1. Эмоции: крик души

Наши эмоции являются связующим звеном между нашим внутренним миром и взлетами и падениями жизни. Иногда эта связь более сильная, чем мы можем вынести.

Женщина, мужа которой уволили с работы, с выражением боли на лице рассказывала мне о происшедшем. Я спросил ее, как она себя чувствует. С трудом подавляла в голосе нотки волнения, озлобленности и страха она заявила: «Меня возмущает, что в течение двадцати четырех лет его использовали на полную катушку, а потом выбросили на улицу, чтобы не оплачивать больничные. Сейчас ему пятьдесят четыре. Где он теперь найдет работу? Как мне морально поддерживать его? Это несправедливо».

Мне было кое-что известно о ее жизни. Это была довольно привлекательная, но достаточно своевольная женщина. Ее замкнутый, несколько подавленный муж каждый день, возвращаясь с работы домой, получал от нее очередные указания на вечер. Они вели унылую, ничем не примечательную жизнь, в моральном плане вполне соответствующую Евангельским заповедям. Сейчас потеря работы прорвала дамбу, сдерживающую бурю в их супружеских отношениях, которой они могли бы избежать, если бы повседневные заботы продолжали отвлекать их от пустоты и разобщенности.

Ее искаженное лицо было первым признаком того, что для нее наступает время испытаний. Испытаний вследствие потери не только работы, но и безопасности и престижа. Еще более глубокой потерей была потеря мечты, которую она лелеяла перед замужеством. Она вступала в брак с надеждой, что обретет возможность без страха расслабиться и успокоиться, она мечтала о близости, которая позволит ей наслаждаться своей женственностью. Но мечтами пришлось пожертвовать во имя прочного брака с надежным человеком и обучения детей в университете. Сейчас же выяснилось, что жертва оказалась напрасной.

Я подумал: «Она переживет это. Зачем ей открывать двери чему-то еще?». Открывая свое сердце чувствам, ей бы пришлось бороться с гораздо большим, чем дыры в семейном бюджете. Ей бы пришлось признать то, что их семья распадается. Ей бы пришлось столкнуться с вопросами, которые она никогда не осмеливалась себе задать — о своем муже, о самой себе и о Боге.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ

Эмоции связывают наш внутренний мир с внешним. Осознание того, чту мы чувствуем, может заставить нас встретиться с вопросами, которых мы стараемся избегать. Для многих из нас этого достаточно, чтобы не давать воли чувствам. Но отказ от чувств оставляет нас бесплодными и удаленными от Бога и людей.

Эмоции подобны ветру: они внезапно приходят и уходят, часто оставляя беспорядок и разрушение в нашем сознании. Часто оказывается, что мы переживали или слишком сильно, или недостаточно. Наши деструктивные чувства могут выступать, как своевольные и неуправляемые силы. Интеллигентная женщина средних лет недавно рассказала мне:

«Каждый, кто знает меня, скажет, что я сдержанна, уверена в себе и счастлива. Обычно так оно и есть. Но время от времени из-за какого-нибудь незначительного события во мне вдруг вспыхивает дикая злоба. Иногда же, когда я узнаю, что кто-то из знакомых переживает тяжелые времена, меня вдруг охватывает жуткая тоска, которая преследует меня много дней. Я знаю, что слова «дикая» и «жуткая» слишком сильные. Это бывает со мной, к счастью, редко, но, когда все-таки случается, более подходящих слов просто не найти».

Эмоции представляются нам наименее надежными и в то же время наиболее влиятельными силами, направляющими нашу жизнь. Порой мы чувствует себя превосходно. Уверенность в себе и хорошие новости плавно вводят нас в новый день; мы энергично беремся за сложными задачи и достигаем успеха. В другое время мы можем переживать эмоциональный спад, который не можем объяснить и беспомощны преодолеть.

Мы тратим слишком много сил, пытаясь плыть на гребне волны над бурлящими внизу эмоциями. Как же нам следует поступать с эмоциональными подъемами и спадами? Почему мы либо игнорируем наши чувства, либо отбиваемся от них как от врагов?

ПОЧЕМУ ЭМОЦИИ БЫВАЮТ СТОЛЬ НЕПРИЯТНЫМИ

Одно из объяснений того, почему мы уклоняемся от наших чувств, состоит в том, что они причиняют боль. Обидно чувствовать обиду. Стыдно чувствовать стыд. Горевать об утрате — только усиливать горе. Но тогда почему же мы пытаемся уклониться от добрых чувств? Одна женщина рассказала мне, что она чувствует легкий страх всякий раз, когда начинает надеяться.

Возможно, лучшим объяснением того, почему нам так трудно переживать наши чувства, является то, что все эмоции — и положительные, и отрицательные — приоткрывают дверь в природу реальности. Все мы хотим избежать боли, но еще больше мы хотим убежать от реальности.

Даже когда жизнь прекрасна, радость лишь мимолетна, и ее краткое появление только усиливает наше желание еще раз испытать ее. В самой радости скрыта ее печальная незавершенность, поскольку даже в высшей ее степени она всего лишь жалкая тень той радости, для которой мы предназначены. В результате мы никогда не бываем полностью удовлетворены нашей жизнью независимо от того, как идут дела. Предвкушение радости и успеха неизбежно сопровождается разочарованием и печалью.

Эмоции подталкивают нас к трагическому пониманию того, что мы пока еще не дома. И если это утверждение верно для наших самых приятных моментов, разве это не должно быть в большей степени верным для наших болезненных воспоминаний и переживаний?

Мы никогда в полной мере не насладимся тем, что нам предназначено, пока не будем на Небесах. Но не так легко осознать трагедию грехопадения и нашу удаленность от небесного дома. Павел описывает такое осознание, как внутреннее «стенание», сравнивая его с муками роженицы:

Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим 8:22-23).

В каждый момент вся земля охвачена муками деторождения. В той или иной форме все мы стенаем в ожидании. Однако часто мы бываем глухи к стонам других.

Муж одной из моих клиенток был пресвитером в церкви, большим любителем богословских книг, искренне верующим, хорошим семьянином. Но однажды, после почти двадцати лет супружеской жизни, он пришел домой и объявил, что уходит от жены. «Я никогда не был счастлив, — заявил он. — Я никогда ничего не делал только для себя. Я устал чувствовать себя лицемером. Я встретил женщину, которая принесла в мою жизнь радость. Прости, что причиняю тебе боль, но я чувствую, что только теперь начинаю по-настоящему жить».

Мне часто приходится общаться с людьми, испытывающими боль, но лицо этой женщины до сих пор преследует меня. Она отчаянно хотела получить помощь и совет, гораздо сильнее, чем хотела жить. И хотя ее сердце разрывалось от горя, ее слова были пустыми и плоскими, она была закрыта для любой надежды, которая могла привести ее к еще большей боли. Она не хотела испытывать мук осознания реальности. Все, что она хотела знать, это как ей стать женщиной, муж которой счастлив быть с нею.

Жизненные страдания иногда разрушают нашу личность. Когда мы переживаем боль, наше глубочайшее желание — избежать ударов судьбы, предательства и утрат. В отчаянии каждый из нас по-своему старается притупить силу своего стенания. Мы можем прибегнуть к эмоциональным реакциям, которые помогают нам справиться с болью. Например, многие мужчины находят, что им легче испытывать гнев, чем душевную боль. А многие женщины находят, что безопаснее чувствовать душевную боль или смущение, нежели гнев. Мы подпираем нашу ослабленную житейскими неурядицами уверенность в себе и избавляемся от растерянности, прибегая к гневу. Мы оправдываем наше бегство смущением и страхом. Мы избегаем печали, избирая стыд; мы обходим утрату, переключаясь на ревность. Иначе говоря, мы пытаемся спрятаться от эмоций, причиняющих большее страдание.

Другой способ притупить силу нашего внутреннего стенания — уклонение от эмоций. Для многих сильные чувства — редкое и малознакомое явление. Их внутренняя жизнь характеризуется холодностью, граничащей с равнодушием. Очень жаль, но такое состояние нередко ошибочно принимается за доверие к Богу: во многих кругах сильные чувства не одобряются как якобы бездуховные. Вы считаетесь близким к Богу, если способны выдерживать трудные испытания с отстраненностью и внешне бесстрастной уверенностью.

Однако часто недостаток эмоций — просто результат черствости и самонадеянности. Священное Писание открывает нам, что во многих случаях бесчувствие бывает результатом отказа повернуться лицом к скорбям жизни и жажде Небес; это не признак зрелости, а скорее — дьявольская гордыня (см. Ис 47:8; Откр18:7). Отказ принять свои эмоции часто является попыткой сохранить иллюзию безопасности мира. Это попытка жить с Богом, Который не облегчает наши страдания.

Присутствие разрушительных эмоций, которые кажутся неуправляемыми, не обязательно признак болезни, греха или психологической травмы. Оно может быть признаком того, что в сердце что-то не в порядке — в смысле отношения с Богом. Следовательно, мы должны рассматривать наши эмоциональные взлеты и падения не как проблему, которую надо решить, но как крик, который необходимо услышать.

ПРИСЛУШАЕМСЯ К НАШИМ ЭМОЦИЯМ

Эмоции открывают дверь трудным вопросам. Имеет ли жизнь смысл? Есть ли какой-то смысл в моих страданиях? Почему хорошие отношения когда-нибудь заканчиваются? Благ ли Бог? Если мы действительно хотим понять самих себя и, что более важно, познать Бога, мы должны прислушиваться к нашим эмоциям.

Но есть легион голосов, который советует: «Не обращай внимания на свои чувства. От них тебе будет только хуже. Просто возьми себя в руки, покайся в отрицательных эмоциях, следуй вере, выбери правильный путь — и увидишь, что эмоции послушно пойдут у тебя на поводу». Правы ли эти голоса? Разве проблема состоит в том, чтобы приручить свои эмоции и стараться день за днем чувствовать то, что «положено»?

Наш внутренний мир необычайно сложен. По Божиему замыслу мы — творение комплексное. И вдобавок к тому наш внутренний мир искажен в результате грехопадения. По Божественному вдохновению Иеремия предостерегает: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер 17:9). Очевидно, что принять решение управлять нашими эмоциями много проще, чем действительно управлять нашим внутренним миром.

Псалмопевец призывает нас размышлять над нашим внутренним миром, не пренебрегать им. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» — многократно вопрошает он. Пренебрегать нашими эмоциями — значит повернуться спиной к реальности; но если мы прислушиваемся к эмоциям, то они вводят нас в реальность, где мы встречаем Бога.

Если мы хотим познать Бога, мы должны уметь обращаться с нашими чувствами так, чтобы понять, какие страсти нами правят. Ничто не выводит на свет страсти, правящие нашим сердцем, столь точно, как наши эмоции. А в Священном Писании нет другой книги, которая показывает наши эмоции так образно и ясно, как Псалмы. В следующей главе мы увидим, как в Псалмах выражено словами то, что мы хотели бы принести Богу, как крик нашей души.

ЭМОЦИИ ГОВОРЯТ НАМ О СОСТОЯНИИ НАШИХ ОТНОШЕНИЙ С БОГОМ

К чему нам следует прислушиваться в наших эмоциях? Нам следует прежде всего определять, куда устремлено наше сердце. Вопрос: «Что я чувствую?» в действительности можно задать иначе: «Кто я такой? В каком направлении я двигаюсь?».

Мы чаще всего думаем об эмоциях как об отражении горизонтальных связей — наших отношений с людьми. Но в более глубоком смысле эмоции открывают нам то, что происходит в вертикальном направлении: они приводят нас к вопросу: «Каковы мои отношения с Богом?».

Движения сердца могут быть проверены и оценены в свете многих критериев, но все оценки в конце концов сводятся к тому, приближаюсь я к Богу или удаляюсь от Него; иду я к Богу с благоговением и благодарением или удаляюсь от Него к ложным богам, которых создал я сам.

Эмоции — голос, которым говорит наше сердце. Чтобы понять наши глубочайшие страсти и убеждения, нам следует научиться прислушиваться к голосу нашей души.

Однако часто мы отказываемся слушать — когда отказываемся чувствовать, искажаем наши чувства или бежим от них. Мы пытаемся избавиться от всего беспокоящего нас, чтобы обрести хоть какой-то контроль над нашим внутренним миром. Мы пугаемся и стыдимся того, что просачивается в наше сознание. Не обращая внимания на наши сильные эмоции, мы лжем самим себе и теряем прекрасную возможность познать Бога. Мы забываем, что изменения приходят только тогда, когда мы по-настоящему честны перед собой и уязвимы перед Богом. Лишь вслушиваясь, вникая в господствующие над нами страсти, мы получаем надежду искупления нашего внутреннего мира.

Слушание — первый шаг к изменению деструктивных эмоций. Стремитесь ли вы к Богу? — об этом расскажут ваши эмоции. Следуете ли вы за ложными богами? — ваша эмоциональная жизнь будет надежным компасом, указывающим направление стремлений вашей души. Каким же образом это происходит? Можно, конечно, предположить, что добрые чувства — знак верного следования за Богом, а злые чувства — знак идолопоклонства. Но если бы это было так просто! Мы не можем наклеить на наши эмоции ярлыки: положительная — отрицательная, добрая — злая. Не можем и «починить» наши эмоциональные проблемы, как если бы это были сломанные игрушки.

Мы можем, однако, рассматривать наши эмоции с точки зрения того, ведут ли они нас к встрече с Богом или уводят от того, чтобы все больше полагаться на Него и доверять Ему. Мы можем прислушиваться к тому, что они говорят нам о нашей борьбе. Эмоции — как связные с передовой боев, и если мы внимательно к ним прислушаемся, то научимся успешному ведению войны. Как правило, наше желание — убить этих связных.

Прислушивание к нашим эмоциям требует понимания языка нашего сердца. Этим мы и займемся в последующих главах: будем изучать язык сердца, узнавая, как наши эмоции, в особенности самые неприятные, раскрывают наши самые сокровенные вопросы о Боге. И в итоге мы узнаем, как эти несовершенные эмоции могут дать нам бесценное и единственное в своем роде откровение о характере Бога.

Эмоции — сложная тема. Если вы взяли в руки эту книгу потому, что хотите узнать, как обрести спокойствие и облегчение в нашей достаточно сложной жизни, вы будете разочарованы. «Мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп 4:7), возможен, однако в большинстве случаев он является редким пристанищем, обретенным только после борьбы и осознания состояния наших отношений с Богом и с действительностью.

Следовательно, не стоит предполагать, что в усмирении ваших бурных эмоций лежит ключ к встрече с Богом. Именно среди всех перипетий жизни строится основание для явления Его света и надежды. Отсутствие душевного волнения для нашей души страшнее, чем его присутствие. Бог принимает нас в нашей слабости, а не в нашей силе. Он утешает плачущих, а не тех, кто выше душевных бурь. Чаще Он открывает себя в мрачные, а не в счастливые моменты нашей жизни.

Эта книга приглашает в путешествие, которое поможет выявить сокровенные вопросы сердца. Вы не получите ответов, облегчающих жизненную борьбу. Но вы можете встретиться с Личностью, с Самим Богом, который с радостью использует тьму вашей душевной бури, чтобы открыть в ней великолепие Своей безграничной благости. В надежде, что вы встретите Бога, мы призываем вас не бояться окунуться в эмоции гнева, страха, ревности, отчаяния, презрения и стыда, которые стремятся преобразить вас.