13 глава

1. в день тот: — [Проповедь у моря, Матф. 13:1-53 — Марк 4:1-34 = Лук. 8:4-18. Главный комментарий: Матфея. См. карту 219 стр. ; таблицу 231 стр. ; на притчи 203-207 стр. ]. То есть, в тот день, когда происходили события, описанные в гл. 12:22-50 (см. на гл. 12:22). События, описанные в гл. 8:18-27 имели место в конце того же дня (см. Марк 4:35; см. на Матф. 8:18). [403] Хотя нельзя утверждать, что в этот день Иисус был более загружен работой, нежели в другие бесчисленные дни Его служения, однако по причине весьма обстоятельного описания Его трудов в этот день, день этот получил название «занятого дня». На примере этого дня видна обычная ситуация, когда Иисус едва мог найти время для принятия пищи или кратковременного отдыха (см. ЖВ 333).

из дома: — Отсюда видно, что события первой части этого дня в гл. 12:22-50, имели место в каком-то жилище — возможно в доме Петра в Капернауме (см. на Марк 1:29), близ северного края Генисаретской равнины, или в каком-либо доме в пределах Магдалинских на юге (см. ЖВ 405).

сел: — Обычное положение, занимаемое раввинами при наставлении (см. 58 стр. ; см. на Лук. 4:20).

у моря: — Вероятно, где-то на берегу Галилейского моря, между Капернаумом и Магдалою, где Геннисаретская равнина подходит к озеру (см. НУХ34).

2. множество: — Относительно великого множества народа, который толпился вокруг Иисуса во время второго Галилейского путешествия осенью 29 г. по Р. Хр. (см. на гл. 8:1, 18; 12:15). В этом случае они так теснили Иисуса, что Ему едва не пришлось войти в лодку.

лодку: — По-видимому, кажется (см. НУХ 34), когда Иисус, выходя «из дома» 1 ст. , рассчитывал войти в лодку и прямо переправиться на другой берег. Однако настоятельные просьбы немощных и нужда народа в словах истины удержали Его (см. НУХ 33, 34; ср. гл. 9:36).

на берегу: — Греч, aigialos, «пляж» или «берег».

3. поучал их много: — Перед этим Христос применил краткие иллюстрации, которые можно назвать притчами (см. гл. 7:24-27; и т. д. ); теперь впервые (ЖВ 333; НУХ 20) Он применяет притчи, как основное средство для изложения истины. Нагорная проповедь, вероятно, была произнесена несколько недель раньше (см. на гл. 5:1). Теперь, вероятно, была осень 29 г. по Р. Хр. , и повсюду на Генисаретской равнине наиболее плодородной части Галилеи (см. на Лук. 5:1), можно было видеть крестьян, занятых посевом озимых (НУХ 34; см. II том, 108 стр. ). Для суммирования событий этого дня (см. на Матф. 12:22; 13:1).

В этот день, по крайней мере было изложено десять притчей. В восьми, приведенных Матфеем, Марк добавляет притчу о светильнике Марк 4:21-23, и незаметном возрастании семени Марк 4:26-29. В целом притчи, приведенные Матфеем, представляют окончательную картину существенных для Царства небесного фактов.

сеятель: — [О сеятеле, семени и почве, Матф. 13:3-9 = Марк 4:3-20 = Лук. 8:5-15. Главный комментарий: Матфея. См. на притчи 203-207 стр. ]. Когда Христос говорил (НУХ 34), были видны сеятели, которые бросали семена в богатую почву Генисаретской равнины, поднимающейся от голубых вод озера к подножию гор. Хотя эта притча известна, как притча о сеятеле точнее было бы назвать ее притчей о почвах, или притчей о сеятеле, семенах и почве. Характерная ее деталь не сеятель и семена, которые приведены также в притчах о плевелах 24-30 ст. , но четыре рода почвы, в которую пало семя при посеве. Притча подчеркивает то, как семя было принято каждым родом почвы, и как это принятие влияло на рост семени (см. НУХ 43). Искусство сеятеля и качество семени одинаково в каждом из четырех родов почвы. См. на 8 ст.

Особенная истина, представленная в этой притче, это истина о характере земной миссии Христа, как Мессии. В большей или меньшей степени истинный характер царства Христа был «тайной» (см. 11 ст. ) потому, что гордость затмила понятие людей о Писаниях ВЗ. Иудейский народ ожидал пришествия Мессии как могучего Победителя, который сядет на престол Давидов и покорит все народы Евреям (см. ЖВ 30; см. на Лук. 4:19). В притче же о сеятеле Христос представил истинный характер Его миссии, а именно то, что Он пришел не покорить язычников Израилю, а покорить сердца «заблудших овец из дома Израилева» Матф. 15:24. Эту же истину Он представил в более официальной форме в нагорной проповеди (см. на гл. 5:2). [404]

вышел: — На Востоке, в древности, как местами еще и сегодня, крестьяне живут в селах для безопасности от странствующих разбойников. С утра на рассвете они «выходили далеко» из своих селений на окружающие поля, а с сумерками они возвращались. Точно таким же образом, Христос, Сеятель правды, «вышел» от Небесного Отца» в этот мир — «поле» (см. 38 ст. ) «с целью свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37; ср. гл. 10:10).

4. при дороге: — Не при дороге, идущей от селения в поле, но при тропинке, окаймляющей ниву, или же при тропинке, проходящей через поле. По причине твердой поверхности почвы, семя лежит открытым и не имеет даже возможности дать ростки. Придорожные слушатели, — это люди, на которых Евангельская истина не оказывает никакого влияния. Услышанное ими входит, по китайской поговорке, в «восточное ухо», и выходит в «западное ухо». Они не сознают собственной нужды в Евангелии. Они невнимательны, не разумеют 19 ст. По-видимому, истина не доходила до их сознания.

птицы: — Птицы, которые всегда присутствуют во время вспашки и посева. По Матфею птицы изображают «лукавого» 19 ст. , по Марку — сатану Марк 4:15, согласно Луки диавола Лук. 8:12.

5. места каменистые: — По-видимому, это относится не к почве, покрытой рассеянными валунами, а к каменистой прослойке, лежащей близко к поверхности, и покрытой тонким слоем земли. За немногими счастливыми исключениями, каменистые отложения заметно ограничивали использование гористых районов Палестины для земледельца.

Семя Евангелия, западающее в сердце слушателей с каменистой почвой, находят достаточно почвы для прорастания. Но почва мелка и влияние Евангелия в лучшем случае поверхностно. Евангелие действует на чувства, и они быстро откликаются на него, но влияние его прекращается вместе с переменой эмоций. Скала самолюбия (см. НУХ 46) препятствует влиянию Евангелия, для осуществления реформы жизни. Всякое побуждение служить Христу рушится и разбивается о главное намерение — служить самому себе (см. НУХ 50), так что Евангелие не оказывает никакого влияния или же лишь незначительное. Слушатели каменистой почвы по привычке следуют за своими наклонностями. Всякое убеждение таких людей основано больше на склонностях, нежели на принципе. Ясно, что Евангелие для них имеет известную привлекательность, они одобряют его в мыслях, но они любят самих себя. Скоро принимая то, что в этот момент кажется справедливым, они не учитывают цену ученичества. Они не применяют принципы Евангелия в своей жизни и не дают ему возможности преобразовать образ их мышления и жизни. Они не желают сознавать, что их привычки должны быть изменены.

не много… земли: — Скалистое отложение, лежащее близко к поверхности,

сильно нагревается и отнимает влагу от лежащей над ним почвы.

скоро: — Т. е. , «немедленно». Лишнее тепло, отраженное от скалы в почву, приводит к быстрому росту. Однако там нет глубины земли, которая могла бы накапливать влагу и поить ею мелкие корни растения.

6. засохло: — Рост был бурным, но таким же было и увядание. Единственная надежда слушателей каменистой почвы — это родиться свыше (НУХ 48). Поверхностное влияние на них Евангелия не приводит к раскаянию и оставлению грехов (см. на 5 ст. ). Они не имеют опыта оправдания. Их отклик на Евангелие, не приводит их к обращению.

7. терние: — Греч, akantha, «терние» или «вереск»; akantha обозначаются также всякого рода колючие растения, например, чертополох (волчец). По Луки «терниями» христианской жизни называют «заботы, богатство и наслаждения житейские» (см. Лук. 8:14; ср. Матф. 13:22). В тернистой почве нежные ростки не увядают так быстро, как в каменистой почве. Соответственно, опыты христиан тернистой почвы простираются дальше, чем продвижение слушателей каменистой почвы. Они делают начало с виду правильное, по всей видимости, они имеют опыт оправдания и возрождения, но вскоре они «унывают, делая добро» Гал. 6:9, и не «спешат к совершенству» Евр. 6:1. Будучи поглощенными мирскими удовольствиями и погоней за его прелестями они пренебрегают обязанностью искоренять из жизни те стремления и [405] черты характера, которые мешают жить жизнью воздержания. Они подобны человеку, который был освобожден от одного злого духа, чтобы затем стать достоянием семи духов злейших (см. на Матф. 12:43-45). Многое из того, что привлекает слушателей тернистой почвы и поглощает их внимание, само по себе, не предосудительно. Но такие люди настолько поглощены этим миром, что у них недостает времени приготовиться для будущего.

выросло терние: — Терние лишило пшеницу возможности созреть (см. Лук. 8:14). Таким же образом временные интересы не дают созреть плоду Духа Гал. 5:22, 23. Религия, поставлена в подчиненное положение и является только одним интересом из многих. За недостатком ухода она увядает и в конечном счете, умирает. То, что нужно для слушателей тернистой почвы, так это нравственное возрождение (НУХ 50). Для них оправдание является сущностью и итогом религии; они не понимают, что христианская жизнь, по существу, состоит из процесса называемого освящением — процесса, при котором порочные черты и тенденции удаляются и заменяются образцом совершенной жизни во Христе Иисусе (см. на Гал. 2:20).

8. добрую землю: — Это не значит, что сердце человека «доброе» по природе перед тем, как семена Божественной истины сделали его таким, потому, что «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» Фил. 2:13. В человеке по природе «нет ничего доброго» Рим. 7:18. «Земля» «хороша» просто потому, что она поддается плугу истины, потому, что она отзывается на смягчающее влияние Святого Духа.

принесло плод: — См. на гл. 7:16-20. Это относится к плоду характера (см. на Гал. 5:22, 23). Плод Духа, проявленный видимым образом в жизни, свидетельствует о здравом христианском опыте. В сердцах придорожных слушателей истина не нашла отклика. В слушателях каменистой почвы истина произвела лишь кратковременный порыв. У слушателей тернистой почвы все началось хорошо, но завяло перед лицом трудностей и сопротивления. В сердцах же слушателей доброй земли отклик постоянен и действенен. Результатом является жизнь, возрожденная по совершенному образцу жизни Иисуса Христа. Успешный христианин, не раб обстоятельств, он претерпевает до конца (см. Матф. 24:13).

во сто крат: — Это был бы на самом деле замечательный урожай (см. на Быт. 26:12). Средняя урожайность пшеницы в США равна 17, 1 бушелей на акр, то есть, приблизительно 15 fold. Марк перечисляет урожайность в обратном порядке. А Лука не упоминает о меньшей урожайности.

9. уши слышать: — Относительно комментария (см. на гл. 11:15; 13:13-18).

10. ученики сказали: — По-видимому, Матфей здесь, как обычно, присоединяет истолкование, которое дал Христос ученикам позднее, наедине, и самой притче, с целью сохранения смысловой последовательности. Марк специально упоминает, что объяснение давалось, когда «Он был один» с двенадцатью и некоторыми другими учениками (см. Марк 4:10).

притчами: — См. на 3 ст.

11. дано: — Бесплодная почва сердец учеников была взрыхлена плугом Святого Духа (см. на Ос. 10:12), и ученики приняли семя истины с радостью. Только те, которые хотят «творить волю Его», узнают, «о сем учении» Ин. 7:17. Принятие истины зависит не столько от тонкости ума, сколько от искренности желания.

тайны: — Имеются в виду вещи, скрытые от тех, которые не имеют искреннего желания познать истину. Они не тайны в том смысле, что их нельзя понять, или что они произвольно скрыты от одних и предоставлены другим. Евангелие является «безумием» для некоторых (см. Шор. 1:23) потому, что плотской человек, не тронутый влиянием Святого Духа, — не в состоянии «принять того, что от Духа Божия» (см. 1Кор. 2:14). Причина, по которой он не может их вмещать в том, что их следует «понимать духовно», а он не имеет проницательности, необходимой для уразумения их смысла. Духовная проницательность приобретается лишь через действие Святого Духа (см. Ин. 16:13; ср. Матф. 16:17).

не дано: — См. на 12 ст. Согласно Марка «тайны» Царства Божия не для «внешних» (см. Марк 4:11), то есть, для находящихся вне круга [406] последователей. Нет смысла открывать истину тем, которые лучше хотят ее не знать (см. на Матф. 7:6). Они не принадлежат к тем, которые «алчут и жаждут правды» и надеются быть «насыщены» ею (см. на гл. 5:6).

12. кто имеет: — Т. е. , кто искренне жаждет истины (см. на Матф. 13:11; ср. Марк 4:24). Почва должна быть в известной степени подготовленной для посева, иначе семя не принесет пользы. Те, которые применили на практике открытую им истину, узнают больше об истине. Восприимчивые к истине сердца, получат несравненно больше пользы от любого откровения истины, нежели тончайшие умы, которым недостает духовной восприимчивости. Чудные дары неба даются тем, которые страстно их желают (см. ЖВ 827).

то, что имеет: — Т. е. , «то, что он думает иметь» Лук. 8:18. Тот, кто не заботится об использовании своей хотя бы маленькой способности для восприятия истины, лишится и этой малой способности.

13. Потому говорю: — См. на 3 ст. Цель Христа состояла не в том, чтобы скрыть истину от тех, чье духовное восприятие было затуманено (см. НУХ105), но помочь им преодолеть мрачность ума и сердца, в надежде на зарождение у них способности воспринять больше от истины (см. Лук. 8:16). Христос пришел в этот мир, чтобы «свидетельствовать об истине», а не для того, чтобы скрыть ее Ин. 18:37. Причина бесплодия многих, скрывается не в Сеятеле, и не в семени -но в почве (см. на Матф. 13:3).

они видя не видят: — См. на 15 ст. Хотя эти люди думают, что они видят, на самом деле, они не видят. Поскольку они говорят: «мы видим», в то время какони слепы, то грех их на «них и остается» Ин. 9:41. Они своенравно слепы (см. на Ос. 4:6). Их восприимчивость, как и у слушателей при дороге, — поверхностна (см. на Матф. 13:4, 5). Естественное зрение не сопровождается соответствующей внутренней проницательностью.

не разумеют: — Фарисеи понимали значение притчей Христа, но они притворялись, что не понимают (см. НУХ 35). Они отказывались от самых простых слов Христа, потому, что они не желали их понимать, и поэтому их вина была больше, нежели вина других. Они умышленно ослепляли очи сердец своих и заключали себя во тьму (см. на гл. 12:31).

14. сбывается: — Буквально, «исполняется», «наполняется», как наполняется чаша.

пророчество Исайи: — Эта цитата из Ис. 6:9, 10, как указано в Греческом языке Матф. 13:14, 15 соответствует тексту перевода LXX. См. на Ис. 6:9, 10.

15. огрубело: — Относительно ожесточения сердца (см. на Исх. 4:21).

сердце людей: — Т. е. , разум их.

ушами с трудом слышат: — Они были сонливы, и пробудить их, казалось невозможным.

да не увидят: — Как в Ис. 6:10, эти слова сказаны с иронией. Нет воли Божией в том, чтобы кто-нибудь был в таком состоянии, или что-либо не понимал и не был обращен. Состояние Иудейских вождей было естественным последствием их поведения и образа жизни. Как показано в притче, это было также работой сатаны (см. на Матф. 13:4). Народ, о котором говорил Исайя, был слушателем придорожным. На самом деле, это сатана, который «ослепил умы неверующих» (см. 2Кор. 4:4). Не свет неба ослепляет глаза людей, а тьма (см. 1Ин. 2:11). Долгое пребывание в темноте иногда лишает глаза способности нормально действовать при свете, в самом деле, глаза привыкшие к темноте, боятся света.

16. блаженны: — Или, «счастливы» (см. на гл. 5:3). И наоборот, имеющие невидящие глаза и не слышащие уши — несчастны. Истинное блаженство наступает лишь тогда, когда очи сердца «видят» свет истины. Те, которые не имеют духовной проницательности, никогда не могут быть счастливы.

17. истинно: — См. на гл. 5:18.

желали видеть: — Т. е. , видеть Мессию и Его царство. Это было блаженной -надеждой для святых древности (см. 1пет. 1:10, 11), которые «умерли в вере, не получивши обещанного, а только издали видели оное и радовались» Евр. 11:13.

18- Вы же выслушайте: — Для более подробного изъяснения на 18-23 ст. (см. на 3-9 ст. ). Разъяснение притчи о сеятеле, семени и почве, данное здесь Христом 18-23 ст. , по всей вероятности, — позже (см. на 10 ст. ), должно служить образцом, [407] по которому следует разъяснять все другие притчи (см. 204 стр. ).

20. тотчас: — Греч, euthus, «немедленно», «скоро», «тот час». В KJV «сразу».

21. скорбь: — Или, «бедствие».

тотчас: — Греч, euthus, то же самое слово, переведено «скоро» 20 ст. , «тотчас», «вскоре» Матф. 3:16; Ин. 13:32, «немедленно» Марк 1:12, 28; Ин. 21:3, и «тотчас» (Ин. 19:34; см. на Матф. 13:20).

соблазняется: — Греч, skandalizo, «заставить споткнутся» (см. на гл. 5:29).

23. разумеющего: — Марк пишет «принимают» Марк 4:20, и Лука, «хранят» Лук. 8:15.

24. Другую притчу: — [О плевелах, Матф. 13:24-30. На притчи см. 203-207 стр. ]. Притча о плевелах встречается только у Матфея. Эта притча показывает, что не все утверждающие, что они приняли принципы Царства Небесного, являются тем, кем они сначала кажутся, Иуда был одним из этих христиан — хорошей погоды. Кто становится учеником Христа, не должен удивляться, если найдет в «Царстве Небесном» — в Царстве Божественной благодати здесь на земле (см. на гл. 3:2; 4:17) — людей, жизнь которых не возрождена Евангелием. Христос желает, чтобы люди знали, что эти растения не Им насаждены, что их жизнь не является плодом от семени Евангелия. Их присутствие в церкви следует объяснить тем, что «враг» желал «насадить» их с двойной целью, чтобы подвергать опасности «пшеницу» (см. на гл. 13:29) и бесчестить и вредить хозяину «поля».

предложил Он им: — Буквально, «представил пред ними».

Царство Небесное: — См. на гл. 3:2; 4:17; 5:3.

посеявшему доброе семя: — Как в предыдущей притче, Иисус Сам Сеятель Божественной правды. Семя, которое Он пришел посеять — «доброе семя». Он не виноват в том, что позднее среди пшеницы появились плевелы. В то время, как предыдущая притча касалась преимущественно вопроса о принятии истины, эта притча касается ее развития. Утешительно запомнить, что присутствие на поле плевел не могло заставить ни один колос пшеницы превратиться в плевел.

на поле своем: — Это «поле» есть «мир» (см. 38 ст. ). Верно, что в мире сегодня «плевелы» и «пшеница», люди добрые и люди злые. Но это следовало ожидать. Здесь Христос касается преимущественно Своей церкви, особенно собственного «поля» Господа (см. НУХ 70). Следует помнить, что эта притча изображает «Царство Небесное», то есть, настоящее царство Божественной благодати, церковь Божию на земле.

25. Когда же люди спали: — Врага глазами плоти нельзя обнаружить. Люди видят лишь плоды его работы, так же как видят плоды работы Святого Духа (см. на Ин. 3:8).

враг его: — Т. е. , «диавол» 39 ст. , сатана наш «противник» (см. на Зах. 3:1).

Все добро в мире — от Бога, все зло в конечном итоге, является плодом злого семени, посеянного в сердцах людей — диаволом.

посеял: — Буквально, «посеял поверх», то есть, он вторично засеял поле, разбрасывая семена плевел поверх посеянной пшеницы или ржи, местами на Востоке еще сегодня существует обычай мстить соседям точно так же, как описано в притче.

плевелы: — Греч, zizania, вероятно, Lolium temulentum, или бородатый дарнел. Эта сорная трава, в Палестине, достигает высоты около 2 фут. (60 см. ). На ранних стадиях развития его невозможно отличить от пшеницы. Только во время созревания, когда семена плевела чернеют, легко заметить разницу. Эти семена ядовиты, и в случае принятия с пищей, вызывают острую тошноту, понос, конвульсии и даже смерть. «Плевелы» изображают «сынов лукавого» 38 ст. , потому что они имеют сходство с характером этого растения. Это яркое сравнение превосходно отражает скрытую в ней духовную разницу.

26. показался плод: — См. на 25 ст. Сравните гл. 7:20, «по плодам их узнаете их».

27. рабы: — Христос не дает никакого объяснения относительно того, кто подразумевается под рабами домовладыки это, по всей вероятности, явное указание на то, что личность рабов не имеет значения в части приведенной в этой притче истины. Их наличие вызвано случайной особенностью повествования (см. 204 стр. ).

домовладыки: — Греч, oikodespofes, то есть, «хозяин дома» (см. на Лук. 2:29). Сеющий доброе семя [408] — это «Сын Человеческий» Матф. 13:37. Это

тождество тесно связывает эту притчу с притчей о сеятеле, семени и почве (см. на 3 ст. ).

откуда же: — См. на 25 ст.

28. враг: — См. на 25 ст.

29. нет, чтобы, выбирая: — Характер обоих видов растения еще не созрел, и предпринять предложенную рабами попытку было бы роковой ошибкой. Совершенно очевидно, что не было возможности «собирать плевелы», чтобы не потоптать пшеницу и лишить некоторую часть ее возможности созреть. Подобным образом, Христос позволил Иуде стать учеником, потому что в противном случае другие ученики, которые еще не распознали истинный его характер, усомнились бы в мудрости Учителя (см. ЖВ 294; см. на 24 ст. ). До самого конца Своего служения Христос открыто не укорял Иуду, потому, что такой упрек мог вызвать симпатии к нему учеников, которые смотрели на него с одобрением и даже с восторгом (см. ЖВ 563). Кроме того, Он мог бы таким укором оправдать предпринятое им отмщение по отношению ко Христу.

30. расти вместе: — См. на 24 ст. Оба класса должны быть вместе в церкви до самого конца времени. По-видимому, Христос не усматривал никакой опасности для пшеницы в таком продолжающемся положении. Человеческая мудрость, пожалуй, исключила бы Иуду из внутреннего круга учеников Христовых — двенадцати, опасаясь, что его влияние удержит и остальных от достижения цели, предназначенной для них Христом. Но никогда в Евангелии нет намека на то, что его влияние было чем-то больше, чем мимолетное, ни в коем случае это внимание не было определяющим. Иуда пожелал числиться среди двенадцати. Христос предоставил ему те же преимущества и возможности для развития характера, что и остальным ученикам.

Дело сбора и сожигания плевел должно совершаться руками Ангелов во время «жатвы» при «кончине века» (см. 39-42 ст. ), а не руками «рабов» прежде времени 28-30 ст. В течение всех веков фанатичные люди, исповедующие веру Христову, считали своим долгом выявлять и сжигать, или иным способом преследовать тех, кого они считали еретиками. Но Христос никогда не поручал такого дела Своим представителям на земле. Это не значит, что церковь ничего не должна предпринимать в отношении тех, чья жизнь или учение уже обнаруживают плоды зла. Но образ действия в данном случае ясно изложен в Писании (см. на Матф. 18:15-20; ср. Рим. 16:17; Тит. 3:10, 11), и никто не имеет права преступать границы предписанного, или пытаться совершить то, о чем Бог говорил, что Он это совершит при кончине века.

жатвы: — «Жатва есть кончина века» 39 ст. Она начинается с окончанием времени испытания (см. НУХ 72; см. на гл. 3:12).

жнецам: — Т. е. , ангелам (см. 39 ст. ). Характерно то, что не рабы представлены, как жнецы 27 ст.

прежде плевелы: — Следовало бы ожидать, что сначала будет собрана пшеница и только потом будут сожжены плевелы. Возможно, что причина, почему Христос прежде упоминает сожжение плевел, заключается в том, что в конце времени нечестивые получат свое воздаяние прежде, чем земля будет обновлена и станет жилищем для святых (см. 2Пет. 3:7-13; Откр. 20:9, 10, 14, 15; 21:1).

свяжите их в связки: — Как было отмечено, дело жатвы начинается с окончания испытательного времени (НУХ 72). Когда окончится испытание, гнев Божий будет излит над необращенными на земле (см. Откр. 15:1), и семь последних язв завершат связывание плевел для их сожжения.

сжечь их: — Каждое семя приносит плод по роду своему. С плевелами ничего не остается сделать, как только сжечь их, если не желать, чтобы семена зла снова дали ростки и снова ввергли нашу планету в бедствие и раздор. Важно отметить, что Христос не указал в будущем на какое-то время, когда все плевелы превратятся в пшеницу. Он не говорит о втором времени испытания для них.

31. Иную притчу: — [О горчичном зерне, Матф. 13:31, 32 = Марк 4:30-32. Главный комментарий: Матфея. На притчи (см. 203-207 стр. )]. Притча о горчичном зерне в Евангелии от Луки в основном тождественна с соответствующими притчами Евангелия от Матфея гл. 13:31, 32 и Марка Марк 4:30-32, хотя несколько сокращена и является частью служения Христа в Перее. Примерно год спустя, в этот период Христом были повторены многие Его прежние наставления (ЖВ488). [409]

Царство Небесное: — Относительно комментария (см. на Матф. 3:2; 4:17;

5:3; Лук. 4:19).

зерну горчичному: — Это, вероятно, относится к Sinapisnigra, или черной горчице, в изобилии дикорастущей в Палестине, но часто также культивируется ради ее семян, употребляемых как приправа. В Еврейской литературе горчичное зерно часто приводится, как пример незначительности.

взял и посеял: — Горчичное растение в этой притче не является дикорастущим. Оно не произрастает от случайности.

на поле своем: — Хотя сатана враг, присваивает этот мир и считает его своим полем, он, тем не менее, является «полем» Божиим. Это, в частности, справедливо для церкви, которая, и здесь особенно, имеется в виду, как «Его поле» (см. НУХ 70).

32. меньше всех семян: — Горчичное семя меньше всех известных в то время семян, которые употреблялись обычно крестьянами, например, оно много меньше зерна пшеницы или ячменя. Однако сам куст был больше всякого другого культурного растения. Иудейские руководители смотрели с презрением на разношерстную толпу, которая теперь внимательно прислушивалась к Иисусу, в частности, на нескольких необразованных крестьян и рыбаков, которые, как Его ученики, сидели рядом с Ним. Они сделали заключение, что Он не мог быть Мессией, и что «Царство», провозглашенное Им, и состоящее из такой невзрачной группы последователей, не может иметь никакого значения. Иисус не мог избрать лучший способ, как картинно изобразить представление невозрожденных людей о Его «Царстве», чем притчу о незначительном горчичном семени.

становится деревом: — Не по природе, но по размерам. Sinapisnigra, или

черная горчица, в Палестине (см. на 31 ст. ) обычно достигает высоты от 6 до 12 фут. (1, 8 до 3, 6 м. ) и толщиной ветвей в 2, 5 см. и больше. Здесь образно «дерево» изображает триумф Евангельской вести по всему миру. Царство и Его подданные теперь могут казаться незначительными, но Христос говорит, не всегда это так будет.

33. Царство Небесное: — [О закваске, Матф. 13:33 = Лук. 13:20, 21. Комментарий: Матфея. На притчи (см. 203-207 стр. )]. См. на гл. 3:2; 4:17. В этой притче Царство Небесное изображается закваской, как притча о зерне горчичном изображает широкое численное распространение царствия, так притча о закваске представляет интенсивный качественный рост отдельных членов Царства. С человеческой точки зрения, малограмотные крестьяне и рыбаки, которые в эту пору были практически единственными последователями смиренного Галилеянина, не обещали никакого будущего. Но критический обозреватель не учитывал возрождающую и облагораживающую силу Евангелия.

закваске: — Как закваска проникает в каждую часть теста, так и учение Христа пронизывает жизнь тех, которые Его принимают и желают быть возрожденными через Него.

Во времена ВЗ закваска служила символом зла. Перед праздником Пасхи всякий след от закваски должен был исчезнуть из домов Израильтян, так как закваска была символом греха (см. на Лев. 23:6). Сам Христос касался закваски в таком смысле в замечании о «закваске фарисейской и саддукейской» (Матф. 16:6, 12; ср. Шор. 5:6-8). Но в данной притче закваска не может символизировать грех, как некоторые говорят в данном случае, так как в конечном счете «все [общая масса теста] вскисло», и Христос не мог иметь в виду, что Его Царство целиком будет пронизано грехом. Иначе сам «хлеб» пропадет. Вообще ошибочно думать, что один и тот же предмет всегда должен символизировать одно и то же. Так, например, как сатана 1Пет. 5:8, так и Христос Откр. 5:5 представлены в образе льва. См. на Матф. 12:33.

женщина: — Что касается этой притчи, то нет данных для расшифровки символа женщины. Ее присутствие случайно, она упомянута лишь для наполнения самой картины (см. 204 стр. ).

меры: — От Греч, saton, мера сыпучих тел вместимостью равной приблизительно 13 л. (см. 50 стр. ). Соответственно три «меры» будут составлять примерно 39 л. , — достаточная мера муки для выпечки большого количества хлеба. Количество следует считать случайным (1 мера = 24 сектари, Еврейская мера = 11, 93 амер. квартам, 1 кварт = 1, 101 л. = нашим 13, 13 л. ).

34. Все сие: — Т. е. , истины о царстве, в частности, изложенные теперь в

притчах (см. на 10-16, 36 ст. ).

35. Да сбудется: — См. на гл. 1:22.

«отверзу в притчах уста Мои: — Эта цитата взята из Пс. 77:2. [410]

сокровенное: — Павел говорит о «тайне, о которой от вечных времен было умолчано,… но которая ныне явлена», по «проповеди Иисуса Христа» Рим. 14:24, 25. В другом месте он определяет эту тайну как «Христос в вас, упование славы» Кол. 1:26, 27. Она была «сокровенной» не потому, что Бог не хотел или не был готов ее открыть, но потому, что люди не были готовы ее принять.

создания: — Греч. katatabole, «укладывание» или «полагание».

36. Тогда: — Как в притче о сеятеле, семени и почве, так и в притче о плевелах Матфей приводит собственное истолкование Иисуса, поясняя при этом, что истолкование было дано позднее и не в присутствии толпы народа (см. на 10 ст. ). Иисус не прерывал Свою проповедь у моря для того, чтобы вернуться домой и разъяснить значение притчи ученикам.

отпустив народ: — Или, «оставив народ».

в дом: — Возможно, в дом Петра в Капернауме (см. на Марк 1:29).

изъясни: — Свидетельство текста (ср. 146 стр. ) склонно к чтению «объясни».

37. сказал им в ответ: — Относительно комментария на эту притчу (см. на

24-30 ст. ).

Сын Человеческий: — См. на Марк 2:10.

38. лукавого: — Примерно год спустя, Христос открыто объявил Иудейских вождей, что они дети «отца своего диавола» (см. Ин. 8:41, 44).

39. века: — Греч, aion, «век». Различные оттенки значения этого слова alon можно видеть по разнообразию переводов его в НЗ «мир» Матф. 12:32; 13:22; 24:3; 28:20; Марк 4:19; и т. д. , «возраст» Ефес. 2:7; Кол. 1:26, «вечный» Ефес. 3:11; 1Тим. 1:17, «когда-либо» Матф. 21:19; Лук. 1:55; и т. д. , и, когда употребляется в отрицательном смысле, «никогда» Марк 3:29; Ин. 4:14; и т. д. Для связывающей формы прилагательного, monios, «век», «вечность» (см. на Матф. 25:41; ср. Марк 9:43).

Awn означает «мир» с точки зрения времени, Греч. kosmos переведенное также «мир» (см. гл. 4:8; 5:14; 13:35, 38; и т. д. ) за одним лишь исключением 2Пет. 3:3, рассматривается с точки зрения промежутка времени, пространства. Писание обычно говорит о кончине aion (см. Матф. 13:39; 24:3; 28:20; и т. д. ), а не о кончине kosmos. Относительно значения слова kosmos (см. на гл. 4:8). Другое Греческое слово, которое обычно переводится «земля» или «мир», это oikoumeni, которое относится обычно к «обитаемому миру», это слово применяется при рассмотрении мира с точки зрения его приспособленности быть обителью для рода человеческого (см. Матф. 24:14; Лук. 2:1; 4:5; и т. д. ).

жнецы суть Ангелы: — См. Матф. 24:31; 1Фес. 4:16, 17.

41. соблазны: — Буквально, «то, что заставляет споткнуться» (см. на гл.

5:29).

42. в печь огненную: — Сравните 50 ст. Выражение, относящееся к огню последнего дня, называемого также огнем геенны (см. на гл. 5:22).

плач и скрежет зубов: — Красочное изображение сожаления, которое испытают нечестивые, когда они увидят, что их нечестивые пути привели их к вечной гибели.

43. воссияют: — Греч, eklampo, «воссиять дальше», этим словом подразумевается внезапное появление или вспышка света большой яркости, или великолепия, как например, при выходе солнца из-за темной тучи. Это показывает резкий контраст между крайней тьмой, окружающей нечестивых и радостью, которую унаследуют спасенные.

уши слышать: — См. на гл. 11:15.

44. Царство Небесное: — [О скрытом сокровище, Матф. 13:44. На притчи

(см. 203-207 стр. )]. См. на гл. 3:2; 4:17; 5:3.

сокровищу, скрытому: — Эта притча, переданная лишь Матфеем, показывает ценность спасения, представленного вестью Евангелия, и также усилие, которое каждый должен приложить для обеспечения себе этого спасения. В данном случае «поле» изображает Писания. По причине частых политических беспорядков и шаткого материального положения в древности, люди часто закапывали свои драгоценности в земле, где они часто оставались после смерти хозяина. Тот к которому могло перейти это поле, не знал о зарытом в нем кладе, да и не имел на этот клад большего права, чем любой покупатель участка земли. В данном случае ясно, что хозяин поля не знал о зарытом кладе, иначе он выкопал бы его перед тем, как продать участок. По закону Моисееву тот, кто нашел утерянное другим должен возвращать находку (см. [411] на Лев. 6:3, 4). Но в этом случае, по-видимому, хозяина уже давно не было в живых, и возвратить ему клад было невозможно. Таким же образом, нашедший клад имел такое же право, как любой другой, и право на собственность клада передавалось с правом на собственность участка поля. См. на Матф. 6:19, 20.

утаил: — Покупатель прячет находку там, где он ее нашел с тем, чтобы никто другой ее не нашел, и чтобы законно оформить свое право на владение этим полем. Следует отметить, что Христос не хвалит и не осуждает действие этого человека. Если поставить вопрос о правильности поступка этого человека, то следует помнить, что для цели этой притчи, характер этого человека не имеет никакого значения, то, что Христос в данном случае хочет показать, — это ценность небесного сокровища и усилие, необходимое для унаследования его (см. 204 стр. ).

45. Царство Небесное: — [О драгоценной жемчужине, Матф. 13:45, 46. На притчи (см. 203-207 стр. )]. См. на гл. 3:2; 4:17; 5:3.

купцу: — Греч, emporos, оптовый торговой разъездной скупщик в отличие от kapelos, «молочный торговец» или «лавочник». В то время как притча о скрытом сокровище изображает опыт людей, нашедших истину случайно, не искав ее, притча о купце и жемчужине говорит о тех, которые серьезно искали истину (НУХ116). «Купец» был скупщиком жемчуга, это было его занятие. В своем деле он старался получить самое лучшее. Мыслящие мужчины и женщины в течение многих лет делают лучшее с имеющимся у них светом, смутно сознавая при этом, что есть какая-то великая цель жизни, которую они еще не открыли. С сердечной тоской они задают вопросы о смысле жизни и в конце концов находят на свои вопросы ответ.

ищущему хороших жемчужин: — «Купец» изображает, прежде всего, людей ищущих Спасителя, хотя кроме этого, этим купцом имеется также в виду Христос, ищущий человека. Ничто не имеет большей ценности и не должно быть отыскиваемо с большим прилежанием, чем Сам Христос. С другой стороны для неба нет ничего дороже, чем любовь и привязанность творений во вселенной. Даже после грехопадения человека, он был так дорог для неба, что Бог отдал Сына Своего, чтобы взыскать человека, и вернуть ему Божественное благословение с тем, чтобы для него опять стали доступны безграничные сокровища Всемогущего.

46. драгоценную: — В соответствии с первоначальным значением этой притчи, драгоценной жемчужиной является Иисус Христос «лучше десяти тысяч других» Пес. Песн. 5:10. Что касается жемчужины, то ей ценность придали размеры, очертания и блеск. В отношении Иисуса — это совершенство характера и полнота Божественной любви. Скупщик жемчужин должен был испытать глубокое удовлетворение от приобретения такой драгоценной жемчужины. Теперь она принадлежала ему. Тот, кто во Христе находит свет на все желания своей души, кто в Нем находит совершенный путь в жизни, кто в Нем видит цель в жизни, тот нашел драгоценнейшие сокровище жизни.

продал все: — Хотя спасение нельзя купить, все же оно стоит все же оно стоит всего, что человек имеет. Подобно Павлу, тот, кто находит Христа, будет считать «все тщетою перед превосходством познания Христа Иисуса», и готов страдать и лишиться всего, лишь бы «приобресть Христа» Фил. 3:8. ПознатьХриста — значит заполнить в своей жизни пустоту, которую ничем другим заполнить нельзя. Познать Его — это жизнь вечная Ин. 17:3.

купил ее: — Ценою своего «я», ценою гордости и самомнения, ценою дурных привычек. Мир с Богом стоит всего, что человек имеет, но он ценен еще много больше. Человек покупает спасение ценою предметов, которые сами по себе не имеют никакой постоянной ценности, и таким образом, в этой сделке ничего не теряют.

47. Царство Небесное: — [О закинутом неводе, Матф. 13:47-50. На притчи

(см. 203-207 стр. )]. См. на гл. 3:2; 4:17; 5:3.

неводу: — Греч, sagene, «бредень», в отличие от amphiblestron, «наметки» (см. гл. 4:18). Английское слово «невод» произошло от Греч, sagene через Латинское sagena. Это была длинная сетка с отяжеленными грузами, концы которой разводились и затем соединялись в форме большого круга. Невод изображает Евангелие, то есть, усилия, прилагаемые [412] рыболовами, ловцами человеков (см. на Лук. 5:10) для приобретения душ для Христа.

море: — Единственным местом, где такой невод может принести пользу, это в большом пространстве воды. В отношении смысла всей притчи, значение моря не является существенным (см. 204 стр. ).

всякого рода: — Всякого рода люди собираются в сети Евангелия: мужчины и женщины с различными побуждениями, склонностями, личными свойствами. Иисус не «взирал на лица» Деян. 10:34, но принимал всех, приходящих к Нему. Он общался с мытарями и грешниками, чтобы иметь возможность приобрести их для Своего Царства (см. на Марк 2:16, 17). Он был согласен быть известным как «друг мытарей и грешников» (см. на Матф. 11:19), лишь бы они ценили Его Божественную дружбу.

48. вытащили на берег: — См. на 47 ст.

хорошее собрали: — Сортировка произошла после того, как сеть заключила в себя всю рыбу, какую только можно было поймать. Бог судит о характере человека потому, как он ходил во свете, который имел, как он сотрудничал с небом в достижении совершенства характера по образцу Христа Иисуса (см. на Еккл. 12:13, 14; Мих. 6:8; Матф. 7:21-27).

худое: — Греч, sapros, применительно к рыбе, «гнилой» или «тухлой», негодной «для употребления». Притча о неводе подчеркивает окончательное разделение между «злыми» и «добрыми» по признаку характера.

49. при кончине века: — Буквально, «в конце мира» (см. на 39 ст. ).

Ангелы: — См. 41 ст.

отделят злых: — См. на 48 ст. ; ср. гл. 25:32, 33.

50. в печь огненную: — См. на 42 ст.

плач и скрежет: — См. на 42 ст. 51.

все это: — Т. е. , истины, представленные в притчах, которые были при-

ведены в этом случае (ср. 34 ст. ).

так, Господи: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) склонно к опущению слова «Господи».

52. всякий книжник: — [Относительно нового и старого, Матф. 13:52. На притчи (см. 203-207 стр. )]. «Книжники» были не писарями или чтецами, но официальными законоучителями (см. 55 стр. ). Здесь Христос имеет в виду не профессиональных учителей того времени, а Своих учеников в их качестве «апостолов» или учителей (см. на Марк 4:14). «Каждый книжник», в данном случае значит, — каждый мужчина и женщина, которые открывают сокровищницу Слова Божия для других. Здесь Христос касается не способности двенадцати уразуметь «все сие» Матф. 13:51 но их умение преподать это другим.

наученный: — Буквально, «который сделан учеником» в смысле получившего основательное наставление во всем, что ученик должен знать и понимать. Профессиональные книжники дней Христа знали букву закона Моисеева, но ничего не знали о духе его. Эту отличительную способность Христос изложил в нагорной проповеди, в частности в гл. 5:17-48 (см. на гл. 5:17, 20, 21). Христианство построено «на основании апостолов и пророков» Ефес. 2:20, что включает в себя все открытое древним пророкам и открытое лично Христом Его ученикам (см. Евр. 1:1, 2).

Царству Небесному: — См. на гл. 3:2; 4:17; 5:3.

хозяину: — Греч, oikodespotes, «господин дома» (см. на Лук. 2:29). Здесь ученики представлены обладателями «сокровищами» Евангелия. Им они были поручены, и теперь Бог ожидает, что они вынесут то, что нужно и тогда, когда нужно. В частности, каждый христианский учитель, является «домовладельцем» из притчи (см. НУХ131).

сокровищницы: — Т. е. , из сундука или кладовой (см. на гл. 2:1).

новое и старое: — Под «старым» Христос подразумевает волю Божию открытую «издревле отцам в пророкам» (Евр. 1:1; см. на Втор. 31:9; Пр. 3:1). Под «новым» Он подразумевает Свое собственное учение (см. Евр. 1:2; см. на Марк 2:22; 7:1-13).

Важно заметить, что ни в этом случае ни в каком-нибудь другом, Христос не умалял значения Писаний ВЗ и не намекал на то, что в будущем они потеряют свою силу (см. на Матф. 5:17, 18; Лук. 24:27, 44; Ин. 5:39). ВЗ не отменен НЗ, но расширен и оживотворен. Обе части Писаний были вдохновенны Христом и обе — полны истины для искреннего исследователя. ВЗ открывает грядущего Христа, НЗ открывает [413] пришедшего Христа. ВЗ и НЗ не исключают и не противоречат друг другу, как враг человека внушил некоторым христианам, — они друг друга дополняют.

53. окончил Иисус: — Этим заканчивается повествование о проповеди у моря (см. на 1 ст. ).

пошел оттуда: — См. на гл. 8:18.

54. отечество Свое: — [Второе отвержение в Назарете, Матф. 13:54-58 —

Марк 6:1-6. Комментарий: Марка].

Комментарий Е. Г. Уайт к 13 главе Евангелия от Матфея.

1-9 НУХ 33-43.

3-5 ЗСЦ111.

3-8 НУХ 34; 7СЦ 36.

7 ХД202; ПЦ410; 1СЦ 194; ЗСЦ112.

12 РУУ399; 4СЦ458.

13-15 НУХ 20.

14 5СЦ 84.

14. 15 ОХВ 259.

15 5СЦ 63, 694.

15. 16 НУХ 59. 17 6СЦ 20.

18-23 ВД56; НУХ 44-61. 19 НУХ 44.

20, 21 НУХ 46, 411.

21 2СЦ 277, 444.

22 ХД 202; СЗ 465; НУХ 50; ПЦ 410; 1СЦ 477; 2СЦ 126, 166, 192, 657; ЗСЦ113; 4СЦ41. 51.

23 НУХ 58; 1СЦ 106. 24-26 НУХ 70.

24-30 НУХ 70-75; СП 45; ЗСЦ 113. 25 ХД 319, 402; РУУ 30, 47, 121, 136, 189; ОХВ 90, 184; 5СЦ493;

6СЦ164; 8СЦ228.

27, 28 СП 266.

28 ВД47; Вое. 101.

28. 29 СП 61.

29 НУХ71.

29. 30 НПХ493; СП 234.

30 Ев. 26, 620; РП 88, 118; ОХВ 295; ВБ 321, 631; ПП541; ОХ 53; 5СЦ 100, 333, 384; 6СЦ242; 7СЦ 84; 8СЦ 72.

31 СП 154. 31, 32 НУХ76.

33 ХДЗЗ; НУХ95; ЖВ 333; Ев. 374, 473; 1СЦ 133; 8СЦ 148.

34, 35 НУХ17.

37 НУХ 35.

37, 38 НУХ 70; ОХВ 177, 209, 401.

37-3 НУХ 70-75.

38 ССШ78; СЕ 27; ЗСЦ 406; 4СЦ381; 7СЦ 34; 8СЦ56, 135. 41 РП110.

41-43 НУХ 75.

43 РУУ 344; 9СЦ 285, 287.

44 НУХ 103; 5СЦ 262, 704. 44-46 СУ 243.

45, 46 НУХ 115-121; 7СЦ 226; 8СЦ 20; 9СЦ38.

46 МС332; 4СЦ625.

47 РУУ 253; СП 61; 7СЦ 267. 47, 48 8СЦ 72.

47-49 ЖВ 333.

47-50 НУХ 122.

51, 52 НУХ 124; РУУ 184, 554.

52 Ев. 171; ОХВ 97; СЕ 239; СИ 121; МЖС 360; ПП 594; СП 149; 1СЦ194; 5СЦ251; 7СЦ 73.

54 ЖВ241.

55 ЖВ236; ЗСЦ 566. 58 РУУ 374.