25. Молитва о двойной силе

Незадолго до окончания своего служения Илия избирает себе ученика: «И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар (волов) было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил (Елисей) волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему» (3 Цар. 19:19-21). Этот выбор, продиктованный Илии Богом, был, с человеческой точки зрения, необычным. В качестве своего ученика Илия избирает себе человека, внешне вроде бы совершенно далекого от того важного служения, к которому он был предназначен. Елисей не получил специального богословского образования, не закончил особых пророческих школ, не принадлежал к священнической семье и ничем до этого не проявил себя таким образом, чтобы можно было говорить о его духовном даровании. Но воистину Бог не человек! И уже первые сообщения о Елисее, которые нам приводит книга Царств, показывают нам, что это был достойный выбор. Во-первых, Елисей принадлежал к богатой семье, о чем хотя бы говорит тот факт, что его семья обладала 12-ю парами волов, что позволить себе могли лишь очень немногие. У Елисея были отец, мать, словом, он имел все, что нужно для жизни. И вот от всего этого по одному слову Илии он отказывается. Многие ли способны на это? Часто весьма состоятельные люди с болью в сердце расстаются с лишним долларом или гривней, пожертвованных на служение. Мы помним историю юноши, которого Христос призвал следовать за Собой, но который не смог оставить своих богатств. Елисей же оставил все. Сегодня Бог не требует подобной жертвы от каждого из нас, но сам принцип духовных приоритетов остается. И потому нам не лишне проверить свое сердце простым, но очень важным вопросом: не заслоняет ли наше имущество от нас Бога, не мешает ли нам служить Ему? Второе. Елисей не был фанатиком. Он очень любил своих отца и мать, и разлука с ними, безусловно, для него была тяжелой. Но он знал, что его будущее служение нужно и им. Елисей был также заботливым, внимательным человеком, и сделанный им прощальный обед говорит об этом. Он хотел оставить хорошую память о себе тем, с которыми он жил и работал. А какую память о себе оставляем мы, уходя с работы, трудясь на каком-либо месте? Не бывает ли так, что мы ведем себя таким образом, что нам бывает порой неудобно сказать, что мы верующие люди? Часто из-за нас, как пишет апостол Павел, Имя Божье хулится у язычников. Третье. Имея все, будучи богатым наследником, Елисей согласился стать просто слугой Илии, слугой человека, который находился в открытой конфронтации с самим Израильским царем. Слугой человека, который сам не имел ничего. Таким был Елисей. «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон. И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана» (4 Цар. 2:1-7). Еще во времена пророка Самуила в Израиле были основаны специальные пророческие школы, своего рода, как бы сейчас сказали, Духовные академии. Наиболее крупными школами были Галгалская, Вефильская и Иерихонская. Во дни Самуила первыми школами были школы в Раме и Кириафиариме, позднейшая история которых практически неизвестна. Центральными предметами, которые изучались в этих школах, были Закон Божий, Законы Моисея, а также Священная история, поэзия и духовная музыка. Главная цель, которую преследовали эти школы, было развитие у учащихся духа посвященности, служения Богу и ближним. Все преподаваемые предметы были нацелены именно на это, а не просто на изложение каких-либо знаний. Это как раз то, чего не хватает сегодня подавляющему большинству высших учебных заведений, и в том числе, конечно же, духовных, в которых за долгую историю даже богословие превратилось в отвлеченную скучную науку, наполненную малопонятными терминами, оборотами, разбором каких-то незначительных филологических деталей с построением на них обширнейших умозаключений. А ведь истинное богословие, то, которое преподавалось в пророческих школах, было неотделимо от повседневных нужд человека, было понятно каждому благодаря своей простоте и глубине, находилось в неразрывной связи с исполнением Библейских пророчеств, а главное, указывало на грядущего Мессию. Именно благодаря этому пророческие школы выпускали не просто богословов-теоретиков, они выпускали живых верующих, которые становились солью этой земли, служение которых было неотделимо от их жизни, которых отличали любовь к людям, бескорыстие, посвященность Богу. Во многом благодаря этим школам сохранялась вера в народе, и потому усилия Илии были направлены на возрождение этих школ. Каждая наша община может сегодня перенять основные принципы этих пророческих школ, и тогда успех проповеди Евангелия будет гарантирован. «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2:8-9). Итак, Елисей просит себе двойного дара Илии. Это была очень необычная просьба. Действительно, спросим каждый себя: если бы у нас была возможность попросить что-либо у Бога прямо сейчас, сию минуту, то что бы мы пожелали? Здоровья, счастья для детей, хорошую работу, квартиру? И в этом нет ничего плохого или греховного. Но все же ответ Елисея заставляет нас задуматься: он попросил себе силы для успешного служения Богу, для возвещения Его царства. В Свое время Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). То есть если бы люди, то есть мы с вами, искали бы в первую очередь Его Царства и правды, если бы мы более всего желали служить Ему, то и здоровье, и работа, и квартира и пр. приложились бы нам, по крайней мере таким образом, чтобы это было нам в благословение. Но мы начинаем искать не с того, и потому не получаем часто ни того, и ни другого. Но почему Елисей просит вдвойне? Неужели ему было мало той силы, которую Бог явил через Илию, исцеляя сына сарептской вдовы, во время служения на горе Кармил, его твердости и непоколебимости в отстаивании истины перед лицом Ахава и Охозии? Неужели Елисею этого было мало? Быть может, это была тщеславная просьба? Но нет! Ибо ее не называет таковой Илия, а Бог отвечает на эту просьбу. Да и то, что мы знаем о Елисее, указывало на то, что как раз тщеславия у него не было. Более того, эта просьба как раз демонстрирует глубокое смирение и нужду в Боге, которые осознавал Елисей, и которые обусловлены тремя причинами, побудившими Елисея просить Илию дать ему двойную силу. Причины, которые были прекрасно отображены, в частности, на одном из семинаров современного христианского психолога Л. Д. Нейкурс. Первое — это осознание Елисеем собственной слабости. Елисей видел, с какими великими трудностями и проблемами приходилось сталкиваться Илии, сколько для этого нужно было мужества, терпения, любви, настойчивости. Сравнивая себя со своим учителем, Елисей понимал, сколь многого ему недостает, сколь многому ему надо научиться, сколь многое ему необходимо исправить. И потому он просил для себя двойной силы. А часто ли сегодня мы осознаем, подобно Елисею, свою немощь, неподготовленность в выполнении какой-либо работы, служения. Когда речь идет о каком-либо повышении, большинство из нас сразу соглашается на это, воспринимая это чуть ли не как должное. Дух здоровой самокритики и самооценки в современном обществе практически исчез, сменившись самоуверенностью, всезнайством. Более того, чем человек меньше знает и менее способен, тем он более самоуверен, а порой просто нагл. Как бы мог измениться наш мир, если бы хоть небольшой его процент, и начнем в первую очередь с себя, имел бы такую же нищету духа, как Елисей. Второе. Елисей видел то общество, которое окружало его, и которому было необходимо донести весть Евангелия. Нет, он не осуждал этих людей, не ставил себя выше их, он просто видел всю тяжесть их проблем, заблуждений, суеверий, которые с Божьей помощью предстояло решить и изжить. Он видел, сколько сил на это уходило даже у Илии, и потому попросил себе силы вдвойне. Сегодня мы также живем в весьма развращенном обществе, главной особенностью которого в отличие от общества дней Илии является то, что оно стало в тысячи раз развращеннее и циничнее. Если во дни Илии были культы нескольких «разновидностей» бога Ваала: Ваал-Фегора, Ваал-Верифа, Ваал-Зевула и пр., об особенностях которых мы будем говорить далее, то в наши дни этих «ваалов» с различными лицами, постаментами, символами и атрибутами насчитывается огромное количество. И потому нашей молитвой к Богу должна быть сегодня просьба дать силы вдвойне, но по сравнению уже с Елисеем. Ибо нам предстоит жить в самый канун апокалиптических событий. Нам предстоит нести служение в самый критический момент земной истории. Но просим ли мы сегодня об этом Бога? Осознаем ли мы так же остро нужду в Его силе и водительстве, как то осознавал Елисей. Священное Писание подчеркивает, что одной из главных проблем церкви последнего времени будет духовная спячка, самоуспокоенность, самодовольство. И только те, которые подобно Елисею будут стремиться служить Господу, смогут устоять в то страшное время, в которое мы уже практически вступили. Итак, пока у нас еще есть время вознести молитву Богу, прося Его силы, как в свое время просил Елисей, но будет ли время, а самое главное возможность для этой молитвы завтра?..