8 глава

1. множество: — Первый стих является заключением о нагорной проповеди. Матфей упоминает большую толпу народа, сопровождающую Иисуса как до нагорной проповеди гл. 4:24, 25 так и после гл. 8:1. Относительно хронологической связи, в которой другой Синоптический автор упоминает великое множество народа в этом периоде Христа (см. на Марк 1:45).

2. прокаженный: — [Прокаженный, Матф. 8:2-4 = Марк 1:40-45 = Лук. 5:12-16. Главный комментарий: Марка]. Согласно Марку в Марк 1:40-45 и Луки Лук. 5:12-16 этот случай имел место перед нагорной проповедью. По-видимому, ясно, что Матфей следует смысловому, а не строго хронологическому расположению событий из жизни Иисуса (см. введение к Ев. от Матфея 274 стр. ). По-видимому, это события, о котором повествуется в Матф. 8:5-13, последовало почти непосредственно за нагорной проповедью (см. на Лук. 7:1), возможно, что в этот же день.

кланяясь: — Греч, proskuneo, «оказать почтение [преклонением колен, или же распростершись на землю]. Prvskuneo не обязательно означает признание Божественности (см. на Есф. 3:2).

5. Когда… вошел… в Капернаум: — [Слуга сотника, Матф. 8:5-13 = Лук. 7:1-10. Главный комментарий: Луки].

6. жестоко страдает: — См. на гл. 4:24.

10. истинно: — См. на гл. 5:18.

11. многие придут: — Лука, в своем повествовании опускает изречение Иисуса относительно собирания язычников Матф. 8:11, 12, но приводит подобное изречение в другом месте (см. Лук. 13:28, 29). Собирание языческих народов было одной из излюбленных тем ВЗ пророков (см. IV том, 25-38 стр. ).

возлягут: — Греч. analino, «сидеть откинувшись». Описание застольных обычаев (см. на Марк 2:15). Картина пира часто употребляется Библейскими писателями, как символ радости Мессианского царства (см. Ис. 25:6; Лук. 13:29; 14:15; Откр. 19:9).

12. сыны царства: — См. на гл. 3:9. Выражение «сыны царства» у Евреев обычно употреблялось для обозначения полноправных наследников царства.

тьму внешнюю: — Символ, изображающий истребление упорствующих во грехе.

плач и скрежет зубов: — Матфей приводит еще несколько других случаев, когда Христос употребил это выражение для описания отчаяния погибающих при виде их печальной участи и той радости, которую они упустили (см. гл. 13:42, 50; 22:13; 24:51; 25:30). Такое же выражение часто встречается в Еврейской литературе того времени в описании геенны (см. на гл. 5:22).

13. тот час: — О немедленном исцелении часто упоминается (см. гл. 9:22; 15:28; 17:18). Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) может цитироваться с добавлением, «и когда сотник возвратился домой в тот час его слуга был здоров».

14. дом Петров: — [Теща Петра, Матф. 8:14-17 = Марк 1:29-34 = Лук. 4:38-41. Главный комментарий: Марка].

16. словом: — Или, «посредством слова».

17. Да сбудется: — См. на гл. 1:22.

взял: — Кажется, что Матфей здесь приводит перефразировку или свободный перевод Ис. 53:4. Изречение Исайи относится, прежде всего, к «немощам» греха, как видно из контекста (см. на Ис. 53:4). Матфей это изречение толкует более дословно. Христос в человеческой плоти (см. Ин. 1:14; Фил. 2:6-8; и т. д. ) был полностью в состоянии чувствовать и выражать человеческое сострадание и в действительности имел сочувствие к нам и для нас.

понес: — Греч, bastazo, «взять», «уносить». Это же слово применено к гл. 3:11, о снятии сандалий (см. на гл. 3:11).

18. Увидев же: — [Буря на озере, [365] Матф. 8:18, 23-27 = Марк 4:35-41 = Лук. 8:22-25. Главный комментарий: Матфея. См. карту 220 стр. ; таблицу 231 стр. ]. Все три Синоптических Евангелия сообщают об усмирении бури на озере, об исцелении бесноватых в стране Гадаринской и о воскресении дочери Иаира в большей или меньшей мере как об отдельной группе чудес в указанной последовательности. Как обычно повествование Марка содержит много красочных деталей, не упомянутых ни Матфеем, ни Лукой. Первое из этих чудес имело место ночью после проповеди Христа у озера, когда Он привел притчи, описанные в Матф. 13 гл. Итак, хронологически усмирение бури, описанное в гл. 8 следует за притчами приведенными в гл. 13. Марк и Лука, следующие за более хронологическим порядком событий, приводят чудеса после проповеди у озера. Это было вероятно ранней осенью 29 г. по Р. Хр. (см. на Лук. 7:11), в течение второго миссионерского путешествия, когда имело место описанное здесь событие. Теперь усталый и изнуренный многими днями напряженного, открытого служения, Иисус искал краткую передышку от отягчавшей Его толпы в пересечении лодкой озера.

множество народа: — Теперь за Иисусом всюду следовало множество народа (см. Матф. 4:25; Марк 3:7; 4:1), вследствие чего у Него оставалось мало времени, или даже вовсе не было времени принять пищу (см. Марк 3:20; ЖВ 333). Когда Иисус, одолеваемый усталостью и голодом, отправился на другую сторону озера, Он вскоре уснул (ЖВ 334). Служение духовным и физическим нуждам народа для Него означало потерю жизненной силы, которая должна быть возмещена отдыхом и принятием пищи. Для этой цели Спаситель искал несколько часов свободных от непрестанных Его трудов.

на другую сторону: — Т. е. , область Десятиградия, напротив Галилеи (см. 46 стр. ), к юго-востоку от Галилейского озера, которая была весьма скудно населена. Этот край был преимущественно языческим; нет сведений о том, чтобы книжники и фарисеи когда-либо следовали за Иисусом туда.

19. один книжник: — [О лишениях ученичества, Матф. 8:19-22. См. карту 219 стр. ]. Несмотря на очевидное сходство этого сообщения с подобным в (см. Лук. 9:57-62), практически достоверно, что здесь речь идет о двух различных случаях. Хотя Матфей не придерживается строгой хронологической последовательности, это сообщение о двух желающих стать учениками Иисуса, он вставил в середину рассказа о переходе через озеро 18, 23-27 ст. Эту вставку можно, пожалуй, удовлетворительно объяснить лишь тем, что этих двое приступили к Иисусу при окончании проповеди у моря (см. на 18 ст. ), когда Он готовился перейти на другую сторону озера.

Схожее сообщение у Луки встречается в повествовании об окончательном отходе Иисуса из Галилеи в Иерусалим (см. Лук. 9:51, 57). Оно непосредственно предшествует сообщению о направлении семидесяти в города и селения Самарии и Переи (см. гл. 9:62; 10:1) и поэтому кажется тесно связанным с этими событиями. Это было поздней осенью 30 г. по Р. Хр. когда Иисус оставил Галилею, направляясь в Иерусалим и Перею (см. на гл. 9:51). Следует также отметить, что Иисус возразил Иуде словами, подобными переданным в Матф. 8:19, 20, когда он хотел вступить в круг учеников летом 29 г. по Р. Хр. несколько недель до проповеди у моря (см. ЖВ 293; 2ДП 305, 306; см. на Матф. 5:1). По-видимому, обычаем Иисуса было предупредить каждого добровольного ученика, равно, как и призванных Им лично, о лишениях и жертвах, связанных с ученичеством и подобные выражения Он употреблял неоднократно в соответствующих случаях.

Много было предпринято попыток, определить «книжника», который теперь приступил к Иисусу, но это, в лучшем случае, не более, чем бесполезные догадки. О положении книжников во время Христа (см. на Марк 1:22). Как человеку культурному, образованному и имеющему положение в жизни, книжнику должно было казаться труднее переносить лишения жизни ученика, чем скажем, рыбаку. См. на Марк 2:10.

Учитель: — Греч, didaskalos, «учитель» (см. на гл. 12:38).

я пойду за Тобою: — Этот книжник был добровольцем, который, судя по этим словам, желал быть принятым в штатные ученики. Также, когда Христос говорил: «Следуй за Мной», то это было приглашением к профессиональному ученичеству (см. на Матф. 4:19; Марк 2:14). [366] Возможно, что книжник был уже временным последователем и слышал и видел достаточно, чтобы почувствовать в своем сердце желание пребыть с Учителем постоянно и учиться от Него. Кажется, однако, что это была темпераментная личность, привыкшая действовать больше по увлечению, чем по принципам, и что этот человек не учел цены ученичества (см. Лук. 14:25-33).

куда бы Ты ни пошел: — Сравните также слова Руфи к Ноемини Руфь 1:16 и слова Петра Христу Лук. 22:33. В случае с книжником, однако, его слова означали, пожалуй, лишь намерение или замысел, стать постоянным учеником. Ему недоставало верности Руфи, но он отражал непостоянство Петра (см. на Марк 3:16). Ученичество требует постоянство намерений и терпение пред лицом затруднений и разочарований (см. на Лук. 9:62).

20. норы: — Или, «логовища».

гнезда: — Греч. kataskenoseis, буквально, «поставленная палатка», отсюда, «дома» в смысле «места отдыха» или «жилья». Эта картина временного убежища или жилья.

Сын Человеческий: — См. на Матф. 1:1; Марк 2:10; см. Дополнительное

Примечание к Ин. 1 гл.

где преклонить голову: — Для того, чтобы выполнить миссию, ради которой Он сошел на землю, дни служения Христа были проведены большей частью в странствовании от места к месту, не без цели (см. на Лук. 2:49), но без определенного места для жительства. Человек, привыкший к домашним удобствам, как возможно этот книжник, легко сочтет жизнь постоянных переходов трудной и неприемлемой. Свидетели Евангелия должны всегда быть готовыми переносить трудности как добрые воины Иисуса Христа (см. 2Тим. 2:3).

21. Другой: — Возможно, что этот человек был случайным, временным учеником, который теперь полагал, что его принимают постоянным учеником. В отличие от претендента на звание ученика из 19, 20 ст. , который был склонен действовать поспешно, по увлечению, этот человек, — судя по ответу Христа, — был пожалуй, прямо противоположного склада: медлительный, даже сонливый, склонный всегда все откладывать.

похоронить отца моего: — По всей вероятности отец в то время пребывал в добром здравии, и время его смерти предстояло в неопределенном будущем. Если отец ученика был не мертв, а при жизни, то слова Христа должны рассматриваться не в прямом, а в символическом плане. Вероятно, возражение предполагаемого ученика было либо извинением, чтобы вовсе не следовать за Христом, либо попыткой отстрочить время, когда придется оставить все, чтобы последовать за Ним (ср. Лук. 5:11, 28). Если отца уже не было бы в живых, то совершенно невероятно, чтобы Христос велел пренебречь тем, что на Востоке даже сегодня считается одной из наиболее священных обязанностей, входящих в сыновний долг. Кроме того, в условиях теплого климата, погребение совершается без замедления, и если отец этого человека действительно уже умер, то невероятно, чтобы он оставался среди слушателей Христа. Очевидно, как ученик, так и Иисус предвосхищали смерть отца в будущем.

Этот человек был сверх предусмотрителен, как первый был сверх увлечен. Он как будто говорил Иисусу: «Я хотел бы идти за Тобою, но я не могу этого сделать, пока жив отец». Возражая ему, Христос как бы сказал: «Я полностью признаю твой долг по отношению к родителям, тем не менее, твой долг по отношению к Царству Небесному превосходит даже и это. Требование Евангелия превосходит семейные связи не в том смысле, что последние должны быть ослаблены, но в том, что они не должны служить извинением для пренебрежения призывом Христа к служению (см. на Марк 7:11, 12; Лук. 14:26).

22. иди за Мною: — См. на Марк 2:14.

предоставь мертвым: — Это выражение на первый взгляд кажется очень суровым, если мы поймем его в условиях того времени. Как уже было показано (см. на 21 ст. ), это выражение от части иносказательно, в виду того, что отец по всей вероятности был еще в живых, и время его кончины предлежало в неопределенном будущем. Вероятно, изречение Христа имело такой смысл: «Представь мертвым духовно погребать тех, которые мертвы телесно».

В случае с этим человеком угрожала опасность, что медлительность превратит в ничто его добрые намерения; и для него было бы лучше порвать старые связи теперь, когда добрая решимость была сильнее всего. Христианин в особенности тот, кто желает служить в деле Христа, должен действовать решительно, когда Бог [367] побуждает его сердце к этому (см. Деян. 8:26, 27). Зная характер человека, Христос представляет его вниманию картину основательной перемены, которая должна иметь место в его жизни, если он хочет успеть в деле ученичества? Ему следует первостепенные дела ставить на первое место, и откладывать несущественное на место меньшей важности. Ответ Христа на его возражение был нацелен на то, чтобы побудить его к действию (см. Лук. 9:60).

Если бы Христос переменил советы, данные обоим кандидатам, на звание учеников местами, то это было бы весьма неуместно, так как тогда книжник был бы укреплен в стремлении следовать за своими естественными наклонностями и устремиться в дело без должного понятия о том, что с этим делом связано, а второй человек был бы побужден отложить дело в соответствии с его наклонностью.

23. И когда: — Повествование, начатое в 18 ст. , и прерванное случаями описанными в 19-22 ст. , вновь возобновляется (см. на 18 ст. ).

вошел… в лодку: — По Марку Христос уже находился в маленькой рыбацкой лодке и просто остановился в ней без того, чтобы сойти на берег отпустить народ гл. 4:1, 36. Однако, поскольку Матфей отделил рассказ о буре на озере от его контекста (см. на гл. 8:18), то он, по-видимому, счел необходимым в этой связи сообщить о входе Иисуса в лодку (см. гл. 13:2). Возможно, что уже наступили сумерки, когда ученики оттолкнули лодку от берега (см. ЖВ 334). Это, несомненно, была та же самая «лодка», которая была отдана в распоряжение Иисуса (см. на Марк 3:9). Там было несколько других рыбачьих лодок, которые отошли от берега, чтобы переплыть на другой берег с Иисусом (см. Марк 4:36). 24.

И вот: — См. на гл. 3:16.

волнение: — Греч, seismos, «качка», «колебание», «шторм» или «землетрясение». Слово «сейсмограф» происходит от части от этого корня. Здесь seismos обозначает волнение озера и страшную силу яростных порывов ветра, обрушившихся на лодку. Галилейское озеро известно внезапными штормами большой силы. В этом случае, ветры яростно взбивающие воды озера, вырывались из-под горных ущелий на восточном побережье (ЖВ 334). Однако вечер был тихим и ученики не ожидали штормовой погоды.

покрывалась: — Буквально, «охваченная» или «скрываемая». Теперь лодка наполнялась водой с такой быстротой, что ученики уже не надеялись ее вылить. Некоторые ученики были опытными рыбаками, которые провели на водах Галилейского озера большую часть своей жизни и они знали, как управлять лодкой во время шторма. Но весь их опыт и умение управлять лодкой в этом случае были напрасны.

Он спал: — Это единственное сообщение о том, что Иисус спал. Одолеваемый усталостью и голодом, к концу утомительного дня (см. ЖВ 333, 334), Он, несомненно, вскоре погрузился в сон (см. на Матф. 8:18; Марк 4:38).

25. разбудили Его: — Ученики звали Христа дважды, но их голоса утонули в завывании бури. Затем внезапный проблеск молнии открыл им, что Христос спит (ЖВ 334), после чего они «подошли к Нему и разбудили Его» Лук. 8:24. Пораженные тем, что Он мог спать среди неистовой бури, и удивленные Его видимым равнодушием при виде их отчаянных усилий спасти лодку и их собственные жизни, они обратились к Нему несколько с укором: «Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Марк 4:38.

спаси нас: погибаем: — Т. е. , «спаси нас сразу же, мы близки к гибели». Таков может быть возглас тяжко страдающего от бури искушений. Через несколько месяцев Петру пришлось издавать панический возглас: «Господи, спаси меня» гл. 14:30, по-видимому, забыв, как Христос спас их всех в этом случае.

26. маловерные: — Хотя ученики видели много чудных проявлений Божественной силы, но кажется, что власть над силами природы, Христос до этого случая не показывал, и им не приходило на ум, что Он в состоянии повелевать природе.

великая тишина: — Шторм утих также внезапно, как он и возник. Несомненно, тишина в природе была столь же поразительна и внушительна, как была неожиданная ярость ветра и волн. [368]

27. и ветры: — Т. е. , в дополнение ко всякому роду болезни и даже самой смерти, Христос имел власть и над бурей и волнами так же. Кажется, что ученики были в изумлении от того, что силы природы также подчинялись воле Иисуса. Они были очевидцами происшедшего (см. Лук. 1:2; Ин. 1:1, 2), и никогда и на минуту не допускали мысли о недостоверности воспринятого ими. Христос повелел; элементы повиновались. Сегодня люди, считающие себя мудрыми, уверяют, что это было совпадение, что буря должна была стихнуть своим чередом, и что Иисус говорил лишь тогда, когда ветер истощил уже свою ярость. Следовало бы их попросту попросить, чтобы они повторили это «совпадение», не упуская ни одной детали из Библейского повествования!

Каждый раз, когда Христос совершал какое-либо чудо, Его репутация бывала в опасности. Предположим, что Он только раз потерпел бы неудачу, как это случилось с учениками, по крайней мере, — один раз (см. гл. 17:16-20), что подумали бы люди того времени или же наши современники?

Как Иисус усмирил ветер и волны в Галилее, так Он властен успокоить и житейские бури, которые так часто нежданно обрушиваются на душу человека. Слишком часто причина, почему мы не испытываем воздействие Его силы в нашей жизни, лежит в том, что мы «боязливы» и имеем «мало веры».

28. когда Он прибыл: — [Бесноватые Гадаринской страны, Матф. 8:28 по 9:1 = Марк 5:1-20 = Лук. 8:26-39. Главный комментарий: Марка].

Комментарий Е. Г. Уайт к 8 главе Евангелия от Матфея.

2, 3 ЖВ 263, 266; СИ 67, 69, 70.

3 ЖВ 776.

4 ЖВ 264.

5-13 ЖВ 315, 318; 4СЦ233.

6, 8 ЖВ315.

8, 9 СИ 63.

10 ЖВ64.

11 ЖВ 622; ВБ 427. 11, 12 НУХ219; ЖВ318. 13 ЖВ 316; СИ 65. 14-16 ЖВ 259.

15 СИ 29.

17 СИ 17, 124.

19, 20 ЖВ 293, 383.

20 СИ 19; МС 19; ВМ 300; ПЦ 73; СП 178; 1СЦ 137; ЗСЦ 107,

402, 457; 4СЦ83, 621.

22 Ев. 655.

23-34 ЖВ 333-341.

25 ЖВ 336.

25, 26 ЖВ 335.

27 4СЦ 288.

28 ЖВ337; СИ 95.

29 СИ 96. 30-32 СИ 97, 98. 30-33 ЖВ 338.