24 глава

1. И вышел Иисус: — [Признаки пришествия Христа, Матф. 24:1-51 = Марк 13:1-37 = Лук. 21:5-38. Главный комментарий: Матфея. См. карту 224 стр. ; 9 таблицу 233 стр. ]. Возможно, что этот день был вторником после обеда. Здесь этот день Иисус провел в храме, где Его осаждали Иудейские начальники. В Своем последнем выступлении в гл. 23, Он изобразил характер этих «слепых вождей» 16 ст. , и затем навсегда оставил дворы храма. Матфей описывает события того дня Матф. 21:23 по 23:39. Эта беседа, происходившая с некоторыми из учеников на склоне Елеонской горы, занимает целые гл. 24; 25. Марк и Лука параллельно упоминают из Матфея так же гл. 24:42.

Оставив храм, Иисус с учениками опустился в Кедронскую долину и затем поднялся на вершину Елеонской горы, которая возвышалась 400 фут. (около 122 м. ). Елеонская гора, будучи примерно на 300 фут. (около 91 м. ) выше местности, где был расположен храм, представляла собой невообразимый простор, где с высоты птичьего полета можно было смотреть на храм и город. См. на гл. 21:1; см. иллюстрацию на вкладке 513 стр.

ученики Его: — Марк в Марк 13:3 описывает этих учеников как Петра и Андрея, Иакова и Иоанна — четырех, которые были призваны с побережья Галилеи от своих сетей, меньше чем двумя годами раньше (см. на Лук. 5:1-11).

чтобы показать Ему: — Только один Марк передает слова учеников: «Учитель, посмотри, какие камни, и какое строение!» Марк 13:1. Храм был предметом гордости и восхищения каждого Иудея. Иосиф сравнивает белые стены храма с высотой и величием гор, покрытых снегом (Иудейская война v. 5. 6 [223]), и указывает на огромные размеры некоторых из его камней — 45 на 5 на 6 кубов (около 66 на 7 на 9 фут, или 20 на 2, 1 на 2, 7 м. ). В то время храм уже строился 50 лет (см. Ин. 2:20), и все строительные работы [496] во дворах и остальные строения были окончены в 63 г. по Р. Хр. , — то есть, за 7 лет до окончательного разрушения армией Тита.

2. Истинно: — См. на гл. 5:18.

не останется здесь камня на камне: — Относительно необычайных размеров некоторых из камней используемых в храме (см. на 1 ст. ). Это предсказание было буквально исполнено во время разрушения Иерусалима в 70 г. по Р. Хр. (см. на 1 ст. )

будет разрушено: — Иосиф Флавий (Иудейская война vi. 4. 5-8 [249-270]) очень ярко описывает разрушение храма и усилия Тита спасти его. Превосходно построенное здание вселяло уверенность в том, что он противостоит всем стихиям. Несмотря на то, что город Иерусалим сам по себе был, практически, неприступным, — Иисус предсказал его разрушение.

3. Когда же сидел Он: — По всей вероятности, Иисус намеревался скорее провести там ночь, чем возвратиться в Вифанию, как Он сделал в предшествующие ему два дня (см. на гл. 21:17).

ученики: — См. на 1 ст.

наедине: — Ученикам было трудно понять важность заявления Иисуса относительно разрушения храма. Они еще были под впечатлением торжественного въезда в Иерусалим; второго очищения храма, которое, казалось им, предвещало неизбежное установление царства Мессии. Несомненно, они приступили к Нему наедине, потому что говорить относительно таких вещей публично рассматривалось бы как измена.

скажи нам: — Они продолжали слепо верить в то, что Иисус провозгласит Себя царем в самое ближайшее время, и вся нация будет приветствовать Его, Мессию. Когда же, в таком случае, должно произойти разрушение храма?

когда это будет: — Т. е. , опустошение упомянутое в гл. 23:38 и более ясное заявление в гл. 24:2.

признак: — См. на 30 ст.

пришествия: — Греч, parousia, «пришествие» или «присутствие». Parousia упоминается обычно в папирусе относительно посещения императора или царя. Это слово также встречается в 27, 37, 39 ст. , и нигде больше в Евангелиях, хотя часто в посланиях. Его иногда используют для того, чтобы описать присутствие в противоположность отсутствию, как это например в Фил. 2:12, но более обычно как пришествие Христа как в 2Фил. 2:1, или людей, как в 1Кор. 16:17. В НЗ это слово употребляется как технический термин относительно Второго пришествия Христа. Не имеет ничего общего с термином parousia, чтобы обозначить тайное пришествие.

Ученики, очевидно, понимали, что Иисус должен на некоторое время уйти, чтобы затем вновь вернуться с силою и властью, чтобы взять в Свое царство. По всей вероятности, Иисус очень часто говорил им об этом, больше, чем мы встречаем на страницах Евангелий (см. ВБ 25). Было общепринятое верование, что Мессия после своего первого пришествия на некоторое время снова уйдет, и затем вновь когда Он явится, никто не будет знать, откуда Он пришел. Как бы там ни было — это начало обширного обсуждения (дискуссии) относительно второго «пришествия», поскольку повествования Евангелия заинтересовано в этом, так как эта тема подразумевалась в притче о минах Лук. 19:12-15 и о нечестивых виноградарях (Матф. 21:33-41; ср. гл. 16:27). Для краткого обзора образа действий, при которых пророчества ВЗ о Мессии и Мессианском царстве были бы исполнены, если бы Израиль оказался верным (см. IV том, 26-30 стр. ). Относительно комментария на фундаментальные ошибки Еврейских богословов в интерпретации этих пророчеств ВЗ (см. ЖВ 30).

В сознании учеников все «эти события» — разрушение храма, и пришествие Иисуса во второй раз «в конце мира» — были тесно связаны. Они понимали исполнение этих событий, как одновременные действия, или быстро следующие одно за другим. И когда в день вознесения ученики спросили: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» Иисус ответил: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» Деян. 1:6, 7. Они все еще не понимали, что Иудейская нация отвергнет Иисуса, и что в свою очередь, и она будет отвергнута Богом, как избранный народ (см. IV том, 32, 33 стр. ). Понимание будущих событий было бы, в то время слишком трудным для них. Ученики фактически подтвердили свою неспособность понять повторенное наставление, которое Христос дал им в тот год когда Он говорил им о Своих страданиях и смерти (см. на Матф. 16:21; 20:17-19). Предсказанные события были выше их понимания и представления (см. Лук. 24:11, 17-25; ЖВ 631, 772). [497]

кончины века: — Относительно значения слова Греч, aion, «мир», (см. на гл. 13:39). Это выражение было обыденным в Иудейской апокалиптической литературе и описывало о кончине настоящих событий, и начале миссионерского века. Относительно плана того, как этот переход должен был осуществиться в соответствии с первоначальным Божиим планом по отношению к Израилю (см. IV том, 26-30 стр. ). Вопросы учеников соответствовали их представлению о высказываниях ВЗ пророков о Мессии, но они, наряду с другими Иудеями, не понимали вполне того, что Божий обетования относительно Израиля, могли быть исполнены только на определенных условиях (см. IV том, 30-34; см. на Иер. 18:6-10).

Иисус смешал в Своем ответе на вопрос учеников события, которые должны были привести к «концу» Иудейскую нацию, как избранный Богом народ с «концом» мира. Не всегда можно провести четкую линию между этими двумя положениями. Можно только сказать, что ни одна малейшая черта будущего не относится исключительно только к тем событиям, которые должны были вскоре произойти, что касалось Иудейской нации, Иерусалима и храма. Эта пророческая картина была явлена для блага и тех, кто будет жить в последние дни истории земли. Это достойно нашего внимания, что (ЖВ 628-633) используемые признаки, перечисленные в 4-14 ст. прежде всего относились к разрушению Иерусалима, и некоторые из них, во вторую очередь, касаются нашего времени, а именно 21-30 ст. особенно исключительно на события ведущие ко Второму пришествию Спасителя. См. на гл. 10:1.

4. чтобы кто не прельстил вас: — Первое, на что следует «обратить внимание», это беречься того, чтобы не оказаться обманутым или введенным в заблуждение. Иисус в одной или другой форме повторял это предупреждение снова и снова (см. 4-6, 11, 23-26, 36, 42-46).

5. под именем Моим: — Т. е. , выдавая себя за Мессию. Предостережение в 5 ст. особенным образом относится к падению Иерусалима и к Еврейскому народу, который был очень восприимчив к этой форме обмана. Во дни апостолов было много лжемессий. См. Иосиф Флавий (Иудейская война vi. 5. 4 [312-315]). Позже, в 27 ст. , «И теперь простым, доступным языком наш Господь говорит о Своем Втором пришествии» (ЖВ 631).

6. слухах: — Греч. akoai, «сообщения». Ученики не должны были удивляться или тревожиться из-за того, что в 70 г. по Р. Хр. начнется война. Войны были и до разрушения Иерусалима и будут перед Вторым пришествием Христа (см. ЖВ 628, 629).

конец: — В этих словах наш Господь предсказывал не только конец Иерусалима и Иудейской нации, но также и конец мира. Раввины понимали признаки содержащиеся в 6-8 спи, как «знамение пришествия Мессии» и «свое освобождение [как народ] от рабства». Но Иисус указал на это, как «знамение их уничтожения [как народ]» (ЖВ 628, 629; ср. ПНХ120). И подобно тому, как войны и военные слухи в апостольские времена предвещали конец Иудейской нации, так и международные недоразумения и борьба наших дней говорит о кончине мира, в предзнаменование этого дня (см. ПЦ 536; 5СЦ 753).

7. Ибо восстанет народ на народ: — Иудейские и Римские писатели описывают период времени от 31-70 г. по Р. Хр. , как время больших смут и волнений. Эти слова Христа буквально исполнились в событиях, предшествующих разрушению Иерусалима в 70 г. по Р. Хр. (см. ЖВ 628, 629). Предсказание «о голоде, море, землетрясении» 7 ст. также в первую очередь относится к тому же времени. Иисус особенным образом предостерегал первых христиан не усматривать в политической борьбе, море, голоде и землетрясениях тех дней знамение немедленной «кончины» мира (см. на 3 спи).

глады: — Это выражение имеет особенное отношение к голоду в Иудее, примерно в 44 г. по Р. Хр. в Деян. 11:28. В годы царствования Клавдия четыре раза был голод в 41-54 г. по Р. Хр.

моры: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) склонно к опущению этого слова.

землетрясения: — В период времени между 31 и 70 г. по Р. Хр. был ряд больших землетрясений. Самое сильное из них было в Крите (46 или 47 г. ), Риме (51), Фригии (60), и Campania (63). Тацит в (Анналах xvi. 10-13) также говорит о сильных бурях и ураганах в 65 г. по Р. Хр.

8. начало: — См. на 6, 7 ст.

болезней: — Греч, odines, «муки рождения», «боли рождения», «острая боль», «страдание» то же самое слово — переведенное как «мука» в 1Фес. 5:3; форма глагола присутствует в Гал. 4:19, [498] 27; Откр. 12:2. Метафорическое слово обозначает боль в более общем смысле (см. Деян. 2:24).

Иудейское употребление этого термина (Eep. cheblo shel mashiach, Арамей- ? ское chebeh dimeshiach, буквально, «страдание Мессии»; иногда при дискуссии переходит во множественное число «муки [страдания] Мессии») которым они характеризуются не страдания Самого Мессии, а бедствия, в которых Мессианская эпоха будет возрастать. Это выражение было найдено около 90 г. по Р. Х. в высказываниях Раввина Елиезера (Мидраш Mekhiltha 59а, на Исх. 16:29, цитируемые в Штрак и Биллербек, Комментарий на Новый Завет, 1 том, 950 стр. ), и было, возможно, уже в период жизни Иисуса. Если это так, то Иисус использовал этот термин, призывая помнить о предсказанных бедствиях. Для описания состояния, предшествующее концу мира, которое неканонические, апокалиптические писатели предсказывали (см. 2Ездр. 5:1-12; 6:18-25; 15:16; Апокалиптические книги Варуха 27; 48:31-37; 70:2-10; Юбилейная книга 23:16-25; книга Еноха 99:4-7; 100:1-6).

9. Тогда будут предавать вас на мучения: — См. на гл. 5:10-12; 10:17-24. Стефан Деян. 7:59, 60, Петр и Иоанн Деян. 4:3-7, 21, и Петр и Иаков Деян. 12:1-4 были среди первых христиан, пострадавших от руки властей. Павел стоял перед Феликсом, Фестом, Агриппой и кесарем Деян. 24 по 28 гл. Сравните Марк 13:9-12. В Матф. 24:21, 22 Христос говорит особенным образом о гонении, которое должно было произойти после падения Иерусалима в 70 по Р. Хр.

за имя Мое: — Т. е. , «за Меня», или же потому, что «вы христиане» (см. на гл. 5:11).

10. соблазнятся: — Буквально, «быть отдаленным» (см. на гл. 5:29). Они отпадут или отступят. Верующие потеряют свою «первую любовь» Откр. 2:4. Относительно отступления в первой христианской церкви (см. на 2Фес. 2:3, 4).

возненавидят друг друга: — См. на гл. 10:21, 22.

11. многие лжепророки: — Сравните 4 ст. Согласно историческим данным перед самим разрушением Иерусалима появилось много лжепророков, это предшествовало неминуемому разрушению Иерусалима Римлянами. Относительно лжепророков в последние дни (см. на 24-27 ст. ср. ЖВ 628, 631). Относительно самого первого предостережения против лжепророков (см. на гл. 7:15-20). В гл. 24:24-26 Христос говорит особенным образом о действии лжепророков перед Его Вторым пришествием.

12. умножения беззакония: — Это предсказание нашло свое первое осуществление в упадке, происшедшем за десять лет перед падением Иерусалима в 70 г. по Р. Хр. (ЖВ 633; ср. ЖВ 36, 37). Это же пророчество должно исполниться снова и в последние дни (2Тим. 3:1-5; ср. 5СЦ136, 741).

любовь: — Для описания этой христианской добродетели (см. 1Кор. 13 гл. ; см. на Матф. 5:43, 44). Относительно исполнения этого пророчества в том, насколько оно применимо к христианской церкви (см. на Откр. 2:4). Многие пожелали бы для себя найти более легким идти нога в ногу с миром, чем остаться верным и непреклонным.

13. Претерпевший: — Т. е. , устоявший против всевозможных искушений, отступлений, обмана как, например, обман лжепророков 11 ст. и соблазнов беззакония 12 ст.

конца: — Греч, telos. В 6, 14 ст. «конец», происходит снова от telos, но в 3 ст. от sunteleia. He совсем ясно, означает ли что Христос имел в виду «терпеть до предела» (см. Жор. 10:13; Евр. 12:4), или «конец мира» (см. на Матф. 24:3, 6).

14. Евангелие: — Греч, euaggefion (см. на Марк 1:1).

Царствия: — См. на гл. 3:2; 4:17; 5:3.

вселенной: — Греч, oikoumene. «населенный мир» (см. на Лук. 2:1), в отличии от aion, «мир», рассматривая с точки зрения времени (см. на Матф. 24:3). Тридцатью годами позже, после того, как Христос сказал эти слова, Павел подтвердил, что Евангелие станет известным всему миру (Кол. 1:23; ср. Рим. 1:8; 10:18; Кол. 1:5, 6; 8СЦ 26), утверждая буквальное исполнение этого пророчества в его дни (см. ЖВ 633). Однако утверждение Павла было истинным только в ограниченном смысле этого слова (см. карту «Церковь в заключительном служении Павла», в VI томе). Полное исполнение этого пророчества нашего Господа все еще находится в процессе исполнения (см. ДА 111).

Блестящие успехи проповеди Евангелия по всему миру в течение 19 столетий и в первой половине 20 столетия вселяют в каждого искреннего верующего радость и надежду, что окончательное исполнение обетования из гл. 24:14 будет вскоре осуществлено. Современные христианские миссии, согласно общему признанию продолжают великую работу Вильяма Корея, начатую в 1793 г. Прошло уже более полтора столетия с момента [499] его исторической деятельности, а Индия сегодня является свидетельницей величайших побед христианской веры со дней апостолов.

Рука об руку наряду с иностранными миссиями идет работа по переводу и распространению Библии. В то время как в первые 18 столетий христианской эры Библия была переведена на 71 язык, — то в 19 столетии, — это число увеличилось до 567, а в середине 20 столетия возросло сверх 1000. Сегодня по всему лицу земли остались только отдельные народности, которые не имеют всех книг Священного Писания на своем родном языке.

конец: — См. на 3, 6, 13 ст.

15. мерзость запустения: — См. на Дан. 9:27; 11:31; 12:11. В переводе LXX эти стихи в Даниила содержат подобные или идентичные Греческие слова (ср. 1Макк. 1:54). Среди Иудеев всякий идол или же другой языческий символ определялся термином «мерзость» 3Цар. 11:5, 7; 4Цар. 23:13; и т. д. , или же кое-что омерзительное с религиозной точки зрения (Исх. 8:26; ср. Быт. 43:32; 46:34; и т. д. ). В книге Луки мы читаем параллельное место: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его» Лук. 21:20. Предсказываемое событие, очевидно относится к разрушению Иерусалима Римлянами в 70 г. по Р. Хр. когда, в то время, символы Римской власти были установлены на всей территории храма. Когда было подавлено восстание Иудеев под предводительством Вар Кохби в 135 г. по Р. Хр. , Римляне на месте храма, воздвигли храм Юпитеру, и Иудеи были отрезаны от города, а Иерусалим был обречен на страдание и смерть.

пророка Даниила: — Эта ссылка о Данииле говорит о том, что Даниил был исторической личностью, что он был пророком и написал книгу Даниила, чему и Христос верил и указывал на время пришествия Мессии. Раввины в позднее время, то есть, в поздние столетия подвергли проклятию тех, кто пытался вычислить время пришествия Мессии (ВБ 378; Талмуд Sankedrin 976, издания Сончино, 659 стр. ).

святом месте: — Т. е. , освященные территориальные границы храма, включая и внутренние дворы, из которых язычники были исключены под угрозой смерти (см. Деян. 6:13; 21:28).

читающий да разумеет: — Те, кто утверждают, что Даниил, якобы «запечатал книгу» и поэтому она не может быть понятной и доступной, должны были обратить внимание на эти слова Христа. По мере того, как предсказанные события приближались, было крайне необходимо, чтобы народ Божий знал, о чем говорит пророк. Эти события были меньше чем на 40 лет отдалены, в пределах жизни тех, кто жил в то время. Точно также, как события связанные с концом мира (см. на 3 ст. ) приближаются, верующие должны быть очень внимательными к тому, чтобы им ясен был этот вопрос, написанный для их предостережения (см. Ам. 3:7; Рим. 15:4; Шор. 10:11).

16. бегут в горы: — Еврейский народ на протяжении всех столетий подвергался гонению и даже уничтожению со стороны чужеземных захватчиков (см. Суд. 6:2; 1Цар. 13:6; Евр. 11:38). Как свидетельствует Иосиф Флавий (Иудейская Война vi. 9. 3 [420]), во время осады Иерусалима погибло около миллиона евреев и более 97000 взято в плен. Однако, в момент, когда вдруг неожиданно Римляне сняли осаду с Иерусалима, все христиане бежали, и как говорит история, никто из них не погиб. Местом их убежища была Пелла, город в предгорьях к востоку от реки Иордана, приблизительно 17 миль (около 27 км. ) к югу от Галилейского озера.

Согласно Иосифа Флавия, Тит, командующий Римской армии, признавал, что ни его армии, ни его орудия для осады не могли быть успешными в разрушении стен Иерусалима, если бы сам Бог того не пожелал. Упорная защита города так сильно привела в ярость Римских солдат, что, когда они наконец прорвались в город, их жажда мести не знала никаких границ.

17. И кто на кровле: — Дома в то время строили с плоскими крышами, которые использовали для сушки фруктов. Такие крыши были удобны для отдыха бесед и молитв (см. Деян. 10:9). В Писании мы видим различное использование таких крыш (см. Ис. Нав. 2:6; 1Цар. 9:25, 26; 1Цар. 23:12). Некоторые понимают выражение «кто на кровле» как относящееся в первую очередь к жителям города.

тот да не сходит: — Вся сущность проблемы заключается во времени. Малейшее промедление влекло бы за собой большую опасность. И как показали дальнейшие события, Римская армия вскоре вернулась обратно (см. на [500] 16 ст. ), это была единственная возможность для христиан, чтобы убежать из осажденного города. См. 74, 75 стр.

18. И кто на поле: — Возможно, что это место относится к тем, кто жил в селении за городом. «Поле» — это обыкновенный Библейский термин в значении «селение», в отличие от города или столицы (Втор. 28:16; ср. Быт. 37:15; Исх. 9:25; и т. д. ).

19. Горе: — Лишение и холод были тяжелы для женщин с маленькими детьми.

20. Молитесь: — Христиане, живущие в Иерусалиме и Иудее, не могли определить время для отступления Римской армии, но они могли молиться Господу, чтобы Он уменьшил меру страданий, которые они могли встретить на пути бегства в горы.

зимою: — Во время холодных проливных дождей путешествие было особенно затруднительным, потому что было очень трудно перейти реку Иордан в брод.

субботу: — И спустя сорок лет после воскресения Христа, день субботний оставался тем же святым днем, как и тогда, когда Иисус сказал эти слова на склонах Елеонской горы. Он не сообщил ни о какой замене в святости этого дня, как многие христиане сегодня утверждают, что это имело место после того, когда Он вышел из могилы. Волнение, суета, страх и путешествие связанное с побегом из Иерусалима было бы не соответствующим субботнему дню. Христиане должны были молиться; чтобы они имели возможность сохранить святую субботу в покое, как Господь освятил этот день при сотворении. Христос не отменял субботнего дня, когда Он был пригвожден ко кресту. Суббота не утратила своей первоначальной святости, которой придал ей Бог (см. на Быт. 2:1-3).

21. Ибо тогда: — Т. е. , после разрушения Иерусалима и падения Иудейской нации. Между кончиной мира и Еврейским народом должны будут произойти «длинные века мрака, столетия для Его церкви, отмеченные кровью, слезами и агонией» (ЖВ 630, 631). Начиная с 21 ст. , предсказанные события особенным образом относятся к концу мира (см. ЖВ 630, 631).

великая скорбь: — Первое преследование церкви было со стороны Иудейских руководителей Деян. 4:1-3; 7:59, 60; 8:1-4; и т. д. Немного позже язычники также начали преследовать христиан Деян. 16:19-24; 19:29; Шор. 15:32, и около трех столетий церковь переносила гонения от рук языческого Рима. В 538 г. по Р. Хр. начался длинный период 1260 лет папского преследования и владычества (см. Дополнительно Примечание к Дан. 7гл. ).

22. И если бы не сократились: — Если бы Господь не вмешался, то это преследование окончательно уничтожило бы всех «избранных».

спаслась: — Т. е. , от смерти.

плоть: — Обычное Еврейское выражение, определяющее «человеческие существа».

23. Тогда: — После «великой скорби» в 21, 22 ст. Предупреждение 23-28 ст. особенным образом относится к последним дням истории земли и было «дано, как знамение Второго пришествия» (ЖВ 631). Подобное предостережение было уже дано в 4, 5 ст. , но там, в первую очередь оно являлось «знамением разрушения Иерусалима» (ЖВ 631) и исполнилось перед разрушением города в 70 г. по Р. Хр. Но то же самое предостережение повторно дано в 23-28 ст. для тех, «кто будет жить в самое последнее время», ибо «теперь самым определенным образом наш Господь говорит относительно Своего Второго пришествия, и Он предупреждает относительно опасностей, которые будут предшествовать Его пришествию в этот мир» (ЖВ 628, 631).

вам: — Иисус обращается к ученикам по вопросу всех этих событий, касающихся последнего времени, как к представителям верующих, живущих в конце времени.

Христос»: — Греческий эквивалент Eep. Mashiach, «Мессия» (см. на гл. 1:1).

не верьте: — См. на 4, 5 ст.

24. лжехристы: — См. на 5 ст.

лжепророки: — См. на 11 ст. , где упоминается о лжепророках еще до падения Иерусалима. В этом контексте стиха, лжепророк является представителем ложной миссии. Для более детального разъяснения таких пророков (см. на гл. 7:15-23).

великие знамения: — См. 208 стр. ; см. на Лук. 2:12. Лжепророки совершают великие «знамения» как доказательства своей власти, чтобы они были отмечены людьми как «чудеса» (см. 208 стр. ; см. на Матф. 12:38, 39). Относительно основных «знамений», которые будут делать лжепророки в последние дни (см. Откр. 13:13, 14; 16:13, 14; 19:20). Однако эти ложные чудеса испытывают недостаток силы Божьей. Два слова «знамения» и «чудеса» упоминаются очень часто вместе в НЗ Ин. [501] 4:48; Деян. 2:22; 4:30; 2Кор. 12:12; Евр. 2:4; и т. д.

если возможно: — Эти чудеса будут обладать «почти», но не вполне преодолевающей силой, чтобы убедить «избранных». Эти верные дети Божий повиновались совету Верного Свидетеля, данного Лаодикии, чтобы они «помазали» свои глаза «глазною мазью» (см. на Откр. 3:18), и поэтому они будут способны различить между истинными и ложными знамениями. Это выражение на Греческом языке имеет значение, что для сатаны является невозможным обмануть тех, кто любит Своего Господа и со всей искренностью служит Ему. Относительно дискуссии «искусства сатаны» (см. ВБ 561, 623, 624). Истинная любовь проявленная в усердии к истине и повиновение всем наставлениям, которые Бог давал в течении этих последних дней — будет единственной защитой против обмана врага, духов обольстителей и учений бесовских (см. 6СЦ 401; 8СЦ 298; СП 475; см. на 2Фес. 2:9-12).

избранных: — Греч, ekiektos, «отделенный» или «отобранный».

25. наперед сказал вам: — Предостережение против обмана и заблуждений последних дней было дано для того, чтобы христиане могли иметь разумное, правильное понимание о тех опасностях, которые встретятся перед ними, чтобы они стояли на страже и могли узнать лжехристов, и чтобы не оказаться обманутыми (см. Ин. 13:19; 14:29; 16:4). Это является фактом, что все эти признаки были ясно сформированы вдохновением, и составляют лучшее из всего что может быть предложено, поэтому, «избранным» дано особенно тщательно и внимательно изучать все те истины, которые Бог открыл в Своем слове относительно обмана последних дней.

26. пустыне»: — Возможно, что это слово образным выражением изображает разбросанные, отдельные населенные пункты в противоположность «потаенным комнатам» города (см. ЖВ 631; см. на 18 ст. ).

не выходите: — Т. е. , даже не проявляйте любопытства, чтобы услышать, что они говорят; даже своим присутствием не подчеркните вашего интереса. «Выйти» — это означает стать на запрещенную территорию и таким образом подвергнуть себя опасности впасть в заблуждение.

потаенных комнатах»: — Или, «внутренние комнаты». Сравните Ин. 7:27. Христиане не имеют нужды пускаться в длинные путешествия, чтобы найти Христа — в пустыне или же в других местах, — ибо в этом событии нет никакой таинственности, которая побуждала бы входить в «потаенные комнаты» и проверять слухи, есть ли там Христос. На основании определенных наставлений, которые дал Иисус, верующие будут знать, что все такие слухи были ложью.

27. как молния: — Нет никакой тайны или таинственности относительно возращения Христа. Никто не сообщит другому это как новость, будто Он возвратился на землю, поскольку все будут видеть Его Откр. 1:7. Слова Христа не оставляют никакого места для тайного вознесения, для мистического пришествия, или для любой другой ложной теории, изобретенной набожными и чрезмерно фанатичными «пророками». Люди «увидят» Иисуса «грядущего на облаках небесных» (Матф. 24:30; ср. гл. 16:27; 26:64; Марк 8:38; 14:62; Деян. 1:11; Откр. 1:7). Никакой ошибки не произойдет в этом событии. Когда Иисус придет, все люди увидят это и не будет никакой надобности говорить об этом друг другу.

от востока: — Христос приближается к этой земле, Он появляется от «востока» (ВБ 640).

Сына Человеческого: — См. на Матф. 1:1; Марк. 2:10.

28. труп: — Загадочное выражение 28 ст. было, скорее всего, общеизвестной пословицей. Наблюдая за стаей хищных птиц (вероятно не «орлы»; см. на Лук. 17:37) кружащих в воздухе, или собравшихся на земле, говорит о том, что где-то в близи находится мертвая добыча. В поисках пищи птицы собираются только тогда стаями, когда для этого есть действительная причина. Применение этой притчи, согласно мнению различных комментаторов, говорит о том, что совершающиеся знамения являются доказательством того, что надвигается нечто определенное, решительное, неизбежное, неопровержимое. Другие видят в этом выражении, помещенном в Матф. 24 гл. просто предупреждение христиан не ходить смотреть лжехристов или слушать лжепророков 25, 26 спи Верующие должны поверить в то, что пришел Христос, только тогда, когда они увидят Его, грядущего на облаках небесных (см. на 27 спи). Сравните Иов. 39:30; Пр. 30:17.

29. И вдруг, после: — Или, «в те дни, после скорби» Марк 13:24. Матфей и Марк этими словами ссылаются на 1260 дней (лет) папского преследования, которые окончились в 1798 г. (см. на Матф. 24:21). В [502] конце этого периода солнце померкло. Знамение 29 ст. поэтому, тесно связаны, в смысле времени, со «скорбью дней тех». См. ВБ 306; см. на Дан. 7:25.

скорби: — См. на 21 ст.

солнце: — Затмение солнца, о котором здесь идет речь, произошло 19 мая 1780 г. , и этот день вошел в историю, как «великий день мрака». Это было одно из первых исполнившихся небесных знамений, предсказывающих пришествие нашего Господа.

луна: — Ночью 19 мая 1780 г. луна скрыла свой свет, хотя солнце и светило в тот день.

звезды: — Это знамение исполнилось 13 ноября 1833 г. , в том, что это был, несомненно, самый величайший метеоритный дождь в истории земли. Эти два феномена 1780 и 1833 гг. , точно предсказанные Иисусом исполнились потому что произошли в точно указанное время (см. выше). Эти события сами по себе не были обычными, но удивительным образом встретили свое исполнение. См. «Темный день» и «Падение звезд» в Книге Первоисточнике (9 том, из комментария этой серии).

силы небесные: — Т. е. , солнце, луна и звезды. Колебание «небесных сил» не относится к феномену описанному в первой части стиха, но к будущему, когда небесные тела сдвинутся с мест, потрясенные голосом Божиим. Это произойдет тогда, когда Его голос потрясет «эту землю также» (РП 41), при наступлении седьмой язвы (см. Откр. 16:17-20; ВБ 636, 637; РП 34, 285; ср. Ис. 34:4; Откр. 6:14).

30. знамение: — Греч, semeion, «знак», «символ», «печать», «признак» (см. 208 стр. ; см на Лук. 2:12). Отличительный «признак» возвращения Христа, предохраняющий от обмана лжехристов — облако славы, окружающее Христа при Его пришествии на эту землю (см. РП15, 35; ВБ 640).

Сына Человеческого: — См. на Матф. 1:1; Марк. 2:10; см. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.

племена: — Различные нации и народности на земле (ср. Откр. 14:6; 17:15; и т. д. ). Причина такого состояния изложена в Откр. 6:15-17 (ср. Ис. 2:19-21; Ос. 10:8; Лук. 23:30).

Сына Человеческого: — См. на Дан. 7:13. Это выражение найдено в Иудейской апокалиптической литературе. В книге Еноха 62:5, например, говорится о времени, «когда все увидят Сына человеческого, сидящего на престоле славы» (ср. Матф. 16:27; 25:31).

на облаках небесных: — Сравните Деян. 1:9-11; 1Фес. 4:16, 17; Откр. 1:7.

силою и славою великою: — Сравните гл. 16:27; 25:31; см. на гл. 24:27.

31. И пошлет Ангелов Своих: — Вполне логично предположить, что это те ангелы, которые служили нуждам тех, кто стали «наследниками спасения» Евр. 1:14, они должны принять участие в то славное утро. Теперь первое что увидят дети Божий, так это тех святых существ, которые охраняли их и руководили ими в течении их земного странствования.

трубою: — Когда Иисус придет, «труба Божия» вызовет из могил всех, кто покоился там во Христе (1Фес. 4:16; ср. 1Кор. 15:52).

избранных Его: — См. на 24 ст. Это те, кого Бог избрал составить Его Царство, потому, что они Его избранные дети. «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, когда Я соберу драгоценные камни Мои» Мал. 3:17 (иностранный перевод). Те, кто покоились во Христе, встанут и присоединятся к живым, и вместе встретят Господа на воздухе (1Фес. 4:16, 17; ср. Ин. 11:24-26).

четырех ветров: — Т. е. , со всех концов (ср. Дан. 7:2; 8:8; 11:4; Откр.

7:1). В одной из восемнадцати молитв используемой при служении в синагоге (см. на Матф. 6:9) найдено прошение: «Звучи величественный рог нашей свободы; подними знамя, собери наших изгнанников и приведи нас от четырех углов земли».

от края небес: — Упомянутое здесь слово «небес» не является местом обитания Бога и ангелов; но представляет из себя атмосферу, обволакивающую землю (см. на Быт. 1:8). Это выражение вмещает в себя и всю землю в том смысле, что земля находится «под» атмосферными небесами. Относительно подобных выражений (см. Втор. 4:19, 32; 30:4; Неем. 1:9; Иер. 49:36; Кол. 1:23; и т. д. ).

32. От: — В переводе KJV «в притче». См. 203, 204 стр. Эта краткая «притча» основана на иллюстрации из природы. Это была конкретная деталь для жителей Палестины, где эти деревья обычно произрастали повсеместно.

смоковницы: — Когда это дерево распускает почки, это уже является верным признаком наступления теплой погоды. [503] Сравните притчу о бесплодной смоковнице (см. на Лук. 13:6-9) и проклятии бесплодной смоковницы Марк 11:12-14, 20-26.

33. когда вы увидите: — Делается ударение на личном удовлетворении в действительности сбывающихся событий и в понимании их важности. Христиане должны различать разницу между «великими знамениями и чудесами» лжепророков (см. на 24 ст. ), и истинными знамениями, о которых говорил Христос. Они должны будут различать, что относится к «началу болезней» 8 ст. , и одновременно, что является «еще концом» 6 ст. и теми знамениями, которые указали бы, что Его возвращение «близко, при дверях» 33 ст.

все сие: — Это выражение не содержит в себе «знамение» Сына Человеческого 30 ст. , потому что, когда Христос придет зримо с облаками, то это уже не будет «при дверях». Выражение «все сие» относится к знамениям 29 ст. , в частности также включает другие знамения и события, которые Иисус упоминал в других местах, которые имеют отношение к концу мира. Эти события упомянуты самим Христом, которые произойдут перед концом земли. Для полного списка этих событий (см. Марк 13 гл. и Лук. 21 гл. ).

что близко: — По-гречески может также быть переведено «Он близко». «Что» относится к пришествию Иисуса. В любом случае означающем тот же самый. Предпочтительнее читать «Он» в (ЖВ 632).

при дверях: — Т. е. , следующим Его шагом будет движение через дверь.

34. Истинно: — См. на гл. 5:18.

род сей: — В целом комментаторы сделали вывод, что это выражение «род сей» гл. 23:36, относится к апостольскому времени (см. на гл. 23:36). Иисус неоднократно употреблял это выражение о «роде сем» в этом смысле (см. гл. 11:16; ср. гл. 12:39, 41, 42, 45; 16:4; 17:17; и т. д. ; см. на гл. 11:16). Разрушение Иерусалима, которое произошло в 70 г. по Р. Хр. буквально исполнилось в жизни тех, кто слышал эти слова.

Но тем не менее «род сей» в 34 ст. относится к контексту всех стихов 27-51 ст. , где идет речь включительно о Втором пришествии Христа в конце истории мира (см. ЖВ 633). Знамения, которые упоминаются в этих стихах и в Луки -«знамения» на небесах и «на земле» Лук. 21:25 — эти знамения будут иметь свое место и произойдут в ближайшее время, к пришествию Христа, что Иисус сказал, что этот «род», который будет видеть последние знамения сбывающимися «не прейдет род сей [пришествие Христа и конец мира], как все сие будет».

Христос не имел намерения сообщить своим последователям точную дату Своего возвращения. Предсказанные события будут свидетельствовать о Его близком пришествии, но Он подчеркивает при этом, что «дня и часа» этого события «никто не знает» Матф. 24:36. Использовать же выражение «род сей», как основание для исчисления Его пришествия, будет в одинаковой мере нарушением буквы и Духа Его наставления (см. на 36, 42 ст. ).

35. Небо и земля: — Обычное библейское выражение, обозначающее атмосферное небо и землю (см. на Быт. 1:8; ср. 2Пет. 3:5, 7, 10, 12, 13; и т. д. ).

прейдут: — Это не говорит о том, что земля, как планета перестанет существовать, а скорее что атмосферные небеса и поверхность земли подвергнется полному преобразованию. Относительно описания процесса этих преобразований (см. Ис. 34:4; 2Пет. 3:7-13).

слова Мои: — См. на гл. 5:18. Политика даже самых величайших людей на земле изменяется, но принципы Божий непоколебимы, ибо Бог не изменяется Мал. 3:6. В данном случае Иисус особенным образом подчеркивает достоверность того, что Он открыл относительно будущего, главное — о Своем пришествии и конце мира (см. на Матф. 24:3).

36. О дне же том и часе: — Т. е. , о Его пришествии и о конце мира (см. на 3 ст. ). Те, кто искушены заняться вычислением лет, которые остались до пришествия Христа, пусть лучше поразмышляют над советом, данным в этом стихе, и также в Деян. 1:7. Это обязанность и честь каждого христианина, чтобы оставаться бдительным и наблюдать за знамением Его пришествия, и знать когда Его пришествие приблизится (см. на 53 ст. ).

ни Ангелы: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) склонно к добавлению слов «ни Сын». В Марк 13:32 текстовое свидетельство единодушно подтверждает такое чтение. Комментаторы в этом вопросе приходят к единому выводу, что Христос, как человек земли добровольно ограничил Свое знание [504] и силу, уподобляясь в этом отношении людям, чтобы Его личный пример современной жизни был примером того, как мы должны жить, чтобы Его служение было уроком для нас в том, что подобно Ему мы всегда будем нуждаться в Божественном руководстве и помощи (см. на Лук. 2:52).

только Отец Мой: — См. на Деян. 1:7.

37. дни Ноя: — Не взирая на предостережение Ноя и свидетельства ковчега, люди вели обычный образ жизни и развлекались, относясь совершенно безучастно к предостережениям о надвигающейся беде. Подобное безразличие и равнодушие будет перед Его Вторым пришествием, — это слова Самого Спасителя. Все чувства и дела современных людей большей частью будут подобны делам допотопного мира, которые были главным образом направлены на зло (см. ЖВ 633). Относительно описания состояния мира перед потопом (см. Быт. 6:5-13; ср. 2Пет. 2:5, 6).

38. женились: — См. на 37 ст. Священное Писание очень определенно говорит о процветании беззакония во дни Ноя (см. Быт. 6:5, 11-13). Подобное состояние будет в последние дни 2Тим. 3:1-5. Однако здесь, в Матф. 24 гл. наш Господь подчеркивает особенным образом тот факт, что потоп постиг жителей того времени в обстановке мирно текущей обыденной жизни и явился для них полной неожиданностью (см. 36-43 ст. ). Подобное состояние будет и перед Вторым пришествием Христа (см. ВБ 338, 339, 491).

39. И не думали: — Т. е. , буквально, «не хотели знать», или «и пребывали в неведении». В течение 120 лет Ной предупреждал жителей о том, что будет потоп, но они сами добровольно избрали для себя такой путь не верить этому. Они сами заключили себя в мрак неверия (см. на Ос. 4:6).

и не истребил всех: — См. Быт. 7:11, 12, 17-22.

40. на поле: — Т. е. , за городом, в сельской местности. Иллюстрация показывающая людей, ушедших за город на полевые работы (см. на 18 ст. ).

один берется: — Греч, paralambano, означая буквально, «берет к себе». paralambano употребляется в гл. 17:1, где Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и с ними взошел на гору и там преобразился. В Кол. 4:17 оно применяется к христианским служителям, получившим евангельское служение. В Ин. 14:3 paralambano применялось Иисусом в исполнении обещания: «возьму вас к Себе» — ожидающих учеников. В сравнении, «взять», «брать» в Матф. 24:39 от airo, «уносить», «уничтожить», «захватить». «Один» из 40 ст. подразумевает тех, кто берется ангелами, то есть, они «собирают» «избранных» (см. на 31 ст.).

Учение, известное как «тайное восхищение», согласно которому святые будут тайно восхищены с этой земли, предшествующее видимому возвращению Христа, — в целом не библейское. Защитники этой точки зрения прибегают к утверждению Христа в 39-41 ст. , как доказательство этому. Но эти стихи не учат так. «Пришествие» из гл. 24 всегда, без исключения, — буквальное, видимое явление Христа (см. 3, 27, 30, 39, 42, 44, 46, 48, 50 ст. ). Во время этого пришествия «все племена земные увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных» 30 ст. В сущности, «тайное восхищение» — это атрибуты, присущие лжехристам.

Что Иисус подразумевал под словом «берется» и «оставляется» ясно из контекста. Те, кто «оставлены» — это злые рабы, которые и разделят одну участь с остальными лицемерами 48-51 ст.

оставляется: — Греч, aphiemi, «отсылать», «отклонять». В Греческом языке устраняется идея, что это праведники, которые «оставлены». Праведники, буквально, «взяты», и нечестивые «оставлены».

41. жерновах: — Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. ) раздвоено, между mulos, «жерновом», и mulon, «мельницей». Вероятно, здесь имеется ввиду маленький ручной жернов, который могут вращать две женщины. У этого жернова была ручка, на краю верхнего камня, которая при вращении перехватывалась каждой из женщин, сидевших по обе стороны камня.

42. бодрствуйте: — Предостережение быть «бдительным» и «наблюдать» за собой, возвращает к теме главы. Чтобы проиллюстрировать значение «бодрствования», Иисус сказал по этому поводу шесть притч: о привратнике Марк 13:34-37, и та же мысль сжата здесь в одном стихе Матф. 24:42, о хозяине дома 43, 44 ст. , о верных и неверных слугах 45-51 ст. , о десяти девах гл. 25:1-13, о талантах 14-30 ст. , и об овцах и козлах 31-46. [505]Христиане не должны ожидать Господа, проводя время в праздном ожидании Они должны строго следить за собой, очистить свои души, вполне быть послуш ными истине, трудиться для блага своих ближних. Они имеют преимущество «не только ожидать, но и ускорить наступление дня Господня» (ЖВ 633).

в который час: — См. на 36 спи Текстовое свидетельство (ср. 146 стр. )

склонно к чтению «день» вместо «час».

43. хозяин: — Греч. oikodespotes (см. на гл. 21:33).

в какую стражу: — Римляне разделяли ночь на четыре «стражи», такая система счета была принята также и Иудеями. См. 50 стр. ; см. на гл. 14:25.

вор: — Павел в 1Фес. 5:2 и Иоанн в Откр. 3:3 также используют иллюстрацию вора в связи со Вторым пришествием Иисуса.

44- и вы будьте готовы: — Это выражение является третьим аккордом в великом трио предостережений для последнего времени — «берегитесь» 4 ст. , «бодрствуйте» 42 ст. , «будьте готовы» 44 ст. «Кризис придет самым вкрадчивым и незаметным путем» (ЖВ 636) и мы можем быть погружены в житейские дела. Тот, кто искренне ожидает пришествия Христа и бодрствует даже в повседневной работе, будет готов в любое время явиться пред Своим Господом.

не думаете: — Безрассудно пытаться определить день и час пришествия Христа (см. на 36 ст. ). Если бы это было необходимо или желательно для христиан знать время, то Господь открыл бы им это. Но достаточно того, что каждый верующий может знать приближение этого события. Зная о его близости, он должен бодрствовать и быть готовым к нему.

45. благоразумный раб: — Одной из шести картинных изображений важности — быть готовым.

поставил над слугами: — Эта притча особенным образом относится к религиозным и духовным руководителям «своим по вере» (Гал. 6:10; ср. Ефес. 2:19), чей долг обязывает их быть внимательными к нуждам своих членов и своим личным примером и учением свидетельствовать о том, что они верят в близость пришествия Христа.

пищу во время: — Или, «пищу в свое время» (RSV). Это — обязанность пастыря «питать Божие стадо» 1Пет. 5:2 и давать ему пример 3 ст. в бдительности и готовности. Бог потребует отчет за Свое стадо, и каждый пастырь самым верным образом обязан нести эту обязанность, вверенную ему (см. Иез. 34:2-10).

46. Блажен: — Или, «счастлив» (см. на гл. 5:3).

47. Истинно: — См. на гл. 5:18.

над всем имением своим: — Т. е. , на него будет возложена еще большая ответственность (см. на гл. 25:21). Сравните с опытом Иосифа в доме Потифара (см. Быт. 39:3-6).

48. скажет в сердце своем: — «Злой раб» может и не позволить себе открыто говорить о задержке своего господина, но его образ жизни выдает его. Его жизнь будет свидетельствовать, что он не верит в то, что его господин скоро придет.

«не скоро придет: — Такой человек не принадлежит к числу насмешников, которые отрицают действительность пришествия Христа 2Пет. 3:4. Он претендует на то, что он верит всему написанному в Писании, ибо он взял на себя ответственность давать «своим по вере» духовную пищу, которая помогла бы им приготовиться к пришествию Господа (см. на Матф. 24:45). Но в его словах нет убеждения и искренности. Он не серьезен. Его жизнь и деятельность говорят о том, что он действительно не верит в то, что его Господь скоро вернется. Во время кризиса он не устоит «между мертвыми и живыми» Чис. 16:48. Он не служит «во время и не во время»; и при этом он «не обличает, не запрещает и не увещевает» 2Тим. 4:2, но он приспосабливает свои проповеди «льстивым ушам (иностранный перевод) своей паствы» 2Тим. 4:3. Он забывает о том, что «весть о скором Втором пришествии Христа призвана предостеречь людей от их поглощенности мирской суетой» (НУХ288).

49. бить товарищей своих: — Сравните горькие слова Иезекииля обращенные к пастырям, которые кормили только себя, и жестоко обращались со своими овцами и разгоняли стадо Иез. 34:2-10.

50. не ожидает: — См. на 44 ст.

51. И рассечет его: — Мучительный и позорный вид казни, когда тело осужденного разрубалось мечем на части, вместо обезглавливания.

с лицемерами: — См. на гл. 6:2. Тот, кто имеет часть с лицемерами, потому что он жил, и поступал вместе с лицемерами.

скрежет зубов: — См. на гл. 8:12. [506]

Комментарий Е. Г. Уайт к 24 главе Евангелия от Матфея.

1, 2 ЖВ 627.

1-51 ЖВ 627-636.

2, 3 ВБ25.

3 ВБ371.

3-8 ЖВ 628.

6 Ев. 241.

6, 7 Вое. 179; ПЦ 536; 6СЦ 14.

6-8 НПХ120; 5СЦ753.

7 МЖС342; 1СЦ268. 9 ВБ 39.

9, 10 ЖВ 629.

11 ЖВ631; Ев. 363.

12 ДА 473; ВД 439; ПЦ 187; СП 77, 334; 2СЦ 121, 346, 348; 4СЦ 13, 393, 536; 5СЦ 10, 136, 538, 741; 6СЦ406.

12-14 ЖВ 633.

13 2СЦ 102.

14 ДАШ; Вое. 264; ОХВ 335; НПХ 43, 108; ПЦ 224; 8СЦ 29; 9СЦ 96.

15 ЖВ234; ВБ341. 15-18 ВБ26.

20 ЖВ 630.

21, 22 ЖВ631; ВБ 39, 267; 1СЦ204.

23 СП 33; 5СЦ698; 9СЦ47. 23-27 ЖВ631.

24 СА 98; Ев. 249, 364; РП 25, 60; ОХВ 472; ВБ xi; MC 15, 87; СП 411; 4СЦ 173, 185, 595; 5СЦ 80, 450; 8СЦ293; 9СЦ63.

24-27 ВБ 625.

26 ВБ 525.

27 ВБ 322. 28-31 ЖВ631.

29 РП41; ВБЗЗЗ.

29-31 ВБ 37. 30 РП 15, 35; ОХВ 137; ОЖУ 272, 323; ПЦ 720; 1СЦ 60; 4СЦ 306;8СЦ37.

30, 31 ВБ322; МЖС 345; 8СЦ 75.

31 ДА 589; ВБ 566; ВБ 645; СП 232; 6СЦ404.

32 ВБ 360. 32, 33 7СЦ 83. 32-36 ЖВ 632.

33 ВБ37, 334, 371; 9СЦ20.

35 ВБ26; НПХ148.

36 Ев. 221; РП 15, 34, 233, 239; ОХВ 335; ВБ 370, 640; ОЖУ 65, 89, 102; ИС360; 4СЦ307.

37 Воз. 25; 5СЦ 99; 8СЦ 50.

37. 38 ЖВ 122; ОХВ 317, 421; МС 142; ПЦ275; 5СЦ 134.

37-39 СЗ 23; НУХ 228; СУ 135; Ев. 26; ЖВ 633; ПП 89; ЗСЦ 163.

38 ХД121; РУУ414; ЖВ 636; ОХВ 355; ВМ456; 5СЦ 10.

38. 39 ВБ 309, 491; ПП 101; Воз. 100, 227; СП 132; ЗСЦ 207; 4СЦ 309; 5СЦ361.

39 ВБ 338; 9СЦ 14.

42 Ев. 221; ВБ371. 42-51 8СЦ75; 9СЦ269.

43 ВБ491; СП 233.

44 НУХ 319; ОХВ 137, 336; МЖС 343; ПЦ 278; 1СЦ 128; 5СЦ 12, 14; 8СЦ252; 9СЦ48.

45 СП 236; 2СЦ341; ЗСЦ 228; 4СЦ 397; 6СЦ 129; 7СЦ 19, 154, 158; 9СЦ 151.

46 ВБ371; СП 167.

48 ЖВ 635; РП 22, 58; ВБ 371; ОЖУ 45, 89; СП 77; 1СЦ 72; ЗСЦ 255; 4СЦ306; 5СЦ 9, 15, 101, 188, 277; 8СЦ252.

48-50 ЖВ 635.

48-51 СП 237; 1СЦ57.

49 5СЦ102, 212. 50, 51 ЖВ 635.