10 глава

1. И призвав: — Повествование о направлении двенадцати, начинается с гл. 9:36 (см. соответствующий комментарий). Наставление это по существу состоит из двух частей, советы относительно предстоящего частного миссионерского похода гл. 10:5-15 и советы, более общего характера, применительно ко всем подвижникам в служении Христа и Его царствия (16-42 спи; см. ЖВ 352). См. на гл. 24:3.

двенадцать учеников Своих: — Это первый случай, когда Матфей упоминает о двенадцати учениках, как поименно, так и в целом, как о группе. Из выражения «двенадцать учеников Своих» явствуют, что двенадцать уже существовали как официально призванная группа прежде, чем настало время третьего Галилейского путешествия. Следует отметить, что Матфей не говорит о наименовании двенадцати апостолами в это время, но лишь о том, что Иисус их «призвал прежде», чем послать их для проповеди и исцеления.

власть: — Греч, exousia, буквально, «авторитет», «полномочия» (см. на Лук. 1:35). Двенадцать были наделены авторитетом, как для совершения чудес, так и для «проповеди» Евангелия Царства Матф. 10:7. Перед этим, кажется, ученики лишь помогали Иисусу и лично не совершали чудес, и также не проповедовали публично (см. ЖВ 349).

немощь: — См. на гл. 4:23.

2. Апостолов: — Буквально, «посланников». Относительно назначении двенадцати «апостолов» (см. на Марк 3:13-19).

имена: — Относительно личных имен двенадцати (см. на Марк 3:16-19).

3. Леввей: — Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) может цитироваться также чтением, «Фаддей», «Леввий прозванный Фаддеем» или «Фаддей, прозванный Леввием» (см. на Марк 3:18).

4. Кананит: — Это прозвище означает «Зилот», и не имеет никакого отношения к земле Ханаанской (см. на Марк 3:18).

5. Сих двенадцать: — Этих двенадцать, которые до сих пор лишь помогали Иисусу (см. ЖВ 349) в Его служении, теперь должны были отправиться на самостоятельную работу. Они были официально назначены учениками в течение лета 29 г. по Р. Хр. (см. на гл. 5:1), вероятно не больше, чем за шесть месяцев до этого (см. на гл. 9:36). Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были призваны к постоянному ученичеству примерно поздней весной 29 г. по Р. Хр. (см. на Лук. 5:1). Трое из них, за исключением Иакова, как и Филипп и Варфоломей, были временными учениками, с поздней осени 27 г. по Р. Хр. (см. на Ин. 1:35-45). Все двенадцать были с Иисусом в Его втором Галилейском путешествии, примерно в течение конца лета или ранней осени 29 г. по Р. Хр. (см. на Матф. 9:35; Лук. 8:1), и таким образом имели возможность наблюдать за методами Христа, слышать Его учения и пользоваться наставлениями, которые Он время от времени давал Своим ученикам лично. Теперь, когда двенадцать были направлены на самостоятельную работу, они пошли по два (см. Марк 6:7; см. на Марк 3:14), брат с братом и друг с другом (ЖВ 350). [375]

путь к язычникам: — Или, «дорога язычников», означающая каждый путь, который ведет в языческую общину. Например, двенадцати не следовало посещать городов Десятиградия, которые были населены главным образом язычниками. Причиной этого ограничения, вероятно, было то, что до тех пор, пока была возможность работать для Иудеев, Христос не хотел делать ничего, что без нужды предрасполагало бы их против Него. Кроме того, сами ученики не были подготовлены для работы с их языческими соседями, и предубеждения, которые они разделяли со всеми Иудеями, безусловно, заметно тормозили бы те усилия, которые они неохотно применяли бы в работе с язычниками. Запрет не работать с язычниками не был распространен на семьдесят, когда они были направлены на работу примерно год спустя; в действительности они и начали свою работу среди Самарян (см. ЖВ 488). К тому времени положение изменилось; Сам Иисус, Которого отверг народ Галилейский, теперь работал для Самарян и язычников, и наставлял учеников поступать так же (см. Матф. 28:19, 20; Деян. 1:8).

город Самаринский: — Относительно Самарян (см. 18, 45 стр. )- У колодца Иаковлева Христос сделал начало, предлагая Самарянам из Сихари приглашение уверовать в Него, как в Мессию (см. Ин. 4:4-42). Однако нет сообщения о дальнейшем служении Иисуса Самарянам после этого времени.

Наконец деятельность учеников была еще ограничена территориально, двенадцати разрешалось лишь посещать те города и селения, где уже бывал Христос Сам (ЖВ 351).

6. к погибшим овцам: — В ВЗ Израиль часто называется стадом овец, а вожди — пастырями (см. Иез. 34:2-16; и т. д. ). В Иер. 50:6 Бог говорит о Своем народе, как о «погибших овцах». Исайя говорит относительно тех, кто погрязли в грехах, будучи «подобны овцам», которые «блуждают» Ис. 53:6. Иисус представил себя Пастырем и тех, которые слушаются голоса Его, как овец паствы Его (см. Ин. 10:1-16).

«Было необходимо, чтобы слово Божие вначале» было проповедано Иудеям, и только тогда, когда они его отвергли, апостолы обратились к язычникам (см. Деян. 13:46; 18:6; 28:28). Этот фундаментальный факт Христос представил Иудейским руководителям во время последнего дня Его учения в храме в притче о злых виноградарях (см. Матф. 21:41, 43).

7. проповедуйте: — Греч, kirusso, «возвещать», «провозглашать» (см. ЖВ

352).

Царство Небесное: — См. на гл. 4:17.

8. Больных исцеляйте: — Христос перечисляет различные виды чудес, которые ученики часто видели от Него. Все, что делал Он, должны были делать и они. Бесы и даже сама смерть должна была повиноваться им.

даром получили: — Симон Волхв хотел купить Божественную силу Деян. 8:18-24, но узнал, что дары Божий не приобретаются за деньги. Воды жизни даются даром всем, желающим брать (см. Откр. 22:17). Ученики не должны были извлекать выгоды из проповеди Евангелия, но в тоже время им следовало помнить, что «трудящийся достоин пропитания» (см. на Матф. 10:10).

9. Не берите: — Греч, ktaomai, «обеспечить [себя]» или «приобрести [для себя]». Им следовало продвигаться вперед верою, с уверенностью, что их нужды будут удовлетворены. Отсюда их приготовления будут просты, и ничто не сможет их отвратить от назначенного дела. Во время своих путешествий они могли принять гостеприимство, если оно им предлагалось (см. 10-13 ст. ), но им нельзя было ожидать или принимать даров сверх своих непосредственных нужд. Иначе говоря, им нельзя было извлекать выгоду из своего служения.

меди: — Скорее, «бронзы» (см. на Исх. 25:3).

поясы: — Форма Греч, zone, «ремень» или «кушак», употребляемый для сборки верхней одежды вокруг «пояса» (Греч, himation), или внешняя одежда, относительно тела (см. на гл. 5:40). В zone, обычно в древности люди носили в поясе деньги.

10. сумы: — Греч, pera, «кожаный мешок» или «сумка», часто употребляемые путешественниками для укладки продуктов или одежды.

одежд: — Греч. chitones, «туника» или нижняя одежда (см. на гл. 5:40). Ученикам нужно было лишь взять ту одежду, которая была на них. Им следовало носить одежду простых крестьян, среди которых [376] они работали, и быть одно с ними. Так их труд будет более плодотворным.

обуви: — Буквально, сандали. Согласно Марк 6:9 ученикам надо было носить сандали на этом путешествии. Поэтому следует думать, что здесь им запрещается брать с собой вторую пару (см. Лук. 10:4).

посоха: — В параллельном повествовании от Марка Марк 6:8 им предписывалось не брать с собой ничего «кроме посоха». Возможно, что Матфей стремился подчеркнуть, что им нельзя было «обеспечивать» себя ничем специально для пути (см. на 9 ст. ), и имеет в виду, что ученик, который не имел посоха, не должен был считать приобретение его необходимым.

трудящийся: — Или, «работник». Ученики сами были «работниками», о которых они просили Господина жатвы, чтобы Он их послал на жатву Свою (см. гл. 9:38).

пропитания: — Греч, trophe, «пища» или «еда» (см. на гл. 3:4). В сообщении о наставлении семидесяти Лук. 10:7 Лука употребляет misthos, «плата». Сравните отношение Павла к работнику Евангелия 1Тим. 5:18.

11. кто в нем достоин: — Т. е. , кто пользуется уважением своих односельчан. Пребывать с «достойными» людьми было выгодно с различных точек зрения. Прежде всего, это помогало снискать доверие других жителей того места.

там оставайтесь: — Наставление двенадцати содержало явный запрет «ходить из дома в дом» Лук. 10:7, то есть, пользоваться гостеприимством более одного дома в течение времени, которое по ходу дела нужно было провести в одном городе или селении (см. ЖВ 351). Переход «из дома в дом» наводил бы также людей на подозрение, что первые хозяева не приняли любезно вестников и их весть, и не желают более с ними иметь дело. И наоборот «пребывание» на одном месте внушало бы мысль об основательности и положительном характере учеников.

12. входя: — Буквально, «когда вы входите». Приветствие должно было последовать одновременно со входом. Хотя это наставление относилось, прежде всего, к дому, где ученики имели остановиться, его следовало применять также к любому дому, который был посещен учениками в ходе работы. Ученикам следовало работать из дома в дом, и не пытаться в это время открыто служить в синагогах.

приветствуйте его: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) может цитироваться с заменой чтения, «говоря, мир дому сему».

13. если дом: — Т. е. , если дом покажет свое гостеприимство в готовности вас

принять. то мир ваш придет: — Иными словами благословение, произнесенное, переступая через порог (см. на 12 ст. ), должно было подтвердиться пребыванием учеников в доме и радушием хозяев с ним, иначе дом не унаследует благословения через произнесенные уже слова.

14. оттрясите прах: — Там, где ученики сталкивались с нелюбезным приемом, там нечего было тратить время; им нужно было поспешить в другое место, где они будут приняты с радостью. Это действие при уходе не было проявлением навязчивой грубости, но актом формального протеста. Оттряхивая прах с ног, ученики как бы говорили людям: «Ответственность за ваше решение возлагается на вас».

15. Истинно: — См. на гл. 5:18.

отраднее: — Содом и Гоморра не пользовались преимуществом личного служения Христа, как Галилея и Иудея. Люди ответственны перед Богом за весь свет истины, который им был дан, потому что на этом основании они будут судимы (см. Пс. 86:4, 6; Иак. 4:17; см. на Ин. 15:22, 24).

Содомской: — Относительно греха и наказании, постигшем Содом и Гомор-ру (см. на Быт. 18:17-23; 19:1-27). Содом и его участь стал символом отпадения и Божественного возмездия (см. Ис. 1:9; Иез. 16:48-50). Так это представлено Христом в разных случаях (см. Матф. 11:23, 24; Лук. 10:12; 17:29, 30), и встречается также в других местах НЗ (см. 2Пет. 2:6; Иуд. 7; Рим. 9:29; Откр. 11:8).

в день суда: — См. на гл. 3:12.

16. Вот: — Закончив свое наставление двенадцати, в той части, которая касалась главным образом непосредственно предстоящего служения 5-15 ст. , Христос теперь обращается к вопросам более общего характера, и преподает наставления, применимые для христианских работников до скончания века (16-42 ст. ; см. ЖВ 352). [377]

как овец: — См. на 6 ст. Работники Христа должны проявлять определенные качества, характерные для овец, в частности — мягкость, во взаимоотношениях с ближними. Сравните выражение «просты как голуби».

мудры, как змии: — Работники Евангелия должны быть бдительны, готовы быстро действовать при представляющейся возможности и должны себе отдавать полный отчет об опасностях и затруднениях, могущих возникнуть при предполагаемом образе действия. Они должны быть благоразумны в поведении, встречаясь с трудными ситуациями. Они должны насквозь видеть дела злонамеренных людей, не прибегая самим к их средствам. Однако определенные особенности, характеризующие змей, — ими не должны быть повторены, более всего им следует стараться подражать характерным чертам овец. Проявляя проворность змеи, они должны остерегаться от подражания ее хитрости.

просты: — Греч, akeraios, «несмешанны», и как «невинны» или «просты» Будучи осторожным, как змея, христианский работник должен быть свободным от обмана и хитрости, как голубь.

17. Остерегайтесь: — Греч, prosecho, «обращать внимание». Христос теперь представляет конкретный пример осторожности, которая должна характеризовать христианского работника в его работе, он должен «остерегаться людей», то есть, таких людей, которые в своем мышлении не руководствуются Святым Духом, потому что таковые в большей или меньшей мере расположены к наущениям сатаны.

судилища: — Имеются в виду местные суды или малые Синедрионы, состоявшие предположительно из 23 членов (см. на гл. 5:22). Такие местные суды имелись в местных Еврейских общинах, за исключением Иерусалима, где заседал большой Синедрион.

бить вас: — Слуга, или chazzan, обычно исполнял телесное наказание (см. 56 стр. ). Закон Моисеев предусматривал телесное наказание Втор. 25:1-3. Сорок ударов было максимальным наказанием. Обычно наносилось не более 39 ударов, — прощение последнего удара считалось актом милосердия. Павел подвергался такому наказанию пять раз 2Кор. 11:24.

18. к правителям и царям: — В течение первых христианских веков, такие правители, как Пилат, Феликс и Галлион, Фест, допрашивали христианских работников, обвиненных в анархизме и наведении беспорядков. Среди некоторых царей, перед которыми христиане были вынуждены являться, были Ирод Антипа, Ирод Агриппа I, Нерон и Домициан.

за Меня: — Обетование 19 ст. дано лишь на случай, когда христиане обвиняются за веру или миссионерскую деятельность, но не на случаи, если они привлекаются за непристойные дела (см. 1Пет. 2:19, 20).

пред ними: — Скорее, «к ним», в смысле «перед ними». Многие «цари и правители» не могут иметь возможности слышать об истине, но по своему служебному долгу будут вынуждены слышать о ней и наблюдать за плодами ее в жизни тех, которые будут приведены перед ними.

19. заботьтесь: — Греч, merimnao, «беспокоиться», «тревожиться» или «быть обеспокоенным [заботами]» (см. на Лук. 10:41). Христос здесь не призывает к беззаботному равнодушию верующих в изучении Писания, так как христиане всегда должны быть готовы «дать ответ каждому требующему отчета в нашем уповании» 1Пет. 3:15. Мы должны служить Богу изо дня в день, «не заботясь о завтрашнем дне» Матф. 6:34. Мы должны уповать на милость Божию, которая дает нам силу и мудрость встретить проблемы, когда они возникнут, но в то же время нам нужно обращать более серьезное внимание на изучение открытой людям воли Божией, чтобы быть приготовленным для каждой возможной ситуации в будущем.

20. не вы будете говорить: — Христианские работники никогда не должны забывать, что они выступают как представители или посланники Христовы (см. 2Кор. 5:19, 20), и никогда не должны предлагать своих собственных теорий под видом истины. Если же они дерзнут это сделать, то они по справедливости будут определены как лжепророки (см. на Матф. 7:15).

в вас: — Т. е. , через вас или посредством вас.

21. брат: — Буквально, «брат» или просто «брат». Насколько возможно христиане должны жить «в мире со всеми людьми» Рим. 12:18, и прилагать искренние и настойчивые усилия не только к тому, чтобы ужиться с членами своих семей, но чтобы, если возможно, приобрести их для Христа (см. Шор. 7:13-16).

22. ненавидимы всеми: — Тех, которые своей жизнью [378] свидетельствуют о силе Христа и истинности Евангелия, часто ненавидят, но им нужно остерегаться, чтобы не воздавать за это же ненавистью. Все, желающие жить благочестиво, должны ожидать преследования (см. Ин. 16:33; 2Тим. 3:12) по той причине, что делающие дела несправедливые ненавидят осуждение своих путей, содержащееся в благочестивой жизни представителей Христа (см. 1Ин. 3:12). Те, которые в своей жизни умышленно нарушают принципы, известные им как принципы правды, обычно избегают общества людей с порядочным характером.

за имя Мое: — См. на 18 ст.

претерпевший же до конца: — Очевидно, что выбывший из соревнования прежде достижения финиша, никогда не может получить приза. Вступить в соревнование, как и пребыть в нем, одинаково существенно для победы. Недостаточно начать христианский путь, мы должны пребыть в нем «до дня Иисуса Христа» Фил. 1:6. Мы должны пристально вглядываться в завершающий этап пути, предначертанным нам Богом, как это делал Иисус «Начальник и Совершитель веры нашей» (см. Лук. 9:51; Евр. 12:2).

23. гнать вас: — См. на гл. 5:10-12.

бегите: — При определенных обстоятельствах бегство обнаруживает малодушие; при других обстоятельствах оно свидетельствует о благоразумии (ср. на 16 ст. ). Решающим фактором является чистый результат для царства Божия, а не личное удобство или мнение людей. Когда труд оказывается напрасным в одном месте, посланники царства должны поспешить на другое место, надеясь, что там найдется кто-нибудь желающий слушать.

Это не добродетель терпеть гонения, ради гонений, как будто это средство для наследования заслуги в книгах небесных. Во время своего собственного служения Христос проявил принцип, который здесь предписывался двенадцати, и при этом представил примеры тех обстоятельств, при которых мы должны его применить. После отвержения Его Синедрионом, по случаю исцеления расслабленного в Вифезде, Он отошел в Галилею (см. на гл. 4:12), и впоследствии Он, при подобных обстоятельствах, удалился из Назарета в Капернаум (см. на Лук. 4:30, 31), из Галилеи в Финикию (см. на Матф. 15:21), из пределов Магдалин-ских в Кесарию Филиппову гл. 16:1-13, и из Иудеи в Ефраим Ин. 11:53, 54. Когда Иерусалимские христиане были рассеяны, после умерщвления Стефана, — они рассеялись во все стороны, «проповедуя слово» (см. Деян. 8:1-4).

городов Израилевых: — Во дни Христа термин Израиль, по-видимому, не употреблялся в географическом значении, а лишь применительно к народу Израильскому (см. Матф. 8:10; Лук. 2:34; Ин. 3:10; Деян. 2:22; и т. д. ).

придет Сын Человеческий: — Возможно, Иисус здесь, в общих выражениях обращается ко всем христианам, указывая, что всегда найдется место, где нужно будет трудиться, и объявятся сердца, которые примут весть, пока «Евангелие Царства будет проповедано по всей вселенной» (см. гл. 24:14; 6СЦ 478).

24. Ученик: — Вполне возможно, что это изречение Христа, было частой в то время поговоркой. Она встречается также и на других языках, помимо Арамейского,

учителя: — Греч. didaskalos, «учитель». Это же Греческое слово применено во вступительном обращении 25 ст.

25. хозяина дома: — Греч, oikodespotes, или «господин дома» (см. на Лук. 2:29). То есть, Христос — в продолжении мысли Матф. 10:24.

веельзевулом: — Тождественно ли это название с «Ваалзевулом», богом насекомых в Аккароне (см. на 4Цар. 1:2), или же означает Веельзевула — Арамейского бога жилища, подлинно неизвестно. Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) склонно к чтению «Веельзевул», как в Синодальном переводе (см. на Матф. 12:24).

27. в темноте: — Возможно, что имеется в виду темнота или относительная

неизвестность узкого круга учеников.

говорите при свете: — Это возможно указание на широкое распространение, которое ученики должны были сообщать урокам, изученным ими в узком кругу.

на ухо: — Мысль, параллельная «темноте» первой части стиха.

на кровлях: — Образное описание широкого распространения Евангелия, к которому должны стремиться ученики, параллель к фразе «говорите при свете». Нельзя купить мир ценою молчания и соглашения с грехом.

28. убивающих: — Те, кто «убивают тело», безусловно гонители, упомянутые в [379] 18-25, 36 ст. Только Один Бог «может и душу и тело погубить». Относительно гонений (см. на гл. 5:10-12).

душу: — Греч, psuche, «дыхание», «жизнь» или «душа». psuche/(множественное число, psuchai) 40 раз в НЗ переведено как, «жизнь» или «жизни», явно в том смысле, в каком обычно понимается слово «жизнь» (см. гл. 2:20; 6:25; 16:25; и т. д. ). Оно представлено 58 раз как «душа» или «души» (см. гл. 10:28; 11:29; 12:18; и т. д. ). В некоторых из этих случаев оно означает просто «народ» (см. Деян. 7:14; 27:37; Шепи 3:20; и т. д. ). В других случаях оно равнозначно какому-либо личному местоимению (см. Матф. 12:18; 2Кор. 12:15; см. на Пс 15:10). Иногда оно относится к эмоциям (см. Марк 14:34; Лук. 2:35; и т. д. ), к естественному аппетиту, (см. Откр. 18:14), к разуму (см. Деян. 14:2; Фил. 1:27), или же к сердцу (см. Ефес. 6:6). В слове/psuche/нет ничего даже отдаленно напоминающего сознательное существо, которое могло бы пережить кончину тела, и таким образом быть бессмертным. Ни в одном случае psuche в Библии не относится к сознательному существу, способному жить вне тела. Библия ничегоне знает о живой, сознательной душе, которая предположительно переживает тело. Относительно Евр. nephesh, Еврейский эквивалент Греч. psuche (см. на 3Цар. 17:21; Пс. 15:10). Все, сказанное об этом слове, подходит и ко второму.

в геенне: — Греч, geenna(см. на гл. 5:22).

29. малые птицы: — Греч, strouthia, что значит малые птицы вообще, что в частности употребляется для обозначения воробьев. Маленькие лесные птицы и в настоящее время обычно продаются на базарах.

ассарий: — Греч, assarion, уменьшительная форма Латинского as, 1/16 динария. Стоимость ассариона исчисляется в порядок нашей копейки (см. 49 стр. ).

упадет на землю: — Параллельное изречение у Луки гласит: «Ни одна из них не забыта у Бога» Лук. 12:6.

без воли Отца вашего: — Слово «воли» добавлено переводчиками. Можно понять, без Отца нашего, то есть, без того, чтобы Бог это замечал. Если Он замечает обиду, страдание или смерть воробья, то насколько больше обида, страдание или смерть Его собственного сына или дочери, должно для Него означать!

30. и волосы: — Никто не проявлял такого интереса к самому себе, чтобы сосчитать количество волос на своей голове. Творец знает нас намного лучше, нежели мы знаем самих себя.

32. исповедует Меня: — Буквально, «исповедует во Мне», в смысле полного единства или тождества со Христом. Когда мы пребываем в Нем и Он в нас, то такое исповедание веры в Него и в Нем «приносит много плода» (см. Ин. 15:1-8). Об этом тесном братстве Христос молился перед входом в Гефсиманский сад (см. Ин. 17:23). О тех, которые свидетельствуют о Нем перед людьми, Он может засвидетельствовать перед Отцом. Теперь Христос наш свидетель и посланник перед Отцом, как и мы должны быть Его свидетелями и посланниками перед людьми.

34. Не думайте: — Христос здесь рассеивает ошибочное мнение, которое, по-видимому, имели некоторые из учеников, что полученная ими весть выльется в одно лишь согласие. Им не следует удивляться, если их служение из дома в дом (см. на 11-13 ст. ) приведет к разделению.

принести мир: — Христос, есть князь мира. Это был Он, Который принес мир с неба на землю и наделил им людей (см. на Ин. 14:27). Однако когда человек примиряется с Богом (см. Рим. 5:1), то мир его зачастую считает своим врагом (см. 1Ин. 3:12, 13). Христос пришел, чтобы примирить грешников с Богом, но вместе с этим Он неминуемо вызвал их конфликт с теми, которые отвергают мирное предложение (см. на Матф. 10:22). Христианин никогда не должен искать и не должен довольствоваться миром, который происходит от соглашения со злом. Истинный христианин не может принять такой мир, чего бы отказ от него не стоил.

35. невестку: — Греч, numphe, «молодая женщина», «невестка» или «сноха». В странах востока еще сегодня молодая чета обычно находится в полном подчи-нении в доме родителей мужа, где невесте полагается повиноваться свекрови. Таким образом, как в древности, так и сегодня отношения между невесткой и свекровью часто осложнялись, а там, где один веровал во Христа, а другой противился этой вере, следовало ожидать действительные затруднения. [380]

36. враги человеку: — Когда человек принимает Христа, то его самые близкие друзья часто превращаются в наиболее ожесточенных и безжалостных врагов. Это часто исполняется не только в языческих странах, но также среди христиан, которые соблюдают религиозные формы, но знают очень мало или ничего не знают об их силе преобразовать жизнь (см. 2Тим. 3:5).

37. любит отца или мать: — Иисус подтверждал обязательное предписание пятой заповеди и порицал всякую попытку увильнуть от долга, детей по отношению к родителям (см. на Матф. 5:17-19; Марк 7:9-13). Тем не менее, любовь к родителям не должна служить помехой послушанию Богу, если в частном случае они противоречат друг другу. Любовь к Богу и служение Ему должны быть высшим правилом жизни «первой и наибольшей заповедью» (см. на Матф. 22:36, 37), «вторая» же скрижаль содержащая и пятую заповедь «подобна» первой по характеру и значимости (см. на гл. 22:39).

не достоин Меня: — Т. е. , недостоин называться христианином. Никакое человеческое обязательство не является извинением, чтобы не взять на себя крест верности, послушания и служения 38 ст. Христу.

38. не берет креста своего: — У Римлян казнь через распятие на кресте применялась для рабов и осужденных за наиболее ужасные преступления. Таким образом, можно сказать, что приговоренные к такой смерти, были презренны, ненавидимы и отвержены обществом. Осужденные на распятие, обычно несли крест к месту казни. Взять крест Христа и следовать за Ним, значит переносить без ропота и сожаления неодобрение друзей и родственников и терпеть человеческие упреки с кротостью и смирением. Это значит сносить «меч» преследования (см. 34-37 ст. ) от руки тех, от которых следовало ожидать «мира». Эту истину Христос повторял при различных обстоятельствах (см. Матф. 16:24; Марк 8:34; Лук. 9:23; 14:27). Но призванный взять свой крест и следовать за Христом пользуется высшим преимуществом сотрудничества с Ним и участия в Его страданиях. Большей чести не может достичь человек (ЖВ 224, 225).

следует за Мною: — Т. е. , путем ученичества и страдания.

39. Сберегший: — Т. е. , тот, кто намерен обеспечить себя и получить все то, что с человеческой точки зрения важно для счастья и довольства. Блудный сын, оставляя дом, думал «сберечь» себе настоящую жизнь (см. Лук. 15:12, 13), но когда он через горькие опыты и торжественное прозрение увидел ценности жизни и истинной перспективы, он встал и вернулся к своему отцу Лук. 15:17-20. Те которые думают «сберечь» жизнь, живя для того, что может предложить мир, ‘ стараются «о пище тленной» (см. на Ин. 6:27). Приведенная здесь истина повторялась Христом не один раз Матф. 16:25; Марк 8:35; Лук. 9:24; 17:33; Ин. 12:25.

душу — Греч. psuche (см. на 28 ст. ). потеряет ее: — Тот, кто простирает свою руку, чтобы ухватиться за мишуру этого мира обычно убеждается, что она исчезает, как мыльный пузырь в руке ребенка.

потерявший: — Т. е. , тот, кто готов отказаться от удовольствий и почестей, предлагаемых миром, и хочет лучше «страдать с народом Божиим, нежели иметь временное, греховное наслаждение» Евр. 11:25. Такой человек обладает правильным понятием о ценности вещей. Подобно Павлу, такой человек готов потерять все, что этот мир может предложить взамен на превосходящее преимущество познания Христа и участия в Его страданиях (см. Фил. 3:8, 10).

ради Меня: — См. на 18 ст.

сбережет ее: — Пшеничное зерно только упавши в землю и умерши, может зародить новую жизнь (см. на Ин. 12:24, 25). Лишь после погребения своего «я» в борозде нужд мира, раскрывается истинный смысл существования человека.

40. принимает вас: — Христиане являются посланниками Царства Небесного. То, что они говорят, и как поступают, миром воспринимается, как выражение идеалов небесного царства; отношение же к ним людей, — так как ведь они представители Христа, — воспринимается Христом как обращенное к Нему лично.

41. принимает пророка: — Т. е. , принимает пророка в свой дом и относится

к нему, как к пророку. [381]

во имя пророка: — Т. е. , потому, что он пророк или признан пророком. Сарептская вдова, безусловно, приняла Илью как пророка, потому что он был пророком, в противном случае, она скорее всего, отказала бы ему в том гостеприимстве, которое он от нее потребовал (см. 3Цар. 17:9-16). То же справедливо в отношении Сонамитянки, которая приняла Елисея в свой дом 4Цар. 4:8-10.

награду пророка: — Вероятно, имеется в виду награда, которой мог награждать пророк, или которой он мог быть награжден. Сарептская вдова получила обильное пропитание во время голода, и сын ее был возвращен к жизни (см. 3Цар. 17:16, 23). Также Сонамитянка получила щедрую награду, когда Господь даровал ей сына, и затем воскресил его после скоропостижной кончины его (см. 4Цар. 4:16, 17, 34-37).

42. напоит: — Возможно, приводится, как иллюстрация наименьшей услуги, которая возможна между человеком и человеком; в действительности это была лишь малая услуга, но весьма важная и необходимая в библейских странах, где почти всегда ощущается недостаток воды.

малых сих: — Не именно малых по возрасту, но малых по важности или положению.

во имя: — Что означает услуга, сделанная «во имя» кого-либо, объяснено в Марк 9:41, где предложение чаши воды во имя Христа объясняется как оказанная

услуга «потому, что мы Христовы».

Комментарий Е. Г. Уайт к 10 главе Евангелия от Матфея.

1 С3 531.

1-42 ЖВ 349-358.

2-4 Вое. 85.

5, 6 ВБ327.

5-8 С3 531.

6 ЖВ351; 2СЦ75.

7, 8 СЗ 33, 497, 541; НУХ 254; РУУ 465; ЖВ 350; СИ 139; 4СЦ

225; 8СЦ 165. 8 НУХ 245, 386; СУ 287; ЖВ 504; Вое. 80; РП 227; ОХВ 457;

МС334; ВМ226; ПП 528; СП 104; ЗСЦ 408, 546; 5СЦ731;

6СЦ292; 7СЦ125; 9СЦ 49; СБ117. 11-14 ЗСЦ 450. 11-15 4СЦ234. 13 ЖВ351.

14, 15 ЖВ352; 2СЦ488.

15 ЗСЦ 380; 4СЦ 191.

16 ДА 21; С3 541; ЖВ 353; Ев. 227, 564; 9СЦ 215, 235, 239; СБ 278.

16-19 ОХВ 538.

17 4СЦ 234.

17. 18 5СЦ463. 17-19 ЖВ 354.

18 ОХВ 217.

18. 19 ВБ 155; 6СЦ 128. 18-20 ВБ112.

19 ССШ40; СП 386.

20 ПХ 63.

22 4СЦ124; 9СЦ235.

22, 23 СЗ 527. 23 ЖВ 355, 541; ВБ 196, 231; СЕ 410; МС 303; 6СЦ 478; 9СЦ 230, 236.

24 ЖВ 355.

25 2СЦ203. 25-40 2СЦ 496.

26 ПП721.

27 ЖВ 355.

28 ДА 86, 576; ВБ 155.

28. 29 ЖВ356.

29 МЖС292; Воз. 41; 2СЦ72; 4СЦ288.

29. 30 Пит. 159; ОХВ 147; 1СЦ550; 4СЦ 522.

30 ОЖУ230; 1СЦ 173; 4СЦ289.

31 С3 424; 4СЦ 327; 8СЦ273. 31-34 ЖВ357.

32 ЖВ707; МЖС 322; 1СЦ303; 4СЦ 555. 32, 33 ВБ483.

33 ВБ156; 1СЦ304, 408; ЗСЦ332.

34 ДА 84; ВБ 46, 126; 4СЦ261.

37 НУХ223; СУ 53; ЗСЦ45. 37, 38 ЖВ357.

38 1СЦ513. 40 ЖВ357.

40-42 ПЦ132; 6СЦ 347.

42 ЖВ358; МЖС 11; 5СЦ229; 6СЦ 103; 7СЦ 50.