27. Трудная просьба

Отвечая также Елисею на его просьбу, Илия сказал: «Трудного ты просишь…» Что имел здесь в виду старый пророк? Когда к нам, людям, обращается кто-либо за помощью сделать то или иное дело, помочь в той или иной ситуации, мы действительно часто говорим о трудности в выполнении этой их просьбы. Говорим так потому, что или не уверены в своих силах, или просто не знаем, как помочь. Но выше мы уже видели, что Илия не считал себя каким-то особенным, каким-то сверхгероем. Он явственно осознавал, что источником его силы является только Бог. И Илия это прекрасно понимал и дал понять Елисею, что его просьбу может выполнить только Бог. Но тогда возникает другой вопрос: разве есть что-либо трудное для Бога? И разве просьба Елисея о наделении его особой силой для служения не была по Воле Божьей? Да, для Бога нет ничего трудного, и сама по себе просьба Елисея была угодна Господу, но все же Илия говорит: «Трудного ты просишь». Чтобы разобраться в этом очень важном вопросе, который имеет безусловное отношение, не побоимся этого сказать, к каждому из людей, мы вспомним старое народное изречение, по которому, к сожалению, жило и живет много людей: «До Бога высоко, до царя далеко». Это изречение подчеркивает ту мысль, чтонадо жить, как живется, ибо и до царя далеко, а до Бога, уж тем более, высоко. Причем не удивительно, что эта поговорка появилась в христианское время и у народа, считающего себя христианским. Ибо во многих религиях сегодня, к сожалению, кроме имени Христа осталось мало что от христианства: люди извратили Божий Закон, поклоняясь иконам и статуям, чествуя день солнца вместо Библейской субботы, покупая себе спасение, обоготворяя людей… Причем провозглашают эти лжеучения священнослужители, те, которые очень хорошо знают Библию и понимают, что учат противному написанному. Потому-то с таким рвением они запрещали читать ее долгие века. Они сознательно делали и делают то, что противно Воле Божьей. Но тогда невольно возникает вопрос: а верующие ли они вообще люди? Другие, дорожа собственным благополучием и спокойствием, предпочитают умалчивать «неудобные» Библейские тексты и пророчества. Зачем говорить о папстве, о США, о событиях конца времени, лучше говорить о Божьей Любви, и тогда все будут довольны. Но Христос в книге Откровение говорит: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18-19). И действительно, если убрать тему Вавилона, папства, Великой борьбы из книги Откровение и других книг Библии, то это означает «выхолостить» одну из центральных тем всей Библии — тему Великой борьбы. Сегодня Бог желает провозгласить Трехангельскую весть, которая в себя включает не только тему Божьей Любви, но и Божьего Суда. Сегодня мы живем в христианское время, но мир ведет себя так, как будто не знает Христа вовсе. Люди потеряли, что называется, страх Божий, представляя себе Бога лишь любящим и всепрощающим. Но Библия говорит, что чаша Божьего долготерпения не вечна. Священное Писание провозглашает: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притчи 28:9). Вдумаемся, здесь молитва таких людей названа мерзостью. III Заповедь Божьего Закона провозглашает: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). А как часто сегодня Имя Божье произносится напрасно! Как часто Именем Божьим «освящаются» преступления и лжеучения. Сколько сегодня раздается ложных клятв с упоминанием Божьего Имени. Причем все это, как правило, делают те, которые считают себя верующими. Они, а часто мы сами, не осознаем того трепетного уважения пред Богом, какое имели патриархи и апостолы, реформаторы средневековья. В Библии много раз говорится о том, как ее герои снимали даже обувь на месте Присутствия Божия. Одно событие из истории раннеапостольской церкви также иллюстрирует эту тему. «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это» (Деян. 5:1-11). Анания и Сапфира могли не продавать своего имения, они также могли часть его стоимости оставить себе, но они хотели быть и святыми в глазах людей, и в то же время сохранить свое имущество. Поэтому они сочли совершенно нормальным солгать, взяв при этом себе в свидетели Бога. Но обман открылся, и всей раннеапостольской церкви была явлена и Божья Справедливость, и Божий Суд. Мы часто обращаемся к Богу в молитве как бы между делом, без должного почтения. Мы часто повторяем в своих молитвах фразы типа «Крести нас Святым Духом», «Благослови нас на служение», «Очисти нас Духом Святым». Мы призываем Имя Божье, не осознавая часто той ответственности, которую берем на себя: ведь Бог выступает в Библии и как огонь поядающий: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17); «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него» (2 Цар. 22:9). Бог не терпит ничего нечистого, лжи и обмана, «полупосвящения», «полуслужения» и «полуистины». Суды над Содомом и Гоморрой, допотопным миром, Древним Вавилоном, Римской империей явили эту черту Божьего характера в масштабах целых государств и народов. А поражение смертью Озы, проказой царя Азарии, сумасшествием Навуходоносора и пр. явило это в жизни отдельных людей. Причем большинство из них считали себя верующими людьми и даже ревнителями правды. Поэтому к прошению о силе Святого Духа, о наделении духовными дарами нужно подходить со всей серьезностью. Говоря о причастии, апостол Павел пишет, что его можно принять и в благословение, но и в осуждение, если принимать без должного смирения и почтения пред Богом. Сегодня понятие благоговения и страха Божьего все более и более уходит из христианской церкви, что, кстати, тоже является одним из признаков конца времени. Но пророк Илия понимал важность всего этого, он понимал, какая ответственность ложится на того, кто становится служителем Божьим, он понимал, что это может стать благословением или проклятием для человека. Он понимал всю ту необходимую подготовку и посвященность, какую должен иметь для этого человек. И потому, хорошо зная своего ученика, он ответил: «Трудного ты просишь». Он знал искренность и посвященность Елисея, но будет ли ему по силам та великая ноша, о которой он просил? И Илия отдает эту проблему Богу, сказав Елисею: «И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» (4 Цар. 2:10).