21 глава

1. приблизились к Иерусалиму: — [Торжественный въезд, Матф. 21:1-11 = Марк 11:1-11 = Лук. 19:29-44 = Ин. 12:12-19. Главный комментарий: Матфея. См. карту 224 стр. ; таблицу 233 стр. ]. Это было в воскресение (см. ЖВ 569), перед Пасхою; Пасха же выпала в 31 г. по Р. Хр. в пятницу (см. Дополнительное Примечание к Матф. 26 гл. , 1 параграф). Иисус прибыл в Вифанию, расположенную примерно в 2 мили (около 3 км. ) от Иерусалима, в предыдущую пятницу и покоился там в субботу. Во время этого посещения Симон принял в своем доме Иисуса и Лазаря (см. ЖВ 557, 558; см. на гл. 26:6). Повествование Иоанна требует именно такую последовательность событий (см. Ин. 12:1-19).

Все четыре евангелиста упоминают о торжественном входе в Иерусалим, как о первом важном событии после насыщения пяти тысяч, за исключением пира в доме Симона прокаженного. Сообщение о торжественном входе в Иерусалим наиболее просто описано у Иоанна, и наиболее длинно у Луки. Детали, описанные четырьмя евангелистами различны, что указывает на независимые повествования. Однако сообщения не противоречат, а лишь дополняют друг друга.

Приготовление к торжественному входу, по-видимому, начиналось уже утром, незадолго до обеда, так как это было уже около времени вечерней жертвы, приблизительно 3:00 по полудню, когда Иисус достиг пределов Елеонской горы и события приближались к кульминационному моменту (см. ЖВ 571). Это было намного позже, чем то, когда Он наконец достиг храма.

в Виффагию: — Кроме общих сведений ничего о расположении этого местечка не известно. Оно, несомненно, находилось где-нибудь на восточном склоне горы Елеонской, вероятно, недалеко от Виффагии (см. Марк 11:1; Лук. 19:29). Название местечка Арамейское и означает «дом неспелых смокв». [469]

горе Елеонской: — Низкий горный хребет на восточной стороне Иерусалима, отделенный от города долиной Кедрон. Хребет достигает высоты приблизительно 2700 фут. (около 823 м. ) выше уровня моря приблизительно 250 фут. (около 76 м. ), выше чем в среднем город Иерусалим, и примерно на 300 фут. (около 91 м. ) выше плоскогорья, где стоял храм. Иногда эта гора названа Масличной (см. 2Цар. 15:30; Деян. 1:12, KJV); это название произошло из Латинской Вульгаты. Гефсиманский сад был на западном склоне горы Елеонской, или поблизости от него, напротив Иерусалима (см. на Матф. 26:30, 36). Это первое упоминание о горе Елеонской в связи с жизнью Иисуса, хотя Он, несомненно, проводил там ночи также во время прежних посещений Иерусалима. Смотрите иллюстрацию на вкладке 517 стр.

Иисус послал: — Ранее Иисус всячески предотвращал публичное признание Его Мессией (см. на Матф. 14:22; Марк 1:25; Ин. 6:15), теперь же Он не только поддерживал это, но Сам проявил в этом инициативу. Безусловно, ученики и многие из народа ожидали, что в эту же Пасху Он восстановит Свое царство (см. Матф. 20:20, 21). Вероятно, ученики испытали некоторое удивление, видя, как изменилось отношение Иисуса к гласности. Эта изменившаяся позиция наполнила учеников недозволенным восторгом и надеждой. Они не могли осмыслить истинного значения этой перемены до дней после воскресения (см. Ин. 12:16).

двух учеников: — Ни один евангелист не уточняет имени ни одного, ни другого.

2. в селение, которое прямо перед вами: — Иисус и Его ученики покоились в субботу в Вифании, теперь, вероятно, было время перед обедом в первый день недели (см. на 7 ст. ). Возможно, что «селение, которое прямо веред вами» относилось к Виффагии, расположенной, по-видимому, неподалеку от Вифании.

тотчас: — Данные, в этом случае, указания Иисуса были предельно точны, и Марк сообщает о них более подробно, нежели другие Евангелисты.

ослицу привязанную: — Марк дополняет, что они действительно нашли осла «привязанного у ворот на улице» (см. на Марк 11:4).

молодого осла: — В качестве подробности о данном поручении Марк, добавляет, «на котором никто из людей не сидел» гл. 11:2; это событие упоминается также Лукой (см. Лук. 19:30).

приведите: — Осла с ослицей не следовало разлучать. Из каких соображений Иисус требовал привести обоих, в то время как Он ехал только на осле (см. Марк 11:7; см. на Матф. 21:5), не сказано, и не вполне ясно. Возможно, что преследовалась цель более ярко представить исполнение пророчества Зах. 9:9 для тех, которые следили за его исполнением.

3. если кто скажет вам что-нибудь: — Лука отмечает, что «хозяева» задали вопрос, по какому праву ученики отвязывают животных и уводят их (см. Лук. 19:33).

надобны: — Может показаться странным, почему Иисус не велел ученикам попросить разрешения на использование животных, а велел их реквизировать (изъять принудительно). Однако следует помнить, что в этом случае Иисус принял на Себя роль Царя Израилева (см. на 1 ст. ). Он говорил о Себе, как о Господе, давая разуметь, что Он обладает властью и авторитетом потребовать от подданных Своего Царства всякое их имущество или службу, какую Он сочтет нужной. Царь не только требует имущества или службы; если Он требовал бы, то подданный, имел бы право это требование отклонить. Итак, Его указание забрать животных полностью соответствовало принятой Им теперь роли Царя; так это и поняли ученики, так и хозяева ослов. Всеобщее одобрение, ожидаемого Царства Христа (см. на 1 ст. ) вместе с объяснением, данным учениками относительно намерений Иисуса, обеспечить согласие хозяев.

Господу: — Греч. Kurious (см. на Лук. 2:29). Здесь Христос впервые называет Сам Себя Kurios, «Господь». До сих пор обычным названием Иисуса для Самого Себя было «Сын Человеческий» (см. на Матф. 1:1; Марк 2:10).

4. да сбудется: — См. на гл. 1:22.

пророка: — Эта цитата взята из Зах. 9:9, хотя первая ее часть более напоминает Ис. 62:11 (ср. на Марк 1:2). Сравните эту же цитату как она представлена Иоанном Ин. 12:14, 15.

5. «Скажите: — Следует иметь в виду, что поручение Иисуса [470] двум ученикам заканчивается 3 ст. В 4 и 5 ст. Матфей сообщает о торжественном въезде в Иерусалим, как об исполнении определенного ВЗ пророчества.

дщери Сионовой: — Еврейское выражение, обозначающее жителей Иерусалима (см. на Пс. 9:15; Ис. 1:8).

Царь Твой грядет: — Иисус последовал примеру царского въезда в город как это было принято в древние времена (см. ЖВ 570). Настал Его час и впервые Он предстал перед Израилем, как его полноправный царь, имеющий воссесть на престоле Давидовом (см. на 2Цар. 7:12, 13; Матф. 1:1; Деян. 2:30). Позднее Иисус принял звание «Царя Иудейского» Лук. 23:3; Ин. 18:33, 34, 37, поспешил добавить, что «царство Мое не от мира сего» Ин. 18:36. Однако Иудейские вожди отказались принять Его своим Царем (см. на Ин. 19:14, 15). Иисус теперь не появляется, как царь царства славы (см. Матф. 25:31), но как Царь духовного Царства Божественной благодати (см. на гл. 3:2; 4:17; 5:2). Иисус сознавал, что эта часть Его земного поприща неминуемо приведет Его ко кресту, но продвигался вперед непоколебимо и целеустремленно. Было необходимо, чтобы взор всех был обращен на Него в завершающие дни Его жизни, чтобы каждый желающий мог понять значение Его миссии на земле.

Священные воспоминания и зрелища будущей славы занимали Его мысли, когда Христос пересекал дорогу, ведущую вверх, к вершине горы Елеонской и дальше, по другому склону в Иерусалим. Святая Шекина, отходя от первого храма, незадолго до его разрушения Навуходоносором, короткое время покоилось на гребне горы (см. ЖВ 829; см. на Иез. 11:23). Торжественный въезд в Иерусалим был «тусклым прообразом» возвращения Иисуса на облаках небесных (см. ЖВ 580). С восточного склона этой же горы Иисус почти два месяца спустя, должен был вознестись на небо (см. ЖВ 829, 830). Когда Он, в конце тысячелетнего периода, вернется на землю в сопровождении святых и святого града, Он вновь опустится на гору Елеонскую (см. ВБ 662, 663; см. на Зах. 14:4). Святой город тогда разместится на том месте, где однажды стоял древний Иерусалим, и Христос со святыми ангелами войдут в город (см. Откр. 21:2, 10; ВБ 663).

и молодом осле: — По Синодальному переводу выходит, что Он ехал верхом на обоих животных. Однако более точно следовало бы перевести с Греческого, «на осле, именно на жеребенке» (на молодом осле).

6. Ученики пошли: — Какие чувства должны были обуревать этих двух учеников, когда они приступили к исполнению этого поручения! Всем друзьям Иисуса из сопровождавшей Его толпы, которых они только встречали (см. на 8 ст. ) сообщали, что, по их мнению, скоро должно произойти (см. ЖВ 570). С нескрываемым возбуждением они спешили по своей дороге, надеясь, что скоро сбудется взлелеянное их сердцем желание (см. ЖВ 570, 571). Матфей опускает, как они нашли ослицу и молодого осла и как они добились разрешения хозяев взять их и идти назад с ними к Иисусу (см. Марк 11:4-6; Лук. 19:32-34).

7. одежды: — Греч, himatia, означающее верхнюю одежду или «мантию»,

«покрывало» (см. на гл. 5:40).

8. Множество: — Скорее, «большинство из толпы» (см. на 9 ст. ).

постилали — Относительно этого обычая, как знака поклонения царю (см. на 4Цар. 9:13). свои одежды: — Буквально, «свои собственные одежды», в противоположность одеждам учеников (см. 7 ст. ).

ветви: — Кроме ветвей масличных (от которой произошло название Масличной «Елеонской» горы), там были еще ветви пальмовые, которые употреблялись в связи с торжественными шествиями, как символ победы (сравните опыт Иуды и Симона Маккавеев, 1Мак. 13:51; 2Мак. 10:7). Победно Иисус шествовал навстречу кресту, где в кажущемся поражении с венцом из терниев как «Царь Иудейский» Ин. 19:19, Он умер могущественным победителем.

9. Народ: — Это множество народа собиралось во время отшествия Иисуса к вершине горы Елеонской. Среди толпы, несомненно, были люди, которые пришли в Вифанию видеть Иисуса и Лазаря, которого Иисус воскресил из мертвых несколько недель тому назад (см. Ин. 12:17, 18). Вышли даже священники и законники, чтобы присоединиться к огромному скоплению [471] народа. В этом победном шествии участвовали многие, которые были раньше пленниками сатаны, и которых Иисус освободил от бесов, от слепоты, немоты, болезни, от проказы и смерти.

восклицал: — Согласно Греческому подлиннику, они начали громко кричать и повторять слова. Сравните радостное восклицание при встрече ковчега в Иерусалиме (см. на Пс. 23:7-10).

осанна: — Греч, hoshanna, транслитерация Арамейского hoshanna’, что значит «спасти теперь» или «спаси молю» (см. на Пс. 117:25). Здесь, это восклицание следует понять, как молитву к Богу, чтобы спасение пришло к Израилю через Мессию Царя.

Сыну Давидову: — См. на гл. 1:1.

благословен: — Эта цитата основана на Пс. 117:26. Параллельное место у Марка гласит: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида» Марк 11:10.

осанна в вышних: — См. на Лук. 2:14. Только один Лука повествует об апогее торжественного въезда, когда священники и книжники встретили Иисуса, и только Лука сообщает о скорбном восклицании Иисуса над обреченным городом Иерусалимом (см. на Лук. 19:39-44).

10. пришел в движение: — Буквально, «был потрясен» или «был приведен в трепет». Здесь ярко изображено крайнее возбуждение всего города. Сообщение Марка о том, что Иисус делал под вечер и позднее вечером, более полно, чем повествование остальных евангелистов (см. на Марк 11:11).

11. Народ: — См. на 9 ст.

Иисус, Пророк: — См. Матф. 21:46; см. на Ин. 7:40; ср. Ин. 7:52. Народ не был полностью убежден, что Иисус является Мессией, хотя они и сознавали, что Божественная сила пребывает с Ним.

12. вошел Иисус в храм: — [Второе очищение храма, Матф. 21:12-17 = Марк 11:15-19 = Лук. 19:45-48. Главный комментарий: Матфея. См. карту 224стр. ; 5, 9 таблицы 229, 233 стр. ]. Относительно первого очищения храма сообщается только у Иоанна (см. Ин. 2:13-25), который в свою очередь ничего не говорит о втором очищении. Первое очищение имело место весною 28 г. по Р. Хр. в начале раннего служения Иисуса в Иудее (см. на Ин. 2:13-17).

В виду того, что Иисус вступил во дворы храма в первый день недели перед вечером, после Своего триумфального въезда в Иерусалим» (см. на Матф. 21:1), а Евангелие почти ничего не говорит о промежуточном времени между этим посещением Иисусом храма и Его входом в храм на следующий день, то некоторые сделали заключение, что очищение храма имело место тут же, в первый день недели, непосредственно после триумфального въезда в Иерусалим. Отклонение Матфея от хронологического порядка для сообщения о проклятии и засыхании смоковницы (см. на 18 ст. ), также усугубляет затруднение при восстановлении истинного порядка событий. Повествование Марка ближе к точной хронологической последовательности; отсюда видно, что второе очищение храма имело место в понедельник (ср. ЖВ 581, 582).

выгнал: — Несомненно, толпа, сопровождавшая Иисуса, имела намерение воцарить Его над Израилем. Хотя Иисус никогда не поддерживал эти ошибочные понятия, которые имели Иудеи относительно Его царства, но теперь Он выступал в роли Мессии — Царя для того, чтобы каждый человек имел полную возможность постигнуть значение распятия (см. на 1, 5 ст. ). Он провозглашает храм «домом Моим» 13 ст. и как полноправный хозяин пользуется Своим авторитетом, чтобы определить, как должны быть использованы Его святые дворы (см. на 23 ст. ).

продающих и покупающих: — Внешний двор, двор язычников, был местом этих нечистых сделок. На рынке, при храме, — продавались различные виды животных и птиц, требующихся для жертвоприношений, а также хлебные изделия, соль, благовония и елей (см. I том, 698-705 стр. ). Этот рынок считался необходимым удобством для паломников, пришедших издалека, и считающих, что возить жертвоприношение из дома слишком затруднительно. Шум, суета и крикливая торговля стоящая в храме, должна была оскорбить религиозное чувство тех, которые поклонялись Богу в «духе и истине» Ин. 4:24. Эта торговля была разрешена старейшинами храма, которые извлекали из нее не малую прибыль. Однако участники всего этого показывали, что они нисколько не понимали характера Божия и требований, которые Он предъявляет к любящим Его и служащим Ему (см. 70 стр. ; [472] см. на Мих. 6:8; Матф. 9:13; Иез. 44:23).

столы: — Греч. trapesa (ш. . на Лук. 19:23).

меновщиков: — Здесь имеются в виду те, которые обменивали иностранную валюту на требующиеся в храме половина сикля, не без пользы для себя, конечно (см. на гл. 17:24).

голубей: — Голуби были жертвоприношением бедных (см. Лее. 12:8; см. на Лее. 1:14; Лук. 2:24).

13 написано: — Цитата взята из Ис. 56:7, как видно по контексту, это место говорит об обращении язычников к истинному Богу (см. на Ис. 56:6-8). Сооружение Иерусалимского храма было предназначено Богом для того, чтобы собрать как можно больше народа для поклонения истинному Богу (см. IV том, 28-30 стр. ).

вертепом разбойников: — Скорее, «логово грабителей». Иисус применяет язык Писания (см. на Иер. 7:11) для выражения Своего мнения о происходящем. Превратив священные символы Агнца Божия в источник личной наживы, законники сделали священное — обыденным, и похитили у Бога принадлежащую Ему честь и славу. Они также лишили всех прихожан познания характера и требований Божиих; в частности они обкрадывали язычников, лишив их возможности узнать Бога, каков Он есть на самом деле. По своей жадности сановники храма были не лучше воров.

14. слепые и хромые: — В триумфальном шествии за день до этого, трофеи, взятие из-под гнета сатаны, торжественно шествовали, восклицая славу Спасителю (см. на 9 ст. ). Приступая к исцелению стекающихся к Нему во дворы храма больных, Он преподал практический урок той истины, что храм был предназначен Богом для служения нуждам человека, а не жадности его. По-видимому, в течение короткого времени Иисус осуществлял полный контроль над храмом (см. Марк 11:6), и за это время Он показал, как следует использовать священные дворы. Он пришел на землю, чтобы люди имели «жизнь и имели с избытком» Ин. 10:10, а не для того, чтобы они с избытком жертвовали и с избытком наживались.

15. первосвященники и книжники: — См. 55 стр. Именно они одобряли противозаконную торговлю в храме и выручали немалый доход из купли и продажи на святом месте.

осанна: — См. на 9 ст.

Сыну Давидову: — См. на гл. 1:1.

16. слышишь ли: — Общее положение совершенно вышло из-под контроля «первосвященников и книжников». Толпа, собравшаяся в храме, чтобы видеть Иисуса, приветствовала Его как Мессию — Царя, и это вызывало в Иудейских вождях такие же смешанные чувства страха и ярости, какие они испытывали вечером накануне (см. на Лук. 19:39). Теперь они неистово требовали от Иисуса, как они делали накануне, чтобы Он заставил славословящих замолчать.

разве вы никогда не читали: — Эта выдержка точно соответствует тексту перевода LXX Пс. 8:3, но несколько отличается от Еврейского подлинника. Этот вопрос, содержащий в себе суровый укор, подразумевает, что вождям следовало бы видеть соответствие имеющих место событий, с учением Писания (см на Матф. 19:4).

17. в Вифанию: — По-видимому, здесь Христос остановился с пятницы (см.

Матф. 21:1, 2; Марк 11:11).

18. Поутру: — [Бесплодная смоковница, Матф. 21:18-22 = Марк 11:12-14, 20-26. Главный комментарий: Марка]. Следуя тематической последовательности событий, Матфей объединяет обе части истории о бесплодной смоковнице. Относительно хронологического порядка событий (см. на Марк 11:12).

23. когда пришел Он: — [Руководители бросают вызов власти Иисуса, Матф. 21:23-27 = Марк 11:27-33 = Лук. 20:1-8. Главный комментарий: Матфея. См. карту 224 стр. ; 9 таблицу 233 стр. ]. Этот случай, имевший место во вторник до Пасхи 31 г. по Р. Хр. был последним днем, когда Иисус учил в храме. Он уже начал наставления народа, когда к Нему приступили вожди (см. Лук. 20:1).

первосвященники: — См. на гл. 2:4. Многие из «первосвященников» были саддукеями, в то время как большинство книжников — фарисеями. Марк в Марк 11:27, и Лука в Лук. 20:1 включают книжников в повествование об этом инциденте.

старейшины: — Синедрион уже заседал рано утром, и решил потребовать от Иисуса Его полномочия (см. ЖВ 593). Возможно, что некоторые из тех, [473] которые теперь стояли перед Ним, были среди посланных к Иоанну Крестителю с подобным вопросом три с половиной года тому назад (см. на Ин. 1:19). Если это было так, то они слышали, как Иоанн объявил Иисуса Мессией (см. Ин. 1:26, 27, 29).

какою властью: — При первом очищении храма Иудейские вожди потребовали от Иисуса «знамение», как доказательство Его права учить (см. Ин. 2:18). С тех пор вождям Израиля были представлены многократные, достоверные доказательства силы и власти Иисуса (см. на Матф. 16:1). Иудеи признавали, что пророки могут учить народ без санкции раввинов, но ожидали, что они приведут доказательство из Божественного поручения, теперь они этим своим вопросом домогались доказательства для обвинения Иисуса.

это: — Т. е. , торжественный въезд в город, очищение храма и, наконец, очищение во дворах храма.

24. спрошу и Я вас: — Метод ответа на вопрос, путем выдвижения другого вопроса, одобрялся в раввинских беседах. Предполагалось, что встречный вопрос предназначается для указания пути к ответу на первоначальный вопрос. Иисус теперь воспользовался этим способом, чтобы ответить.

об одном: — В действительности Иисус не уклонялся от обсуждаемого вопроса, так как их ответ на Его вопрос в принципе представил бы ответ на их собственный же вопрос. Мудрость и искусство, с которыми Иисус встретил этот вызов, было дополнительным доказательством Его Божественности.

25. Крещение Иоанново: — См. на Матф. 3:6; Марк 1:4; Лук. 7:29. Крещение было характерной особенностью служения Иоанна и вошло в народ, как общее название всей деятельности Иоанна.

откуда было: — Ни Иоанн, ни Иисус не получали санкции от Иерусалимских властей. Власть, которую они имели, происходила не от людей, а прямо от Бога. Таким образом, вопрос, представленный законниками и ответный вопрос Христа вращались вокруг способности оценить Божественные полномочия.

рассуждали: — Иудейские вожди находились в затруднении и поспешно совещались между собою.

«почему же вы не: — Иудейские вожди хорошо знали, что их честное признание вызовет такое возражение Иисуса. Если они признавали Божественное полномочие Иоанна, то им необходимо также принять Его весть, апогеем его вести было отождествление Иисуса Назарянина с Мессией (см. Ин. 1:26, 27, 29). Итак, признание власти Иоанновой было бы равносильно признанию авторитета Иисуса.

26. боимся народа: — По-видимому, страх перед физическим насилием определял решение вождей (см. Лук. 20:6). Если общественное мнение обернется против них, то они потеряют влияние на народ. Положение и влияние для них означало больше, нежели истина. Настроение общества было благосклонно к Иоанну Крестителю и теперь одобряло также Иисуса (см. Марк 12:37; ЖВ 594).

27. не знаем: — Иудейские вожди, несомненно, должны были знать, что Иоанн был пророком, но во избежание определенного ответа, они пытались укрыться за мнимым неведением. Даже в том случае, что если бы они не избежали поражения, их ответ на вопрос Иисуса автоматически лишал бы их права требовать от Него ответ на первоначальный свой вопрос; этим и объясняется тот факт, что они больше не настаивали на своем требовании. Кроме того, они поплатились уважением народа. Они безнадежно запутались в сеть, которую так хитро выставили для Иисуса. Иисус подверг испытанию их мнимую способность оценивать Божественные полномочия, и они позорно провалились. Практически, они отреклись от своего притязания быть духовными вождями народа.

28. как вам кажется: — [О двух сыновьях, Матф. 21:28-32. См. на притчи 203-207 стр. ]. Целью Иисуса, в этой притче было — показать истинный характер выбора, который Иудейские вожди совершили по отношению к Евангелию Царствия, провозглашенному Иоанном Крестителем и Иисусом. Учтиво, но целенаправленно Иисус привел их к осуждению самих себя (см. 41 ст. ), так что они могли увидеть свое поведение в истинном свете.

У одного человека: — В этой притче под этим человеком подразумевается Бог.

два сына: — Всегда, со времени грехопадения, в мире были этих два класса — послушные и непослушные. Так это и сегодня, и так это будет до конца времени. [474]

к первому: — Этот сын является прообразом всех тех, которые не исповедуют веру в Бога, а живут в явном отступничестве.

пойди, сегодня работай: — Это повеление Бог дает каждому «сыну». Никто не исключен.

29. «не хочу»: — Этот сын открыто пренебрег властью Отца. Он и не делал вида, что послушен. Он хотел пользоваться преимуществами сына, по-видимому, он все еще жил в доме Отца, — но не желал нести ответственности сына.

30. к другому: — Этот сын представляет тех, которые исповедуют, что они дети Божии, но не исполняют волю Его.

31. Который из двух: — Которым из сыновей Отец будет более доволен? Очевидно, безупречным не был никто из них. Оба совершили ошибку, один в первоначальном своем отношении, а другой — в действии.

волю отца: — Исповедание без действия ничего не стоит (см. на гл. 7:21).

истинно: — См. на гл. 5:18.

мытари и блудницы: — См. на Марк 2:14; Лук. 3:12. Это выражение было общим определением, под которым подразумевались все виды отбросов общества и религии, которые обычно избегали храма и синагоги, и в случае присутствия, были там нежелательны. Сравните выражение «мытари и грешники» (Матф. 9:11; см. на Лук. 5:30).

вперед вас: — По отношению к крещению Иоаннову это было верно буквально (см. Лук. 7:29, 30). Многие, не знающие религии, болезненно ощущали свою ужасную духовную нужду, и радовались, что Иоанн и Иисус нашли для них место в Царстве Небесном. Книжники же и фарисеи были самодовольны и поэтому глухи для Евангелия (см. на Лук. 15:2).

32. путем праведности: — «Путь праведности» — это христианский путь или христианская философия жизни. Относительно комментария «тесных» врат и «узкого» пути (см. на гл. 7:13, 14).

не поверили ему: — См. на Лук. 7:29, 30, подобно второму сыну из притчи, Иудейские вожди отказались пойти в виноградник Господа и работать после того, как они объявили о себе, что желают.

не раскаялись после: — Они не изменили своего первоначального решения. Когда явился Тот, о котором свидетельствовал Иоанн, и в течение трех с половиной лет свидетельствовал о Своей Божественной природе и о характере Его Царства, Иудейские вожди оставались нераскаянными. Их черствые сердца не изменились (см. на Исх. 4:21). Факт, что мытари и блудники с такой готовностью откликнулись на проповедь Иоанна, а затем Иисуса, раздражал Иудейских вождей (см. на Матф. 11:19). Последние не желали работать в винограднике, где отверженные обществом, такие, как бывший мытарь Закхей (см. Лук. 19:1-10) и бывшая блудница Мария (см. на Лук. 7:36, 37) были приняты, как работники.

33. Выслушайте другую притчу: — [Притча о злых виноградарях, Матф. 21:33-46 = Марк 12:1-12 = Лук. 20:9-19. Главный комментарий: Матфея. См. на притчи 203-207 стр. ]. Это вторая притча предназначалась для народа, внимательно слушающего наставления Иисуса (см. Лук. 20:9), но в виду имелись их вожди. Как в притче о двух сыновьях (см. Матф. 21:31), так и здесь вожди приводятся к определению своей собственной вины и к произнесению над собой приговора (см. 41 ст. ).

хозяин дома: — Греч, oikodespotes, то есть, «глава дома» (см. на Лук. 2:29).

виноградник: — Виноградная лоза была одним из национальных символов Израильского народа. Близ того места, где теперь стоял Христос, стояла большая, величественная виноградная лоза, изготовленная из серебра и золота, которая изображала Израиля (Иосиф Флавий Иудейские Древности xv. 11. 3; см. ЖВ 575;см. на Ин. 15:1). Слова Матф. 21:33 в большей степени позаимствованы из аллегории Исайи о винограднике Господа (см. Ис. 5:1-7).

Эта притча подчеркивает обилие благословений, дарованных Богом Израилю с тем, чтобы они являли миру плод Божественного характера (см. на Матф. 21:34). В отношении здоровья, разума, способности, благоденствия и характера, народ Израильский должен был стать величайшей нацией мира, открывающей каждому человеку славу Божественного намерения. Для анализа благословений и объединенной картины образа действий, в которой народы мира должны были быть приведены к познанию истинного Бога (см. IV том, 26-30 стр. ).

обнес его оградою: — Греч. рhragmos, «изгородь» или [475] «забор». Ограда изображает предписания Божественного закона; повиновение его принципам истины и справедливости, предохраняет от всяких проступков.

точило: — Это, обычно, было корыто или бак, выдолбленный из цельного камня. Такие точила можно еще сегодня увидеть в Палестине.

отдав его: — Или, «сдав его в аренду». В древнее время аренду за поле платили либо деньгами, либо натурой. В последнем случае оговаривалось или определенное количество из урожая, или же некоторая пропорциональная часть его. В этой притче арендаторы были испольщиками: отсюда не следует делать вывод, что и они встречались с такими же затруднениями, как испольщики нашего времени.

виноградарям: — Или, «арендаторам» (RSV).

отлучился: — Земледелец жил в другом месте.

34. своих слуг: — В гл. 23:34 Иисус говорит о посылании «пророков и мудрых и книжников» (ср. 37 ст. ). Священники в особенном смысле были назначены быть стражами виноградника Господа, пророки же были избранными представителями Божиими или Его слугами.

свои плоды: — Или, «Его плоды». Владелец посылает за своей долей урожая (см. на 33 ст. ). Израилю надлежало приносить плоды характера и таким образом открыть миру принципы Царства Небесного. Плоды характера должны были, прежде всего, быть проявлены в их собственной жизни, а затем и в жизни людей из окружающих народов. Подобным же образом Господь ожидает от Своей церкви сегодня отдачу, соответствующую обилию дарованных ей благословений (см. НУХ296).

35. схвативши слуг: — Матфей говорит о нескольких группах слуг, и об убийстве некоторых из первой группы (см. 35, 36 ст. ). Марк говорит о слугах, посылаемых по одному, но не упоминает об убийстве кого-либо из них (см. гл. 12:3-5). Лука также упоминает в каждом случае по одному слуге из посланных, которые были убиты (см. Лук. 20:10-12). Очевидно, что количество слуг и постигшая каждого из них участь, для притчи существенного значения не имеет (см. 204 стр. ). Несколько позже в этот день Иисус говорит прямо об обращении Иудеев с вестниками посланными Богом (см. Матф. 23:29-37). Примеры участи постигшей различных пророков, (см. 3Цар. 18:13; 22:24-27; 4Цар. 6:31; 2Пар. 24:19-22; 36:15, 16; Неем. 9:26; Иер. 37:15; см. также Деян. 7:52). Арендаторы виноградника не только отказались уплатить аренду, они оскорбили владельца тем, что дурно обращались с Его слугами и вели себя так, как будто они сами были полноправными хозяевами.

37. Наконец: — См. Марк 12:6. Израиль, отвергнув Иисуса, как Мессию -этим он отверг последнее предостережение милости Божией к себе, как к народу. Иисус здесь не предвидит никакого времени в будущем для Иудейского народа в восстановлении Божественной милости (см. IV том, 33 стр. ).

постыдятся: — Или, «отнесутся с уважением»

38. это наследник: — Павел говорит об Иисусе, что Он был «поставлен наследником всего» Евр. 1:2, и о принявших Его, что они «сонаследники» Ему Рим. 8:17.

убьем его: — Именно в этот час Синедрион подыскивал способ, как разделаться с Иисусом (см. Лук. 19:47; см. на Матф. 21:23). Многократно в течение последних месяцев они совещались, чтобы найти способ, как положить конец Его служению (см. на Матф. 19:3; 20:18); самые последние такие совещания имели место не дальше, как в предшествующую субботу (см. ЖВ 563, 564) и в это же утро гл. 21:23.

40. придет: — Арендаторы не боятся ничего, кроме самого хозяина (ср. Ин. 8:41), который приходит, чтобы лично расследовать создавшееся положение. Он приходит на суд с ними.

41. Говорят: — Не может быть другого ответа, кроме данного. Порядок в Греческом языке предусматривает возможность хозяина нанести ответный удар, воздать «негодным» и «злым», которых он уничтожит.

виноградник: — См. на 33, 43 ст.

42. неужели вы никогда не читали: — См. на 16 ст. Среди этой делегации были книжники, обязанностью которых было исследовать и истолковывать Писания (см. на 16, 23 ст. ).

«камень: — Эта цитата взята из Пс. 117:22, 23, она тождественна с текстом перевода LXX. Сами раввины признавали, что эти стихи указывают на Мессию (см. ЖВ 597). Относительно «камня», как прообразе Христа (см. на Матф. 16:18). Относительно исторического основания образа, отвергнутого краеугольного камня, описано (см. ЖВ 597, 598).

главою угла: — Краеугольный [476] камень был наиболее важной частью здания, поскольку он связывал обе стены, встречающиеся на углу. Относительно других ссылок на краеугольный камень (см. Деян. 4:11; 1Пет. 2:7; Ефес. 2:20; см. на Пс. 117:22; Ис. 28:16).

43. Царство Божие: — В данном случае преимущество быть избранным народом Божиим. В будущем Божий план спасения мира уже не будет зависеть от Еврейского народа так, как здание зависит от краеугольного камня. Относительно участия Израиля в Божием плане (см. IV том, 26-33 стр. ).

дано будет народу: — Т. е. , христианской церкви (см. 1Пет. 2:9, 10).

плоды: — См. на 34 ст.

44. упадет на этот камень: — Т. е. , покорится Христу, именно это Иудейские вожди отказались сделать (см. на 25, 27ст. ).

на кого он упадет: — Т. е. , на суде. Этот камень вскоре должен был «упасть» на Еврейский народ и на ожесточенных во грехе его вождей.

раздавит: — Греч. likтао, «отсеивать [мякину от зерна]», «рассеивать» или «разбивать на части». Эти слова точно передают мысль из Дан. 2:44, 45, где в LXX также стоит likтао 44 ст. Тяжелый предмет разбивает в прах все, на что он падает, и куски разлетаются во все стороны. Это же слово употребляется в переводе LXX, для Руфь 3:2. Слово «раздавит» можно было бы заменить также выражением «развеет подобно сорной траве» или «развеет как мякину». Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) может цитироваться с опущением Матф. 21:44.

45. первосвященники и фарисеи: — См. на 23 ст.

поняли: — Применение было настолько ясно, что никакого объяснения не требовалось. Несомненно, Иудейские вожди хорошо знали значение таких мест ВЗ, как притча Исайи о винограднике Ис. 5:1-7 и также различные места, где Мессия назван «камнем» Пс. 117:22, 23; Ис. 28:16; и т. д.

46. схватить Его: — Т. е. , арестовать. Прямо на их глазах Иисус бросил вызов их власти, и они едва могли сдержать себя, чтобы не приступить немедленно к осуществлению своего замысла.

побоялись народа: — Общественное мнение было теперь явно расположено к Иисусу. Каждое столкновение, которое Он имел с Иудейскими вождями, должно было уменьшить уважение, питаемое народом к этим развращенным священнослужителям.

за пророка: — См. на Матф. 21:11; Ин. 7:40.

Комментарий Е. Г. Уайт к 21 главе Евангелия от Матфея.

1, 2 ЖВ 569.

1-11 ЖВ 569-579.

3, 5 ЖВ 570.

5 ВБ 100.

8 ЖВ570; РП 109; ВБ 367.

9 ЖВ 572, 609; РП ПО, 175, 179, 244, 292; ВБ 367, 402, 404; ОЖУ62; ИС 370, 373; 1СЦ57; 4СЦ 188.

10 ЖВ 570, 578, 580.

12 ЖВ 589; ВБ 127; МС 122.

12. 13 РУУ25; ОХВ 174; ПЦ 185; 1СЦ471; 8СЦ 67. 12-15 НУХ273.

12-16 ЖВ 589-592; 9СЦ75.

13 ЖВ591; Воз. 64; 4СЦ252; 8СЦ92.

13. 14 МС123. 14-16 ЖВ 592. 16 ВБ 367. 17-19 ЖВ 580-588.

19 Ев. 511; ОХВ 50; 4СЦ 385, 403, 614; 5СЦ 146, 352.

21 9СЦ 96.

22 ДА 564; Пит. 189; НУХ 174; СЕ 263; ОЖУ 60; 7СЦ274.

23 НУХ 273. 23-25 ЖВ 593. 23-32 НУХ 272-283. 23-46 ЖВ 593-600. 24-28 НУХ 274.

27 ЖВ 594.

28 ХС 80; НУХ 281; РУУ 35, 415; Ев. 24; ОХВ 334, 356, 362, 367, 514; Воз. 236; СП 184; 2СЦ 263; 5СЦ 462; 7СЦ 220; 8СЦ36, 216; 9СЦ169. 28-31 НУХ 272.

28-32 ЖВ 595.

29, 30 НУХ 275.

31 НУХ 117, 226; 4СЦ 614; 8СЦ 72, 75.

31, 32 НУХ 276.

33 НУХ 284.

33-40 ПЦ21. 711.

33-41 ЖВ 596.

33-44 НУХ 284-306.

37, 38 НУХ 293.

38, 40 ЖВ 597.

40-44 НУХ 295.

41 ВБ643; ПЦ714.

41-44 ПЦ712.

42-44 ДА 64; ЖВ 597.

43 ДА 174.

44 ХВ 11; НУХ 411; ЖВ 600; ОХВ 284; СЕ 336; СП 80, 146; 2СЦ301; 5СЦ218; 6СЦ317; 9СЦ 155.

46 ЖВ 597.