9. Как узнать себе цену

«И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву. Голод же сильный был в Самарии. И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный, и когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою. И сказал Ахав Авдию: пойди по земле ко всем источникам водным и ко всем потокам на земле, не найдем ли где травы, чтобы нам прокормить коней и лошаков и не лишиться скота. И разделили они между собою землю, чтобы обойти ее: Ахав особо пошел одною дорогою, и Авдий особо пошел другою дорогою. Когда Авдий шел дорогою, вот, навстречу ему идет Илия. Он узнал его и пал на лице свое и сказал: ты ли это, господин мой Илия? Тот сказал ему: я; пойди, скажи господину твоему: «Илия здесь». Он сказал: чем я провинился, что ты предаешь раба твоего в руки Ахава, чтоб умертвить меня? Жив Господь Бог твой! нет ни одного народа и царства, куда бы не посылал государь мой искать тебя; и когда ему говорили, что тебя нет, он брал клятву с того царства и народа, что не могли отыскать тебя; а ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь». Когда я пойду от тебя, тогда Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда; и если я пойду уведомить Ахава, и он не найдет тебя, то он убьет меня; а раб твой богобоязнен от юности своей. Разве не сказано господину моему, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господних, как я скрывал сто человек пророков Господних, по пятидесяти человек, в пещерах и питал их хлебом и водою? А ты теперь говоришь: «пойди, скажи господину твоему: Илия здесь»; он убьет меня. И сказал Илия: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! сегодня я покажусь ему. И пошел Авдий навстречу Ахаву и донес ему. И пошел Ахав навстречу Илии» (3 Цар. 18:2-16). В этих нескольких библейских стихах очень ярко вырисовывается фигура одного из ближайших царедворцев Ахава — Авдия. Последний занимал одну из высших должностей в правительстве. Позднее эта должность будет именоваться как первый министр^). Или, говоря современным языком, премьер-министр. Безусловно, такая должность давала ему все, о чем может только мечтать обычный человек: власть, деньги, угождение любым прихотям. Нахождение на этой должности также свидетельствовало о том высочайшем доверии, которое к нему имели Ахав и Иезавель. Без этого доверия на Древнем Востоке занимать подобную должность было бы просто невозможно. И вот, этот человек, который имел все, дает приют Господним пророкам. Он дает приют тем людям, которых объявили своими личными врагами царь и царица. Он дает приют людям, за головы которых назначена награда. Понимал ли он, чем рискует? Несомненно. Более того, всю опасность данной ситуации он понимал лучше, чем кто-либо, ибо он лучше всех знал зловещий и кровожадный характер Иезавели. Он лучше, чем кто бы то ни было, знал систему доносов и шпионов, столь популярную в ближневосточных монархиях, да и не только в них. Он понимал, что у него намного больше, чем у кого бы то ни было, существует завистников, недоброжелателей, людей, мечтающих занять его место и потому очень зорко следящих за каждым его шагом и малейшими промахами. На Востоке же, чтобы впасть в немилость и быть немедленно казненным, не требовалось длительных судебных процессов. Одно слово царя, лишь заподозрившего своего министра в измене — и голова летела с плеч. А еще чаще дело заканчивалось зверским пытками и обезображиванием подозреваемого, которому отрезали уши, нос, выкалывали глаза. Подобная участь ждала и его семью, причем часто это понятие распространялось не только на ближайших родственников, но и почти на весь род. Расправа над Авдием тем более должна была бы быть ужасной, ибо Ахав и Иезавель безгранично верили ему и потому, узнай они, что он втайне от них прикрывает тех, кого они люто ненавидят, реакция их была бы ужасной. Но Авдий, несмотря на все это, продолжает укрывать пророков. Он боится Господа. Он понимает, что не случайно ему доверена столь высокая должность. Спустя несколько веков, Мардохей, обращаясь к царице Есфири с призывом спасти иудейский народ, скажет: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:14). Люди очень часто завидуют власть предержащим или просто тем, кто имеет больше, чем они, кто стоит выше на социальной лестнице. Часто люди, хотя порой и не открыто, задают Богу вопрос: почему они имеют, а я нет? Почему у него такая квартира, а у меня нет? Но давайте в этот момент вспомним, что кому много дано, с того много и спросится. И второе, поступили бы мы также, как это сделали в годину кризиса Авдий и Есфирь? Люди склонны завидовать им, как завидовали многие министру и царице, желая с удовольствием оказаться в их дворцовых чертогах, в окружении толпы слуг. Но пожелали бы мы оказаться перед тем выбором, перед которым оказались Авдий и Есфирь? Когда на одной чаше весов — власть, благополучие, а на другой — лишь только надежда на Божью Милость. Но если для одних — это лишь надежда, то для верующих в Господа — это самое важное, это куда более главное и прочное, чем все человеческие ценности и должности. Недаром, давая определение вере, апостол Павел пишет: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Имеем ли мы такую веру? Ибо только людям, имеющим ее, Бог и может вверить многое. И вот на протяжении долгих месяцев, находясь каждый день на волоске от гибели, Авдий укрывает пророков. Второй чертой характера, помимо глубочайшей веры в Бога перед лицом реальной смерти, у Авдия было смирение и простота. Встретив Илию, он падает перед ним, выражая тем самым высшую форму почтения, какая только существовала на Востоке. Он, первый министр, на глазах многих людей падает ниц перед человеком, которому объявлен смертный приговор, перед человеком, который стоял на десятки ступеней социальной лестницы ниже, чем он. Более того, Авдий называет его «Господин мой, Илия». Вновь признак высочайшего уважения на Востоке. Находясь у кормила власти, он остался Человеком. Как часто это испытание властью, будь то духовной или мирской, не выдерживают люди, меняясь прямо на глазах, превращаясь из простых и открытых людей в высокомерных и заносчивых. Меняется тон голоса, появляются покровительственные нотки, некоторое неудовольствие, подчеркивание чрезмерной занятости, «металл» в голосе. Забыв, откуда они вышли, порой из слоев очень простого народа, они считают, что заграничный костюм и высокомерие принципиально меняют их. Как больно, когда вчерашние ученики не узнают своих учителей. Невольно вспоминается гоголевский герой Чичиков, который своему бывшему учителю, несказанно обрадовавшемуся встрече с ним, вместо теплых слов приветствия высокомерно протянул деньги. Особо плохо, когда это высокомерие проявляется в людях при избрании на любое служение в церкви: дьякона, пресвитера, секретаря и т. д. Христос, пророки и апостолы никогда не завоевывали себе авторитета и уважения при помощи высокомерия, грубости и деланной занятости. Авторитет завоевывается не должностью, не деньгами, а повседневной жизнью, повседневными делами, которые видят люди и Бог. И вот, встретившись с Илией, Авдий слышит, как тот говорит о повелении явиться пред лицо Ахава с вестью, что он, Илия, здесь. Авдий вначале говорит ему о том, что выполнение этого может привести его к неминуемой смерти, ибо это уже открытый вызов царю. Но получив ответ Илии, Авдий идет к Ахаву. Идет к царю, чтобы сообщить, что к тому направляется его смертельный враг, которого он, Авдий, даже не потрудился задержать. По-человечески, это было равносильно смертельному приговору. Но Авдий верил своему Богу, он доверял Ему. Он знал, что вся жизнь человека находится в Его Божественных руках, и что даже каждый волос на голове сочтен, и что может произойти лишь то, что допустит Бог. Ибо жизнь и смерть в Его руках. Сегодня редко перед кем из нас стоит подобный выбор. Но часто нам кажется, как в свое время и апостолу Петру, что мы выстоим в подобных ситуациях. Однако, когда случается и куда меньшее испытание, то мы падаем. «С высокой горы он показывает Иисусу все царства и славу их и, как князь мира, предлагает их Тому, Кто был деревенским плотником, взамен одного действия признательности. Он говорит Иисусу: «все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне». «Царства мира и славу их!» Есть люди, которые говорят, что их не соблазнит никакое царство. Легко может статься, потому что не нужно царства, а достаточно гораздо меньшего… мы ценим себя гораздо ниже, продаем наш товар за всякую подходящую цену. Можно купить нас дешево. Не надо возводить на горную высоту, .. .довольно невысокой колокольни, какая найдется в городе, но что говорить далее? Довольно поставить нас у окна или у дверей наших домов и пообещать дать то, что мы видим, — и мы поддаемся искушению, и будем благодарить искусителя. Ничтожная монета, пара сапог, всякая безделица могут заставить нас преклонить колена перед дьяволом». Во сколько же мы лично оцениваем себя, свою вечную участь, за сколько и за что можно нас купить? Авдий же жил по принципам, которые спустя века Христос сформулирует в следующих словах: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).