одним единственным исключением (высказывание Гиллеля, см. на Матф. 7:12), параллели к нагорной проповеди приписываемые раввинам, именно они относятся к раввинским наставникам жившим после дней Иисуса. Против этого иногда возражают, что многие высказывания, хотя носят имена более поздних авторов, но происхождение имеют более ранние, и что таким образом и они могли служить источником для Иисуса. Однако Штрак и Биллербек придерживаются обоснованного правила, что высказывания, которые дошли до нас под именем определенного автора в действительности принадлежат ученному, имя которого оно носит, разве если будет доказано из достоверных источников, что это высказывание существовало ранее.

Применяя это правило к положениям нагорной проповеди сразу удостоверяемся, что огромное большинство их должно быть приписано Иисусу, поскольку Он по времени предварял ученых, за которыми они значатся. В раввинской литературе нельзя отрицать, что некоторые из этих высказываний могут иметь более раннее происхождение, но от возвращающего следует требовать в каждом случае достоверных данных доказывающих, что изречение произошло действительно раньше.

Проверим теперь вторую сторону вопроса, в какой мере Иисус мог быть источником некоторых положений раввинской литературы? Штрак и Биллербек отмечают, что некоторые из более ранних танаитских ученых, живших около 100 г. по Р. Хр. были знакомы с некоторыми из слов Иисуса. Для примера, положение Матф. 5:17, встречается в дискуссии между Гаммалеилом II (около 90 г. по Р. Хр. ) и христианином (Талмуд shabbat 16а, 1166, издания Сончино, 571 стр. ). Мы не можем ценить влияние Иисуса на развитие Еврейской мысли, особенно в течение этого раннего периода, когда церковь и синагога стояли весьма близко одна к другой. Следующее является оценкой положения: «Имеется даже предположение, которое однако, трудно доказать, что критические высказывания Иисуса, после того как их первоисточник был забыт, брали известную роль в развитии Еврейского свода законов в том виде, как он представлен в Мишне и Талмуде» (Н. Д. Маджор, Т. В. Менсон, и СИ. Вридх, Миссия и Посланничество Иисуса, 304 стр. ).

Если вспомним, что сравнительно мало имеется таких раввинских изречений, которые не были основаны на каком-либо тексте писания или, по крайней мере, ‘ касались бы какого то, не удивительно, что могут быть найдены материалы и параллели между этими положениями, и высказываниями Иисуса, который дал Писание ВЗ. В той мере, какой благочестивые люди во все века посвящали себя влиянию того Духа, который вдохновил эти Писания, в такой мере их слова отражают свет неба. На самом деле эта истина объясняет, почему философы стоящие вне пределов богодухновенной религии, такие, как Конфуций и Платон, часто предлагали возвышенные идеи. Иисус был «свет истинный, Который просвещает всякого человека приходящего в мир» (Ин. 1:9; ср. ЖВ 465). [362]

Хотя и не трудно доказать наличие параллели между изречениями Иисуса и изречениями Иудейских ученых, между ними имеется и знаменательные расхождения, как заключает Штрак и Беллербек. Ни один из более поздних Иудейских ученых не оставил такого множества религиозных и нравоучительных изречений, как Иисус. Ни один из Иудейских ученых не был в состоянии выразить свои изречения в такой краткой и авторитетной форме, которой мы столь восхищаемся в наставлениях Иисуса. Сверх всего, ни один из более поздних ученых Иудеев не преследовал ту цель, которую преследовал Иисус. И в этом заключается главное отличие, несмотря на все сходство. Иисус нанес прямой удар фарисейской доктрине о спасении делами и смело учил о недостаточности праведности законников. В то же время Он указывал Своему народу новый путь, ведущий к вышей праведности. Раввинская литература достаточно удостоверяет, что религия у Иудеев, как ее излагали раввины, была религией само избавления. Христианская религия не заключается на неопределенном собрании эстетических истин и учений, а в Самом Иисусе, в Его личности и в Его деле.

Духовное значение учений Иисуса не измеряется одним лишь величием содержащихся в нем нравственных принципов. Многие из последних были уже представлены в ВЗ или в изречениях людей, в большей или меньшей мере просвещенных светом с небес. Но Христос говорил, как не говорил ни один человек, говорил с авторитетом, который требовал внимания к Нему. То, что резко отличает нашего Господа, это факт Его Божественности — другие же наставления лишь человеческие. Он пришел не для того лишь, чтобы сказать людям как им следует жить, но и для того, чтобы сообщить им силу для такой жизни; Он пришел не только для того, чтобы показать, что грех — это зло, и цель жизни — праведность, но пришел изгладить грехи прошлого и дать людям праведность неба свыше. Этого человеческие наставники не могли делать. В лучшем случае они могли указывать людям на лучший путь, но Иисус Сам был «Путь, истина и жизнь» Ин. 14:6. Отец Его сделал «премудростью и праведностью и освящением и искуплением» 1Кор. 1:30.

Иисус есть «свет истинный» Ин. 1:9. Он есть источник всякого света, который есть свет, а не отражатель света других людей (см. на Ин. 1:9; 5:35). Все благое и облагораживающее происходит от Него и ведет к Нему.

Комментарий Е. Г. Уайт к 7 главе Евангелия от Матфея.

1 ЖВ314; НПХ123; 7СЦ279. 1, 2 Ев. 639; СИ 485; СП 273. 1-4 ЗСЦ93.

1-5 8СЦ 85.

1-29 СП 125.

2 НУХ251; СУ 47; ВБ 29; НПХ 136; ПП 625; 2СЦ 136, 256; 4СЦ 139; 5СЦ 53, 247, 278, 608.

3 НПХ 125; 5СЦ92.

4 ЗСЦ465; 4СЦ 62.

5 НПХ 126.

6 НПХ 129; ЗСЦ426. 6-12 РП 24.

7 ОХВ 300, 399; ВБ 528; СЕ 258; МС 13; ПХ 95, 96; СП 323, 379, 485; ЗСЦ415; 6СЦ95; 8СЦ23; 9СЦ279.

7, 8 РУУ242; НПХ 130.

7-11 ВМ123.

9 Ев. 200.

9-11 ХД299; НПХ 132; 5СЦ201.

11 ОЖ84; 1СЦ121; 5СЦ 157.

12 ХД 423; ЖВ 640; Вое. 136; ОЖУ 303; НПХ 134; СИ 105; МЖС 165, 200; ПЦ 652; 2СЦ 136; 4СЦ 310, 350, 359, 487, 490; 5СЦ 179, 338; 8СЦ 134; СБ 202.

13 ЗСЦ 199, 438; 4СЦ 218, 364; 5СЦ 172, 437.

13, 14 РУУ 366; ОХВ 200; СЕ 160; МС 62; 1СЦ 127; 2СЦ 479, 592; 8СЦ 65.

14 ДА 565; СЕ 135; НПХ 138; МЖС 69; ОЖУ 190; 2СЦ 688; 4СЦ 364, 503, 589; 5СЦ435; 9СЦ23.

15, 16 Ев. 597; НПХ 145; 4СЦ 376.

15-20 Ев. 589; 4СЦ 230, 232; 5СЦ668, 671. 16 РУУ 189, 536; ВБ 465, 520; ОЖУ 45; 1СЦ 412, 482; 5СЦ 129, 394; 8СЦ326.

16-18 1СЦ454.

17 ЖВ 314; ОЖ 58; 2СЦ 328; 4СЦ 311; 5СЦ 98.

18 Ев. 308; 4СЦ 347; 5СЦ 98.

20 ДА 523; РУУ 329; Ев. 287; ОХВ 89; ВБ 397; ОЖУ 325; СП 33, 466; 1СЦ 193, 289; 2СЦ 88, 442, 598, 656, 663; ЗСЦ 249; 4СЦ230, 239, 311; 5СЦ98, 342.

20-23 1СЦ416.

21 НУХ272; ПП207; 1СЦ482. 21-27 4СЦ613.

22 НУХ412.

22, 23 НПХ 145; 5СЦ 73.

23 ДА 423; СУ 128; 4СЦ514, 517; 5СЦ398; 7СЦ71; 9СЦ252.

24 СЕ 103; 4СЦ 656; 5СЦ 129.

24, 25 ЖВ314; ОХВ 289; ЗСЦ 414; 4СЦ117; 8СЦ 173. 24-27 РУУ 61; СП 126; 8СЦ297.

25 НПХ 147; 6СЦ 146.

26 МЖС 73, 85; ЗСЦ 475; 5СЦ 129; 6СЦ 16, 143.

28 ОХВ 238.

28, 29 НПХ 47; 7СЦ269.

29 СЗ 318; ССШ 109; РУУ 240; ЖВ 253; Ев. 55, 56; ОХВ 236, 406, 407; 5СЦ254; 8СЦ201; СБ287.