17 глава

1. По прошествии дней шести: — [Преображение, Матф. 17:1-13 = Марк 9:2-13 = Лук. 9:28-36. Главный комментарий: Матфея. См. карту 221 стр. ; таблицу 231 стр. ]. Подробнее о событиях и обстоятельствах, предшествовавших преображению (см. на гл. 16:13). Преображение, вероятно, имело место во второй части лета 30 г. по Р. Хр. Во время Пасхи 30 г. по Р. Хр. произошел переворот общественного мнения в Галилее в направление враждебное Иисусу (см. на гл. 15:21). Также Синедрион стал более интенсивно добиваться прекращения Его служения (см. на Матф. 16:1; ср. Марк 7:1, 2). В Кесарии Филипповой Иисус впервые говорил ученикам о грядущем страдании и смерти (см. на Матф. 16:21). Они же, как и все Иудеи, думали о Мессии, как о царе победителе. Поэтому, даже для них было затруднительно постигнуть мысль о страждущем и умирающем Мессии. Мрачные мысли, как прежде наполняли их разум вследствие напоминания характера и цели служения Иисуса.

Приведенный здесь срок, «по прошествии дней шести», следует считать со времени, когда Петр исповедал свою веру в Иисуса, как Сына Божия гл. 16:16. Лука в Лук. 9:28, говорит, что это было «дней через восемь», то есть, через неделю. Если считать включительно, то неделя будет называться «восемь дней» (см. 248-250 стр. ). Для Луки довольно обычно (см. на Лук. 3:23) указывать не точное, а «приблизительное» время. [438]

Петра, Иакова и Иоанна: — Эти трое показали большую понятливость чем их соученики в части истин, которые Христос им желал сообщить. В одном из предыдущих случаев они уже были избраны для того, чтобы быть свидетелями проявления Божественного могущества (см. Марк 5:37), и по причине их более глубокой проницательности, им еще надлежало быть свидетелями часа агонии в Гефсимании (см. Марк 14:33). Именно с целью подготовить их к этому часу страха и разочарования, Иисус теперь взял их с собою на гору (см. ЖВ 420).

на гору высокую: — Расположение горы преображения неизвестно. Гора Фавор (высота 1929 фут. , или 588 м. ) расположенная на расстоянии примерно 12 миль (19 км. ) к юго-западу от Галилейского озера, и 5, 5 мили (около 9 км. ) к востоку от Назарета, в течении веков считалась горой преображения. Но открытие, что во время Христа на вершине горы была расположена крепость и небольшое селение, заставило усомниться в том, мог ли Иисус здесь найти то уединение, о котором повествует Матфей и Марк (ср. ЖВ 419). С тех пор, как гора Фавор уже не может серьезно считаться местом преображения, этим местом обычно стали считать гору Ермон (высота 9166 фут. , или 2794 м. ) на склоне которой расположен город Кесария Филиппова — город, в окрестностях которого, как известно, ученики провели время непосредственно перед преображением (см. на гл. 16:13). Однако и это предположение приводит к затруднению. В окрестностях Кесарии Филипповой и горы Ермон Иисус был «вне досягаемости Ирода и Каиафы» и «в отдалении от фарисеев» (см. ЖВ 418). Это было языческой областью за пределами Галилеи. Именно поэтому Христос туда удалился на время (см. на гл. 16:13). Но у подножия горы преображения книжники и фарисеи сновали в толпе, состоящей по всей вероятности, из Иудеев, пытались унизить Иисуса и Его учеников. Это, пожалуй, указывает на то, что преображение имело место скорее в Галилее, нежели в языческой области Кесарии Филипповой.

Далее повествуется, что после посещения Кесарии Филипповой, но прежде преображения, Иисус и ученики путешествовали на юг вдоль побережья Галилейского озера (см. ЖВ 418), на расстоянии, по крайней мере, 30 миль (48 км. ) от горы Ермон. За промежуток, продолжительностью в неделю, между исповеданием Петра и преображением, Иисус, пожалуй, вернулся в Галилею. Отсюда нужно заключить, что ни гора Фавор, ни гора Ермон не были горой преображения.

одних: — Лука добавляет, что Иисус пошел туда «помолиться» Лук. 9:28. Это был один из случаев, когда Иисус заботливо искал общения со Своим Небесным Отцом (см. на Марк 1:35) чтобы узнать, как исполнить Свою миссию (см. на Марк 3:13). В данном случае трудность состояла в том, как объяснить ученикам чтобы они поняли истинную природу Его миссии, и как подготовить их к Его смерти (см. на Матф. 16:13). Вся ночь была проведена на горе (см. ЖВ 426).

Иисус и Его спутники продолжали восхождение, по-видимому, до тех пор, пока не стало слишком темно, чтобы ходить. Похоже, что Иисус ко времени преображения, уже провел значительную часть ночи в молитве, так как по мере того, как медленно протекал час за часом, ночная росса «тяжело» ложилось на Него. Он молился о силе для Себя лично, чтобы устоять в великом предстоящем испытании, и также для Своих учеников, чтобы их вера в Него, как в Сына Божия, укрепилась, дабы они могли усмотреть необходимость в Его смерти как части плана спасения, и чтобы им быть приготовленными к часу испытания (см. ЖВ 420). Соответственно Он и молился о том, чтобы им было дано узреть Его Божественную славу, скрытую до сих пор от их очей, кроме отдельных мимолетных мгновений (см. на Лук. 2:48).

2. преобразился: — Греч, metamorphoo, «видоизменяться» или «преобразоваться». Это был один из случаев, когда Его Божественность сияющая сквозь человеческую природу Иисуса, соединилась со славой сходящей свыше (см. ЖВ 421; см. на Лук. 2:49). В то время, когда Иисус молился, совершилось таинственное преобразование.

Описание этого опыта тремя Синоптиками исключает всякий намек на то, что преображение было лишь субъективным опытом учеников для одного Петра. Это было больше, нежели сновидение или галлюцинация, происшедшее от переутомления в пути и озабоченности относительно, предсказанной [439] Христом, собственной смерти; это было реальным опытом. Много лет спустя, Петр заявлял, что он и его соученики «были очевидцами» «величия», «чести» и «славы» Иисуса, и, свидетельствовал, что он слышал голос, объявляющий Иисуса Сыном Отца (см. 2Пет. 1:16-18). Петр представлял этот исключительный опыт как одно из подтверждений христианской веры. См. на Ин. 1:14.

лице Его: — Изложенное здесь описание Христа весьма сходно с описанием, данным Даниилом (см. Дан. 10:5, 6) и Иоанном (см. Откр. 1:13-15). Лик Христа изменился (см. Лук. 9:29) под влиянием этого лучезарного света. Это была сияющая слава, которая казалось, исходила изнутри. Это была слава, которую Иисус имел на Себе прежде, чем Он принял образ человеческий (см. Ин. 17:5), и слава, с которою Он вернется на землю (см. Матф. 25:31; 1Фес. 4:16, 17; ЖВ 422). Подобное сияние исходило от лица Моисеева, когда он сходил с горы Закона (см. Исх. 34:29; 2Кор. 3:7). Когда Иисус вернется и одарит верных Своих даром бессмертия, они тоже, несомненно, будут отражать Его славу (см. Дан. 12:3). Относительно других случаев в жизни Христа, когда Его Божественность блеснула сквозь человеческий облик (см. на Лук. 2:48).

белыми как свет: — Марк сравнивает «одежду» Христа со снегом (см. Марк 9:3). «Белые одежды» святых (см. Откр. 3:4, 5, 18; и т. д. ) будут отражать славу Христовой одежды праведности на обновленной земле.

3. Моисей и Илия: — Очевидно ученики узнали небесных посетителей либо по содержанию беседы, или же через небесное озарение. Моисей был великим освободителем, законодателем и основателем Еврейской нации; Илия же был тот, кто спас ее во дни великого отступления. Здесь были живые представители, чтобы засвидетельствовать Божественность Иисуса, как «Моисей и пророки» свидетельствовали о Нем посредством писаного слова (см. на Лук. 24:44).

Важно отметить, что относительно Илии (см. на 4Цар. 2:11, 12) и Моисея (см. на Иуд. 9) Писания сообщают факт, что один из них был взят на небо, не увидев смерти, а другой был воскрешен из мертвых. Факт, что Моисей и Илия являлись Христу в этом случае, никак поэтому нельзя считать доказательством того, что все мертвые праведники находятся на небе. Этих двое, один взятый без вкушения смерти, другой воскрешенный из мертвых, являлись вместе со Христом, как прообраз царства славы, в котором искупленные всех веков будут находиться с Ним в Его славе (см. Матф. 25:31; Кол. 3:4; 1Фес. 4:16, 17).

с Ним беседующие: — Лука добавляет, что они беседовали «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук. 9:31; ср. Матф. 16:21).

4. При сем Петр сказал: — Как обычно Петр выступил от имени всей группы (см. на гл. 16:16, 22). Лука добавляет, что Петр говорил, сам не зная, что говорит (см. Лук. 9:33). Марк пишет, что Петр, как и остальные ученики «был в страхе» (см. Марк 9:6).

Господи: — Греч. Kurios. Согласно Марк 9:5, Петр обращался к Иисусу, как к «Учителю» (Греч. hrabbi), и согласно Луки Лук. 9:33, «Учитель» (Греч. Epistates). На значение таких разновидностей в Евангелиях (см. Дополнительное Примечание к Матф. 3 гл. , 2 параграф). сделаем — Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) может цитироваться чтением в единственном числе «позволь я сделаю» RJV, хотя у Марка и Луки, бесспорно, читаем «сделаем».

три кущи: — Буквально, «три шалаша» или «три палатки». Во второй половине лета не выпадает практически осадков (см. II том, ПО стр. ; см. на гл. 17:1), и единственной защитой, которая требуется, это защита от тяжелой ночной росы. Имел ли Петр в виду шатры лишь, как кров от элементов природы, или же в его мыслях получались ассоциация с праздником Кущей, который должен вскоре быть, сказать трудно. Надежда, что Илия придет, чтобы возвещать о воцарении Мессии (см. на 10 спи) могла привести Петру на ум пророчество об этом празднике в связи с этим событием (см. Зах. 14:16-19). Возможно, он сделал вывод о том, что появление Моисея и Илии в это время, означало, что они пришли для участия в празднике. [440]

5. облако светлое: — Возможно, напоминание о солнце облачном в пустыне (см. на Исх. 13:21, 22), видимым образом славы Божией (см. Чис. 9:15, 16; см. на Исх. 40:34). Сравните опыт Моисея на горе Божией (см. на Исх. 24:15-18), когда он «вошел в середину облака» окутавшего славу Божию. Эта сцена могла придти на память ученикам, как, возможно и опыт Илии на горе Кармил (см. на 3Цар. 18:38; Лук. 2:48; Ин. 1:14).

осенило: — Греч, episkiazo, «бросать тень» (ср. Лук. 1:35; Пс. 90:1). Матфей и Марк не уточняют, «осенило» ли облако Христа и двух небесных посетителей или же учеников, или же и тех и других. Однако по Евангелию от Луки можно заключить, что в первую очередь имеются в виду ученики Лук. 9:34.

глас: — Тот же голос был слышен при крещении Христа (см. гл. 3:17) и позднее при самом завершении служения Христа (см. Ин. 12:28). В этих трех случаях Сам Отец подтверждает Божественную сыновность Иисуса.

Сын Мой Возлюбленный: — Относительно Христа, как Сына Божия (см. на Лук. 1:35; Ин. 1:1-3; см. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл. ).

благоволение: — Потому, что в земной жизни Иисус в совершенстве выполнил Свое назначение (см. Ин. 17:4) и преподал людям совершенный образец повиновения воли Отца (см. Ин. 15:10). Если мы возлагаем свое упование на нашего Спасителя, то нашим преимуществом будет также «делать благоугодное перед Ним» 1Ин. 3:22.

Его слушайте: — Возможно, что в частности имелось в виду то наставление, которое Он в настоящее время преподавал относительно Своего страдания и смерти (см. на гл. 16:21).

6- пали на лица свои: — Сравните Иез. 2:1; Дан. 10:9. Таким людям, как Иезекииль и Даниил были дарованы видения; Петр, Иаков и Иоанн видели своим собственным зрением.

7. коснулся их: — Факт, что прикосновение Иисуса имело место после, а не до преображения, является косвенным свидетельством, что это было не видение, а объективное событие. Кроме того, в Библии и нет другого примера, где три человека видят тоже видение одновременно.

8. Возведши… очи: — По Марку три ученика «посмотревши вокруг» Марк

9:8.

9. никому: — Иисус взял с собой Петра, Иакова и Иоанна потому, что только они были в состояния принять то, что Он хотел им сообщить (см. на 1 ст. ). Если бы они разглашали о видении, то это пробудило бы лишь праздное любопытство и не сослужило бы хорошей службы в то время. Факт, что им надлежало молчать до времени после воскресения, говорит о том, что к тому времени и остальные ученики будут готовы уразуметь, и что их вера будет укреплена свидетельством троих очевидцев. Далее, увидев своими глазами двух человек, над которыми смерть не имеет власти, этих трое будут в состоянии верить словам Христа о Его воскресении (ср. Лук. 9:31), и смогут ободрить и подкрепить своих соучеников. Также тот факт, что именно этих троих Иисус пригласил с собою в Гефсиманский сад, чтобы с ними молиться, должен был снова живо напомнить об этом уроке.

видении: — Греч, horatna, «зрелище», буквально, «то, что видно». Сравните Еврейские слова chazon и таrah (см. на 1Цар. 3:1).

10. книжники говорят: — Как официальные толкователи закона, «книжники» были те, от которых ожидалось решение богословских проблем, таких, как эта. Относительно книжников (см. 55 стр. ).

Очевидная связь между преображением и беседой о пришествии Илии, объясняется лишь тем, что Илия был одним из явившихся Христу. Однако, Малахия предвозвестил о пришествии Илии, как предшественника, «предтечи» Мессии (см. на Мал. 4:5), и ученики думали, чтобы объявить о Мессии, защитить Его и утвердить Его авторитет Царя — Мессии (см. ЖВ 422; см. на Ин. 1:21). Если же Иисус действительно был Мессией пророчества, как ученики надеялись и верили (см. на Матф. 16:16), почему тогда Илия не явился [441] прежде? Они все еще не понимала миссии Иоанна Крестителя, несмотря на то, что Иисус им уже ясно сказал о жизни и труде Иоанна Крестителя, что они исполнили пророчество о пришествии Илии (см. на гл. 11:14).

11. устроить все: — Во время драматических событий на горе Кармил Илия имел успех и обратил сердца многих в Израиле к Богу отцов их (см. на 3Цар. 18:37-40), и приостановил ужасное нашествие отпадения. Таким же образом Иоанн Креститель провозгласил прощение покаяния и обращения к истинному духу служения (см. на Мал. 3:1, 7; 4:6; Лук. 1:17). Иоанн, безусловно не был лично Илией (см. на Ин. 1:21), но он шел впереди Мессии «в силе и духе Илии» Лук. 1:17.

12. не узнали его: — Т. е. , не признали его Илией (см. на Ин. 1:10, 11).

как хотели: — Т. е. , независимо от того, что они хотели делать. Вместо того чтобы принять Иоанна, верить в Его весть, Иудейские вожди с презрением отвергали его, и его призыв к обращению (см. Лук. 7:30-33; см. на Матф. 21:25, 32). Ирод заключил его в темницу (см. на Лук. 3:20), и спустя примерно год, казнил его (см. на Марк 6:14-29). Через несколько месяцев после преображения вожди Израиля подобным же образом поступят с Христом, «как захотят».

14. Когда они пришли: — [Беснующийся мальчик, Матф. 17:14-21 = Марк 9:14-29 = Лук. 9:37-43а. Главный комментарий: Марка].

15. в новолуния беснуется: — См. на гл. 4:24.

17. развращенный: — Буквально, «извращенный» или «испорченный».

20. неверию: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) раздвоено, между этим чтением и «маловерие». Ученики имели слишком много веры в себя и слишком мало веры в Бога (см. на гл. 8:26).

горчичное зерно: — См. на гл. 13:31, 32. Относительно подобных иллюстраций в других случаях (см. Матф. 21:21; Марк 11:23; Лук. 17:6). Горчичное зерно является малым началом, но в нем скрыт принцип жизни, и в благоприятных условиях оно будет расти.

скажете горе сей: — Христос здесь прообразно говорит о великих препятствиях, на которые будут наталкиваться ученики при исполнении Евангельского поручения. По всей вероятности, Иисус никогда не имел в виду, что Его ученики будут ходить по стране и передвигать в буквальном смысле горы, тем не менее, Он обещал, что никакие трудности, какие бы они ни были, не смогут воспрепятствовать исполнению Его Божественного намерения спасти грешников (см. Ис 45:18; 55:8-11).

ничего не будет невозможного: — «Богу же все возможно» Матф. 19:26.

21. только: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) раздвоено, относительно того действительно ли 21 ст. был в тексте оригинала Матфея (см. на Марк 9:29).

22. Во время пребывания: — [Тайное путешествие через Галилею, Матф. 17:22, 23 = Марк 9:30-32 = Лук. 9:436-45. Главный комментарий: Марка]. Или, «в то время как они возвратились», то есть в Капернаум. Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) раздвоено между этим и чтением, «во время собрания их».

предан: — Или, «доставлен» (см. на Марк 3:19; Лук. 6:16).

23. в третий день: — См. 248-250 стр.

они весьма опечалились. — Или, «были в великой скорби». Хотя они теперь поняли, что их Учитель говорит о Своей смерти, они верили и надеялись, что каким-то образом она станет ненужной.

24. пришли… в Капернаум: — [Уплата подати на храм, Матф. 17:24-27. См. карту 221 стр. ; таблицу 231 стр. ; на чудеса 208-213 стр. ]. Иисус и ученики, очевидно недавно (ЖВ 432) вернулись из короткого посещения Галилеи (см. Матф. 17:22, 23; см. на Марк 9:30-32). Вероятно, Иисус, по обыкновению, остановился в доме Петра (см. на Марк 1:29; 2:1), где Он провел оставшиеся еще несколько недель Своего пребывания в Галилее. собиратели дидрахм — Буквально, «те, которые получают двойную драхму» [Греч. didrachmon. Это не были мытари или сборщики податей (см. на Лук. 3:12), которые собирали пошлины и налоги для гражданских начальств, но специальные сборщики направленные в каждую местность для сбора налога на храм, в сумме равной половине сикля, который причитался от каждого Еврея мужского пола, в возрасте от 20 лет и старше, и предназначался для содержания храма. Этот налог не был обязателен, в таком смысле, как десятина, но уплату его, тем не менее, считали религиозным долгом. Относительно происхождения [442] этого налога и порядка его сбора и использования (см. на Исх. 30:12-16). Согласно Мишне (Shekalim. , Талмуд издания Сончино, 1 стр. ) общественность должна быть предупреждена о предстоящем сборе первого дня месяца Адара в феврале или марте (см. II том, 108 стр. ), Адара 15 «столы [меновщиков денег] устанавливаются в областях», и 10 дней спустя в храме (Shekalim 1. 3, Талмуд издания Сончино, 2 стр. ). Сбор на храм текущего года, таким образом, уже собирался в следующем календарном году.

Древнееврейский сикль (см. I том, 167, 168 стр. ) уже не был в обращении, раввинская традиция требовала, чтобы сбор на храм вносили именно этой монетой. Собиратели налога обменивали государственные деньги на монеты, вносимые на храм, извлекая для себя выгоду от каждого обмена. Греч, didrachama, переведена как «дань», и была двойной драхмой, равной приблизительно половине сикля; стоимость драхмы равнялась примерно ценности двух римских denarius, динарий же считали дневным заработком рабочего (см. на гл. 20:2).

подошли к Петру: — Возможно потому, что Иисус гостил в доме Петра.

Учитель ваш не даст ли: — Вели ли список плательщики налога — неизвестно, неизвестно также, знали ли пришедшие к Петру о том, что Иисус еще не платил. Далее, обычно налог собирался не в это время года. Есть основание полагать, что если было бы известно, что Иисус не платил налога, книжники, которые в предыдущие месяцы многократно публично прерывали Иисуса вопросами и критическими замечаниями (см. на Матф. 16:1; Марк 7:1-23), бросили бы Ему упрек за неуплату налога задолго до этого. По-видимому, мысль упрекнуть Христа на этот счет пришла им в голову лишь недавно, это было частью обдуманного заговора. Греческая форма слова «ваш», находится во множественном числе. Сборщики налога относили этот, волнующий их вопрос, — не только к Петру, но и ко всем ученикам.

25. Он говорит: да: — Готовый ответ Петра некоторые считают доказательством того, что Иисус обычно платил налог, и Петр знал об этом. Однако Петр мог и не знать, платил ли Иисус налог. При вопросе, платил ли Иисус налог или не платил, Петр сразу обратил внимание на необычное и несвоевременное требование (см. на 24 ст. ) и почувствовал скрытый вопрос о лояльности Христа по отношению к храму, отказ от уплаты налога, безусловно, был бы истолкован в таком смысле. Петр и его соученики, очевидно, были еще полностью лояльны в душе к Иудейскому руководству (см. ЖВ 398), и первой мыслью Петра было любой ценой избежать всего, что могло бы ухудшить отношения с ними. Однако, как в других случаях (см. гл. 22:15-22), книжники и фарисеи здесь стремились противостать Иисусу с дилеммой, которую Он не смог бы разрешить. Левиты, священники и пророки были освобождены от налога (ЖВ 433). Отказаться от уплаты налога — означало бы нелояльность к храму, уплата же означала бы, что Иисус Сам Себя не считает пророком, который свободен от уплаты налога.

вошел он в дом: — Вероятно, в собственный дом Петра (см. на 24 ст. ).

предупредив: — Греч. prophthano, «предусмотреть» или «предвидеть». В этом случае Христос предупредил Петра тем, что заговорил об этом вопросе прежде, чем Петр упомянул о нем. Английское слово «предупредил» используется, чтобы иметь это значение, оно имеет теперь дополнительное понятие предшествующего лица, чтобы установить препятствие на его пути, чтобы «предотвратить» или «воспрепятствовать» ему. Подобное использование слова «предупредив» встречается в 1Фес. 4:15. В данном случае «Иисус предупредил» Петра, представляя предмет, прежде чем он упомянул о нем.

пошлины: — Греч, telos, «пошлина», обычно взимаемая с имущества для собственности (см. на Лук. 3:12).

с посторонних: — Т. е. , не с членов царской фамилии, не подданных царя.

26. сыны свободны: — Иисус мог претендовать на освобождение, как учитель или раввин. Тем не менее, Иисус отклонил это законное право (см. на 27 спи).

27. Но: — Сборщик налога не имел законного права требовать от Христа половину сикля. Иисус уплатил налог из соображений целесообразности, а не по долгу. Он отказался от Своего права с целью избежания распри и сделал то, чего от Него нельзя было требовать, ради мира с Его заклятыми врагами. Очевидно, что Он не хотел, чтобы оспаривали Его лояльность ко храму, как бы несправедливы ни были в данном случае доводы противников. Образ действия Христа является уроком для каждого христианина. Мы должны стараться жить в мире со [443] всеми людьми, и должны ради этого сделать больше, чем от нас требуют, если это нужно для избежания лишних конфликтов с противниками истины (см. Шепи 2:12-15, 19, 20; Рим. 12:18; Евр. 12:14). Однако, ни при каких обстоятельствах, христианин не поступится принципом ради угождения другим (см ЖВ 356).

соблазнить: — Греч. skandalizo, буквально, «поймать в ловушку», «запутать» (см. на гл. 5:29). Относительно обязанности христианина хорошо обдумывать свои действия, дабы не дать ближнему преткновения (см. Шор. 8:8-13).

на море: — Т. е. , к Галилейскому озеру, на берегу которого находился Капернаум (см. на гл. 4:13).

уду: — Это единственный случай в НЗ, где упоминается лов рыбы при помощи удочки.

стататир: — Греч, stater, серебренная монета, достоинством примерно в четыре драхмы, или соответственно в один сикль (см. I том, 168 стр. ; V том 49 стр ) Вопреки всем неразумным и фантастическим попыткам некоторых объяснить этот случай естественным образом, не может быть никакого сомнения в том что это было чудом, если Петр поймал именно эту рыбу, в этот момент, а она имела во рту именно требуемую сумму денег.

за Меня и за себя: — Сумма была как раз достаточна для уплаты налога в половину сикля для двух человек. Повествование заканчивается внезапно, и заставляет предположить, что Петр поймал рыбу и уплатил налог тем, которые пришли за ним.

Чудо было рассчитано, чтобы повлиять на Петра, рыбака по занятию, который не мог не понимать, насколько невероятно поймать рыбу с деньгами во рту, в частности — в сумме, нужной в данном случае; понимал он также, насколько невероятно поймать данную рыбу именно в тот момент, когда ему было сказано это сделать (см. на Лук, 5:8, 9). Не для Своей выгоды Христос совершил это чудо (см. на Матф. 4:3), однако, половина суммы была уплачена за Него. Чудо было предназначено для наставления Петра и для того, чтобы заставить замолчать критически настроенных сборщиков подати, которые пытались поставить Христа в разряд рядовых Израильтян, и этим оспаривали Его право учить.

Комментарий Е. Г. Уайт к 17 главе Евангелия от Матфея.

1-27 ЖВ 41934.

1 ЖВ419.

1. 2 ДА 539; ОЖ53. 1-5 РП162; ПЦ227.

2. 3 ЖВ421; ПП 479. 3 ИС 174.

5 ОХВ 405.

5-8 ЖВ 425.

8 ДА 64.

9 ЖВ 426. 14-16 ЖВ427.

19 ЖВ 429.

20 ЖВ431; ПЦ595. 20, 21 ЖВ 430.

22-24 ЖВ432. 25, 26 ЖВ433. 27 ЖВ 434.