19 глава

1. окончил слова сии: — [Заключительный уход из Галилеи; Самаряно-Пирейское служение, Матф. 19:1, 2 = Марк 10:1 — Лук. 9:51-56. Главный комментарий: Матфея. См. карту 222 стр. ; таблицы 229, 231 стр. ]. Эта формула часто упоминается Матфеем для обозначения окончания беседы Христа гл. 7:28; 11:1; 13:53; 26:1.

вышел из Галилеи: — По-видимому, продолжение сообщения о том, что Иисус «удалился в Галилею» (см. на гл. 4:12). Синоптические Евангелия обошли молчанием посещение Иисусом Иерусалима в праздник Кущей в 30 г. по Р. Хр. (см. на Ин. 7:10). Относительно самого праздника (см. на Исх. 23:16; Лев. 23:2; Втор. 16:13). Иоанн приводит более обстоятельный обзор происшедшего с Иисусом в течение и непосредственно после праздника Кущей гл. 7:2 по 10:21. Попытка арестовать Его в последний день праздника не увенчалась успехом (Ин. 7:32, 37, 44-53; ЖВ 459). На следующее утро бедная женщина, взятая в прелюбодеянии, была приведена к Нему в то время, когда Он учил в храме, «рано утром» (Ин. 8:2; ЖВ 460). Создается такое впечатление, что беседа о «свете мира» имела место сразу же после этого случая (Ин. 8:2, 12; ср. ЖВ 463), как и первая попытка побить Его камнями 59 ст. Была и вторая попытка побить Его камнями «несколькими месяцами спустя» на празднике Обновления (ЖВ 470; ср. Ин. 10:22, 31, 33), и другая попытка была также предпринята, чтобы схватить Его и положить конец Его служению Ин. 10:39, 40.

После завершения праздника Кущей, возможно в следующую субботу, хотя и возможно, что в другую субботу, незадолго до праздника Обновления, — Иисус исцелил слепорожденного Ин. 9:1, 7, 14 и провел беседу из Ин. 10:1-18, относительно доброго Пастыря (ЖВ 477). Факт, что после праздника кущей Иисус вернулся в Галилею на время (ЖВ 485), в то время, как после праздника Обновления Он отошел в Перею Ин. 10:39, 40 вместе с фактом, что исцеление слепорожденного, по-видимому, непосредственно последовало за беседой о «свете мира» Ин. 8:12-58, — говорит о том, что исцеление слепого имело место в следующую субботу Ин. 8:12, 59; 9:1, 5, 14.

Полтора года тому назад Иисус исцелил расслабленного в купальне Вифезда, был приведен перед Синедрион и вернулся из Иудеи в Галилею (см. на Матф. 4:12). Теперь же Он снова оставляет Иерусалим, чтобы идти в Галилею, где оставался некоторое время, по причине враждебности священников и раввинов (см. ЖВ 485).

Поздней осенью Иисус снова оставляет Галилею в последний раз и медленно восходит в Иерусалим. Его путешествие из Галилеи для участия в празднике Кущей было скорым и тайным, но теперь, Он путешествует медленно и по скользкому пути Ин. 7:10. В это время Он отпускает семьдесят (см. на Лук. 10:1-24), и после завершения их миссии присутствует на празднике Обновления. После этого праздника Он снова оставляет город и отправляется в Перею, начиная с этого Свою Перейскую миссию (Ин. 10:40; ЖВ 485, 488). В зависимости от того, имел ли 30/31 г. по Р. Хр. 12 или 13 месяцев, между праздником Обновления и Пасхою была разница в 16 или 20 недель (4 или 5 месяцев). Столько приблизительно длилось служение в Перее (ср. ЖВ 488). Относительно событий Самаряно-Перейского служения (см. на Лук. 9:51 по 18:34).

Главная хронологическая проблема периода Перейского служения (см. 190 стр. ) состоит в увязке событий праздника Кущей и Обновления Ин. 10:22-42 и событий, в связи с воскресением Лазаря Ин. 11:1-57, с сообщением Луки об этом периоде и служении Иисуса Лук. 9:51 по 18:34. Соображения в пользу размещения праздника Обновления [453] между гл. 10 и 11 от Луки приведены в комментарии на Лук. 11:1. Доводы в пользу размещения воскресения Лазаря и родственных событий между 10 и 11 ст. из Лук. 17 гл. даются в комментарии Лук. 17:1, 11 (см. 199 стр. ; ср. на Ин. 10:40).

пределы: — См. на гл. 15:22.

за Иорданскою стороною: — Это выражение, обычно употребляется для обозначения местности к Востоку от реки Иордан, хотя иногда так обозначаются такие местности к западу от нее (см. на гл. 4:15). Здесь имеются в виду Перейская область — за Иорданскою стороною, считая от Иудеи. В то время как Перея, так и Галилея находилась под властью Ирода Антипы (см. на Лук. 3:1).

2. много людей: — Как и на вершине Галилейского служения (см. Лук. 12:1; 14:25; и т. д. ). До этого Иисус не работал в Перее. Среди населения области имелась довольно значительная прослойка Иудеев; вся область к тому времени была густо населена. Иисусу надлежало послужить нуждам этого народа, как Он служил в Иудее и Галилее.

3. фарисеи: — [Вопрос развода и брака, Матф. 19:3-12 = Марк 10:2-12. Главный комментарий: Матфея. См. на Матф. 5:27-32]. Лук. 9:51 по 18:44, именуемое иногда «великой вставкой» Луки (см. на Лук. 9:51), логически приходится между 2 и 3 ст. в Матф. 19. Лука — единственный евангелист, который дает исчерпывающие сведения о событиях и наставлениях, данных в гл. 9 по 18, относящиеся главным образом к Перейскому служению. К тому времени, когда имело место упомянутое здесь событие, по-видимому, оставалось лишь несколь-ко недель до Пасхи 31 г. по Р. Хр. Относительно веры и устоев фарисеев (см. 51, 52 стр. ).

искушая Его: — Или, «испытывая Его» (см. на гл. 4:1), то есть, с целью уловить Его. В течение уже двух лет по поручению Иерусалимского Синедриона за Иисусом следовали агенты с двойным заданием — найти обвинение против Него и пытаться дискредитировать Его в глазах народа (см. ЖВ 213). В двух предыдущих случаях, после праздника Кущей (см. на гл. 19:1) были предприняты в Иерусалиме попытки побить Иисуса камнями (см. Ин. 8:59; 10:31-33). Было общеизвестно, что Его жизнь будет в опасности, если Он вновь рискнет появиться в Иудее (см. Ин. 11:8), потому, что Иудейские вожди искали наложить на Него руки Ин. 11:57. Со времени исцеления в купальне Вифезда (см. Ин. 5:1-9) книжники и фарисеи снова и снова пытались уловить Иисуса вопросами, рассчитанными на то, чтобы добиться таких изречений, которые могли бы послужить основанием для Его обвинения (см. Марк 7:2, 5; 8:11; Ин. 8:6; и т. д. ). См. на Матф. 16:1.

по всякой ли причине: — Относительно комментария (см. на гл. 5:31, 32).

разводиться с женою: — См. на гл. 5:31.

4. не читали ли вы: — См. на Марк 2:25. Снова, как всегда Иисус направляет Своих слушателей к Писанию, к «закону», для авторитетного подтверждения учения (см. на Марк 7:7-13).

Сотворивший: — Т. е. , мужчину и женщину, в частности первых наших прародителей (см. на Быт. 1:27). Греческое выражение здесь соответствует тексту согласно перевода LXX Быт. 1:27.

в начале: — Имеется в виду при сотворении (см. Марк 10:6). Иисус поднимает духовный взор вопрошающих выше закона Моисеева, которым заняты их мысли — к основам брака, положенным при творении.

5. посему: — Эта цитата взята из Быт. 2:24, что почти полностью соответствует с текстом перевода LXX. По книге Бытие может казаться, что это изречение было произнесено Адамом в то время, как Ева стала его женою, но Иисус это изречение приписывает Богу.

оставит… отца и мать: — В детстве и юности главной обязанностью человека является его отношение к его отцу и матери. Эта ответственность действительна в течение всей жизни (см. на Марк 7:11). Однако, невзирая на важность этого долга, он уступает место перед законом брака, и если по причине человеческих слабостей и ошибок между этими двумя обязанностями возникает конфликт — первой обязанностью мужа остается долг перед женой.

одною плотью: — Чем больше мужчина и женщина имеют уже общего перед женитьбой, тем больше вероятность, что они в браке найдут дружбу и их союз будет полной удачей. И наоборот, если первоначально имеются большие [454] различия в происхождении, воспитании, складе ума, в принципах и вкусах, то будет намного труднее быть «одно» в мыслях и духе и, следовательно, иметь успех в брачном союзе.

6. Так-что: — Христос теперь приступает к выводу, который следует из основного принципа брачного союза, приведенного из Быт. 2:24.

уже не двое: — В очах Божиих муж и жена, это одно существо, которое не делимо, так же, как не делимо тело человека.

что: — Т. е. , брачный союз.

Бог сочетал, — Брачный союз был установлен Богом и освящен Им. Премудрый Творец предусмотрел брачный союз. Он же сделал его возможным и желательным. Все, вступающие в брачный союз, таким образом, «соединены» на всю жизнь, согласно первоначальному плану Божию.

человек да не разлучает: — С единственным исключением, оговоренным Иисусом (см. на 9 ст. ), развод не может быть принят или признан небом. В очах Божиих всякий новый союз, в который кто-нибудь из разведенных вступит с другим мужчиной или женщиной, заклеймен Христом как прелюбодеяние.

7. как же Моисей: — См. Втор. 24:1-4.

разводное письмо: — См. на Втор. 24:4; Матф. 5:31.

разводиться: — См. на гл. 5:31.

8. по жестокосердию: — См. на Втор. 14:26.

позволил вам: — По заявлению Христа ВЗ закон, предусмотревший развод, был уступкой предназначенной для обстоятельств, весьма далеких от идеальных (см. на Втор. 24:4). Однако наставление Христа в этом случае поясняет, что постановление закона Моисеева о разводе совершенно недействительно для христиан (см. на Матф. 19:9).

сначала: — Закон в Быт. 1:27; 2:24 предшествовал закону Втор. 24:1-4 и возвышается над ним так как в Едемском периоде Бытия изложен Божественный идеал для сынов человеческих. Бог не отменил брачного закона, провозглашенного Им в начале. Планом Божиим не было, чтобы когда-нибудь стал необходимым развод. Поэтому христиане нашего века, которые желают, стремятся в своих сердцах осуществить план Божий, не станут, кроме упомянутой в Писаниях причины, прибегать в разводу, как к решению возникших в семье трудностей (см. на Матф. 19:9).

9. Я говорю вам: — См. на гл. 5:22. Единственное изменение, сделанное с целью приспособить первоначальный брачный закон к падшему миру состоит в том, что нарушение брачного договора через неверность может служить законным основанием для расторжения союза. Ни в каком другом случае расторжение брака не может быть законным.

кто — Правило, которое Христос хотел провозгласить, является общеобязательным. Никто, считающий себя христианином, не вправе считать себя исключением.

прелюбодеяние: — Греч. porneia (см. на гл. 5:32). Следует заметить, что понятие «прелюбодеяние» относится ко всем незаконным связям, как до, так и после женитьбы. Для современного читателя слово «неверность» или «не целомудренность» передают более ясно смысл слова porneia в значении, употребляемом в НЗ. По закону Моисееву наказанием для неверности в браке была смерть (см. на Лев. 20:10), а не развод. Далее, по закону Моисееву, смертная казнь в этом случае была обязательна, в то время как по христианскому закону, приведенному здесь закон не обязателен, а лишь дозволен. Из наставления Иисуса в этом случае, следует сделать вывод, что невинная сторона может свободно решиться за или против продолжения брачного союза. Идеалом всегда является примирение, особенно, если имеются дети.

Здесь и в параллельной беседе Иисуса Матф. 5:32, по-видимому, имеется в виду, хотя это явно не сказано, что невиновная сторона в случае развода имеет право вступить в новый брак. Такое было понятие большинства толкователей всех времен.

женившийся на разведенной: — Всякий союз, который она заключает с другим мужчиной, является нарушением ее первоначального брачного обета, а это нарушение называется прелюбодеянием. По аналогии мужчина, женившийся на ней, также становится прелюбодеем.

10. ученики Его: — По-видимому, после того, как Иисус и ученики Его оставили фарисеев и вошли в дом, ученики высказались по обсуждаемому вопросу (см. Марк 10:10). [455]

если такова: — Именно, если брачные узы настолько строги, как это только что высказал Иисус, кажется, что ученики не вполне поняли сказанное Иисусом ранее, относительного брачного союза (см. Матф. 5:31, 32; Лук. 16:18), и поэтому они были поражены до глубины души тем толкованием, которое только что привел Иисус.

лучше не жениться: — Ученики, по-видимому, рассуждали так; человеческая натура такова, какая есть, и столько различных обстоятельств может возникнуть, при которых муж и жена приходят к выводу, что их совместная жизнь невозможна; не лучше ли поэтому вовсе воздержаться от семейной жизни? Безусловно, уровень нравственности, провозглашенный Иисусом вначале, показался слишком высоким даже ученикам, как иногда и христианам нашего времени. О чем забыли ученики, и что многие христиане наших дней склонны забыть, это то, что Христос предлагает другое решение для семейных невзгод. Согласно формуле Христа, если склонности и личные свойства не удовлетворительны, решение заключается в перемене склонностей и сердец в жизни (см. на Рим. 12:2), а не в смене партнеров брачного союза. Принципы, согласно которым такое перерождение осуществимо, ясно изложены в нагорной проповеди (см. на Матф. 5:38-48; 6:14, 15). Если эти принципы применить к семейным осложнениям, то они породят такие же чудеса, как и в применении их к другим видам человеческих взаимоотношений. Нет такого семейного затруднения, которое не могло бы быть решено к удовлетворению, как мужа, так и жены, если оба желают следовать принципам, положенным Христом в нагорной проповеди. И где один желает это делать, даже если этого не желает другой, часто бывает возможным добиться семейного мира в весьма заметной степени, и часто конечным результатом будет приобретение несклонной стороны. Такой исход более, чем вознаграждает терпение и самоотверженность, которые требуется приложить.

11. не все: — Обсуждение учеников 10 ст. , открывает их удивление и дает

повод для следующего изречения Христа, 12 ст.

слово сие: — Буквально, «это слово», то есть, слово только что высказанное учениками 10 ст. с учетом предыдущего изречения Христа, относительно их прелюбодеяния и развода 9 ст.

кому дано: — Каждый человек должен свободно сам определить, подходит ли это слово для него. Сам Бог провозгласил: «Не хорошо быть человеку одному» Быт. 2:18, но в мире греха Иисус, по-видимому, допускает, что могут быть и такие случайные обстоятельства, при которых лучше человеку «остаться так».

12. есть скопцы: — Очевидно, Христос здесь описывает некоторых лиц с врожденным недостатком, за который их нельзя считать ответственными.

оскоплены: — В древнем Востоке управляющие царскими дворами неизменно бывали евнухами. Некоторые евнухи, по-видимому, также вступали в брак (см. на Быт. 37:36). Евнухи или скопцы для Иудеев были предметом сожаления (см. Ис. 56:3-5). Священники, изувеченные таким образом, не могли исполнять священнических должностей (см. Лев. 21:20). В поздней истории Иудеи, евнухи упоминаются в связи с дворцами Иер. 29:2, но были ли они Иудеями, или же иноплеменниками, — неизвестно (см. на Есф. 1:10; 2:3). Один из них, по крайней мере, был Авдемелех Ефиоплянин (см. Иер. 38:7).

сделали сами себя скопцами: — Брак желателен. Формирование характера может быть более эффективным и полным при тесном общении с другим человеческим существом, нежели, когда человек «один». При тесном обыденном домашнем общении достигается больше в смягчении и покорении крутых черт характера, и в укреплении личных качеств, нежели возможно при других обстоятельствах. Те, которые по той или иной причине лишены преимущества иметь собственную семью, вместе с этим лишены одной из лучших школ характера и не могут познать глубину радостей, печалей и возможностей жизни.

Безбрачие — не обычное, нормальное состояние, то, что безбрачие само по себе может возвысить на высшую ступень святости — это является сатанинским обманом. Среди Иудеев безбрачие не одобрялось, и о нем сожалели; практиковалось оно лишь среди крайне аскетических групп, как, например, среди Ессеев (см. 53 стр.). Писание сообщает, в частности, что Петр быв женат, и вероятно, также и другие ученики (см. на Марк 1:30). Иисус никогда не рекомендовал безбрачие ни для рядовых христиан, [456] ни для христианских руководителей, такое состояние ненормально и не способствует развитию симметрического характера, как это делает нормальная семейная жизнь.

Если понимать слова нашего Спасителя буквально, то они противоречили бы всему смыслу Писания. Мысль о телесном оскоплении, сама по себе внушает отвращение. Правильным, по-видимому, будет рассматривать как параллель к заявлению Христа в Матф. 5:30. Некоторые толкователи усматривали параллельную мысль в словах Павла 1Кор. 7:29. См. также 1, 2 ст. Вне всякого сомнения, что изречение Христа следует понимать образно.

Кто может вместить: — См. на 11 ст.

13. Тогда: — [Благословение детей, Матф. 19:13-15 = Марк 10:13-16 = Лук. 18:15-17. Главный комментарий: Марка]. Логическая последовательность мысли здесь подчеркивается больше, нежели прямая последовательность во времени.

приведены были: — По обычаю, Иудеи приносили своих детей, особенно в возрасте одного года к раввину для благословения (см. ЖВ 511).

возбраняли им: — Ученики совершенно превратно понимали Спасителя. Они сочли эту просьбу расточительством для времени Учителя, и ненужным перерывом в наиболее важном для них деле. Они думали, что ограждают Иисуса от докучливых Ему детей. Согласно Марку Иисус «вознегодовал» на безосновательное выступление учеников (см. Марк 10:14).

14. пустите детей: — Т. е., разрешайте, или позволяйте детям приходить. Употребление этого слова «пустите» является наиболее подходящим в данном случае. Из этого видно, что Иисус любил детей, и дети любили Иисуса. Он принимал их неподдельную любовь и привязанность. Он интересовался ими и любил их. Многократно Он проводил в пример свойства и интересы детей для пояснения духовных истин (см. гл. 11:16, 17; 18:2-4; и т. д. ).

не препятствуйте им: — Буквально, «не продолжайте препятствовать им». Каждый, кто сегодня затрудняет для детей путь нахождения Учителя, несомненно, заслуживает Его крайнее негодование и пожнет строжайшее Его порицание. Для детей имеется место в Царстве Божественной благодати. В семье, в церкви, в школах, нужды и интересы детей всегда должны считаться предметом наибольшей важности. Каждый, кто имеет какое-либо отношение к детям, кто имеет голос в решениях, касающихся их интересов, должен остерегаться, чтобы никоим образом не сделать для них трудным найти Христа.

таковых: — См. на гл. 18:3.

15. возложив… руки: — См. на Марк 10:16. Прикосновение Иисуса, которое так часто приносило исцеление немощным, теперь сообщало благословение младенцам. Важно заметить, что Иисус не крестил, но просто поручил их любви и попечению Отца.

16. И вот: — [Богатый юноша, Матф. 19:16-30 = Марк 10:17-31 = Лук. 18:18-30. Главный комментарий: Матфея]. Это событие, по-видимому, последовало непосредственно за благословением детей (см. 13-15 ст. ). «Юноша» был свидетелем благословения детей, и в умилении сердца он решился задать вопрос (см. ЖВ 518).

некто подошед: — Он часто называется «молодым богатым начальником», это сложное наименование соответствует трем Синоптическим сообщениям об этом событии. У Матфея он назван «юношей» гл. 19:20, и в Луки о нем говорится как о «начальствующем», который был «очень богат» Лук. 18:18, 23. Со своей точки зрения он был добросовестен и жил примерной жизнью (см. на Матф. 19:19). Как «начальствующий», он занимал ответственную должность и был членом «почетного Иудейского совета» (см. ЖВ 518, 520). Был ли это местный Синедрион или совет города, в котором он жил, или же Великий Синедрион в Иерусалиме — неизвестно (см. 67 стр. ).

По-видимому, юный богатый вельможа обратился к Иисусу при выходе Его из города (см. Марк 10:17). То, что юноша «подбежал», свидетельствует о юношеском рвении, а то, что он стал «на колени», говорит об его искренности Марк 10:17. Его отношение заметно отличалось от отношения фарисеев, которые недавно приступили «искушая» Иисуса (см. Матф. 19:3).

Это событие и следующее за ним наставление ученикам 23-30 ст. говорит, во-первых, о важности самоотречения, как обязательного условия входа в Царство Небесное (см. на Лук. 9:61, 62; [457] 14:26-28, 33), и, во-вторых, об опасностях сребролюбия (см. на Матф. 6:19-21; Лук. 12:13-21; 16:1-15).

Учитель Благий: — См. на 17 ст.

что сделать мне доброго: — Этот вопрос отражает типичную для фарисеев концепцию праведности через дела, как пропуска к «вечной жизни» (см. на 17 ст. ). Богатый молодой сановник добросовестно исполнил все, требуемое законом (НУХ 391), по крайней мере формально, и без сомнения также все, наложенное раввинами, и все же чувствовал, что ему чего-то недостает. Он очень восхищался Иисусом и серьезно подумывал, не стать ли учеником Его (ЖВ 518). О таком же вопросе, предложенном «одним законником» в другом случае, раньше этого (см. на Лук. 10:25).

17. что ты называешь Меня благим: — По-видимому, такое обращение было совершенно необычно (ср. Ин. 3:2). Не известен ни один случай из раввинской литературы, когда кто-либо из раввинов был назван «благим». С другой стороны в Мишне сам Бог назван «благим и дарующий благо» (Berakoth 9. 2, Талмуд издания Сончино, 327 стр. ). Общественное положение этого молодого человека и занимаемая им должность (см. на Матф. 19:16) указывают на то, что он называл Иисуса «учителем благим» по незнанию или небрежности. Очевидно, что он имел в виду особую причину, и Иисус хотел его вызвать на открытое оглашение этой причины. Пояснение Иисуса «никто не благ, как только один» должно было помочь юноше ясно осознать скрытый смысл своего приветствия. Иисус признавал искренность и проницательность молодого человека и думал укрепить его веру, вызывая еще более явное ее исповедание.

Никто не благ, как только один Бог: — Высшее благо, это свойство одного Бога Исх. 34:6; Пс. 22:6; 26:13; 30:20; 51:3; Рим. 2:4; и т. д. Христос не отрицает Своей Божественности, как может на первый взгляд показаться, но лишь поясняет и подчеркивает всю замечательность изречения молодого человека.

войти в жизнь: — Равнозначно выражению «войти в Царство небесное» (см. гл. 5:20). В виду того факта, что в вопросе о награде учеников, Иисус касается как этой, так и вечной жизни (см. Матф. 19:29; Марк 10:30; Лук. 18:30), можно заключить, что здесь также имеются в виду, как Царство благодати, так и царство славы.

заповеди: — Греч. entolai «правило», «указание» или «предписание», «приказ» (ср. на Пс. 18:9). entolai ‘это особые индивидуальные требования, предписанные человеку «законом» Греч, nomos (ср. на Пс. 18:8; Пр. 3:1). Воля Божия, чтобы люди отражали Его характер, а характер Его может быть выражен одним словом «любовь» 1Ин. 4:7-12. Чтобы отразить Его характер или «любовь», нужно любить Его больше всего, и ближнего, как самого себя (см. на Матф. 22:37, 39). Если мы вопрошаем, как нам нужно выражать любовь свою к Богу и ближнему, Бог отвечает нам Десятью Заповедями (см. Исх. 20:3-17), разъясненными и прославленными Христом (см. на Ис. 42:21) в нагорной проповеди (см. Матф. 5:17-48). Все гражданские законы Моисея в ВЗ и указания Христа и апостолов в НЗ поясняют Божественные предписания, изложенные в Десяти Заповедях, и применяют их к практическим проблемам повседневной жизни. Юноша уверял, что любит Бога, но истинной проверкой этой любви, говорит Христос, является отношение к ближнему (см. 1Ин. 4:20). «Если любите Меня», говорит Христос, «соблюдите заповеди Мои» Ин. 14:15.

18. какие: — В ответ на этот вопрос Иисус приводит некоторые из Десяти Заповедей, касающиеся взаимоотношения людей. Вне всякого сомнения, что в глазах людей, молодой сановник был честнее, но в очах Бога, видящего сердце, наблюдалось, что нужды ближних не лежат на сердце (см. на 19, 20 ст. ).

19. люби ближнего твоего: — Это итог всех тех «заповедей», которые Иисус здесь имеет ввиду (см. на гл. 22:39, 40). Хотя молодой человек этого еще не осознал, эти правила поведения коснулись самого сердца проблемы, он не любил других так, как себя, тем не менее, ему казалось, что он «соблюдает» «все эти принципы». Он соблюдал букву закона, но не дух его, и все же считал свою жизнь соответствующей Его принципам. Иисус [458] старается открыть глаза юноше, чтобы он увидел, что принципы закона должны быть добросовестно применены ко всем практическим сторонам жизни.

20. от юности моей: — Важное текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) может цитироваться с опущением этой фразы. Юноша искренно думал, что он «соблюдает» заповеди и при том все же, не ощущал никакого совершенства (см. ЖВ 519).

чего еще недостает мне: — По-видимому, юноша был уверен, что между ним и совершенством лишь един шаг. Но хотя он усердно исполнял букву закона, он чувствовал, что этого еще не достаточно. Он чувствовал, что ему чего-то недостает, но чего именно, он не был в силах понять. Его жизнь была целомудренна, честна и правдива. Но его отношение к ближним было главным образом отрицательно — он не крал их имущества, он не произносил ложного свидетельства против них, он не лишал их жен или жизни. Правда, буква закона отрицательная по форме, но дух его призывает к положительному действию. Мало избегать ненависти или обиды ближних; Евангелие призывает помогать им, любить их, как любим сами себя. Этому юноше недоставало любви Божией в своем сердце (см. ЖВ 519), без которой соблюдение «всего этого» не имеют истинной цены по небесной оценке.

21. совершенным: — См. на гл. 5:48. Иисус предполагает, что юноша на самом деле думает то, что говорит, или вернее то, что подразумевается под вопросом, «чего еще недостает мне?» Совершенство было его идеалом, но, как показывает Павел, совершенство не достигается делами (см. Гал. 2:21; Евр. 7:11). Поэтому если юноша добивается совершенства, то он не должен рассчитывать на заслугу от дел. Он должен пережить полную перемену сердца и образа мыслей, » его разум должен быть перерожден, и его цели изменены.

пойди, продай: — В характере особо привлекательном (см. Марк 10:21), остался один серьезный недостаток — самолюбие. Если не устранить губительное влияние самолюбия, молодой богатый сановник не сможет иметь дальнейшего успеха в направлении к совершенству. Болезнь имеет разновидности, поэтому и лекарство должно быть разновидным. Когда Петр, Андрей, Иаков и Иоанн были призваны следовать за Учителем, Он не требовал от них, чтобы они продали свои лодки и рыболовные снасти потому, что эти предметы не препятствовали им следовать за Ним, тем не менее, будучи призваны, «они оставили все», чтобы последовать за Учителем (см. на Лук. 5:11).

Все, что человек любит больше, нежели Христа, делает его недостойным Христа (см. на Матф. 10:37, 38). Даже наиболее важные земные ответственности занимают второстепенное место за следованием Христу по пути ученичества (см. на Лук. 9:61, 62). Павел «почел все тщетою», чтобы приобресть «Христа» (см. Фил. 3:7-10). Чтобы обеспечить себе небесное сокровище, или приобресть драгоценную жемчужину (см. на Матф. 13:44-46), человек должен быть готовым продать «все имение свое». Но этот богатый молодой начальник не мог себя заставить, это сделать. Здесь был его крест, и он отказался взять его.

имение твое: — Буквально, «все, что имеешь».

сокровище на небесах: — Относительно комментария (см. на гл. 6:19-21).

Иисус поставил юношу перед выбором между земным и небесным сокровищем, но молодой человек хотел и то, и другое, и открыв, что это невозможно, он «отошел с печалью» гл. 19:22. Мучительное открытие, что нельзя служить Богу и мамоне (см. на гл. 6:24) было слишком много для него.

приходи и следуй за Мною: — См. на Лук. 5:11.

22. с печалью: — Буквально, «со скорбью» или «огорчением». Большим было его разочарование, когда он осознал, какая требуется жертва. Пылкая радость, с которой он подбежал к Иисусу (см. на 16 ст. ), обратилась в уныние и досаду. Цена «вечной жизни» 16 ст. , которую он пришел искать, оказалась больше, чем он готов был уплатить.

большое имение: — Его имение было самым важным в его жизни. Оно было его идолом, и перед этой святыней он решился сложить восторг и преданность своего сердца. Для того, чтобы освободить его от когтей бога века сего, Христос предложил продать ему все, что имеет. Это было его единственной надеждой на небо (см. ЖВ 520). Он имел большое имение, но без Божественной мудрости для правильного управления [459] им, оно окажется скорее проклятием, нежели благословением. В конце концов, он потеряет и то, что имеет (см на гл 25-28-30).

23- Ученикам Своим: — Юноша удаляется, а Иисус и ученики продолжают

свой путь. богатому: — См. на гл. 13:7. Трудно богатому войти в Царство Небесное, не потому, что он богат, но по причине его отношения к богатству (см. на Лук. 12:15, 21). Авраам был «весьма богат» Быт. 13:2 и в то же время был «другом Божиим» Иак. 2:23. Для богатого юноши «ворота», которыми, по словам Христа, он мог «войти в жизнь» Матф. 19:17 были бы слишком тесны и «путь» слишком «узок» (см. на гл. 7:13, 14). Ученики имели случай убедиться на примере, как трудно человеку, сердце которого привязано к богатству, «войти в царство небесное». Сколько честных в остальном людей, сатане удается привязать к земле паутиной богатства!

Царство Небесное: — См. на Матф. 3:2; 4:17; 5:2; Лук. 4:19.

24. верблюду: — Иисус говорит о невозможности для человека, как, Он ясно показывает (см. 26 ст. ). Сказанная истина прямая противоположность тому, во что верили люди, даже и ученики (см. на 25 ст. ). Фарисеи думали и учили, что богатство является доказательством Божественного благословения (см. на Лук. 16:14). Беседуя о богатстве в этом случае, Он, вероятно, имел ввиду Иуду, того, кого вскоре должна была одолеть любовь к богатству (см. Ин. 12:6; 13:29). Вопрос Иуды в основном был тот же, что и богатство юноши (см. на Марк 3:19).

игольные уши: — Толкование, что «игольное ухо» это калитка в больших городских воротах, через которую только люди могли проходить, когда ворота уже были закрыты для большого движения; это зародилось только сотни лет спустя после Христа. Поэтому нет веского основания, придерживаться этого толкования, хотя оно, и кажется правдоподобным. Иисус говорит о невозможности 26 ст. и нет основания, придумывать толкование, при котором оказалось бы возможным то, что Христос определенно показывает, как невозможное.

нежели богатому: — См. на Лук. 12:15, 21. В счастливой противоположности к обычным обладателям богатства, Матфей оставил свое богатство, чтобы следовать за Учителем (см. на Марк 2:13, 14), и Закхей, другой богатый сборщик податей, перенес свою привязанность от богатства к Иисусу (см. на Лук. 19:2, 8).

25. весьма изумились: — Неверные понятия учеников относительно природы царства небесного (см. на Лук. 4:19), и относительно богатства, как знака Божественного благоволения (см. на Лук. 16:14) привели их к крайнему недоумению при этом категорическом заявлении.

кто же: — Если престиж, влияние и состояние не являются доказательствами Божественного благоволения, размышляли ученики, то те, у которых ничего такого не имелось, тем более не могли спастись.

26. воззрев: — Т. е. , вероятно Иисус заметил на лицах учеников выражение

недоумения.

это невозможно: — Не возможно «человекам», — но не «Богу». Невозможно богатому войти в небо на основе человеческих усилий потому, что он не имеет средств для освобождения себя от сребролюбия, захватившего его сердце. По этой причине спасение невозможно в любом случае на основе собственных усилий. Лишь чудо Божественной благодати в состоянии освободить богатого человека от привязанности к богатству, или любого другого человека от запинающего его греха (ср. Евр. 12:1).

все возможно: — Т. е. , для человека, который согласен разрешить Богу контролировать свою жизнь (см. Фил. 4:13). Только сила Божия, действующая в жизни человека, может совершить то перерождение характера, которое требуется для свободного входа в Царство Небесное.

27. Тогда Петр отвечая сказал: — Как он неоднократно делал и раньше. Петр снова выступает от имени учеников (см. на гл. 16:16; 17:4; и т. д. ).

мы оставили все: — Петр не преувеличивал (см. на Лук. 5:11). Ученики в основном выполнили требование, только что предложенное богатому юноше (см. на Матф. 19:21). Они сделали то, чего он не был склонен делать. Находились ли они тогда на правильном пути к совершенству, о котором говорил Иисус? Соответствовали ли они тому, чтобы «войти в жизнь» 17 ст. ? [460]

что же будет нам: — Петра занимала мысль о награде учеников. Самоотречение, которое одним глазом смотрит на награду, никогда не заслужит определения «хорошо», которым небо желает одарить за верное служение (см. гл. 25:21, 23).

28. истинно: — См. на гл. 5:18.

в пакибытии: — Или, «в обновлении». Здесь Иисус касается «восстановления», или «обновления» этого мира, то есть, земли в ее обновленном состоянии (см. Ис. 65:17; 2Пет. 3:13; Откр. 21:1).

Сын Человеческий: — См. на Матф. 1:1; Марк 2:10.

престоле славы: — Или, «славном престоле» (см. на гл. 16:27; 25:31).

двенадцати престолах: — Они будут править с Иисусом (см. 2Тим. 2:12;

Откр. 3:21; 20:6).

29. оставит домы: — Ученики оставили дома и семьи, чтобы следовать за Иисусом (см. на Лук. 5:11), не в этом смысле, что они оставили свои семьи в нужде, но в том, что они сделали своей первой целью — служение Христу. Незадолго до этого Христос изрек это требование к ученикам еще в более суровых выражениях (см. на Лук. 14:26).

ради имени Моего: — См. на гл. 5:11.

во сто крат: — Сравните Иов. 42:10; Лук. 18:30. Очевидно, что Иисус говорит образно. Примерно за полтора года до этого Иисус заметил, что исполняющие волю Отца Небесного, это Его «мать» и «сестра» и «брат» (см. Матф. 12:46-50). «Стократная» награда, которую христиане получают в этой жизни, это радость христианского братства и действительное и глубокое удовлетворение, которое порождается служением Богу. Павел говорит о том, что «мы ничего не имеем, но всем обладаем» 2Кор. 6:10.

жизнь вечную: — См. на Ин. 3:16; 6:27. Если человек оставляет все, чтобы последовать за Христом, то он получает взамен «в безмерном преизбытке вечную славу» 2Кор. 4:17. Подобно и Сам Христос сделал, чтобы сделать возможным осуществление плана спасения Фил. 2:6-8.

30. будут первые последними: — См. на Лук. 13:30. Многие, которые подобно богатому юноше, сначала казалось, первыми входят в небо, в действительности окажутся последними. В Матф. 19:30 представлено соединительное звено между этим событием и следующей за ней беседой, приведенной в 23-29 ст. , и притчей о работниках в винограднике гл. 20. Обратите внимание, что то же самое заключительное заявление произносится в конце притчи (см. 16 ст. ), притчи, рассказанной именно для изображения великого парадокса христианской веры.

Несколько недель спустя, — в течение последнего дня Его учительства в храме, — Иисус объявил первосвященникам и старейшинам, что мытари и блудники входят в царство небесное впереди них гл. 21:31, 32. И на самом деле, со всех концов земли придут множество смиренных, верных и достойных «возлечь в Царствии Божием» Лук. 13:29, в то время, как религиозные вожди Израиля, сами будут «изгоняемы вон» 28 ст. Для дальнейшего понимания изменения жизни в будущем, сравните притчу о богаче и бедном Лазаре (см. на Лук. 16:19-31). Земной успех и популярность не то мерило, по которому Бог определяет истинную ценность человека.

Комментарий Е. Г. Уайт к 19 главе Евангелия от Матфея.

3 НПХ 63.

5 ХД106.

8 ХД340; НПХ 63.

13 ЖВ511; МЖС230. 13, 14 ХД273.

13-15 ЖВ 511-517.

14 ССШ 55; РУУ 180; ЖВ 512, 517; ОХВ 69; МЖС 228; 9СЦ 175.

16 СУ 210; ВМ391; ПЦ221; 1СЦ350; 4СЦ49. 16, 17 НУХ 390.

16-22 СУ 151, 152; ЖВ 518-523; РП 49; 1СЦ 207.

16-26 1СЦ170.

16-30 НУХ 390-396.

17 2СЦ43; 4СЦ219; 6СЦ225. 17-22 НУХ 391.

18. 19 ЖВ518.

19 2СЦ43; 5СЦ 606.

19. 20 ЖВ519.

20 СУ 210. 20, 21 4СЦ 49.

20-22 1СЦ351, 483; 4СЦ 220.

21 НУХ 395.

21, 22 СУ211; ЖВ520; ПЦ221; 4СЦ50.

23, 24 СУ 150; 2СЦ 680.

24 СИ 215; 1СЦ 151, 537; 6СЦ 82.

27 НУХ 396. 27, 28 НУХ 395.

28 СУ 340.

29 СУ 158; 1СЦ 88, 226, 510; 5СЦ 428. 29, 30 1СЦ173.

30 СУ 339.