23. Встреча с судьбой

И вот, наконец, царский посланник прибыл к Михею с царским повелением явиться во дворец. При этом между этими двумя людьми — пророком Михеем и безымянным царским посланником происходит примечательный разговор: «Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе» (3 Цар. 22:13). Речь царского посланца звучит более чем доброжелательно, она построена таким образом, что будто бы чего-либо особенного от Михея и не требуется: все пророки предвещают царю доброе — и ты скажи. Зачем выделяться? Тем более, что царь очень хочет услышать это доброе. Царский посланник в Библии не назван по имени, и это не случайно, ибо люди, подобные ему, своего имени, по сути, и не имеют. Ибо имя — это не просто, положим, кличка, на которую отзывается даже животное, имя человека — это символ его индивидуальности, его личности, а личность не может быть личностью, если не имеет своего мнения. Люди всегда с большим трепетом относятся к своему имени и даже крайне оскорбляются, когда путают их имя или отчество. А с какой любовью многие выводят свою подпись! С каким наслаждением порой слушают звук своего имени. Но спросим себя: а вправе ли мы вообще носить имя? Ибо если мы не имеем своего мнения, своей позиции, своих взглядов, всегда слепо поддерживая то, что говорят вышестоящие или нужные нам люди, то в имени мы не нуждаемся, так как становимся частью, как это ни неприятно звучит, обычного стада — стада, на совести которого миллионы жизней людей, коих оно обрекло на смерть. Здесь и фанатичные толпы, сжигавшие людей, и маршировавшие под фашистской свастикой, и безропотно голосовавшие на партийных съездах против «врагов» народа. У них у всех не было имен, точнее, они сами отреклись от них. Но мы не будем осуждать этих людей, посмотрев на себя, и спросив себя: когда делается какая-либо подлость, несправедливость — не безмолвствуем ли мы? Умеем ли мы сказать о своем несогласии вышестоящему, а главное, не продали ли мы свою духовную свободу, свою совесть, свою веру религии большинства, только потому, что это религия большинства? На протяжении всей истории христианской церкви мы видим, как дьявол пытался сломить тех, которые желали идти за Христом, говоря им, подобно посланнику Ахава: все так говорят, и вы так говорите, все так веруют — и вы так верьте, все святят воскресенье — и вы святите, все поклоняются иконам — и вы поклоняйтесь, все святят воду — и вы святите. Делайте, как все, не выделяйтесь! В словах Ахавова посланника, несмотря на всю их кажущуюся добродушие, заключена серьезная угроза, предупреждение, которое можно перефразировать такими словами: «Понимаешь, Михей — все говорят царю добрые предзнаменования — что же будет, если ты скажешь плохое? Что для тебя будет, если ты противопоставишь себя всем?» Царский посланник был умным человеком, понимая, что для такого, как Михей, достаточно дать лишь намек, чтобы тот понял все, что его ждет в случае отказа. Михей знал, что представлял из себя царь Ахав и какая судьба постигла сотни Божьих пророков, умерщвленных Иезавелью. «И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь» (3 Цар. 22:14). Этими словами Михей сразу переводит разговор в совершенно иную плоскость. Царский посланник в своей речи говорит, употребляя слова: все, ты. Михей же подчеркивает сразу, что он будет руководствоваться не мыслями «всех», и не своими мыслями, а только тем, что ему скажет Бог. На протяжении веков «Так говорит Господь», «Так написано», «Так говорит Библия» — были девизами искренних христиан. И когда им в прошлом и в настоящем говорили: «Не выделяйтесь, будьте со всеми», они отвечали: «Так говорит Господь», цитируя Священное Писание. Когда сегодня многие говорят о нецелесообразности, несвоевременности и опасности проповедовать о духовной системе Вавилона, о Библейских пророчествах о США, о зарождении ислама — Божьи последователи отвечают: «Так говорит Библия, так говорят ее пророчества». Они говорят, что не осуждают никого, тем более людей и их религиозные чувства — они говорят лишь о том, что об этом на страницах Священного Писания говорит Бог. Более того, Он поместил пророческие вести об этом и в Свою книгу Откровение. Более того, в Библии сказано: «И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:19). Мы часто хотим «улучшить» Божью Истину, «осовременить» ее, сделать ее более компромиссной, более осторожной. Но ведь если бы этого хотел Бог, то Он, наверное, позаботился бы об этом Сам на страницах Своей книги или через вести Духа Пророчества. Часто это наше желание «смягчить» истину обусловлено простым желанием спокойной жизни. Конечно, лучше сидеть и говорить то, что говорят все, говорить в унисон на духовные вопросы и проблемы. Так проще, так легче сохранить престиж. Но в истории Божья церковь и апостолы никогда не были в престиже у этого мира. Со времен патриархов и до наших дней Божья церковь при возвещении Библейских истин терпела, как правило, гонения и переживала невзгоды, а не рукоплескания духовного Вавилона. Безусловно, и в провозглашении истины должен быть разум и молитва о Божьем водительстве. Фанатизм и экстремизм недопустимы, они могут только оттолкнуть еще мало знающих людей от истины. Но в то же время и компромисса в проповедовании истины и пророчеств быть не может. «И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа. И сказал он: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом. И сказал царь Израильский Иосафату: не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое? И сказал (Михей): выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» (3 Цар. 22:15-23). В этих вестях пророка Михея символически представлен ряд духовных механизмов всемирной истории. Ее Господином является Бог, от человека же зависит выбор, где и на чьей стороне быть. И если мы отрекаемся от Бога, уходим от Него, то Он может допустить действие сил зла в нашей жизни. Апостол Павел пишет: «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5). То есть, допуская человеку временные страдания, Бог очищает его этим от скверны греха. Часто Бог допускает человеку возможность идти своим путем, без Него, чтобы тот убедился, к каким последствиям это может привести. Во времена Илии сатана еще имел доступ на небо, потеряв его окончательно после Голгофы. И потому, как и в истории с Иовом, он является на совет небожителей, где Бог, видя окончательное отступление Ахава, допускает духу лжи воздействовать на разум царя через лжепророка, царя, который сам избрал эту ложь и ее духа. Бог много делал для спасения Ахава, долгие годы Он взывал к нему через пророка Илию, как теперь через Михея. Но Ахав избрал другое, он избрал страшного духа лжи. «И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.

И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе? И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться, и сказал царь Израильский: возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, и скажите: так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире. И сказал Михей: если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ!» (3 Цар. 23-28). Как часто и в последующую историю Земли лжепророки проявляли свою якобы ревность по Богу. С каким рвением инквизиторы сжигали еретиков, с каким рвением в монастырских тюрьмах пытали узников, с каким рвением обвинялись во всех смертных грехах те, кто жил по Божьей Истине. И на все это Божьи дети лишь говорили: «Время покажет, кто говорил правду, а кто ложь». И время показывало это всякий раз. Показывало то, что Божьи слова неизменны. Ахав решил вновь поступить по-своему. Смутно, на грани суеверного страха, он опасался слов Михея, и потому решил обезопасить себя от них. «И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень твои царские одежды. И переоделся царь Израильский и вступил в сражение» (3 Цар. 22:30). Как часто люди пытаются спасти себя от Божьей кары человеческими методами. Понимая, что они поступают греховно, что Слово Божье обличает их жизнь, они пытаются уйти от возмездия то с помощью каких-либо ритуалов, омовений, дачи ребенку двойного имени при рождении, или просто, как Ахав, следуют человеческой логике. И действительно, распоряжение царя было разумно. Безусловно, в любом сражении атаке в первую очередь подвергается предводитель войска, именно его в первую очередь хочет уничтожить противник, понимая, что без полководца войско недееспособно. Но жизнь человека — в руках Бога. «Сирийский царь повелел начальникам колесниц, которых у него было тридцать два, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским. Начальники колесниц, увидев Иосафата, подумали: «верно, это царь Израильский», и поворотили на него, чтобы сразиться с ним. И закричал Иосафат. Начальники колесниц, видя, что это не Израильский царь, поворотили от него. А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен. Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу. И провозглашено было по всему стану при захождении солнца: каждый иди в свой город, каждый в свою землю!» (3 Цар. 22:31-36). Итак, «случайность» первая: Иосафата узнают в пылу битвы, узнают, что это не Ахав. Вдумаемся в это: идет сражение, льется кровь, все смешалось в единое месиво. Люди одеты в кольчуги и шлемы, и вот перед сирийцами — царь, который оказывается в их власти. Взмах — и человека не должно быть, но мгновение, случайность, как скажут некоторые, спасает жизнь Иосафату. Второе: Ахав обезопасил себя от верной смерти, переодевшись, дабы не привлекать внимание, но не силен был спасти себя от смерти «случайной», когда «случайно» пущенная стрела «случайным» человеком «случайно» прошла сквозь швы лат. «Случайность» третья: быть может, вовремя уехав с места сражения, Ахав был бы спасен после перевязки ран, но царь понимал, что его бегство с поля боя повлечет за собой поражение его войска и весьма возможно, его позорный плен. И потому он стоял на колеснице до конца, до исхода дня, теряя кровь каплю за каплей, пока, наконец, не испустил дух. «С наступлением ночи сирийское войско отступило к своему стану, а когда войсковой герольд объявил о последовавшей смерти Ахава, то оно повернуло назад к его владениям. Труп Ахава был доставлен в Самарию и предан там земле. Колесница Ахава, которая была загрязнена кровью вследствие ранения царя, была обмыта в источнике Изара, и таким образом оправдалось предсказание Илии: собаки действительно лизали при этом кровь убитого царя, блудницы же обмыли все остальное около этого источника. Вместе с тем Ахав умер, сообразно предсказанию Михея, в Рамафоне. Итак, раз на Ахаве оправдались предсказания двух пророков, мы должны преклониться пред величием Господа Бога, всегда поклоняться Ему и почитать Его; мы никогда не должны предпочитать Истине то, что доставляет нам удовольствие или соответствует нашим личным наклонностям, и нам следует вывести из всего этого, что нет ничего более серьезного, чем пророчества и вытекающие из них мероприятия в будущем, так как путем этих пророчеств Господь Бог раскрывает пред нами, чего нам следует опасаться. Вместе с тем из участи царя Ахава должно также усвоить себе представление о силе предопределения, которое неизбежно, хотя бы оно было нам известно и заранее. Этот рок, правда, иногда обманывает людей, возбуждая в них тщетные надежды на лучшее будущее; но это делается для того лишь, чтобы довести человека до такого положения, в котором легче всего настичь его. Видимо, и Ахав лишь для того настолько был ослеплен, чтобы не поверить людям, предсказавшим ему поражение, и чтобы погибнуть, последовав советам тех, которые предсказывали ему одно лишь ему угодное». То, что многие философы и историки называли роком, встречей с судьбой, представляет собой результат собственного выбора человека. Результат его отказа от Бога, результат его желания идти своим путем. Таков был конец царя Ахава, царя, кровь которого лизали псы и оплакивали блудницы. А какого финала своей жизни ожидаем мы? Ведь наше завтра определяется во многом нашим «сегодня», как и жизнь наших детей во многом определяется нами. Мы все хотим для них счастья, благополучия — но что мы делаем для этого? Обеспечиваем их быт — но этого мало, ибо главное — это тот пример воспитания, который мы оставляем им. Ахав оставил своему сыну Охозии все Израильское царство с его дворцами, крепостями, торговыми путями и золотом. Он оставил ему вроде бы очень много, оставил ему вроде бы то, к чему сегодня стремятся так многие и чего желают оставить своим детям. Но это все не дало счастья новому царю, и даже роскошный дворец из слоновой кости, воздвигнутый Ахавом в Самарии, стал настоящим источником беды для его сына не только в переносном, но и в прямом значении этого слова. Заходящее солнце, вой собак, лижущих человеческую кровь, плач блудниц… Заканчивался еще один день жизни Израильского царства. Каков будет день грядущий, об этом мы узнаем в следующей главе.