5. Праведный гнев: нападение на несправедливость

Нападение не было серьезным. Мои слова можно было бы счесть невинным замечанием, но они были пропитаны сарказмом. Я (Дэн) совершил ошибку, в результате которой были потеряны деньги и время. Я сказал Сьюзен, моей секретарше: «Если вы станете тратить меньше времени на обед, то через год мы сможем возместить убытки». Это было быстро произнесено и так же быстро (мною) забыто. Однако несколько дней спустя Сьюзен попросила уделить ей несколько минут. Как только мы сели, она спросила: «У вас есть какие-нибудь претензии к моей работе?» «Совершенно никаких, — ответил я. -А что произошло?» «Во вторник, — объяснила она, — вы сделали замечание по поводу моего обеда, и я решила выяснить, связано ли оно с качеством моей работы или было результатом вашего плохого настроения».

Я почувствовал сильное замешательство. У меня в памяти всплыло мое замечание, и мне захотелось, чтобы Сьюзен куда-нибудь исчезла. Я заверил ее, что у меня нет к ней никаких претензий, что я в восторге от ее работы и от ее отношения ко мне и к нашему служению. Я надеялся, что мой «комплимент» поставит точку в нашем разговоре, а предложенный мной подарок похоронит мое неумное замечание. Но она была в гневе. Она не приняла моего подарка и не удалилась, танцуя от радости, из комнаты. Вместо этого она наклонилась ко мне и сказала: «Я иногда не могу определить, что скрывается под вашими насмешками: желание пошутить или злоба». Ее глаза были полны боли и гнева.

Я решил не обижаться и согласился, что, действительно, иногда определить бывает довольно трудно. Но она продолжала: «Я не понимаю, как в вас могут совмещаться глубокое желание подражать Господу и легкость, с которой вы оскорбляете других». Я был ошеломлен сильным напряжением, звучавшим в ее голосе, и добротой в ее глазах. Я был готов убежать, спрятаться, заплакать, ударить, но вместо этого ощутил себя разоблаченным и услышал приглашение поразмышлять о том, как Бог действует в моей жизни. Гнев Сьюзен был праведным и спасающим. Но, увы, такой гнев редко встречается в этом мире.

Праведный гнев предостерегает, призывает, а иногда и ранит для великого дела спасения. Его сила направлена не на оборону или мщение, и он пронизан печалью, полной желания и надежды. И что более всего важно, праведный гнев позволяет увидеть нападение как нерешенную проблему между нами и Богом.

ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ ГОТОВ К БОРЬБЕ И ОЖИДАНИЮ

Исходный гнев, вспыхивающий в нас как реакция на обнаруженную несправедливость, может быть как праведным, так и неправедным, и распознать это сразу практически почти невозможно. Однако то, что происходит после первоначальной вспышки гнева, может быть оценено. Праведный гнев печалится и борется с Богом: «Что ты делаешь, Господи? Что я должен понять о Тебе? Что я должен понять о себе, из-за чего я испытываю эту ярость?»

Вслушайтесь в силу гневного замешательства в голосе псалмопевца:

…Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает:

Неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?

Неужели навсегда престала милость Его, и пресеклось слово Его в род и род?

Неужели Бог забыл миловать?

Неужели во гневе затворил щедроты Свои?

(Пс 76:7-10).

Далее фокус внимания Асафа смещается от обиды и гнева на Бога к размышлению о Его характере и Его деяниях (стихи 11-12).

Праведный гнев будет нашей реакцией на боль и несправедливость жизни только в том случае, если мы признаем, что боремся с Богом, и направимся с нашими вопросами к Нему. Неправедный гнев отказывается обратиться к Богу с нашими самыми глубинными вопросами: «Справедлив ли Ты? Позволишь ли Ты злодеям одержать победу? Дозволишь ли им столь несправедливо надругаться надо мной?» Захлестываемый обидой, неправедный гнев отказывается сложить оружие, подождать Бога, обратиться к Нему, чтобы увидеть перспективу. Более того, он чувствует себя вправе взять установление справедливости в свои руки, когда Тот, к Кому обращен его вопль о справедливости, не слышит или не отвечает.

Апостол Иаков так описывает ярость неудовлетворенного желания: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4:2-3).

Когда наши желания остаются неудовлетворенными, мы готовы чуть ли не убивать. И это неизбежно, если мы не перестанем идолизировать наши желания и не сложим оружия перед Богом. Но вот тут-то и загвоздка. Он — Тот, Кто может заполнить нашу пустоту, не делает того, что мы требуем. Он заставляет нас ждать, а ожидание усиливает желание и показывает нашу зависимость, заставляя нас либо довериться Ему, либо восстать против Него.

Неправедный гнев верит в собственные мощь и силу, не желая надеяться на Бога. И не удивительно, что Библия связывает надежду на Бога с готовностью ждать:

Надейся на Господа,

мужайся; и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа (Пс 26:14).

Душа наша уповает на Господа:

Онпомощь наша и защита наша (Пс 32:20).

Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю (Пс 129:5).

Ждать — значит верить в то, что Бог восстановит справедливость. Он удовлетворит наше глубинное, сокровенное желание, но это произойдет в Его время, а не в наше. Сердце, которое выражает праведный гнев, продолжает бороться с замешательством. Но замешательство ведет сердце к Богу, а не побуждает его к побегу от сомнений в догматизм или к выражению обиды в бунте. В борьбе с Богом праведное сердце ждет, когда Бог покажет ему свой характер.

ВЕЛИКОЛЕПИЕ ПРАВЕДНОГО ГНЕВА

Наши темные эмоции — это искаженное отражение истинного образа Бога. Самые безобразные, самые разрушительные эмоции открывают нам нечто о славе Бога; следовательно, они отражают, пусть недостаточно отчетливо, славу и честь нашей человеческой природы. Они похожи на фотографический негатив. Негатив — это инверсия того, что существует на самом деле. Все, что является черным, есть отражение того, что будет светлым.

Чтобы понять характер Бога, мы должны смотреть на то, что открывают наши темные эмоции о Его славе. Как наше неправедное раздражение, разочарование, гнев и ярость отражают славу Бога?

Ярость, направленная на то, чтобы устыдить и уничтожить, является отражением праведного гнева, который, по намерению Бога, мы должны испытывать, чтобы одолеть дьявола и разрушить грех. Гневное желание обладать другим человеком для того, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, является отражением ревности, направленной на защиту других людей, которую, по намерению Бога, мы должны испытывать. Темная сторона нашей личности несет на себе отпечаток Божьего замысла.

Каким же образом темная ярость может являться инвертированной картиной светлого, праведного гнева? Как это ни странно, даже наше неправедное желание разрушить отражает, тем не менее, законную, почитающую Бога ярость. Псалмы наполнены проклинающей яростью. Проклинающий псалом — это кровожадное моление к Богу о сокрушении врага, негодующий вопль, требующий покарать зло:

Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.

Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

от людейрукою Твоею, Господи,

от людей мира, которых удел в этой жизни,

которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих (Пс 16:13-14).

Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею, и низложи их,

Господи, защитник наш (Пс 58:12).

Да изгладятся они из книги живых,

и с праведниками не напишутся (Пс 68:29).

Дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою.

Да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих.

Да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его.

Да не будет сострадающего ему;

да не будет милующего сирот его (Пс 108:9-12).

Блажен, кто возьмет

и разобьет младенцев твоих о камень! (Пс 136:9).

Недостаточно просто увидеть врага поверженным. Псалмопевец желает увидеть его потрясенным, опозоренным, стертым из книги жизни. Пострадать должен не только он сам, но и его дети и жена должны нести бремя его преступлений. А лучше всего, чтобы головы его детей были размозжены о камень.

Христиане стараются никогда не давать волю гневу. Мы научились держаться от гнева на расстоянии, независимо от того, праведный он или неправедный. И бывает ли праведный гнев, в котором полностью отсутствует неправедная мотивация? Разумеется, нет. И равным образом, неправедный гнев всегда будет содержать намек на то, что и как мы должны ненавидеть. Если наш гнев должен сначала приобрести идеальную чистоту, прежде чем мы сочтем его достойным выражения, то лучше уж быть бесчувственными автоматами.

Бывает так, что наш человеческий гнев следует сдержать, но в другое время его нужно выразить. Мы должны надеяться, что в нас будет возрастать гнев праведный, подобный Божиему гневу. Если мы позволим себе присоединиться к Божьей ярости, а затем направим ее на то, что мы должны ненавидеть -зло, грех, уродство, то наши сердца могут открыть новую грань Божьего характера.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГНЕВ БОЖИЙ

Божий гнев парадоксален. С одной стороны, «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс 144:8), с другой стороны, Он — Тот, Кто «послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов» (Пс 77:49). Псалом 77 даже сравнивает Его с пьяницей, который просыпается с похмелья и дает волю Своей горячей ярости: «Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как исполин, побежденный вином, и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их» (стихи 65-66).

Каков же Бог — медлителен он и рассудочен или горяч и импульсивен? Парадокс в том, что Он и тот, и другой. Непросто вызвать ярость Бога, но если она возникла, то она будет горячей, безжалостной и истребляющей. Лучше не испытывать Его гнев.

Божий гнев возникает со святым намерением: вызвать страх («оставьте ваш грех или погибнете») и развенчать тех, кто не внял Его предупреждению. Псалмопевец связывает Божий гнев и наш страх:

Ибо мы исчезаем от гнева Твоего, и от ярости Твоей мы в смятении.

Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.

Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.

Дней лет нашихсемьдесят лет,

а при большей крепости — восемьдесят лет;

и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

Кто знает силу гнева Твоего,

и ярость Твою по мере страха Твоего?

Научи нас так счислять дни наши,

чтобы нам приобрести сердце мудрое (Пс 89:7-12).

Божия ярость соразмерна страху, который мы должны испытывать перед Ним. Если мы отказываемся поклониться Ему, мы встретимся с Его гневом, развенчивающим нашу кажущуюся независимость от Него. Псалмопевец заявляет, что под тяжестью Божьего гнева тает его здоровье (Пс 37:1-4); он не может двигаться (Пс 87:8-9); он шатается, как человек, которого заставили испить чашу Божьего гнева (Пс 59:1-5). Божий гнев опровергает нашу самодостаточность и побуждает нас считаться с Ним.

Божий гнев предупреждает, приглашает измениться и, если мы не послушались, карает. Гнев — это орудие власти. Это голос силы, которая бросает вызов хаосу, уничтожает грех и исправляет уродство.

Но что, однако, самое непостижимое, так это то, что вся сила Божией ярости против греха направлена не на нас, а на Него Самого. Он обещает приготовить надменному питье в виде пенящейся чаши Своего гнева — отражение яростной ненависти Бога ко греху. Надменный пошатнется и умрет. Но Тем, Кто выпил эту горькую, пенящуюся чашу гнева, был Иисус. Это за пределами нашего понимания: Бог-Отец поднялся против Своего Сына, и на это время единство Троицы было расколото тяжестью Божиего гнева. В результате нам обещано, что мы никогда не понесем тяжести Его потрясающей ярости, поскольку она уже излилась на совершенного человека — Его прославленного Сына.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ НЕПРАВЕДНОГО ГНЕВА

Наше желание разрушать может когда-нибудь отразить Божию ненависть ко всему тому, что искажает Его славу и Его творение. Он приглашает нас восхититься Тем, Кто принял на себя Его ярость, и возрадоваться, что она не пала на нас. Далее, Он приглашает нас излить наш гнев перед Ним, так чтобы в итоге наш гнев мог быть направлен на того, кто более всего его заслуживает — на дьявола.

Как же нам поступать с нашим гневом? Следует ли нам просто назвать наш неправедный гнев плохим, отвернуться от него и принять решение стать добрыми? Это, конечно, было бы неплохо, но нас приглашают сделать намного больше: нас призывают размышлять и восхищаться. Псалмопевец говорит нам, что, если мы гневаемся, мы должны успокоиться и размышлять. Нам не предлагают просто устранить наши разрушительные чувства и заменить их созидательными. Нас приглашают быть готовыми к ожиданию и размышлению.

Остановитесь

Покорись Господу и надейся на Него.

Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.

Перестань гневаться и оставь ярость;

не ревнуй до того, чтобы делать зло (Пс 36:7-8).

Если вы злитесь, не спешите. Остановитесь, сядьте, не двигайтесь. Гнев — это катализатор, который побуждает нас к битве. Большинство битв, в которые нас втягивает гнев, не стоят пролития нашей крови. Неправедный гнев никогда не расширит наших сердец для Бога или для людей, если мы не готовы пройти через процесс его обеззараживания. Обеззараживание гнева — это мучительная борьба с желанием ударить и принятием решения не изливать свой гнев на другого человека. Остановитесь. Останьтесь наедине с вашим гневом, позвольте ему бить и трепать вас, подобно сильному ветру или проливному дождю.

Ждите

Ожидание не отрицает и не притворяется. Это не просто минутный перерыв. Это проникновение в саму почву, которая взрастила гнев против Бога за то, что Он не являет нам немедленно Свою справедливость и благость. Приняв решение остановиться, мы идем дальше конкретной ситуации — к Богу, Который представляется нам безмолвным, далеким и настроенным против нас.

Очевидно, что отказ от действий сохраняет нас от последствий опасного впадения в гнев, но его истинная цель — привести нас к более глубоким отношениям с Богом.

Размышляйте

Гневаясь, не согрешайте,

размыслите в сердцах ваших на ложах ваших

и утишитесь (Пс 4:5).

Гнев должен приводить нас к молчаливому размышлению, а не к прямому действию. Обычно гнев — это стартовый пистолет, который дает нам сигнал выскочить из укрытия, чтобы управлять, поглощать, разрушать. Вместо этого гнев должен давать сигнал сесть и подумать. О чем следует думать?

Подумайте о ваших желаниях. Чего вы хотите на самом деле? Вы охвачены страстью управлять, поглощать и разрушать. Но не возникла ли эта страсть из спасительных побуждений? Не существует ли в вас более глубокого желания предупредить, заставить измениться и наказать грех, чтобы уничтожить уродливую раковую опухоль, растущую в человеке, ранившем ваше сердце? Если нет, то подумайте о причине ожесточения, препятствующего спасительным побуждениям вашего сердца.

Подумайте о ваших грехах. Иисус советовал, чтобы мы разглядели бревно в своем собственном глазу, прежде чем браться за удаление соринки в чужом. Все недостатки или излишества, которые мы ненавидим в других, мы должны так же ненавидеть в себе. Если мы ненавидим их грех более нашего собственного, мы всегда будем неправедными. Если же мы ненавидим грех в наших собственных сердцах более того, что мы видим в их сердцах, мы будем возрастать в спокойной терпеливой скорби истинно праведного гнева.

Размышляйте о Боге. Какой бы ни была ваша ярость, она лишь пылинка по сравнению с той яростью, которую испытывал Бог и которую Он направил на Своего Сына ради нас. Если ваша ярость побуждает вас ударить кулаком по столу, считайте свой удар напоминанием о том ударе, который Отец нанес Своему Сыну. Для того чтобы наш гнев становился все более праведным, необходимо возрастать в почитании Бога.

Размышления о характере Бога не усмиряют гнев, они углубляют его. Наш гнев, направленный на человека или предмет, всегда ничтожно мал; это означает, что его следует повернуть против всего злого и всего грешного — начиная с нашей собственной несостоятельности в любви. Чтобы углубить праведный гнев, мы должны учиться тому, что значит присоединиться ко гневу Божьему.

ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРАВЕДНОГО ГНЕВА

Как выглядит праведный гнев? Чего он надеется достигнуть?

Праведный гнев предупреждает, приглашает измениться и ранит. Истинный гнев парадоксален: он обладает силой причинить боль, но горит желанием примирения, он отважен, но в то же время сострадателен.

Праведный гнев обличает. Это предупреждение неосторожному: впереди опасность! остерегайся! поступая так, ты можешь надругаться над любовью, причинить вред себе и другим.

Мы никогда не вправе лишать других свободы выбора и ответственности за него. Но у нас есть привилегия — мы можем привлечь внимание к потенциальному ущербу, не лишая при этом права сделать выбор. Те, кто предаются неправедному гневу, подавляют свободу, чтобы не остаться опустошенными. Праведный гнев никогда не подавляет выбора, он просто выявляет потенциальную возможность болезни.

Когда Сьюзен пришла ко мне, чтобы спросить о моих претензиях относительно ее работы, она обличила то зло, которое я причинил ей. Обличение — это не резкое ответное (в ответ на нападение) замечание, скорее это смелая конфронтация, показывающая, что нападение не достигло своей цели — не обрело незаконную власть. Мое замечание об обеденных перерывах Сьюзен, в сущности, наказало ее за мой финансовый промах. Ее вопрос выявил несостоятельность моего нападения и заставил меня признать, что у меня нет претензий к качеству ее работы. Она противостояла моему нападению и обличила мой грех.

Праведный гнев приглашает измениться. Он видит, каким станет человек после того, как высокомерие, управляющее его сердцем, будет вскрыто. Гнев — это хирургический инструмент, предназначенный для уничтожения уродства и восстановления красоты. В руках того, кто умеет любить и знает, что такое истинная красота, нож праведного гнева — это орудие возрождения.

Мы можем пользоваться орудием праведного гнева, только если верим в чудо искупления. Это не знание об искуплении, не интеллектуальное согласие на него, это вера, рожденная в следовании за Богом, Который перевернул наши сердца «вверх тормашками» в радости, горе, смущении и удивлении. Разумеется, наши сердца могут сражаться с горечью, но в них будет присутствовать готовность благословить оскорбителя.

Желание благословить и увидеть искупление будет переживаться отчасти как муки родовых схваток. Боль Сьюзен за меня и ее надежда увидеть меня борющимся с собственной несостоятельностью затронули меня больше, чем обличение агрессии. Слезы моей секретарши смягчили ее гнев и сделали так, что я оказался не в состоянии ее игнорировать.

Это бесценный дар — спасительно гневаться на того, кто оскорбил вас. Намного проще вообще не чувствовать гнева. Но отсутствие гнева — это решение остаться безучастным ко греху.

Праведный гнев необходим, когда мы видим попрание Божьей славы. Проще замаскировать свой гнев занятостью или даже отрицать его, обвиняя самих себя. Безопаснее просто почувствовать легкое раздражение, а затем удалиться и внутри себя раздувать обиду. Праведный гнев выходит за пределы личной обиды, чтобы пригласить оскорбителя бороться с нанесенным ущербом и идти дорогой возрождения.

Праведный гнев должен делать больше, чем просто приглашать оскорбителя измениться; он должен пригласить его изумиться тому, куда Бог направил Свой потрясающий гнев. Это может быть сделано только в том случае, если наш гнев пропитан печалью о наших утратах, скорбью об утратах оскорбителя, но прежде всего печалью за Божию боль, которую Он чувствует, когда Его творение борется против самого себя. Наша боль — это мост к пониманию боли Бога. Он скорбит и о жертве, и о преступнике. Он чувствует печаль за боль Своих детей, Его огорчает высокомерие, присутствующее во всяком грехе.

Праведный гнев ранит. Праведное негодование может быть сильным, но оно никогда не проявляется как простой взрыв ярости и никогда не извергает обвинений и оскорблений. Оно ранит для того, чтобы исцелить. Фредрик Бехнер описывает друга как человека, который наносит раны и сам тут же получает их. Праведный гнев — это ранящий удар, который наносится для того, чтобы сделать прививку другому человеку от потенциально большей беды. В этом смысле праведный гнев похож на наказание наших детей. Он причиняет боль для того, чтобы избавить их от более серьезной беды.

Разрушительный гнев преображается в праведный гнев с нашим возрастанием в ненависти ко злу и в любви к добру. Чтобы гореть праведным гневом, мы должны быть снедаемы святым страхом Божиим.