9. Божественное желание: ревнивая любовь Бога

Прошло уже четыре года после их развода, но я (Тремпер) видел по глазам Нэн, что она еще не оправилась от утраты. Я стоял у выхода, прощаясь с людьми после моей проповеди на тему первой главы Книги пророка Наума, которая начинается так: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе». Нэн отвела меня в сторону и прошептала: «Я думаю, что мои чувства были неправильными. Сейчас я поняла, что если бы не сдерживала свою ревность, то, может быть, наша семья бы не распалась».

«Что ты имеешь в виду, Нэн?» — спросил я ее.

«Меня с детства учили, что ревность — совершенно неправильное чувство. Мелочно и эгоистично быть подозрительной. Поэтому, когда я чувствовала ревность по отношению к Майку, проводившему с Джессикой все больше и больше времени, я подавляла ее. Я отталкивала ее от себя, так как считала отвратительным вздором».

Нэн развелась с Майком, когда узнала, что он уже два года имеет близкие отношения с ее лучшей подругой Джессикой. Нэн не играла в теннис, а Майк получал от него такое большое удовольствие, что она ничего не заподозрила, когда он спросил ее, не возражает ли она, если он будет играть с Джессикой в смешанной паре в загородном клубе. Но их совместные тренировки вылились в нечто большее, чем предполагалось.

«Теперь я поняла из Библии, что ревность сама по себе неплоха. Она может быть такой, но это не обязательно. Бог ревновал Свой народ, и Он был прав, потому что Его народ причинял себе вред, заигрывая с идолами. Бог защищал его от этого вреда. Я ревновала Майка, но вопреки всякой очевидности отталкивала от себя это чувство. Я боялась борьбы, а ради сохранения наших отношений следовало бороться. Я сожалею, что у меня не хватило любви, чтобы выяснить отношения с Майком, когда я поняла, что происходит».

Мы часто боимся дать волю нашему честолюбию, зависти и ревности, поскольку опасаемся, что в результате не получим ничего, кроме разочарования. Более того, некоторые из нас считают, что мы ничего не достойны, и это часто сопровождается чувством вины. Многие христиане полагают, что должны быть счастливы уже тем, что просто живут и имеют обетование вечной жизни; они якобы не достойны иметь даже то, что уже имеют.

Единственным нашим желанием должен быть Иисус, говорим мы себе. И действительно, Асаф после борьбы с завистью заключает: «И с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс 72:25). Но как бы мы ни старались, сильное желание проникает в нашу жизнь, и мы не знаем, что с ним делать, кроме как высечь самих себя или отвергнуть реальность наших эмоций. Мы успокаиваем себя, говоря: «Не важно, что мы чувствуем, важно, как мы поступаем». Но игнорировать сильные желания означает пройти мимо истины, состоящей в том, что честолюбие, зависть и ревность могут иметь искупительное измерение.

БОЖЕСТВЕННАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕВНОСТЬ

Наш Бог — Бог ревнитель

На первый взгляд, слова в Исходе (34:14) кажутся шокирующими: «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его «ревнитель»; Он — Бог ревнитель». В Ветхом Завете у Бога много имен: Ягве (Господь), Эль Шаддай, Бог отцов, Господь воинств. Все они описывают Его характер. Толкование этих многочисленных имен вызывает сильные споры между учеными. Имя Бога, упомянутое в этом отрывке, однако, совершенно понятно. Моисей таким образом подтверждает, что ревность — это божественное качество.

К кому же ревнует Бог? Почитайте Ветхий Завет, и вы увидите, что Он ревнует к идолам, поклонение которым соблазнило Израиль. Бог хочет защитить Свой народ, когда тот обращается к чужим богам. Он жаждет близости и не потерпит, если кто-то или что-то встанет у Него на пути, в особенности если это что-то — сильное и разрушительное идолопоклонство.

Моисей называет Бога ревнивым, когда представляет израильтянам только что полученные каменные скрижали с высеченными на них Десятью Заповедями. Первые скрижали были разбиты, когда Моисей спустился с горы Синай и увидел, что израильтяне поклоняются золотому тельцу. Бог разгневался и в ревнивой ярости призвал левитов истребить множество вероломных израильтян.

Библия не смягчает выражений. Если Бог застанет Свою жену, Израиль, в постели с другим богом, Он убьет обоих. Эта мысль звучит громко и ясно во всей шестнадцатой главе Книги пророка Иезекииля, одной из самых сексуально окрашенных в Библии. В яркой сексуальной символике Бог подробно излагает историю Своих взаимоотношений с Израилем. Мать и отец Израиля (географические) — оставили свою дочь сразу после ее рождения, выбросив ребенка на улицу, как мусор. Подобная практика в древности была как бы эквивалентом современного аборта: вместо того, чтобы убивать ребенка в утробе матери, родители ждали его появления на свет, а затем оставляли под открытым небом.

Бог увидел брошенного в поле ребенка и взял его к себе, заботился о нем, кормил его. Ребенок подрос и превратился в красивую девочку. Когда прелестная девочка стала прекрасной женщиной, Бог сказал, что Он «простер воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою» (Иез 16:8). Это язык брачного союза и объяснения в любви. По сути, Бог взял Израиль в жены. Затем Бог сделал Израиль еще прекраснее, так что о ней стало известно всему миру. Но Израиль бесстыдно выставляла свое тело напоказ перед другими богами и даже раздавала подарки, полученные от Бога, своим идолам-любовникам.

Неудивительно, что Бог ревнует Свою жену — Израиль. Он обнажит ее перед всеми ее любовниками и затем отомстит ей, позволив любовникам уничтожить ее. Это результат Божией «кровавой ярости и ревности» (Иез 16:38). Здесь использованы сильные выражения, которые можно найти и в других местах (см., например, Иез 23 и Ос 1-3). Главное в том, что Божия ревность оправдана. Мы не должны пытаться выхолостить Божию ревность. Это гневная, полная обиды ревность. Встретившись с ней, народ гибнет. Бог хочет обладать тем, что принадлежит Ему по праву. Ревность в такой же степени неотъемлема от Его Сущности, как любовь, сострадание и милосердие.

Бог защищает то, что принадлежит Ему. Ему принадлежит все и вся, включая нас, потому что Он создал нас и поддерживает нас. Супружеский союз — это зеркало, которое отражает близость Бога и человека. И хотя оно отражает истину, но делает это неточно. Мы защищаем, но мы не обладаем. Один человек не может принадлежать другому. Защита здесь основывается на взаимных супружеских обязательствах. В зависимости от того, что мы хотим защитить, и средств, которые мы используем для этого, ревность может быть праведным чувством. Если кто-то угрожает нашим отношениям с Богом или с супругом, то полное обиды желание защитить эти отношения является не только законным, но и благородным. Бог дает образец ревности для супругов, взаимоотношения которых находятся под угрозой: гневное и благородное желание устранить соперника.[5]

Совсем другое дело — зависть. Библия нигде не потворствует обиженному желанию обладать чем-то или кем-то. В Священном Писании нас предупреждают, что завидовать не следует, что зависть — уродливое человеческое чувство. Действительно, именно зависть побудила иудейские власти предать Иисуса на казнь римлянам. Зависть никогда не бывает оправданной. Как подтверждает Асаф в Псалме 72, мы можем найти совершенный мир и безопасность, ощущение благополучия и уважения только в Боге. Бог открывает Себя ревнителем, но никогда не завистником.

Нас не должно удивлять, что Иисус также отражает это божественное качество. Его снедала ревность по Божией святости. Когда Он видел, что ее попирают, Его реакция была яростной. Когда Он вошел во двор храма и увидел низких дельцов, использующих это святое место для получения прибыли, Он изгнал их бичом. Иоанн понимал, что Иисус проявил ревность, о которой говорит Давид в Псалме 68:9: «Ибо ревность по доме Твоем снедает меня». (См. также Ин 2:17.)

Человеческая ревность

Ревность — божественное качество. Но она также вполне оправданно может быть частью человеческих эмоций. Священное Писание указывает, что в некоторых случаях ревность более чем уместна: это единственная добродетельная реакция на угрозу супружескому союзу.

Нэн пришла к пониманию этой истины. Она чувствовала себя виноватой, когда проявляла ревность к тому, что Майк проводил время с Джессикой. Но это было именно то, чего от нее хотели Майк и Джессика. Играя на ее чувстве вины, они могли выкраивать время для встреч. Нэн позже поняла, что поскольку ревность является божественной реакцией на идолопоклонство, то ее ревность может быть внушенной Богом реакцией на угрозу браку.

Почему ревность уместна только в этих двух случаях и нигде больше? Ответ заключается в том, что отношения между Богом и человеком, так же как и отношения между мужем и женой, — это единственные в своем роде отношения двоих, и только двоих. Ни в каких других взаимоотношениях не существует подобной необходимости исключения других людей.

Ревность: защита исключительных взаимоотношений

Бог не потерпит поклонения Его народа другим богам, поэтому ни муж, ни жена не должны терпеть вмешательства романтических или сексуальных соперников в их семейные взаимоотношения. Также не должны они одобрять и поклонения ложным богам, таким как деньги, карьера, власть и положение в обществе. Все объекты привязанности — будь алкоголь, еда, секс или работа — выражают идолопоклонническое служение ложному богу. Ревность — это индикатор того, что существует любовь к ложному богу более сильная, чем к истинному пути жизни. Супругам следует ревновать к любому человеку или объекту, которые отвлекают на себя страсть к Богу и друг к другу.

Вот почему библейские авторы показывают тесную связь между этими двумя видами взаимоотношений, часто уча нас отношениям с Богом через отношения супругов и наоборот. Эту взаимосвязь мы видим не только в Ветхом Завете, но и в Новом, в особенности в Послании к Ефесянам (5:22-33), где мы узнаем, что мужьям следует любить своих жен так, как Христос возлюбил Церковь.

Следовательно, ревность — это оправданная эмоция, которую нам дал Бог, чтобы оберегать важные семейные взаимоотношения и сохранять целостность семьи. Взаимная любовь, разделяемая супругами, является качественно иной в своей исключительности, чем все другие виды любви. Никакая иная любовь не требует такой взаимной преданности. Любовь к нашим детям тоже сильна, но она не является исключительной любовью только к одному из них. Я (Тремпер) могу — и должен — любить всех трех моих мальчиков, каждого по-своему, поскольку каждый из них уникален. Но нужно быть мудрым отцом, чтобы знать, что любить одного ребенка — значит проводить с ним больше времени, а любить другого — значит предоставлять ему больше самостоятельности. Разумеется, для меня было бы ошибкой любить только одного из трех моих сыновей. И было бы одинаково неправильно со стороны любого из моих детей завидовать любви, которую я проявляю к остальным детям.

В супружеских отношениях действует другая этика. Было бы ошибкой делить наши с женой сексуальные отношения с кем-то еще или позволять ей иметь романтическую близость с кем-то другим. Хотя и необходимо отбросить подозрительность по отношению к супругу, действуя по принципу «любовь всему верит», но игнорирование очевидных проступков разрушает супружеские отношения.

Эта эмоция не основывается на грубом понимании супружества как обладания. Никто никем не обладает. Но брак — это обоюдное решение вести совместную жизнь на таком уровне близости, какой возможен только между двумя, а не тремя или четырьмя или большим количеством людей. Брак должен пробуждать и питать желание исключительности. Никто на всей земле не призван так проникнуть в душу моей жены, как я. Никто, кроме меня, не имеет привилегии быть спутником ее жизни, знающим самые сокровенные уголки ее души. А если я терплю неудачу, то никто другой, кроме нее, не в состоянии понять всей глубины моего раскаяния и утешить.

Это вовсе не предполагает, что все остальные мужчины и женщины не могут играть важной роли в жизни моей супруги. При всей моей любви к ней она свободна вступать в многообразные взаимоотношения со всей глубиной и страстью. Но все отношения с другими людьми будут только углублять желание исключительной физической и личной близости, которое не может быть реализовано нигде, кроме супружеских взаимоотношений.

Ревность — сила, которая ведет нас на защиту этих взаимоотношений. Мы добровольно вступаем в супружеский союз, так же как во взаимоотношения с Богом. Наша верность отношениям с Богом защищает нас от идолов, которые стремятся увести нас от Него и, в конечном счете, уничтожить нас. Между божественной и человеческой ревностью существует различие: и Бог имеет право владеть и защищать, мы же не владеем нашим супругом, но у нас есть привилегия на защиту.

В определенных ситуациях, когда взаимная преданность оказывается под угрозой, ревность является не безобразной подозрительностью, выявляющей слабость, но добродетелью, преследующей благородную цель сохранения исключительных взаимоотношений. В таких ситуациях действовать, опираясь на чувство ревности, означает проявлять мужество перед лицом опасности. Она фактически отражает характер Самого Бога как Того, Который защищает Своих возлюбленных.

ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ РЕВНОСТЬ

В ПРОТИВОВЕС ОСКОРБИТЕЛЬНОЙ

Под яблоней разбудил я тебя; там родила тебя мать твоя,

там родила тебя родительница твоя.

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь;

люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные;

онапламень весьма сильный (Песн 8:5-6).

Ревность — сильное чувство. Песнь Песней приравнивает ее к любви и сравнивает ее силу с силой огня. Огонь может и очищать, и разрушать. Ревность, являющаяся Божиим сигналом к защите брака, может использоваться для того, чтобы сохранить или уничтожить то, что прекрасно. Здесь не помогут никакие магические формулы. Требуются мудрость, сила и нежность, чтобы распознать, когда ревность спасительна, а когда разрушительна.

Чтобы отличить защитительную ревность от разрушительной, мы должны хорошо знать всю историю отношений, так же как и текущие обстоятельства, вызвавшие ревность. Если в близких отношениях имеет место долгая история ревности, то, вероятно, здесь действует глубокое чувство неуверенности в супруге, пропитанное жаждой мести. Этот корень горечи необходимо вырвать, чтобы праведное желание защитить другого не превращалось в ревностное желание обладать этим другим.

Следует также внимательно оценивать текущие обстоятельства. Имеет ли место отчужденность в отношениях? Имеет ли место повторяющийся обман? Существует ли нежелание честно и смиренно воспринять сигналы об идолопоклонническом или потенциально идолопоклонническом поведении? Оборонительная реакция всегда свидетельствует о нарушении взаимоотношений и, следовательно, является указанием на то, что у ревности есть основания. Готовность взаимодействовать, слушать, обсуждать, понимать точку зрения другого человека обычно свидетельствует о том, что ревность неоправданна.

Неправедная ревность столь часто опускается до самозащиты и мелочности, что многие люди полностью очерняют эту эмоцию. Однако библейская ревность никогда не оскорбляет. Она может обличать, но никогда не вредит и не разрушает.

СТРАСТНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ

Каждый человек стремится к исключительности — иметь отношения единственные, особые, непохожие ни на какие другие отношения на земле. Ревность показывает нам сердце, которое не только преданно защищает, но и стремится к исключительности. Кто будет рядом со мной? Кто защитит меня от других? Кто будет страстно стремиться к близости со мной и ни с кем другим?

Большую часть своей жизни мы живем незащищенными, непонятыми и одинокими. Даже в случае самых хороших взаимоотношений их участники все равно жаждут встретить того, кто сможет лучше понять их внутренний мир и разделит с ними их борьбу, чтобы зажечь их своею страстью и слиться с ними в союзе, который никогда не будет разрушен.

Очевидно, что это невозможно. Никто не будет предан нам настолько, чтобы полностью утратить собственный эгоизм, чтобы всегда понимать и защищать нас от всех обид. Все мы уходим от близости и нарушаем верность. Никто не будет так желать меня и восхищаться мной, чтобы не смотреть на других и не желать кого-то другого. И даже если это было бы возможно, смерть прерывает любую самую великую любовь, и опять наше сокровенное желание выставляет нас в незащищенном и глупом виде.

Это трагично, но многие браки либо перенасыщены ревностью, разрушающей доверие и любовь, либо лишены ее, являя брак, как функциональный союз без глубины и страсти. Мы хотим, чтобы нас любили и защищали. Ревность в ее лучшем виде предлагает и то, и другое. Человеческая ревность, пусть и погрязшая во грехе, тем не менее отражает в себе ревнивое сердце Бога. И это видение Его ревнивого сердца усиливает в нас желание быть исключительно любимыми. И мы при этом не ощущаем себя в глупом положении.

БОЖЕСТВЕННО РЕВНИВЫЙ ВЛЮБЛЕННЫЙ

Бог — страстный влюбленный, простирающий Свой покров любви. Он завлекает Свою невесту в пустыню для любви. Иисус открывает нам Себя как Жених, Который примет нас на Небесах на брачном пире.[6] Бог — наш Супруг; а мы — Его возлюбленные. И как Помолвленный с нами, Он ревностно охраняет нас от любого поклонника, могущего соблазнить нас и увести от близости с Ним.

Ничто другое не показывает так отчетливо Божию преданно защищающую, исключительную любовь, как Его обращение к нам по имени. То, что каждому из нас Он дает особое имя, открывает страсть Его сердца. Нежные уменьшительно-ласкательные имена могут приводить нас в смущение, но мы любим их, потому что они говорят о близости и привилегии. Обычно никто, кроме членов нашей семьи, близких друзей и наших любимых, не называет нас особым именем. Если этим именем нас называет кто-то другой, то мы расцениваем это как вторжение, потому что он незаконно присваивает себе право на особую близость, которое не распространяется на посторонних.

Каким именем называет нас Бог? Он намекает на это, но отказывается рассказать нам:

Имеющий ухо (слышать), да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (Откр 2:17).

На Небесах состоится наша личная встреча с Богом. В некоторый момент мы вкусим удовольствие, которое не выразить словами. Мы также получим камень, чистый и совершенный, и на нем будет имя. Наше имя не будет известно ни человеку, ни ангелу, никакому иному существу, но только Богу. Когда мы услышим это имя, то будем знать, что никто иной, как Сам Бог, зовет нас. Мы познаем такой уровень близости и исключительности, подобного которому невозможно найти ни в каком земном опыте личной близости. Его сердце станет нашим, и мы соединимся с Ним. Через это уникальное, исключительное имя придет близость, которую Бог не будет делить ни с кем другим. Его ревнивая любовь охватит нас, защитит и будет с нами вечно. И мы в поклонении уступим Его желанию. Союз будет нерушимым и возвышенным.

Неудивительно, что Бог страдает, когда мы отворачиваемся от него, предпочитая низкие объятия другого любовника. Нет слов, которые могли бы описать весь ужас этого прелюбодеяния и всю глубину Его страдания. Мысль о том, что мы ежедневно пренебрегаем близостью с Ним и с вожделением смотрим на удовольствия, которые предлагает нам идол, потрясает воображение. Как может случиться, что я прохожу мимо превосходного обеда из шести блюд, чтобы с жадностью наброситься на падаль на обочине дороги?

Это предательское отторжение божественной близости воспламеняет Бога: оно вызывает глубокую ревность. Более того, оно причиняет Богу глубокое страдание. Когда мы предлагаем свою исключительную привязанность кому-то другому, ревность терзает Его сердце. Его печаль раскрывается в следующем размышлении о Его непослушном ребенке:

Не дорогой ли у Меня сын Ефрем?

не любимое ли дитя? ибо, как только заговорю о нем,

всегда с любовью вспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь (Иер 31:20).

Божие возмущение наполнено желанием и болью. Когда Он видит нас предающими любовь, Он чувствует гнев, ревность и муку. Эту боль можно услышать в плаче Господа: «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лк 13:34).

Ревнивая любовь Бога одновременно и пугает нас, и привлекает нас к Нему. Его неотступное присутствие. Его яростная ненависть к любому сопернику и Его непостижимая готовность страдать за нас притягивают наши сердца к Нему. Его ревность — наш щит; обещание вечной защиты и страстной исключительности. Это дает нам уверенность, что божественный Влюбленный завоюет Свою невесту.